Научная статья на тему 'Проблемы коммуникации между Советом ОБСЕ и Азербайджаном'

Проблемы коммуникации между Советом ОБСЕ и Азербайджаном Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
211
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / РОССИЯ / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION / ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА / INTERNAL POLICY / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / ВЫБОР ПРИОРИТЕТОВ / CHOICE OF PRIORITIES / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воевода Андрей Владимирович, Маммедов Гасым Маммедов

В статье исследуются проблемы коммуникации между Азербайджаном и Советом ОБСЕ, выявляются причины и предлагаются пути их разрешения. Также изучается процесс формирования репутации Азербайджанской Республики в системе международных отношений. Кроме того, рассматриваются основные приоритеты внешней политики Азербайджана и её стратегических целей, уделяется внимание вопросам, решение которых необходимо в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах. В результате проведённого многоаспектного анализа, автор статьи приходит к выводу, что коммуникации с ОБСЕ не менее важны для внешней политики Азербайджана чем коммуникации с ООН и НАТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumer Behavior in Internet Environment: Generation Z and its priorities

The article explores the problems of communication between Azerbaijan and the OSCE Council, identifies the reasons, and suggests ways to resolve them. Also in this article, the process of forming the reputation of the Republic of Azerbaijan in the system of international relations is being studied. In addition, the main priorities of Azerbaijan’s foreign policy and its strategic goals are considered, attention is paid to issues that need to be resolved in the short and medium term. As a result of the analysis, the author of the article comes to the conclusion that communications with the Russia are no less important for Azerbaijan’s foreign policy than communications with the UN and NATO.

Текст научной работы на тему «Проблемы коммуникации между Советом ОБСЕ и Азербайджаном»

■ ■ ■ Проблемы коммуникации между Советом ОБСЕ и Азербайджаном

Воевода А.В.1, Маммедов М.Г.2

Российская Академия Народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация. Бакинский Государственный Университет, Баку, Азербайджанская Республика.

Аннотация. В статье исследуются проблемы коммуникации между Азербайджаном и Советом ОБСЕ, выявляются причины и предлагаются пути их разрешения. Также изучается процесс формирования репутации Азербайджанской Республики в системе международных отношений. Кроме того, рассматриваются основные приоритеты внешней политики Азербайджана и её стратегических целей, уделяется внимание вопросам, решение которых необходимо в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах. В результате проведённого многоаспектного анализа, автор статьи приходит к выводу, что коммуникации с ОБСЕ не менее важны для внешней политики Азербайджана чем коммуникации с ООН и НАТО.

Ключевые слова: Азербайджан, Россия, коммуникации, внутренняя политика, внешняя политика, стратегическое управление, выбор приоритетов, потенциал

Для цитирования: Воевода А.В., Маммедов М.Г. Проблемы коммуникации во взаимоотношениях Совета ОБСЕ и Азербайджана // Коммуникология. 2018. Том 6. №3. С. 117-128. DOI 10.21453/2311-3065-2018-6-3-117-128.

Сведения об авторах: Андрей Владимирович Воевода, кандидат экономических наук, Российская Академия Народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Мамедбагир Гасым Маммедов, докторант кафедры «Дипломатия и современные интеграционные процессы», Бакинский Государственный Университет. Адрес: _, г Москва, пр-т Вернадского, 82. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию: 14.05.2018. Принята к печати: 04.06.2018.

Формирование репутации

Формирование репутации Азербайджанской Республики в системе международных отношений сегодня связано с деятельностью нынешнего руководства страны. Под репутацией, имиджем государства в системе международных отношений понимается:

- пропагандируемый образ Личности главы государства [Березкина: 10];

- комплекс качеств, ассоциируемых с конкретной индивидуальностью главы государства, его конкретные достижения в управлении государством [Цуладзе];

- абстрактный носитель образа, включающий в себя реальные либо идеальные черты, присущие ментальности населения исследуемой территории [По-чепцов: 17];

- формируемое общественное мнение, сложившееся на основании ментального образа, сформированного в сознании групп людей [Панасюк];

- преднамеренно создаваемый политический образ государства для достижения предварительно поставленных целей [Егорова-Гантман, Плешаков: 5].

