Научная статья на тему 'Таджикистан: особенности сотрудничества с ведущими международными исламскими организациями'

Таджикистан: особенности сотрудничества с ведущими международными исламскими организациями Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
924
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ИСЛАМСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ / ИМАМАТ ИСМАИЛИТОВ / "ХИЗБ УТ-ТАХРИР-АЛ-ИСЛАМИ"

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Умаров Фаррух

В настоящее время в мире существуют несколько десятков легальных и нелегальных международных исламских организаций, различных по своей структуре, целям, уровню представительства, сферам и формам деятельности. Таджикистан является членом более 20 международных организаций, в том числе региональных, тесно сотрудничая с такими легальными авторитетными исламскими структурами, как: Организация Исламская конференция (ОИК); Исламский банк развития (ИБР); Исламская организация по вопросам культуры, науки и воспитания (ИСЕСКО); Имамат исмаилитов — Организация Ага Хана по развитию; Организация экономического сотрудничества (ЭКО). Кроме того, в РТ функционирует международная нелегальная исламская организация "Хизб ут-Тахрир-ал-Ислами" — Партия исламского освобождения (ХТИ). Следует отметить, что ученые и аналитики до сих пор не раскрыли отношения международных исламских организаций с Таджикистаном, их роль в сфере социально-экономического развития страны, в урегулировании конфликтов, обеспечении безопасности или создании дестабилизационной ситуации. За пределами исследований остались и проблемы их политической деятельности. Цели Организации Исламская конференция со дня ее создания отражают новые реалии, возникающие в исламском мире и международном сообществе в целом. Эти цели включают многоплановое сотрудничество между мусульманскими государствами на основе религиозной солидарности для решения важнейших проблем, в том числе обеспечения национальной безопасности этих стран. История создания ОИК больше отражает процесс нахождения механизмов предотвращения религиозного экстремизма, фундаментализма и радикализма, нежели процессов солидарности. Одной из главных причин создания ОИК было невосприятие идеи и практики религиозного экстремизма, фундаментализма и радикализма ее государствами-учредителями. Например, Саудовская Аравия считает эти проявления деструктивными и, будучи одним из основных учредителей данной организации, прилагает усилия, чтобы она стала рычагом предотвращения религиозного экстремизма, фундаментализма и радикализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таджикистан: особенности сотрудничества с ведущими международными исламскими организациями»

ТАДЖИКИСТАН: ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА С ВЕДУЩИМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИСЛАМСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Фаррух УМАРОВ

главный специалист Управления внешней политики и внешнеэкономического развития Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан (Душанбе, Таджикистан)

В настоящее время в мире существуют несколько десятков легальных и нелегальных международных исламских организаций, различных по своей структуре, целям, уровню представительства, сферам и формам деятельности. Таджикистан является членом более 20 международных организаций, в том числе региональных, тесно сотрудничая с такими легальными авторитетными исламскими структурами, как:

■ Организация Исламская конференция (ОИК);

■ Исламский банк развития (ИБР);

■ Исламская организация по вопросам культуры, науки и воспитания (ИСЕСКО);

■ Имамат исмаилитов — Организация Ага Хана по развитию;

■ Организация экономического сотрудничества (ЭКО).

■ Кроме того, в РТ функционирует международная нелегальная исламская организация «Хизб ут-Тахрир-ал-Ислами» — Партия исламского освобождения (ХТИ).

Следует отметить, что ученые и аналитики до сих пор не раскрыли отношения международных исламских организаций с Таджикистаном, их роль в сфере социаль-

но-экономического развития страны, в урегулировании конфликтов, обеспечении безопасности или создании дестабилиза-ционной ситуации. За пределами исследований остались и проблемы их политической деятельности.

