DOI: 10.48137/2074-2975_2021_6_86 УДК 37.08
Роль образования в реализации
концепции «Один пояс - один путь»
Политика Китая
Валентина КУЗНЕЦОВА Ольга МАШКИНА
Китайская политика открытости в сфере высшего образовании (ВО) представляет собой двусторонний поток, направленный как на импорт («приглашаем приходить»), так и экспорт («идти вовне») образовательных услуг и продуктов. КНР прикладывает большие усилия для привлечения иностранных студентов и преподавателей, зарубежных передовых образовательных технологий и учебных материалов в вузы страны, создаёт совместные программы и университеты, чтобы поднять качество обучения и статус китайских университетов в международных рейтингах [ 1].
Одновременно КНР активно поощряет обучение китайской молодёжи в зарубежных вузах, делая более доступными условия выезда на учёбу
КУЗНЕЦОВА Валентина Вильевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, факультет государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова. SPIN-код: 8563-4667, ID (IRID) 3654307 ORCID 00000002-8698-4295, Е-тай: [email protected]
МАШКИНА Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры китайской филологии Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ им. М. В. Ломоносова. SPIN-код: 4927-6636, ID (IRID) 380879 ORCID 0000-0001-7253-7403, Е-тай: [email protected]
Ключевые слова: «Один пояс - один путь», высшее образование, Китай, Монголия, сотрудничество.
1 Комлева В., Жуликова О. Доступность высшего образования для иностранных граждан в мире // Обозреватель-Observer. 2020. № 2.
или научную стажировку за рубеж; предоставляет государственные гранты отдельным категориям обучающихся в престижных иностранных вузах (главным образом по востребованным в КНР научным направлениям и уровням образования); заключает двусторонние межправительственные договоры об образовательном сотрудничестве и соглашения с вузами разных стран [2].
Интернационализация китайского ВО последних лет вписывается в политику вестернизации образования и науки, что характерно на протяжении большей части ХХ в. Но с середины 2010-х годов в сфере ВО стали проявляться важные изменения:
- если раньше иностранные студенты могли достаточно легко получить гранты и стипендии от китайских стипендиальных фондов для обучения в ведущих университетах мегаполисов КНР, то в настоящее время им предлагают выбирать лишь так называемые вузы «второго уровня»;
- приглашая иностранных преподавателей, руководство китайских вузов отдаёт предпочтение англоязычным преподавателям, в первую очередь языковым носителям-гражданам тех стран, где английский является государственным языком, а также преподавателям, имеющим высокую академическую репутацию.
После провозглашения председателем Си Цзиньпином в 2012 г. курса на реализацию «китайской мечты о великом возрождении китайской нации» КНР стремится оказывать всё большее влияние на мировую образовательную систему, активно участвовать в международном регулировании сферы образования и формировании международных образовательных моделей, стандартов обучения, организации научной, академической и студенческой мобильности. КНР постепенно избавляется от имиджа страны, в которую иностранцы едут изучать только китайский язык, традиционную культуру, медицину и национальное искусство [3].
Образовательное сотрудничество Китая с государствами, расположенными в ареале «Один пояс - один путь» («Пояс и путь») подтверждает это положение. Опыт регионального взаимодействия в области ВО, сводившийся до недавнего времени в основном к взаимному признанию академических квалификаций, академическому обмену, показал потребность Китая в расширении и углублении образовательного сотрудничества за счёт создания многосторонней платформы взаимодействий со странами ареала «Пояса и пути». Интересно проанализировать, насколько такая политика отвечает не только интересам Китая, но и развивающихся стран, в частности Монголии.
2 Машкина О. А. Сотрудничество в образовательной сфере на евразийском пространстве: состояние и перспективы (на примере Китая, России и Казахстана) // Евразийская цивилизация: История и современность. Сборник материалов международной научно-практической конференции / под. ред. Ж. С. Сыздыковой [и др.]. Монголия: Улаанбаатар хот. 2018 он.
3 Кузнецова В. В., Машкина О. А. Глобализация китайского высшего образования как фактор геополитического влияния Китая» // Сравнительная политика. 2020. Т. 11. № 2.
