Научная статья на тему 'Петрополитика каспийского региона: состояние и перспективы'

Петрополитика каспийского региона: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
186
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«SOUTH STREAM» / КАСПИЙСКОЕ МОРЕ / ЮЖНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОРИДОР / ТРАНСКАСПИЙСКИЙ ГАЗОПРОВОД / ТАР / ТРАНСАНАТОЛИЙСКИЙ ГАЗОПРОВОД (TANAP) / "ЮЖНЫЙ ПОТОК" / CASPIAN SEA / THE SOUTHERN ENERGY CORRIDOR / NABUCCO / TRANS-CASPIAN GAS PIPELINE / NABUCCO-WEST / TRANS ADRIATIC PIPELINE / TRANS-ANATOLIAN GAS PIPELINE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ковалев Георгий Сергеевич

Подписание Турцией и Азербайджаном договора о строительстве нового Трансанатолийского газопровода (TANAP) внесло коррективы в архитектуру Южного энергетического коридора. Газотранспортный проект Nabucco, казалось бы, утратил свою актуальность, но в то же время появились пред посылки для его воссоздания в виде системы региональных газопроводов — TANAP, Nabucco-West/TAP и Транскаспийский газопровод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Petropolitics of Caspian region: status and prospects

The signing of Turkey-Azerbaijan agreement on construction of the Trans-Anatolian gas pipeline (TANAP) made adjustments to the architecture of the South ern energy corridor. The project of Nabucco pipeline, it would seem, has lost its relevance, but at the same time, there were conditions for its re-establishment in the form of regional pipelines: TANAP, Nabucco-West/Trans Adriatic pipeline and Trans-Caspian gas pipeline.

Текст научной работы на тему «Петрополитика каспийского региона: состояние и перспективы»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2013. № 2

Г.С. Ковалев

ПЕТРОПОЛИТИКА КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Подписание Турцией и Азербайджаном договора о строительстве нового Трансанатолийского газопровода (TANAP) внесло коррективы в архитектуру Южного энергетического коридора. Газотранспортный проект Nabucco, казалось бы, утратил свою актуальность, но в то же время появились предпосылки для его воссоздания в виде системы региональных газопроводов — TANAP, Nabucco-West/TAP и Транскаспийский газопровод.

Ключевые слова: Каспийское море, Южный энергетический коридор, Nabucco, Транскаспийский газопровод, Nabucco-West, ТАР, Трансанатолийский газопровод (TANAP), «Южный поток».

На фоне продолжающихся финансовых потрясений в еврозоне, вступивших в силу в 2012 г. санкций США и ЕС на экспорт продукции топливно-энергетического комплекса Исламской Республики Иран, обозначившегося падения уровня добычи нефти в Азербайджане, петрополитика стран Каспийского региона прежде всего в части реализации новых газотранспортных магистралей столкнулась с рядом объективных ограничений.

Nabucco-West или TAP: конкуренция трубопроводов

С подписанием Азербайджаном и Турцией в конце 2011 г. Меморандума о строительстве Трансанатолийского газопровода (TANAP)1 проект газопровода Nabucco утратил свою актуальность. Два из пяти акционеров Nabucco (RWE (Германия) и MOL (Венгрия)) отказались от своей доли в нем. Финальную точку в будущем европейского национального газотранспортного проекта, судя по всему, поставил отказ компании «British Petroleum» (BP) от идеи строительства газопровода.

Колеблющейся стороной в вопросе реализации трансъевропейских энергетических проектов остается Болгария, участвующая и в консорциуме Nabucco, и в российском проекте «Южный поток». Показательно, что еще в апреле прошлого года премьер-министр Болгарии Б. Борисов заявил: «.. .у Болгарии нет возможности вопло-

1 Газопровод TANAP будет проложен с востока на запад Турции до границы с Болгарией или Грецией, став составной частью проекта «Южный газовый коридор». По нему предполагается транспортировать на европейский рынок газ из разных источников, прежде всего с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз-2».

тить в жизнь проект газопровода Nabucco». А уже в январе 2013 г. он пообещал, что его страна будет готова начать реализацию Nabucco на своей территории к середине текущего года2. Речь, правда, шла уже не о первоначальном проекте газопровода Nabucco, который Европейская комиссия перестала считать приоритетным для транспортировки газа в Европу, а о его укороченном варианте—Nabucco-West3.