Под имиджем государства понимается не тот образ, который государство пытается создать, а то представление о государстве, которое понимается мировым сообществом.

Имиджу главы государства отводится особая роль в становлении и определении репутации государства, так как он формируется на позитивных чувствах общественности и сам по себе является эффективным инструментом управления [Аязбекова]. Надо отметить, что имидж государств, созданных в последние два десятилетия, в основном определяется имиджем Главы государства.

Имидж главы государства формируется двух направленностей: для внутренней среды, под которой понимается население страны, и для внешней среды, которую представляют народы других государств мира.

Общенациональный лидер

В первые годы независимости Азербайджанской Республики политический кризис не давал возможности в полной мере классифицировать национальные интересы, создать механизмы для их формирования, выбрать необходимый концептуальный курс для внутренней и внешней политик государства. В постсоветский период человеком, который смог объединить и сплотить людей, решить многие существующие политические и экономические проблемы, эффективно использовать потенциал страны и поддержать независимость государства на мировой арене, стал государственный деятель и общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев.

Посредством всеобщей поддержки и по требованию народа пришедший во власть Гейдар Алиев добился внутренней стабильности в стране, что стало необходимым заделом для выбора внешнеполитического курса, направленного на обеспечение национальных интересов в долгосрочной перспективе. На повестку дня были поставлены как проблемы, требующие безотлагательных решений, так и вопросы, касающиеся выбора основных приоритетов и стратегических целей внешней политики Азербайджана. Во внимание были приняты историческое наследие, существующая внутриполитическая ситуация и экономическое состояние страны, а также процессы, происходящие в мире в целом.

Нефтяная стратегия

Общенациональный лидер Гейдар Алиев, соответственно выбранному плану, сформировал механизмы решения текущих и стратегических задач. В историю вошла «Нефтяная стратегия Гейдара Алиева», которая предусматривала вовлечение энергоресурсов в экономику страны. 20 сентября 1994 года в Баку был подписан «Контракт века», сыгравший значительную роль в реализации стра-

тегии, который предусматривал совместную разработку нефтяных месторождений Азербайджана 11 крупными нефтяными компаниями из 8 стран мира. В рамках данного контракта было привлечено 18,4 млрд. долл. США. Для сбора средств, получаемых от нефтегазовых доходов в 1999 году, указом Гейдара Алиева был создан Государственный нефтяной фонд Азербайджанской Республики. Средства, собираемые фондом, расходуются на проекты ресурсной, социально-экономической и инвестиционной направленности, содействие развитию человеческого потенциала.

Благодаря «Нефтяной стратегии Гейдара Алиева» были созданы отвечающие всем мировым стандартам нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленности, являющиеся на сегодняшний день основой национальной экономики Азербайджана. В процессе реализации «Нефтяной стратегии Гейдара Алиева» Азербайджан стал партнёром больших мировых сил, нашёл в их числе надёжных политических и экономических союзников.

Конкретными историческими заслугами Гейдара Алиева принято считать строительство трубопроводов «Баку - Джейхан», «Баку - Тбилиси - Эрзурум»; восстановление трубопроводов «Баку - Новороссийск» и «Баку - Супса». Строительство и восстановление данных трубопроводов обеспечило транспортировку нефти из Азербайджана в Европу [Ализаде: 7].

Основной заслугой Гейдара Алиева считают Создание Независимой Азербайджанской Республики, растущее благосостояние народа и процветание общества1. Достойным приемником Гейдара Алиева стал его сын Ильхам Алиев, который с 31 октября 2003 года является действующим Президентом Азербайджана.

Внешнеполитические приоритеты

На сегодняшний день основные этапы формирования внешнеполитической стратегии Азербайджана завершены. Их основами стали общечеловеческие ценности мировой цивилизации: демократия, свобода личности и верховенство закона [Алиев]. Внешнеполитическими приоритетами Азербайджана, направленными на обеспечение её национальной, региональной и международной безопасности являются: восстановление территориальной целостности; формирование мирных условий для развития страны; активное участие в многосторонней системе международных отношений; развитие коммуникаций как со странами ближнего зарубежья Кавказско-Каспийского региона, так и с ведущими мировыми державами; поступательная интеграция с европейскими организациями.

