УДК 327(479.24)
МАМЕДОВ З.В. Региональные направления
во внешней политике Азербайджанской Республики
В статье определяются современные приоритеты в региональной внешней политике Азербайджанской Республики, характеризуются сферы сотрудничества в регионе, особое внимание уделяется отношениям Азербайджана с Ираном, Турцией и Россией. Ключевые слова: Россия, Турция, Иран, Украина, Грузия, СНГ, ГНКАР, Газпром, Набукко.
Азербайджанская Республика осуществляет деятельность в направлении решения региональных и международных проблем. В число приоритетных направлений входят региональная безопасность, борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения и обеспечение энергетической безопасности [1]. На протяжении многих столетий геополитику Южного Кавказа определяло соперничество между Турцией, Ираном и Россией.
Во внешнеполитической деятельности Азербайджанской Республики на современном этапе, безусловно, одно из центральных мест занимает ее "российское направление". После обретения Азербайджаном полной независимости в конце 1991 года российско-азербайджанские отношения вступили в качественно новую стадию своего развития.
В отношениях с Азербайджаном Россия исходит из следующих основных положений: роль исламского фактора с учетом мятежного Кавказа и сложной ситуации в пограничном с Азербайджаном Дагестане; энергоресурсы Каспийского моря; противостояние с Западом, в первую очередь с США. Для Азербайджана основную роль в определении отношений
со своим северным соседом играют следующие факторы: Карабахский конфликт и угроза независимости страны, энергоресурсы Каспийского моря; трудовая миграция значительной части населения республики в Россию.
Азербайджан для России является естественным заслоном от источников различных негативных проблем с Юга (из региона Среднего Востока, Центральной Азии и Персидского залива). Поэтому для России крайне важен стабильный и сильный Азербайджан, в противном случае российский Кавказ может столкнуться с неприятными деструктивными влияниями. Именно поэтому важнейшим элементом двусторонних отношений является взаимодействие спецслужб по линии гражданской безопасности, а также стратегическое взаимодействие в области региональной ПРО и ПВО СНГ
Социально-сетевым фактором укрепления отношений между Россией и Азербайджаном выступают диаспоральные структуры. Азербайджанское население проживает практически во всех регионах России, при этом наиболее крупными, по официальным оценкам, являются азербайджанские общины в Дагестане, Москве, Санкт-Петербурге.
Русские в Азербайджане — второе по величине этническое меньшинство республики и одна из крупнейших русских общин за пределами современной России. Что касается положения русских в Азербайджане, то, как отмечают местные эксперты, "ареал и влияние русского языка и русской культуры существенно шире, чем удельный вес русских в населении республики". Азербайджанцы в России и русские в Азербайджане активно работают на развитие партнерских отношений между странами, создавая эффективные диалоговые площадки в бизнесе, культурной, молодежной сферах.
Фундаментальным стержнем отношений между Россией и Азербайджаном остается торгово-экономическое сотрудничество, которое определяет прагматичный и взвешенный характер партнерского диалога. Структуру торгово-экономических отношений между Россией и Азербайджаном на сегодняшний день можно характеризовать как оптимальную. В то же время уровень экономических отношений в полной мере еще не соответствует реальным возможностям стран-партнеров.
После августовских событий между Россией и Грузией отношения Азербайджана и России укрепились. 27 марта 2009 года "Газпром" и ГНКАР подписали контракт на поставку в Россию азербайджанского газа по газопроводу Баку — Новосиля (участок газотранспортной системы Азербайджана протяженностью порядка 200 км, идущий от Баку до российской границы по побережью Каспийского моря). С января 2010 года Азербайджан начал экспорт природного газа в Россию. на начальном этапе объем поставок составил 500 млн куб. м [2].
Руководители "Газпром-экспорта" и Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) в январе 2012 года подписали дополнительное соглашение об увеличении закупок азербайджанского природного газа. Как пояснил глава российского концерна Алексей Миллер, "это очередная корректировка в сторону увеличения объемов поставок". Он назвал действующий контракт уникальным, поскольку он не имеет верхней границы. "Для нас это представляет интерес, это является экономически эффективным, а
для обеих сторон это обоюдовыгодное сотрудничество", - сказал Миллер и отметил, что для Азербайджана сотрудничество с Россией более выгодно. "Мы можем предложить комфортную цену, и она является более конкурентоспособной, чем могут дать европейские покупатели в Европе",- сказал глава "Газпрома" [3].