Цели Организации Исламская конференция со дня ее создания отражают новые реалии, возникающие в исламском мире и международном сообществе в целом. Эти цели включают многоплановое сотрудничество между мусульманскими государствами на основе религиозной солидарности для решения важнейших проблем, в том числе обеспечения национальной безопасности этих стран. История создания ОИК больше отражает процесс нахождения механизмов предотвращения религиозного экстремизма, фундаментализма и радикализма, нежели процессов солидарности. Одной из главных причин создания ОИК было невосприятие идеи и практики религиозного экстремизма, фундаментализма и радикализма ее государствами-учредите-лями. Например, Саудовская Аравия считает эти проявления деструктивными и, будучи одним из основных учредителей данной организации, прилагает усилия, чтобы она стала рычагом предотвращения религиозного экстремизма, фундаментализма и радикализма.

О положительной роли ОИК в укреплении стабильности и безопасности в му-

сульманских странах ее Генеральный секретарь Хамид Алгабид во вступительном слове на XXIII Конференции министров иностранных дел стран ОИК (Карачи, 1993 г.) сказал следующее: «Мы должны оценить по достоинству те усилия, которые прилагаются в этом направлении. Усилия, которые прилагаются для преодоления трудностей и решения проблем, систематически возникающих в той или иной стране-члене нашей организации. Эти усилия направлены на мирное урегулирование военных конфликтов, которые оказывают деструктивное влияние на регион нашей уммы. В этой связи мы с удовлетворением можем сказать, что отношения между странами-членами постепенно нормализуются»1.

С другой стороны, как было отмечено, одно из направлений деятельности ОИК — обеспечение развития и стабильности в мусульманских странах, расширение экономического, научного и культурного сотрудничества. Недаром для расширения экономического и научно-культурного сотрудничества в рамках ОИК созданы два специализированных учреждения: Исламский банк развития и Исламская организация по образованию, науке и культуре.

ОИК, основанная главным образом на светских принципах, как мы уже отмечали, решает задачи, не выходящие за рамки государственного интереса страны-члена. Другими словами, национальные государства являются ее основными акторами, а деятельность этой, по сути, светской организации направлена на разрешение вышеуказанных проблем исламского мира. Исламский же фактор в ее создании служит лишь для объединения мусульманских стран в решении задач сугубо светского характера.

Анализ деятельности Таджикистана в ОИК свидетельствует, что все проекты, осуществляемые в сотрудничестве с этой организацией, отвечают национальным и государственным интересам и сыграли за-

1 Кайхони хавои (Тегеран), 1992, № 963.

метную роль в укреплении экономической стабильности и в научно-культурном развитии страны. Республика с первых дней членства в этой организации предлагала проекты, направленные на развитие различных отраслей национальной экономики, а динамика сотрудничества страны с одним из специализированных институтов ОИК — Исламским банком развития — является ярким тому примером.

С 30 июня по 3 июля 1997 года президент РТ Эмомали Рахмонов посетил с официальным визитом Саудовскую Аравию. Одним из результатов визита было предоставление Таджикистану беспроцентного кредита Исламского банка развития в размере 16,7 млн долл. для развития здравоохранения и образования в стране2.

Сотрудничество республики с ОИК, в том числе с ее специализированными институтами, не ограничивается получением кредитов. Например, 12 июня 2000 года президент страны Эмомали Рахмонов принял представителей Координационной группы арабских фондов ИБР: Фонда Кувейта, Фонда Саудовской Аравии и Фонда ОПЕК — прибывших в Таджикистан для участия в работе международного «круглого стола». Он был организован под эгидой ИБР, Национального банка Таджикистана (НБТ), регионального представительства ИБР в Центральной Азии и Европе и этих фондов. При встрече с участниками «круглого стола» Э. Рахмонов отметил, что на новом этапе — этапе постконфликт-ного социально-экономического восстановления и снижения уровня бедности — правительство республики придает огромное значение развитию внешних экономических связей и привлечению зарубежных инвестиций, в том числе из арабских стран. Кроме того, президент республики выразил надежду, что работа «круглого стола» будет плодотворной и позволит заложить фундамент для проведения в Таджикистане конференции бизнесменов стран-членов

2 См.: Саидов 3. Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации. Душанбе: Авасто, 2004. С. 569.

