Научная статья на тему '«Их Хэлмэгдуулэлт» - «Великие репрессии» в отношении бурятских эмигрантов'

«Их Хэлмэгдуулэлт» - «Великие репрессии» в отношении бурятских эмигрантов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИХ ХЭЛМЭГДүүЛЭЛТ / РЕПРЕССИИ / REPRESSIONS / МОНГОЛРАБФАК / БУРЯТЫ / BURYATS / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / NATIONAL STAFF / АРАТСТВО / ОБЩИНА / COMMUNITY / IKH KHELMEGDUULELT / MONGOLRABFAK / ARATS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шойдонова Алтына Мункожаргаловна

Статья посвящена изучению особого периода монгольской истории «Их Хэлмэгдүүлэлт» «Великие репрессии», который охватывает 20-50-е гг. ХХ в. Рассматривается политика советского и монгольского государств в отношении бурятских эмигрантов, проживавших в данный период в Монгольской Народной Республике. В результате интенсивной эмиграции в начале ХХ в. в Монголии образовалась большая бурятская община. Советскими органами беглые буряты были объявлены «контрреволюционерами», «белыми», началась «травля» бурятов органами НКВД. Автор приводит причины гонений на данную социальную группу, характер гонений. Подробно описаны меры в отношении студентов Монгольского рабочего факультета г. Верхнеудинска (г. Улан-Удэ), которые также являлись эмигрировавшими бурятами. Указаны основные итоги массовых репрессий в отношении бурятской общины в Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Ikh Khelmegduulelt» - «Great repressions» towards Buryat emigrants

The article studies the special period of the Mongolian history «Ikh Khelmegduulelt» «Great Represstions» that covers the 1920-1950s. The article also discussed the policy of the Soviet and the Mongolian states towards the Buryat immigrants living in that period in the Mongolian People's Republic. As a result of intensive emigration in the early XX century a large Buryat community was formed in Mongolia. Soviet authorities declared the runaway Buryats as “counter-revolutionaries”, “whites”, a «persecution» of Buryats was launched by the NKVD. The author states the reasons for the persecution of this social group, characterizes the nature of the persecution. The measures are described in detail against the students of the Mongolian Working Faculty in Verkhneudinsk (Ulan-Ude), who were also Buryat emigrants. The main results of the mass repressions towards the Buryat community in Mongolia are highlighted.

Текст научной работы на тему ««Их Хэлмэгдуулэлт» - «Великие репрессии» в отношении бурятских эмигрантов»

УДК 947.1/.9(=512.31)

«ИХ ХЭЛМЭГДYYЛЭЛТ» - «ВЕЛИКИЕ РЕПРЕССИИ» В ОТНОШЕНИИ БУРЯТСКИХ ЭМИГРАНТОВ

© Шойдонова Алтына Мункожаргаловна, аспирант кафедры истории Бурятского государственного университета.

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: shoyd89@mail.ru

Статья посвящена изучению особого периода монгольской истории «Их Хэлмэгдуулэлт» - «Великие репрессии», который охватывает 20-50-е гг. ХХ в. Рассматривается политика советского и монгольского государств в отношении бурятских эмигрантов, проживавших в данный период в Монгольской Народной Республике. В результате интенсивной эмиграции в начале ХХ в. в Монголии образовалась большая бурятская община. Советскими органами беглые буряты были объявлены «контрреволюционерами», «белыми», началась «травля» бурятов органами НКВД. Автор приводит причины гонений на данную социальную группу, характер гонений. Подробно описаны меры в отношении студентов Монгольского рабочего факультета г. Верхнеудинска (г. Улан-Удэ), которые также являлись эмигрировавшими бурятами. Указаны основные итоги массовых репрессий в отношении бурятской общины в Монголии.

Ключевые слова: Их Хэлмэгдуулэлт, репрессии, Монголрабфак, буряты, национальные кадры, аратство, община.

