Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ". ПОЛИТИКА КИТАЯ'

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ". ПОЛИТИКА КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ" / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КИТАЙ / МОНГОЛИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Валентина Вильевна, Машкина Ольга Анатольевна

Образование играет важную роль в реализации китайской инициативы «Один пояс - один путь». В политике интернационализации высшего образования Китая акцент всё больше смещается в сторону «идти вовне» через продвижение в образовательную практику стран-партнёров собственных программ профессиональной подготовки, принципов организации обучения, технологий, стандартов. КНР расширяет образовательное сотрудничество со странами ареала Шёлкового пути. В статье дан анализ китайской образовательной политики в рамках инициативы, её целей и принципов, а также выделены основные направления китайско-монгольского сотрудничества в сфере высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATION IN THE IMPLEMENTATION OF THE "ONE BELT, ONE ROAD". CONCEPT OF CHINA'S POLICY

Education plays an important role in the implementation of China's "One Belt, One Road" Initiative. The policy of internationalization of higher education in China has increasingly shifted towards "going outside" through the promotion of professional training programs, principles of training organization, technologies, and standards into the educational practice of partner countries. At the same time China is expanding educational cooperation with the countries of the Silk Road area. The article analyzes the Chinese educational policy within the framework of the Initiative, its goals and principles, and the main trends of Chinese-Mongolian cooperation in the field of higher education.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ". ПОЛИТИКА КИТАЯ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2021_6_86 УДК 37.08

Роль образования в реализации

концепции «Один пояс - один путь»

Политика Китая

Валентина КУЗНЕЦОВА Ольга МАШКИНА

Китайская политика открытости в сфере высшего образовании (ВО) представляет собой двусторонний поток, направленный как на импорт («приглашаем приходить»), так и экспорт («идти вовне») образовательных услуг и продуктов. КНР прикладывает большие усилия для привлечения иностранных студентов и преподавателей, зарубежных передовых образовательных технологий и учебных материалов в вузы страны, создаёт совместные программы и университеты, чтобы поднять качество обучения и статус китайских университетов в международных рейтингах [ 1].

Одновременно КНР активно поощряет обучение китайской молодёжи в зарубежных вузах, делая более доступными условия выезда на учёбу

КУЗНЕЦОВА Валентина Вильевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, факультет государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова. SPIN-код: 8563-4667, ID (IRID) 3654307 ORCID 00000002-8698-4295, Е-тай: vkuz_55@mail.ru

МАШКИНА Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры китайской филологии Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ им. М. В. Ломоносова. SPIN-код: 4927-6636, ID (IRID) 380879 ORCID 0000-0001-7253-7403, Е-тай: oliya-m@yandex.ru

Ключевые слова: «Один пояс - один путь», высшее образование, Китай, Монголия, сотрудничество.

1 Комлева В., Жуликова О. Доступность высшего образования для иностранных граждан в мире // Обозреватель-Observer. 2020. № 2.

или научную стажировку за рубеж; предоставляет государственные гранты отдельным категориям обучающихся в престижных иностранных вузах (главным образом по востребованным в КНР научным направлениям и уровням образования); заключает двусторонние межправительственные договоры об образовательном сотрудничестве и соглашения с вузами разных стран [2].

Интернационализация китайского ВО последних лет вписывается в политику вестернизации образования и науки, что характерно на протяжении большей части ХХ в. Но с середины 2010-х годов в сфере ВО стали проявляться важные изменения:

- если раньше иностранные студенты могли достаточно легко получить гранты и стипендии от китайских стипендиальных фондов для обучения в ведущих университетах мегаполисов КНР, то в настоящее время им предлагают выбирать лишь так называемые вузы «второго уровня»;

- приглашая иностранных преподавателей, руководство китайских вузов отдаёт предпочтение англоязычным преподавателям, в первую очередь языковым носителям-гражданам тех стран, где английский является государственным языком, а также преподавателям, имеющим высокую академическую репутацию.

После провозглашения председателем Си Цзиньпином в 2012 г. курса на реализацию «китайской мечты о великом возрождении китайской нации» КНР стремится оказывать всё большее влияние на мировую образовательную систему, активно участвовать в международном регулировании сферы образования и формировании международных образовательных моделей, стандартов обучения, организации научной, академической и студенческой мобильности. КНР постепенно избавляется от имиджа страны, в которую иностранцы едут изучать только китайский язык, традиционную культуру, медицину и национальное искусство [3].