Российско - азербайджанские политические и экономические взаимоотношения на протяжении 90-х годов прошлого века отличались неровностью, редкие случаи активизации сменялись длительными спадами. Лишь за последние годы благодаря конструктивной позиции нового российского руководства, плодотворной деятельности президентов И. Алиева и В. Путина наметилось существенное улучшение азербайджано - российских отношений на уровне уже стратегического партнерства. Азербайджан является сторонником дальнейшего усовершенствования взаимовыгодного сотрудничества с Россией в экономических, политических, социальных и культурных сферах. Как о результате такой конструктивной позиции можно говорить о положительных тенденциях, появляющихся здесь, в первую очередь о «потеплении» отношений, выражающемся во взаимных визитах президентов, о соглашении между Азербайджаном и Россией о разделе Каспийского моря на национальные секторы, а также о сотрудничестве, которое охватывает различные сферы, включая обеспечение безопасности обеих сторон.
Ирано-азербайджанские отношения имеют для обеих стран очень важное значение и в то же время носят крайне неоднозначный и запутанный характер. Дополнительную сложность в азербайджано-иранские отношения вносили геополитический фактор и политика других государств. Так, в первой четверти XIX в. в результате ирано-российских войн Азербайджан оказался расколотым на две неравные части: одна треть вошла в состав России, а две трети так и остались в составе Ирана [4, с. 415-417].
Одной из "болевых точек" является иранский "экспорт исламской революции". Для Азербайджанской Республики сохранение светской системы является основой государственного строительства.
138 № 4 2013 Г-
Плюс ко всему исламистские течения в Азербайджане во многом подпитываются извне. Целенаправленная политика властей Азербайджана по защите светских ценностей не устраивает Иран, где экспорт исламской революции провозглашен вполне официально. Отношения между Ираном и Азербайджаном ухудшились во времена правления Народного фронта и президента А. Эльчибея, известного своими пан-тюркистскими взглядами. После прихода к власти Г. Алиева и избрания курса на улучшение отношений с соседями наблюдался некоторый прогресс в их развитии.
Между двумя странами существует разногласие по поводу статуса Каспийского моря. Позиции Ирана по статусу Каспийского моря в конечном счете - политика сдерживания проникновения США в регион, которое, по мнению Тегерана, осуществляется Азербайджаном (добыча нефти и газа западными нефтегазовыми компаниями в Азербайджане).
В целом отношения между Ираном и Азербайджаном в ближайшей перспективе будут развиваться в установившемся ключе периодических охлаждений и потеплений.
После обретения независимости страны государством, впервые признавшим независимость Азербайджана, стала Турция. В начале 1990-х годов при президенте А. Эльчибее турецкое направление занимало ведущую позицию во внешней политике, что вызвало большое беспокойство в России. Пришедший к власти Г. Алиев внес серьезные изменения как во внешнюю, так и во внутреннюю политику Азербайджана. Отношение Г. Алиева было построено на близости связей с Турцией, но с учетом определенной дистанции. Нынешние азербайджано-турецкие отношения больше не являются вассально-ленными, какими они были в 1918 - 1920 годах. Сегодня не только Анкара оказывает давление на Баку, но "азербайджанский фактор" является важным сюжетом, определяющим внутренние и внешнеполитические приоритеты Турции. Две страны активно сотрудничают в политике, экономике, сфере безопасности. С Анкарой Баку связывает и перспектива выхода на европейский энергетический рынок. Строительство Трансанатолийского газопровода, в котором госнефтекомпания
Азербайджана имеет долю в 80%, позволит Азербайджану стать самостоятельным продавцом и поставщиком собственного газа со второй стадии разработки месторождения «Шахдениз» на европейские рынки.
В области экономического сотрудничества с Азербайджаном стратегия Турции направлена на создание условий для транспортировки азербайджанской нефти и газа на европейский рынок. Турция рассчитывает на азербайджанский газ при реализации проектов газопроводов "Набукко" и ITGI (Турция - Греция - Италия), по которым каспийский газ планируется поставлять в европейские страны. Вместо этого в декабре 2011 г. Азербайджан и Турция подписали меморандум о взаимопонимании по созданию консорциума, который будет строить газопровод для поставки газа с месторождения "Шах Дениз" в Европу через территорию Турции [5]. В настоящее время 20-процентная доля в TANAP принадлежит турецкой BOTAS, а SOCAR (Государственная Нефтяная Компания Азербайджана) - 80 процентов [6].
