Научная статья на тему 'Китайско-российское сотрудничество в области высшего образования'

Китайско-российское сотрудничество в области высшего образования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
272
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудничество / высшее образование / обмен студентами / соглашение о сотрудничестве / Китайско-Российское сотрудничестве / качество преподавания / cooperation / higher education / student exchange / cooperation agreement / Chinese-Russian cooperation / quality of teaching

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лю Юймэй

Российская Федерация и Китайская Народная Республика – две крупные мировые державы, взаимодействующие между собой во многих сферах: образовательной, экономической, политической и культурной. Взаимодействие Китая и России идет еще со времен СССР. Рассматривая сотрудничество двух стран с позиции стратегического развития взаимодействие в сфере образования, в частности высшего образования, приобретает все большую актуальность и способствует усилению мощи двух стран. В. В. Путин, выступая на 7‑й Конференции президентов университетов РФ, отметил необходимость международного сотрудничества в сфере образования, в частности с Китаем, как ярким представителем Азиатско-Тихоокеанского региона. В статье автором приведены правовые документы, лежащие в основе китайско-российского сотрудничества. Проанализировано состояние взаимодействия в сфере образования, возможные перспективы развития и другие аспекты относительно темы китайско-российского сотрудничества в области высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA-RUSSIA COOPERATION IN HIGHER EDUCATION

The Russian Federation and the People’s Republic of China are two major world powers that interact in many areas: educational, economic, political and cultural. China and Russia have been cooperating since the Soviet era. Considering the cooperation between the two countries from the perspective of strategic development, cooperation in the field of education, in particular higher education, is becoming increasingly relevant and contributes to the strengthening of the power of the two countries. Vladimir Putin, speaking at the 7th Conference of University Presidents of the Russian Federation, noted the need for international cooperation in the field of education, in particular with China, as a prominent representative of the Asia-Pacific region. In the article, the author presents the legal documents that underlie the Sino-Russian cooperation. The article analyzes the state of cooperation in the field of education, possible development prospects, and other aspects related to the topic of Chinese-Russian cooperation in the field of higher education.

Текст научной работы на тему «Китайско-российское сотрудничество в области высшего образования»

Китайско- российское сотрудничество в области высшего образования

Лю Юймэй,

аспирант, Ляонинский педагогический университет E-mail: 18845767009@163.com

Российская Федерация и Китайская Народная Республика -две крупные мировые державы, взаимодействующие между собой во многих сферах: образовательной, экономической, политической и культурной. Взаимодействие Китая и России идет еще со времен СССР. Рассматривая сотрудничество двух стран с позиции стратегического развития взаимодействие в сфере образования, в частности высшего образования, приобретает все большую актуальность и способствует усилению мощи двух стран. В.В. Путин, выступая на 7-й Конференции президентов университетов РФ, отметил необходимость международного сотрудничества в сфере образования, в частности с Китаем, как ярким представителем Азиатско-Тихоокеанского региона. В статье автором приведены правовые документы, лежащие в основе китайско-российского сотрудничества. Проанализировано состояние взаимодействия в сфере образования, возможные перспективы развития и другие аспекты относительно темы китайско-российского сотрудничества в области высшего образования.

Ключевые слова: сотрудничество, высшее образование, обмен студентами, соглашение о сотрудничестве, Китайско-Российское сотрудничестве, качество преподавания.

Выступая на 7-й Конференции президентов университетов РФ, В.В. Путин отметил необходимость международного сотрудничества в сфере образования, а так как Россия располагается в Азии, то в интересах страны, помня о самой быстрорастущей части мира, развивать доброжелательные и крепкие взаимоотношения со странами Азии, Китаем, Японией и Индией. Взаимодействие Китая и России идет еще со времен СССР, с первых дней существования Китая (с 1949 г.), тогда еще молодая республика скопировала советский образовательный опыт, что положительно отразилось на дальнейшее развитие системы образования Китая. После распада СССР Россия и Китай продолжили содружество и в 1995 г., подписав взаимное соглашение, образовали Китайско-Российский комитет, занимающийся, в том числе, вопросами образования. В настоящее время большое количество студентов при выборе иностранной образовательной организации для получения образования выбирают ВУЗы России, отмечая, что в России можно получить глубокие знания в таких специальностях как: медицина, машиностроение, космонавтика, инжиниринг, к тому же, палата за обучение для иностранных студентов в России - одна из самых низких.