Образовательное сотрудничество Китая с государствами, расположенными в ареале «Один пояс - один путь» («Пояс и путь») подтверждает это положение. Опыт регионального взаимодействия в области ВО, сводившийся до недавнего времени в основном к взаимному признанию академических квалификаций, академическому обмену, показал потребность Китая в расширении и углублении образовательного сотрудничества за счёт создания многосторонней платформы взаимодействий со странами ареала «Пояса и пути». Интересно проанализировать, насколько такая политика отвечает не только интересам Китая, но и развивающихся стран, в частности Монголии.

2 Машкина О. А. Сотрудничество в образовательной сфере на евразийском пространстве: состояние и перспективы (на примере Китая, России и Казахстана) // Евразийская цивилизация: История и современность. Сборник материалов международной научно-практической конференции / под. ред. Ж. С. Сыздыковой [и др.]. Монголия: Улаанбаатар хот. 2018 он.

3 Кузнецова В. В., Машкина О. А. Глобализация китайского высшего образования как фактор геополитического влияния Китая» // Сравнительная политика. 2020. Т. 11. № 2.

Цели китайской образовательной политики в рамках инициативы «Один пояс - один путь»

Роль образования в достижении

целей инициативы «Один пояс -один путь» прописана в ряде официальных документов КНР [ 4]. Наиболее детально она освещена в Плане образовательных мер для инициативы «Один пояс - один путь» Министерства образования КНР (2016 г.).

В плане подчёркивается важность совместного развития образования для достижения социально-экономических целей инициативы «Один пояс - один путь» странами, расположенными вдоль её маршрутов. Предполагалось, что совместное развитие образования будет строиться на основе нескольких принципов:

- поощрение контактов между людьми;

- вовлечение общества под руководством правительства;

- совместный рост через кооперацию и координацию;

- гармония, вовлеченность, взаимные выгоды [ 5].

План Министерства образования КНР тоже содержит перечень приоритетов образовательной политики в рамках инициативы, в том числе:

- кооперация в целях развития -выделены меры по координации образовательной политики; создание каналов сотрудничества и взаимное признание дипломов и званий;

- воспитание талантов - включает расширение масштабов обмена студентами между вузами стран ареала инициативы;

- развитие совместного управления образовательными организациями и программами; повышение квалификации педагогов;

- совместное обучение и подготовка учащихся. В качестве приоритетных механизмов сотрудничества выделены регулярные консультация на высшем уровне; реализация программ помощи образованию в странах ареала инициативы; проведение конкурсов и программы поощрения [6, р. 25].

В плане содержатся требования к китайским образовательным организациям «стать глобальными», использующие различные методы:

- сотрудничество с зарубежными партнёрами в управлении образовательными институтами и программами;

- оказание образовательных услуг за рубежом; экспорт педагогических кадров и образовательных программ;

- выполнение совместных исследовательских проектов;

- сотрудничество в технологических инновациях и передаче образовательных технологий;

4 The General Office of the CPC Central Committee and the General Office of the State Council issued «Several Opinions on Doing a Good Job in opening up education in the New Era». 29.04.2016 // URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2016-05/04/c_128956339.htm?ad=1

5 Education Action Plan for the Belt and Road Initiative // Ministry of Education of the People's Republic of China. 2016 July // URL: https://en.imsilkroad.com/p/314241.html

6 Education on the Belt and Road // The British Chamber of Commerce in China. Shanghai. 2019 // URL: https://www.britishchamber.cn/wp-content/uploads/2019/02/Education-on-the-Belt-and-Road-Final-0219.pdf

- тесная работа с предприятиями для воспитания талантливых специалистов в стране и за рубежом.

Продвижение образования в рамках указанной инициативы реализуется КНР по нескольким направлениям. Наибольшую известность получили:

1. Популяризация китайского языка и культуры. Основным каналом распространения китайского языка и культуры в мире стали институты Конфуция (ИК), первый из которых был открыт в Сеуле в 2004 г. В последующем сеть ИК расширялась, главным образом в развитых экономиках.

Миссия ИК, закреплённая в уставных документах, гласит: «Посредством китайского языка и в форме лингвокультурных коммуникаций между народами мира распространять китайскую культуру, провозглашать систему ценностей китайской нации» [ 7].

Последний аспект вызвал в ряде западных стран волну споров, критики и обвинений ИК в проведении идеологической пропаганды и промышленного шпионажа и даже привёл к закрытию отдельных ИК в ряде развитых экономик [8, 9].

