Научная статья на тему 'Казахстан как переговорная площадка по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха'

Казахстан как переговорная площадка по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1432
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / КОНФЛИКТ ВОКРУГ НАГОРНОГО КАРАБАХА / ЦЕНТРАЛЬНО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН / СВМДА / СНГ / ТЮРКСОЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Галиев Андрей

Статья посвящена одному из путей разрешения армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха - самого затяжного и тяжелого конфликта на Кавказе. Рассматриваются попытки многих стран, международных организаций, видных политиков урегулировать разногласия и противоречия между Азербайджаном и Арменией. Показано, что Казахстан, как авторитетное, устойчиво развивающееся государство, может взять на себя миссию по организации переговорного процесса для мирного разрешения нагорно-карабахской проблемы. Предлагается механизм урегулирования через создание переговорной площадки в Алматы или Астане и специального Фонда помощи для улучшения социально-экономической ситуации в Нагорном Карабахе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казахстан как переговорная площадка по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха»

Андрей ГАЛИЕВ

Кандидат политических наук, сотрудник Казахского университета международных отношений и

мировых языков им. Абылай хана (Алматы, Казахстан).

КАЗАХСТАН КАК ПЕРЕГОВОРНАЯ ПЛОЩАДКА ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО КОНФЛИКТА ВОКРУГ НАГОРНОГО КАРАБАХА

Резюме

Статья посвящена одному из путей разрешения армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха — самого затяжного и тяжелого конфликта на Кавказе. Рассматриваются попытки многих стран, международных организаций, видных политиков урегулировать разногласия и противоречия между Азербайджаном и Арменией. Показано, что Казахстан, как ав-

торитетное, устойчиво развивающееся государство, может взять на себя миссию по организации переговорного процесса для мирного разрешения нагор-но-карабахской проблемы. Предлагается механизм урегулирования через создание переговорной площадки в Алматы или Астане и специального Фонда помощи для улучшения социально-экономической ситуации в Нагорном Карабахе.

В в е д е н и е

С крахом биполярной системы участие в региональных конфликтах и процессе их урегулирования превратилось в ключевую проблему деятельности крупнейших международных организаций, в одно из важнейших направлений внешней политики ведущих мировых держав. Резко возросли масштабы международных операций по поддержанию мира, а сами эти операции имеют преимущественно военный характер и направлены на «силовое умиротворение» противоборствующих сторон.

После распада СССР получившие независимость республики создали Содружество Независимых Государств (СНГ), надеясь на взаимную поддержку, выручку и развитие тесных политических, экономических и культурных связей. Однако только за период с 1988-го по 1991 год в бывших советских республиках произошло более 150 конфликтов на этнической почве, в том числе около 20 повлекших человеческие жертвы.

Армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха имеет по меньшей мере три системообразующих измерения: этнонациональное, геополитическое, государственно-правовое. Его генезис определяется теми способами борьбы за власть (включая вооруженные), которые политические и национальные элиты избирают в зависимости от доминирующего толкования двух основополагающих принципов международного пра-

ва, легализующих этнонациональные интересы: права на самоопределение и права государства на сохранение территориальной целостности.

Непосредственными причинами конфликта являются геополитические и этноправо-вые факторы: распад СССР, влияние США и Турции в Кавказском регионе, агрессивные действия Армении, социально-экономические диспропорции, взаимное недоверие между азербайджанским и армянским этносами.

Многочисленные вооруженные конфликты в различных районах постсоветского пространства в целом служат напоминанием, что сила по-прежнему является последним аргументом при реализации задач внутренней и внешней политики многих государств.

I

Опасность вооруженных конфликтов новейшего времени заключается прежде всего в том, что у мирового сообщества практически нет механизмов для их предотвращения или быстрого урегулирования. Механизмы ООН в условиях, сложившихся после крушения двухполюсного мироустройства, стали совершенно неэффективны. Принятие или непринятие решений Советом Безопасности в кризисных ситуациях чаще всего отвечает интересам не жертв вооруженных конфликтов, а их инициаторов. В такой ситуации локальные или региональные вооруженные конфликты могут принимать весьма затяжной характер и содержать в себе определенный потенциал для их географического расширения.