Сотрудничество двух держав - России и Китая в области высшего образования строится на основе нескольких правовых документах:

• соглашения о культурном сотрудничестве от 18.12.1992 г.;

• в 1995 г. был выпущен документ, на основании которого Россия и Китая обязуются взаимно признавать и котировать документы об образовании и ученых степенях;

• 2005 г. - документ о взаимном изучение языков, в России идет изучение китайского языка, в Китае - русского;

• 2006 г. - обоюдное соглашение о сотрудничестве в сфере образования между Министерствами науки и образования Китая и России;

• протоколы Российско-Китайской комиссии по сотрудничеству в вопросах образования, публикуются ежегодно.

Целями достигнутых правовых соглашений являются:

• повышение качества преподавания и улучшение методики языка (русского в Китае, китайского в России);

• увеличение количества, качества и усиление роли образовательных мероприятий;

• увеличение потока студенческого обмена;

• взаимопомощь в разработке и улучшении научно-технических средств обоих стран.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Последнее заседание Российско-китайской комиссии прошло в режиме on-line, обсуждались вопросы взаимоотношения стран в культурной, образовательной и научной сфере, рассматриваемые отношения были выделены как равноправные, ответственные друг к другу, образец межгосударственного взаимодействия. Важным итогом взаимодействия двух стран является открытие общего университета мГу-ППИ в Шэньчжене, в его составе работают 7 факультетов и на данный момент получают знания более 900 обучающихся. Инициатором создания вуза стал Китай, с российской стороны вкладом стали образовательные программы и научные разработки. Количество китайских студентов в России и российских в Китае с каждым годом растет.

Китайско-российское сотрудничество в области высшего образования представлено многочисленными программами и проектами: семинары, публикации, конференции, обмен студентами, круглые столы, обмен опытом между научными кадрами и т.д.

Высшее образование в Китае и России имеет много общих черт, что положительно сказывается на потенциале взаимодействия в этой сфере. В 2001 г. подтверждая свои намерения продолжить взаимодействие, между странами был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и добросовестности [1]. 2006 г. в Китае был объявлен «годом России», в ходе которого было проведено огромное количество мероприятий, в частности в области образования. В ответ Россия 2007 год провозгласила «годом Китая» и тоже организовала большое количество мероприятий, семинаров, выступлений и т.д.

Взаимодействие двух стран крепнет из года в год. В настоящее время партнерство двух держав в сфере науки и образования представлено инициативой «Один пояс - один путь». В 2014 г. Россия и Китай подписали меморандум в поддержку Ассоциации университетов и колледжей данных стран, запустив новый порядок развития взаимовыгодного сотрудничества между образовательными учреждениями на уровне правительства. На данный момент между университетами и колледжами Китая и России подписано более тысячи договоров, идет работа над сотнями совместных проектов, что, несомненно, указывает на интерес обоих стран в развитии сотрудничества в сфере образования.

Китай и Россия тесно взаимосвязаны в экономическом и образовательном плане (больше всего это выражено в приграничных территориях), в виду этого можно выделить некоторые перспективы развития китайско-российского сотрудничества: • создание общих уникальных брендов в области высшего образования, совместное продвижение их на мировой арене; 5 • внедрение перспективных образовательных о технологий;

S • улучшение системы образования; ° Благодаря Китайско-Российскому сотрудни-5в честву в области образования появились высо-

коквалифицированные специалисты, владеющие как русским, так и китайским языком, именно они становятся опорой для взаимодействия двух стран и не вызывает сомнений в том, что они еще внесут значительный вклад в образовательный обмен.

Многолетний опыт сотрудничества Китая и России признан успешным, обоюдно страны признают его результативным для себя. Тем не менее, стоит отметить необходимость изменения вектора в образовательной сфере. На сегодня основной объём учебных предметов в контексте взаимодействия двух стран составляли такие предметы, как: русский, китайский язык и менеджмент. Предполагается, что будущее сотрудничество будет направлено на изучение наукожизненных предметов, материаловедения, китайской медицины, новых технологий и др. Важно предоставление государственной поддержки университетам, работающим как объединенное образовательное учреждение двух стран, преподавание в них самых востребованных специальностей относительно России, Китая и всего мира.

