Форум «Один пояс, один путь» в формировании повестки институционального регионализма АТР
Кожин Евгений Геннадьевич
соискатель степени к. полит, н., ведущей специалист ООО «Власта-Консалтмнг» 105064, Россия, Москва, г. Москва, ул. Хомутовский Тупик, 4/1
И citoex@gmail.com
Статья из рубрики "АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС"
Аннотация.
Объектом исследования является Азиатско-Тихоокеанский институциональный регионализм. Предметом исследования является институционализация регионального порядка в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Этот процесс рассматривается через призму проекта по созданию транснациональной сети транспортных коммуникаций, предназначенной для сближения китайского и европейского рынков — инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). II форум «Пояса и пути», прошедший в Пекине 25-27 апреля 2019 года, обозначил ряд достижений и проблем, которые формируют повестку и проблематику региональной политики в АТР, оказывая влияние на институционализирование этой региональной подсистемы. Проведенное исследование основано на сравнительном анализе, направленном на выявление изменений в региональной порядке и институциональном измерении АТР, возникших в ходе реализации инициативы «Один пояс, один путь» между 2017 и 2019 годами (проведение I и II форумов «Пояса и пути» соответственно). В статье оценены место и роль Форума международного сотрудничества «Пояс и путь» (ФМСПП) в структуре институциональных взаимодействий Азиатско-Тихоокеанского регионализма. Подведены промежуточные итоги в реализации инициативы, сформулированы основные позиции ее участников, выявленные вызовы и противоречия рассмотрены в более широком контексте институционального развития АТР. Даны выводы, операционально совместимые с возможностями и интересами в российской внешнеполитической стратегии в рассматриваемом регионе.
Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регионализм, АТР, институциональный р е г и о н а л и з м , региональная интеграция, р е ги о н а л и з а ци я , Пояс и путь,
инфраструктурные проекты, региональные исследования, Восточная Азия, Евразия
DOI:
10.7256/2454-0641.2019.2.29762
Дата направления в редакцию:
17-05-2019
Дата рецензирования:
17-05-2019
Дата публикации:
18-05-2019
Проводимый в 2019 г. во второй раз, Форум международного сотрудничества «Пояс и путь»* (ФМСПП) стал одним из крупнейших форматов макрорегионального сотрудничества с точки зрения уровня его проведения и количества вовлеченных стран. В апреле 2019 г. его посетили 37 лидеров государств (включая Си Цзиньпина,
представителя принимающей стороны) 1321 — на 20% больше, чем во время первого мероприятия, прошедшего в 2017 г. для «обсуждения свежих идей» по дальнейшему
развитию торговли и экономики li^I. Форум является более престижной переговорной площадкой по сравнению с Саммитом «Одного пояса, одного пути», который пройдет в сентябре 2019 г. в Гонконге и примет представителей политических кругов и бизнеса, которые соберутся для решения задач более прикладного характера, нежели те, что
обсуждаются в рамках ФМСПП1161. Постулируемый в качестве площадки по созданию системы международного управления, институт встречает критику со стороны общественного мнения — как представителей западных стран, в силу своего географического положения незначительно вовлеченных в инфраструктурные проекты (либо вовсе изолированных от них, как в случае с США), так и самих стран-участниц, обеспокоенных угрозами своему экономическому суверенитету.
С точки зрения институционального строительства, ФМСПП является своего рода мостом между чисто практической областью, т.е. строительством объектов инфраструктуры, и международным сотрудничеством, и, по всей видимости, он занимает наиболее высокий уровень среди аналогичных институтов в Евразии и АТР. К ним относятся Форум Шелкового пути и уже упомянутый Саммит «Одного пояса, одного пути», а также специализированные экономические институты — в первую очередь Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Фонд Шелкового пути. Для решения экономических задач Китай обращается и к ресурсам других организаций: Всемирного банка (ВБ), Азиатского банка развития (АБР), Нового банка развития БРИКС. Разумно предположить, что Китай форсирует создание Банка развития ШОС, руководствуясь аналогичными соображениями. За 6 лет своего развития, инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) приобрела многосоставной характер как с точки зрения политических и экономических институтов, оптимизирующих сотрудничество между государственными и частными участниками проектов, так и ввиду большого количества и разного формата самих проектов по инфраструктурному оснащению принятых программ.
