Научная статья на тему 'Принципиальная основа генезиса функционирования Исламского банка: понятие, анализ методологии и его перспективы в экономике Республики Таджикистан'

Принципиальная основа генезиса функционирования Исламского банка: понятие, анализ методологии и его перспективы в экономике Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТАГОНИЗМ / ANTAGONISM / ИДЕОЛОГИЯ ПРОЦЕНТА / IDEOLOGY OF INTERESTS / ИСЛАМСКАЯ ДОКТРИНА / ISLAMIC DOCTRINE / НОРМЫ ШАРИАТА / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ИСЛАМСКИЕ БАНКИ / ISLAMIC BANKS / МУСУЛЬМАНСКИЕ И СВЕТСКО МУСУЛЬМАНСКИЕ СТРАНЫ / MOSLEMIC AND SECULAR NON-MOSLEMIC COUNRIES / SHARIAT NORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллоев Маруфджон Мухамаджонович

В статье освещаются некоторые причины возрождения исламского банкинга в Республике Таджикистан. В частности, указываются кредитно заемные операции исламских банков как в теократических, так и в немусульманских государствах, которые по-разному протекают в разных государствах. Также в статье обосновано, что особый интерес представляет изучение влияния исламских банков на экономическую жизнь мусульманских и светско -мусульманских стран. Можно сказать, что общество, которое опирается на законы шариата, укрепляет не только духовную сторону, но и материальную жизнь людей. Целью банка является благоприятствование экономическому развитию и социальному прогрессу стран членов и мусульманских общин в соответствии с принципами шариата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Principal Basis of Genesis Concerned with Islamic Bank Functioning: Notion, Methodology Analysis and its Prospects in RT Economy

Some reasons accounting for a revival of Islamic banking in the Republic of Tajikistan are elucidated in the article. In particular, crediting-loaning operations of Islamic banks both in theocratic and non-Moslemic states are mentioned as functioning differently in different states. It is substantiated that the studies of Islamic bank influence exercised over economy life of Moslemic and secular-Moslemic countries are of special interest. One may say that a society leaning on Shariat laws fortifies not only a spiritual life of people, but a material one either. The aim of the bank is a creation of favourable conditions for economic development and social progress of countries-members and Moslemic communities in accordance with Shariat laws.

Текст научной работы на тему «Принципиальная основа генезиса функционирования Исламского банка: понятие, анализ методологии и его перспективы в экономике Республики Таджикистан»

Абдуллоев Маруфджон Мухамаджонович,

преподаватель кафедры налогов и налогообложения факультета финансов ТГУПБП

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ОСНОВА ГЕНЕЗИСА

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСЛАМСКОГО БАНКА: ПОНЯТИЕ, АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИИ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Сегодня многие современные банки в условиях высокорисковой коммерческой деятельности стараются изменить как структуру, так и направления своего бизнеса. Данная политика ориентирована на возвращение действий к своим истокам, т.е. к величине справедливых процентных (или беспроцентных) кредитно-заёмных отношений.

Известно, что основным атрибутом кредитно-заёмной политики является процент и его величина, которая в последнее время даже в развитых странах приводит к дефолту. Именно истоки для ряда развивающихся стран становятся нарицательными в условиях кризиса или мирового финансово -экономического спада (2). Потому что, как всем известно, нельзя создать будущее без изучения прошлого.

Антагонизм идеологии процента и его незаконности (ар. Харам -нечистый), который существовал на раннем этапе развития ислама, во многом связывал, а также укреплял структуру деловой активности экономической политики государства и в Средние века, и в Новое время. По утверждению историка Наршахи: «Все рынки, купцы, байи давали кредит друг другу и не требовали от своих денег плату» (1, 12-14). Допустимая дилемма беспроцентной кредитной политики, которая вызывала эффективный рост хозяйственных отношений на протяжении веков, осталась ординальной и существенной даже по сей день во многих странах Ближнего Востока (2). Опираясь на Коран и постулаты Сунны, исламская доктрина отличалась от других религий, и корреляция социально-экономической жизни с исламскими постулатами, использование религиозных понятий в экономике является неотъемлемой чертой ислама и по сей день (3).