В США было выдвинуто требование о регистрации в качестве иностранной миссии центра, который управляет финансируемыми китайским правительством ИК в США [ 10]. В настоящее время

в конгрессе США звучат требования закрыть в стране все ИК.

В то же время во многих странах роль ИК как инструмента «мягкой силы» Китая становится всё более весомой.

К 2019 г. в мире функционировало 548 институтов и 1193 кабинетов Конфуция [8].

В 51 стране вдоль маршрутов «Одного пояса -одного пути» открыты 136 ИК, это 25% от общей численности ИК в мире.

Тремя странами ареала «Пояс и путь», в которых действует наибольшее число ИК, являются Россия (17), Таиланд (15) и Индонезия (6).

Количество ИК в той или иной стране является показателем заинтересованности Китая, финансирующего их деятельность, в распространении своего культурного влияния, а также индикатором взаимоотношений между правительствами двух стран.

Так, в Монголии с населением 3,1 млн чел. действует три ИК, а в Индии, где проживает 1,3 млрд чел., открыты только два ИК [ 11].

ИК в принимающих странах помимо обучения китайскому языку в рамках академического обмена проводят следующие мероприятия:

7 China national office of Chinese language international promotion leading group //URL: http:// zujuan.xkw.com/7q7947352.html

8 Jakhar P. Confucius Institutes: The growth of China's controversial cultural branch // BBC Monitoring. 2019. September // URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-china-49511231

9 Observations on Confucius Institutes in the United States and U. S. Universities in China // GAO. 2019. February 28. P. 19 // URL: https://www.gao.gov/products/GAO-19-401T

10 Brunnstrom D., Pamuk H. U. S. Requires Confucius Institute Center to Register as Foreign Mission // Reuters. 2020. Aug. 13 // URL: https://www.usnews.com/news/top-news/ articles/2020-08-13/chinas-confucius-institutes-must-register-as-foreign-missions-in-us-pompeo

11 Wang Hui. Academic View / Research on the distribution of Confucius Institutes in countries along the Belt and Road based on big data // Journal of Yunnan Normal University. 2019. № 1 // URL: https://www.sohu.com/aZ373503979_312708

- направляют руководителей образования, педагогов стран-партнёров в КНР для их знакомства с китайской современной культурой;

- ежегодно проводят конкурсы между институтами разных стран;

- ведут исследования в целях интеллектуальной поддержки инициативы;

- ежегодно финансируют более 250 выпускников для обучения в магистратуре и (или) проведения исследований в китайских университетах;

- организуют публичные и теоретические лекции по проблематике «Один пояс - один путь».

ИК в развивающихся странах большое внимание также уделяют образованию женщин и обучению предпринимательству [6, р. 36, 42].

2. Диверсификация изучаемых языков в китайских вузах. В Пекинском университете иностранных языков в 2018 г. студенты изучали 98 языков разных стран. Изучение иностранных языков сопровождается курсами страноведения, что позволит ускорить мультикультурный интегральный процесс в странах вдоль маршрутов «Пояса и пути».

Предполагается, что это будет способствовать достижению многих целей инициативы, таких как рост взаимопонимания между людьми разных национальностей, обмен ресурсами и знаниями. Подготовка большего числа переводчиков, владеющих не только английским

и русским языками, но и языками соседей, поможет китайским специалистам и рабочим на строящихся в странах-партнёрах объектах проекта «Пояс и путь» избежать конфликтов с местным населением, лучше понимать их традиции и нормы поведения.

3. Создание по инициативе китайской стороны разнообразных альянсов университетов. Наиболее масштабными проектами в этом направлении стали университетские альянсы:

- альянс университетов «Нового Шёлкового пути» (University Alliance of the Silk Road, UASR) был учреждён в мае 2015 г. в китайском городе Сиань по инициативе университета Цзяотун (КНР).

В настоящее время его членами является 151 университет из 38 стран, разделяющих миссию развития проекта «Пояс и путь». Хотя географический фокус альянса в евроазиатском регионе (это более 40 китайских и более 20 российских университетов), тем не менее многие ставшие членами альянса вузы расположены вне рамок этого региона [ 12];

- Стратегический альянс университетов «Один пояс - один путь» (One Belt One Road University Strategic Alliance, OBORUSA) был основан в 2015 г. в составе 46 университетов из восьми стран в г. Дунхуан (провинция Ганьсу, КНР). В настоящее время в него входит более 170 университетов из 25 стран [ 13].