Представлению о высокой структурной сложности инициативы служит тот факт, что совместное коммюнике, выпущенное по итогам II Форума «Пояс и путь», уже не оперирует с широко используемым подходом, подразумевающим разделение ОПОП на 6
главных экономических коридоров -1301. Вместо этого стороны решили объединить в одну категорию 35 «разновесных» по охвату и функциям проектов и инициатив. В частности, категория включает в себя не только уже упомянутые Новый Евразийский сухопутный мост, Китайско-Индокитайский экономический коридор и Китайско-Пакистанский экономический коридор, но и такие проекты, как Трансокеанский оптоволоконный кабель, Пирейский порт, несколько совместных промышленных парков. Подчас встречаются проекты, в действительности уже связанные друг с другом организационно: например, международное шоссе Китай — Кыргызстан — Узбекистан и экономический
коридор Китай — Центральная Азия — Западная Азия. Одно из направлений, упомянутое как «рамки взаимодействия „Два коридора и один пояс"», по всей видимости, содержит отсылку к трем направлениям развития в этом же списке. Иными словами, этот актуальный на начало II квартала 2019 года список инфраструктурных проектов (впрочем, как и все предыдущие), не предлагает какого-либо видения их организационной иерархии, что, по всей видимости, может негативно сказываться на распределении финансовых потоков при привлечении дополнительных источников их инв е с тиров а ния .
Две другие категории тоже представляют собой интерес с точки зрения оценки структурной сложности. В одной из них приведен список секторальных программ и инициатив, каждая из которых фактически представляет собой отдельный международный институт, будь то международное соглашение о защите интеллектуальной собственности, Альянс международных научных организаций или Механизм сотрудничества по налоговому администрированию. Всего заявлено 14 таких институтов. Наконец, третья категория включает 15 институтов либо встреч в рамках существующих институтов, заявленных участниками в качестве релевантных повестке
инициативы ОПОП
Для того, чтобы определить роль и место ФМСПП в развитии институциональных взаимодействий, имеет смысл оценить результаты реализации инициативы «Один пояс, один путь», достигнутые незадолго до второй встречи на высшем уровне в Пекине — к началу второго квартала 2019 г. Рассмотрим состояние каждого из шести главных
направлений развития ОПОП -ОШ: •Новый Евразийский сухопутный мост
•Китайско-Монгольско-Российский экономический коридор •Китайско-Центральноазиатский-Западноазиатский экономический коридор •Китайско-Индокитайский экономический коридор •Китайско-Пакистанский экономический коридор •Экономический коридор Бангладеш — Китай — Индия — Мьянма
Принятая в сентябре 2016 г., Программа по созданию экономического коридора Китай — Монголия — Россия ^^ была направлена на совершенствование условий торговли между Монголией и Китаем, на который в тот момент приходилось до 80% монгольского
экспорта I34!. Несмотря на увеличение этого параметра в абсолютных величинах, как и общего объема внешнеторгового оборота страны, к началу 2019 г. он уменьшился до
70% Товарообмен осуществляется по двум стратегическим артериям: автодороге
Тяньцзинь — Улан-Удэ длиной в 2152 км, обеспечивающей проход грузов за 7 дней^37!, и Трансмонгольской железной дороге. Результаты работы в данном направлении сама китайская сторона в ходе II Форума «Пояс и путь» охарактеризовала сдержанно, признав, что она до сих пор находится в стадии согласования с программой развития
самой Монголии
Новый Евразийский сухопутный мост, также известный как Второй Евразийский сухопутный мост и Новый Евразийский континентальный мост, предназначен для товарообмена между КНР и странами Евросоюза через территорию Казахстана. Китай заинтересован в строительстве более короткой железнодорожной ветки по сравнению с той, что предоставляют Монголия и Россия, с применением единого стандарта ширины колеи. Учитывая характерную для Центральной Азии политическую нестабильность, Китай придерживается тактики снижения рисков путем строительства нескольких альтернативных маршрутов I35!. Китайские и местные инвестиции привели к тому, что
перевозки железнодорожным транспортом с 2017 г. до 2018 г. выросли на 74%. Более того, эти перевозки обеспечили более 2% общего грузооборота между европейскими странами и Китаем, увеличившись вчетверо по сравнению с 2007 г. Развитие этого направления идет в тесной связке с мерами, предпринятыми Европейским союзом в рамках «площадки связности ЕС-Китай». Евросоюз выделил € 1.1 млрд, а Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — в сумме около € 11.3 млрд. Эти средства были направлены на развитие сельского хозяйства, предпринимательства, образования и возобновляемых источников энергии
Материалы II Форума «Пояс и путь» практически не поднимают вопрос о результатах, достигнутых в Центральной Азии; совместное коммюнике лишь упоминает необходимость дальнейшего укрепления транспортной связности стран, со всех сторон окруженных сушей 1221.