Однако, рассматривая кредитно - заемные операции как в теократических (Саудовская Аравия, ОАЭ, ИРИ и т. д.), так и в немусульманских государствах (ЕЭС, ЛАЭС и т.д.), можно определить: первая

группа отражает потенциал государственного устройства и развития общества, а также устойчивость факторов производства, что связывается с введением норм шариата в экономическую жизнь страны с раннего периода исповедания ислама. По утверждению кувейтского учёного - экономиста Абд аль - Азиза Камиля: «.. .Религия ислама не только предотвращает спад и хаос в экономике и обществе в целом, а наоборот. Для нас укрепление норм шариата в экономике, - не только закон и обычай, но и вековая традиция, которая усиливает политику хозяйствования и увеличивает нормы доходов. И в этом большая милость Аллаха для нас, что существенно и однозначно.» (4). Для второй группы характерна та черта, что позволяет укреплять материальную базу экономики общества путём долгосрочных беспроцентных займов из вливаний первой группы (13, 8).

С другой стороны, прерогативами исламской кредитной политики в экономике развивающихся стран, которые играют большую роль, являются инвестиции и капиталовложения в факторы производства. Они вызывают бурную социальную эйфорию среди заёмщиков Европы, Азии и т.д. Если это так, то исламскую кредитную систему необходимо исследовать и усиленно внедрять в экономику слаборазвитых стран.

Особый интерес представляет изучение влияния исламских банков на экономическую жизнь мусульманских и светско - мусульманских стран. Можно сказать, что это общество, которое опирается на законы шариата, укрепляет не только духовную сторону, но и материальную жизнь. В этом масштабе мы, будучи светской страной, рассматриваем исламскую модель как ортодоксальную систему финансово-кредитных отношений, так как отдельные нормы шариата противоречат законам конституционного строя нашей страны. Ислам и законы шариата не склонны к подрыву или упадку социально-экономического статуса общества, а наоборот.

Один из ярких учёных Иракской экономической школы, Мухаммед Ас-Садр, предлагает универсальный фактор, который он обозначает понятием «экономический мазхаб», то есть способ, «благоприятствующий реализации необходимых предпосылок в экономической жизни общества, способствующий решению стоящих перед ним проблем» (6, 29). Но как быть с нормой прибыли, заработной платой служащих банка, платежами в бюджет в виде налогов и т.д.? Следует также уточнить положительные и отрицательные черты генезиса Исламского банка, чтобы легче определить его действия. Рассматривая историю развития Исламского банка, можно столкнуться с тем, что нормированная хозяйственная система в исламском мире, которая на протяжении веков, и особенно начиная с конца 70-х годов ХХ века всё время совершенствовалась, радикально изменилась в пользу положительного сальдо экономического статуса общества, что однозначно выя-

вило необходимость создания систем банковских институтов (7, 8). Рост цен на нефть, свободное перемещение человеческого фактора, усиление социально - производственной инфраструктуры и т.д., изменили менталитет ряда арабо-аджамских наций, что позволило сформировать новые социально-экономические и политико-правовые воззрения. То есть, произошла полная эскалация справедливых отношений (муомилаат аль - адалятун): взимание минимальных налогов, запрет скрытого ростовщичества, распределение богатства нации среди низших слоёв общества и т.д. (8, 23). Во всяком случае, и теократическо - ортодоксальное, и светско - правовое государство ищут рациональные пути для градации общества.

Но что из себя представляет пуританизм Исламского банка и какую роль он играет в экономике Таджикистана?

Исламский банк - это банк, деятельность которого не противоречит нормам шариата и, следовательно, соответствует исламской модели финансового учреждения. Он был создан как международный финансовый институт в декабре 1973 года и официально начал действовать 20 октября 1975 года (9, 2).

Целью банка является благоприятствование экономическому развитию и социальному прогрессу стран - членов и мусульманских общин в соответствии с принципами шариата. В его главные функции входит участие в акционерном капитале и финансирование продуктивных проектов. Он также предоставляет финансовую помощь странам - членам в разных формах для экономического и социального развития. Уставной учредительский фонд ИБ составляет 6 млрд. исламских динаров (8,2 млрд. долларов США), а акционерный капитал - 4,1 млрд. исламских динаров (5,56 млрд. долларов США) соответственно. Оплаченная часть акционерного капитала составила около 2,377 млрд. исламских динаров (3,225 млрд. долларов США). Республика Таджикистан подписалась на 2,50 млн. исламских динаров, что составляет 0,06% от общего количества акций.