Исламского банка развития, о чем у него была соответствующая договоренность с главой ИБР доктором Ахмедом Мухаммедом Али во время его визита в РТ. Прямым иностранным инвестициям в экономику Таджикистана будет способствовать и создание Исламской корпорации развития частного сектора, соглашение о создании которой республика подписала 26 апреля 2000 года3.

Одна из особенностей сотрудничества республики с ИБР состоит в том, что все подписанные сторонами соглашения претворяются в жизнь. К примеру, по инициативе руководителя государства Эмомали Рахмонова и президента этого банка Мухаммеда Али была внесена идея о созыве международного «круглого стола» с участием арабских фондов, о чем говорилось выше. В ходе этого мероприятия Таджикистан предложил 70 важных проектов в сферах энергетики, транспорта, финансов, сельского хозяйства, здравоохранения, просвещения, телекоммуникаций и пр. По сообщению Национального информационного агентства Таджикистана (НИАТ) «Хо-вар», ИБР принял 17 из этих проектов, в соответствии с которыми республике предоставляется помощь в строительстве автодороги Куляб — Калай-Хумб (9,5 млн долл.) и международного пассажирского терминала в Душанбе (270 тыс. долл.)4.

Необходимо отметить, что за годы сотрудничества с ОИК республика эффективно использует возможности этой организации. Специальная резолюция по Таджикистану (№ 10/27), принятая странами-членами на 10-й сессии Организации по инициативе президента страны Э. Рахмо-нова, свидетельствует, что эта структура играет особенную роль в системе международных отношений РТ и сможет в некоторой степени содействовать решению социально-экономических проблем страны. «Она обращается ко всем государствам-членам и финансовым институтам региона ОИК принять активное содействующее

3 См.: Там же. 173.

4 См.: Народная газета, 22 июня 2002, № 25.

участие в усилиях, предпринимаемых правительством Таджикистана по преодолению экономических трудностей и продвижению экономических реформ. В документе содержится призыв к Исламскому банку развития существенно увеличить финансовую и техническую помощь Республике Таджикистан. Генеральному секретарю ОИК Абдулвахиду Белказизу лично поручено контролировать ход выполнения данной резолюции и представить отчет о проделанной работе 11-й сессии ОИК»5.

Таким образом, сотрудничество РТ с ОИК с каждым днем развивается и охватывает другие структуры этой организации. На сессии Межпарламентского союза (МПС) ее стран-членов, состоявшейся 16 февраля 2007 года в городе Куала-Лумпур, Таджикистан был принят в члены этого Союза.

Наряду с этим необходимо отметить, что сотрудничество РТ с ОИК осуществляется лишь на межправительственном уровне, хотя в условиях рыночной экономики другие общественные структуры, особенно частный сектор, играют важную роль в расширении связей между странами. В этом контексте весомый вклад может внести реализация предложения президента Таджикистана по созданию Исламской корпорации развития частного сектора с участием арабских фондов.

Другая авторитетная исламская структура, членом которой с 1992 года является Таджикистан, — Организация экономического сотрудничества. (21 мая 1998 г. Мадж-лиси Оли республики одобрил новый Измирский пакт и ратифицировал вступление Таджикистана в ЭКО.)

Сотрудничество РТ с ЭКО особенно заметно в сфере торговли. Подписание и одобрение Торгового договора (ЭКОТА) как основного элемента регионального сотрудничества в рамках этой организации, сможет служить образцом для расширения контактов в других сферах. Так, только в 1999 году объем внешней торговли РТ со странами ЭКО составил 600 млн долл.,

5 Саидов 3. Указ. соч. С. 489.

то есть 40% внешнеторгового оборота страны.