Центрально-Кавказский регион продолжает генерировать военные и военно-политические угрозы, которые напрямую или косвенным образом затрагивают интересы национальной безопасности Казахстана и его союзников на Кавказе и на просторах СНГ. Поэтому ситуация с Нагорным Карабахом, по-прежнему остающаяся в подвешенном состоянии, не может не беспокоить и Казахстан.

Конфликт между центральнокавказскими странами возник в 1988 году вследствие территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов — 20% территории Азербайджана — находятся под оккупацией вооруженных сил Армении.

Заключенное в 1994 году соглашение о прекращении огня в зоне карабахского конфликта — всего лишь временная приостановка военного противостояния, и вот уже несколько лет Азербайджан и Армения живут в ситуации, которую можно охарактеризовать как «ни мира, ни войны».

Хотя Минской группе ОБСЕ и удавалось на протяжении почти 20 лет способствовать сохранению режима перемирия в зоне конфликта, она все-таки не в силах разрешить нагорно-карабахский конфликт.

За 20 лет независимости Казахстан добился больших успехов в социально-экономическом развитии, реформировании политической системы, завоевал высокий авторитет на международной арене. Казахстан воспринимается мировым и европейским сообществом как однозначный лидер и ключевой партнер в регионе Центральной Азии, как влиятельный участник геополитических процессов на постсоветском пространстве. Выступая на мировой политической арене как уникальный международный посредник и надежный долгосрочный партнер, он получил новую глобальную площадку для налаживания диалога и продвижения своих инициатив.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Алматы осенью 2011 года заявил: «Мы благодарны позиции Казахстана в разрешении нагорно-карабахского конфликта между Азербайджаном и

Арменией. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев постоянно держит в поле зрения эту тему и поднимает ее на важных встречах с мировыми лидерами...

Необходимо положить конец этому конфликту и оккупации нашей территории. Необходимо обеспечить осуществление резолюций Совета Безопасности ООН — высшей международной инстанции. Резолюции, принятые этой организацией, должны быть выполнены. По нагорно-карабахскому конфликту Советом Безопасности ООН приняты четыре резолюции, требующие немедленного и безоговорочного вывода армянских оккупационных сил с территории Азербайджана. Но они, к сожалению, не выполняются. Наша территориальная целостность нарушена. Азербайджан за годы независимости мог бы добиться еще больших успехов, если бы не было такой тяжелой проблемы. Мы привержены решению этого вопроса в рамках норм международного права и Заключительного Хельсинкского акта, в котором четко определены принципы и приоритетность территориальной целостности стран»1.

Год назад Казахстан в качестве страны — председателя ОБСЕ предложил Азербайджану и Армении диалоговую площадку для мирных переговоров по Нагорному Карабаху. От саммита в Астане некоторые наблюдатели ждали сдвига в процессе мирного урегулирования конфликта. Однако прорыва не произошло. И вряд ли в ближайшее время можно ожидать, что ситуация изменится.

На мой взгляд, Армении невыгодно предпринимать реальные шаги по мирному урегулированию конфликта, так как очевидно, что международное мнение далеко не в пользу Еревана. Тем более что расклад геополитических сил в регионе благоприятствует Азербайджану, учитывая заинтересованность Запада в энергоресурсах страны. Понимая это, Ереван стремится сохранять существующее положение вещей как можно дольше, затягивает процесс урегулирования на неопределенное время. И все это делает попытки мирового сообщества в деле урегулирования данного кризиса безуспешными.

Томас де Ваал, координатор «Кавказского проекта» исследовательского Института войны и мира, справедливо заметил: «Еще никто не говорил о необходимости строить общее будущее для Армении и Азербайджана. Советского Союза, который сводил все республики региона вместе, больше не существует. А Европа и Америка далеко»2.

В связи с 20-летием официального запроса о посредничестве в урегулировании на-горно-карабахского конфликта министры иностранных дел стран — сопредседателей Минской группы ОБСЕ призвали стороны конфликта проявить политическую волю, необходимую для достижения прочного и мирного урегулирования. Об этом говорится в совместном заявлении главы МИДа России Сергея Лаврова, госсекретаря США Хил-лари Клинтон и министра иностранных дел Франции Алена Жюппе от 22 марта 2012 года: «Мы призываем лидеров сторон как можно скорее завершить работу над рамочным соглашением и последующим окончательным решением на основе Хельсинкского Заключительного акта, основываясь на принципах неприменения силы или угрозы силой, территориальной целостности и самоопределения, равноправия народов, пунктах Устава ООН, а также нормах и принципах международного права, что позволит всему региону выйти за рамки статус-кво в сторону более безопасного и процветающего бу-дущего»3. Согласно данному заявлению, народы региона сильнее всего пострадали от последствий войны, и любая задержка в достижении урегулирования лишь продлит их тяготы.