На заре исламского банковского дела мусульманские ученые представляли исламские банки в виде венчурных компаний, работавших на основе системы разделения прибылей и убытков. Исламский метод финансирования, олицетворяющий данную систему, называется мудараба (10,4445). Согласно одноименному контракту, владелец избыточных средств (рабб ал-мал) доверяет их лицу (мударибу), обладающему возможностями и определенным предпринимательским опытом для их эффективного использования. Доход от средств, пущенных в оборот, распределяется между рабб ал-малем и мударибом в соответствии с ранее заключенным соглашением о долях. Убытки несет владелец капитала, а мудариб в таком случае не получает вознаграждения за свои усилия. В классическом

договоре мудараба рабб ал-мал не имеет контроля над управлением проектом. В качестве владельца средств может выступать как банк, так и клиент в зависимости от того, идет ли речь об активных или пассивных операциях Исламского банка. В операциях многих исламских банков практически не находит применения и другой важный исламский метод финансирования - мушарака. В исламском банковском деле на основе договора мушарака между банком и клиентом заключается специальное соглашение, по которому полученная прибыль делится между ними в заранее оговоренных долях. Убытки подлежат распределению пропорционально вкладу в капитал. Управление проектом может осуществляться как всеми сторонами, так и одной из сторон. Однако, как правило, в качестве управляющего за дополнительное вознаграждение выступает клиент. При этом любая из сторон может отказаться от права участия в управлении в пользу другого лица.

Но в наши дни исламские банки сконцентрированы преимущественно на краткосрочных операциях в сфере финансирования торговли, обладающих низкой степенью риска. Но даже при использовании таких инструментов как мурабаха, банки стремятся обезопасить себя от риска отказа клиента от приобретения заказанного товара, требуя от клиента выкупить последний, в то время как в соответствии с условиями мурабахи клиент может отказаться выкупать товар. В качестве одной из мер по ограничению доли мурабахи в объеме операций исламских банков Центробанки некоторых мусульманских стран принимают специальные циркуляры, устанавливающие лимит использования мурабахи в портфеле исламского банка. В странах с традиционной финансовой системой, где в законодательстве не подчеркивается особый статус исламских банков, использование мурабахи зачастую невозможно по причине запрета банкам осуществлять торговую деятельность (10, 46-47).

Другим видом операции в Исламском банке является иджара вактинаа (финансовый лизинг) - средне и долгосрочный контракт о финансовом лизинге. Он предполагает приобретение банком актива, который затем сдается в аренду предприятию на определенный период. При этом арендатор имеет возможность выкупить этот актив. Подобные контракты распространены в сфере недвижимости, наземного и воздушного транспорта, машиностроения.

Известно, что аграрный сектор в исламском мире очень развит, и операции с сельскохозяйственной продукцией расширенно используются в виде бай - ал саларма - контракта, по которому покупатель оплачивает продавцу по договорной цене товар, который затем поставляется в рассрочку. Также существует и истисна - контракт о финансировании банком оборотного капитала предприятий. В этом случае речь идет о финансировании потребляе-

мого предприятиями газа, электричества и т.д., то есть о продуктах, которые не могут быть объектами финансового лизинга. Куард хассан - предоставление банком займов или привлечение депозитов на беспроцентной основе (11, 10-13).

Итак, исход Исламского банка, его цель и задачи стали очевидны. Но какую роль играет Исламский банк в экономике Республики Таджикистан?

Республика Таджикистан была принята в число акционеров на 18-м Ежегодном собрании Совета Управляющих в ноябре 1993 года резолюцией Совета Управляющих ИБР (No.bg/1- 414 от 03.11.1993). Со стороны Таджикистана требовалось внести членский взнос и ратифицировать Учредительный договор ИБР, что и произошло 15 января 1994г. в результате принятия Маджлиси Оли РТ постановления №1437-ХП «О ратификации Учредительного договора Исламского банка развития» (12, 22-25). Республика Таджикистан вступила в членство ИБР в декабре 1996 года, после ратификации Устава ИБР, принятого 31 октября 1994 года Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Республика Таджикистан как член ИБР является держателем 496 акций (номинальная стоимость одной акции ИБР - 10 000 ИД), в общей сложности составляющих 0,06% от их общего количества. Однако следует отметить, что на 30.01.2006. задолженность нашего государства по количеству невыкупленных акций составила 138 штук, или на сумму 1,379 млн. ИД, это составляет 27,8% от общего количества акций ИБР, принадлежащих РТ (13, 6-9).