Таджикистан заинтересован в развитии широкого регионального сотрудничества и региональной интеграции, и ЭКО сможет сыграть в осуществлении этой цели важную роль. Цель и задачи данной организации (Измирский договор, Программа Алматы по развитию транспортного сектора, Ашхабадское коммюнике встречи государств и стран-членов ЭКО по развитию инфраструктуры транспорта и коммуникаций, а также Стратегии экономического сотрудничества в регионе ЭКО) предусматривают развитие рыночных экономических отношений государств-членов и их быструю интеграцию в мировое хозяйство.

Однако наряду с успехами в деятельности ЭКО есть и некоторые нерешенные проблемы, создающие препятствия для расширения сотрудничества между странами-членами. В своем выступлении на встрече руководителей государств ЭКО (14 октября 2002 г.) президент РТ Эмомали Рахмонов сказал: «Несмотря на очевидные успехи в данном направлении, все еще остаются серьезные преграды, сдерживающие дальнейшее развитие многостороннего торговоэкономического сотрудничества в регионе ЭКО. Так, существующие высокие железнодорожные транзитные тарифы, отставание развития в сфере предоставления банковских услуг между государствами-членами, отсутствие унификации нормативноправовой базы и гармонизации тарифов и платежей, введение рядом государств-членов строгих визовых режимов весьма негативно влияют на внутрирегиональную торговлю»6.

Необходимо отметить, что приграничные разногласия между некоторыми странами-членами и нестабильная политическая обстановка в некоторой степени стали причиной слабого развития регионального сотрудничества ЭКО. «Хотя руководители стран-членов ЭКО на Тегеран-

6 Саидов 3. Указ. соч. С. 294.

ском саммите в январе 1992 года назвали мир и безопасность основным условием расширения экономического сотрудничества этих стран, нестабильность в Афганистане, разногласия между Пакистаном и Индией по вопросам Джамму и Кашмира, неразрешенность конфликта в Нагорном Карабахе, проблема тюркоязычных общин Кипра и другие превратили эту организацию в инструмент разрешения политических проблем»7. С этой точки зрения членство РТ в ЭКО и разрешение проблем в ее формате не выходит за рамки национального и государственного интереса. А функционирование органа по контролю над незаконным оборотом наркотических веществ в рамках ЭКО (ЮНДСП) — один из важных механизмов укрепления безопасности в регионе, в частности в РТ.

Наряду с этими организациями в республике функционируют и неправительственные исламские структуры, в частности Организация Ага Хана по развитию (АКДН) — Фонд Ага Хана, который внес достойный вклад в достижение мира в Таджикистане и постконфликтное восстановление экономики страны. Учитывая большой авторитет и влияние учредителя этого Фонда Шах Карима ал-Хусайни Ага Хана IV, спецпосланник Организации Объединенных Наций Рамире Пирис Баллон и спецпредставитель ООН Дитрих Меррем рассмотрели с ним (в 1995 г.) вопрос о мирном урегулировании конфликта в республике. Рабочие визиты Ага Хана в Таджикистан, его неофициальные усилия в качестве посредника сыграли большую роль в достижении мира между таджиками, в обеспечении безопасности страны.

В настоящее время Фонд Ага Хана действует во всех областях РТ, в ее столице и в районах республиканского подчинения.

7 Умаров Ф. На^ши Созмони хамкории икти-содй (ЭКО) дар рававнди ^амгароии минта^авй: мушкилот ва дурнамои (Роль организации по экономическому сотрудничеству (ЭКО) в процессе региональной интеграции: проблемы и перспективы). В кн.: Материалы международной конференции «Региональная интеграция Центральной Азии: проблемы, перспективы». Душанбе: Ирфон, 2006.