За годы конфликта были сделаны десятки, если не сотни разных заявлений на различных встречах, конференциях и т.д. Только в 2008—2012 годах президент России

1 [http://www.zakon.kz/4454296-my-blagodatny-pozicii-kazakhstana-v.html] 20 октября 2011.

2 Как разрешить конфликты на Кавказе? Политика США на Кавказе [http://www.moldova.ru/index. php?tabName=article&owner=39&id=554].

3 [http://regnum.ru/news/fd-abroad/azeri/polit/1512682.html].

Д. Медведев провел более десяти встреч с коллегами, президентами Азербайджана и Армении. Как известно, значительного результата не достигнуто. Например, провал казанской встречи в июне 2011-го мог иметь прямые последствия для миротворческой инициативы Д. Медведева. Многие эксперты говорят, что Д. Медведев настолько разочарован встречей в Казани, что готов прекратить свои посреднические усилия на карабахском направлении. Медведев фактически выдвинул участникам конфликта ультиматум, что следующий трехсторонний саммит возможен лишь в том случае, если на нем будет подписан подготовленный план по Карабаху4.

Поэтому на линии соприкосновения сторон в Карабахе наблюдается одна и та же мрачная, суровая картина: перестрелки и гибель от огня снайперов. И Азербайджан, и Армения используют сегодня на линии соприкосновения беспилотные самолеты, так что можно ожидать, что конфликт приобретет новое, надземное изменение (первые признаки этого мы уже наблюдали). Мы снова увидим бряцание оружием, военные учения и рост оборонных бюджетов.

При определенных условиях Азербайджан может быть вынужден перейти к силовому решению карабахской проблемы. Об этом заявил министр обороны Азербайджана Сафар Абиев во время встречи с иранским коллегой Ахмедом Вахиди: «Мы готовы освободить свои земли военным путем, и тот факт, что Азербайджан освободит от оккупации свою территорию, не должен ни у кого вызывать сомнений. Судьба свыше одного миллиона наших беженцев, разрушенных агрессором сел, поселков и городов, материальных и духовных памятников превратилась сегодня в заложника двойных стан-дартов»5.

Сергей Маркедонов, заведующий отделом Института политического и военного анализа (Россия), объясняет: «На мой взгляд, о всяком разрешении конфликта мы не можем говорить до тех пор, пока у нас общей терминологии нет. Ведь азербайджанцы говорят: мы за разрешение конфликта. Вопрос, что они понимают под этим? Конечно, флаг в Степанакерте. Азербайджанский, понятно. Точнее, не в Степанакерте, а в Хан-кенди, как называют его официальная азербайджанская историография и пропаганда. Что такое для Армении урегулирование конфликта? Они говорят: мы за урегулирование конфликта. Но понимают под этим самоопределение Нагорного Карабаха. Базовые термины, понятия урегулирования конфликта не являются общими для сторон. И так везде»6.

В отношении Минской группы существует много нареканий. Казахстан поддерживает усилия Минской группы ОБСЕ и правительств Азербайджана и Армении в их попытках найти какое-то мирное решение по Нагорному Карабаху. И это совершенно правильно. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время встречи в Сеуле 26 марта 2012 года выразил президенту США Бараку Обаме недовольство деятельностью Минской группы ОБСЕ: «Эта структура вот уже 20 лет ведет безрезультатную работу. И, поскольку этот вопрос зашел в тупик, я посоветовал, чтобы мы говорили с азербайджанцами, а страны Минской группы — Франция, Россия, США — попытались убедить Армению решить эту проблему»7.

Большинство казахстанских политиков считают Нагорный Карабах азербайджанской территорией; в то же время официально Астана старается особо не выказывать каких-либо симпатий или антипатий, выступая против любого кровопролития. Так, президент РК Н. Назарбаев предложил Азербайджану и Армении казахстанский путь по урегу-

4 [http://www.nr2.ru/moskow/337058.html].

