Научная статья на тему 'Армяно-азербайджанский конфликт и евро-атлантическая безопасность'

Армяно-азербайджанский конфликт и евро-атлантическая безопасность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
151
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРО-АТЛАНТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАТО / "ПАРТНЕРСТВО РАДИ МИРА" / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАСПИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / "БОЛЬШОЙ КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ибрагим Хазар

Способность вызывать доверие, сырье (по большей части углеводородное) и транспортные коммуникации - вот три ключевых элемента, от которых решающим образом может зависеть евро-атлантическая безопасность даже в случае продолжения неинтенсивного армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Евро-атлантическая безопасность может быть обеспечена наилучшим образом в том случае, если военная мощь НАТО будет сочетаться с политикой евро-атлантического сообщества, основывающейся на ценностях и принципах. Если подход НАТО к конфликту будет формироваться в рамках такой политики, это поднимет доверие к Организации. И, напротив, любой отход НАТО от подобной принципиальной позиции серьезно повредит интересам альянса в Большом Каспийском регионе. В последнем стратегическом документе НАТО говорится: "Все страны становятся в растущей степени зависимыми от жизненно важных коммуникаций, транспортных и транзитных путей, необходимых для международной торговли, энергетической безопасности и экономического благополучия". Конфликт между Арменией и Азербайджаном способен в любой момент остановить поток стратегически важного углеводородного сырья, поступающего из Каспийского региона в Европу, и помешать осуществлению энергетических проектов. Он может также заблокировать жизненно важные транспортные маршруты, ведущие в Центральную Азию и из нее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Армяно-азербайджанский конфликт и евро-атлантическая безопасность»

Хазар ИБРАГИМ

Посол, глава представительства Азербайджанской Республики при НАТО (Баку, Азербайджан).

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОНФЛИКТ И ЕВРО-АТЛАНТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Резюме

Способность вызывать доверие, сырье (по большей части углеводородное) и транспортные коммуникации — вот три ключевых элемента, от которых решающим образом может зависеть евро-атлантическая безопасность даже в случае продолжения неинтенсивного армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

Евро-атлантическая безопасность может быть обеспечена наилучшим образом в том случае, если военная мощь НАТО будет сочетаться с политикой евро-атлантического сообщества, основывающейся на ценностях и принципах. Если подход НАТО к конфликту будет формироваться в рамках такой политики, это поднимет доверие к Организации. И, напротив, любой отход НАТО от подобной принци-

пиальной позиции серьезно повредит интересам альянса в Большом Каспийском регионе.

В последнем стратегическом документе НАТО говорится: «Все страны становятся в растущей степени зависимыми от жизненно важных коммуникаций, транспортных и транзитных путей, необходимых для международной торговли, энергетической безопасности и экономического благополучия». Конфликт между Арменией и Азербайджаном способен в любой момент остановить поток стратегически важного углеводородного сырья, поступающего из Каспийского региона в Европу, и помешать осуществлению энергетических проектов. Он может также заблокировать жизненно важные транспортные маршруты, ведущие в Центральную Азию и из нее.

В в е д е н и е

Евро-атлантический1 словарь пестрит акронимами. В 1990-х годах в широкий обиход вошло кодовое обозначение «C3» (Command, Control, Communications — командование, управление, коммуникация); позднее содержание ставшего привычным обозначения

Высказываемые в статье взгляды представляют собой личное мнение ее автора и не обязательно совпадают с точкой зрения правительства Азербайджана.

1 Для целей настоящей статьи прилагательное «евро-атлантический» относится в основном к НАТО и, до известной степени, к Европейскому союзу. Если к нему добавляется «сообщество» или «блок», то речь идет исключительно о странах-членах.