Экономический коридор Китай — Центральная Азия — Западная Азия в целом аналогичен Новому Евразийскому сухопутному мосту по своему предназначению — связать Китай и Европу посредством транспортных маршрутов, пролегающих через Центральную и Западную Азию. Его ключевыми компонентами являются ответвление к Персидскому заливу и Средиземному морю через Афганистан, Иран, Турцию и
центральноазиатские республики 1401 и ветвь железной дороги Иу — Мадрид с транспортным узлом в Тегеране Еще одна стратегически важная составляющая
этого коридора — нефтегазовая инфраструктура, развитие которой включает в себя как строительство трубопроводов, так и запуск совместных нефтеперерабатывающих
предприятий -1261. В ходе II Форума «Пояс и путь» президент Узбекистана Ш. Мирзиеев предложил ввести сквозной тариф на железнодорожные перевозки по этому экономическому коридору; по задумке, использование транзитного потенциала таких
стран, как Узбекистан, укрепит взаимосвязанность региона в целом Представитель Китайского института современных международных отношений Ван Лицзю со ссылкой на исследование ВБ отметил, что успешная реализация инфраструктурных проектов по транспортному сопряжению Центральной и Западной Азии уменьшит себестоимость
торговли в этом экономическом коридоре на 10.2% -131.
Деятельность в рамках Китайско-Индокитайского экономического коридора с самого начала была призвана улучшить торговые и инвестиционные условия для торговли со странами Субрегиона Большого Меконга (СБМ). Данная территория охватывает 5 стран АСЕАН (Мьянма, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Таиланд) и 2 провинции Китая (Юньнань и
Гуанси) По всей видимости, тот факт, что на этом направлении Китай столкнулся с ожесточенным сопротивлением одной из стран, участвующих в коридоре, послужил причиной слабой освещенности этой тематики на II Форуме «Пояс и путь». Так, в 2018 году премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад выразил обеспокоенность относительно истинных мотивов китайской стороны и в ходе своего визита в Китай сделал попытку добиться нового соглашения или отмены проектов, общая стоимость
которых составляет $ 20 млрд I331. Китай, в свою очередь, нуждается в транспортной инфраструктуре Малайзии как ключевом участке, обеспечивающем через Сингапур доступ к Малаккскому проливу и морской части ОПОП. Кредитование китайской финансовой системой объектов инфраструктуры под высокий процент создает высокую нагрузку на долговые обязательства Малайзии, что угрожает экономике этой развивающейся страны. Опасения Махатхира Мохамада небеспочвенны: так, например, Шри-Ланка, не справившаяся с выплатами процентов по кредиту, была вынуждена уступить Китаю долю в одном из своих портов, причем с тех пор ее кредиторские
обязательства только увеличились I27!. Стоимость финансируемого Китаем строительства
железной дороги в Лаосе составляет половину ВВП этой страны1281. Подобные тенденции заставляют китайских партнеров подозревать, что предоставление кредитов под залог стратегически важных активов является намеренной политикой агрессивной экономической экспансии. Недоверие подкрепляет тот факт, что Китай, находясь в поиске возможностей государственно-частного партнерства, при этом крайне неохотно допускает международное участие в кредитовании. Более того, МВФ обвинял китайские финансовые организации в непрозрачности условий предоставления кредитов странам-партнерам [24].