Вопрос территориальной целостности на сегодняшний день является наиболее актуальным в мировой политике. Отражая главный приоритет государ-

1 Салманов А.Ф. Приветственная речь почётного консула Азербайджанской Республики в г. Харькове. Научно-практическая конференция, посвящённая роли общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева. 08.05.2015 г [эл. ресурс]: http://azconsulate.com.ua/vosmogo-maya-2015-goda-v-konferents-zale-dunaj-premer-palas-otelya-harkov-sostoyalas-nauchno-prakt¡cheskaya-konferents¡ya-posvyash-hennaya-roli-obshhenatsionalnogo-lidera-azerbajdzhanskogo-naroda-gejda/.

ственной политики Азербайджана, основная цель «восстановление территориальной целостности с использованием всех закреплённых в международном праве средств» была декларирована в Концепции национальной безопасности Азербайджанской Республики [Мамед-заде: 359].

Концепция национальной безопасности

Национальные интересы, национальная безопасность и международный авторитет каждого государства обеспечиваются собственными внутренними и внешними ресурсами самого государства, а также принимаются во всём мире и охраняются со стороны международных организаций на основании международного права [Гасанов: 11].

Концепцией национальной безопасности Азербайджанской Республики были сформулированы национальные интересы Азербайджана, под которыми понимаются совокупность политических, экономических, социальных и иных потребностей, обеспечивающих фундаментальные ценности и цели азербайджанского народа, а также процветание личности, общества и государства. Основными национальными интересами, на основании Концепции национальной безопасности Азербайджанской Республики, являются: обеспечение неприкосновенности границ, признанных на международном уровне; создание условий для развития рыночной экономики; привлечение внутреннего и внешнего капитала, обеспечение экономической стабильности; формирование гражданского общества; обеспечение прав и свобод человека; обеспечение развития демократических институтов; сохранение единства азербайджанского народа; пропаганда идеи азербайджанства; усиление национального самосознания и солидарности; охрана культурно-исторического наследия; развитие языка, самосознания, чувств патриотизма и национальной гордости.

Строительство независимого государства, обеспечение национальной безопасности, территориальной целостности и реализация экономических проектов требуют развития международных коммуникаций и проведения многосторонней внешней политики.

Коммуникации с региональными странами

Страной из ближнего зарубежья, с которой Азербайджан поддерживает стабильный и продуктивный диалог, является Грузия. Дипломатические отношения между Азербайджаном и Грузией были установлены 18 ноября 1992 года. В феврале 1995 года открылось посольство Грузии в Баку, в марте 1996 года -посольство Азербайджана в Тбилиси.

Грузия с Азербайджаном имеют общую государственную границу общей протяжённостью в 480 (446 по данным Грузии) км. Из них 180 км на сегодняшний день остаются несогласованными.

Одной из основных проблем во взаимоотношениях Грузии и Азербайджана являются межэтнические отношения. Согласно проведённой в Грузии перепи-

си, численность азербайджанцев достигает 284 тыс. человек. Около 226 тыс. азербайджанцев проживают в Квемо-Картли и составляют почти 50% всего населения указанного региона. Свыше 33 тыс. человек живут в Шида-Картли и Кахетии и порядка 18 тыс. человек проживают в Тбилиси. Как и другие этнические меньшинства в Грузии, азербайджанцы испытывают серьёзные трудности с обеспечением их прав.

Грузия с недавних пор является ключевым партнёром Азербайджана в регионе. Трубопроводы Баку - Супса и Баку - Тбилиси - Джейхан, а также газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум остаются важнейшим звеном транспортировки энергоносителей в Европу. Альтернативные пути транзита лежат через Россию.

Коммуникации с Турцией и Ираном

В связи с тем, что интеграция в евроатлантические структуры является приоритетной во внешнеполитической деятельности Азербайджана, особое внимание уделяется развитию коммуникаций с Турцией. Через территорию Турецкой Республики проходят трубопроводы, доставляющие нефть и газ из Азербайджана в Европу. Кроме того, Турция целиком поддерживает политику Азербайджана в отношении восстановления территориальной целостности.