1. Сотрудничество в сфере экономики

В 1999 году Программа защиты предпринимательства (ЭСФ) и Фонд Ага Хана по экономическому развитию (АКФЕД) предоставили 700 предприятиям кредит на 530 тыс. долл. Эти средства были выделены на развитие сельского хозяйства, хлопковой промышленности и туризма. Средний объем кредита составил 1 000 долл. сроком на месяц, что способствовало созданию 15 тыс. новых рабочих мест и, по предварительным подсчетам, должно было принести доход в сумме 4,6 млн таджикских рублов. С начала деятельности ЭСФ (1996 г.) в районах Каратегинского региона в 1997 году помощь выделена 1 630 предприятиям, создано 4 200 рабочих мест, получен доход в 12,3 млн таджикских рублов. Общий объем кредита для реализации Программы ЭСФ достиг 1,2 млн долл.

2. Сотрудничество в сфере образования

Общее направление программ АКДН по просвещению — сотрудничество с правительством для поддержки реформ системы образования — от начальных школ до высших учебных заведений. В соответствии с этими программами в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) созданы профессиональные центры развития для учителей (ТПДС), которые в дальнейшем превратятся в учреждения по их подготовке. Кроме того, Программа Ага Хана по развитию «Человековедение» для Центральной Азии подготовила в сотрудничестве с Министерством образования, учителями и интеллигенцией региона программу обучения. Ее основу составляют этика, традиции и ценности, которыми так богат регион. Эту программу сегодня преподают в пяти университетах страны. К тому же 500 учеников лицея Ага Хана в городе Хороге осваивают английский язык, информационные технологии, основы рыночной экономики. Этот шаг Фонда Ага Хана в сфере просвещения в нынешних экономических условиях Таджикистана, когда многие учителя из-за маленькой зарплаты обратились к рынку как к источнику дохода, имеет большое значение для обеспечения культурной безопасности страны.

3. Сотрудничество

в сфере сельского хозяйства

Программа Ага Хана по развитию подготовила специальную Программу реформы сельского хозяйства (АПР), которая охватывает семь районов ГБАО (Ванч, Дарваз, Рушан, Рошткала, Шугнан, Ишкашим, Мургаб) и семь территорий республиканского подчинения (Джиргаталь, Тавильдара, Таджикабад, Гарм, Рашт, Файзабад, Рогун). 22 тыс. фермеров, участвовавших в этой программе, смогли повысить урожайность сельскохозяйственных культур на 1,5%. В результате передачи колхозных земель фермерам и освоения новых земель в ГБАО в 1999 году было произведено 27 500 т муки, что соответствует 92% от нужд области, а в Каратегинском регионе картофеля и пшеницы вырастили в четыре раза больше, чем в 1998-м. На эти цели Фонд Ага Хана выделил 1,3 млрд таджикских рублов, что дало возможность 760 предпринимателям заняться бизнесом в сфере

сельского хозяйства. Кроме того, с 1996 по 2000 год реализовывалась Программа помощи 2 400 малым предприятиям, которые выпустили продукцию на 18 трлн таджикских рублов.

В целом на реализацию своих программ в Таджикистане Фонд Ага Хана выделил более 150 млн долл. Эти средства были израсходованы в тяжелые годы гражданской войны и после ее завершения, когда в стране еще царила нестабильная обстановка. Благодаря авторитету и влиянию Фонда в различных странах, он смог привлечь инвестиции в РТ. Например, в 1999 году Соединенные Штаты выделили «700 тыс. долл. через Фонд Ага-хана IV на нужды развития аграрного сектора в Гармской группе районов. Кроме того, в правительстве США уже готовится решение о выделении Таджикистану на грантовой основе 700 тыс. долл. на цели развития сельской местности и трудоустройства сельского населения Кулябской зоны Хатлонской области»8.

Этот шаг был предпринят в условиях, когда еще ни одна из стран не выделяла средства для восстановления народного хозяйства Таджикистана. Эта организация смогла внести достойный вклад в продовольственную, культурную, социальную и экономическую безопасность страны.