Китайско-Пакистанский экономический коридор логистически относится к Новому Евразийскому сухопутному мосту и соединяет транспортными артериями китайский рынок с пакистанскими портами. Проект вызывает серьезное недовольство со стороны Индии, чья общественность с самого начала инициативы ОПОП усматривала в ней признаки
военно-политической задачи по окружению страны -I201. В рамках деятельности по оснащению экономического коридора транспортной инфраструктурой Китай возводит высокогорную автомобильную и железную дорогу по оспариваемой части территории
штата Кашмир i91; в результате Индия демонстративно проигнорировала оба Форума «Пояс и путь» 151 Осложняет ситуацию и сближение Китая с другим региональным конкурентом Индии — Пакистаном, который в 2016 г. привлек посредством АБИИ инвестирование для строительства автомагистралей и собирается интегрировать их с
дорожной сетью Китая [12]. Индийское руководство также подозревает, что Китай планирует использовать пакистанский порт Гвадар для базирования своих подводных
лодок -Ш. Этот транспортный узел может ждать судьба шриланкийского порта Хамбантота в случае, если Пакистан не сможет обслуживать свой кредит; растущий дефицит счета
текущих операций уже заставил эту страну обратиться за помощью к МВФ141, а премьер-министра страны Имрана Хана — отправиться с официальным визитом в КНР накануне II Форума «Пояс и путь» с целью «вывести на новые высоты» стратегическое партнерство между двумя странами 13Ü.
Для развития Экономический коридор Бангладеш — Китай — Индия — Мьянма был создан специальный Форум регионального сотрудничества Бангладеш — Китай — Индия — Мьянма (BCIM Forum). Хотя на это направление возлагались большие надежды из-за того, что на территории четырех стран проживает 40% населения мира и производится 7,3% мирового ВВП I-171, политическое противостояние между КНР и Индией стало непреодолимым препятствием для его развития. В то время как некоторые эксперты по-прежнему дают высокие оценки перспективам транспортного объединения Бангладеш и
Мьянмы, имеющих схожие экономические проблемы ИИ, индийские СМИ отметили, что этот экономический коридор больше не числится среди проектов ОПО П в материалах II Форума «Пояс и путь» -Ш!.
Финансирование инициативы ложится тяжелым бременем на государственный банковский сектор КНР; несмотря на то, что предназначенный для частичного решения
этой проблемы АБИИ был создан в 2015 г. U41, деятельность по разработке и реализации программ государственно-частного партнерства за прошедшее время достигли весьма незначительных результатов. По различным оценкам, в 2018 г. на государственное финансирование инициативы приходилось от 80% до 90% всех инвестиций -1231. С другой стороны, как было показано выше, подчас кредитная нагрузка оказывается непосильной
для самих стран-участниц. Проект встречает критику не только в Шри-Ланке, Малайзии и Лаосе, оказавшихся первыми в ряду стран, чья экономика испытала негативное воздействие, но и в Непале, Индонезии, Мьянме и даже Венгрии и Кении. Обвинения в волюнтаризме стали частью политической риторики оппозиционных сил, критикующих власти своих стран за необдуманные решения о согласии на получение финансирования
тех или иных проектов Помимо Индии, есть ряд стран, избегающих участия в ФМСПП в силу критического отношения к самой инициативе ОПОП как источнику угрозы экономическому суверенитету. Так, из восьми членов Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества (СААРК) только Пакистан и Непал приняли участие во II Форуме «Пояс и путь». На мероприятии не участвовали и руководители стран-членов Евросоюза, в разное время выступавших критиками инициативы — Великобритания, Франция и Германия ¿¿Ш.