Вне зависимости от позиции Болгарии, после выхода RWE и MOL из проекта консорциум Nabucco будет формироваться заново. Nabucco Gas Pipeline International GmbH (NIC) рассчитывает сформировать его в составе 9-10 акционеров. В настоящий момент акционерами проекта Nabucco выступают австрийская OMV, венгерская FGSZ, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz и турецкая Botas. Увеличить же количество акционеров в NIC планируют за счет привлечения в проект акционеров консорциума разработки га-зоконденсатного месторождения «Шах-Дениз». Консорциум Nabucco и партнеры по разработке «Шах-Дениз» подписали 18 января 2013 г. в Вене соглашения о сотрудничестве, а также совместном финансировании и владении. В случае если консорциум «Шах-Дениз» остановит свой выбор на Nabucco-West, подписанное соглашение предоставит партнерам по разработке месторождения (Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР), BP, Statoil и Total) право владения 50%-й долей в проекте. Тем самым акционеры Nabucco-West попытались повысить свои шансы стать маршрутом доставки каспийского газа в Западную Европу.

К концу июня 2013 г. консорциум, занимающийся освоением второй фазы месторождения «Шах-Дениз», выберет один из двух газопроводных проектов для доставки азербайджанского газа в Европу через Турцию. У консорциума есть выбор между проектами Nabucco-West и Трансадриатическим трубопроводом (TAP), который пойдет в Италию.

Участники проекта строительства ТАР (AXPO, Statoil и E.ON) 22 января 2013 г. заключили акционерное соглашение с компаниями ГНКАР, BP и Total, в котором оговариваются условия управления TAP расширенной группой акционеров (Statoil, E.ON, Axpo, ГНКАР, BP и Total). Если акционеры «Шах-Дениз» выберут TAP в качестве маршрута транспортировки азербайджанского газа в Европу, они также получат долю 50% в проекте ТАР.

2 Реализация проекта Nabucco сможет начаться в Болгарии в середине 2013 года // ИТАР-ТАСС. URL: http://www.itar-tass.com/c11/617770.html

3 Новая концепция, предложенная международным консорциумом весной 2012 г., предусматривает строительство 1300-километрового трубопровода, который пройдет от турецко-болгарской границы до австрийского города Баумгартена и будет на треть меньше по объему прокачиваемого газа.

Таким образом, шансы КаЬиссо-М^ и ТАР стать маршрутом транспортировки азербайджанского газа в Европу остаются почти равными. Впрочем, оценивая перспективы, все же стоит принимать во внимание тот факт, что Nabucco-West заявлен консорциумом «Шах-Дениз» приоритетным для поставки газа в направлении Юго-Восточной и Центральной Европы и мыслится как органичное продолжение TANAP.

Вместе с тем на сегодняшний день не решен ряд проблем. Отсутствуют гарантии увеличения добычи газа на месторождении «Шах-Дениз», темпы реализации которого должны определять динамику продвижения трубопроводных проектов4. По словам вице-президента компании ВР Э. Кука, для принятия окончательного инвестиционного решения в рамках реализации второй стадии разработки месторождения «Шах-Дениз» необходимо провести подготовительные работы: бурение опережающих скважин, проект подготовки к строительству TANAP, выбор проекта поставок азербайджанского газа в Европу, расширение Южнокавказского газопровода (Баку-Тбилиси-Эрзурум) (далее — БТЭ).

По словам Кука, расширение газопровода БТЭ до 25 млрд м3/ год позволит Азербайджану в будущем иметь возможность транспортировки газа сверх объемов, добываемых с месторождения «Шах-Дениз». Согласно достигнутой договоренности, решение о расширении мощности Южнокавказского газопровода более 25 млрд м3/год будет принимать ГНКАР. Это означает, что ГНКАР будет играть ведущую роль во всех трубопроводах, которые берут газ из Азербайджана.

Документы, подписанные в ходе визита Р. Дадли в Баку в декабре прошлого года, определяют принципы подключения ВР к проекту TANAP. На основе этих соглашений компания ВР уже заключила рамочное соглашение с ГНКАР о приобретении 12% акций проекта TANAP. Теперь у ВР есть право собственности на все четыре трубопровода Южного энергетического коридора — БТЭ, TANAP, Nabucco-West и TAP. Это обстоятельство, очевидно, будет способствовать тому, что ВР уже в 2013-2014 гг. приступит к инвестированию и обеспечит готовность «Шах-Дениз-2» к производству первого газа в 2017-2018 гг. Судя по официальным заявлениям представителей компании, в течение ближайших 18 месяцев — в 2013 г. и первой половине 2014 г. — BP от имени консорциума «Шах-Дениз» планирует принять на себя обязательства по расходованию 10 млрд долл. на этот проект.

4 См.: Жильцов С. Завышенные ожидания // Независимая газета. Приложение «НГ-Энергия». 2013. 15 янв.