Международное сотрудничество и развитие -тренд XXI века. Китайско-Российское сотрудничество в области высшего образования имеет много положительных результатов. Обучаясь друг у друга, передавая свой положительный опыт, страны взаимно обогащаются необходимыми знаниями в области развития высшего образования. Развитие образовательных методик в результате сотрудничества способствует качественной подготовки научных кадров и специалистов, получение международного статуса и соответствующих компетенций. Знакомя с традициями своих коренных народов, вторая страна лучше познает культурные особенности своего партнера, что приведет к еще более качественному диалогу и взаимодействию двух держав. Взаимовыгодный обмен между образовательными учреждениями Китая и России имеет много перспектив в будущем, главное грамотно их реализовывать, в этом случае для обеих стран будет гарантирован ускоренный научно-технологический прогресс и социально-экономическое развитие.

Литература

1. Xiao Su, Li Mingyue Research on international talent quality index and its enlightenment to foreign language talent training. - 2014. - № 5.

2. Ефремова Л. И. О российско-китайском сотрудничестве в области образования // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2017. - № 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-rossiysko-kitayskom-sotrudnichestve-v-oblasti-obrazovaniya (дата обращения: 25.04.2021).

3. Интернационализация российских вузов: китайский вектор / [Н.Е. Боревская (рук.) и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М., 2013.

4. Российско-китайское сотрудничество в сфере образования // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8. -№ 1.

5. Россия и Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв.: моногр. / под ред. Н.Е. Боревской, В.П. Борисенкова, С. Чжу. -М.: Наука, 2007.

6. Цзея Л. Развитие российско-китайских отношений в области образования. // Образование и наука. - 2013. - № 1 (10). - С. 91-104.

CHINA-RUSSIA COOPERATION IN HIGHER EDUCATION

Liu Yumei

Liaoning Normal University

The Russian Federation and the People's Republic of China are two major world powers that interact in many areas: educational, economic, political and cultural. China and Russia have been cooperating since the Soviet era. Considering the cooperation between the two countries from the perspective of strategic development, cooperation in the field of education, in particular higher education, is becoming increasingly relevant and contributes to the strengthening of the power of the two countries. Vladimir Putin, speaking at the 7th Conference of University Presidents of the Russian Federation, noted the need for international cooperation in the field of education, in particular with China, as a prominent representative of

the Asia-Pacific region. In the article, the author presents the legal documents that underlie the Sino-Russian cooperation. The article analyzes the state of cooperation in the field of education, possible development prospects, and other aspects related to the topic of Chinese-Russian cooperation in the field of higher education.

Keywords: cooperation, higher education, student exchange, cooperation agreement, Chinese-Russian cooperation, quality of teaching.

References

1. Xiao Su, Li Mingyue Research on international talent quality index and its enlightenment to foreign language talent training. -2014. - No. 5.

2. Efremova L.I. On Russian-Chinese cooperation in the field of education // Bulletin of the RUDN. Series: International Relations. -2017. - No. 4. [Electronic resource]. - Access mode: https://cy-berleninka.ru/article/n/o-rossiysko-kitayskom-sotrudnichestve-v-oblasti-obrazovaniya (date accessed: 25.04.2021).

3. Internationalization of Russian universities: the Chinese vector / [N. Borowska E. (coord.) Etc.]; [ed. by I.S. Ivanov]; Russian International Affairs Council (RIAC). - M., 2013.

4. Russian-Chinese cooperation in the field of education // Bulletin of SUSU. Ser. "Education. Pedagogical sciences". - 2016. -Vol. 8. - No. one.

5. Russia and China: educational reforms at the turn of the XX-XXI centuries: monograph / ed. by N.E. Borevskaya, V.P. Borisenk-ov, S. Zhu. - M.: Nauka, 2007.

6. Jieya L. Development of Russian-Chinese relations in the field of education. // Education and science. - 2013. - No. 1 (10). -Pp. 91-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.