В послевоенное время в социально-экономическое развитие РТ внесли достойный вклад и две другие исламские структуры: Фонд развития Саудовской Аравии и Кувейтский фонд развития арабской экономики, с которыми республика начала сотрудничать в 1997 году. До 2000-го они в основном выделяли материальную помощь и осуществляли малые проекты. После нормализации обстановки в стране и создания в ней относительно благоприятного инвестиционного климата связи расширились и реализуются более крупные проекты. Например, в 2000 году Фонд развития Саудовской Аравии участвовал в реконструкции больницы матери и ребенка, в строительстве инфекционной больницы и средних школ в РТ. В том же году этот фонд одобрил кредит на 6 млн долл. для совместного (с участием Кувейтского фонда развития арабской экономики и Фонда ОПЭК) инвестирования проекта строительства автодороги Зигар — Коста — Шкев.

В 2002 году состоялась церемония подписания кредитных соглашений между Таджикистаном и Фондом развития Саудовской Аравии по строительству трех средних школ и приобретению оборудования для них в трех районах республики, по реконструкции в Душанбе больницы матери и ребенка и передаче ей оборудования на 3 млн долл.

В общем за период сотрудничества РТ с Фондом развития Саудовской Аравии подписано кредитное соглашение на 35,2 млн долл. на строительство (с участием правительства страны) отрезка Шогун — Зигар автодороги Куляб — Калай-Хумб9; реконструирован родильный дом, завершено строительство ряда средних общеобразовательных школ, модернизировано водоснабжение г. Душанбе, сдан в эксплуатацию терминал в столичном аэропорту и т.д.10

Как мы уже отмечали, сотрудничает с РТ и Кувейтский фонд развития. Этот фонд, созданный 31 декабря 1961 года как финансовая структура, является автономным государственным органом, имеет самостоятельный судебный статус. Фонд выделяет средства 86 странам, из них 16 — арабские, 35 — африканские, 22 — европейские и азиатские и т.д.

Кувейт — первое арабское государство, куда совершил официальный визит президент Республики Таджикистан. 10 января 2001 года, после подписания кредитного соглашения между РТ и Кувейтским фондом развития на 5 млн кувейтских динаров (16,5 млн долл.), предусмотренных для строительства автодороги Зигар — Шкев, заместитель Г енерального директора Фонда Хишом Ал-Вакаен отметил: «Упомянутое кредитное соглашение — ре-

8 Саидов 3. Республика Таджикистан на современном этапе. Душанбе: Авасто, 2006. С. 78.

9 См.: Азия-Плюс, 23 августа 2002.

10 См.: Саидов 3. Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации. С. 113—115.

зультат договоренностей в рамках официального визита президента Республики Таджикистан Э. Рахмонова в Кувейт в 1995 году»11.

Из указанного выше примера можно сделать вывод, что сотрудничество РТ с этой организацией началось прежде всего благодаря дальновидной политике руководителя Таджикистана и развивается с каждым днем. Вместе с тем этот исторический факт показывает, что деятельность Фонда как одного из авторитетных финансовых институтов скорее имеет прагматический характер и данная структура в предусмотренные сроки выполняет заключенные контракты.

Именно этот аспект деятельности организации, с одной стороны, и прагматизм внешней политики Республики Таджикистан под руководством ее президента Э. Рахмо-нова, с другой — основные факторы, сыгравшие первостепенную роль в расширении сотрудничества сторон.

В целом с начала двусторонних связей исламских организаций и фондов с Таджикистаном эти структуры участвовали (и участвуют) в реализации проектов на 180 млн долл., из которых 76 млн долл. уже освоены12.

4. Таджикистан и международные исламские нелегальные организации

Как мы уже отмечали, наряду с легальными исламскими организациями в республике действуют нелегальные, в том числе религиозно-политическая партия «Хизб ут-Тахрир-ал-Ислами». Согласно некоторым источникам, ее штаб-квартира (амират), по одной версии, находится в Западной Европе, по другой — в Палестине, а филиалы — в Ливане, Иордании, Египте, Турции и в некоторых странах Центральной Азии.

Деятельность ХТИ большинство мусульманских стран давно признали неконституционной, так как основу политической доктрины партии составляет идея халифата.