трансформировалось, расширилось, включив дополнительные компоненты. Но акроним «C3» может служить и ключевым элементом, позволяющим описать влияние конфликта между Арменией и Азербайджаном на евро-атлантическую безопасность. В этом случае он будет означать «Credibility, Commodities, Communications» — способность вызывать доверие (реальная способность, а не то, как она видится самим представителям евро-атлантического сообщества), сырье (прежде всего углеводородное), транспортные связи (самых разных типов). Если же конфликт будет и дальше кипеть на медленном огне под крышкой, — акроним в дальнейшем вполне может включить и новые элементы.

Евро-атлантическая безопасность может быть обеспечена наилучшим образом в том случае, если военная мощь НАТО будет сочетаться с политикой евро-атлантического сообщества, основывающейся на ценностях и принципах. Последнее как раз и отличало подход НАТО к конфликту, что повышало доверие к альянсу и его авторитет. Любой отход НАТО от подобной принципиальной позиции серьезно повредит его интересам в Большом Каспийском регионе2.

Последняя стратегическая концепция НАТО гласит: «Все страны становятся в растущей степени зависимыми от жизненно важных коммуникаций, транспортных и транзитных путей, необходимых для международной торговли, энергетической безопасности и экономического благополучия»3. Конфликт между Арменией и Азербайджаном способен в любой момент остановить поток стратегически важного углеводородного сырья, поступающего из Каспийского региона в Европу, и помешать осуществлению энергетических проектов. Он может также заблокировать жизненно важные транспортные маршруты, ведущие в Центральную Азию и из нее.

Способность вызывать доверие

Со времени обретения независимости страны бывшего Советского Союза смотрели на европейские и евро-атлантические институты как на «локомотив» осуществления справедливости и правосудия. Не составлял исключения и Азербайджан.

Реальность же не вполне соответствовала этим ожиданиям. ОБСЕ — организация, призванная обеспечивать условия, инструменты и рамки для разрешения конфликтов. Однако, вынужденная действовать на основе принципа консенсуса (при том, что ее членами являются и Армения, и Азербайджан), не обладающая возможностью принимать юридически обязывающие решения и не имеющая в своем распоряжении никаких практических инструментов, Организация оказалась неспособна добиться каких-либо практических результатов. Почти два десятилетия работы института «сопредседателей Минской группы ОБСЕ» до сих пор так и не привели к разрешению конфликта.

Совет Европы также не стал институтом для разрешения конфликтов, и зачастую для его решений просто не было предусмотрено никаких механизмов реализации.

В распоряжении Европейского союза и НАТО имеется больше инструментов, позволяющих участвовать в разрешении конфликтов4, однако Южный Кавказ лежит за пре-

2 Здесь в «Большой Каспийский регион» включаются все республики бывшей советской Средней Азии плюс Афганистан, а также все страны Южного Кавказа плюс Турция, Россия и Иран.

3 Strategic Concept for the Defense and Security of the Members of the North Atlantic Treaty Organization. Para 13. Lisbon 2010 [http://www.nato.int/lisbon2010/strategic-concept-2010-eng.pdfl. Русский перевод см.: Стратегическая концепция обороны и обеспечения безопасности членов организации североатлантического договора. С. 14 [http://www.nato.int/strategic-concept/pdf/Strat_Concept_web_rus.pdfl.

4 Не подрывая существующих переговорных механизмов.

делами зоны ответственности, в которой Альянс осуществляет решительные действия такого рода. Хотя в ряде решений и документов и ЕС, и НАТО ясно провозглашаются принципы, применимые к разрешению армяно-азербайджанского конфликта.

