Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И РОССИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВУЮ ЭПОХУ: ВОЗМОЖНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ'

СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И РОССИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВУЮ ЭПОХУ: ВОЗМОЖНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ И РОССИИ / СУЩЕСТВУЮЩИЕ ВОПРОСЫ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Сяобо, Чжу Инли

Рассматривая вопрос сотрудничества двух стран с исторической точки зрения, можно сказать, что российско-китайское сотрудничество в сфере высшего образования уже имеет хорошую базу, масштаб, структуру и систему. В связи с новой сложившейся ситуацией в мире, сотрудничество между вузами двух стран должно стать ещё теснее. Несмотря на то, что существует ряд проблем, таких, как слабость профессиональных студенческих союзов, необходимо создание механизмов совместной подготовки кадров и углубления сферы сотрудничества. Однако, с точки зрения развития дальнейших тенденций, высшие учебные заведения Китая и России в будущем планируют перейти к онлайн- и офлайн-обучению, начать интеграционное использование методик преподавания и научных исследований. В конечном итоге планируется создание настоящих отношений сотрудничества в сфере высшего образования, а также в культурной среде между двумя странами для того, чтобы внести вклад в модернизацию системы обучения двух стран и в их управленческие возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA- RUSSIA COOPERATION IN HIGHER EDUCATION IN THE NEW ERA: OPPORTUNITIES, CHALLENGES AND RESEARCH

Considering the issue of cooperation between the two countries from a historical point of view, we can say that Russian- Chinese cooperation in the eld of higher education already has a good base, scale, structure and system. Due to the new situation in the world, cooperation between universities of the two countries should become even closer. Despite the fact that there are a number of problems, such as the weakness of professional student unions, the need to create mechanisms for joint training and deepening the scope of cooperation. However, from the point of view of the development of further trends, higher educational institutions in China and Russia in the future plan to switch to online and o ine training, to begin the integration use of teaching methods and research. Ultimately, it is planned to create real cooperation relations in the eld of higher education, as well as in the cultural environment between the two countries in order to contribute to the modernization of the education system of the two countries and to their management capabilities.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И РОССИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВУЮ ЭПОХУ: ВОЗМОЖНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022. №1

Ван Сяобо, Чжу Инли (КНР)

сотрудничество китая и россии в сфере высшего образования в новую эпоху: возможности, проблемы и исследования

(Северо-восточный педагогический университет, г. Чаньчунь, КНР; e-mail: wangxb453@nenu.edu.cn)

Рассматривая вопрос сотрудничества двух стран с исторической точки зрения, можно сказать, что российско-китайское сотрудничество в сфере высшего образования уже имеет хорошую базу, масштаб, структуру и систему. В связи с новой сложившейся ситуацией в мире, сотрудничество между вузами двух стран должно стать ещё теснее. Несмотря на то, что существует ряд проблем, таких, как слабость профессиональных студенческих союзов, необходимо создание механизмов совместной подготовки кадров и углубления сферы сотрудничества. Однако, с точки зрения развития дальнейших тенденций, высшие учебные заведения Китая и России в будущем планируют перейти к онлайн- и офлайн-обучению, начать интеграционное использование методик преподавания и научных исследований. В конечном итоге планируется создание настоящих отношений сотрудничества в сфере высшего образования, а также в культурной среде между двумя странами для того, чтобы внести вклад в модернизацию системы обучения двух стран и в их управленческие возможности.

Ключевые слова: сотрудничество в области высшего образования Китая и России; существующие вопросы; тенденции развития.

Значительные изменения в мире повлекли за собой открытие новых возможностей и проблем для российско-китайского сотрудничества в сфере высшего образования, а также дали возможность осуществлять новые пути решения уже существующих трудностей в этом сотрудничестве . В целом, задачи и ключевые моменты российско-китайского сотрудничества в сфере высшего образования включают в себя углубление сфер сотрудничества, повышение качества сотрудничества, удовлетворение нужды в высококвалифицированных кадрах для обмена между Китаем и Россией, адаптацию к изменениям в форме обмена в новый период, поддержание интеграции информационных технологий в практическое обучение, а также проведение интеграции научных исследований в процесс обучения .