Цели китайской образовательной политики в рамках инициативы «Один пояс - один путь»
Роль образования в достижении
целей инициативы «Один пояс -один путь» прописана в ряде официальных документов КНР [ 4]. Наиболее детально она освещена в Плане образовательных мер для инициативы «Один пояс - один путь» Министерства образования КНР (2016 г.).
В плане подчёркивается важность совместного развития образования для достижения социально-экономических целей инициативы «Один пояс - один путь» странами, расположенными вдоль её маршрутов. Предполагалось, что совместное развитие образования будет строиться на основе нескольких принципов:
- поощрение контактов между людьми;
- вовлечение общества под руководством правительства;
- совместный рост через кооперацию и координацию;
- гармония, вовлеченность, взаимные выгоды [ 5].
План Министерства образования КНР тоже содержит перечень приоритетов образовательной политики в рамках инициативы, в том числе:
- кооперация в целях развития -выделены меры по координации образовательной политики; создание каналов сотрудничества и взаимное признание дипломов и званий;
- воспитание талантов - включает расширение масштабов обмена студентами между вузами стран ареала инициативы;
- развитие совместного управления образовательными организациями и программами; повышение квалификации педагогов;
- совместное обучение и подготовка учащихся. В качестве приоритетных механизмов сотрудничества выделены регулярные консультация на высшем уровне; реализация программ помощи образованию в странах ареала инициативы; проведение конкурсов и программы поощрения [6, р. 25].
В плане содержатся требования к китайским образовательным организациям «стать глобальными», использующие различные методы:
- сотрудничество с зарубежными партнёрами в управлении образовательными институтами и программами;
- оказание образовательных услуг за рубежом; экспорт педагогических кадров и образовательных программ;
- выполнение совместных исследовательских проектов;
- сотрудничество в технологических инновациях и передаче образовательных технологий;
4 The General Office of the CPC Central Committee and the General Office of the State Council issued «Several Opinions on Doing a Good Job in opening up education in the New Era». 29.04.2016 // URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2016-05/04/c_128956339.htm?ad=1
5 Education Action Plan for the Belt and Road Initiative // Ministry of Education of the People's Republic of China. 2016 July // URL: https://en.imsilkroad.com/p/314241.html
6 Education on the Belt and Road // The British Chamber of Commerce in China. Shanghai. 2019 // URL: https://www.britishchamber.cn/wp-content/uploads/2019/02/Education-on-the-Belt-and-Road-Final-0219.pdf
- тесная работа с предприятиями для воспитания талантливых специалистов в стране и за рубежом.
Продвижение образования в рамках указанной инициативы реализуется КНР по нескольким направлениям. Наибольшую известность получили:
1. Популяризация китайского языка и культуры. Основным каналом распространения китайского языка и культуры в мире стали институты Конфуция (ИК), первый из которых был открыт в Сеуле в 2004 г. В последующем сеть ИК расширялась, главным образом в развитых экономиках.
Миссия ИК, закреплённая в уставных документах, гласит: «Посредством китайского языка и в форме лингвокультурных коммуникаций между народами мира распространять китайскую культуру, провозглашать систему ценностей китайской нации» [ 7].
Последний аспект вызвал в ряде западных стран волну споров, критики и обвинений ИК в проведении идеологической пропаганды и промышленного шпионажа и даже привёл к закрытию отдельных ИК в ряде развитых экономик [8, 9].
В США было выдвинуто требование о регистрации в качестве иностранной миссии центра, который управляет финансируемыми китайским правительством ИК в США [ 10]. В настоящее время
в конгрессе США звучат требования закрыть в стране все ИК.
В то же время во многих странах роль ИК как инструмента «мягкой силы» Китая становится всё более весомой.
К 2019 г. в мире функционировало 548 институтов и 1193 кабинетов Конфуция [8].
В 51 стране вдоль маршрутов «Одного пояса -одного пути» открыты 136 ИК, это 25% от общей численности ИК в мире.
Тремя странами ареала «Пояс и путь», в которых действует наибольшее число ИК, являются Россия (17), Таиланд (15) и Индонезия (6).
Количество ИК в той или иной стране является показателем заинтересованности Китая, финансирующего их деятельность, в распространении своего культурного влияния, а также индикатором взаимоотношений между правительствами двух стран.
Так, в Монголии с населением 3,1 млн чел. действует три ИК, а в Индии, где проживает 1,3 млрд чел., открыты только два ИК [ 11].