Транскаспийский трубопровод

В конце февраля 2012 г. стало известно, что Азербайджан, Туркмения и Евросоюз готовят к подписанию два документа, которые позволят осуществить поставки каспийского, и в частности туркменского газа в Европу. Первый документ должен был провозгласить политическую поддержку Южного энергетического коридора. Второй документ представляет собой соглашение между правительствами Туркмении и Азербайджана о строительстве Транскаспийского трубопровода (ТКГ), в котором будут определены ответственность и гарантии сторон по реализации проекта.

В отличие от Туркменистана, постоянно декларирующего готовность участвовать в проекте ТКГ, позиция Азербайджана претерпевала изменения. В моменты активизации западных партнеров на каспийском направлении Баку проявлял гибкость, заявляя свою заинтересованность в реализации ТКГ, однако к концу лета 2012 г. — с возобновлением территориального спора с Туркменистаном по поводу нефтегазовых месторождений «Сердар/Кяпаз» — Азербайджан занял более сдержанную позицию, предлагая лишь газотранспортную инфраструктуру для доставки туркменского газа европейскому потребителю.

Исходя из существующих реалий сделать это крайне сложно: имеющаяся газотранспортная инфраструктура не позволяет Азербайджану транспортировать большие объемы газа, нежели те, которыми обладает сама республика. В связи с необходимостью создать инфраструктурные предпосылки для начала транзита туркменского газа по территории Азербайджана показательно появление во второй половине 2012 г. информации о перспективах расширения пропускной способности уже существующих и проектируемых трубопроводов.

Таким образом, в сфере энергетической безопасности Европы Азербайджану отводится роль не только поставщика энергоресурсов, но и транзитера. Особенную заинтересованность проявляли ЕС и США, представители которых неоднократно подчеркивали региональную значимость Азербайджана и Туркмении, общность позиций и отсутствие значимых противоречий. Американская сторона не раз отмечала, что внесет свой вклад в развитие региональных транспортных сетей крупных инфраструктурных проектов, реализуемых в контексте инициативы «Шелковый путь». Многочисленные визиты официальных представителей стран ЕС и США в Ашхабад в 2012 г. имели своей целью формирование предпосылок для качественного перехода Туркмении от политики декларативных намерений к конкретным действиям, что предполагает не только участие Ашхабада в строительстве ТКГ, но и обеспечение доступа международным компаниям к энергетическому сектору страны.

Немаловажным представляется назначение в 2012 г. спецпредставителя Госдепартамента США по энергетическим вопросам в Евразии Р. Морнингстара на должность посла в Азербайджане. Вашингтон тем самым отчетливо дал понять, каковы его приоритеты в Каспийском регионе. Назначение профессионального энергетического лоббиста послом в республику означает лишь то, что России всерьез стоит опасаться ужесточения не только риторики, но и действий со стороны официального Баку (что по факту уже происходит). Вероятно, ТКГ рано или поздно будет реализован, так же как и в свое время трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, идейным вдохновителем и лоббистом которого был Р. Морнингстар.

На сегодняшний день необходимые для начала реализации проекта ТКГ документы не готовы. К их обсуждению стороны приступили лишь в феврале 2013 г., т.е. спустя год с момента появления информации о том, что Евросоюз совместно с Азербайджаном и Туркменией готовит к подписанию юридически обязывающие договора.

Оценкой вариантов строительства ТКГ и поиском партнеров по проекту, которые бы реализовывали и эксплуатировали этот трубопровод начиная с декабря 2008 г. занимались австрийская компания OMV и германская RWE. Но, как известно, реальных инвесторов, готовых вложиться в проект, нет.

Более чем пятнадцатилетнее «топтание на месте» имеет ряд объективных причин. Прежде всего реализации проекта мешает позиция России и Ирана, которые, преследуя свои стратегические интересы, выступают против каких-либо транскаспийских проектов без их согласования со всеми прикаспийскими государствами. Они указывают на неурегулированность правового статуса Каспийского моря и экологические риски, вызванные рельефом дна и сейсмической опасностью. Эта позиция если и не подвергается остракизму со стороны внешних игроков, то каждый раз оспаривается.

Важную роль играет коммерческая составляющая проекта и его экономическая целесообразность. Инвесторы вряд ли всерьез рассматривают ТКГ, учитывая складывающуюся сейчас экономическую конъюнктуру и процессы дезинтеграции в странах Еврозоны. Серьезным конкурентом газа в Европе являются атомная энергетика и альтернативные виды энергогенерации (уголь, сланцевый газ). Ев-рокомиссар по энергетике Г. Оттингер отмечал, что с начала работы над проектом Nabucco мировой рынок газа изменился, коммерческую привлекательность получила добыча из нетрадиционных источников, включая сланцевый газ: «Инвестиции в инфраструктуру уже не столь привлекательны, как пять лет назад»5.