12 University Alliance of the Silk Road (UASR) // URL: http://uasr.xjtu.edu.cn/About_UASR/ Introduction.htm

13 Li Aisi, Ruby A. The Belt and Road Initiative and Higher Education // International Higher Education. 2020. № 103 // URL: https://www.internationalhighereducation.net/api-v1/article/!/ action/getPdfOfArticle/articleID/2978/productID/29/filename/article-id-2978.pdf

Помимо альянсов университетов в рамках инициативы «Один пояс -один путь» созданы также альянсы школ/факультетов, например, альянс юридических школ «Нового Шёлкового пути» (New Silk Road Law SchooS Alliance) и научные альянсы, например, Международный альянс научных организаций (Alliance of International Science Organization, ANSO).

Альянсы позиционируют себя как платформы расширения международного и регионального образовательного сотрудничества. Их цель - формирование единого образовательного пространства с интегрированными требованиями

к уровню образования и квалификации. Создание альянсов происходило как по инициативе правительств стран ареала «Пояс и путь», так и конкретных китайских университетов. В настоящее время в создаваемых КНР университетских союзах преобладают малоизвестные провинциальные вузы страны.

Очевидно, что КНР пытается ускорить интернационализацию вузов, которые будут играть ключевую роль в подготовке кадров для совместной реализации технико-экономических и социальных проектов «Пояса и пути».

Система высшего образования Монголии

В предстоящие годы, как показывают демографические тенденции, система образования Монголии будет расти. Монголия - страна молодёжи.

Средний возраст 2/3 населения составляет 35,7 лет, и сохраняется положительный естественный прирост населения в 1,9% в год [ 14, р. 12].

Предполагается, что значительное число молодых людей в 20-е годы XXI в. переедет в города в поисках новых возможностей социализации и трудоустройства. В этом случае в сфере высшего и профессионального образования злободневным станет вопрос: какие ресурсы

потребуются для удовлетворения их образовательных потребностей.

Как следует из официальных статистических данных, число монгольских вузов за прошедшее десятилетие с 2006 по 2019 г. сократилось почти в 2 раза (с 170 до 94).

В 2018-2019 учебном году в стране действовало 18 государственных и 73 негосударственных вуза. Хотя государственные вузы составляли только 19% от общего числа высших учебных заведений, в них обучалось 56% всех студентов [ 15, р. 30].

В 2018 г. 93% студентов учились в вузах Улан-Батора. Для поступающих в нестоличные вузы был установлен более низкий проходной

14 Towards Mongolia's Long-term Development Policy Vision 2050: A Synthesis Report by the Ministry of Education, Culture, Science and Sports // MECSS, Asian Development Bank, the Global Partnership for Education and the World Bank. 2020 // URL: Towards Mongolia's Long-Term Development Policy Vision 2050: Advancing Education Equity, Efficiency and Outcomes (worldbank. org) https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/34397

15 Education Data Analysis Report // Ministry of Education, Culture, Science and Sports, Asian Development Bank. 2019. P. 30 //URL.: https://www.globalpartnership.org/sites/default/files/ document/file/2021-01-04-mongolia-education-data-analysis-report.pdf

балл, что должно было помочь преодолеть неблагоприятную тенденцию концентрации интеллектуального потенциала в одном городе. Однако предпринимаемые меры привели лишь к снижению качества подготовки и репутационным издержкам вузов, расположенных за пределами столицы.

Аналогичная территориальная диспропорция складывается и в сфере среднего профобразования. Половина из 68 государственных профессионально-технических учебных и производственных центров и 18 политехникумов находится в Улан-Баторе [14, р. 23]. Очевидно, что приём в образовательные организации страны тесно привязан к рынку труда столицы, где сосредоточены основные интеллектуальные ресурсы.

В последние годы растёт число монгольских студентов, обучающихся за рубежом по межправительственным двусторонним соглашениям о студенческих обменах.

Так, в 2018 г. 4346 монгольских граждан подали заявления на участие в таких программах, из них 1855 прошли отборочные экзамены, а после прохождения интервью 1376 студентов было отправлено на обучение в иностранные вузы.

За 2012-2018 гг. 8088 монгольских студентов прошли обучение за рубежом по государственным стипендиальным программам и ещё 7181 учились на платной основе, в том числе за счёт кредитов от Фонда образовательных кредитов Монголии.

