УДК 327(479.24) ББК 66.4(5Азе) М 22
З.В. Мамедов,
аспирант кафедры социологии и политологии Воронежского государственного университета, г. Воронеж, тел.: 8-951-565-88-41, тел.: 8-980-547-40-90, е-mail:
Основные направления внешнеполитической деятельности Азербайджанской Республики (1991 — 2012 гг.)
(Рецензирована)
Аннотация. В статье речь идет о внешней политике независимого Азербайджана. Дается краткий анализ внешней политики Азербайджана, рассматривается основные внешнеполитические направления во внешней политике Республики.
Ключевые слова: «Баку-Тбилиси-Джейхан», «Баку-Тбилиси-Карс», Баку - Тбилиси -Эрзурум, Трансанатолийский газопровод, Шах-Дениз, НАТО, ЕС, Нагорный Карабах.
Z.V. Mamedov,
Post-graduate student of Sociology and Political Science Department, Voronezh State University, Voronezh, ph.: 8-951-565-88-41, ph.: 8-980-547-40-90, e-mail: [email protected]
Main directions in foreign policy of the Azerbaijan Republic (1991 — 2012)
Abstract. The paper focuses on foreign policy of independent Azerbaijan. A short analysis of foreign policy of Azerbaijan is given. The main directions in foreign policy of the Republic are examined.
Keywords: “Baku-Tbilisi-Ceyhan”, “Baku-Tbilisi-Kars”, Baku - Tbilisi - Erzurum, the Transantoliysky gas pipeline, the Shah-Denise, NATO, EU, Nagorny Karabakh.
Азербайджан, в силу своего географического положения и нефтегазовых ресурсов оказавшийся на стыке геополитических интересов мировых и региональных держав, находится в состоянии непрерывного дипломатического маневра. Баку традиционно выстраивает мультивекторную политику, ставя во главу угла собственные интересы, но оставаясь открытым для кооперации и сотрудничества со всеми ведущими региональными и мировыми силами.
При обозначении приоритетов внешней политики Азербайджана это республика исходит из уникального сочетания геополитических факторов, определяющих характер движения к будущему, то есть прямо влияющих на судьбы Азербайджанской Республики и неудивительно, что требующим в императивном порядке повышенного внимания направлением деятельности национальной дипломатии стало развитие всесторонних отношений с дружественными соседними странами - Россией, Турцией, Ираном и Грузией.
Неоднозначными являются отношения с Ираном. В Баку явно не стремятся вести со своим южным соседом «игру на обострение». Азербайджан не раз заявлял, что не допустит использования своей территории против Ирана. Официальные лица двух стран говорят о добрососедстве, исторических связях и «братских отношениях». Однако стоит указать и на большое число раздражителей в двусторонних отношениях. Это и ирано-армянское сотрудничество, и поддержка Тегераном фундаменталистских течений в Азербайджане, и даже попытки организации терактов на территории Азербайджана. В Иране постоянно
выражают свою обеспокоенность набирающим обороты сотрудничеством между Баку и Тель-Авивом в области экономики и поставок вооружении. В реальности же ИРИ видит в независимом Азербайджане потенциальную угрозу для собственной территориальной целостности [1]. Несмотря на то, что Азербайджанская Республика не выдвигает никаких притязаний на иранский Азербайджан, письменно обязалась не допускать антииранских действий со своей территории, а также дистанцируется от вмешательства во внутренние дела ИРИ, сам факт существования независимого азербайджанского государства может выступить катализатором центробежных настроений среди иранских азербайджанцев. Напомним, в отличие от тех же иранских армян, азербайджанцы в ИРИ лишены возможности учиться на родном языке, создавать свои культурные центры и т.д. В таких условиях наличие на севере светского Азербайджана с его ярко выраженной тюркской идентичностью не может не беспокоить теократический режим в Тегеране, активно подавляющий тюркский элемент в стране. Тем не менее перепалки между Баку и Тегераном редко выходят за рамки дипломатического протокола и в основном остаются на уровне публикаций в СМИ, а официальные лица по-прежнему говорят о "братских отношениях".
Отношения Азербайджана с Ираном относятся к особой «статье» внешней политике Баку. Два шиитских государства, практически на протяжении всего периода политических отношений, находятся в состоянии холодной войны, причем, несмотря желание обеих сторон найти точки соприкосновения их интересов, противоречия столь глубоки, что речь может идти о сглаживании отношений на отдельных участках политического диалога. Поддержка Ираном Армении, которая исходит из долгосрочных и стратегических интересов, является вполне достаточной для ухудшения двухсторонних отношений. Следует отметить также попытки Ирана организовать широкое исламское движение в Азербайджане, работу с ираноязычным населением и деятельность разведслужб Ирана. В азербайджанско-иранских отношениях не происходит никаких существенных изменений и, видимо, нынешний характер отношений сохранится достаточно долго. Политика Ирана, в том числе его претензии в Каспийском море, в значительной мере подталкивает Азербайджан к интеграции в НАТО, и военному сотрудничеству с США.