ИК в принимающих странах помимо обучения китайскому языку в рамках академического обмена проводят следующие мероприятия:
7 China national office of Chinese language international promotion leading group //URL: http:// zujuan.xkw.com/7q7947352.html
8 Jakhar P. Confucius Institutes: The growth of China's controversial cultural branch // BBC Monitoring. 2019. September // URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-china-49511231
9 Observations on Confucius Institutes in the United States and U. S. Universities in China // GAO. 2019. February 28. P. 19 // URL: https://www.gao.gov/products/GAO-19-401T
10 Brunnstrom D., Pamuk H. U. S. Requires Confucius Institute Center to Register as Foreign Mission // Reuters. 2020. Aug. 13 // URL: https://www.usnews.com/news/top-news/ articles/2020-08-13/chinas-confucius-institutes-must-register-as-foreign-missions-in-us-pompeo
11 Wang Hui. Academic View / Research on the distribution of Confucius Institutes in countries along the Belt and Road based on big data // Journal of Yunnan Normal University. 2019. № 1 // URL: https://www.sohu.com/aZ373503979_312708
- направляют руководителей образования, педагогов стран-партнёров в КНР для их знакомства с китайской современной культурой;
- ежегодно проводят конкурсы между институтами разных стран;
- ведут исследования в целях интеллектуальной поддержки инициативы;
- ежегодно финансируют более 250 выпускников для обучения в магистратуре и (или) проведения исследований в китайских университетах;
- организуют публичные и теоретические лекции по проблематике «Один пояс - один путь».
ИК в развивающихся странах большое внимание также уделяют образованию женщин и обучению предпринимательству [6, р. 36, 42].
2. Диверсификация изучаемых языков в китайских вузах. В Пекинском университете иностранных языков в 2018 г. студенты изучали 98 языков разных стран. Изучение иностранных языков сопровождается курсами страноведения, что позволит ускорить мультикультурный интегральный процесс в странах вдоль маршрутов «Пояса и пути».
Предполагается, что это будет способствовать достижению многих целей инициативы, таких как рост взаимопонимания между людьми разных национальностей, обмен ресурсами и знаниями. Подготовка большего числа переводчиков, владеющих не только английским
и русским языками, но и языками соседей, поможет китайским специалистам и рабочим на строящихся в странах-партнёрах объектах проекта «Пояс и путь» избежать конфликтов с местным населением, лучше понимать их традиции и нормы поведения.
3. Создание по инициативе китайской стороны разнообразных альянсов университетов. Наиболее масштабными проектами в этом направлении стали университетские альянсы:
- альянс университетов «Нового Шёлкового пути» (University Alliance of the Silk Road, UASR) был учреждён в мае 2015 г. в китайском городе Сиань по инициативе университета Цзяотун (КНР).
В настоящее время его членами является 151 университет из 38 стран, разделяющих миссию развития проекта «Пояс и путь». Хотя географический фокус альянса в евроазиатском регионе (это более 40 китайских и более 20 российских университетов), тем не менее многие ставшие членами альянса вузы расположены вне рамок этого региона [ 12];
- Стратегический альянс университетов «Один пояс - один путь» (One Belt One Road University Strategic Alliance, OBORUSA) был основан в 2015 г. в составе 46 университетов из восьми стран в г. Дунхуан (провинция Ганьсу, КНР). В настоящее время в него входит более 170 университетов из 25 стран [ 13].
12 University Alliance of the Silk Road (UASR) // URL: http://uasr.xjtu.edu.cn/About_UASR/ Introduction.htm
13 Li Aisi, Ruby A. The Belt and Road Initiative and Higher Education // International Higher Education. 2020. № 103 // URL: https://www.internationalhighereducation.net/api-v1/article/!/ action/getPdfOfArticle/articleID/2978/productID/29/filename/article-id-2978.pdf
Помимо альянсов университетов в рамках инициативы «Один пояс -один путь» созданы также альянсы школ/факультетов, например, альянс юридических школ «Нового Шёлкового пути» (New Silk Road Law SchooS Alliance) и научные альянсы, например, Международный альянс научных организаций (Alliance of International Science Organization, ANSO).