Ещё одним из результатов проведения внешнеполитической деятельности Азербайджана стало улучшение отношений с Ираном. Иран также, как и Турция поддерживает Азербайджан в политике территориальной целостности [Колесниченко].

По мнению российских учёных, тезис об интеграции в евроатлантическое сотрудничество является запасным вариантом внешнеполитического поведения Азербайджана, который «будет существенно изменён в случае глобальных перемен на энергетическом рынке и происходящей трансформации однополяр-ной конструкции мироустройства» [Корнилов: 32].

Коммуникации с ООН

Сотрудничество Азербайджанской Республики с ООН началось ещё со времени распада Советского Союза. 2-ого марта 1992 года Азербайджан был принят в члены ООН. Со времени вступления в ООН Азербайджан активно участвует в Генеральной Ассамблее ООН, а также сотрудничает со многими её специальными организациями и органами. Только в течении 1993 года Совет Безопасности ООН по армяно-азербайджанскому конфликту принял резолюции под номером 822, 853, 874, 884, которые подтверждали территориальную неприкосновенность Азербайджана и выдвигали требования вывода сил Армении с территории Азербайджанской Республики. Положения резолюций ООН выполнены не были.

В сентябре 2004 года на 59-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в дневник сессии был введён пункт № 163, акцентирующий внимание на недопущении заселения Азербайджанских территорий Арменией [Гасанов: 15]. Данный пункт на сегодняшний день также игнорируется.

Главной целью Организации Объединённых Наций на основании Устава является содействие экономическому и социальному прогрессу стран, осуществление международного сотрудничества и разрешение международных проблем экономического порядка. Азербайджанские учёные также считают, что необходимость в подобной помощи является сомнительной, а проекты ООН дублируют проекты Азербайджана [Дамирли].

Коммуникации с альянсом НАТО

С 1992 года Азербайджан начинает формировать коммуникации с альянсом НАТО, вступив в Совет Североатлантического партнёрства. Гейдар Алиев поддерживает выбранный курс и продолжает развивать отношения с альянсом, подключаясь в 1994 году к программе НАТО «Партнёрство ради мира». В июне 1994 года азербайджанская делегация впервые принимает участие в сессии НАТО, а в мае 1994 года Президент Азербайджанской Республики подписывает Рамочный документ программы, которая предусматривает широкомасштабное сотрудничество Азербайджана с Организацией североатлантического договора.

Азербайджан, являясь участником Договора об обычных вооружённых силах Европы (ДОБСЕ) и Венского документа (ВД) о мерах укрепления доверия и безопасности, выполняет ряд обязательств по контролю над вооружением, предоставляя ежегодный отчёт о Вооружённых силах, что обеспечивает прозрачность и доверие в международных отношениях.

В январе 1997 года Азербайджан присоединяется к программе НАТО «Процесс планирования и анализа» и создаёт азербайджанские миротворческие силы. 14 ноября 1997 года Президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым был подписан приказ о дальнейшем усилении сотрудничества Азербайджана с НАТО, 19 ноября 2002 года Азербайджанская Республика становится ассоциативным членом Парламентской Ассамблеи НАТО. Развивая коммуникации Азербайджана и НАТО, делегация Азербайджанской Республики во главе с Гейдаром Алиевым принимает участие в саммите НАТО, проведённом в Праге 21-22 ноября 2002 года.

Благодаря регулярному участию в мероприятиях программ НАТО, Азербайджан получает возможность вносить свой вклад в евроатлантическую безопасность. Участие Азербайджана в программе «Процесс планирования и анализа» сыграло важнейшую роль в формировании миротворческого батальона, имеющего возможность участвовать в операциях под руководством НАТО. В сотрудничестве с ним и посредством участия в мероприятиях, организуемых Евроат-лантическим координационным центром реагирования на стихийные бедствия и катастрофы, Азербайджан развивает национальный потенциал реагирования на гражданские Чрезвычайные ситуации и ликвидации последствий катастроф1. Участия в переговорах по урегулированию замороженного конфликта между Азербайджаном и Арменией НАТО не принимает.