5 Подробнее см.: Оценка ситуации в регионе Каспийского моря в ноябре 2011 года: Инф.-аналит. Бюл. / Институт каспийского сотрудничества. М., 2011.

В связи с этим особое значение приобретает вопрос стоимости проектов разработки и поставки газа в Европу. Этот вопрос актуален и для Азербайджана, и для Туркмении. Строительство №Ьиссо-М^ вряд ли обойдется дешевле проекта ТАКАР, стоимость которого выросла с 5 евро до 7-10 млрд евро (на конец 2012 г.). Подводная часть ТКГ по оценкам, сделанным ВР при подготовке КаЬиссо, будет стоить минимум 5 млрд евро. Все это приведет к удорожанию туркменского газа.

Трудности реализации ТКГ вызваны также позицией Ашхабада, которая гласит, что «Туркмения продает свой газ на своей границе». Это означает, что Туркмения не намерена инвестировать в строительство каких-либо инфраструктурных объектов вне своей территории и нести ответственность за них — как в плане экологии, так и в плане обеспечения безопасности.

Активизация переговорного процесса по проекту ТКГ привела к обострению в конце лета 2012 г. отношений между Баку и Ашхабадом по поводу спорных месторождений на Каспии («Сердар / Кяпаз», вторично — «Осман / Чираг»). Показательно, что последний обмен нотами протеста на дипломатическом уровне между двумя прикаспийскими странами произошел в середине января 2013 г. — как раз накануне появления официальных заявлений о возобновлении трехсторонних переговоров (Брюссель — Баку — Ашхабад) по вопросу реализации ТКГ.

Министр энергетики Азербайджана Н. Алиев еще в мае 2012 г. заявил, что согласно соглашению о строительстве ТКГ часть газа для заполнения трубы планируется добывать как раз со спорных месторождений. Таким образом, без решения вопроса о принадлежности спорных территорий строительство ТКГ невозможно.

По словам Н. Алиева, в Азербайджане достаточно своего газа для поставок в Европу, поэтому нет необходимости подключать к Южному энергетическому коридору еще и туркменский газ. Азербайджан планирует увеличить экспортные поставки газа к 2030 г. Показательно, что сворачивание транскаспийского проекта в 2000 г. произошло, в том числе, и потому, что президенты Азербайджана и Туркмении, Г. Алиев и С. Ниязов, не смогли договориться об объемах, подлежащих прокачке по территории Азербайджана6.

Если же принять во внимание постоянно обновляемые сообщения о залежах природного газа на «Абшероне», то даже при увеличении мощности уже имеющегося БТЭ с нынешних 16 млрд м3 до 32-37 и строительстве ТАКАР, мощностью 16 млрд м3, места для заявляемых объемов туркменского газа (до 40 млрд м3) может не остаться.

6 Подробнее, см.: Жильцов С.С., Зонн И.С. Каспийская трубопроводная геополитика. М, 2011.

Министр энергетики Азербайджана весной 2012 г. сообщил, что ТКГ будет отдельной системой: он не будет присоединяться ни к инфраструктуре «Шах-Дениз» (газопровод БТЭ), ни к какой-либо другой инфраструктуре. Строительство всей газотранспортной сети «с нуля» заметным образом скажется как на стоимости самого проекта, так и на цене газа на «европейском конце».

Таким образом, заявления Баку о том, что Азербайджан готов выступить в качестве транзитной страны для газа, добываемого на восточном побережье Каспия, являются, скорее, элементом торга и политкорректности, нежели реальным намерением.

Наконец, на реализацию ТКГ влияют оценки его ресурсной базы, в частности месторождения Галкыныш. Максимальные оценочные объемы газа этого месторождения равны 26,2 трлн м3. Согласно результатам второго этапа независимого аудита этого месторождения британской компанией «Gaffney, Cline & Associates», запасы оцениваются в пределах от 13 до 21 трлн м37. При этом по оценке «McKinsey & Company» разработка системы месторождений Галкыныш по своей себестоимости будет крайне высокой8.

Надо принять во внимание, что на новые объемы туркменского газа все больше претендует Китай. На туркмено-китайских межправительственных переговорах летом 2012 г. обсуждались вопросы дальнейшего наращивания сотрудничества в топливно-энергетическом секторе и увеличения объемов поставок туркменского газа в Китай до 65 млрд м3/год9.

Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о том, что проект ТКГ за более чем пятнадцатилетнюю историю по-прежнему является во многом мифом. Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что ЕС и США продолжат активно заниматься реализацией ТКГ и в 2013 г.

TANAP

К сентябрю 2012 г. Азербайджан и Турция при постоянной поддержке ЕС и под патронатом переговоров со стороны США (процесс курировал Р. Морнингстар) сумели решить между собой все спорные вопросы, договорившись о строительстве TANAP. Для доставки «голубого топлива» из Турции в Европу приоритет был отдан газопроводу Nabucco-West.

7 Компания «Gaffney, Cline & Associates» объявила результаты независимого аудита крупнейших газовых месторождений Туркменистана // Государственное информационное агентство Туркменистана. 2011. 11 окт. URL: http://tdh.gov.tm/?id=3731

8 См.: Саркисян С. Транскаспийский газопровод: цели, проблемы и риски // Глобус: Аналитический журнал. 2012. № 6.

9 Туркменистан и Китай обсудили вопросы увеличения поставок газа // Trend: Независимое информационное агентство. 2012. 31 июля. URL: http://www.trend.az/ capital/energy/2051927.html

Строительство ТАКАР, проектируемой мощностью 16 млрд м3, из которых 6 млрд м3 будет приходиться на долю Турции, не решит проблему диверсификации источников поставок энергоресурсов и снижения энергозависимости Европы от России. Для решения этих проблем объективно существуют три возможности: использовать газ из Туркмении, Ирана или иракского Курдистана10. Учитывая санк-ционную политику ЕС и США, иранский вариант в настоящее время не рассматривается. В Ираке существуют серьезные противоречия между региональным курдским правительством и официальным Багдадом относительно распределения доходов от продажи газа. Очевидно, что в таких условиях Брюссель делает ставку на Ашхабад, считая строительство ТКГ самым легко реализуемым и безопасным из существующих вариантов.

Для подготовки соглашения о строительстве Транскаспийского газопровода (ТКГ) Евросоюз, Азербайджан и Туркмения создали в 2012 г. рабочую группу, в которую вошли официальные представители правительств стран, заинтересованных в организации поставок туркменского природного газа в Европу — производители энергоносителей, транзитеры и потребители. Несмотря на территориальные споры с Азербайджаном, Туркмения заинтересована в создании транспортной сети энергоресурсов в Европу.

По сути, усилия Турции, ЕС и опосредованно США направлены на реанимацию КаЬиссо, который пытаются воссоздать в виде системы трех трубопроводов (КаЬиссо-М^/ТАР — ТАКАР — ТКГ), не столь жестко завязанных друг на друга, как это было в случае с европейским мега-проектом. И роль Азербайджана в этом процессе будет крайне значимой.

Обсуждению будущей интеграции азербайджано-турецкого проекта ТАКАР и ТКГ была посвящена Международная конференция «Газопровод Транс-Анатолия: Вызовы и перспективы для стран Черноморского бассейна и Балкан», которая состоялась 28-29 сентября 2012 г. в Стамбуле. На конференции были представлены три возможных варианта практической реализации проекта ТАКАР11.

Первый из них представляет собой вариант, который был зафиксирован в соглашениях между Азербайджаном и Турцией, подписанных в июне 2012 г. Протяженность газопровода с востока на запад Турции составит около 2 тыс. км, он будет присоединен к газопроводам, ведущим в Центральную Европу или в Италию. Первоначальная мощность ТАКАР составит 16 млрд м3/год с перспективой

10 См.: Саттаров О. Энергетический пат на Каспии // Вестн. Кавказа. 2012. 9 июня. URL: http://www.vestikavkaza.ru/analytics/Energeticheskiy-pat-na-Kaspii. html

11 Трансанатолийский газопровод: возможные варианты // Каспийский фактор (дата обращения: 01.10.2012). URL: http://www.casfactor.com/rus/analitic/641.html

ее дальнейшего наращивания до 25 млрд м3. При этом 6 млрд м3 будут поставляться в Турцию, остальной газ должен поставляться на европейский рынок. Начало работы газопровода запланировано на 2017 г. Согласно предварительным подсчетам, стоимость трубопровода может составить около 10 млрд евро.

Второй вариант предполагает возможность ввода второй и третьей очереди TANAP путем строительства ТКГ и доведения мощности TANAP за счет туркменского газа до 60 млрд м3/ год.