Альянсы позиционируют себя как платформы расширения международного и регионального образовательного сотрудничества. Их цель - формирование единого образовательного пространства с интегрированными требованиями
к уровню образования и квалификации. Создание альянсов происходило как по инициативе правительств стран ареала «Пояс и путь», так и конкретных китайских университетов. В настоящее время в создаваемых КНР университетских союзах преобладают малоизвестные провинциальные вузы страны.
Очевидно, что КНР пытается ускорить интернационализацию вузов, которые будут играть ключевую роль в подготовке кадров для совместной реализации технико-экономических и социальных проектов «Пояса и пути».
Система высшего образования Монголии
В предстоящие годы, как показывают демографические тенденции, система образования Монголии будет расти. Монголия - страна молодёжи.
Средний возраст 2/3 населения составляет 35,7 лет, и сохраняется положительный естественный прирост населения в 1,9% в год [ 14, р. 12].
Предполагается, что значительное число молодых людей в 20-е годы XXI в. переедет в города в поисках новых возможностей социализации и трудоустройства. В этом случае в сфере высшего и профессионального образования злободневным станет вопрос: какие ресурсы
потребуются для удовлетворения их образовательных потребностей.
Как следует из официальных статистических данных, число монгольских вузов за прошедшее десятилетие с 2006 по 2019 г. сократилось почти в 2 раза (с 170 до 94).
В 2018-2019 учебном году в стране действовало 18 государственных и 73 негосударственных вуза. Хотя государственные вузы составляли только 19% от общего числа высших учебных заведений, в них обучалось 56% всех студентов [ 15, р. 30].
В 2018 г. 93% студентов учились в вузах Улан-Батора. Для поступающих в нестоличные вузы был установлен более низкий проходной
14 Towards Mongolia's Long-term Development Policy Vision 2050: A Synthesis Report by the Ministry of Education, Culture, Science and Sports // MECSS, Asian Development Bank, the Global Partnership for Education and the World Bank. 2020 // URL: Towards Mongolia's Long-Term Development Policy Vision 2050: Advancing Education Equity, Efficiency and Outcomes (worldbank. org) https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/34397
15 Education Data Analysis Report // Ministry of Education, Culture, Science and Sports, Asian Development Bank. 2019. P. 30 //URL.: https://www.globalpartnership.org/sites/default/files/ document/file/2021-01-04-mongolia-education-data-analysis-report.pdf
балл, что должно было помочь преодолеть неблагоприятную тенденцию концентрации интеллектуального потенциала в одном городе. Однако предпринимаемые меры привели лишь к снижению качества подготовки и репутационным издержкам вузов, расположенных за пределами столицы.
Аналогичная территориальная диспропорция складывается и в сфере среднего профобразования. Половина из 68 государственных профессионально-технических учебных и производственных центров и 18 политехникумов находится в Улан-Баторе [14, р. 23]. Очевидно, что приём в образовательные организации страны тесно привязан к рынку труда столицы, где сосредоточены основные интеллектуальные ресурсы.
В последние годы растёт число монгольских студентов, обучающихся за рубежом по межправительственным двусторонним соглашениям о студенческих обменах.
Так, в 2018 г. 4346 монгольских граждан подали заявления на участие в таких программах, из них 1855 прошли отборочные экзамены, а после прохождения интервью 1376 студентов было отправлено на обучение в иностранные вузы.
За 2012-2018 гг. 8088 монгольских студентов прошли обучение за рубежом по государственным стипендиальным программам и ещё 7181 учились на платной основе, в том числе за счёт кредитов от Фонда образовательных кредитов Монголии.
В соответствии с условиями образовательных кредитов выпускники обязаны погасить кредит и отработать по специальности минимум 5 лет.
По данным Министерства образования КНР, в 2018 г. в китайских вузах обучались в общей сложности 10158 монгольских студентов. Монголия занимала 14-е место среди стран, направляющих в Китай студентов [ 16].
Китайская инициатива «Один пояс - один путь» была положительно воспринята властями Монголии.
В 2016 г. правительство Монголии организовало мероприятие под названием «Инициатива "Один пояс - один путь": коридор устойчивого развития» в рамках 72-й сессии экономической и социальной комиссии Организации Объединённых Наций для стран АТР. В том же году Китай, Монголия и Россия подписали трёхстороннее соглашение о совместном создании монгольско-российского экономического коридора.
