Научная статья на тему 'Таджикистан: сотрудничество с ведущими международными исламскими организациями'

Таджикистан: сотрудничество с ведущими международными исламскими организациями Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
171
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Умаров Фаррух

«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), 2008 г., № 2, с. 137-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таджикистан: сотрудничество с ведущими международными исламскими организациями»

преодолеть пьянящий вкус безграничной власти, покажет ближайшее будущее.

«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), 2008 г., № 2, с. 172-180.

Фаррух Умаров,

политолог

ТАДЖИКИСТАН: СОТРУДНИЧЕСТВО С ВЕДУЩИМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИСЛАМСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

В настоящее время в мире существуют несколько десятков легальных и нелегальных международных исламских организаций, различных по своей структуре, целям, уровню представительства, сферам и формам деятельности. Таджикистан является членом более 20 международных организаций, в том числе региональных, тесно сотрудничая с такими легальными авторитетными исламскими структурами, как Организация Исламская конференция (ОИК); Исламский банк развития (ИБР); Исламская организация по вопросам культуры, науки и воспитания (ИСЕСКО); Имамат ис-маилитов - Организация Ага Хана по развитию; Организация экономического сотрудничества (ЭКО). Кроме того, в РТ функционирует международная нелегальная исламская организация «Хизб ут-Тахрир-ал-Ислами» - Партия исламского освобождения (ХТИ).

Следует отметить, что ученые и аналитики до сих пор не раскрыли отношения международных исламских организаций с Таджикистаном, их роль в сфере социально-экономического развития страны, в урегулировании конфликтов, обеспечении безопасности или создании дестабилизационной ситуации. За пределами исследований остались и проблемы их политической деятельности.

1. Цели Организации Исламская конференция со дня ее создания отражают новые реалии, возникающие в исламском мире и международном сообществе в целом. Эти цели включают многоплановое сотрудничество между мусульманскими государствами на основе религиозной солидарности для решения важнейших проблем, в том числе обеспечения национальной безопасности этих стран. История создания ОИК больше отражает процесс нахождения механизмов предотвращения религиозного экстремизма, фундаментализма и радикализма, нежели процессов солидарности. Од-

ной из главных причин создания ОИК было невосприятие идеи и практики религиозного экстремизма, фундаментализма и радикализма ее государствами-учредителями. Например, Саудовская Аравия считает эти проявления деструктивными и, будучи одним из основных учредителей данной организации, прилагает усилия, чтобы она стала рычагом предотвращения религиозного экстремизма, фундаментализма и радикализма. О положительной роли ОИК в укреплении стабильности и безопасности в мусульманских странах ее Генеральный секретарь Хамид Алгабид во вступительном слове на XXIII Конференции министров иностранных дел стран ОИК (Карачи, 1993 г.) сказал следующее: «Мы должны оценить по достоинству те усилия, которые прилагаются в этом направлении. Усилия, которые прилагаются для преодоления трудностей и решения проблем, систематически возникающих в той или иной стране - члене нашей организации. Эти усилия направлены на мирное урегулирование военных конфликтов, которые оказывают деструктивное влияние на регион нашей уммы. В этой связи мы с удовлетворением можем сказать, что отношения между странами-членами постепенно нормализуются».

С другой стороны, как было отмечено, одно из направлений деятельности ОИК - обеспечение развития и стабильности в мусульманских странах, расширение экономического, научного и культурного сотрудничества. Недаром для расширения экономического и научно-культурного сотрудничества в рамках ОИК созданы два специализированных учреждения: Исламский банк развития и Исламская организация по образованию, науке и культуре. ОИК, основанная главным образом на светских принципах, как мы уже отмечали, решает задачи, не выходящие за рамки государственного интереса страны-члена. Другими словами, национальные государства являются ее основными акторами, а деятельность этой, по сути, светской организации направлена на разрешение вышеуказанных проблем исламского мира. Исламский же фактор в ее создании служит лишь для объединения мусульманских стран в решении задач сугубо светского характера. Анализ деятельности Таджикистана в ОИК свидетельствует, что все проекты, осуществляемые в сотрудничестве с этой организацией, отвечают национальным и государственным интересам и сыграли заметную роль в укреплении экономической стабильности и в научно-культурном развитии страны. Республика с первых дней членства в этой организации предлагала проекты, направленные на развитие различных отрас-

лей национальной экономики, а динамика сотрудничества страны с одним из специализированных институтов ОИК - Исламским банком развития - является ярким тому примером.

