Научная статья на тему 'КНР и арабские страны: характер взаимодействия'

КНР и арабские страны: характер взаимодействия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
473
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КНР и арабские страны: характер взаимодействия»

См.: Ахмедов ВМ. Современная Сирия: история, политика, эко номика // М., ИВ РАН, Ключ-С. 2010, с. 219-225 (Akhme-dovBM. Sovremennaya Siriya: is-toriya, politika, ekonomika. M., 2010) (in Russian).

4 Friedman Y. The Nusayri-Alawis: An Introduction to the Religion, History and Identity of the Leading Minority in Syria. - Leiden. Boston. 2010. P. 5-16.

5Зинъкина Ю.В. Этнический фактор в политическом пространстве Сирии во второй половине XX - начале XXI века // Ближний Восток и современность. 2008, № 35. С. 34-44 (Zinkina Yu. V. Etnicheskiy faktor v politicheskom prostran-stve Sirii vo vtoroy polovine XX - nachale XXI veka // Blizhniy Vostok i sovre-mennost. 2008, № 35) (in Russian).

6 Авилов KA. Международно-правовое положение палестинцев // Ближний Восток и современность. 2003. № 20. С. 70 (Abilov К.А. Mezhdunarodno-pravovoe polozhenie palestintsev // Blizhniy Vostok i sovremennost. 2003, № 20) (in Russian).

7 Salibi K. Druze History // Druze heritage foundation - httpy/www.druzeheritage. org/dhf/Druze_History.asp

8 Christian C. Sahner. Among the Ruins: Syria Past and Present. Hurst Publishers. 2014. - P. 8\-30.

9 См.: Снежанова ЛМ. Конфликт в Сирии: Усилия России по недопущению дестабилизации Ближнего и Среднего Востока // Национальный институт развития современных идеологий. - М., 2012 - http://www.nirsi.ru/166

10 Project of the Constitution of Syria - http://sana.sy/ara/ 369/2012/02/24/ 400634.htm

«Азия и Африка сегодня», М., 2014 г., № 6, с. 30-35.

М. Пахомова,

востоковед

КНР И АРАБСКИЕ СТРАНЫ:

ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Отношения между Китаем и арабскими странами заметно активизировались после Бандунгской конференции, состоявшейся 18-24 апреля 1955 г., в которой участвовал первый председатель Госсовета КНР Чжоу Эньлай. Здесь же состоялась его встреча с тогдашним президентом Египта Гамалем Абдель Насером1. В мае того же года был подписан китайско-египетский «Протокол переговоров по вопросам культуры», касающийся обмена преподавателями и студентами. В 1956 г. были установлены дипломатические

1 Интересно, что еще в 1931 г. в Каир прибыла первая группа китайцев для учебы в университете Аль-Азхар, где для них было открыто специальное отделение.

отношения с Египтом, Сирией и Йеменом, а позже и с другими государствами Ближнего Востока.

Вопрос о признании КНР членом ООН стал предметом дискуссий в неоднородном арабском мире. В целом позиция арабских стран была выражена в резолюции первой Конференции неприсоединившихся государств в Белграде (1-6 сентября 1961 г.): «Участвующие в конференции страны, которые признают правительство КНР, рекомендуют Генеральной Ассамблее на ее предстоящей сессии признать представителей КНР единственно законными представителями этой страны в ООН» [Декларация глав государств и правительств..., 1975, с. 73]. Аналогичным было и решение членов Лиги арабских государств (ЛАГ) от 17 сентября 1961 г. Эти события заложили основу для развития отношений между Китаем и исламским миром, позволив каждой арабской стране выстраивать отношения с КНР, руководствуясь собственными внешнеполитическими интересами. В результате к началу 1970-х годов КНР урегулировала отношения со многими ближневосточными государствами, а признание на 29-й сессии ГА ООН (резолюция № 2758) представителей правительства КНР единственными законными представителями китайского народа предопределило начало политического диалога с рядом международных организаций, в том числе с ОИК.