Так, в Заявлении по итогам встречи глав государств и правительств стран — членов Североатлантического союза в Чикаго в 2012 году говорится:

«На фоне нашего видения евро-атлантического региона как зоны мира, продолжающееся существование затяжных региональных конфликтов на Южном Кавказе и в Республике Молдова остается предметом серьезной озабоченности для Североатлантического союза. Мы приветствуем конструктивный подход, проявленный в возобновленном диалоге по Приднестровью в формате 5+2, и побуждаем всех участников процесса к дальнейшим усилиям. В отношении всех этих конфликтов мы призываем все стороны принять конструктивное участие в мирном разрешении конфликтов, проявив при этом дополнительную политическую волю, а также соблюдать существующие форматы переговоров. Мы призываем их всех избегать шагов, которые могут подорвать региональную безопасность и стабильность. Мы будем и далее решительно поддерживать территориальную целостность, независимость и суверенитет Армении, Азербайджана, Грузии и Республики Молдовы и будем также продолжать поддерживать усилия, направленные на мирное урегулирование этих региональных конфликтов на основании данных принципов и норм международного права, Устава ООН и Хельсинкского Заключительного акта»5.

Европейский парламент в своей майской резолюции 2010 года заявлял:

«Европейский парламент выражает серьезную озабоченность в связи с тем, что сотнями тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, покинувших свои дома во время или в связи с войной в Нагорном Карабахе, по-прежнему остаются люди до сих пор находящиеся на положении перемещенных лиц и лишенные своих прав, в том числе прав на возвращение собственности и личной безопасности; призывает все стороны однозначно и безоговорочно признать эти права, необходимые для немедленного осуществления и немедленного решения этой проблемы в соответствии с принципами международного права; в этой связи требует вывода армянских сил со всех оккупированных территорий Азербайджана, сопровождающегося развертыванием международных сил по Уставу ООН в целях обеспечения необходимых гарантий безопасности в переходный период для обеспечения безопасности населения Нагорного Карабаха, позволяющего возврат перемещенных лиц в свои дома и предотвращающего новые конфликты, возникающие от бездомности»6.

Однако не было сделано никаких реальных шагов, которые позволили бы воплотить высказанную позицию в какие-то инструменты для содействия разрешению конфликта. Вместо этого в отдельных странах — членах евро-атлантического сообщества предпринимались попытки размыть выраженную в данных документах принципиальную позицию обеих организаций.

Я здесь не ставлю своей целью вскрыть мотивы, стоящие за подобными действиями. Я лишь утверждаю, что, если евро-атлантическое сообщество не будет более последова-

5 CHICAGO SUMMIT DECLARATION, issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Chicago on 20 May 2012, Para 47 [http://www.nato.int/cps/en/SID-0 D712E71-4E5BF186/natolive/official_texts_87593.htm]. Русский текст см.: Заявление по итогам встречи в верхах в Чикаго. Принято главами государств и правительств, участвующими в заседании Североатлантического совета в Чикаго 20 мая 2012 года. [http://www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_87593.htm].

6 The Need for an EU Strategy for the South Caucasus. European Parliament Resolution of 20 May 2010 (2009/2216(INI)), Para 8 [http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&reference=P7-TA-2010-0193& language=EN|; Русский текст см.: Резолюция Европейского парламента от 20 мая 2010 года о необходимости стратегии ЕС на Южном Кавказе (2009/2216 (INI)) [http://www.karabakh.az/assets/212/Резолюция_Европейского_ Парламента_20_мая_2010_года^(].

тельно и настойчиво следовать принципам, провозглашаемым в его хартиях и документах, доверие к нему окажется под угрозой. Документы звучат столь же недвусмысленно.

В Рамочном документе Программы «Партнерство ради мира» говорится:

«Они [государства — члены Североатлантического союза и другие страны, подписавшие документ] подтверждают свою приверженность добросовестному выполнению обязательств по Уставу ООН и принципов Всеобщей декларации прав человека, в частности воздержания от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства, уважения существующих границ и урегулирования споров мирными средствами»7.

В основном документе Совета Евро-атлантического партнерства подчеркивается следующее:

«Страны — члены Совета североатлантического сотрудничества и страны — участницы «Партнерства ради мира»... подтверждают свое совместное обязательство укрепить и распространить мир и стабильность в Евро-атлантическом регионе на основе общих ценностей и принципов, которые определяют их сотрудничество, в частности тех, которые изложены в Рамочном документе «Партнерство ради мира»8.