2. В 1997 г. президент РТ Эмомали Рахмонов посетил с официальным визитом Саудовскую Аравию. Одним из результатов визита было предоставление Таджикистану беспроцентного кредита Исламского банка развития в размере 16,7 млн. долл. для развития здравоохранения и образования в стране. Сотрудничество республики с ОИК, в том числе с ее специализированными институтами, не ограничивается получением кредитов. Например, в 2000 г. президент страны Эмомали Рахмонов принял представителей Координационной группы арабских фондов ИБР: Фонда Кувейта, Фонда Саудовской Аравии и Фонда ОПЕК - прибывших в Таджикистан для участия в работе международного «круглого стола». Он был организован под эгидой ИБР, Национального банка Таджикистана (НБТ), регионального представительства ИБР в Центральной Азии и Европе и этих фондов. При встрече с участниками «круглого стола» Э. Рахмонов отметил, что на новом этапе - этапе постконфликтного социально-экономического восстановления и снижения уровня бедности - правительство республики придает огромное значение развитию внешних экономических связей и привлечению зарубежных инвестиций, в том числе из арабских стран. Кроме того, президент республики выразил надежду, что работа «круглого стола» будет плодотворной и позволит заложить фундамент для проведения в Таджикистане конференции бизнесменов стран -членов Исламского банка развития, о чем у него была соответствующая договоренность с главой ИБР доктором Ахмедом Мухаммедом Али во время его визита в РТ. Прямым иностранным инвестициям в экономику Таджикистана будет способствовать и создание Исламской корпорации развития частного сектора, соглашение о создании которой республика подписала 26 апреля 2000 г.

Одна из особенностей сотрудничества республики с ИБР состоит в том, что все подписанные сторонами соглашения претворяются в жизнь. К примеру, по инициативе руководителя государства Э. Рахмонова и президента этого банка Мухаммеда Али была внесена идея о созыве международного «круглого стола» с участием арабских фондов, о чем говорилось выше. В ходе этого мероприятия Таджикистан предложил 70 важных проектов в сферах энергетики, транспорта, финансов, сельского хозяйства, здравоохранения, просвещения, телекоммуникаций и пр. По сообщению

Национального информационного агентства Таджикистана (НИАТ) «Ховар», ИБР принял 17 из этих проектов, в соответствии с которыми республике предоставляется помощь в строительстве автодороги Куляб - Калай-Хумб (9,5 млн. долл.) и международного пассажирского терминала в Душанбе (270 тыс. долл.).

Наряду с этим необходимо отметить, что сотрудничество РТ с ОИК осуществляется лишь на межправительственном уровне, хотя в условиях рыночной экономики другие общественные структуры, особенно частный сектор, играют важную роль в расширении связей между странами. В этом контексте весомый вклад может внести реализация предложения президента Таджикистана по созданию Исламской корпорации развития частного сектора с участием арабских фондов.

