Научная статья на тему 'Генезис участия Азербайджана в деятельности ООН: основные направления'

Генезис участия Азербайджана в деятельности ООН: основные направления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
132
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ / UNITED NATIONS (UN) / AZERBAIJAN REPUBLIC / SECURITY COUNCIL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кунина Ирина Александровна

Внешняя политика Азербайджанской Республики, как подтвер-ждает опыт существования нашей страны в качестве независимого государства, является инструментом осуществления как дву-стороннего, так и многостороннего диалога между Азербайджаном и другими государствами. Ярким подтверждением данного факта является деятельность Азербайджанской Республики в Организации Объединенных Наций. Целью данного исследования является обзор активной деятельности Азербайджанской Республики в ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF AZERBAIGAN''S PARTICIPATION IN UN ACTIVITIES: THE MAIN DIRECTIONS

The foreign policy of the Republic of Azerbaijan, as demonstrated by the experience of our country's existence as an independent State, is a tool for the implementation of bilateral and multilateral dialogue between Azerbaijan and other States. A clear confirmation of this fact is the activity of the Republic of Azerbaijan to the United Nations. The purpose of this study was to review the activities of the Republic of Azerbaijan at the United Nations.

Текст научной работы на тему «Генезис участия Азербайджана в деятельности ООН: основные направления»

ГЕНЕЗИС УЧАСТИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Кунина Ирина Александровна

канд. политических наук, доцент Бакинского Славянского Университета,

Республика Азербайджан, г. Сумгаит E-mail: kunina. irina@mail. ru

THE GENESIS OF AZERBAIGAN'S PARTICIPATION IN UN ACTIVITIES:

THE MAIN DIRECTIONS

Irina Kunina

candidate ofpolitical sciences, associate professor of Baku Slavic University,

Republic of Azerbaijan Sumgait

АННОТАЦИЯ

Внешняя политика Азербайджанской Республики, как подтверждает опыт существования нашей страны в качестве независимого государства, является инструментом осуществления как двустороннего, так и многостороннего диалога между Азербайджаном и другими государствами. Ярким подтверждением данного факта является деятельность Азербайджанской Республики в Организации Объединенных Наций. Целью данного исследования является обзор активной деятельности Азербайджанской Республики в ООН.

ABSTRACT

The foreign policy of the Republic of Azerbaijan, as demonstrated by the experience of our country's existence as an independent State, is a tool for the implementation of bilateral and multilateral dialogue between Azerbaijan and other States. A clear confirmation of this fact is the activity of the Republic of Azerbaijan to the United Nations. The purpose of this study was to review the activities of the Republic of Azerbaijan at the United Nations.

Ключевые слова: Азербайджанская Республика; Организация Объединенных Наций (ООН); Совет Безопасности

Keywords: Azerbaijan Republic; the United Nations (UN); Security Council

На рубеже XXI века активизировался процесс трансформации международной системы. Данные перемены придали новое измерение широкому кругу международных проблем, требующих незамедлительного осмысления и решения. В этой связи в процессе создания конструктивной многосторонней базы международного сотрудничества государства стали создавать глобальные и региональные зоны мирного сосуществования с использованием новых механизмов контроля и жизнеобеспечения, применяя нетрадиционные политические решения. Одна из таких форм международного сотрудничества — международные организации. Особая роль в данной системе координат принадлежит такой универсальной организации как Организация Объединенных Наций.

Организация стала своеобразным центром решения всех острых проблем, с которыми сталкивается международное сообщество на современном этапе. Поэтому, чтобы стать полноправным членом мирового сообщества и получить возможность участвовать в происходящих на международной арене процессах, каждое из государств ставит перед собой задачу вхождения в ООН. В Организацию Объединенных Наций Азербайджанская Республика вступила 2 марта 1992 г. Основное направление в деятельности азербайджанской дипломатии в ООН заключалось и заключается в решении Нагорно-карабахской проблемы. В Баку по-прежнему внимательно отслеживают судьбу четырех резолюций Совета Безопасности (822, 853, 874, 884) и шести заявлений председателя СБ ООН по Нагорно-карабахскому конфликту, принятых в 1993 г. в период эскалации вооруженных действий [6, с. 43].

Азербайджан, устанавливающий широкие отношения с ООН, пользуется разными формами сотрудничества. Во-первых, наша Республика присоединилась к основополагающим Конвенциям ООН. Во-вторых, наше государство присоединилось к ряду важнейших международных соглашений. Эти соглашения создают возможности для решения проблем, возникающих в связи с современной общественно-политической, социально-экономической сферами жизни страны. В целом, это международные документы, которые

охватывают такие важные вопросы как гражданские и политические права, права ребенка, статус и защита женщин, беженцев, жертв войн, предотвращения геноцида и наказание за преступление, а также ряд других вопросов.

Азербайджан поддерживает позицию ООН в вопросах борьбы с терроризмом, и принимает участие в структурах, созданных для координации усилий государств-членов в этой области. Наша республика подписала 11 международно-правовых документов ООН в этой области. На сегодняшний день Азербайджанская Республика тесно сотрудничает с Комиссией ООН по борьбе с терроризмом [1, а 534].

Азербайджан также активно и полезно стал сотрудничать со многими специальными организациями и органами ООН. К их числу относятся: Программа Развития ООН (ПРООН), Верховный Комиссар ООН по беженцам, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), Организация по Развитию Промышленности (ЮНИДО), Всемирная Организация по Здравоохранению (ВОЗ), Фонд Беженцев ООН, Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация по Договору о Всестороннем запрете Ядерных Испытаний. Стоит особо отметить роль первой леди Азербайджанской Республики, президента фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой в развитии связей Азербайджана и ЮНЕСКО. В 2004 году за вклад в развитие традиционной музыки, литературы и поэзии, заслуги в области музыкального образования и обмена между культурами мира, проявленную преданность идеям ЮНЕСКО Мехрибан Алиева удостоена звания Посла доброй воли в области устных музыкальных традиций.