1 Рашидоглу А. Алексис Вахлас охарактеризовал политику Баку как «осторожную». Зеркало^., 2009 г [эл. ресурс]: https://inosmi.ru/sngbaltia/20090602/249556.html.

Коммуникации со странами участниками ОБСЕ

Не менее важной международной организацией для внешней политики Азербайджана на сегодняшний день является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 30 января 1992 года Азербайджанская Республика стала членом Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

Исследование коммуникаций Азербайджана с другими странами-участниками ОБСЕ, их исторического происхождения и политической важности является необходимым для формирования направления существующих проблем. Основной причиной изначального включения Азербайджана в работу ОБСЕ являлась проблема урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, но этим положительное влияние взаимоотношений не закончилось. 18-19 ноября 1999 года была организована Стамбульская встреча на высшем уровне глав государств и правительств членов ОБСЕ. В ходе ее работы Азербайджан включается в работу Стамбульской Декларации и Хартии Европейской Безопасности, что положило основу развитию коммуникаций Азербайджана и Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. Активное сотрудничество Азербайджана с БДИПЧ дало возможность совершенствования законодательства страны, в частности избирательного законодательства, законов в области миграции, многочисленных законопроектов в области гендерного равенства. В процессе сотрудничества члены БДИПЧ совместно с другими международными организациями выступали в качестве наблюдателей на муниципальных, парламентских и президентских выборах Азербайджана.

Другим направлением сотрудничества Азербайджана с Советом ОБСЕ стало создание Офиса Представительства Свободы Печати ОБСЕ и его совместная с Министерством Иностранных дел Азербайджанской Республики организация проведения семинара на тему «Развитие Свободы и Ответственности Прессы в Азербайджане». Данный семинар характеризовался обсуждением вопросов журналистского поведения. Также у Азербайджана получилось выстроить определённую систему коммуникаций с Офисом Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, что способствовало проведению многочисленных мероприятий в данной области.

Результатом активного участия Азербайджана в деятельности ОБСЕ стало открытие Офиса ОБСЕ в Баку. Для укрепления отношений между Азербайджаном и ОБСЕ в республике Азербайджан учредилась Группа Друзей ОБСЕ. Успешное сотрудничество Азербайджана с Парламентской Ассамблеей ОБСЕ открыло возможности для развития других коммуникаций. 4 июля 2015 года Координатор проектов ОБСЕ в Баку, считая свою миссию по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе завершённой, прекращает деятельность офиса и покидает страну.

Коммуникации с Россией

По мнению Азербайджанских учёных, первым государством с кем Азербайджан развил коммуникации, после обретения независимости, была обладающая

наибольшей силой влияния Россия [Гасанов: 17]. 4 апреля 1992 года были установлены дипломатические отношения между двумя странами. Основополагающим документом двухсторонних отношений стал подписанный Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой.

Основываясь на Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией, подписанном 3 июля 1997 года, «стремясь к содействию в формировании справедливого мирового порядка и развитию межгосударственных отношений на основе всестороннего сотрудничества и взаимного уважения национальных интересов» между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией 3 июля 2008 года была подписана Декларация о дружбе и стратегическом партнёрстве между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией.

В договорно-правовую базу отношений Азербайджана и России входит более 200 межгосударственных, межправительственных и межрегиональных соглашений. Россия является одним из основных торговых партнёров республики Азербайджана. Во внешнеторговую деятельность с Азербайджаном включены предприятия 70 российских регионов, а также подписаны соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с 40 субъектами РФ1. На Азербайджанском рынке сегодня действуют более 600 совместных компаний, в том числе 200 со стопроцентным российским капиталом и свыше 400 - в формате совместных предприятий. По итогам 2017 года Азербайджан и Россия значительно увеличили товарооборот, составивший 2,1 млрд. долл. США, что на 4,3% больше показателя предыдущего года.

Активно развиваются коммуникации в области образования и науки. В Баку функционирует филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, филиал Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. Россия является одним из главных зарубежных центров по подготовке азербайджанских специалистов. По итогам 2017 года в Российской Федерации проходило обучение порядка 15 тыс. граждан Азербайджана.