Основным союзником Азербайджана продолжает оставаться Турция. Две страны активно сотрудничают в политике, экономике, сфере безопасности. Так, Турция является гарантом безопасности Нахичеванской Автономной Республики, не имеющей сухопутной границы с остальной территорией Азербайджана. В августе 2010 года президент Азербайджана Ильхам Алиев и его турецкий коллега Абдулла Гюль подписали Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи, открывающий двум странам возможность оказывать прямую военную помощь друг другу в случае агрессии против одной из них [2]. Анкара и Баку выступают с идентичных позиций в вопросах урегулирования нагорнокарабахского конфликта.
«Одна нация, две страны»- так Гейдар Алиев оценил характер двухсторонних отношений [3]. Турция первой признала независимость Азербайджана и всегда поддерживает Азербайджан в трудные дни. Когда Армения оккупировала прилегающие районы к Нагорного Карабаху, Турция порвала дипломатические отношения с Арменией и закрыла с этой страной границу [4]. Турция и Азербайджан - главные энергетические партнеры. Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум (Турция) доставляет нефть и газ Каспия в Турцию, а оттуда к Европейским странам.
За 20 лет Баку продемонстрировал умение балансировать не только на американороссийских противоречиях. В 1991 году постсоветский Азербайджан, как и АДР (Азербайджанская Демократическая Республики 1918-1920гг.), избрал своим стратегическим партнером Турцию. Однако нынешние азербайджано-турецкие отношения больше не являются вассально-ленными, какими они были в 1918-1920 годах. Сегодня не только Анкара оказывает давление на Баку, но «азербайджанский фактор» является важным сюжетом, определяющим внутренние и внешнеполитические приоритеты Турции.
С Анкарой Баку связывает и перспектива выхода на европейский энергетический
рынок. Строительство Трансанатолийского газопровода, в котором Госнефтекомпания Азербайджана имеет долю в 80%, позволит Азербайджану стать самостоятельным продавцом и поставщиком собственного газа со второй стадии разработки месторождения "Шахдениз" на европейские рынки [5].
Большую часть интеллектуальных и физических усилий внешнеполитического ведомства Азербайджана, безусловно, занимают поиски путей урегулирования армяноазербайджанского конфликта. Армяно-азербайджанский вооруженный конфликт, равно как и ряд других кровопролитных войн, разразившихся на территории некоторых республик бывших Советского Союза и Югославии, наглядно продемонстрировал, к каким разрушительным последствиям приводят слабость дипломатических усилий и непоследовательность решений международных организаций.
Важнейшим свидетельством признания возрастающей роли Азербайджана в обеспечении региональной безопасности, а также растущего авторитета его внешней политики в мире в целом стало избрание в 2011 г. Азербайджана в число непостоянных членов Совета Безопасности ООН [6].
Одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности Баку является укрепление его роли в общеевропейской системе энергобезопасности. И.Алиев понимает, что в условиях все более обостряющейся конкуренции между Россией и Западом в лице ЕС и США вокруг вопросов энерготранзита именно к Азербайджану переходит, по сути, решающее слово.
В настоящее время страна имеет три маршрута поставок нефти, и это создало во всем Каспийском регионе совершенно новую ситуацию. Впервые в мире Каспийское море было объявлено открытым для иностранных компаний. Впервые добываемая на Каспии нефть посредством нефтепроводов стала поставляться на международные рынки. Согласно экспертным подсчетам, минимальные запасы только газа в Азербайджане составляют 2 триллиона кубометров [7]. Но они могут достигнуть и 5 триллионов кубометров [7]. Этого хватит, по меньшей мере, на сто лет не только самой стране, но и европейским потребителям.
Азербайджан поддерживает, как неоднократно отмечал И. Алиев, все инициативы диверсификации поставок энергоресурсов. Еще во время первого президентского срока Ильхама Алиева был осуществлен пуск основных экспортных трубопроводов - Баку -Тбилиси - Джейхан для экспорта нефти с большого месторождения АЧГ и газопровода Баку -Тбилиси - Эрзурум с месторождения Шах-Дениз. Азербайджан стал производить необходимые объемы газа для собственного потребления и экспорта, не только освободившись от российских поставок, но и сам несколько лет назад превратившись в крупнейшего регионального продавца газа российскому "Газпрому". Реализация различных транспортных проектов, таких как железная дорога Баку - Тбилиси - Карс, создание прямого железнодорожного сообщения с Ираном, подключает Азербайджан к глобальным транспортным коридорам, для юго-восточной Европы Азербайджан становится мостом в Центральную Азию.