I. В новый период российско-китайское сотрудничество в сфере высшего образования становится ещё теснее

Университеты стали неотъемлемой частью современного мира . Любые изменения во внешней среде требуют соответствующих изменений и в высших учебных заведениях [1]. В настоящее время Китай и Россия

столкнулись с благоприятными возможностями и рядом проблем, вызванными изменениями во внутренней и внешней ситуациях, в общей структуре социально-экономического развития и революцией в области информационных технологий . Потребность в талантливых кадрах в результате экономического развития двух стран ускорила межгосударственный обмен высококвалифицированными работниками между двумя странами . Изменения в окружающей среде выдвинули ещё более высокие требования для сотрудничества двух стран в сфере высшего образования, а подготовка интернационализированных специалистов в университетах неизбежно будет иметь колоссальное значение . С точки зрения внешней среды, западные страны во главе с США стали подавлять работу новых научно-технических предприятий и высококвалифицированных сотрудников, а также начали проводить меры по ограничению возможностей для обучения в США в отношении Китая . В дальнейшем Китай будет исключен и из экономической системы, возглавляемой США . В то же время западные страны вводят санкции в отношении России . Эти санкции уже оказали негативное влияние на Россию . На фоне этих условий российско-китайское сотрудничество в сфере высшего образования стало ещё крепче . Благодаря совместному поощрению вузов мирового класса, это сотрудничество обладает ещё более широкими возможностями .

1. Изменения в международной структуре сближают сотрудничество Китая и России в сфере высшего образования

В настоящее время отношения Китая и России переживают лучший период в истории . Два государства достигли огромных успехов в сотрудничестве в политической, экономической, культурной и других областях . В области образования постоянно увеличивается количество обменов преподавателями и студентами между вузами двух государств, а такие формы сотрудничества, как сотрудничество Китая и зарубежных стран в области образования, совместные научно-исследовательские центры и профессиональные студенческие союзы показали многостороннее развитие . Под влиянием крупных изменений прошлого века, США и другие западные страны, проводя политику в отношении Китая, провели определенные провокационные решения, связанные с популизмом и национализмом . Ими были проведены притеснения китайских научно-технических предприятий, прекращены совместные проекты учреждения Институтов Конфуция и программы Фулбрайта, а также введены ограничения программы сотрудничества для обучения в Америке . Что касается политики в отношении России, связь некоторых западных стран увеличивается для усиления санкций в отношении России . В то же время после вспышки новой коронавирусной инфекции, психологический и политический факторы привели к тому, что энтузиазм Китая относительно учебы в США непрерывно уменьшается . Несомненно, эти

факторы способствуют развитию российско-китайского сотрудничества в сфере высшего образования .

2. Основные потребности в развитии Китая и России

2.1. Российско-китайское сотрудничество в сфере высшего образования соответствует тенденциям развития китайского высшего образования в новый период

После возникновения эпидемии коронавируса рост мировой экономики замедлился, а экономическому развитию Китая пришлось переходить с режима быстрого роста на режим повышения качества и эффективности . Научно-технические инновации являются основной поддержкой экономического развития Китая . Эти инновации выдвигают ещё более высокие требования высшему образованию для обеспечения социально-экономического развития . В период 13-й пятилетки Китай стал самой высокоразвитой страной в сфере высшего образования в мире, достигнув цели популяризации . На пятом пленарном заседании Х1Х-го съезда коммунистической партии Китая было решено работать, ориентируясь на развитие науки и техники посредством осуществления всестороннего развития, проведения стратегического курса по укреплению страны за счет высококвалифицированных сотрудников . Данный ориентир требует от вузов осуществления инновационных методов обучения высококвалифицированных кадров и усиления применения нововведений в базовых дисциплинах . С расширением масштабов высшего образования появилась нужда в разнообразных моделях обучения и системах управления . Решение этого вопроса входит в план 14-й пятилетки . Основной проблемой этой пятилетки является то, что число выпускников вузов увеличивается, как и число трудоспособных кадров, а ситуация на рынке занятости становится сложней . Количество университетов, выпускающих бакалавров, стремительно растет, а с исторической точки зрения период обучения очень короткий, его база относительно слаба . Возникает вопрос о том, как при таких условиях усовершенствовать модель обучения специалистов по практической работе, увеличить уровень преподавательского состава и т д

В целом уровень исследований в высших учебных заведениях Китая и в мировых вузах значительно отличается, а качество подготовки специалистов и их уникальных результатов пока не полностью удовлетворительное . Изменять работу в практических вузах ещё рано, а спрос на получение дипломов о высшем профессиональном образовании всё равно высокий . Эти вопросы требуют создания разнообразной системы гарантий, рассчитанной на развитие индивидуальности в сфере высшего образования Китая . Развитие интернациональных вузов станет одним из важных способов решения этих проблем . Для того, чтобы способствовать