3. Другая авторитетная исламская структура, членом которой с 1992 г. является Таджикистан, - Организация экономического сотрудничества. (21 мая 1998 г. Маджлиси Оли республики одобрил новый Измирский пакт и ратифицировал вступление Таджикистана в ЭКО.) Сотрудничество РТ с ЭКО особенно заметно в сфере торговли. Подписание и одобрение Торгового договора (ЭКОТА) как основного элемента регионального сотрудничества в рамках этой организации сможет служить образцом для расширения контактов в других сферах. Так, только в 1999 г. объем внешней торговли РТ со странами ЭКО составил 600 млн. долл., т.е. 40% внешнеторгового оборота страны. Таджикистан заинтересован в развитии широкого регионального сотрудничества и региональной интеграции, и ЭКО сможет сыграть в осуществлении этой цели важную роль. Цель и задачи данной организации (Измирский договор, Программа Алматы по развитию транспортного сектора, Ашхабадское коммюнике встречи государств и стран - членов ЭКО по развитию инфраструктуры транспорта и коммуникаций, а также Стратегии экономического сотрудничества в регионе ЭКО) предусматривают развитие рыночных экономических отношений государств-членов и их быструю интеграцию в мировое хозяйство. Однако наряду с успехами в деятельности ЭКО есть и некоторые нерешенные проблемы, создающие препятствия для расширения сотрудничества между странами-членами. В своем выступлении на встрече руководителей государств ЭКО (14 октября 2002 г.) президент РТ Эмомали Рахмонов сказал: «Несмотря на очевидные успехи в данном направлении, все еще остаются серьезные преграды, сдерживающие дальнейшее развитие многостороннего торгово-

экономического сотрудничества в регионе ЭКО. Так, существующие высокие железнодорожные транзитные тарифы, отставание развития в сфере предоставления банковских услуг между государствами-членами, отсутствие унификации нормативно-правовой базы и гармонизации тарифов и платежей, введение рядом государств-членов строгих визовых режимов весьма негативно влияют на внутрирегиональную торговлю».

Необходимо отметить, что приграничные разногласия между некоторыми странами-членами и нестабильная политическая обстановка в некоторой степени стали причиной слабого развития регионального сотрудничества ЭКО. «Хотя руководители стран-членов ЭКО на Тегеранском саммите в январе 1992 г. назвали мир и безопасность основным условием расширения экономического сотрудничества этих стран, нестабильность в Афганистане, разногласия между Пакистаном и Индией по вопросам Джамму и Кашмира, неразрешенность конфликта в Нагорном Карабахе, проблема тюркоязычных общин Кипра и другие превратили эту организацию в инструмент разрешения политических проблем». С этой точки зрения членство РТ в ЭКО и разрешение проблем в ее формате не выходит за рамки национального и государственного интереса. А функционирование органа по контролю над незаконным оборотом наркотических веществ в рамках ЭКО (ЮНДСП) - один из важных механизмов укрепления безопасности в регионе, в частности в РТ.

4. Наряду с этими организациями в республике функционируют и неправительственные исламские структуры, в частности Организация Ага Хана по развитию (АКДН) - Фонд Ага Хана, который внес достойный вклад в достижение мира в Таджикистане и постконфликтное восстановление экономики страны. Учитывая большой авторитет и влияние учредителя этого Фонда Шах Карима ал-Хусайни Ага Хана IV, спецпосланник Организации Объединенных Наций Рамире Пирис Баллон и спецпредставитель ООН Дитрих Меррем рассмотрели с ним (в 1995 г.) вопрос о мирном урегулировании конфликта в республике. Рабочие визиты Ага Хана в Таджикистан, его неофициальные усилия в качестве посредника сыграли большую роль в достижении мира между таджиками, в обеспечении безопасности страны. В настоящее время Фонд Ага Хана действует во всех областях РТ, в ее столице и в районах республиканского подчинения.

В 1999 г. Программа защиты предпринимательства (ЭСФ) и Фонд Ага Хана по экономическому развитию (АКФЕД) предоста-

