ОБ ОЖИДАНИЯХ АРМЕНИИ ОТ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА КАЗАХСТАНА В ОРГАНИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (попытка политического анализа)
Арам Сафарян
После развала Советского Союза Республика Армения и Республика Казахстан развивают свое сотрудничество на двусторонней и многосторонней основах. Оба государства являются членами-учредителями Содружества Независимых Государств и традиционно согласованно выступают за углубление интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Как Армения, так и Казахстан, видят себя в единой системе военно-политической безопасности - в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДБК).
В последние годы значительно возросла активность Казахстана на площадке ОБСЕ, что придало ему большой авторитет на пространстве от Ванкувера до Владивостока. Нелишне напомнить, что три года назад в Астане прошла ежегодная сессия Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, два года назад одним из вице-президентов ПА ОБСЕ был избран председатель Сената Казахстана Касумджомард Токаев, в прошлом году министр иностранных дел Казахстана Канат Саутабаев являлся действующим председателем ОБСЕ, и, наконец, в декабре 2010г. в Астане, после одиннадцатилетнего перерыва, состоялся Саммит ОБСЕ. Как руководитель парламентской делегации Армении в ПА ОБСЕ с удовлетворением отмечаю, что все эти годы парламентские делегации наших стран взаимодействовали в рамках этой авторитетной международной организации, согласованно выступая как в группе делегаций стран ОДКБ, так и на двусторонней и более широкой многосторонней основе.
* Руководитель группы дружбы «Армения-Казахстан» Национального Собрания РА, секретарь фракции партии «Процветающая Армения» Национального Собрания РА, кандидат филологических наук.
53
А.Сафарян
<21-й ВЕК», № 4 (20), 2011г.
Президент Республики Армения в прошлом году дважды посетил Казахстан. Хорошо известно, что взаимоотношения президентов наших государств, Нурсултана Абишевича Назарбаева и Сержа Азатовича Саргсяна, носят уважительный, дружеский и доверительный характер. Хотя товарооборот между нашими двумя государствами имеет сравнительно небольшой объем, явно несоответствующий потенциалу двух стран, развиваются научные, культурные и гуманитарные контакты. По разным неуточненным данным, в Казахстане проживает около 100.000 этнических армян, и они поддерживают связи с родиной предков. Оба государства проводят многовекторную внешнюю политику, которая призвана наилучшим образом реализовать на международной арене национальные интересы. Именно этим обусловлено участие наших стран в различных региональных и международных организациях.
После развала бывшего СССР и краха официальной советской идеологии все новые государства постсоветского пространства прошли примерно одинаковый путь возвращения к своим национальным культурным ценностям, к поиску своей национальной идентичности и своего места в мировой семье цивилизованных наций. Отсюда - естественное стремление обращения к вере и ценностной системе, основанной в том числе и на религии. В Казахстане значительно возрос интерес к исламу, который вновь стал религией казахского народа, как это было в досоветское, доатеистическое время. Казахский народ за многовековую историю тенгрианства и ислама дал миру немало примеров религиозной и культурной толерантности. Достаточно вспомнить имена великого суфийского мыслителя Шейха Ахмеда Ясави, талантливейших средневековых казахских акынов, просветителя Чокана Ва-лиханова и, конечно же, всемирно известного поэта Абая Кунанбаева.
Пользуясь случаем, не могу не заметить, что усилия современной казахской национальной элиты по изучению своих национальных и религиозных истоков заслуживают глубокого уважения. Этот поиск сопровождается уважительным отношением к культуре и самобытности всех других народов, проживающих на территории Казахстана. Государственным приоритетом признаны межнациональный мир и гражданское согласие. Огромные расходы делаются на образование и воспитание подрастающего поколения
54
<21-й ВЕК», № 4 (20), 2011г.
А.Сафарян
как носителя этнокультурных ценностей. Казахи и представители других народов проявляют все больший интерес к исламу, и государство поддерживает эти устремления своих граждан.
За последние годы в различных центральноазиатских государствах активизировали свою деятельность международные радикальные и экстремистские организации, прикрывающиеся флагом ислама. И здесь нужно заметить, что власти Казахстана предпринимают все возможные меры для предотвращения межконфессиональных и межэтнических конфликтов, а также пресечения активности экстремистских группировок.