В соответствии с условиями образовательных кредитов выпускники обязаны погасить кредит и отработать по специальности минимум 5 лет.

По данным Министерства образования КНР, в 2018 г. в китайских вузах обучались в общей сложности 10158 монгольских студентов. Монголия занимала 14-е место среди стран, направляющих в Китай студентов [ 16].

Китайская инициатива «Один пояс - один путь» была положительно воспринята властями Монголии.

В 2016 г. правительство Монголии организовало мероприятие под названием «Инициатива "Один пояс - один путь": коридор устойчивого развития» в рамках 72-й сессии экономической и социальной комиссии Организации Объединённых Наций для стран АТР. В том же году Китай, Монголия и Россия подписали трёхстороннее соглашение о совместном создании монгольско-российского экономического коридора.

По мнению одного из высокопоставленных чиновников МИД Монголии, «сотрудничество между странами вокруг инициативы "Один пояс - один путь" основано на мирной, открытой, совместной и беспроигрышной политике, в которой страны участвуют путём создания инфраструктуры, снижения торговых барьеров, повышения уровня гуманитарных обменов и построения экономической интеграции. Монголия... может извлечь выгоду из строительства транспортных объектов и развития электроэнергетики в рамках проекта "Пояс и путь". Стыковка с проектом "Степной путь" и сотрудничество с китайской стороной даст дополнительные возможности развитию Монголии как континентальной стране, не имеющей выхода к морю» [ 17].

16 Statistical report on international students in China for 2018 // Ministry of education of the People's Republic of China. 2019. April 18 // URL: http://en.moe.gov.cn/documents/reports/201904/ t20190418_378692.html

17 Li Chao. China-Mongolia Relations: Strengthen China-Mongolia Cooperation and Promote the Construction of the Belt and Road. 2019. Febr. 29 // URL: China Peripheral Security Research Center. https://www.sohu.com/aZ350411345_619333

В настоящее время Китай является крупнейшим торговым партнёром Монголии и основным источником инвестиций. Но, как отмечают китайские эксперты, обе страны сталкиваются с необходимостью оптимизации структуры подготовки и управления кадрами специалистов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

налаживания и углубления научно-исследовательского сотрудничества, корректировки структуры подготовки кадров в соответствии с целями стратегического сотрудничества между двумя сторонами, содействия совместным инновациям и создания зарубежных кампусов [18, р. 43].

Взаимодействия Китая и Монголии в сфере высшего

образования

В сфере образования взаимодействие между Монголией и Китаем складывалось постепенно на основе двусторонних среднесрочных соглашений от 1996, 2005, 2011 и 2016 гг. о совместном планировании академического обмена и сотрудничества.

В 2010 г. Монголия и КНР подписали соглашение о взаимном признании академических дипломов и степеней.

В 2008 г. страны заключили соглашение «О китайских учителях», в рамках которого Монголия дала согласие на работу на её территории китайских учителей-добровольцев (волонтёров).

С 2014 г. действует соглашение между Канцелярией Международного совета китайского языка при Госсовете КНР и Министерством образования, науки, культуры и спорта Монголии о направлении волонтёров-педагогов китайского языка в Монголию.

В 2013 г. в Монголии состоялась выставка китайского образования, в которой приняли участие 12 вузов провинции Чжэцзян.

В 2015 г. в Хух-Хото прошла первая китайско-монгольская выставка «Форум развития высшего

образования», в работе которой приняли участие представители более 20 вузов. На выставке был подписан ряд соглашений о сотрудничестве между китайскими и монгольскими вузами [17, р. 41].

Особое направление китайско-монгольского образовательного сотрудничества - деятельность институтов Конфуция на территории Монголии.

Первый ИК был создан в 2008 г. при Монгольском государственном университете.

По сообщению агентства Синьхуа от 14 июня 2019 г., в Монголии действуют три института Конфуция, пять кабинетов и 11 аффилированных с ними пунктов изучения китайского языка.

С 2008 по 2018 г. число зарегистрированных в них изучающих китайский язык удвоилось и к 2018 г. достигло 9764 чел. [ 19].

Китайский язык как учебный предмет включён в учебные планы многих монгольских средних школ и вузов.

В 2017 г. во Втором китайско-монгольском ЭКСПО приняли участие 73 вуза и более 200 предста-

18 Zhong Jianping. Higher Education Exchange and Cooperation between China and Mongolia under the Belt and Road Initiative: Status Quo, Difficulties and Countermeasures // University Education Science. 2017. № 4.