интернациональному развитию, нужно провести оценку вузов, установить особую международную программу подготовки, создать разнообразную систему внутренней безопасности, реализовать проекты по повышению качества интернационального высшего образования и сделать структурную оптимизацию центром этого развития [2]. Кроме того, повышение уровня интернационального образования является одним из многих показателей создания проекта «Университеты мирового класса и первоклассные специальности» в Китае, который требует много сил для его осуществления

В 2017 г . китайское правительство выпустило «Меры по осуществлению проведения проектов по содействию и созданию университетов мирового уровня и первоклассных дисциплин» (временные), в которых были четко изложены задачи и цели международных обменов и сотрудничества . Предложение этого проекта является стратегическим планом в отношении высшего образования согласно текущему социально-экономическому развитию Китая, поэтому план по осуществлению интернационализации высшего образования получил новое назначение и стал основной движущей силой проекта «Университеты мирового класса и первоклассные специальности»

2.2. Российско-китайское сотрудничество в сфере высшего образования соответствует потребностям образовательной реформы России

В последние годы Россия активно развивает проекты по обучению за рубежом для того, чтобы расширить влияние российских университетов на международной арене и увеличить долю международного рынка в области образования [3]. Основной целью государства является усиление конкурентоспособности вузов на мировом рынке, повышение влияния российских университетов в мире и создания мирового престижа российского высшего образования . В связи с этим российским правительством был создан проект «5-100», в котором иностранные студенты, международные учебные программы, межгосударственное сотрудничество в области образования и иностранные преподаватели являются важным оценочным показателем . Кроме того, в проект входит и увеличение количества иностранных студентов, оно должно составить более 10% от общего числа обучающихся в учебном заведении . Для осуществления проекта Россия налаживает связь не только со странами бывшего СНГ, но и расширяет контакты с другими соседними государствами, что дает возможность Китаю и России осуществлять сотрудничество

II. Проблемы российско-китайского сотрудничества в сфере высшего образования и пути их решения

1. Общие проблемы и меры их решения в области интернационализации российско-китайского высшего образования

В настоящее время проблемы в вузах двух стран примерно одинаковые . Наблюдается нехватка иностранных преподавателей, количество иностранных студентов с выдающимися результатами также крайне мало, заметна очевидная расплывчатость системы международных учебных программ и низкий показатель качества международного образования . Чтобы детально изучить причину недостатка мотивации развития высшего образования, вузам двух стран нужно расширить обмены с другими странами, сформировать концепцию международного развития, добиться интеграционного развития с использованием высококачественных ресурсов, культурного многообразия и механизированных систем . Также странам нужно совместно разрабатывать единые рекомендации для преподавателей и студентов, проводить более углубленное сотрудничество в области научных исследований, а также улучшать качество развития, укрепляя международную конкурентоспособность и репутацию интернационального образования

2. Слабые места профессиональных союзов и пути решения этой проблемы

В последние годы две или несколько стран стали создавать двусторонние или многосторонние профессиональные союзы для определенных университетов . Создание таких союзов университетами из разных стран основано на сохранении своей независимости с целью повышения уровня образования и укрепления общей силы . Между Китаем и Россией также было создано несколько таких союзов . Например: образовательные союзы, медицинские, художественные, союзы университетов Шанхайской международной организации и др . Их основные цели заключаются в том, что при поддержке правительства двух стран, совместно работая, союзы нарабатывают силу вузов, способствуют обмену кадрами инновационного вида и сотрудничеству в научно-исследовательских проектах, повышают эффективность обучения в вузах, расширяют международное научное влияние, а также содействуют созданию и развитию науки, культуры и образования . Однако такие союзы несколько слабы . У каждого союза единая форма сотрудничества, цели их дальнейшего развития ещё не установлены, степень сотрудничества достаточно низкая, уровень подготовки кадров и степень новаторства невысоки, ещё не сформирована интеграционная платформа международного научно-технического сотрудничества, а также не завершена их структура управления [4].