5 Армянское мнение // День, 5 мая 2009.

6 Правила игры, июль 2008 [http://www.presidentfoundation.kz/ru/activity/smi/700/].

7 Эрдоган с Обамой обсудили нагорно-карабахский конфликт, 26 марта 2010 [http://anspress.com/ index.php?a=2&lng=ru&nid=144249].

лированию конфликта мирными методами, который прорабатывается сторонами как наиболее подходящий компромисс.

II

PK выступает за взвешенный и ответственный попек мирных путей решения данного вопроса. Казахстан считает, что ни один этнический конфликт невозможно решить только военным путем. Поскольку камнем преткновения является противоречие между двумя основополагающими принципами — правом на территориальную целостность и неприкосновенность территорий, с одной стороны, правом наций на самоопределение — с другой, то данная проблема должна разрешаться поэтапно, в рамках международного права8.

На первом этапе следует решить вопрос о территориальной целостности Азербайджанской Республики, исходя из пункта 1 (III—IV) Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В нем подчеркивается: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника... Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников»9.

Решив вопрос о возврате Азербайджану территорий Лачинского, Агдамского и других азербайджанских районов, отторгнутых в результате военных действий, можно перейти к решению вопроса о статусе Нагорного Карабаха. Такой подход позволит реализовать важнейший гуманитарный аспект — как можно быстрее возвратить сотни тысяч беженцев и вынужденных переселенцев в свои дома.

Применительно к данному региону уже были рассмотрены различные перспективные модели разрешения конфликтов. Так, еще в 1992 году рекомендовалась модель протектората над территорией конфликта, предполагающая временное осуществление административного и судебного управления совместно представителями международных органов и местной администрацией. Что же касается режима постоянного управления, то здесь весьма привлекательной представляется модель, предложенная итальянскими юристами из Падуанского университета. В ней вводится понятие транснациональной территории, правовой статус которой определяется следующими элементами:

1) соглашением между населяющими данную территорию этническими группами;

2) соглашением между государством, частью которого она является, и соседними государствами;

3) решением международных органов гарантировать транснациональность и особую форму автономии данной территории;

4) наличием на данной территории особого международного органа по ее защите и развитию;

5) членством в международных структурах и органах.

8 См.: Султанов Б. Выступление на круглом столе на тему: «Азербайджан и Казахстан: двусторонние отношения и регулярные взаимосвязи», 13 сентября 2010 [http:// sam.gov.az/uploads/ffles/SAM%20%26% 20KISI.pdf].

9 [http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=29521].

Надо признать, что на Кавказе все региональные игроки ведут лишь собственную игру. Так полагает Фиона Хилл — старший научный сотрудник Института Брукингса. По ее мнению, очень интересно сравнить Кавказ с Балтией, где велись или еще ведутся те же дискуссии, какие идут на Кавказе: об интеграции в Европу, сотрудничестве с НАТО и т.д. Страны Балтии успешно решили эти вопросы, потому что действовали совместно. Они смогли сформулировать общие цели, хотя это часто было нелегко. Эти страны сильно отличаются друг от друга, у каждой из них своя уникальная история, хотя некоторые аспекты их прошлого крайне похожи. У республик Балтии есть общее представление о России как об угрозе, что позволило Литве, Латвии и Эстонии сплотиться. На Кавказе все происходит по-другому. Не существует общей повестки дня, которая могла бы способствовать совместному развитию центральнокавказских республик. Ныне мы наблюдаем соперничество между тремя республиками Центрального Кавказа. Причем это соперничество происходит не только в рамках региона, но и в Париже, Лондоне, Москве и Ва-шингтоне10.

У Казахстана очень хорошие отношения и с Азербайджаном и с Арменией. Со временем обретения независимости Казахстан и Армения развивают двусторонние отношения в духе партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Налажен доверительный диалог, опирающийся на союзнические отношения в рамках ОДКБ. У двух государств не существует никаких противоречий. Между Азербайджаном и Казахстаном установлен конструктивный политический диалог. Казахстан и Азербайджан отличают близость позиций по актуальным вопросам регионального и международного характера.