Утрата доверия, безусловно, повлекла бы за собой геополитические последствия. Я не буду здесь рассматривать геополитические соображения с позиций ситуации игры с нулевой сумой (хотя существующая ситуация вполне может представляться именно такой). Далек я и от того, чтобы намекать здесь на печально известное соперничество под названием «большая игра».

Я здесь говорю исключительно об объективных интересах9. В данном регионе так или иначе заинтересовано большинство глобальных игроков. У одних интересы связаны с углеводородными ресурсами, у других — с транспортными коридорами или просто с ведением бизнеса. Азербайджан жизненно важен для любых интересов такого рода. Он связан транспортными коридорами с Центральной Азией, он располагает энергетическими ресурсами, ему принадлежат доминирующие позиции в региональном бизнесе. Как отмечал в прошлом году президент Ильхам Алиев, «Азербайджан играет ведущую роль в регионе. Это ведущее государство Южного Кавказа. На азербайджанскую экономику приходится 83% всей экономики Южного Кавказа. Наши политические инициативы крайне важны для углубления регионального сотрудничества. Наши позиции в мире укрепляются»10.

В ситуации, когда доверие к кому-то оказывается «проблематично», перевес неизбежно получают другие игроки. Для евро-атлантического сообщества (как и для любых других игроков) крайне важно реально оценивать ситуацию. «Догмы убивают», — говаривал один из моих любимых преподавателей. «Восприятия и ощущения обманывают», — добавил бы я к этому.

Евро-атлантическому сообществу может казаться, что при его позициях на мировой арене, демократической системе входящих в него государств и экономической мощи оно может позволить себе роскошь недооценивать риски. В истории это распространенное отношение и образ действий глобальных игроков. Но сегодня тенденции изменились, и

7 PFP Framework Document, 10—11 January, 1994, Para 2 [http://www.nato.int/docu/comm/49-95/ c940110b.htm]; Русский текст см.: Партнерство ради мира: рамочный документ (Принят в г. Брюсселе 10.01.1994 на встрече глав государств и правительств стран — членов НАТО) [http://arhiv.inpravo.ru/data/ base281/text281v304i987.htm].

8 EAPC Basic Document, 30 May 1997, Para 1 [http://www.nato.int/docu/pr/1997/p97-066e.htm]; Русский текст см.: Совет Евро-атлантического партнерства. Основной документ (Синтра (Португалия), 30 мая 1997 г.) [http://russia.bestpravo.ru/fed1997/data05/tex18734.htm].

9 В случае НАТО или ЕС речь идет как о национальных интересах (применительно к большим странам-членам или к странам с очевидной и четко выраженной заинтересованностью в делах региона), так и об интересах институтов.

10 Речь президента Ильхама Алиева на открытии Центра Гейдара Алиева в Уджаре, 30 октября 2011 [http://ru.president.az/articles/3516].

это способно серьезно осложнить возможные последствия. Международная арена становится все более переполненной, демократические практики внутри страны не конвертируются в демократическую внешнюю политику, и в момент, когда Европа переживает серьезный финансовый кризис, в Азии и в Латинской Америке вырастают локомотивы экономического роста.

Такая ситуация может создать почву для перемен в общественном мнении Азербайджана по отношению к евро-атлантическим институтам, если у тех ощущения и представления возобладают над реалистической оценкой.

Сырьевые товары

Энергетические ресурсы Каспия позволяют Европе существенно диверсифицировать источники энергоснабжения. Первой в повестке дня стояла нефть. Строительство нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан11 оказалось важнейшей вехой в развитии региона, и особенно в укреплении его связи, как физической, так и психологической, с европейской экономикой и европейской безопасностью. Нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан дал Европе остро необходимые ей энергетические ресурсы в критический для нее момент, когда спрос на нефть рос, а темпы роста ее добычи падали12.