Принимая во внимание проблемы союзов, в будущем каждый союз должен объединить все свои преимущества, чтобы направить ещё больше сил в дальнейшее сотрудничество, развитие преимуществ науки,

формирование команды специалистов . А также для того, чтобы сосредоточиться на современных исследованиях, развитии и использовании энергетических ресурсов и технологии «умного» производства, усилить обмен молодыми учеными, а также чтобы принимать совместное участие в международных научных конференциях и научно-исследовательских проектах . Кроме того, нужно осуществлять совместное использование научно-исследовательских ресурсов посредством сотрудничества в области научных исследований . С опорой на научно-технический парк Китая и России, происходит поощрение союзами сотрудничества между вузами и предприятиями, а также обмен достижениями . Основываясь на схожести специальностей, между университетами была создана трехуровневая система обучения бакалавров, магистров и докторантов для ещё более углубленного совместного обучения высококвалифицированных кадров и для научно-исследовательского сотрудничества . Была создана многосторонняя модель сотрудничества УПП (ивЕ), направленная на проведение научных исследований . Эта модель состоит из Университетов (У-и), в которые входят члены союзов . Правительство (П-в) добивается уклона на государственную политику и финансовую поддержку . А Предприятия (П-Е) активно развивают сотрудничество, чтобы изменить методы научных исследований

Чтобы как можно лучше удовлетворить потребности развития двух государств и срочную необходимость создания на предприятиях проектов, нужно создать проектную команду, поставить цели и пути развития совместных научных исследований . В соответствии с результатами проекта потребитель сможет предоставить финансовую поддержку, чтобы поддержать развитие сил союзов . Кроме того, хорошо выстроенная структура управления является важной гарантией развития профессиональных студенческих союзов . В управление университетскими союзами, кроме руководства административными ведомствами, необходимо активно вовлекать в работу и преподавателей . С научной точки зрения нужно предлагать более конструктивные взгляды для развития студенческих союзов и детализированно осуществлять разделение труда: административный состав должен отвечать за управление административными делами, а преподаватели нести ответственность за научные дела, координацию вопросов по научному взаимодействию и т . д . [4].

3. Отсутствие современных механизмов подготовки высококвалифицированных кадров и способы решения этой проблемы

На сегодняшний день механизм подготовки кадров инновационного типа между двумя странами ещё не сформирован . Текущая модель сотрудничества двух стран ограничивается лишь традиционным сотрудничеством в обучении, совместной подготовке студентов, обменом преподавателями

и двусторонними научными конференциями . Совместные профессиональные дисциплины единичны, а потребность придерживаться привычных механизмов подготовки новых кадров мешает экономическому развитию двух стран и сталкивает их с серьезными проблемами современного развития науки и техники . Также ещё не были созданы механизмы подготовки кадров с учетом международных перспектив и культурной интеграции, а также других особых механизмов обмена студентами .

Сферы сотрудничества двух стран нуждаются в расширении . С момента создания нового Китая китайское правительство стало уделять большее значение сотрудничеству с Россией в области образования и, исходя из реального социально-экономического развития в разные периоды, выбирало разные ключевые моменты сотрудничества . С первых дней создания КНР и до проведения политики реформ и открытости китайское сотрудничество с Россией в области образования преимущественно заключалось в потребности страны в социально-экономическом развитии посредством выборочного отправления студентов учиться в страны бывшего СССР, обладающих довольно сильными планами . После проведения политики реформ и открытости Китай стал поощрять эффективность, и в отношении сотрудничества с Россией в области образования стали появляться межрегиональные различия [5]. В настоящее время государства отобрали ряд основных направлений обмена иностранными студентами . Основными направлениями стали гуманитарные и социальные науки такие, как языковые, педагогические, юридические и др . Количество естественных и технических специальностей относительно мало . Государства обмениваются студентами по таким специальностям, как авиация и космонавтика, биотехнология, нефтяная инженерия, автомобилестроение и другие специальности

Объединив потребности двух стран в высококвалифицированных кадрах, нужно создать совместную систему оценивания подготовки кадров, чтобы определить и оценить эффективность сотрудничества . В настоящее время нужно урегулировать методы и области сотрудничества, поспособствовать всестороннему развитию, реализовать совместное разделение ресурсов и достичь полной гармонии в этих взаимовыгодных отношениях [6].