Основой гуманитарных коммуникаций является наличие азербайджанской диаспоры в России. Более двух миллионов азербайджанцев сейчас проживает в большинстве регионов России2, многие из них имеют российское гражданство. Азербайджанскую диаспору в Российской Федерации по итогам Всероссийской переписи населения в 2010 году представляло 603 тыс. 70 человек. По данным Центробанка РФ в Азербайджан поступает порядка 1,2 млрд. долл. денежных переводов из России.

1 Мамедъяров Э. Азербайджан и Россия: отношения, прошедшие испытание временем. 2017 г [эл. ресурс]: http://www.ng.ru/kartblansh/2017-04-04/3_6965_kartblansh. html.

2 Нариманов Н. Об Автономии [эл. ресурс]: http://uranka.ru/about.html.

По мнению депутата Милли Меджлиса Азербайджана Айдын Мирзазаде отношения между Азербайджаном и Россией, начиная с обретения Азербайджаном независимости и прихода к власти Гейдара Алиева, находятся на высоком уровне: «Мы долгое время были в составе одного государства, у нас общая история, общая культура, общая позиция по многим вопросам. И самое главное, за это время между нашими странами не было ни одного инцидента, который стал бы «чёрной страницей» в истории наших отношений». По мнению Айдына Мирзазаде «...именно Москва зачастую является инициатором встреч глав государств, она уважает территориальную целостность Азербайджана, не поддерживает сепаратистов. Россия с пониманием относится к самой основной общенациональное проблеме Азербайджана. Такая её позиция поможет разрешению данного вопроса»1.

По мнению национального лидера Гейдара Алиева Азербайджан занимает твёрдую позицию в развитии и укреплении дружеских отношений с Россией. «Азербайджан два столетия связан с Россией. Мы, конечно гордимся своим древним прошлым, мы гордимся своей древней культурой, мы гордимся своими национальными традициями, но вместе с тем мы не должны никогда забывать, что в Х1Х-ХХ веках азербайджанский народ приобщился к общечеловеческим ценностям именно через Россию, через русскую культуру, через русское образование»2.

Развиваются политические коммуникации между высшими руководителями России и Азербайджана. 13 сентября 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин посетил с рабочим визит Президента Азербайджана Ильхама Алиева. 29 сентября 2014 года Президент Ильхам Гейдар Алиев принял участие в IV Каспийском саммите в Астрахани, где состоялась его встреча в Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. 10 августа 2014 года президенты двух стран встретились в Сочи. 23 и 7 октября 2014 года состоялись телефонные переговоры между В.В. Путиным и И.Г. Алиевым. 21 июня 2017 года Президент Азербайджанской республики Ильхам Алиев встретился в Сочи с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, на которой Ильхам Алиев говорил об удовлетворённости высокого уровня отношений и активном двухстороннем сотрудничестве в политической, торгово-экономической, гуманитарной, транспортной и энергетической сферах. 1 ноября 2017 года в Тегеране также состоялась встреча Президентов двух стран, на которой Ильхам Алиев акцентировал внимание на стратегическом характере развития отношений с Россией и о положительных итогах всех предыдущих встреч с Президентом Российской Федерации.

1 Мирзазаде А. В отношениях России и Азербайджана не было «чёрных страниц» [эл. ресурс]: https://eadaily.com/ru/news/2017/08/21/v-otnosheniyah-rossii-i-azerbayd-zhana-ne-bylo-chernyh-stranic-deputat.

2 Алиев Г. Речь Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева на учредительном собрании конгресса азербайджанцев в России. 2000 г [эл. ресурс]: http:// lib.aliyevheritage.org/ru/141697.html.

Заключение

Проведя многоаспектный и всесторонний анализ, мы считаем, что ОБСЕ не выполняет возложенной на неё главой VIII Устава ООН миссии «стать основной организацией по мирному урегулированию споров в регионе её действия». ОБСЕ не смогла стать доминантной организаций как ни в решении кризисных вопросов после распада Югославии, так и ни в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта.