За период сотрудничества между Республикой Таджикистан и ИБР в стране был осуществлен ряд финансовых проектов с разным уровнем успеха. Помимо открытых для нашего государства кредитных линий, ИБР профинансировал следующие гранты в виде технической помощи: Грант по подготовке технико-экономического обоснования по Проекту экспорта электроэнергии в соседние страны для ОАО «Барки точик»; Грант по подготовке технико-экономического обоснования Проекта строительства дороги Душанбе - Калаи хумб для Министерства транспорта и связи РТ; Офису управляющего ИБР в РТ, Государственному комитету РТ по управлению государственным имуществом и привлечению инвестиций (14, 194). Кроме того, банком также была оказана специальная гуманитарная помощь Таджикистану в сумме 1,140 тыс. долл. США для ликвидации последствий Таджи-кабадского землетрясения 1999 года, которая была использована для строительства двух школ, трех больниц и приобретения товаров первой необходимости для пострадавших (15, 35-37).

В настоящее время в различных отраслях экономики нашей страны осваиваются свыше 187 миллионов 150 тысяч долларов США в виде грантов или льготных кредитов. В беседе главы нашего государства с председателем

Исламского банка развития доктором Ахмадом Мухаммадом Али, Эмомали Рахмон четко сформулировал: «Мы подтверждаем свою позицию о повышении роли Исламского банка развития и расширении его возможностей и полномочий». Согласно вышесказанному, в Таджикистане должна быть как можно скорее создана инвестиционная холдинговая компания ИБР, а также необходимо увеличить объёмы грантов кредитного финансирования нашей страны (16).

Для Республики Таджикистан финансово-экономическое сотрудничество с ОИК (Организация Исламской Конференции) посредством деятельности Исламского банка развития имеет достаточно преимуществ. Это не в последнюю очередь относится к взаимоотношениям между государствами Центральной Азии, связанным общими историко-культурными и экономико-географическими условиями. Следует отметить, что участие нашего государства в Группе ИБР позитивно отражается на объемах и результатах инвестирования средств исламских стран в экономику страны. Учитывая наличие финансовых возможностей и устойчивое положение ИБР, а также ограниченность инвестиционных ресурсов РТ, представляется эффективным расширение их использования для стабилизации экономики нашего государства. Кроме того, использование принципов исламского финансирования в банковской сфере РТ в перспективе может привести к новому этапу развития финансовой системы страны и, соответственно, значительным образом может повлиять на рост экономики в целом (12, 22-25).

Следует принять во внимание, что большое количество их немусульманского населения западных стран выбирает исламские банки в качестве альтернативы традиционным, которые сейчас испытывают серьезные проблемы с ликвидностью по всему миру. Эксперты отмечают, что глобальный финансовый кризис нанес удар и по этим банкам, однако на фоне остальных исламский банкинг остался не просто в выигрыше - он предложил альтернативу, которая пришлась по душе многим (17, 4).

Существуют две основные причины, почему исламским банкам, чья деятельность регулируется законами шариата, удалось минимизировать потери от финансового кризиса. Во-первых, банки не могут занимать друг у друга деньги под проценты, так как процентные ставки попросту запрещены. Во-вторых, они не нагружают себя непрофильными высокорисковыми активами, такими как ипотечные обязательства, предпочитая более надежные, но, возможно, менее доходные активы.

Но если внедрить Исламский банк в экономику РТ, то как быть с эмиссией денег? Согласно теории эмиссии денежной наличности, управление кредитами Национального банка, которые предоставляются правительственным и банковским учреждениям, вмешательство в ссудные операции банков,

определение приоритетов для финансирования отдельных областей экономики и т.п., являются административными инструментами денежной политики. Осуществление операций на открытом рынке ценных бумаг, регулирование нормы банковских резервов, регулирование учетной ставки процента, согласно канонам рынка, относятся к экономическим инструментам денежно-кредитной политики. В данном контексте следует отметить, что отмеченные выше механизмы денежно-кредитной политики имеют собственный перечень средств, требующих усовершенствования на каждом отдельном этапе развития государства, в зависимости от складывающейся макроэкономической ситуации (17, 4).