С 1950-х годов в мусульманских государствах возникают движения и организации, деятельность которых впоследствии приняла исламистский характер. Причиной их формирования стали местные, региональные и международные факторы. Среди них выделим следующие:

— кризис западной и советской моделей развития, на которые ориентировались элиты многих мусульманских стран;

— постоянное поражение арабских государств в борьбе за освобождение своих земель, захваченных Израилем, что снизило авторитет национально-светских идей среди широких масс мусульманских стран, особенно арабских, в результате чего для разрешения своих проблем и поиска ответа на важные современные вопросы они обратились к исламу;

— провал объединительных проектов в арабском мире на национальной основе (например, арабское единство) по сравнению с объединительными процессами в Европе;

— финансовая мощь и определенное политическое влияние, которые имеют Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и другие страны-экспортеры нефти в исламском мире.

11 Там же. С. 304.

12 См.: Азия-Плюс, 17 мая 2006.

Что же касается ХТИ, то важную роль в ее возникновении (в 1952 г.) сыграла борьба палестинского народа за освобождение своих земель, хотя определенное влияние имели и другие факторы. Да и создана она на основе Палестинского отделения партии «Ал-ихвон ал-муслимин». Ее учредителем был Такиуддин Набхони Алфаластини.

На первом этапе партия объявила своей целью освобождение палестинских земель от израильской оккупации. В дальнейшем отсутствие поддержки со стороны мусульманских стран, особенно арабских, а также неэффективность ООН в урегулировании этого кризиса стали причиной того, что для разрешения проблем ХТИ выдвинула идею создания халифата. А в связи с тем, что после формирования новой международной системы (система Ялта — Потсдам, 1945—1990 гг.) в исламском мире численность государств-наций возросла, то для сохранения своих политических режимов и защиты национальных интересов они объявили ХТИ незаконной, что и стало причиной ее перехода на нелегальную деятельность. Другими словами, идею халифата правительства мусульманских стран рассматривали как серьезную угрозу их национально-государственным интересам.

После обретения независимости республиками Центральной Азии, используя идеологический вакуум постсоветского периода, ХТИ смогла создать свои подпольные структуры в некоторых городах и районах Таджикистана. По словам российского ученого Алексея Малашенко, «ячейки ХТИ существуют в северных регионах Таджикистана. Здесь численность ее членов якобы достигает 5 тыс.»13

По нашему мнению, причина большого влияния этой партии на севере страны заключается в следующем:

— географически северный регион Таджикистана входит в Ферганскую долину — экономически и социально отсталую территорию Центральной Азии, где первоначально возникла эта партия;

— слабое влияние легальной Партии исламского возрождения Таджикистана в этом регионе из-за того, что большинство ее руководителей — выходцы из южных регионов страны;

— основная часть жителей восточной части РТ — приверженцы исмаилитского направления ислама.

Наряду с этим необходимо отметить, что есть вероятность использования этой партии некоторыми странами в качестве инструмента для осуществления своих геополитических интересов.

Эта партия, будучи экстремисткой, непосредственно угрожает государственной безопасности страны, что может выразиться в следующем.

1. Изменение образа жизни и способа мышления каждого мусульманина. С точки зрения идеологов этой партии, для установления халифата на нынешнем этапе необходимо изменить образ жизни и способ мышления мусульман, чтобы он соответствовал «истинному исламу».

На наш взгляд, пропаганда таких идей может стать фактором дестабилизации внутри самого традиционного ислама в Таджикистане, что приведет к религиозному конфликту. Дело в том, что в листовках «Хизб ут-Тахрир» сформулировано ее отношение к ритуально-догматическим положениям, которых придерживается большинство мусульман РТ, прежде всего осуждается стремление приверженцев традиционного ислама следовать традиционным установкам этой религии, а также их лояльное отношение к властям.