«IKH KHELMEGDUULELT» - «GREAT REPRESSIONS» TOWARDS BURYAT EMIGRANTS

Shoydonova Altyna M., Research Assistant, Department of history, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: shoyd89@mail.ru

The article studies the special period of the Mongolian history «Ikh Khelmegduulelt» - «Great Repress-tions» that covers the 1920-1950s. The article also discussed the policy of the Soviet and the Mongolian states towards the Buryat immigrants living in that period in the Mongolian People's Republic. As a result of intensive emigration in the early XX century a large Buryat community was formed in Mongolia. Soviet authorities declared the runaway Buryats as "counter-revolutionaries", "whites", a «persecution» of Buryats was launched by the NKVD. The author states the reasons for the persecution of this social group, characterizes the nature of the persecution. The measures are described in detail against the students of the Mongolian Working Faculty in Verkhneudinsk (Ulan-Ude), who were also Buryat emigrants. The main results of the mass repressions towards the Buryat community in Mongolia are highlighted. Keywords: Ikh Khelmegduulelt, repressions, Mongolrabfak, Buryats, national staff, arats, community.

В исторической науке Монголии выделяют следующий термин: «Их Хэлмэгдуулэлт», который переводится на русский язык как «Великие репрессии». Этим термином описывают период в истории Монгольской Народной Республики после победы Народной революции в 1921 г. и вплоть до 1950-х гг.

Репрессии затронули все население страны, начиная с высших чинов МНРП и руководства ВС МНР и заканчивая буддийским духовенством, интеллигенцией и зажиточными аратами. В частности, могут быть приведены следующие данные:

- общее число погибших в ходе репрессий: от 22 до 35 тыс. человек (от 3 до 5% всего населения страны);

- рассмотрено: 7 171 дел;

- казнено: 6 311 человек.

Только с августа 1937 г. по январь 1938 г., по данным советского полпредства, в Монголии арестовано 10 728 человек, из них: 7 814 лам; 1 555 бурят; 408 китайцев; 22 бывших нойона; 300 ответственных кадровых работников; 180 представителей командного состава армии Монголии.

Сталинским режимом бурятские эмигранты за массовое бегство в период Октябрьской революции рассматривались как враги и контрреволюционеры, их называли не иначе как «белые». Представителями НКВД в Монголии внимательно изучались списки переселенцев, места их расселения, хозяйственный и бытовой уклад.

В свою очередь, бурятские деятели были активны во внутренней политике монгольского государства, последовательно отстаивая права своего меньшинства. Эта высокая общественная актив-

ность бурятской эмигрантской общины в Монголии, наличие тесных связей с бурятами в Советской России, высокая способность к самоорганизации и политической мобилизации рассматривались как опасные для просоветского режима. Данная ситуация послужила причиной страшных политических репрессий, от которых больше всех пострадали буряты, проживающие в районе рек Эг, Онон, Улз, Ероо, Хэрлэн, Халхин-гол. Все они представляли собой выходцев из интеллигенции, духовенства и зажиточных скотоводов.

В июне 1929 г. вышел доклад Посольства СССР в Улан-Баторе под названием «Вопрос о бурятах южных районов в Монголии», в нем 15,8 тыс. бурят были объявлены контрреволюционерами, а затем на них обрушились гонения. 26 мая 1930 г. было подписано советско-монгольское соглашение о том, что преступников - переселенцев из России - надлежит возвращать на родину для последующего применения к ним санкций. 9-18 января 1933 г. состоялось совещание представителей аймачных органов власти, на котором прозвучала характеристика бурят, переселившихся из России. Совещание приняло следующее постановление: «Расследование показало, что на территории Монголии бурятские ламы, богачи, контрреволюционеры снова хотят организовать восстание. Постановляется сажать их в тюрьму, отслеживать все связи с китайскими, российскими контрреволюционерами». Так была развернута целая кампания по «травле» бурятов, инициированная советскими инструкторами и органами внутренних дел.

С 1920-х гг. Советский Союз принял деятельное участие в подготовке национальных кадров для Монгольской народной республики. В 1921 г. в Москву на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока были направлены 10 студентов-монголов. В 1924 г. при Ленинградском университете, в 1925 г. при Иркутском университете и ряде других вузов начали функционировать подготовительные курсы, на которых молодежь МНР проходила общеобразовательную подготовку перед поступлением в специальные средние и высшие учебные заведения Советского Союза. Начиная с 1919 г. были открыты рабочие факультеты, где готовились кадры для различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

В 1930 г. был открыт Монголрабфак в г. Верхнеудинске. Директор Н. Ринчинов в докладной записке на имя Наркома просвещения РСФСР сообщал, что «этот рабфак... призван подготовить из батрачества и бедноты монгольского аратства кадры для дружественной нам Монголии». 20 февраля 1930 г. Монгольский факультет начал свои занятия. Факультет специализировался на подготовке аратов МНР и Тывы, готовил работников средней квалификации для практической работы в различных отраслях народного хозяйства, народного просвещения, медицины и сельского хозяйства. Первый набор учащихся насчитывал 70 человек, состоял в основном из монголов, было и несколько тувинцев. Продолжительность обучения составляла 6 лет: 2 года на подготовительном отделении и 4 года на основных курсах.