вили 700 предприятиям кредит на 530 тыс. долл. Эти средства были выделены на развитие сельского хозяйства, хлопковой промышленности и туризма. Общее направление программ АКДН по просвещению - сотрудничество с правительством для поддержки реформ системы образования - от начальных школ до высших учебных заведений. В соответствии с этими программами в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) созданы профессиональные центры развития для учителей (ТПДС), которые в дальнейшем превратятся в учреждения по их подготовке. Кроме того, Программа Ага Хана по развитию «Человековедение» для Центральной Азии подготовила в сотрудничестве с Министерством образования, учителями и интеллигенцией региона программу обучения. Ее основу составляют этика, традиции и ценности, которыми так богат регион. Эту программу сегодня преподают в пяти университетах страны. К тому же 500 учеников лицея Ага Хана в городе Хороге осваивают английский язык, информационные технологии, основы рыночной экономики. Этот шаг Фонда Ага Хана в сфере просвещения в нынешних экономических условиях Таджикистана, когда многие учителя из-за маленькой зарплаты обратились к рынку как к источнику дохода, имеет большое значение для обеспечения культурной безопасности страны. Программа Ага Хана по развитию подготовила специальную Программу реформы сельского хозяйства (АПР), которая охватывает семь районов ГБАО (Ванч, Дарваз, Рушан, Рошткала, Шугнан, Ишкашим, Мур-габ) и семь территорий республиканского подчинения (Джирга-таль, Тавильдара, Таджикабад, Гарм, Рашт, Файзабад, Рогун). 22 тыс. фермеров, участвовавших в этой программе, смогли повысить урожайность сельскохозяйственных культур на 1,5%.

В целом на реализацию своих программ в Таджикистане Фонд Ага Хана выделил более 150 млн. долл. Эти средства были израсходованы в тяжелые годы гражданской войны и после ее завершения, когда в стране еще царила нестабильная обстановка. Благодаря авторитету и влиянию Фонда в различных странах он смог привлечь инвестиции в РТ. Например, в 1999 г. Соединенные Штаты выделили 700 тыс. долл. через Фонд Агахана IV на нужды развития аграрного сектора в Гармской группе районов. Кроме того, в правительстве США уже готовится решение о выделении Таджикистану на грантовой основе 700 тыс. долл. на цели развития сельской местности и трудоустройства сельского населения Куляб-ской зоны Хатлонской области. Этот шаг был предпринят в усло-

виях, когда еще ни одна из стран не выделяла средства для восстановления народного хозяйства Таджикистана. Эта организация смогла внести достойный вклад в продовольственную, культурную, социальную и экономическую безопасность страны.

5. В послевоенное время в социально-экономическое развитие РТ внесли достойный вклад и две другие исламские структуры: Фонд развития Саудовской Аравии и Кувейтский фонд развития арабской экономики, с которыми республика начала сотрудничать в 1997 г. До 2000 г. они в основном выделяли материальную помощь и осуществляли малые проекты. После нормализации обстановки в стране и создания в ней относительно благоприятного инвестиционного климата связи расширились и реализуются более крупные проекты. Например, в 2000 г. Фонд развития Саудовской Аравии участвовал в реконструкции больницы матери и ребенка, в строительстве инфекционной больницы и средних школ в РТ. В том же году этот фонд одобрил кредит на 6 млн. долл. для совместного (с участием Кувейтского фонда развития арабской экономики и Фонда ОПЭК) инвестирования проекта строительства автодороги Зигар - Коста - Шкев. В общем за период сотрудничества РТ с Фондом развития Саудовской Аравии подписано кредитное соглашение на 35,2 млн. долл. на строительство (с участием правительства страны) отрезка Шогун - Зигар автодороги Куляб -Калай-Хумб, реконструирован родильный дом, завершено строительство ряда средних общеобразовательных школ, модернизировано водоснабжение г. Душанбе, сдан в эксплуатацию терминал в столичном аэропорту и т.д. Как мы уже отмечали, сотрудничает с РТ и Кувейтский фонд развития. Этот фонд, созданный 31 декабря 1961 г. как финансовая структура, является автономным государственным органом, имеет самостоятельный судебный статус. Фонд выделяет средства 86 странам, из них 16 - арабские, 35 - африканские, 22 - европейские и азиатские и т.д. Кувейт - первое арабское государство, куда совершил официальный визит президент Республики Таджикистан. В целом с начала двусторонних связей исламских организаций и фондов с Таджикистаном эти структуры участвовали (и участвуют) в реализации проектов на 180 млн. долл., из которых 76 млн. долл. уже освоены.