III. Определение дальнейшей российско-китайской модели сотрудничества в сфере высшего образования в новый период

1. Совместное использование онлайн- и офлайн-обучения и постепенный переход к использованию этой модели

Интеграционное использование современных информационных технологий и методов обучения является новой формой сотрудничества в развитии современного образования . В особенности после вспышки

новой коронавирусной инфекции большое количество данных, искусственный интеллект, технология блокчейн и другие информационные технологии стали интегрироваться в процесс обучения, став для нас новой моделью и каналом для получения знаний, а также основным способом интернационального обмена знаниями [2]. Эти важные изменения требуют модификаций и изменений главной роли российско-китайского сотрудничества в области образования, в том числе и изменения концепции обучения, формы организации педагогического состава и модели управления обучением . В перспективе будущего сотрудничества два государства должны увеличить финансирование этой области, в срочном порядке устранить технические препятствия и нехватку оборудования, поощрять онлайн-обучение, увеличить совместное использование российско-китайских высококачественных образовательных ресурсов, внедрить асинхронное или синхронное обучение, реализовывать традиционные средства обмена информаций, групповые обсуждения, выполнения домашнего задания и проведения экзаменов в онлайн формате

2. Сочетание обучения и научных исследований и их внедрение в процесс обучения

В целом уровень российско-китайского сотрудничества в области образования имеет тенденцию к повышению [7]. Спецификация сотрудничества в этой области становится очевидной, но новый период выдвигает более высокие требования к степени и качеству сотрудничества . В соответствии с требованиями времени, нужно от замыслов переходить к изменениям, реализовывать трансграничную интеграцию областей сотрудничества, переходить к смешению научных идей и исследований двух государств [2]. А в процессе обучения начать сочетать цели научных исследований с концепциями обучения, содержанием учебных программ и методиками обучения, преобразовать научные исследования для внедрения в обучение, сосредоточиться на «интернационализации» обучения студентов, активно сотрудничать с университетами-партнерами и осуществлять совместное использование ресурсов . Благодаря научному взаимодействию, участию в научно-исследовательских проектах, совместному обмену достижениями в области научных исследований научно-исследовательская интернационализация сможет дать толчок процессу интернационализации подготовки специалистов . Стоит позволить высококвалифицированным кадрам принимать активное участие в создании учебных дисциплин и создании благоприятных условий для научно-исследовательских проектов и процесса обучения в вузах . Например: совместные исследования, затрагивающие основные проблемы здоровья человека, систем международного управления и других важных международных проблем

3. Связующее звено между идеями обучения людей, моделями образования и передовой практикой Китая и России

Российско-китайское сотрудничество в области образования должно не только отражать очевидную интернационализацию интерактивных обменов преподавателями и студентами, но двум государствам нужно и взаимно изучать различные культурные слияния и идеи для того, чтобы осуществить межкультурную интеграцию между двумя странами и разными университетами этих стран . Культурное слияние двух государств в основном осуществляется в межгосударственной и межнациональной взаимной терпимости, укреплении взаимопонимания, формировании равноправной, взаимовыгодной и толерантной модели сотрудничества для того, чтобы поспособствовать непрерывному развитию сотрудничества и взаимовыгодной концепции развития сотрудничества . Под влиянием эпидемии коронавируса «интернационализация» стала важным направлением сотрудничества в сфере высшего образования Китая и России в пост-пандемический период . За исключением небольшого количества студентов, отправившихся учиться за границу, студенты двух стран смогут делиться образовательными ресурсами через интернет из кампусов своих университетов, узнавать культуру этих стран и развивать способность студентов понимать глобальную гражданственность

И Китай, и Россия сейчас находятся в переходном периоде . По причине некоторых исторических факторов формы обучения в наших странах несколько схожи, но, безусловно, есть и различия . В соответствии с особенными потребностями социального развития, сотрудничество двух стран в области образования направлено на поиск высококачественных ресурсов, понимание китайской и русской культур, формирование концепции обучения и создание новых форм обучения, чтобы в условиях глобализации в ещё большей степени повысить жизнеспособность сотрудничества в сфере высшего образования

Финансирование: Молодежный фонд философии и социальных наук Северо-Восточного педагогического университета профинансировал общий проект "Эмпирическое исследование трудового сотрудничества между Северо-Восточным Китаем и Дальним Востоком России" (номер проекта: 16фЫ003); специальные фонды для фундаментальных научных исследований и деловых расходов центральных университетов

Литература

1. Чжоу Гуанли Стратегия и планирование китайских университетов: Теоретические основы и рамки действий // Университетская образовательная наука . 2020. № 2. С . 10-18 .

2. Чжун Бинлинь Основа и ключ к развитию высшего образования в нашей стране в период «14-й пятилетки» // Вестник Хэбэйского педагогического университета (издание по педагогическим наукам). 2021. № 1. С. 1-8 .

3. Сяо Су, Ван Юэ Зарубежное управление российскими университетами в 21 веке: мотивация, статус-кво и характеристики // Сравнительное исследование в области образования . 2020. № 4. С. 90-96.