Сторонники третьего варианта высказываются за подключение к TANAP не только Туркмении и Казахстана, но и Ирака, Ирана и Сирии. По их мнению, этот вариант станет возможным уже в скором будущем: после того, как в Сирии и Иране победит «арабская революция» и обстановка в регионе нормализуется. В данном случае фактически речь идет о намерении осуществить проект №Ьитео, ибо газопроводы TANAP и Баку-Тбилиси-Эрзерум представляют собой не самостоятельные проекты, а лишь фрагменты глобального энергетического проекта. Целью этого проекта является решение комплекса экономических и политических задач: лишение России возможности использовать энергетический фактор в политических целях, ликвидация зависимости ЕС от монополии Газпрома, укрепление единства тюркских государств, ограничение влияния России и Китая и укрепление позиций Турции, ЕС и США в Центральной Азии и на Южном Кавказе и т.п.

Сторонники первого варианта (преимущественно из Азербайджана) считают принципиально неверным объединять TANAP и ТКГ, так как это совершенно разные проекты. У них вызывает опасения тот факт, что Турция даже после подписания соглашения о TANAP и получения азербайджанских гарантий о наполнении нового трубопровода продолжит поиск все новых источников газа в Туркмении, Ираке и Иране. В результате возникнет опасность политизации TANAP, которая может помешать осуществлению проекта. Именно поэтому представители азербайджанского экспертного сообщества подчеркивали необходимость реализовать TANAP в максимально короткие сроки в его первоначальном варианте. Вместе с тем эксперты не отрицали возможности превращения Азербайджана в транзитную страну для газа из Центральной Азии, однако лишь в отдаленной перспективе, которая не должна мешать скорейшему осуществлению TANAP.

Перспектива претворения в жизнь проекта TANAP в его первом варианте представляется вполне вероятной. Изначально он получил поддержку на государственном уровне со стороны инициаторов проекта — Азербайджана и Турции, при этом у Баку имеется возможность самому профинансировать его осуществление. Потенциальными опасностями для TANAP являются, с одной стороны,

экономический и политический кризис в странах Европы, который может привести к падению спроса на газ, а с другой — попытка превратить TANAP в Nabucco, что вызовет вполне предсказуемую реакцию со стороны России, Ирана, а также Китая.

В любом случае, по состоянию на начало 2013 г., даже базовый проект TANAP существует все еще в «бумажном варианте». Увеличение его пропускной способности приобретет актуальность лишь в том случае, если Туркмения не только решит свои территориальные споры с Азербайджаном, но и начнет предпринимать реальные действия в отношении строительства ТКГ.

Туркменистан: между ТКГ и ТАПИ

Несмотря на все более заметное давление со стороны Вашингтона и Брюсселя в вопросе открытия западного вектора поставок туркменского газа, Туркмения пытается сохранить приверженность политике «многовекторности». На фоне проблем реализации ТКГ в мае 2012 г. Ашхабад подписал соглашение о купле-продаже природного газа в рамках трубопроводного проекта Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Согласно проекту, протяженность ТАПИ составит 1735 км, пропускная способность — 33 млрд м3/ год. Основными рынками сбыта станут Индия и Пакистан, которым будет поставляться по 14 млрд м3. На долю Афганистана будет приходиться 5 млрд м3. Маршрут газопровода пройдет через афганские города Герат и Кандагар, пакистанские Кветту и Мултан до населенного пункта Фазилка на границе с Индией. Стоимость строительства газопровода составит от 9 до 12 млрд долл. Его ресурсной базой должно стать туркменское месторождение Галкыныш (Южный Йолотань), которое, как утверждает Ашхабад, является одним из самых крупных в мире. В качестве покупателя выступили газовые компании «State Gas Systems of Pakistan» и индийская GAIL Ltd.

В сентябре 2012 г. Туркмения провела в Нью-Йорке, Лондоне и Сингапуре презентацию газопроводного проекта ТАПИ, чтобы привлечь внимание крупных энергетических компаний. В Ашхабаде также прошло заседание руководящего комитета проекта ТАПИ, в ходе которого обсуждались вопросы формирования международного консорциума, что безусловно войдет в региональную нефтегазовую повестку дня в 2013 г.

Оценивать перспективы реального начала строительства Трансафганского газопровода по-прежнему сложно с учетом того, что большая часть его маршрута пройдет по территории Афганистана и Пакистана, слабо контролируемой центральными властями и что к концу 2014 г. США и их партнеры по НАТО планируют вывести свои войска из Афганистана. Очевидно, ТАПИ, как и ТКГ, является

не столько экономически выверенным, сколько политическим проектом.