19 The Confucius Institute at the National University of Mongolia has established a new Confucius Classroom // Xinhua. 2019. June 14 // URL: http://www.xinhuanet.com/2019-06/14/c_1124624577.htm

вителей образовательного сообщества из 17 стран мира. Форум проходил под названием «Шёлковый путь и высшее образование: взаимодействие людей и развитие талантов».

В принятой на ЭКСПО декларации говорилось, что содействие совместному развитию стран, расположенных вдоль маршрутов «Пояса и пути», является исторической миссией национальных университетов [20].

В мае 2017 г. председатель КНР Си Цзиньпин во время встречи с монгольским коллегой на форуме международного сотрудничества «Один пояс - один путь» подчеркнул важную роль Монголии как моста, соединяющего Азию и Европу, и отметил, что китайско-монгольские отношения имеют широкие перспективы развития [18, р. 41].

Позитивное отношение монгольского сообщества к инициативе «Один пояс - один путь» постепенно стало мейнстримом. Монгольская политическая и научная элита признаёт, что стратегия «Путь развития» (ранее стратегия «Степной путь») и инициатива

«Один пояс - один путь» являются взаимодополняющими. Предполагается, что строительство транспортных объектов и инфраструктуры электроэнергетики в рамках совместных с Китаем проектов откроет перед Монголией новые возможности развития, позволит преодолеть географическую изолированность страны.

В то же время характер отношений двух стран в сфере образования носит не столь однозначный характер.

На протяжении первого десятилетия XXI в. постоянно росло число студентов, выезжающих из Монголии в КНР для обучения в китайских вузах, но обратный поток постепенно сошёл на нет [18, р. 42].

В то же время усиливается тенденция взаимосвязи на основе национальной идентичности. В последние годы Монголия стала важным поставщиком студентов для вузов Автономного района Внутренняя Монголия.

К началу 2017 г. во Внутренней Монголии обучались 3666 иностранных студентов, из них из Монголии - 2703 студента (73,73%) [20].

Перспективы и потенциальные сложности углубления образовательного сотрудничества

С момента опубликования Министерством образования КНР плана действий в рамках инициативы «Один пояс - один путь» Китай установил образовательные партнёрские отношения с 188 странами, осуществ-

ляет регулярное образовательное сотрудничество с 46 ключевыми международными образовательными организациями, подписал соглашения о взаимном признании академических степеней с 47 странами.

20 Countries along the Belt and Road promote educational cooperation // Xinhua. 2017. September 27 // URL: http://finance.sina.com.cn/roll/2017-09-27/doc-ifymkxmh7466402.shtml

Развитие и углубление образовательного сотрудничества стран между КНР и странами ареала «Пояс и путь» способно принести Китаю ряд выгод, но одновременно сопряжено с некоторыми ограничителями и препятствиями как для самого Китая (табл. 1), так и для стран-партнёров (табл. 2).

Если Китайской Народной Республике и странам-партнёрам по

сотрудничеству в сфере образования и культуры в рамках инициативы «Один пояс - один путь» удастся преодолеть имеющиеся ограничители и потенциальные препятствия, то кооперативные взаимодействия разного формата и состава в развитии высшего образования могут стать действительно взаимовыгодными для всех участников.

Таблица 1

SWOT-анализ образовательных проектов инициативы «Один пояс - один путь» для КНР

Сравнительные преимущества образовательной системы КНР: - наличие обширной образовательной системы; - возможности широкого использования современных цифровых технологий; - серьёзная бюджетная поддержка; - выгоды инициатора проектов и возможности контроля их реализации; - растущая международная репутация китайских вузов Возможные ограничители увеличения образовательного экспорта: - большие бюджетные затраты с отложенными на неопределённый срок и подверженными политической конъюнктуре результатами; - недостаточный учёт национальных ментальных, образовательных, культурных традиций при реализации образовательных проектов за рубежом; - нехватка педагогов, способных вести занятия на языках в принимающих стран

Потенциальные выгоды: - получение доступа к образовательным и педагогическим достижениям других стран; - возможности использования научных и технических достижений стран ареала «Пояса и пути»; - подготовка персонала, способного работать на китайских предприятиях в принимающих юрисдикциях Существующие препятствия: - недоверие к китайским научно-образовательным проектам в принимающих юрисдикциях; - неполная защищённость иностранной интеллектуальной собственности в КНР; - несовпадение базовой цели «возрождения китайской нации» с целями образовательных проектов в принимающих странах

Инициатива «Один пояс - один путь» отражает не только интересы китайской стороны. В успехе реализуемых проектов заинтересованы и другие страны ареала Шёлкового пути, включая Монголию.