Затем пришла очередь природного газа. Сегодня каспийский газ доставляется в Турцию по газопроводу Баку — Тбилиси — Эрзерум, но еще большие его объемы ожидают поставки на европейский рынок. Уже законтрактованные объемы газа должны добываться при разработке запасов второй очереди месторождения Шах-Дениз13, но потенциально к ним могут добавиться и очень значительные запасы восточного побережья Каспия.

Каспийский газ кардинально меняет для Европейского союза всю ситуацию, и барьеры для его проникновения в сердце Европы падают один за другим. Но если Европа хочет в полной мере пользоваться плодами доступа к запасам газа восточного побережья Каспийского моря — Туркменистана, а возможно, также Казахстана и Узбекистана, — необходимы постоянные усилия, позволяющие переводить концепции и предложения в реальные механизмы взаимодействия. Перед этим вызовом сегодня стоит новый комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер14.

Предполагается, что наряду с политическими усилиями необходимы будут и определенные шаги по разрешению конфликтов. Конфликт между Арменией и Азербайджаном способен помешать таким шагам или вовсе подорвать их. Проблема здесь определяется

11 Трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхаи протяженностью 1 768 км был построен, чтобы решить проблемы экспорта нефти из Азербайджана. Трубопровод проходит по территории трех стран: Азербайджана, Грузии и Турции, беря начало на терминале Сангачал на Каспийском море и заканчиваясь на терминале Джейхан на турецком побережье Средиземного моря, откуда нефть с месторождения Азери — Чираг — Гю-нешли доставляется на мировые рынки (вебсайт BP-Азербайджан).

12 См.: Cornell S.E., Starr S.F. The Caucasus: A Challenge for Europe // Central Asia-Caucasus Institute and Silk Road Studies Program, 2006. P. 20.

13 Месторождение Шах-Дениз было открыто в 1999 году. Это одно из крупнейших в мире газоконден-сатных месторождений с запасами более чем в 30 трлн куб. футов, или 1 трлн куб. м газа. Вторая очередь, или полномасштабная разработка месторождения — это гигантский проект, который обеспечит доставку азербайджанского газа в Европу и в Турцию. Это улучшит снабжение газом и энергетическую безопасность европейских рынков благодаря вводу в строй нового, южного газотранспортного коридора. Проект предполагает увеличение добычи газа на месторождении Шах-Дениз на 16 млрд куб. м в год — сегодня в рамках эксплуатации первой очереди месторождения добывается 9 млрд куб. м в год. Это один из самых масштабных проектов добычи газа в мире (вебсайт BP-Азербайджан).

14 См.: Roberts J. Europe's Caspian Gas Policy to Be a Key for Energy Security, 2010 [http://www.europesworld. org/NewEnglish/Home_old/Article/tabid/191/ArticleType/ArticleView/ArticleID/21667/language/en-US/Europes Caspiangaspolicytobekeytoenergysecurity.aspx].

географией. Азербайджан — «это пробка в сосуде, содержащем богатства бассейна Каспийского моря и Средней Азии»15.

Сегодня трубопроводы пролегают практически в нескольких километрах от [административной] границы Нагорного Карабаха — в пределах дистанции артиллерийского огня — к большому удобству тех, кому могло бы понадобиться устроить неприят-ности16.

Статус-кво уже сам по себе, безотносительно к возможностям развертывания полномасштабной войны, создает для трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан серьезные угрозы. Достаточно любого «промаха» или огня, открытого «по ошибке» армянскими силами с оккупированных азербайджанских территорий, чтобы поток энергоносителей на европейский рынок оказался перекрыт.

Кроме того, арсенал современных методов ведения войны включает немало новых средств несмертельного действия, в том числе кибернетические атаки. По иронии судьбы как раз киберзащита и обеспечение кибербезопасности и составляет одну из главных задач сегодняшней энергетической инфраструктуры в широком смысле слова.