По мнению одного из высокопоставленных чиновников МИД Монголии, «сотрудничество между странами вокруг инициативы "Один пояс - один путь" основано на мирной, открытой, совместной и беспроигрышной политике, в которой страны участвуют путём создания инфраструктуры, снижения торговых барьеров, повышения уровня гуманитарных обменов и построения экономической интеграции. Монголия... может извлечь выгоду из строительства транспортных объектов и развития электроэнергетики в рамках проекта "Пояс и путь". Стыковка с проектом "Степной путь" и сотрудничество с китайской стороной даст дополнительные возможности развитию Монголии как континентальной стране, не имеющей выхода к морю» [ 17].
16 Statistical report on international students in China for 2018 // Ministry of education of the People's Republic of China. 2019. April 18 // URL: http://en.moe.gov.cn/documents/reports/201904/ t20190418_378692.html
17 Li Chao. China-Mongolia Relations: Strengthen China-Mongolia Cooperation and Promote the Construction of the Belt and Road. 2019. Febr. 29 // URL: China Peripheral Security Research Center. https://www.sohu.com/aZ350411345_619333
В настоящее время Китай является крупнейшим торговым партнёром Монголии и основным источником инвестиций. Но, как отмечают китайские эксперты, обе страны сталкиваются с необходимостью оптимизации структуры подготовки и управления кадрами специалистов,
налаживания и углубления научно-исследовательского сотрудничества, корректировки структуры подготовки кадров в соответствии с целями стратегического сотрудничества между двумя сторонами, содействия совместным инновациям и создания зарубежных кампусов [18, р. 43].
Взаимодействия Китая и Монголии в сфере высшего
образования
В сфере образования взаимодействие между Монголией и Китаем складывалось постепенно на основе двусторонних среднесрочных соглашений от 1996, 2005, 2011 и 2016 гг. о совместном планировании академического обмена и сотрудничества.
В 2010 г. Монголия и КНР подписали соглашение о взаимном признании академических дипломов и степеней.
В 2008 г. страны заключили соглашение «О китайских учителях», в рамках которого Монголия дала согласие на работу на её территории китайских учителей-добровольцев (волонтёров).
С 2014 г. действует соглашение между Канцелярией Международного совета китайского языка при Госсовете КНР и Министерством образования, науки, культуры и спорта Монголии о направлении волонтёров-педагогов китайского языка в Монголию.
В 2013 г. в Монголии состоялась выставка китайского образования, в которой приняли участие 12 вузов провинции Чжэцзян.
В 2015 г. в Хух-Хото прошла первая китайско-монгольская выставка «Форум развития высшего
образования», в работе которой приняли участие представители более 20 вузов. На выставке был подписан ряд соглашений о сотрудничестве между китайскими и монгольскими вузами [17, р. 41].
Особое направление китайско-монгольского образовательного сотрудничества - деятельность институтов Конфуция на территории Монголии.
Первый ИК был создан в 2008 г. при Монгольском государственном университете.
По сообщению агентства Синьхуа от 14 июня 2019 г., в Монголии действуют три института Конфуция, пять кабинетов и 11 аффилированных с ними пунктов изучения китайского языка.
С 2008 по 2018 г. число зарегистрированных в них изучающих китайский язык удвоилось и к 2018 г. достигло 9764 чел. [ 19].
Китайский язык как учебный предмет включён в учебные планы многих монгольских средних школ и вузов.
В 2017 г. во Втором китайско-монгольском ЭКСПО приняли участие 73 вуза и более 200 предста-
18 Zhong Jianping. Higher Education Exchange and Cooperation between China and Mongolia under the Belt and Road Initiative: Status Quo, Difficulties and Countermeasures // University Education Science. 2017. № 4.
19 The Confucius Institute at the National University of Mongolia has established a new Confucius Classroom // Xinhua. 2019. June 14 // URL: http://www.xinhuanet.com/2019-06/14/c_1124624577.htm
вителей образовательного сообщества из 17 стран мира. Форум проходил под названием «Шёлковый путь и высшее образование: взаимодействие людей и развитие талантов».
В принятой на ЭКСПО декларации говорилось, что содействие совместному развитию стран, расположенных вдоль маршрутов «Пояса и пути», является исторической миссией национальных университетов [20].