С другой стороны, от стабильной работы банковской системы зависит нормальное функционирование всех субъектов народного хозяйства. Крах отдельных банков может привести к потере денежных средств и разорению предприятий, частных лиц, других банков, доверивших этим банкам свои деньги (18, 24-25). Итак, следует сделать вывод, что партнёрство в Исламском банке зависит от качества банковских операций, т.е. беспроцентных сделок, что выражается в таких показателях, как структура активов по степени ликвидности и рискованности, доходность которого, согласно сроку, соответствует активам и пассивам.

Список литературы:

1. Наршахи. История Бухары (на таджикском яз.). - Душанбе: Ирфон, 2009.

2. http://313news.net/article/a-318.html. Исламские банки - кто они? (Дата обращения: 1.05.1012 г.)

3. Sardar Z. The Future of Islamic Civilisation.L, 1979.

4. Камиль А. Аль-китаб ас-саний ва-л-шируна. -№1. - М., 1989.

5. Текущий архив МИД РТ / Материалы управления стран Евразии, Америки и Африки, папка РТ и ИБР. - 2010.

6. ас-Садр, Мухаммед Бакр. Иктисадийуна. - Бейрут, 1982.

7. Арабский мир. №12. - М., 1990.

8. Шафи Малана Муфти Мухаммад. Распределение богатства. - Исламабад: Академия Дауа, 1994.

9. МЭРиТ РТ. Исламский банк. //Управление программ государственных инвестиций. - Душанбе, 2009.

10. Беккин Р.И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития. Автореф. дисс. док. экон. н. - М., 2009.

11. Латиф К. Исламское финансовое дело // Butterworths Journal of International Banking and Financial Law. - №1. 2006.

12. Разоков Ш. А. Установление и развитие дипломатических, социально-экономических и культурных взаимоотношений Таджикистана с арабскими государствами Персидского залива (1991-2011гг.). Автореф. дисс. канд. и. н.-Душанбе, 2012.

13. Текущий архив Министерства иностранных дел Республики Таджикистан. Материалы Управления стран Азии и Африки, Папка РТ и ИБР. 2010.

14. Дипломатия Таджикистана //Информационный бюллетень. -№13. -2006.

15. Текущий архив Министерства иностранных дел РТ. Материалы. Таджикистан и ИБР, П.12.

16. http://www.president.tj/rus/novostee 150308.html#. (Дата обращения: 1мая 2012)

17. Тен В. В., Герасимов Б. И., Докукин А. В. Экономические категории качества активов коммерческого банка. -Тамбов: ТГТУ, 2002.

18. Муртазокулов М. Р. Роль и особености денежно-кредитного регулирования в переходной экономике (на примере Республики Таджикистан). Дисс. канд экон. н. -Худжанд, 2012.

М.М. Абдуллоев

Принципиальная основа генезиса функционирования Исламского банка: понятие, анализ методологии и его перспективы в экономике РТ

Ключевые слова: антагонизм, идеология процента, исламская доктрина, нормы шариата, экономика, исламские банки, мусульманские и светско - мусульманские страны

В статье освещаются некоторые причины возрождения исламского банкинга в Республике Таджикистан. В частности, указываются кредитно - заемные операции исламских банков как в теократических, так и в немусульманских государствах, которые по-разному протекают в разных государствах.

Также в статье обосновано, что особый интерес представляет изучение влияния исламских банков на экономическую жизнь мусульманских и светско -мусульманских стран. Можно сказать, что общество, которое опирается на законы шариата, укрепляет не только духовную сторону, но и материальную жизнь людей. Целью банка является благоприятствование экономическому развитию и социальному прогрессу стран - членов и мусульманских общин в соответствии с принципами шариата.

M.M. Abdulloyev

The Principal Basis of Genesis Concerned with Islamic Bank Functioning: Notion, Methodology Analysis and its Prospects in RT Economy

Key words: antagonism, ideology of interests, Islamic doctrine, Shariat norms, economy, Islamic banks,Moslemic and secular non-Moslemic counries

Some reasons accounting for a revival of Islamic banking in the Republic of Tajikistan are elucidated in the article. In particular, crediting-loaning operations of Islamic banks both in theocratic and non-Moslemic states are mentioned as functioning differently in different states.

It is substantiated that the studies of Islamic bank influence exercised over economy life ofMoslemic and secular-Moslemic countries are of special interest. One may say that a society leaning on Shariat laws fortifies not only a spiritual life of people, but a material one either. The aim of the bank is a creation of favourable conditions for economic development and social progress of countries-members and Moslemic communities in accordance with Shariat laws.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.