Все эти годы Азербайджан расширял военное сотрудничество с Турцией, принимавшей активное участие в создании военной идеологии и доктрины своего союзника, а также в формировании вооружённых сил и спецслужб. В августе 2010 г. Баку и Анкара заключили новый договор о стратегическом партнёрстве, а ещё через месяц подписали декларацию о создании двустороннего совета стратегического сотрудничества [7].
У правящей "Партии справедливости и развития" нет авторитетных партий-партнеров в Азербайджане. В целом все последние годы Турция осмотрительно дистанцировалась от внутриполитической жизни братской страны. Оценки официальных турецких наблюдателей на выборах в Азербайджане, как правило, ближе к лояльным для местных властей выводам представителей стран СНГ, чем к критической позиции наблюдателей из США и ЕС.
Есть расхождения и по ряду международных вопросов. Так, Баку не признал независимость Косово и солидаризировался с Сербией, тогда как Анкара безоговорочно и одной из первых встала на сторону албанцев-косоваров. Баку поддержал
Соединенные Штаты в Ираке, выделил небольшой военный контингент в состав коалиции, Турция же демонстративно отказала Вашингтону даже в пропуске войск через свою территорию.
Ввиду нерешенности проблемы Нагорного Карабаха Баку так и не пошел на признание Республики Северный Кипр. Обращает на себя внимание, как по мере ухудшения отношений Турции с Израилем Азербайджан и Казахстан становятся привилегированными союзниками Тель-Авива среди мусульманских стран. Наконец, Азербайджан, в отличие от той же Грузии, не форсирует вопрос интеграции в НАТО, важным членом которой является Турция.
В отношениях Турция-Армения карабахский вопрос до сих пор является одним из самых основных между этими двумя странами. И даже в отношениях Турция-ЕС и Турция-США карабахский вопрос носит решающий характер. Во время вступления Турции в ЕС и в их отношениях условие открытия границ с Арменией и вступления в политические связи с этой страной остается важной задачей. Но всем и так известно, что карабахский и армянский вопросы являются отговоркой Запада перед Турцией. Налицо - мусульмано-хрис-тианский и мощный турецкий фактор.
Приведенные выше расхождения интересов Турции и Азербайджана, некоторые трудности во взаимоотношениях руководителей не могут поколебать стратегическое партнерство этих государств, фундамент которого составляют этническая и религиозная близость, чувство единения, связывающее народы. По данным социологического опроса, проведенного в текущем году Фондом политических, экономических и социальных исследований (SETA), с явной симпатией жители Турции относятся не к союзникам по НАТО, а к азербайджанцам, которым доверяют 82% опрошенных. Аналогичное отношение наблюдается и в Азербайджане. Согласно данным мониторинга общественного мнения, который на протяжении многих лет регулярно проводился под руководством социологической службы Puls-R, от 80 до 90% респондентов называют Турцию самой дружественной Азербайджану страной [8].
Рассматривая внешнюю политику Азербайджана, можно сказать, что страна уделяет особое внимание двусторонним отношениям с отдельными иностранными государствами, которые создают логическое единство с его многосторонними отношениями, в том числе отношениям с соседними странами.
Отношения с Турецкой Республикой, первой признавшей независимость Азербайджана и по сей день поддерживающей азербайджанскую позицию, имеют чрезвычайное значение. Двусторонние отношения между двумя этими странами, которые с этнической, культурной, языковой точки зрения тесно связаны друг с другом, в настоящее время еще больше расширяются и углубляются на уровне стратегического сотрудничества. Отношение Азербайджана и Турции к развитию происходящих в регионе геополитических и экономических событий, реализации трансрегиональных экономических проектов, а также усилия официальной Анкары, направленные на урегулирование армяно-азербайджанского конфликта, включая меры, предпринятые в рамках различных международных организаций, демонстрируют полное соответствие их позиций и уровень качества сотрудничества между этими двумя странами.