На самом высоком уровне власти Казахстана заявляют, что они приложат усилия для развития межрелигиозного и межцивилизационного диалога во имя мира и согласия. Эти меры в полном объеме осуществляются и продолжают осуществляться. Через Казахстан, который стали все чаще называть «встающей на ноги региональной державой на Евразийском пространстве», проходит линия соседства Православной и Исламской цивилизаций, и его ответственная роль как носителя ценностей гуманизма и согласия еще больше повышается.
В последние годы Казахстан играет все большую роль в Организации «Исламская конференция». Сейчас Казахстан принимает председательство в этой организации.
Известно, что по разным причинам за последние 19 лет ОИК занимала в отношении Армении одностороннюю, негативную позицию. Это выражалось в принятии на различных уровнях ОИК деклараций и резолюций, односторонне осуждающих Армению и ее позицию в Нагорно-Карабахском конфликте. Еще в 1992г., в момент разгара вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе, духовный лидер мусульман Азербайджана Аллахшукюр Пашазаде заявил в Шри-Ланке, что «безразличие к азербайджанскому народу равно забытью заветов исламской солидарности». Хорошо известно, что в те годы, да и сейчас руководители и политические силы Азербайджана не жалели и не жалеют сил и средств на мобилизацию исламского мира в своей борьбе против армян Нагорного Карабаха и Армении. В то же время хорошо известно, что в эти годы на своих двусторонних встречах и встречах с участием религиозных лидеров других стран духовные лидеры Армянской
55
А.Сафарян
<21-й ВЕК», № 4 (20), 2011г.
Апостольской церкви и мусульман Азербайджана неоднократно заявляли, что Нагорно-Карабахский конфликт не является конфликтом между христианами и мусульманами и не носит характера межрелигиозного конфликта. Эта позиция находила и находит понимание среди религиозных лидеров очень многих стран. Вместе с тем, при поддержке Турции, Пакистана, Саудовской Аравии, Бангладеш и некоторых других стран, Азербайджану удавалось настроить Организацию «Исламская конференция» против Армении и Нагорного Карабаха.
То, что Нагорно-Карабахский конфликт не является конфликтом межконфессиональным или межрелигиозным, доказывает хотя бы тот факт, что армяне сегодня мирно живут и соседствуют с другими народами в более чем 70 странах мира и везде традиционно имеют репутацию законопослушных граждан и патриотов своей новой родины. Со времен пророка Мухаммеда и первых Халифов армянские общины существуют в странах Ближнего и Среднего Востока и в Северной Африке. В государствах Центральной Азии (Казахстане, Узбекистане, Туркменистане) армяне живут с начала ХХ века. И сегодня здесь существуют значительные армянские общины. Армения поддерживает дружеские, доверительные отношения с целым рядом исламских стран нашего большого региона. Двусторонние отношения, например, с Исламской Республикой Иран являются ярким примером того, насколько близко могут сотрудничать исламская и христианская страны. В Армении уважительно относятся к исламу и его последователям. Усилиями государства восстановлены памятники исламской цивилизации в Армении и Нагорном Карабахе. К сожалению, в Азербайджане мы видим совершенно иной подход к христианским памятникам армянской культуры, которые уничтожаются во всех местах бывшего обитания армян.
Армянская позиция в Нагорно-Карабахском конфликте состоит в том, что население Нагорно-Карабахской Республики вправе реализовать в полном объеме свое право на самоопределение и НКР должна быть международно признана. Политические силы Армении единодушны в том, что Нагорно-Карабахская Республика с момента своего провозглашения в 1991г. доказала свою способность независимого существования и даже в условиях нерешенности конфликта сделала достойные уважения шаги в построении демократического и гражданского общества.
56
<21-й ВЕК», № 4 (20), 2011г.
А.Сафарян
Азербайджанская позиция заключается в том, что армяне Нагорного Карабаха могут получить самоопределение только в рамках Азербайджанской Республики.