ОИС (ОИК) была основана 25 сентября 1969 г. на Конференции глав мусульманских государств в Рабате. В настоящее время в ее состав входят 57 стран-членов, т.е. почти четверть всех государств мира [Официальный сайт ОИС...], общая численность населения которых достигает 1,2 млрд человек [Счетчик населения..., 2013] и постоянно растет. Наметившаяся во второй половине XX в. тенденция к росту мусульманского населения давно стала предметом дискуссий. В конце XX - начале XXI в. среднегодовой прирост мусульман составлял 2,1% (христиан - 1,3%). Если разница в темпах роста не изменится, к 2025 г. численность приверженцев ислама достигнет 30% мирового населения (христиан - 25%). То есть почти каждый третий житель Земли будет мусульманином [Белокреницкий, 2010, с. 84-96].

В связи с этим некоторые исследователи высказали предположение, что в будущем ОИС сможет претендовать на повышение своего статуса и влияния на мировой арене, а в отдаленной перспективе стать второй по значению международной организацией после ООН [Озеров, 2012, с. 91-92].

30% участников ОИС - арабские страны, вошедшие в состав Организации в период с 1969 по 1972 г., т.е. практически сразу после ее образования. Они же играют заметную роль в качестве внешнеполитических приоритетов КНР на ближневосточном направлении, хотя развитие сотрудничества с другими членами ОИС также отвечает геостратегическим интересам Китая. Именно поэтому исследование внешней политики КНР невозможно без выявления характера взаимодействия между этой страной и Ираном, Турцией и рядом государств Центральной и Юго-Восточной Азии, а также Африки. Следует учитывать и большое влияние ОИС на мусульман - жителей стран, не входящих в эту организацию, в том числе на китайских приверженцев ислама.

Китайские мусульмане

В Китае насчитывается около 20 млн мусульман [Ху Чженьхуа, 2009], и их положение представляет собой важный аспект внутренней политики КНР. Прежде всего потому, что регионы с преобладанием мусульманского населения остаются среди наименее развитых экономически, нестабильных с социально-политической точки зрения и являются очагами возможного возникновения конфликтных ситуаций - как на местном уровне, так и в масштабах всей страны.

Многие аспекты вероисповедания и деятельности религиозных учреждений КНР, в том числе мусульманских, определяются ст. 34 и 36 Конституции КНР [Конституция Китайской Народной Республики], Положением по делам религии № 426, принятым Госсоветом КНР 7 июля 2004 г. и вступившим в силу 1 марта 2005 г. [Положение по делам религии...], и рядом других законодательных актов.

В стране насчитываются 56 национальных меньшинств, 10 из них - хуэй, уйгуры, казахи, киргизы, узбеки, татары, таджики, дунсяны, салары, баоаньцы - исповедуют ислам [Ху Чженьхуа, 2009]. Китайские мусульмане проживают во многих районах Китая, говорят на разных диалектах и имеют различное происхождение [Завьялова, 1996, с. 140].

Большая часть китайских мусульман исповедуют ислам суннитского толка, но в Синьцзяне проживает небольшое число шиитов. В КНР выделяются две исторически сформировавшиеся ветви ислама: собственно китайская, сложившаяся в районах Внутреннего Китая, и ислам Синьцзяна с присущим ему «тюркским колори-

том» [Основные особенности..., 2012], испытавший на себе влияние суфизма.

В настоящее время в стране действует более 35 тыс. мечетей, в которых проповедуют около 50 тыс. представителей духовенства. Создано примерно 400 как легальных, так и тайных организаций, некоторые из которых отнесены к разряду террористических. Среди них - Объединенный фронт Восточного Туркестана, движение «Искра родины», Движение ислама Восточного Туркестана, «Талибан», «Движение за исламскую веру» и партия Хизб ут-Тахрир [Комиссина, 2009, с. 42-43].