В мае 2017 г. председатель КНР Си Цзиньпин во время встречи с монгольским коллегой на форуме международного сотрудничества «Один пояс - один путь» подчеркнул важную роль Монголии как моста, соединяющего Азию и Европу, и отметил, что китайско-монгольские отношения имеют широкие перспективы развития [18, р. 41].
Позитивное отношение монгольского сообщества к инициативе «Один пояс - один путь» постепенно стало мейнстримом. Монгольская политическая и научная элита признаёт, что стратегия «Путь развития» (ранее стратегия «Степной путь») и инициатива
«Один пояс - один путь» являются взаимодополняющими. Предполагается, что строительство транспортных объектов и инфраструктуры электроэнергетики в рамках совместных с Китаем проектов откроет перед Монголией новые возможности развития, позволит преодолеть географическую изолированность страны.
В то же время характер отношений двух стран в сфере образования носит не столь однозначный характер.
На протяжении первого десятилетия XXI в. постоянно росло число студентов, выезжающих из Монголии в КНР для обучения в китайских вузах, но обратный поток постепенно сошёл на нет [18, р. 42].
В то же время усиливается тенденция взаимосвязи на основе национальной идентичности. В последние годы Монголия стала важным поставщиком студентов для вузов Автономного района Внутренняя Монголия.
К началу 2017 г. во Внутренней Монголии обучались 3666 иностранных студентов, из них из Монголии - 2703 студента (73,73%) [20].
Перспективы и потенциальные сложности углубления образовательного сотрудничества
С момента опубликования Министерством образования КНР плана действий в рамках инициативы «Один пояс - один путь» Китай установил образовательные партнёрские отношения с 188 странами, осуществ-
ляет регулярное образовательное сотрудничество с 46 ключевыми международными образовательными организациями, подписал соглашения о взаимном признании академических степеней с 47 странами.
20 Countries along the Belt and Road promote educational cooperation // Xinhua. 2017. September 27 // URL: http://finance.sina.com.cn/roll/2017-09-27/doc-ifymkxmh7466402.shtml
Развитие и углубление образовательного сотрудничества стран между КНР и странами ареала «Пояс и путь» способно принести Китаю ряд выгод, но одновременно сопряжено с некоторыми ограничителями и препятствиями как для самого Китая (табл. 1), так и для стран-партнёров (табл. 2).
Если Китайской Народной Республике и странам-партнёрам по
сотрудничеству в сфере образования и культуры в рамках инициативы «Один пояс - один путь» удастся преодолеть имеющиеся ограничители и потенциальные препятствия, то кооперативные взаимодействия разного формата и состава в развитии высшего образования могут стать действительно взаимовыгодными для всех участников.
Таблица 1
SWOT-анализ образовательных проектов инициативы «Один пояс - один путь» для КНР
Сравнительные преимущества образовательной системы КНР: - наличие обширной образовательной системы; - возможности широкого использования современных цифровых технологий; - серьёзная бюджетная поддержка; - выгоды инициатора проектов и возможности контроля их реализации; - растущая международная репутация китайских вузов Возможные ограничители увеличения образовательного экспорта: - большие бюджетные затраты с отложенными на неопределённый срок и подверженными политической конъюнктуре результатами; - недостаточный учёт национальных ментальных, образовательных, культурных традиций при реализации образовательных проектов за рубежом; - нехватка педагогов, способных вести занятия на языках в принимающих стран
Потенциальные выгоды: - получение доступа к образовательным и педагогическим достижениям других стран; - возможности использования научных и технических достижений стран ареала «Пояса и пути»; - подготовка персонала, способного работать на китайских предприятиях в принимающих юрисдикциях Существующие препятствия: - недоверие к китайским научно-образовательным проектам в принимающих юрисдикциях; - неполная защищённость иностранной интеллектуальной собственности в КНР; - несовпадение базовой цели «возрождения китайской нации» с целями образовательных проектов в принимающих странах
Инициатива «Один пояс - один путь» отражает не только интересы китайской стороны. В успехе реализуемых проектов заинтересованы и другие страны ареала Шёлкового пути, включая Монголию.