В последнее время США не раз выступали в поддержку строительства Трансафганского газопровода, подчеркивая преимущества проекта для Туркмении как страны — экспортера газа и пожелав войти в состав участников ТАПИ. Подоплека ускоренного подписания соглашения по строительству ТАПИ в целом понятна: поддерживаемый США газопровод выступает в качестве противовеса иранскому проекту ИПИ (Иран-Пакистан-Индия), первый участок которого (иранский длиною 1000 км) уже практически готов. Задуманный еще в 1990-е гг. ИПИ должен был соединить Иран и Индию через территорию Пакистана, однако из-за напряженных отношений с Пакистаном Индия — не без давления со стороны Вашингтона — дистанцировалась от участия в проекте, хотя полностью от него и не отказалась. Согласно предварительным планам, первые поставки газа в Пакистан должны были начаться в 2013 г., затем сроки были перенесены на 2014 г. Во многом это было связано с тем, что нефтегазовая компания Пакистана и Национальный банк не принимали окончательного решения, мотивируя это санкциями со стороны США. После же обострения американо-пакистанских отношений появилась возможность реализации ИПИ. Этим объясняется и всплеск интереса к Трансафганскому газопроводу, а также неожидаемая заинтересованность конгресса США проблемами белуджей Пакистана (иранский газопровод должен пройти как раз по территории Белуджистана), что косвенно можно рассматривать как рассмотрение вопроса о поддержке сепаратистского движения «Свободный Белуджистан».

В то же время Туркмения не отказывается от проекта ТКГ и сотрудничества с Азербайджаном, в том числе в энергетической сфере. На состоявшейся в Ашхабаде в середине ноября международной выставке и конференции «Нефть и газ Туркменистана — 2012» ЕС и США публично заявили о своей заинтересованности в ускорении принятия решения по реализации проекта ТКГ. В свою очередь Ашхабад выразил готовность начать добычу газа на месторождении Галкыныш для поставок в Европу и Азию по получившим политическую поддержку США маршрутам (ТАПИ и ТКГ). Вместе с тем, если говорить о европейском направлении поставок «голубого топлива», туркменская позиция осталась неизменной: вначале Ашхабаду требуются «гарантии и по транзиту, и по закупке», а для этого «нужно прийти к принципиальному соглашению» с ЕС и Азербайджаном12.

12 Туркмения пообещала Европе и Азии газ с месторождения-гиганта // Взгляд: Деловая газета. 2012. 15 нояб. URL: http://vz.ru/news/2012/11/15/607390.html

Учитывая эти обстоятельства, а также неурегулированность правового статуса Каспийского моря в реализации своих трубопроводных проектов Туркменистан устремляет свой взгляд скорее на юго-восток, а не на Запад. Начавшаяся реализация проекта ТАПИ, а также заявления Ашхабада об увеличении объемов поставок природного газа в Китай являются тому свидетельством.

«Южный поток»

К концу 2012 г. Россия, Словения и Болгария подписали окончательное инвестиционное решение (ОИР) по сооружению трубопровода «Южный поток», а также определили основные организационные параметры этого проекта, официальный запуск которого пришелся на 7 декабря.

Конечным пунктом сухопутного маршрута газопровода «Южный поток» выбран север Италии, а не Австрия, как предполагалось ранее: после выхода газопровода из Черного моря его дальнейший маршрут пройдет через территории Болгарии, Сербии (с газопроводами-отводами в Боснию и Герцеговину, а также Хорватию), Венгрии, Словении и завершится на севере Италии (г. Тарвизио).

Принятию ОИР предшествовали непростые переговоры с представителями итальянской компании «Eni», доля которой в консорциуме «Южный поток» в настоящее время составляет 20%. В результате иностранные участники проекта оставили за собой право выхода из проекта, если определенные экономические условия не будут выполняться в будущем, если возникнут проблемы с ЕС из-за «третьего энергопакета» или европейский рынок войдет в еще более глубокую рецессию. Теоретически подобную оговорку можно расценивать как хеджирование рисков со стороны иностранных инвесторов. В то же время, по оценкам наблюдателей, Италия, будучи самым крупным иностранным партнером России в проекте «Южный поток», могла бы если не посодействовать в выводе проекта из рамок этого законодательства (такие прецеденты уже были), то, по крайней мере, занять нейтральную позицию. Однако зам. министра экономического развития К. де Винченти заявил, что «Италия поддерживает позицию ЕС, которая считает, что к сухопутному участку газопровода следует применять европейские правила, такие, как доступ третьих сторон»13. Но именно исключения этого правила и добивается Газпром, который спешил официально начать строительство «Южного потока» уже в декабре минувшего года, до вступления в силу европейского «третьего энергопакета».

13 Нужен ли Европе «Южный поток»? // Эксперт. 2011. № 11. URL: http://expert. ru/2012/11/26/nuzhen-li-evrope-yuzhnyij-potok/

Иными словами, «Южный поток» пока что так и остается исключительно российским проектом, а европейские члены консорциума заинтересованы в его реализации лишь потому, что реализация проекта принесет им прибыль.