Хочу также напомнить, что Армения в 1992-1993гг. оказала всестороннюю помощь армянскому населению Нагорного Карабаха, предотвратив тем самым полную депортацию армян с мест исконного обитания. Напомню также, что нынешняя линия соприкосновения нагорно-карабахских и азербайджанских вооруженных сил сформирована в результате вооруженного конфликта 1991-1994гг. и в результате перемирия, достигнутого при посредничестве лидеров СНГ в мае 1994г. Разрешение Нагорно-Карабахского конфликта поручено Минской группе ОБСЕ, которая вот уже 19 лет является посредником в переговорах между Арменией и Азербайджаном. Именно ОБСЕ является единственной международно признанной площадкой, где ведутся эти переговоры, и международное сообщество с терпением и интересом ожидает положительного развития событий. Не вдаваясь в историю Карабахского урегулирования, замечу, что президенты Российской Федерации, Франции и США - как сопредседатели Минской группы - сделали заявления о необходимости мирного разрешения конфликта в Ускоке (Канада), Аквиле (Италия) и Довиле (Франция). В декларации министров иностранных дел стран ОБСЕ в Афинах 2009г. ясно сказано, что решение Нагорно-Карабахского конфликта должно быть основано на трех из десяти основополагающих принципов Хельсинской хартии 1975г., а именно: на недопустимости применения силы или угрозы силы, на праве наций на самоопределение и соблюдении территориальной целостности. На Самите ОБСЕ в Астане президент РФ, премьер-министр Франции и госсекретарь США, при участии президентов Азербайджана и Армении, сделали заявление о принципах урегулирования на основе согласованных базовых принципов. Именно по этой причине во все годы работы Минской группы страны ОБСЕ, за редким исключением, не голосовали или воздерживались от голосований по резолюциям, которые Азербайджан вносил на Генеральную Ассамблею ООН при поддержке стран ОИК, а также стран ГУАМ. К чести Казахстана, он занимал нейтральную позицию в ООН и воздерживался при голосованиях по этим резолюциям. Нелишне напомнить, что это были не
57
А.Сафарян
<21-й ВЕК», № 4 (20), 2011г.
резолюции Совета Безопасности ООН, а Генеральной Ассамблеи, в голосованиях по которым не участвовали как постоянные члены Совета Безопасности ООН, так и большинство стран-членов ООН.
И последнее: чего мы ожидаем от дружественного Казахстана в его новой роли председателя ОИК? Думается, мы вправе надеяться на развертывание диалога между религиозными и общественными организациями Армении и стран исламского мира, распространение положительного опыта сосуществования и сотрудничества представителей разных религий.
Хорошо известно, что на основе решений саммита ОИК в рамках секретариата создан «мозговой центр» этой организации. Известно также, что в последние годы «мозговые центры» Казахстана проявляют все большую активность, и большая часть политической элиты страны вовлечена в диалог по поиску лучших решений внутриполитических и внешнеполитических задач. Было бы великолепно, если бы этот семинар стал отправной точкой, и посольство Казахстана в Ереване инициировало диалог и сотрудничество «мозговых центров» Армении и Казахстана, а затем - Армении и заинтересованных кругов ОИК. Не исключено, что именно при общении интеллектуалов могут возникнуть точки соприкосновения, что станет началом качественных изменений во взаимоотношениях между Арменией и этой престижной международной организацией.
В более глубоком плане мы надеемся, что Казахстан - как крупное авторитетное государство - будет продолжать поддерживать сбалансированные отношения как с Азербайджаном, так и с Арменией, и не позволит вовлечь себя в непродуктивные и, более того, бессмысленные действия, противоречащие духу и характеру армяно-казахских отношений.
Я глубоко верю, что так и будет.
Октябрь, 2011г.
58
<21-й ВЕК», № 4 (20), 2011г.
А.Сафарян
ARMENIA’S EXPECTATIONS CONNECTED WITH THE CHAIRMANSHIP OF KAZAKHSTAN IN THE ORGANIZATION OF ISLAMIC COOPERATION (the attempt of political analysis)
Aram Safaryan
Resume
Over the recent years “think tanks” from Kazakhstan have stirred up their activity and most of the political elite of the country is involved in the dialogue for searching new ways of resolution of domestic and foreign policy issues. It would be great if that workshop became a bench mark and the embassy of Kazakhstan in Yerevan would initiate a dialogue and cooperation between “think tanks” from Armenia and Kazakhstan and then between Armenian and interested circles in OIC. It is not excluded that during the communication of intellectuals points of contact may appear which will become a beginning of qaulity changes in the relations between Armenia and that prestigious international organization.
In a deeper aspect we hope that Kazakhstan, as a big and authoritative state, will continue to maintain balanced relations with both Azerbaijan and Armenia and will not allow to be involved in unproductive and even more, senseless actions which contradict the spirit and character of the Armenian-Kazakh relations.
59