Учитывая сильное влияние России на Южном Кавказе, внешняя политика Азербайджана обращает особое внимание на северное направление, которое имеет большое значение. Азербайджан, который прилагает усилия по снижению напряжения и созданию добрососедского климата в регионе, является сторонником дальнейшего усовершенствования взаимовыгодного сотрудничества с Россией в экономических, политических, социальных и культурных сферах. Как о результате такой конструктивной позиции можно говорить о положительных тенденциях, появляющихся здесь, в первую очередь об "утеплении" отношений, выражающемся во взаимных визитах президентов, о соглашении между Азербайджаном и Россией о разделе Каспийского моря на национальные секторы, а также о сотрудничестве, которое охватывает различные сферы, включая обеспечение безопасности обеих сторон.
140 № 4 2013 г.
Одним из приоритетов внешней политики Азербайджана является укрепление отношений с соседними странами, и в первую очередь с Россией, сказал министр иностранных дел АР Эльмар Мамедъяров в интервью арабской редакции канала Russia Today [9].
Одним из главных направлений внешней политики Азербайджана являются отношения между Азербайджаном и Ираном, которые имеют богатое общее наследие в области истории и культуры.
Всесторонняя интенсификация сотрудничества и партнерства с Грузией и Украиной, которые имеют аналогичные интересы с Азербайджаном, является одним из главных значимых вопросов для республики. Существование общих интересов Азербайджана с этими странами, доставка гидрокарбонатных ресурсов Каспийского моря на мировые рынки и восстановление исторического Шелкового пути ради соединения Европы с Азией, а также участие в совместных трансрегиональных проектах, таких как обеспечение взаимных гарантий общей безопасности, еще раз доказывают важность этих отношений.
Сегодня Азербайджан занял достаточно прочные позиции в региональной системе международных отношений, заслужил международный авторитет, позволяющий оказывать влияние на политические процессы в регионе. Азербайджанской Республике удалось наладить и поддерживать взаимовыгодные партнерские отношения с ведущими мировыми и региональными державами, основными мировыми и региональными международными структурами. Страна проводит продуманную, сбалансированную внешнеэкономическую политику, развивая международное энергетическое сотрудничество с заинтересованными сторонами и ведущими мировыми силами.
Список использованных источников:
1. Об утверждении Концепции национальной безопасности Азербайджанской Республики [Электронный ресурс] - Распоряжение Президента Азербайджанской Республики № 2198 от 27.05.2007 URL: http://migration.gov.az/images/ pdVb5f3b29fd98276567dd7f0fd0ff2a58b.pdf (дата обращения: 09.09.2013.
2. Азербайджан начал поставки газа в Россию [Электронный ресурс] // РБК от 01 января 2010. URL: http://top.rbc.ru/economics/01/ 01/2010/358857.shtml (дата обращения: 12.09.2013).
3. Алиев А. Неконтрольная закупка [Электронный ресурс] / А. Алиев // Эксперт. Ру. -2012. - 24 января. URL: http://expert.ru/2012/ 01/24/nekontrolnaya-zakupka/ (дата обращения: 12.07.2012).
4. Гасанлы Дж. Южный Азербайджан: начало холодной войны. - Баку: Адильоглы, 2003. С. 415-417.
5. Азербайджан и Турция подписали меморандум [Электронный ресурс] // Информационное агентство "Trend". - 2011. - 26 декабря. URL: http://www.trend.az/capital/energy/ 1973813.html (дата обращения: 15.04.2012).
6. Transanadolu qaz k?m?ri start g^Hbr [Электронный ресурс] // Xeber agentliyi. - 2012. - 26 июня. URL: http://contact.az/docs/2012/Economics &Finance/062600003794az.htm#. UF9yVrLN_QU (дата обращения: 19.07.2012.
7. Turkey, Azerbaijan Deepen Strategic Cooperation [Электронный ресурс] // Today's Zaman. - 2010. - August 18. URL: http:// www.todayszaman.com/news-219345-turkey-azerbaijan-deepenstrategic-cooperation.html (дата обращения: 07.09.2012).
8. Цивилизации столкнулись! (Результаты общенационального социологического опроса) // Бакинские ведомости. - 2006. - № 22.
9. Хафизоглу Р. Укрепление отношений с соседями, и в первую очередь с Россией -приоритет внешней политики Азербайджана [Электронный ресурс] / Р. Хафизоглу // Trend. - 2011. - 27 января. URL: http://www.trend.az/ news/politics/1818735.html (дата обращения: 06.06.2012).