Россия, разумеется, играет важнейшую роль в качестве стратегического направления азербайджанской внешней политики. Сегодня отношения двух стран уже вышли на такое ровное плато стабильности, когда основные правила игры уже четко определены и согласованы, тут уже не осталось места для неприятных сюрпризов и каких-либо острых ситуаций. В них заложен механизм согласованного решения неизбежно возникающих по пути любого поступательного развития проблем. Касательно влияния карабахского конфликта на двусторонние отношения опять же давно известно, что эта тема уже переведена в отдельный блок отношений, который все же "не довлеет" над большой положительной содержательной частью двусторонних отношений. Москва старается придерживаться официально принципа "равноудаленности" от двух участников карабахского конфликта.
Аналогичная позиция И. Алиева не встретила серьезных возражений в обществе, в том числе со стороны оппозиционных политических партий. Выверенная политика И.Алиева подразумевала то, что на данном этапе Россия не станет оказывать давления на Армению в
той мере, которая смогла бы привести ее к необходимости уступок в карабахском вопросе, но враждебность или отсутствие урегулирования по некоторым вопросам в отношениях с Россией, не принесет никаких преимуществ Азербайджану. Кроме того, в Баку надеются, что ровные и разносторонние отношения с Россией в обозримом будущем могут способствовать решению карабахской проблемы в пользу Азербайджана.
Вместе с тем, Азербайджан, строящий экономику на базе добычи и экспорта нефти и газа, крайне заинтересован в создании маневренной системы распределения данных ресурсов в регионе, в целях получения максимальной прибыли, в связи с чем экономические отношения с Россией приобретают приоритетное значение.
Например, если прежде Азербайджан пытался игнорировать маршрут Баку -Новороссийск, то сейчас данный маршрут рассматривается как альтернативный и имеющий важное экономическое значение.
В большой газовой игре Россия и Азербайджан пытаются выработать некую взаимовыгодную позицию. В политике Азербайджана в отношении России утвердилась традиция прагматизма. Следует отметить, что в Баку считают, что, опираясь на энергосырьевые ресурсы и многочисленную азербайджанскую диаспору в России, со временем Азербайджан может приобрести эффективные рычаги влияния на Россию. Следует отметить, что в условиях огромного влияния крупных корпораций в России, возникновения определенных различий между национальными интересами и интересами корпораций, государство или группировка, обладающие значительными экономическими возможностями, способны вести эффективную политическую игру на российском политическом «поле». В определенной мере, Азербайджану уже удалось приобрести прочные позиции в России.
Постсоветский Азербайджан за период 1991 - 2012 годов сумел доказать, что не является слабой и зависимой геополитической субстанцией: он играет важную роль на Южном Кавказе, в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Это, пожалуй, единственный в СНГ пример государства с успешно диверсифицированной внешней политикой. Мало кому из бывших республик СССР удается поддерживать ровные отношения с Россией, Евросоюзом и США, Израилем и Ираном.
Примечания:
1. Юнусов А. Азербайджан в 2002 г. // Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад, 2002. М., 2003. C. 82.
2. Азербайджан и Турция подписали соглашение. URL: http ://aze.az/news_azerbayj an_i_turciya_40489.html.
3. Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана. Баку: Serq - Qerb, 2007. С. 322.
4. Thomas de Waal. Black garden. N. Y., 2004. Р. 266-268.
5. Госнефтефонд Азербайджана даст деньги на строительство Трансанатолийского газопровода. URL: информационно-аналитическое агентство.
6. Азербайджан избран непостоянным членом Совета Безопасности ООН. URL: http://azerros.ru/olegk/216-azerbaydzhan-stal-nepostoyannym-chlenom-soveta-bezopasnosti-oon.html.
7. Садыхов Ф. TANAP как фактор безопасности Европы и усиления роли Азербайджана. URL: http://www.1news.az/authors/75/20120716101234593.html.
References:
1. Yunusov A. Azerbaijan in 2002 // The interethnic relations and conflicts in the Post-Soviet states. Annual report, 2002. M., 2003. P. 82 .
2. Azerbaijan and Turkey signed the agreement. URL: http ://aze.az/news_azerbayj an_i_turciya_40489.html.
3. Gasanov A. Modern international relations and foreign policy of Azerbaijan. Baku: Serq -Qerb, 2007. P. 322.
4. Thomas de Waal. Black garden. N.Y 2004. P. 266-268.
5. The state petrol fund of Azerbaijan will give the money for construction of the Transanatoliysky gas pipeline. URL: information and analytical agency.
6. Azerbaijan is elected the non-permanent member of the UN Security Council. URL: http://azerros.ru/olegk/216-azerbaydzhan-stal-nepostoyannym-chlenom-soveta-bezopasnosti-oon.html.
7. Sadykhov F. TANAP as a factor of safety of Europe and the strengthening of Azerbaijan’s role. URL: http : //www.1 news. az/authors/75/20120716101234593. html.