Мусульманские организации КНР объединены в Китайскую исламскую ассоциацию (КИА), имеющую филиалы в разных городах и провинциях. В 2013 г. исполнилось 60 лет с момента ее создания. Основанная в 1953 г., она подчиняется Государственному управлению по делам религии и имеет постоянную штаб-квартиру в Пекине [60 лет со дня основания..., 2013]. При КИА учрежден Теологический институт. В задачи Ассоциации входят укрепление единства страны, противодействие сепаратизму и развитие дружественных связей с зарубежными исламскими учреждениями. В частности, КИА имеет постоянных представителей при ЛАГ. Один раз в четыре года проводится Всекитайская исламская конференция, на которой обсуждаются проблемы мусульманских общин, вопросы духовного воспитания и образования, паломничества и др. [Китайская философия..., 1994, с. 139]. С 1957 г. Ассоциация выпускает журнал «Китайские мусульмане», позже был создан специальный интернет-сайт [http://www.chmaislam. net.cn/].

Разветвленный характер имеет и китайская система исламского образования. Возобновление в середине 1980-х годов - после «культурной революции» - работы соответствующих учебных заведений и размах, с которым в них поставлена образовательная деятельность, свидетельствуют об «исламском возрождении» в КНР.

Наиболее известными мусульманскими образовательными центрами являются Китайский институт ислама в Пекине (основан в 1958 г.); Исламский институт в Шэньяне (1982), средства (245 тыс. долл.) на реконструкцию которого в 2002 г. поступили от Исламского банка развития (ИБР); Исламский институт в Синь-цзяне (1987); Исламский институт провинции Хэбэй (1992); Исламский институт в Чжэнчжоу (1985) - административном центре провинции Хэнань; Пекинский исламский институт (1986) [Исламское образование..., 2013]; Исламский институт в Ланьчжоу

(2004) - административном центре провинции Ганьсу, созданный при поддержке ИБР (территория - 8.7 га, имеет семь корпусов, в том числе общежития) [Об институте в Ланьчжоу..., 2013]; Университет Нинся (1985); Исламский университет провинции Цинхай (1985), Исламский институт в Куньмине (1987).

Политическое и экономическое

сотрудничество

В 1970-е годы началось формирование новой внешнеполитической доктрины Китая. Возросло значение Арабского Востока, который и раньше являлся одним из стратегически важных направлений внешней политики Пекина. Правительство КНР стало рассматривать этот регион не только как зону соперничества крупных мировых держав, но и как район, имеющий большое значение для развития китайской экономики. Следует отметить, что к тому времени Китай смог установить прочные связи лишь с отдельными государствами региона, его влияние на Арабском Востоке было незначительным, а с такими странами, как Иордания, Ливия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн и Саудовская Аравия, еще не были установлены дипломатические отношения.

Изменения во внешнеполитическом курсе КНР совпали по времени с созданием и становлением ОИС. Отношения с этой организацией проложили путь для развития сотрудничества с исламскими государствами в области культуры и религии, а позже и в других сферах. То есть, осуществляя переход на новый внешнеполитический курс, Китай успешно использовал появление этой крупной международной организации. В феврале 1974 г. Чжоу Эньлай впервые направил поздравления в адрес очередной встречи глав исламских государств. Позже подобные послания направлялись неоднократно.

На рубеже 1970-1980-х годов была восстановлена прерванная «культурной революцией» деятельность Китайской исламской ассоциации. Заметно активизировались ее контакты с мусульманским миром, в том числе с ОИК. В 1979 г. была возобновлена практика совершения китайскими мусульманами хаджа, стали издаваться сборники хадисов (изречений) и Коран, выделяться средства на реконструкцию мечетей. В 1981 и 1984 гг. несколько делегаций ОИК посетили Пекин, Синьцзян, Шанхай, Ханчжоу и Гуанчжоу. С 1985 г. с санкции Госсовета КНР Китайская ислам-

ская ассоциация стала создавать условия для организации поездок в Саудовскую Аравию. Паломничество в Мекку совершили высокопоставленные лица Синьцзян-Уйгурского и Нинся-хуэйского автономных районов [Ма Лижун, 2012, с. 18-19]. При поддержке КИА начал происходить обмен студентами с ливийскими университетами, возобновлено сотрудничество с каирским университетом Аль-Азхар.