6. Как мы уже отмечали, наряду с легальными исламскими организациями в республике действуют нелегальные, в том числе религиозно-политическая партия «Хизб ут-Тахрир-ал-Ислами». Согласно некоторым источникам, ее штаб-квартира (амират), по

одной версии, находится в Западной Европе, по другой - в Палестине, а филиалы - в Ливане, Иордании, Египте, Турции и в некоторых странах Центральной Азии. Деятельность ХТИ большинство мусульманских стран давно признали неконституционной, так как основу политической доктрины партии составляет идея халифата. С 1950-х годов в мусульманских государствах возникают движения и организации, деятельность которых впоследствии приняла исламистский характер. Причиной их формирования стали местные, региональные и международные факторы. Среди них выделим следующие:

- кризис западной и советской моделей развития, на которые ориентировались элиты многих мусульманских стран;

- постоянное поражение арабских государств в борьбе за освобождение своих земель, захваченных Израилем, что снизило авторитет национально-светских идей среди широких масс мусульманских стран, особенно арабских, в результате чего для разрешения своих проблем и поиска ответа на важные современные вопросы они обратились к исламу;

- провал объединительных проектов в арабском мире на национальной основе (например, арабское единство) по сравнению с объединительными процессами в Европе;

- финансовая мощь и определенное политическое влияние, которые имеют Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и другие страны - экспортеры нефти в исламском мире.

Что же касается ХТИ, то важную роль в ее возникновении (в 1952 г.) сыграла борьба палестинского народа за освобождение своих земель, хотя определенное влияние имели другие факторы. Да и создана она на основе Палестинского отделения партии «Али-ихвон ал-муслимин». Ее учредителем был Такиуддин Набхони Алфаластини. На первом этапе партия объявила своей целью освобождение палестинских земель от израильской оккупации. В дальнейшем отсутствие поддержки со стороны мусульманских стран, особенно арабских, а также неэффективность ООН в урегулировании этого кризиса стали причиной того, что для разрешения проблем ХТИ выдвинула идею создания халифата. А в связи с тем, что после формирования новой международной системы (система Ялта - Потсдам, 1945-1990 гг.) в исламском мире численность государств-наций возросла, то для сохранения своих политических режимов и защиты национальных интересов они объявили ХТИ незаконной, что и стало причиной ее перехода на нелегальную дея-

тельность. Другими словами, идею халифата правительства мусульманских стран рассматривали как серьезную угрозу их национально-государственным интересам. После обретения независимости республиками Центральной Азии, используя идеологический вакуум постсоветского периода, ХТИ смогла создать свои подпольные структуры в некоторых городах и районах Таджикистана. По словам российского ученого Алексея Малашенко, «ячейки ХТИ существуют в северных регионах Таджикистана. Здесь численность ее членов якобы достигает 5 тыс.». По нашему мнению, причина большого влияния этой партии на севере страны заключается в следующем:

- географически северный регион Таджикистана входит в Ферганскую долину - экономически и социально отсталую территорию Центральной Азии, где первоначально возникла эта партия;

- слабое влияние легальной Партии исламского возрождения Таджикистана в этом регионе из-за того, что большинство ее руководителей - выходцы из южных регионов страны;

- основная часть жителей восточной части РТ - приверженцы исмаилитского направления ислама.

Наряду с этим необходимо отметить, что есть вероятность использования этой партии некоторыми странами в качестве инструмента для осуществления своих геополитических интересов. Эта партия, будучи экстремистской, непосредственно угрожает государственной безопасности страны, что может выразиться в следующем.

А. Изменение образа жизни и способа мышления каждого мусульманина. С точки зрения идеологов этой партии, для установления халифата на нынешнем этапе необходимо изменить образ жизни и способ мышления мусульман, чтобы он ответствовал «истинному исламу».

На наш взгляд, пропаганда таких идей может стать фактором дестабилизации внутри самого традиционного ислама в Таджикистане, что приведет к религиозному конфликту. Дело в том, что в листовках «Хизб ут-Тахрир» сформулировано ее отношение к ритуально-догматическим положениям, которых придерживается большинство мусульман РТ, прежде всего осуждается стремление приверженцев традиционного ислама следовать традиционным установкам этой религии, а также их лояльное отношение к властям.