4. Юань Чао Характеристики, дилеммы и инновации Международного альянса университетов с точки зрения строительства «двойного первого класса» // Вестник Юго-Западного университета (издание по социальным наукам). 2020. № 6 . С . 107-113 .

5. Го Цян, Чжао Фэнфэн Трансграничное высшее образование между Китаем и Россией в рамках стратегии «Один пояс и один путь» // Исследования в области высшего образования в Китае . 2017, № 7. С . 56-61 .

6. Нон Чунши Построение системы индексов оценки интернационализации университетов // Исследование высшего образования Хэйлунцзя-на 2021, № 2 С 47-52

7. Мэй Ханьчэн Достигнутые результаты и направления дальнейшего развития сотрудничества России и Китая в сфере образования / Россия — Китай: тенденции развития образования в XXI в . : Сравнительный анализ / Отв . ред . : В .П . Борисенков, Мэй Ханьчэн . М . : Наука, 2019. 662 с .

Сведения об авторах

Ван Сяобо (КНР) — заместитель начальника отдела международного сотрудничества и обмена Северо-восточного педагогического университета, г. Чаньчунь. E-mail: wangxb453@nenu.edu.cn

Чжу Инли (КНР) — преподаватель института иностранных языков Северовосточного педагогического университета, г. Чаньчунь. E-mail: zhuyl349@ nenu.edu.cn

china-Russia cooperation in higher education in the new era: opportunities, challenges and research

Wang Xiaobo (China), Zhu Yingli (China)

Considering the issue of cooperation between the two countries from a historical point of view, we can say that Russian-Chinese cooperation in the field of higher education already has a good base, scale, structure and system. Due to the new situation in the world, cooperation between universities of the two countries should become even closer. Despite the fact that there are a number of problems, such as the weakness of professional student unions, the need to create mechanisms for joint training and deepening the scope of cooperation. However, from the point of view of the development of further trends, higher educational institutions in China and Russia in the future plan

to switch to online and offline training, to begin the integration use of teaching methods and research. Ultimately, it is planned to create real cooperation relations in the field of higher education, as well as in the cultural environment between the two countries in order to contribute to the modernization of the education system of the two countries and to their management capabilities.

Keywords: cooperation in the field of higher education in China and Russia; existing issues; development trends.

References

1 Zhou Guanli . Strategy and Planning of Chinese Universities: Theoretical foundations and framework of action .University educational science . 2020, № 2 . C . 10-18 . (In Chinese) 2. Zhong Binlin . The basis and key to the development of higher education in our country during the «14th five-year plan» . Bulletin of Hebei Pedagogical University (edition on pedagogical sciences). 2021, № 1. C . 1-8 . (In Chinese) 3 . Xiao Su, Wang Yue . Foreign management of Russian universities in the 21st century: motivation, status quo and characteristics . Comparative research in the field of education . 2020, № 4. C . 90-96. (In Chinese) 4. Yuan Chao . Characteristics, dilemmas and innovations of the International Alliance of Universities in terms of building a «double first class» . Bulletin of the Southwestern University (Social Sciences Publication). 2020, № . 6. C . 107-113 . (In Chinese) 5 . Guo Qiang, Zhao Fengfeng . Cross-border higher education between China and Russia within the framework of the «One Belt and One Road» strategy . Research in the field of higher education in China . 2017, № 7 . C . 56-61 . (In Chinese)

6. Non Chunshi . Building a system of university internationalization evaluation indices . Heilongjiang Higher Education Research . 2021, № 2. C. 47-52. (In Chinese)

7. Mjej Hanchjen Dostignutye rezul'taty i napravlenija dal'nejshego razvitija sotrudnichestva Rossii i Kitaja v sfere obrazovanija [Achieved results and directions of further development of cooperation between Russia and China in the field of education]. Rossija — Kitaj: tendencii razvitija obrazovanija v XXI v. : Sravnitel'nyj analiz [Russia — China: Educational Development Trends in the 21st century: Comparative Analysis] Ed . : V . P. Borisenkov, Mjej Han'chjen. Moscow: Nauka, 2019. 662 p . (In Russian)

About the Authors

Wang Xiaobo (China) — Deputy Head of the Department of International Cooperation and Exchange of Northeast Normal University. E-mail: wangxb453@nenu.edu.cn

Zhu Yingli (China) — lecturer of the Institute of Foreign Languages of Northeast Normal University. E-mail: zhuyl349@nenu.edu.cn

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.