Кибернетические угрозы — серьезная и постоянная опасность для энергетики. Подверженность систем энергоснабжения кибернетическим угрозам может серьезно отразиться на национальной безопасности, безопасности людей и национальной экономике17.

Сюда же я добавил бы и глубокое воздействие кризиса на региональную структуру использования топливных ресурсов, тесно зависящую от сравнительной роли различных маршрутов поставки энергоресурсов и от состояния спроса на важнейших рынках.

Транспортные коммуникации

«Азербайджан, расположившийся в самом центре Кавказа на берегах не имеющего выхода в океан Каспийского моря, представляет собой точку, где пересекается множество торговых путей из Азии в Европу», — говорилось недавно в одном из репортажей Си-эн-эн18.

Сооружение железной дороги, соединяющей турецкий Карс с Ахалкалаки в Грузии, и восстановление железнодорожного пути Ахалкалаки — Тбилиси свяжет Стамбул железнодорожным сообщением с Каспийским морем. В сочетании со строительством железнодорожных путей из Казахстана в Китай это будет означать установление железнодорожного сообщения на пространстве от Стамбула до Китая и обеспечит возможность быстро и относительно недорого переправлять грузы через всю Азию19. Реализация международного проекта строительства железной дороги Баку — Тбилиси — Карс (БТК) и сооружение железнодорожного туннеля под Босфором, состыковка трансъевропейской железнодорожной сети с трансазиатской и возможность транспортировать грузы и пассажиров непосредственно через территории Азербайджана, Грузии и Турции увеличат транзитный потенциал стран региона20.

15 Бжезинский 36. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 2000. С. 62.

16 См.: Guarascio F. Caucasian «Great Game» over Gas and Oil Remains Unresolved, 7 March 2012 [http:// www.publicserviceeurope.com/article/1609/caucasian-great-game-over-gas-and-oil-remains-unresolved].

17 См.: Roadmap to Achieve Energy Delivery Systems Cybersecurity, September 2011. P. 1 [http://www. cyber.st..gov/wp-content/uploads/2011/09/Energy_Roadmap.pdf|.

18 Azerbaijan's Oil Gateway // CNN, 13 October 2011 [http://edition.cnn.com/video/#/video/business/2011/ 10/04/gateway-anderson-baku-oil.cnn?iref=allsearch|.

19 См.: Ziyadov T. The Kars — Akhalkalaki Railroad: A Missing Link Between Europe and Asia // Central Asia — Caucasus Analyst, 19 April 2006. P. 5—6; Cornell S.E., Starr S.F. Op. cit.

20 См.: Baku — Tbilisi — Kars New Railway // State Oil Fund of the Republic of Azerbaijan [http://www. oilfund.az/en_US/layiheler/baki-tbilisi-qars-demir-yolu.asp|.

На самом деле значение этой железной дороги выходит далеко за рамки одной лишь торговли и бизнеса. Страны — участницы Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF)21 начинают вывод войск из Афганистана, и обратный транзит становится «горячей» проблемой. Серьезной проблемой остается и дальнейшее снабжение остающихся в Афганистане военнослужащих. В нынешней ситуации, когда пакистанский маршрут поставок заблокирован, единственной реальной альтернативой остается северное направление — так называемая Северная распределительная сеть.

Северная распределительная сеть, в свою очередь, включает два альтернативных маршрута. Первый — южный, который берет начало в грузинском порту Поти, пролегает по суше до азербайджанского порта Баку, затем идет через паромную переправу до Актау в Казахстане и далее через территорию Узбекистана в Афганистан. Второй, более активно используемый сегодня — северный, идущий через Латвию, Россию, Казахстан и Узбекистан22.