Казахстанско-азербайджанские отношения развиваются в соответствии с установками и положениями Договора о стратегическом партнерстве и союзнических отношениях, подписанного по итогам официального визита президента Казахстана Н. Назарбаева в Баку в мае 2005 года. В многостороннем формате стороны активно взаимодействуют в рамках международных и региональных организаций (ООН, ОБСЕ, СВМДА, СНГ, ТЮРКСОЙ и др.).

Укрепляя традиционно дружеские, добрососедские и партнерские отношения, Азербайджан и Казахстан придерживаются курса на расширение политического и экономического сотрудничества и в равной степени заинтересованы в укреплении региональной безопасности, международной стабильности и процветании своих стран. На современном этапе азербайджано-казахстанское сотрудничество успешно и интенсивно развивается. Азербайджан и Казахстан — это два братских государства, стратегические партнеры в вопросах двухстороннего сотрудничества и обеспечения безопасности на Каспийском море.

Таким образом, у Казахстана дружеские отношения с обоими государствами СНГ, находящимися в очень сложных, конфликтных отношениях. Россия, на мой взгляд, не совсем та страна, которая могла бы быть посредником в разрешении имеющихся тяжелых противоречий. Очень многие в Азербайджане считают стороной конфликта вовсе не Армению, которая по их мнению, фактически является частью России (хотя я не разделяю данную точку зрения). А воевать с Россией Азербайджан не может. Хотя, с другой стороны, у Азербайджана есть и свои причины сотрудничать с Россией. Его отношения с США трудно также назвать простыми. Среди прочего, в США действует большое и влиятельное армянское лобби, которое временами может заставлять Вашингтон действовать в интересах Армении, пренебрегая интересами Азербайджана (как, например, в случае с сохраняющимся до сих пор американским эмбарго на поставки оружия Азербайджану).

10 См.: Султанов Б. Указ. соч.

Казахстан во время своего председательствования в ОБСЕ предложил Азербайджану и Армении диалоговую площадку для мирных переговоров по Нагорному Карабаху. Казахстан обладает всем необходимым для успешной деятельности в деле урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Надо признать, что такая миротворческая миссия выгодна самому Казахстану для повышения его престижа на международной арене.

Казахстан — именно та страна, где возможно и нужно организовать (в Алматы или Астане) центр по разрешению нагорно-карабахского конфликта. Во главе угла должен быть экономический подход. Ведь Нагорный Карабах фактически нормально не развивается, а Азербайджан располагает определенными ресурсами для развития, и, возможно, через инвестиции в Карабах есть шанс решить многие социально-экономические проблемы. Другие страны, прежде всего экономически развитые, также должны подключиться к этому направлению. Это в интересах многих.

3 а к л ю ч е н и е

В данной статье была проанализирована сложная ситуация, возникшая вокруг Нагорного Карабаха. Это ситуация очень напряженная, но, по моему убеждению, потенциально разрешимая. За более чем 20 лет предпринимались десятки попыток урегулирования рассматриваемой проблемы, но все они были непродуктивными. Минская группа также оказалась не в силах достигнуть положительного результата для противоборствующих сторон.

Но выход искать надо, иначе возможна война с непредсказуемыми тяжелейшими последствиями, причем не только для Азербайджана и Армении, но и для всего Кавказского региона. Безусловно, это затронет рикошетом и остальные страны СНГ, а также Турцию, ЕС, США. Одним из возможных выходов из сложившейся тупиковой ситуации является предложение о создании специальной площадки в Казахстане (в Алматы или Астане) для ведения переговоров по разрешению конфликтной ситуации между Азербайджаном и Арменией вокруг Нагорного Карабаха. Тем более что это уже было предложено президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Нурсултан Назарбаев является, пожалуй, самым авторитетным политиком в СНГ в настоящее время, и я полагаю, что на гостеприимной казахстанской земле и при его непосредственном арбитраже такие переговоры возможны и даже целесообразны.

Также показано, что в Казахстане потенциально возможно создать специальный Фонд (Банк) развития региона Нагорного Карабаха. Поступающие в данный Фонд (Банк) средства из различных источников будут направляться для финансирования промышленных объектов, жилищного строительства, создания инфраструктуры, развития медицины и образования Нагорного Карабаха с целью создать условия для устойчивого социально-экономического развития рассматриваемой территории. Поэтому полагаем, что эту идею стоит изучить экспертному сообществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.