Научная статья на тему 'Сотрудничество оон и региональных международных организаций в области безопасности'

Сотрудничество оон и региональных международных организаций в области безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2902
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН / ГЛОБАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБСЕ / МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ / UNITED NATIONS / UNITED NATIONS SECURITY COUNCIL / GLOBAL-REGIONAL COOPERATION / OSCE / MULTILATERAL DIPLOMACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Корнеева Анна Сергеевна

В статье проанализированы предпосылки к глобально-региональному сотрудничеству между ООН и другими региональными организациями, в частности ОБСЕ, осуществлён исторический анализ документов и предложений по вопросу расширения такого сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between the UN and regional international organizations in the tield ot security

The article analyzes prerequisites for global-regional cooperation between the UN and other regional organizations, in particular the OSCE, historical documents and proposals on the extension of such cooperation.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество оон и региональных международных организаций в области безопасности»

Слово - молодым ученым

А.С. КОРНЕЕВА студентка кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России*

Сотрудничество ООН и региональных международных организаций в области безопасности

Несмотря на то, что главную ответственность за предотвращение конфликтов по-прежнему несут государства-члены Совета Безопасности ООН, меры по их предотвращению принимает большинство региональных (межрегиональных и субрегиональных) организаций. Те усилия, которые предпринимаются на региональном уровне, осуществляются с учетом специфики сложившихся условий и отражают различный характер норм и приоритетов.

Нередко региональные учреждения пользуются доверием на местном уровне, что позволяет им поощрять своих членов к соблюдению принятых ими международных обязательств. Важно отметить, что региональные организации применяют нетрадиционные подходы, а опыт эффективного осуществления превентивных стратегий, накопленный в одном регионе, может быть распространен по всему миру.

Представляется, что все соответствующие организации располагают потенциалом в плане предотвращения конфликтов, что закреплено как в их директивных мандатах, так и в рамках оперативных механизмов. В этом скрываются потенциальные возможности с точки зрения налаживания эффективного процесса взаимодействия между Организацией Объединенных Наций и ее партнерами1.

* Корнеева Анна Сергеевна, e-mail: korneyeva.anna@yandex.ru

1 Официальный сайт ООН. ООН. Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности. Доклад Генерального Секретаря. «Регионально-глобальное

ООН удалось добиться существенных успехов в установлении сотрудничества с Африканским союзом (АС), в частности по вопросу обеспечения мира и безопасности. Совет Безопасности ООН признает немаловажную роль Африканского союза в урегулировании конфликтов на африканском континенте и приветствует поддержку, оказываемую Африканским Союзом мирным инициативам, реализуемым в данном регионе.

Совет Безопасности ООН также поддерживает активное взаимодействие между ООН и АС в отношении различных составляющих африканской архитектуры мира и безопасности, включая ранее предупреждение, превентивную дипломатию, посредничество, помощь в проведении выборов, искоренение безнаказанности, поддержание мира, предотвращение и урегулирование конфликтов, защиту прав человека и утверждение верховенства права, укрепление национальных институтов правосудия, а также постконфликтное восстановление.

Особого внимания заслуживает реформа сектора безопасности и области прав человека на постконфликтном этапе в африканском регионе, значительные успехи в которых были достигнуты за счет тесного взаимодействия ООН и АС. Специализированное учреждение ООН - ЮНИСЕФ, в сотрудничестве с Департаментом по вопросам мира и безопасности Комиссии Африканского союза внесло весомый вклад в безопасность самой уязвимой категории населения - детей, в том числе принимая меры по их защите от сексуального и гендерного насилия в конфликтный и постконфликтный периоды. Совет Безопасности ООН, приветствуя данную инициативу, рекомендует проведение широкой информационно-просветительской работы, принятие новых стратегий и программ, касающихся защиты детей в условиях конфликта, а также обеспечение участия специалистов по вопросам защиты детей в проводимых Африканским союзом операциях по поддержанию мира.

ООН периодически заявляет о необходимости более тесного сотрудничества с Африканским союзом, в особенности между Советом Безопасности ООН и Советом мира и безопасности Африканского союза путем повышения резуль-

партнерство в области безопасности: проблемы и возможности». А61/204-в/2006/590, с. 8.

тативности ежегодных консультативных совещаний, проведения совместных выездных миссий для выработки в каждом конкретном случае согласованной позиции и стратегии в целях урегулирования конфликтных ситуаций в африканском регионе. Выработка общих руководящих принципов ООН и Африканского союза в качестве основы для посредничества в Африке будет способствовать достижению мира и предотвращению конфликтов.