По сообщениям, сегодня Азербайджан и Кыргызстан — главные коридоры для пролета, дозаправки и приземления направляющихся в Афганистан самолетов американских сил и сил коалиции. Кроме того, Азербайджан — главный наземный транспортный коридор для доставки в Афганистан топлива, продовольствия и строительных компонентов военного назначения. Американский посол в Азербайджане Мэтью Брайза утверждает: «Практически каждый американский солдат, действующий в Афганистане, прилетел туда через территорию Азербайджана. Кроме того... приблизительно половина всех поставок, поступающих в Афганистан не через территорию Пакистана, доставляются теперь через Азербайджан»23.

Эксплуатация трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан, скорее всего, еще больше усилит роль южного направления Северной распределительной сети. «Если бы они (США) сумели заключить соглашение о транзитных перевозках с Туркменистаном, порт Туркменбаши мог быть стать еще одним пунктом назначения для грузов, отправляемых из Баку паромом»24. После завершения строительства нового морского порта в Алате (Азербайджан) пропускная способность транзитного маршрута (11,6 млн т в год) еще возрастет.

«Новый бакинский морской порт будет иметь общерегиональное значение, и там сформируется очень крупный логистический центр. Операции по доставке грузов из Китая и Центральной Азии в Европу значительно расширятся», — сообщил Акиф Мустафа-ев из международной транспортной программы TRACECA («Транспортный коридор Европа — Кавказ — Азия»)25.

Армяно-азербайджанский конфликт способен помешать функционированию стратегических транспортных маршрутов двояким образом.

■ Во-первых, эти маршруты проходят в непосредственной близости от линии соприкосновения армянских и азербайджанских сил и, как и в случае с энергетической инфраструктурой, могут быть заблокированы в результате прямого военного удара.

21 Международные силы содействия безопасности в Афганистане (The International Security Assistance Force — ISAF) — развернутая в Афганистане под руководством НАТО миссия по обеспечению безопасности, созданная Советом Безопасности ООН 20 декабря 2001 года в соответствии с Резолюцией 1386, как предусмотрено Боннским соглашением по Афганистану.

22 См.: Northern Route Eases Supply to U.S. Forces in Afghanistan // IISS [http://www.iiss.org/EasySiteWeb/ getresource.axd?AssetID=45813&type=full&servic].

23 Цит. по: Nichol J. Armenia, Azerbaijan, and Georgia: Political Developments and Implications for U.S. Interests // CRS, 27 October 2011. P. 5 [http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL33453.pdf].

24 Northern Route Eases Supply to U.S. Forces in Afghanistan.

25 New Port could Open Gateway to a World // CNN, 2 February 2012 [http://business.blogs.cnn.com/2012/ 02/02/azerbaijan-port-gateway].

■ Во-вторых, если война разгорится, то страны, вовлеченные в транспортные потоки, могут отказаться от использования этих маршрутов по соображениям безопасности.

3 а к л ю ч е н и е

Таким образом, в интересах собственной стратегической безопасности евро-атлантическое сообщество не должно ограничиваться одним лишь участием в энергетических проектах, заботами о доступе к транспортным маршрутам и надеждой на то, что оно пользуется доверием. Оно должно приложить все усилия, чтобы разрешить главную проблему — добиться разрешения конфликта между Азербайджаном и Арменией.

Для этой цели в распоряжении НАТО имеются два главных инструмента: политическое влияние и миротворческий потенциал. Из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ, посредничающей в разрешении конфликта, два — США и Франция — являются членами НАТО. Их принципиальная позиция в вопросе о разрешении конфликта в рамках Организации — ясный сигнал, что они поддерживают единодушную позицию международного сообщества, отраженную в соответствующих документах Организации Объединенных Наций и других организаций. Кроме того, у НАТО имеется немалый опыт миротворческих операций, и некоторые из членов альянса могли бы взять на себя участие в миссии по поддержанию мира, которая могла бы быть создана.

Короче говоря, рецепт прост: будьте последовательны в утверждении ценностей и принципов, провозглашаемых в ваших собственных документах, и действуйте, насколько это позволяют ваши возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.