Монгольский рабочий факультет просуществовал 10 лет. В 1940 г. факультет был реорганизован в Монгольское педагогическое училище. В него влилось Монгольское отделение Кяхтинского педучилища. А в мае 1941 г. по решению МНР и СССР Монгольское педучилище было переведено в Улан-Батор. За 10 лет рабочий факультет подготовил 1912 человек и прославился своими знаменитыми выпускниками. На Монгольском факультете обучались: генеральный секретарь ЦК народно-революционной партии Ю. Цэдэнбал, заместитель председателя Совета министров МНР Д. Майдар, президент Академии наук МНР Б. Ширендыб и многие другие.

Однако в истории факультета есть не только славные страницы. Но и достаточно трагичные, ставшие результатом политики советского государства в отношении эмигрировавших студентов. Проводились репрессивные меры. Часть выходцев из Монголии оказались бурятскими эмигрантами. К ним было приковано особое внимание руководства факультета, обкома партии и областного отдела ОГПУ. Составлялись списки и характеристики на данных студентов. В таб. 1 представлен неполный список студентов - бурятских эмигрантов, всего же было указано 29 студентов.

На каждого бурятского эмигранта была составлена характеристика с указанием родного аймака, с имеющимися связями с родственниками из СССР, а также характеристика учебной и общественной деятельности. Бюро ОК ВКП(б), ознакомившись с делами студентов, пришло к следующему решению: в связи с усилением антисоветской работы в студенческой среде принять меры к обратному откомандированию студентов из списка.

К антисоветской работе причислялось:

- связь с кулачеством;

- связь с ссыльными родственниками;

- дезорганизация студенческой среды.

Дирекции рабфака было предложено откомандировать «особо опасные элементы» с таким расчетом, чтобы к будущему учебному году не осталось ни одного студента-эмигранта.

Как свидетельствуют архивные записи, студенты прекрасно понимали отношение советской власти к бурятским эмигрантам. В частности были сохранены записи, в которых студент Ширендыб доказывал свою непричастность к эмигрантам-бурятам. Он указывал, что один из студентов обвинял его в том, что «монголы так хорошо по-русски не говорят, значит Ширендыб - бурят», и настаивал на том, что является монголом, а заверения того студента являются клеветой.

Таблица 1

Характеристика на отдельных студентов (бурятских эмигрантов)

ФИО Возраст Курс Характеристика

Амоголан 19 Подготовительное отделение. Учится с 1933 г. Эмигрантка с Агинского аймака. Недисциплинированная, развратная, академически не успевает.

Батоцырен 23 Третий курс. Учится с 1932 г. Бывший хуварак. Недисциплинирован, пьяница. Имеет связь с Селенгинскими кулаками.

Цырендаши 21 Второй курс. Эмигрант из Троицкосавского аймака. Дезорганизатор студенческой среды. Организовал группировку среди студентов.

Гомбожаб 25 Третий курс. Эмигрант из Кяхтинского аймака. Дезорганизатор студенческой среды. Имеет связь с Кяхтинскими кулаками.

Болодон-Содном 27 Второй курс. Учится с 1930 г. Эмигрант из Агинского аймака. Очень скрытный. Дезорганизатор студенческой среды. Действует очень хитро.

Долгоржаб 23 Второй курс. Эмигрантка из Агинского аймака, эмигрировала в 1925 г. Жена студента Цыбена Додиева - эмигранта из Агинского аймака, который был исключен из Рабфака. Вместе с мужем являлась организаторшей всяких недовольств среди студентов. Кулачка. Имеет связи с кулачеством.

Санжижаб 23 Первый курс. Эмигрант из Хилго-Хацайского района. Дезорганизатор студенческой среды. В марте пытался сбежать в Монголию.