Таким образом, можно выявить ряд ключевых факторов, которые будут определять характер петрополитики стран Каспийского региона в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Каспийский регион де-факто провозглашен зоной стратегических интересов внешних акторов в лице США и ЕС. Играя на амбициях отдельных стран «каспийской пятерки» (прежде всего Азербайджана и Туркмении), Вашингтон и Брюссель стремятся ограничить традиционную зону геополитического влияния Москвы, создав систему трубопроводов (TANAP, Nabucco-West/TAP и ТКГ), обеспечивающих доставку каспийских и центральноазиатских энергоресурсов в обход России.

Открытие «Южного энергетического коридора» посредством реализации проекта TANAP создает предпосылки для более интенсивной переориентации Баку и Ашхабада на Запад. Первыми шагами в этом направлении в 2013 г. станут итоговое определение маршрута поставок азербайджанского газа в страны Южной и Центральной Европы, а также реализация заявленных намерений транснациональных энергетических компаний инвестировать и обеспечить готовность месторождения «Шах-Дениз-2» к производству первого газа в 2017-2018 гг.

Впрочем, многое, как и прежде, будет зависеть от позиции официального Ашхабада. Увеличение пропускной способности TANAP приобретет актуальность лишь в том случае, если Туркмения не только решит свои территориальные споры с Азербайджаном, но и начнет предпринимать реальные действия в отношении реализации проекта ТКГ.

Стремление России «обнулить» ценность лоббируемых внешними акторами энергетических проектов началом строительства магистрального трубопровода «Южный поток» не находит понимания в ЕС, желающем сократить зависимость от российского газа. В этой связи не стоит исключать дальнейшей милитаризации Каспийского моря, которая может восприниматься в качестве фактора, сдерживающего эгоистические устремления стран «каспийской пятерки» в реализации своей энергетической политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жильцов С. Завышенные ожидания // Независимая газета. Приложение «НГ-Энергия». 2013. 15 янв. [Zhil'cov S. Zavyshennye 07Ыёапуа // №7ау181та]а gazeta. Prilozhenie «NG-Ehnergija». 2013. 15 ]апу.]

2. Жильцов С.С., Зонн И.С. Каспийская трубопроводная геополитика. М., 2011 [Zhil'cov S.S., Zonn I.S. Kaspijjskaja truboprovodnaja geopolitika. M., 2011.]

3. Оценка ситуации в регионе Каспийского моря в ноябре 2011 года: Информ.-аналит. бюллетень / Институт каспийского сотрудничества. М., 2011 [Ocenka situacii v regione Kaspijjskogo morja v nojabre 2011 goda: Inform.-analit. bjulleten' / Institut kaspijjskogo sotrudnichestva. M., 2011.]

4. Реализация проекта Nabucco сможет начаться в Болгарии в середине 2013 года [Realizacija proekta Nabucco smozhet nachat'sja v Bolgarii v seredine 2013 goda.] URL: http://www.itar-tass.com/c11/617770.html

5. Саркисян С. Транскаспийский газопровод: цели, проблемы и риски // Глобус: Аналит. журн. 2012. № 6 [Sarkisjan S. Transkaspijjskijj gazoprovod: celi, problemy i riski // Globus: Analit. zhurn. 2012. N 6.]

6. Саттаров О. Энергетический нат на Каснии // Вестн. Кавказа. [Sat-tarov O. Ehnergeticheskijj pat na Kaspii / Vestn. Kavkaza.] URL: http://www. vestikavkaza.ru/analytics/Energeticheskiy-pat-na-Kaspii.html

7. Трансанатолийский газопровод: возможные варианты / Каспийский фактор. [Transanatolijjskijj gazoprovod: vozmozhnye varianty / Kaspijjskijj faktor] URL: http://www.casfactor.com/rus/analitic/641.html

8. Туркменистан и Китай обсудили вопросы увеличения поставок газа / Trend: Независимое информ. агентство 12. [Turkmenistan i Kitajj obsudili voprosy uvelichenija postavok gaza / Trend: Nezavisimoe inform. agentstvo 12.] URL: http:// www.trend.az/capital/energy/2051927.html

9. Туркмения пообещала Европе и Азии газ с месторождения-гиганта // Взгляд: Деловая газета. [Turkmenija poobeshhala Evrope i Azii gaz s mestorozhdenija-giganta // Vzgljad: Delovaja gazeta.] URL: http://vz.ru/ news/2012/11/15/607390.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.