В 1984 г., через десять лет после начала официальных контактов, представителями ОИК в Китае был впервые организован исламский форум. Потепление отношений обусловливалось и заинтересованностью в развитии экономического сотрудничества, которое стало важнейшим фактором взаимодействия между КНР и ОИК. С 1985 г. Исламский банк развития начал оказывать финансовую поддержку Синьцзян-Уйгурскому, Нинся-хуэйскому и другим районам КНР с мусульманским населением, профинансировал ряд проектов в сфере исламского образования, а также выделил средства на реконструкцию мечетей и бурение водяных скважин в засушливых районах. В 1986 г. он предоставил Китаю более 4 \ млн долл. на развитие мусульманских проектов [Ма Лижун, 2012, с. 25].

Предметом постоянного обсуждения стало создание благоприятных условий для развития исламской культуры в Китае. В 1988 г. в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) был проведен научный симпозиум, в ходе которого затрагивалась проблема свободы вероисповедания в Китае. В 1992 г. вновь состоялся визит в КНР делегации ОИК [Ян Чжибо, 1992], участники которой дали высокую оценку развитию ислама в Поднебесной, а в ноябре 1994 г. Китай посетил заместитель генерального секретаря ОИК (обсуждались условия паломничества китайских мусульман в Мекку и Медину). В апреле 1995 г. представитель ОИК встретился с группой китайских паломников в Мекке [там же]. В июле 1995 г. в КНР побывала делегация ОИК во главе с начальником департамента многосторонних связей и сотрудничества МИД Марокко [Организация исламского..., 2012].

К середине 1990-х годов КНР установила дипломатические отношения со всеми арабскими странами и Израилем (1992). Следует отметить, что развитие контактов по линии КНР-ОИК происходило параллельно и в тесной взаимосвязи с упрочением связей в формате КНР-ЛАГ. Первые политические консультации между Китаем и исламскими организациями касались палестинского и боснийского вопросов, при решении которых ОИК и ЛАГ пыта-

лись заручиться поддержкой китайского руководства [Ма Лижун, 2012, с. 20]. Впрочем, по обоим вопросам китайская позиция была весьма осторожной, свидетельством чему может послужить письмо (от 31 мая 2001 г.) министра иностранных дел Китая Тан Цзя-сюаня генеральному секретарю ОИК в ответ на предложение оказать поддержку Палестине в рамках СБ ООН. С присущей ему дипломатичностью Тан Цзясюань подтвердил, что Китай готов укреплять сотрудничество с ОИК, занимает последовательную позицию по вопросу палестино-израильского урегулирования и готов внести в это урегулирование свой вклад [там же, с. 20]. В июле 2005 г. состоялся первый визит генерального секретаря ОИК Экмеледдина Ихсаноглу в Китай [Организация исламского..., 2012]. Это произошло на фоне общего укрепления отношений КНР со странами Ближнего Востока и Центральной Азии, начавшегося с 2004 г., т.е. после того, как был создан Форум китайско-арабского сотрудничества и между КНР и Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) начались переговоры о создании зоны свободной торговли, вошедшие в конце 2013 г. в заключительную стадию.

Главенствующие позиции в китайско-арабском диалоге занимают вопросы, связанные с экономическим сотрудничеством, положением этнических меньшинств Китая, а также с социально-экономическим развитием районов проживания мусульманского населения. В мае 2007 г. заместитель главы КИА Юй Чжэньгуй встретился с президентом Исламского банка развития Ахмедом Аль-Мадани и выразил благодарность за предоставление безвозмездной финансовой помощи на нужды развития исламской культуры и образования [Ма Лижун, 2012, с. 20].