Ламажаб 18 Второй курс. Эмигрант из Мухоршибирского района. Эмигрировал 1923 г. Приемный сын кулака. Настоящие родители живут в Мухор-шибирском районе. Социальная принадлежность - бедняки.

Цыденжаб 27 Второй курс. Эмигрант из Мухоршибирского района. Настроен антисоветски, создает группировку среди студентов.

Дондок 19 Первый курс. Бурят-эмигрант. Спекулянт.

Пурбэ 21 Второй курс. Эмигрантка из Кяхтинского аймака. Недисциплинированна.

Дулмажаб 15 Третий курс. Эмигрантка Хоринского аймака. Эмигрировала при советской власти. Имеет связь с кулачеством. Жена студента-монгола Сундуй.

Будажаб 22 Подготовительный курс. Учится с 1932 г. Эмигрантка из Агинского аймака. Кулачка.

Цырендагба 17 Второй курс. Кулак из Мухоршибирского района. Не дисциплинирован. Имеет связи с кулаками.

Доржиханда 26 Подготовительный курс. Кулачка. Академически слабая.

Долгоржаб 29 Подготовительный курс. Эмигрантка из Троицкосавского аймака. Кулачка. Эмигрировала после революции. Академически слабая. Лентяйка.

ДунгуржитЭрдынеева Третий курс. Эмигрантка Аларского аймака. Кулачка. Жена студента Гом-бо.

Таким образом, репрессии этого периода тяжело сказались на национальном сознании эмигрантов из Бурятии. Из страха перед преследованиями буряты перестали признаваться в своей этнической принадлежности, носить национальную одежду, употреблять бурятский язык в общественных местах. Истребление бурятских мужчин вызвало значительный рост халха-бурятских браков, что впоследствии привело к ускоренной ассимиляции. Бурятская интеллигенция понесла наибольший урон в лице самых образованных и мыслящих людей, признанных «контрреволюционерами».

Ежегодно 11 сентября в Монголии отмечают День памяти политических репрессированных. Также, в 1996 г. в Улан-Баторе в бывшем доме П. Гэндэна был открыт Мемориальный музей жертв политических репрессий. Возле Национального музея Монголии установлен памятник жертвам политических репрессий, а у подножия горы Сонгинохайрхан, где были расстреляны первые жертвы карательных мер государства, создан мемориальный комплекс.

Литература

1. ГАРБ, ф.462, оп.1, д.4, л.18.

2. Цыренова М. Г., Аюшиева И. Г. Политические репрессии в России и Монголии: историческая память (по материалам III Международного образовательного проекта) / под ред. О. Ю. Стрелова. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2011. - 118 с.

3. Цэрэн Ц. Буриадуудн дурвэлт, «Лхумбийнхэрэг» гэчидтэднийг холбог дуулан тэмдэглэл. - Улан-Батор, 2010. - 1048 с.

4. Ринчинова О. С. Политические репрессии против бурятского народа в Монголии // Народы Сибири в составе Российского государства: история и современность: материалы региональной молодежной науч.-практ. конф. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2011. - С.478.

References

1. Go sudarstvennyi arkhiv Respubliki Buryatiya [State Archive of the Buryat Republic]. Fund 462, reg.1, doc. 4, 1.18.

2. Tsyrenova M. G., Ayushieva I. G. Politicheskie repressii v Rossii i Mongolii: istoricheskayapamyat' (po ma-terialam III Mezhdunarodnogo obrazovatel'nogo proekta) [Political Repression in Russia and Mongolia: Historical Memory (on the materials of the 3rd International Educational Project)]. Ulan-Ude: Buryat State. University Publ., 2011. 118 p.

3. Tseren Ts. Buriaduudn durvelt, «Lkhumbiinkhereg» gechidtedniig kholbog duulan temdeglel. Ulaanbaatar, 2010. 1048 p. (in Mong.)

4. Rinchinova O. S. Politicheskie repressii protiv buryatskogo naroda v Mongolii [Political Repression against the Buryat People in Mongolia]. Narody Sibiri v sostave Rossiiskogo gosudarstva: istoriya i sovremennost' - The Peoples of Siberia within the Russian State: History and the Present. Proc. regional youth sci. and pract. conf.: materialy regional'noi molodezhnoi nauch.-prakt. konf. Ulan-Ude: East Siberian State University of Technology and Management Publ., 2011. Pp. 478.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.