Несмотря на то, что Совет ОБСЕ считает свою деятельность по урегулированию конфликтов эффективной, в последнее время в приоритетах ОБСЕ произошли существенные изменения. Вопреки тому, что в учредительных принципах ОБСЕ основными целями и задачами организации являются обеспечение безопасности посредством дипломатических действий по предотвращению конфликтов, урегулирование кризисных ситуаций и ликвидация последствий конфликтов, организация последнее время уделяет особое внимание вопросам гуманитарного характера, которые являются «третьей корзиной» средств. Основными средствами обеспечения безопасности по направлению человеческого измерения в ОБСЕ выступают: защита прав человека, развитие демократических институтов и мониторинг выборов, которые ОБСЕ на сегодняшний день ставит в центре своего внимания.

Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ ОБСЕ) является действующим органом ОБСЕ в области прав человека и демократии. Его деятельность направлена на проведение демократических выборов и обеспечение уважения прав человека, терпимого отношения и недискриминации, а также соблюдение принципа верховенства закона. Ряд государств, в том числе Россия, считает деятельность БДИПЧ не вполне объективной и политически ангажированной. По некоторым мнениям на БДИПЧ оказывают сильное влияние неправительственные организации, общественные объединения и фонды, имеющие отношение к проведению «цветных революций» в странах бывшей СССР, что ставит под сомнение объективность наблюдения выборов со стороны БДИПЧ.

Политика ведущих стран НАТО, в частности США, не позволяют в полной мере реализовывать функции ОБСЕ в области обеспечения военной безопасности, в следствии чего затрудняются процессы контроля над распространением вооружения на территории регионов и построения доверительных отношений между странами-участниками ОБСЕ. Сама НАТО значительно опережает ОБСЕ в области безопасности с точки зрения военного потенциала, а Европейский Союз, нацеленный на региональную интеграцию и создание общего рынка, значительно превосходит ОБСЕ по своему экономическому потенциалу.

С точки зрения некоторых стран-участников, ряд конфликтов (Грузия, Приднестровье, Нагорный Карабах), в урегулировании которых принимало участие ОБСЕ, были не разрешены, а «заморожены», что приведёт к непредсказуемым последствиям. Проведя исследование работы ОБСЕ, мы приходим к выводу, что данная организация создана для того, чтобы не разрешать конфликты, а снимать их напряжённость посредством вовлечения участников в процессные безрезультативные переговоры.

Источники

Алиев Н.О. (2011). Основные приоритеты внешней политики и дипломатии Азербайджана в постсоветский период. Дис. канд. ист. наук. Москва.

Ализаде А. (2013). Роль общенационального лидера Гейдара Алиева в развитии науки // Экономист. № 5.

Аязбекова С. (2015). Имидж главы государства в условиях социально-политических кризисов современного общества (теоретические и методологические аспекты). Доклад на Открытом Европейско-Азиатском первенстве по научной аналитике [эл. ресурс]: http://dx.doi. огд/10.18007^зар:зртз^7.1128.

Березкина О.П. (1999). Политический имидж в современной политической культуре. Дис. д-ра полит. наук. СПб.

Гасанов А. (2007). Внешняя политика Азербайджана // Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана [эл. ресурс]: http://files.preslib.az/projects/ а2егЬауап/г1^/д18^^

Гасанов А. (2014). Политика национального развития и безопасности Азербайджанской Республики. Баку.

Дамирли Ф. (2008). Сотрудничество Азербайджана со структурами ООН социально-экономического профиля. Журнал международного права и международных отношений, № 2 [эл. ресурс]: http://evolutio.info/content/view/1411/215/.

Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. (1999). Политическая реклама. Мocква.

КолесниченкоМ.А. (2011). Азербайджан в системе международных отношений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6, вып. 3.

КорниловА.А. (2017). Разнообразие внешнеполитических концепций стран постсоветского пространства: семантические ряды // Регион и мир, № 1 [эл. ресурс]: http://geopolitika.am/ dir/wp-content/blogs.dir/1/files/2017.1_29_33.pdf.

Мамед-заде Н.С. (2014). Политические науки // Научный вестникГилея. Вып. 91.