Китайские политики и эксперты постоянно подчёркивают, что реализация проектов инициативы носит взаимовыгодный характер. В то же время многие проекты в рамках инициативы «Один пояс - один путь» вы-

Таблица 2

SWOT-анализ образовательных проектов инициативы «Один пояс - один путь» для принимающих стран

Сравнительные преимущества: - возможность развития национальной системы образования за счёт китайских инвестиций; - возможность расширить доступность высшего и среднего профессионального образования; - возможность повысить качество образования и человеческого капитала Возможные ограничители: - опасения, что реализация совместных образовательных проектов позволит КНР расти быстрее и при этом не принесёт ожидаемых выгод принимающей стране; - опасения, что реализация совместных образовательных проектов приведёт к утрате национальных традиций и идентичности принимающей страны

Потенциальные выгоды: - возможность подготовить рабочую силу, обладающую востребованными на рынке профессиональными навыками при поддержке зарубежных вузов; - способ снизить уровень безработицы среди молодёжи; - ускорение социально-экономического развития в средне- и долгосрочном периоде Потенциальные препятствия: - недооценка приоритетности задачи развития образования в принимающих странах; - подозрения, что у образовательных проектов есть скрытые политические цели; - несовпадение образовательных традиций и стандартов

зывают скепсис и негативные оценки в западных средствах массовой информации.

Критики инициативы называют проекты «китайским планом Маршалла», «новым колониализмом», «китайской долговой ловушкой» [ 21], «планом мирового господства» [ 22].

В ряде стран на бытовом уровне растёт синофобия. Все эти факторы наряду с внешней и внутренней турбулентностью из-за пандемии коронави-руса могут усилить угрозу срыва или замедления реализации проекта «Пояс и путь».

Тем не менее можно утверждать, что созданы предпосылки для того, чтобы сотрудничество стран - участниц данного проекта в области высшего образования превратилось в многоуровневый системный процесс, позволяющий выйти за рамками двустороннего взаимодействия и перейти к гибкой многосторонней диверсифицированной научно-образовательной кооперации всех заинтересованных стран на «Новом Шёлковом пути».

21 Hurley J., Morris S., Portelance G. Examining the Debt Implications of the Belt and Road Initiative from a Policy Perspective. CGD Policy Paper // Washington, DC: Center for Global Development. 2018. № 121. Р. 40 // URL: https://www.cgdev.org/publication/examining-debt-implications-belt-and-roadinitiative-policy-perspective

22 McNeilly K.. Education for Sustainable Development and China's Belt and Road Initiative. 2020, November 1 // URL: http://www.encyclopediaesd.com/blog-1/2020/11/1/education-for-sustainable-development-and-chinas-belt-and-road-initiative

Библиография • References

Комлева В., Жуликова О. Доступность высшего образования для иностранных граждан в мире // Обозреватель-Observer. 2020. № 2. С. 49-63.

[Komleva V., ZHulikova O. Dostupnost' vysshego obrazovaniya dlya inostrannyh grazhdan v mire // Obozrevatel'-Observer. 2020. № 2. S. 49-63]

Кузнецова В. В., Машкина О.А. Глобализация китайского высшего образования как фактор геополитического влияния Китая» // Сравнительная политика. 2020. Т. 11. № 2. С. 139-150.

[Kuznecova V. V., Mashkina O. A. Globalizaciya kitajskogo vysshego obrazovaniya kak faktor geopoliticheskogo vliyaniya Kitaya» // Sravnitel'naya politika. 2020. T. 11. № 2. S. 139-150]

Машкина О. А. Сотрудничество в образовательной сфере на евразийском пространстве: состояние и перспективы (на примере Китая, России и Казахстана) // Евразийская цивилизация: История и современность. Сборник материалов международной научно-практической конференции / под. ред. Ж. С. Сыздыковой [и др.]. Монголия: Улаанбаатар хот. 2018 он. С. 117-128.