Китайские политики и эксперты постоянно подчёркивают, что реализация проектов инициативы носит взаимовыгодный характер. В то же время многие проекты в рамках инициативы «Один пояс - один путь» вы-
Таблица 2
SWOT-анализ образовательных проектов инициативы «Один пояс - один путь» для принимающих стран
Сравнительные преимущества: - возможность развития национальной системы образования за счёт китайских инвестиций; - возможность расширить доступность высшего и среднего профессионального образования; - возможность повысить качество образования и человеческого капитала Возможные ограничители: - опасения, что реализация совместных образовательных проектов позволит КНР расти быстрее и при этом не принесёт ожидаемых выгод принимающей стране; - опасения, что реализация совместных образовательных проектов приведёт к утрате национальных традиций и идентичности принимающей страны
Потенциальные выгоды: - возможность подготовить рабочую силу, обладающую востребованными на рынке профессиональными навыками при поддержке зарубежных вузов; - способ снизить уровень безработицы среди молодёжи; - ускорение социально-экономического развития в средне- и долгосрочном периоде Потенциальные препятствия: - недооценка приоритетности задачи развития образования в принимающих странах; - подозрения, что у образовательных проектов есть скрытые политические цели; - несовпадение образовательных традиций и стандартов
зывают скепсис и негативные оценки в западных средствах массовой информации.
Критики инициативы называют проекты «китайским планом Маршалла», «новым колониализмом», «китайской долговой ловушкой» [ 21], «планом мирового господства» [ 22].
В ряде стран на бытовом уровне растёт синофобия. Все эти факторы наряду с внешней и внутренней турбулентностью из-за пандемии коронави-руса могут усилить угрозу срыва или замедления реализации проекта «Пояс и путь».
Тем не менее можно утверждать, что созданы предпосылки для того, чтобы сотрудничество стран - участниц данного проекта в области высшего образования превратилось в многоуровневый системный процесс, позволяющий выйти за рамками двустороннего взаимодействия и перейти к гибкой многосторонней диверсифицированной научно-образовательной кооперации всех заинтересованных стран на «Новом Шёлковом пути».
21 Hurley J., Morris S., Portelance G. Examining the Debt Implications of the Belt and Road Initiative from a Policy Perspective. CGD Policy Paper // Washington, DC: Center for Global Development. 2018. № 121. Р. 40 // URL: https://www.cgdev.org/publication/examining-debt-implications-belt-and-roadinitiative-policy-perspective
22 McNeilly K.. Education for Sustainable Development and China's Belt and Road Initiative. 2020, November 1 // URL: http://www.encyclopediaesd.com/blog-1/2020/11/1/education-for-sustainable-development-and-chinas-belt-and-road-initiative
Библиография • References
Комлева В., Жуликова О. Доступность высшего образования для иностранных граждан в мире // Обозреватель-Observer. 2020. № 2. С. 49-63.
[Komleva V., ZHulikova O. Dostupnost' vysshego obrazovaniya dlya inostrannyh grazhdan v mire // Obozrevatel'-Observer. 2020. № 2. S. 49-63]
Кузнецова В. В., Машкина О.А. Глобализация китайского высшего образования как фактор геополитического влияния Китая» // Сравнительная политика. 2020. Т. 11. № 2. С. 139-150.
[Kuznecova V. V., Mashkina O. A. Globalizaciya kitajskogo vysshego obrazovaniya kak faktor geopoliticheskogo vliyaniya Kitaya» // Sravnitel'naya politika. 2020. T. 11. № 2. S. 139-150]
Машкина О. А. Сотрудничество в образовательной сфере на евразийском пространстве: состояние и перспективы (на примере Китая, России и Казахстана) // Евразийская цивилизация: История и современность. Сборник материалов международной научно-практической конференции / под. ред. Ж. С. Сыздыковой [и др.]. Монголия: Улаанбаатар хот. 2018 он. С. 117-128.