В рамках сотрудничества ООН и Лиги Арабских государств (ЛАГ) прилагаются совместные усилия по стабилизации ситуаций в Тунисе, Ливии, Йемене, а также по политическому урегулированию конфликта в Сирии, в том числе с помощью специального посланника Генерального секретаря ООН по Сирии Стефана де Мистуры. Институт специальных посредников является одним из основополагающих механизмов, с помощью которого ООН имеет возможность оказывать государствам-членам, состоящим также в других международных организациях, содействие в мирном разрешении конфликтов.

В Совете Безопасности ООН на повестку дня также выносился вопрос расширения сотрудничества с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) в интересах поддержания (при центральной роли Совета Безопасности ООН) международного мира и безопасности и поиска эффективных ответов на современные вызовы и угрозы. 18 декабря 2009 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о сотрудничестве между ООН и ШОС, регламентирующую необходимость совершенствования координации, совместного планирования в области обеспечения международного мира и безопасности. Сегодня на ШОС возлагаются большие надежды по реализации антитеррористической деятельности, призванной поставить заслон распространению терроризма в Центральной Азии.

Выносились на обсуждения вопросы расширения сотрудничества ООН с Организацией Американских Государств (ОАГ), Содружеством Независимых Государств (СНГ), нацеленного на реализацию комплексного подхода в международных отношениях и создания возможностей для взаимодействия на региональном уровне.

Особое внимание уделяется вопросу сотрудничества ООН со странами исламского мира, состоящими в членстве

1

Организации исламского сотрудничества (ОИС) . Одна из главных особенностей интеграционных процессов, побуждающих деятельность исламских международных организаций, заключается в том, что за всей этой многоступенчатой структурой обозначается идея создания новой модели исламского государства, возрождения панисламизма и преобразования мирового сообщества2. Вырисовывается идея, чтобы мусульманские государства вышли из состава ООН и образовали Организацию объединенных мусульманских наций (ООМН) со своим Советом Безопасности, мусульманским «общим рынком», объединенными мусульманскими вооруженными силами под единым командованием3. При этом учитывается то обстоятельство, что в условиях глобализации происходит вторжение во внутренние дела исламских государств независимо от их границ, что в свою очередь противоречит ценностям исламского мира.

В связи с этим на Шестой конференции глав государств и правительств - членов ОИК (Дакар, 9-11 декабря 1991 г.) было заявлено, что ОИК «преисполнена решимости» сотрудничать с международным сообществом во всех сферах, с целью возвестить для исламской «Уммы» и всего человечества новую эру мира, прогресса и благосостояния4.

Идея выхода мусульманских стран из ООН и образования «Организации объединенных мусульманских наций» рискует привести к краху существующей системы международных отношений с универсальным центром, которым является ООН. Более того, можно с уверенностью констатировать, что новая организация не будет носить такой представительный характер, как ООН, чтобы влиять на международные процессы, затрагивающие все страны и регионы мира, что уже ставит под сомнение эффективность деятельности ООМН. Поэтому целесообразным представляется наладить диалог ООН с ОИС и тем самым способствовать развитию процесса формирования глобально-регионального механизма предотвращения конфликтов и борьбы с международным терроризмом.

1 До 2011 г. Организация Исламской Конференции (ОИК).

2 Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М, 2003, с. 18.

3 Там же, с. 27.

4 Дакарская декларация. [Электронный ресурс] URL: http://www.ifrc.org/docs/-idriZI643EN.pdf (дата обращения: 06.12.2017)

С 1975 г. ОИС присвоен статус наблюдателя при ООН, в штаб-квартирах которой в Нью-Йорке и Женеве функционируют миссии постоянных наблюдателей ОИС. Важно отметить принятую в ходе 36-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцию А/РЕБ/36/23 «О сотрудничестве между ООН и Организацией Исламской Конференции»1, призывающую к стимулированию сотрудничества между обеими организациями в поисках решений глобальных проблем.

Рациональной представляется возможность содействия ООН в наращивании потенциала ОИС для решения задач обеспечения коллективной безопасности за счет разработки общих стратегий по предотвращению и урегулированию конфликтов. Все это предполагает улучшение координации в вопросах поддержания международного правопорядка между Секретариатом ООН и Генеральным секретариатом ОИС, а также организацию подготовки личного состава соответствующих структур, обмена знаниями и предоставления экспертной помощи для реализации совместных усилий по обеспечению мира и безопасности. Наконец, наиболее показательным шагом в данном направлении должна быть возможность допуска государств-членов ОИС к заседаниям Совета Безопасности ООН.