Наглядным свидетельством того, что арабские государства заинтересованы в экономическом сотрудничестве с КНР, служат результаты китайско-саудовского симпозиума по торгово-экономическим вопросам (июнь 2008 г.), организаторами которого выступили Китайский совет содействия развитию международной торговли и Саудовская торгово-промышленная палата. По итогам симпозиума китайские компании получили подряды на ведение в СА строительных работ, в том числе на прокладку железной дороги стоимостью в 1,8 млрд долл. между Меккой и Мединой, завершенную в конце 2010 г. [Коммерсант, 11.02.2009].

Тенденции к укреплению двустороннего диалога и интенсификации контактов на высшем уровне наметились в 2010 г. В июне генсек ОИК Э. Ихсаноглу посетил КНР и поочередно

встретился с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго, министром иностранных дел Ян Цзечи, начальником Государственного комитета по делам религии Ван Цзоанем, а также провел переговоры с заместителем министра иностранных дел Чжай Цзюнем. Совместное коммюнике МИД КНР и ОИК содержало призыв к усилению переговорного процесса и расширению сотрудничества в политической, экономической, торговой и культурной сферах, а также в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [там же].

В декабре 2010 г. состоялся первый визит китайской делегации на правительственном уровне в штаб-квартиру ОИК [Организация исламского..., 2012], а в мае того же года и в июне 2011 г. послы КНР в Таджикистане (Цзоу Сюэлянь) и Казахстане (Чжоу Лисянь) приняли участие в 37-й и 38-й сессиях совета министров иностранных дел ОИК [там же]. В июне 2012 г. генеральный секретарь ОИС (бывшей ОИК) вновь прибыл в КНР для участия в первом форуме «Китай - исламская цивилизация»1, который был про веден при поддержке Китайского центра изучения истории искусства и культуры ислама и Китайской академии общественных наук. По словам председателя Народного политического консультативного совета Китая Цзя Цинлиня, «целью форума явилось изучение культурного обмена между Китаем и цивилизациями и культурами исламского мира [Речь заместителя министра иностранных дел..., 01.06.2012]. Стороны рассматривали «межцивили-зационное взаимодействие» как основу для укрепления экономических связей, причем речь шла не только о развитии регионов со значительной долей мусульманского населения, но и о более масштабном сотрудничестве.

* * *

Сотрудничество КНР с исламскими государствами в рамках «межцивилизационного взаимодействия» является важной составляющей китайской внешней политики. Посредством Националь-

1 С тезисами выступлений участников форума можно ознакомиться на официальном сайте Исследовательского центра истории, искусства и культуры ислама при ОИС [International Congress on «China and the Muslim World: Cultural Encounters» // http://www.ircica.org/intemational -congress-on-china-and-the-muslim-world-cultural-encounters/irc902.aspx].

ного бюро по делам религии, КИА, ряда научно-исследовательских учреждений, занимающихся вопросами истории, идеологии и культуры ислама, китайские мусульмане поддерживают и укрепляют отношения с Всемирной мусульманской лигой, Всемирным конгрессом мусульман, египетским Высшим советом по делам ислама, исламскими ассоциациями Малайзии и Индонезии (Дружественные связи китайских мусульман.., 2013).

Можно выделить четыре основных направления сотрудничества [Ма Лижун, 2012, с. 18]: совершение хаджа китайскими мусульманами (см. табл.), участие КИА в международных исламских конференциях; обмен делегациями; переговоры между высокопоставленными представителями КНР и ОИС.

Таблица

Год Число совершивших хадж

2006 7000

2007 10 318

2008 11 800

2009 12 730

2010 13 500

2011 13700

Источник: [Ма Лижун, 2012, р. 18].

Тематика диалога в основном касается следующих вопросов: создание условий для хаджа, получение исламского образования в стране и за рубежом; развитие исламской культуры в Китае; финансирование членами ОИС исламских проектов на территории КНР; развитие регионов со значительной долей мусульманского населения; безопасность и противодействие терроризму и сепаратизму; создание благоприятного имиджа исламской культуры в Китае и китайской - в исламских странах.