[Mashkina O.A. Sotrudnichestvo v obrazovatel'noj sfere na evrazijskom prostranstve: sostoyanie i perspektivy (na primere Kitaya, Rossii i Kazahstana) // Evrazijskaya civilizaciya: Istoriya i sovremennost'. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod. red. ZH. S. Syzdykovoj [i dr.]. Mongoliya: Ulaanbaatar hot. 2018 on. S. 117-128]
Brunnstrom D, Pamuk H. U. S. Requires Confucius Institute Center to Register as Foreign Mission // Reuters. 2020. Aug. 13 // URL: https://www.usnews.com/ news/top-news/articles/2020-08-13/chinas-confucius-institutes-must-register-as-foreign-missions-in-us-pompeo
Education Action Plan for the Belt and Road Initiative // Ministry of Education of the People's Republic of China. 2016 July // URL: https://en.imsilkroad. com/p/314241.html
Education Data Analysis Report // Ministry of Education, Culture, Science and Sports, Asian Development Bank. 2019 // URL: https://www.globalpartnership. org/sites/default/files/document/file/2021-01-04-mongolia-education-data-analysis-report.pdf
Education on the Belt and Road // The British Chamber of Commerce in China. Shanghai. 2019 // URL: https://www.britishchamber.cn/wp-content/ uploads/2019/02/Education-on-the-Belt-and-Road-Final-0219.pdf
Hurley J., Morris S, Portelance G. Examining the Debt Implications of the Belt and Road Initiative from a Policy Perspective. CGD Policy Paper // Washington, DC: Center for Global Development. 2018. № 121 // URL: https://www.cgdev.org/ publication/examining-debt-implications-belt-and-roadinitiative-policy-perspective
Jakhar P. Confucius Institutes: The growth of China's controversial cultural branch // BBC Monitoring. 2019. September // URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-china-49511231
Li Aisi, Ruby A. The Belt and Road Initiative and Higher Education // International Higher Education. 2020. № 103. Р. 18-20 // URL: https://www. mternationalhighereducation.net/api-v1/article/!/action/getPdfOfArticle/ articleID/2978/productID/29/filename/article-id-2978.pdf
McNeilly K. Education for Sustainable Development and China's Belt and Road Initiative. 2020, November 1 // URL: http://www.encyclopediaesd.com/
blog-1 /2020/11/1 /education-for-sustainable-development-and-chinas-belt-and-road-initiative
Observations on Confucius Institutes in the United States and U. S. Universities in China // GAO. 2019. February 28 // URL: https://www.gao.gov/products/ GA0-19-401T
Statistical report on international students in China for 2018 // Ministry of education of the People's Republic of China. 2019. April 18 // URL: http://en.moe.gov.cn/ documents/reports/201904/t20190418_378692.html Towards Mongolia's Long-term Development Policy Vision 2050: A Synthesis Report by the Ministry of Education, Culture, Science and Sports // MECSS, Asian Development Bank, the Global Partnership for Education and the World Bank. 2020 // URL: Towards Mongolia's Long-Term Development Policy Vision 2050: Advancing Education Equity, Efficiency and Outcomes (worldbank.org) https:// openknowledge.worldbank.org/handle/10986/34397 University Alliance of the Silk Road (UASR) // URL: http://uasr.xjtu.edu.cn/About_
UASR/lntroduction.htm The Confucius Institute at the National University of Mongolia has established a new Confucius Classroom // Xinhua. 2019. June 14 // URL: http://www.xinhuanet. com/2019-06/14/c_1124624577.htm Countries along the Belt and Road promote educational cooperation // Xinhua. 2017. September 27 // URL: http://finance.sina.com.cn/roll/2017-09-27/doc-ifymkxmh7466402.shtml Zhong Jianping. Higher Education Exchange and Cooperation between China and Mongolia under the Belt and Road Initiative: Status Quo, Difficulties and Countermeasures // University Education Science. 2017. № 4. P. 41-44. Li Chao. China-Mongolia Relations: Strengthen China-Mongolia Cooperation and Promote the Construction of the Belt and Road. 2019. Febr. 29 // URL: China Peripheral Security Research Center. https://www.sohu.com/a/350411345_619333 Wang Hui. Academic View / Research on the distribution of Confucius Institutes in countries along the Belt and Road based on big data // Journal of Yunnan Normal University. 2019. № 1 // URL: https://www.sohu.com/a/373503979_312708 The General Office of the CPC Central Committee and the General Office of the State Council issued «Several Opinions on Doing a Good Job in opening up education in the New Era». 29.04.2016 // URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2016-05/04/c_128956339.htm?ad=1 China national office of Chinese language international promotion leading group) // URL: http://zujuan.xkw.com/7q7947352.html
Статья поступила в редакцию 31 мая 2021 г.