В современных условиях представляется целесообразным расширение сотрудничества между ООН и ОБСЕ. Совет Безопасности ООН предоставил ОБСЕ, а именно созданной и функционирующей в рамках данной организации Минской группе, специальный мандат, миссия которого заключается в урегулировании нагорно-карабахского конфликта2. С марта 1992 г. ОБСЕ является единственной организацией, имеющей мандат на урегулирование данного конфликта.

Однако после установления в 1994 г. режима прекращения огня реального прогресса в последующих переговорных процессах между противоборствующими сторонами так и не было достигнуто, несмотря на ряд посреднических

1 Официальный сайт ООН. Генеральная Ассамблея. Резолюция «О сотрудничестве между ООН и Организацией Исламской Конференции». A/RES/36/23. [Электронный ресурс] URL: https://documents-dds-nv.un.orq/doc/RESOLUTION/GEN/NRQ/411/39/IMG/NR041139.pdf?OpenElem ent (дата обращения: 06.12.2017).

2 OSCE. Minsk Group Mandate. [Электронный ресурс] URL: http://www.osce.orq/mq/1Q83Q8 (дата обращения: 06.12.2017).

предложений Минской группы ОБСЕ . Более того, консен-сусный характер принятия решений в ОБСЕ делает практически невозможной выработку единой концепции урегулирования конфликта.

В этой связи на повестку дня встает вопрос об усилении координационных действий между ООН и ОБСЕ как по рассматриваемому конфликту, так и по другим проблемам международных отношений, касающимся обеспечения мира и безопасности. Учитывая, что сопредседателями Минской группы ОБСЕ выступают Россия, Франция и США, являющиеся ведущими державами и несущие одновременно ответственность за безопасность в Европе, а также постоянными членами Совета Безопасности ООН, на который возложена главная ответственность по поддержанию международного мира и безопасности, они должны воспользоваться этими международными площадками - ООН и ОБСЕ, инициировав международную (ООН) и общеевропейскую (ОБСЕ) дискуссии по широкому спектру вопросов, связанных с урегулированием территориальных конфликтов. Представляется возможным приступить к обсуждениям механизма принятия решений в ОБСЕ, в основу которого положен принцип консенсуса.

Необходимо отметить, что трудности ОБСЕ заключаются не столько в отсутствии устава, сколько в неспособности ведущих участников достичь компромисса в вопросах трактовки положений хельсинкского Заключительного акта и других основополагающих документов ОБСЕ, а также в отсутствии реальных усилий в области обеспечения региональной безопасности.

Вместе с тем на рубеже ХХ-XXI вв. увеличилась гуманитарно-правозащитная составляющая ОБСЕ в ущерб двум другим не менее важным направлениям - военно-политическому и экономико-экологическому. ОБСЕ все больше стала решать задачи, связанные с процессами демократизации, мониторингом проведения выборов, а в вопросах региональной безопасности поэтапно отходить на второй план.

Учитывая непрекращающийся рост нестабильности в мире, а также новые угрозы в лице неразрешенных международных конфликтов и международного терроризма, вырисо-

Официальный сайт ОБСЕ. [Электронный ресурс] URL: http://www.osce.org/mg. (дата обращения: 06.12.2017).

вывается необходимость усиления сотрудничества ООН, в частности Совета Безопасности, с ОБСЕ по вопросам обеспечения мира и безопасности на европейском континенте.

Проведя анализ проблемы сотрудничества ООН с другими международными региональными организациями и оценки его перспективы, можно сделать вывод, что интерес к проблемам других стран и регионов мира в условиях глобализации является не только залогом обеспечения добрососедских отношений, но также и средством обеспечения мира и стабильности в международных отношениях.

Корнеева А.С. Сотрудничество ООН и региональных международных организаций в области безопасности. В статье проанализированы предпосылки к глобально-региональному сотрудничеству между ООН и другими региональными организациями, в частности ОБСЕ, осуществлён исторический анализ документов и предложений по вопросу расширения такого сотрудничества.

Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, Совет Безопасности ООН, глобально-региональное сотрудничество, ОБСЕ, многосторонняя дипломатия.

Korneyeva A.S. Cooperation between the UN and regional international organizations in the tield ot security. The article analyzes prerequisites for global-regional cooperation between the UN and other regional organizations, in particular the OSCE, historical documents and proposals on the extension of such cooperation.

Keywords: United Nations, United Nations Security Council, global-regional cooperation, OSCE, multilateral diplomacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.