ПанасюкА.И. (2004). Имидж: определение центрального понятия имиджелогии. Доклад на открытом заседании президиума академии имиджелогии [эл. ресурс]: http://academim. org/art/pan1_2.html.

Почепцов Г.Г. (2002). Имиджеология. М.: Ваклер.

ЦуладзеА.М. (1997). Формирование имиджа политического лидера в условиях становле ния новой политической системы в России. Дис. канд. полит. наук. Москва.

■ ■ ■ Communication Issues in Collaboration of Azerbaijan and OSCE Council

Andrey V. Voevoda1, Mammadbaghir G. Mammadov2

1. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia.

2. Baku State University, Baku, Azerbaijan.

Abstract. The article explores the problems of communication between Azerbaijan and the OSCE Council, identifies the reasons, and suggests ways to resolve them. Also in this article, the process of forming the reputation of the Republic of Azerbaijan in the system

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of international relations is being studied. In addition, the main priorities of Azerbaijan's foreign policy and its strategic goals are considered, attention is paid to issues that need to be resolved in the short and medium term. As a result of the analysis, the author of the article comes to the conclusion that communications with the Russia are no less important for Azerbaijan's foreign policy than communications with the UN and NATO.

Key words: communication, internal policy, foreign policy, strategic management, choice of priorities, potential

For citation: Voevoda A.V., Mammadov M.G. Communication Issues in Collaboration of Azerbaijan and OSCE Council. Communicology (Russia). 2018. Vol. 6. No.3. P. 117-128. DOI 10.21453 / 2311-3065-2018-6-3-117-128

Inf. about the authors: Andrey Vladimirovich Voevoda, Cand. Sc. (Econ.), Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Mammadbaghir Gasim Mammadov, postgraduate student at the department of diplomacy and modern integration processes, Baku State University. Address: 119571, Moscow, Vernadsky ave, 82. E-mail: voevoda. [email protected].

Received: 14.05.2018. Accepted: 04.06.2018.

References

Aliev N.O. (2011). The main priorities of Azerbaijan's foreign policy and diplomacy in the postSoviet period. Dis. Cand. Sc. (Soc.). Moscow.

Alizade A. (2013). The role of national leader Heydar Aliyev in the development of science. The economist. No. 5.

Ayazbekova S. (2015). The image of the head of state in the conditions of socio-political crises of modern society (theoretical and methodological aspects). Report at the Open European-Asian Research Analytics Championship [el. source]: http: //dx.doi.org/10.18007/gisap: spms.v0i7.1128.

Berezkina O.P (1999). Political image in modern political culture. Dis. Dr. Sc. (Pol.). St. Petersburg.

Hasanov A. (2007). Foreign policy of Azerbaijan. Modern international relations and foreign policy of Azerbaijan [el. source]: http://files.preslib.az/projects/azerbaijan/eng/gl8.pdf.

Hasanov A. (2014). The policy of national development and security of the Republic of Azerbaijan. Baku.

Damirli F. (2008). Azerbaijan's cooperation with UN structures of socio-economic profile. Journal of International Law and International Relations. No.2 [el. source]: http://evolutio.info/content/ view/1411/215/.

Egorova-Gantman EV, Pleshakov K.V. (1999). Political advertising. Moscow.

Kolesnichenko M.A. (2011). Azerbaijan in the system of international relations. Bulletin of St. Petersburg University. Series 6, no. 3.

Kornilov AA (2017). Diversity of foreign policy concepts of post-Soviet countries: semantic series. Region and World. No.1 [el. source]: http://geopolitika.am/dir/wp-content/blogs.dir/1/ files/2017.1_29_33.pdf.

Mamed-Zade NS (2014). Political Sciences. Scientific Herald of Gilea. Issue. 91.

Panasyuk A.I. (2004). Image: the definition of the central concept of image. Report at an open meeting of the presidium of the Academy of Imidology [el. source]: http://academim.org/art/ pan1_2.html.

Pocheptsov G.G. (2002). Imageology. M.: Wackler.

Tsuladze A.M. (1997). Formation of the image of political leader in the conditions of formation of a new political system in Russia. Dis. Cand. Sc. (Pol.). Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.