Б. Идея создания халифата.

Главной (и уже решаемой) задачей ХТИ остается проникновение в госаппарат, в том числе в службы безопасности.

В Программе ХТИ говорится, что если будет возможность свергнуть правителя, мусульмане обязаны для достижения этой цели использовать оружие, если нет такой возможности, необходимо мобилизовать силу и просить помощи у сильных. Как видно, использование силы для достижения своих целей не является исключением в стратегии этой партии, вхождение в силовые структуры и привлечение к себе их представителей в программе партии составляют одну из основных задач. С этой точки зрения, деятельность партии в Таджикистане угрожает и его государственной безопасности. Члены ХТИ пропагандируют (наряду с преданием анафеме существующих политических режимов и руководителей мусульманских стран) идею «золотого века» - период правления праведных халифов, что в условиях экономических трудностей и идеологического кризиса может негативно отразиться на стабильности в обществе и стать причиной влияния этой идеи на огромную часть населения страны.

В. Использование этой партии некоторыми странами для достижения своих геополитических целей.

Резиденции (амираты) ХТИ, как мы уже отмечали, находятся в различных странах. Поэтому не исключается вероятность того, что эту партию попытаются использовать внешние силы для осуществления своих геополитических интересов. Иными словами, она сможет заменить террористическую организацию «Аль-Каида», которая (как «Хизб ут-Тахрир») возникла на базе движения «Братьев-мусульман», и не исключено, что между ними существует определенная связь.

Г. Так как, согласно некоторым данным, в Таджикистане большинство членов этой партии являются тюркоязычными, то навязывание своих идей местным мусульманам может вызвать конфликт на этнической основе и негативно сказаться на отношениях

РТ с соседними тюркоязычными государствами.

* * *

Таким образом, после обретения республикой независимости международные организации, в частности исламские, начинают занимать особое место в ее системе международных отношений. Во внешней политике Таджикистана начинает формироваться

модель связей с международными организациями, особенно с исламскими, и, как мы видим, сотрудничество с ними в основном соответствует национально-государственным интересам РТ. Хотя сегодня отдельные государства и являются основными акторами международных отношений, но их возможности в разрешении региональных и международных проблем ограниченны. Поэтому расширение сотрудничества РТ с региональными и международными организациями может содействовать решению глобальных и региональных проблем. С другой стороны, вступление РТ в эти организации доказывает, что и многосторонняя дипломатия начинает играть большую роль в системе международных отношений страны. Если ее двусторонняя дипломатия в основном содействует разрешению межправительственных двусторонних проблем, то многосторонняя направлена на решение региональных и глобальных проблем, чтобы РТ смогла без ущерба войти в региональные и гло-бализационные процессы. По нашему мнению, важность расширения сотрудничества республики с международными исламскими организациями определяется рядом факторов.

- Углубление сотрудничества с вышеуказанными организациями может стать причиной ограничения влияния экстремистских и фундаментальных структур, действующих от имени ислама, на политическую и социальную жизнь РТ. Таким образом, вносится вклад во внутреннюю стабильность страны.

- С учетом национальных интересов стран-членов, вышеуказанные организации, особенно ОИК, смогут содействовать устранению возникающих конфликтов между странами-членами.

- Членство РТ в этих организациях повышает ее авторитет на международной арене, особенно в странах исламского мира.

- Эти организации способны внести достойный вклад в социальное, экономическое, научное и культурное развитие республики и таким образом в определенной степени содействуют реализации Стратегии национального развития (СНР).

Что касается исламских нелегальных организаций, то их цель заключается в продвижении исламистского проекта, нацеленного на нарушение правопорядка и стабильности, выведение определенных территорий из-под сложившейся юрисдикции, создание параллельных органов руководства страной и организацию вооруженного захвата власти.

«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), 2008 г., № 2, с. 137-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.