13 Малашенко А. Исламизм в Центральной Азии: сегодня и завтра. Центральная Азия 2007. Ключевые факторы безопасности. В сб.: Материалы международной конференции. Алматы, 2007. С. 17.

2. Идея создания халифата.

«Главной (и уже решаемой) задачей ХТИ остается проникновение в госаппарат, в том числе в службы безопасности»14.

В Программе ХТИ говорится, что если будет возможность свергнуть правителя, мусульмане обязаны для достижения этой цели использовать оружие, если нет такой возможности, необходимо мобилизовать силу и просить помощи у сильных. Как видно, использование силы для достижения своих целей не является исключением в стратегии этой партии, вхождение в силовые структуры и привлечение к себе их представителей в программе партии составляют одну из основных задач. С этой точки зрения, деятельность партии в Таджикистане угрожает и его государственной безопасности. Члены ХТИ пропагандируют (наряду с преданием анафеме существующих политических режимов и руководителей мусульманских стран) идею «золотого века» — период правления праведных халифов, что в условиях экономических трудностей и идеологического кризиса может негативно отразиться на стабильности в обществе и стать причиной влияния этой идеи на огромную часть населения страны.

3. Использование этой партии некоторыми странами для достижения своих геополитических целей.

Резиденции (амираты) ХТИ, как мы уже отмечали, находятся в различных странах. Поэтому не исключается вероятность того, что эту партию попытаются использовать внешние силы для осуществления своих геополитических интересов. Иными словами, она сможет заменить террористическую организацию «Аль-Каида», которая (как «Хизб ут-Тахрир») возникла на базе движения «Братьев мусульман», и не исключено, что между ними существует определенная связь.

4. Так как, согласно некоторым данным, в Таджикистане большинство членов этой партии являются тюркоязычными, то навязывание своих идей местным мусульманам может вызвать конфликт на этнической основе и негативно сказаться на отношениях РТ с соседними тюркоязычными государствами.

В ы в о д ы

Таким образом, после обретения республикой независимости международные организации, в частности исламские, начинают занимать особое место в ее системе международных отношений. Во внешней политике Таджикистана начинает формироваться модель связей с международными организациями, особенно с исламскими, и, как мы видим, сотрудничество с ними в основном соответствует национально-государственным интересам РТ.

Хотя сегодня отдельные государства и являются основными акторами международных отношений, но их возможности в разрешении региональных и международных проблем ограничены. Поэтому расширение сотрудничества РТ с региональными и международными организациями может содействовать решению глобальных и региональных проблем. С другой стороны, вступление РТ в эти организации доказывает, что и многосторонняя дипломатия начинает играть большую роль в системе международных отношений страны. Если ее двусторонняя дипломатия в основном содействует разрешению

14 Там же. С. 17.

межправительственных двусторонних проблем, то многосторонняя направлена на решение региональных и глобальных проблем, чтобы РТ смогла без ущерба войти в региональные и глобализационные процессы.

По нашему мнению, важность расширения сотрудничества республики с международными исламскими организациями определяется рядом факторов.

1. Углубление сотрудничества с вышеуказанными организациями может стать причиной ограничения влияния экстремистских и фундаментальных структур, действующих от имени ислама, на политическую и социальную жизнь РТ. Таким образом, вносится вклад во внутреннюю стабильность страны.

2. С учетом национальных интересов стран-членов, вышеуказанные организации, особенно ОИК, смогут содействовать устранению возникающих конфликтов между странами-членами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Членство РТ в этих организациях повышает ее авторитет на международной арене, особенно в странах исламского мира.

4. Эти организации способны внести достойный вклад в социальное, экономическое, научное и культурное развитие республики и таким образом в определенной степени содействуют реализации Стратегии национального развития (СНР).

Что касается исламских нелегальных организаций, то их цель заключается в продвижении исламистского проекта, нацеленного на нарушение правопорядка и стабильности, выведение определенных территорий из-под сложившейся юрисдикции, создание параллельных органов руководства страной и организацию вооруженного захвата власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.