Литература

1. Бслокрсницкий В.Я. Рост населения в исламском мире // Историческая психология и социология истории. - 2010, № 1.

2. Декларация глав государств и правительств неприсоединившихся стран // Движение неприсоединения в документах и материалах / Под ред. Р. А. Тузмухамсдова. - М., 1975.

3. Дружественные связи китайских мусульман с внешним миром (на кит.) // http ://www. sxysljxh.com/ncwl. asp?ncwsid= 12.

4. Завьялова О.И. Диалекты китайского языка. - М., 1996.

5. Исламское образование (на кит.) / http://www.chinaislam.nct.en/.cms/ziiy/

6. Китайская философия: энциклопедический словарь // Под ред. М.Л. Ти-тарснко. - М., 1994.

7. Комиссина И.Н. Мусульманские организации Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. - М., 2009.

8. Коммерсант

9. Конституция Китайской Народной Республики // Информационно-аналити-еский портал Бизнес в Китае — http://www.asia-busincss.ru/law/lawl/pravo/ on-stitution/

10. Ма Лижун. Гуманитарная дипломатия Китая в отношении Ближнего Востока и Организация исламского сотрудничества // Arab World Studies, May 2012, № 3.

11. Об институте в Ланьчжоу (на кит.) // http://www.lzjxy.com/page/gaikuang/

12. Озеров О. «Арабская весна» в контексте глобализации, или перезагрузка матрицы // Международная :жизнъ, 2012, № 6.

13. Организация исламская конференция выступает за укрепление дружественных связей с китайскими мусульманами (на кит.) // http://as.bytravel.cn/art/ymc/ ymcjwyhhytcjqtzgmslyhwlgx/

14. Организация исламского сотрудничества (на кит.)// Официальный сайт МИД КНР (06.2012)- http:// www.fmprc.gov.cn/chn/pds/wjb/zzjg/xybfs/ dqzzhzjz/ yslhzzz/zzgk/t954281.htm

15. Основные особенности истории распространения по регионам (на кит.) // Официальный сайт исламского института Ланьчжоу (08.06.2012) -http://www.lzjxy.com/news/html/7426.html

16. Официальный сайт Исламского института в Куньмине (на кит.) // http://www.kmii.com.cn/list/148.html

17. Официальный сайт ОИС (на кит.) // http://www.oic-oci.org/rnember_states.asp.

18. Положение по делам религии № 426 от 7 июля 2004 года (на кит.) // http://www.chinaislam.nct.cn/cms/ flfg/zjsytl/201205/28-730.html.

19. Речь заместителя министра иностранных дел КНР Ян Цзечи на Форуме «Китай - исламская цивилизация» (на кит.) // http://news.china.com.cn/txt/2012-06/01/content_25533181.htm (01.06.2012)

20. Счетчик населения земли // http://priroda.inc.ru/naselenie.prp. (2013)

21. Ху Чженьхуа. Почему китайские мусульмане («хуэй») являются последователями учения Великого Имама? // Пресс-релиз посольства Республики Таджикистан в КНР (20.10.2009) - http:// www.tajikembassychina. com/news_detail_ 91 asp

22. 60 лет со дня основания Китайской исламской ассоциации (на кит.) // http://www.chinaislam.net.cn/cms/ news/jujiaoredian/201303/07-5340.html

23. Ян Чжибо. Визит делегации Организации исламская конференция в Китай (на кит.) // Zhongguo musilin. 1992, № 6.

24. International Congress on «China and the Muslim World: Cultural Encounters» // http:www.ircica.org/ intcrnational-contress-on-china-an-the-mushm-world-cultural-encounters/irc 9O2.aspx

25. http://www.chinaislam/net.cn

«Восток (Oriens)», М., 2014 г. ,№ 3, с. 60-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.