В 2000—2002 годы Азербайджан стал членом Комиссии ООН по положению женщин, в 2002—2004 годы — Комиссии ООН по устойчивому развитию, в 2003—2005 годы — Экономического и Социального совета (ЭКОСОС). В мае 2006 года Азербайджан на три года стал членом Совета ООН по правам человека.

В октябре 2011 года Азербайджан голосами 155 стран был избран непостоянным членом Совета Безопасности ООН на два года. В период председательства Азербайджана в СБ на соответствующих заседаниях совета систематически поднимался вопрос о важности уважительного отношения к суверенитету, территориальной целостности и признанному на международном уровне принципу неприкосновенности границ государств [3, с. 2]. В этом контексте организованные 30 мая 2012 года под постоянным представительством Азербайджанской Республики при Совете Безопасности ООН неформальные обсуждения на тему «Мирное разрешение споров и предотвращение конфликтов: посредничество, судебное разрешение и справедливость» (в рамках формулы "Arria") вызвали большой интерес. В мероприятии приняли участие страны-члены Совета, а также свыше 120 представителей других государств-членов ООН, Секретариата ООН, международных межправительственных организаций, гражданского общества и научных кругов.

В течение этих двух лет Азербайджан дважды председательствовал в Совете Безопасности (в мае 2012 года и октябре 2013 года), организовав в этот период обсуждения по ряду важных тем и мероприятия высокого уровня.

Так, 4 мая 2012 года под председательством Президента Азербайджана Ильхама Алиева и при участии генерального секретаря ООН Пан Ги Муна состоялось заседание высокого уровня Совбеза ООН, на котором были проведены обсуждения на тему «Угрозы, создаваемые террористическими актами международному миру и безопасности». В качестве итогового документа было принято заявление председателя Совета Безопасности. В заявлении были осуждены все формы и проявления терроризма и отмечена важность борьбы с терроризмом всеми средствами.

Второе председательство Азербайджана в СБ ООН также было очень плодотворным. 28 октября было проведено заседание на высоком уровне на тему «Укрепление партнерских связей между ООН и Организацией исламского сотрудничества (ОИС)». В этом заседании под председательством главы МИД

Азербайджана Эльмара Мамедъярова, которое было проведено на эту тему впервые за историю совета, приняли участие генсек ООН Пан Ги Мун и генсек ОИС Экмеледдин Ихсаноглу. В заявлении председателя Совета Безопасности, принятом в качестве итогового документа заседания, было поприветствовано нынешнее состояние сотрудничества между ООН и ОИС, отмечена общая позиция двух организаций в вопросе укрепления этого сотрудничества, а также по вопросу урегулирования конфликтов на основе Устава ООН и решений Совета Безопасности [3, а 2].

Наше государство было непосредственным участником обсуждений актуальных вопросов разного уровня, стоящих на повестке ООН, и принятия самих решений. В это время в результате конструктивного диалога, был принят ряд важных документов по устранению гуманитарных последствий сирийского кризиса. Также Азербайджан старался внести вклад в установление безопасности в мире. Следует отметить успехи в вопросах, связанных с ситуацией на Африканском континенте, организацию консультаций с Африканским союзом и визит членов СБ ООН в Западную Африку (Либерия, Кот-де-Ивуар и Сьерра-Леоне) и в регион Великих африканских озер (Демократическая Республика Конго, Руанда и Уганда). Наряду с вопросами соблюдения принципов и норм международного права, верховенства закона, предотвращения и урегулирования конфликтов, защиты гражданского населения во время конфликтных ситуаций, большое внимание страной уделялось в этот период также темам мирного процесса на Ближнем Востоке, в Афганистане.

В период председательства Азербайджана в Совете Безопасности было проведено 59 открытых и закрытых заседаний организации, приняты семь резолюций, три заявления председателя совета и 13 заявлений для прессы. Это позволило найти новых партнеров в таких регионах, как Африка и Латинская Америка, что открыло путь к новому сотрудничеству в экономической, политической, культурной и социальной и гуманитарной сферах [3, а 3].

Таким образом, взаимные связи, возникшие после вступления Азербайджанской Республики в ООН, пройдя путь интенсивного развития, перешли в многостороннее сотрудничество и сыграли важную роль в развитии Азербайджана как независимого государства, обеспечении его соответствующего места в международном сообществе. В свою очередь и Азербайджан внес вклад в осуществлении этой авторитетной международной организацией более эффективной деятельности, в защиту международной безопасности и мира.

Список литературы:

1. Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана-Баку: «^srq-Qsrb", 2007, — с. 904.

2. Мехтиев Р. Азербайджан: вызовы глобализации-Баку, «XXI-Yeni Ns^rbr Evi», 2004, — с. 584.

3. Оруждев Р. Азербайджан отчитался за председательство в ООН/ «Зеркало», 7 января, 2014// [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.zerkalo.az/2014/azerbaydzhan-otchitalsya-za-predsedatelstvo-v-oon/

4. Речь президента Азербайджанской Республики Ильхама Гейдар оглу Алиева на 65-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 сентября 2010/ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.president.az

5. Самедов А. Азербайджан в современной системе международных отношений (1993—2003) Баку: «Абилов, Зейналов и сыновья», 2004. — 120 с.

6. Южный Кавказ: тенденции и проблемы развития (1992—2008 годы), отв. Ред. И рук. авт. кол. В.А. Гусейнов М.:Красная звезда, 2008, — 392 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.