[Mashkina O.A. Sotrudnichestvo v obrazovatel'noj sfere na evrazijskom prostranstve: sostoyanie i perspektivy (na primere Kitaya, Rossii i Kazahstana) // Evrazijskaya civilizaciya: Istoriya i sovremennost'. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod. red. ZH. S. Syzdykovoj [i dr.]. Mongoliya: Ulaanbaatar hot. 2018 on. S. 117-128]

Brunnstrom D, Pamuk H. U. S. Requires Confucius Institute Center to Register as Foreign Mission // Reuters. 2020. Aug. 13 // URL: https://www.usnews.com/ news/top-news/articles/2020-08-13/chinas-confucius-institutes-must-register-as-foreign-missions-in-us-pompeo

Education Action Plan for the Belt and Road Initiative // Ministry of Education of the People's Republic of China. 2016 July // URL: https://en.imsilkroad. com/p/314241.html

Education Data Analysis Report // Ministry of Education, Culture, Science and Sports, Asian Development Bank. 2019 // URL: https://www.globalpartnership. org/sites/default/files/document/file/2021-01-04-mongolia-education-data-analysis-report.pdf

Education on the Belt and Road // The British Chamber of Commerce in China. Shanghai. 2019 // URL: https://www.britishchamber.cn/wp-content/ uploads/2019/02/Education-on-the-Belt-and-Road-Final-0219.pdf

Hurley J., Morris S, Portelance G. Examining the Debt Implications of the Belt and Road Initiative from a Policy Perspective. CGD Policy Paper // Washington, DC: Center for Global Development. 2018. № 121 // URL: https://www.cgdev.org/ publication/examining-debt-implications-belt-and-roadinitiative-policy-perspective

Jakhar P. Confucius Institutes: The growth of China's controversial cultural branch // BBC Monitoring. 2019. September // URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-china-49511231

Li Aisi, Ruby A. The Belt and Road Initiative and Higher Education // International Higher Education. 2020. № 103. Р. 18-20 // URL: https://www. mternationalhighereducation.net/api-v1/article/!/action/getPdfOfArticle/ articleID/2978/productID/29/filename/article-id-2978.pdf

McNeilly K. Education for Sustainable Development and China's Belt and Road Initiative. 2020, November 1 // URL: http://www.encyclopediaesd.com/

blog-1 /2020/11/1 /education-for-sustainable-development-and-chinas-belt-and-road-initiative

Observations on Confucius Institutes in the United States and U. S. Universities in China // GAO. 2019. February 28 // URL: https://www.gao.gov/products/ GA0-19-401T

Statistical report on international students in China for 2018 // Ministry of education of the People's Republic of China. 2019. April 18 // URL: http://en.moe.gov.cn/ documents/reports/201904/t20190418_378692.html Towards Mongolia's Long-term Development Policy Vision 2050: A Synthesis Report by the Ministry of Education, Culture, Science and Sports // MECSS, Asian Development Bank, the Global Partnership for Education and the World Bank. 2020 // URL: Towards Mongolia's Long-Term Development Policy Vision 2050: Advancing Education Equity, Efficiency and Outcomes (worldbank.org) https:// openknowledge.worldbank.org/handle/10986/34397 University Alliance of the Silk Road (UASR) // URL: http://uasr.xjtu.edu.cn/About_

UASR/lntroduction.htm The Confucius Institute at the National University of Mongolia has established a new Confucius Classroom // Xinhua. 2019. June 14 // URL: http://www.xinhuanet. com/2019-06/14/c_1124624577.htm Countries along the Belt and Road promote educational cooperation // Xinhua. 2017. September 27 // URL: http://finance.sina.com.cn/roll/2017-09-27/doc-ifymkxmh7466402.shtml Zhong Jianping. Higher Education Exchange and Cooperation between China and Mongolia under the Belt and Road Initiative: Status Quo, Difficulties and Countermeasures // University Education Science. 2017. № 4. P. 41-44. Li Chao. China-Mongolia Relations: Strengthen China-Mongolia Cooperation and Promote the Construction of the Belt and Road. 2019. Febr. 29 // URL: China Peripheral Security Research Center. https://www.sohu.com/a/350411345_619333 Wang Hui. Academic View / Research on the distribution of Confucius Institutes in countries along the Belt and Road based on big data // Journal of Yunnan Normal University. 2019. № 1 // URL: https://www.sohu.com/a/373503979_312708 The General Office of the CPC Central Committee and the General Office of the State Council issued «Several Opinions on Doing a Good Job in opening up education in the New Era». 29.04.2016 // URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2016-05/04/c_128956339.htm?ad=1 China national office of Chinese language international promotion leading group) // URL: http://zujuan.xkw.com/7q7947352.html

Статья поступила в редакцию 31 мая 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.