Иными словами, принимаемые договоренности в рамках ФМСПП фиксируют не только экономические успехи, достигнутые в рамках строительства инфраструктурных проектов, но и обостряют уже существующие источники напряженности, особенно в случае с такими стратегическими конкурентами Китая, как Индия. Что касается влияния на региональную повестку, форум стал первым мероприятием высокого уровня, на котором получили подтверждение две тесно связанные между собой проблемы: рост долговой нагрузки и отказ некоторых стран от участия в предлагаемых КНР проектах. Для того чтобы пойти навстречу странам, обеспокоенным ростом кредиторских обязательств, в ходе II Форума «Пояс и путь» министр финансов КНР Лю Кунь предложил внедрение механизма оценки долговой устойчивости стран-участниц. По его словам, странам будет присваиваться кредитный рейтинг в трех категориях (высокий, средний и низкий риск), а
методология оценки будет основываться на наработках МБРР и ВБ1211. При этом отмечается, что механизм будет предложен к применению финансовыми организациями КНР и других стран в качестве рекомендации, и не будет носить обязательный характер
Таким образом, форум представляет собой инструмент КНР по преодолению структурной сложности проекта, не позволяющей в автоматическом режиме координировать между собой двусторонние отношения между Китаем и каждым из своих партнеров по инфраструктурным проектам. Иными словами, Китай получает возможность оперативно артикулировать свою переговорную позицию в каждом из отдельно взятых переговорных процессов, и, принимая во внимание улавливаемые настроения его партнеров к предлагаемым инициативам, при необходимости обновлять эту позицию. В итоге, имея доступ сразу к высшему руководству сразу всех стран-участниц в сжатые сроки, КНР калибрует свою внешнеполитическую платформу, которая будет определять контекст дальнейшего развития ОПОП, что теоретически позволяет стране более корректно соизмерять свои прогнозы с выявленными ожиданиями других участников. В то же время, ФМСПП представляет собой наиболее «статусный» ресурс для развития имиджа не только инфраструктурной инициативы, но и самого Китая как ее политического распорядителя. Об этом говорит регулярность проведения Форума, отличающего его от того же Саммита «Одного пояса, одного пути»; руководство Китая понимает, что ему едва ли удалось бы привлекать руководителей всех стран, в присутствии которых оно заинтересовано, каждый год. Более редкое проведение мероприятия нежелательно ввиду намерения КНР поддерживать высокие темпы проведения проекта, что требует обновлять сведения о позициях ключевых партнеров как можно чаще.
Что касается перспектив и возможностей для России, являющейся одним из партнеров КНР по инициативе ОПОП и участницей ФМСПП, они определяются ее относительно
изолированным положением и интересами в развитии собственного интеграционного проекта — Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Российская транспортная инфраструктура является составной частью Китайско-Монгольско-Российского экономического коридора. Предприятия, связанные с «Ямал СПГ», являются стратегически важным активом в товарообороте между Россией и КНР; их развитие
рассматривается как один из проектов в рамках ОПОП1191. В своем выступлении на II форуме «Пояс и путь» В. Путин отметил, что в рамках инициативы рассматривается возможность сопряжения Северного морского пути и Морского шелкового пути. Другое
ключевое направление — прокладка трубопровода «Сила Сибири» Для
финансирования этих проектов был создан Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ)1181. Участвуя в инициативе ОПОП, российской внешней политике необходимо оглядываться на опыт стран, чьи экономики пострадали из-за растущих обязательств по выплатам кредитов. При многосторонних переговорах с китайской стороной и российскими партнерами по ЕАЭС следует отдавать предпочтение таким проектам, которые укрепляли бы транспортную связность России и государств Центральной Азии; такой подход, с одной стороны, выгоден РФ, нуждающейся в сокращении собственных расходов по финансированию транспортной инфраструктуры в регионе, а с другой — соответствует интересам КН Р, желающей иметь возможность пользоваться диверсифицированной системой транспортного сообщения, частично снимающей издержки, связанные с присущей региону политической нестабильностью. При этом финансирование таких проектов должно проводиться на прозрачных условиях и совместно, так как дефолт или существенный дефицит баланса текущих операций любой из стран Центральной Азии так или иначе окажет негативное воздействие на региональные позиции самой России. Подходящим механизмом для реализации финансирования может стать не только РКИФ, но и Евразийский банк развития (ЕАБР). Сдержанная и осторожная внешняя политика России по отношению к китайским инфраструктурным проектам способна выработать модели сотрудничества, которые могут быть обобщены и изложены в решениях будущего III Форума «Пояс и путь», тем самым пополнив дипломатический инструментарий других государств-участников мероприятия, что станет ценным вкладом в формирующуюся повестку институционального регионализма АТР.
* В научном дискурсе в равной степени представлены следующие варианты названия института на русском языке: Форум «Один пояс, один путь»; Форум «Один пояс — один путь»; Форум «Пояса и пути»; Форум международного сотрудничества «Пояс и путь»; и другие. Далее в статье применительно к самой совокупности проектов, относящихся к инициативе «Один пояс, один путь», используется аббревиатура ОПОП, а к проведенному институту — Форум «Пояс и путь».
Библиография
1. Белов, А. Asia Times: Рост влияния КНР не должен повергать Индию в панику [Электронный ресурс]. // REGNUM. — 27 апреля 2019. — URL: https://regnum.ru/news/2620549.html (дата обращения: 28.04.2019)
2. Внешнеторговый оборот Монголии в 2018 году вырос на 22,3 процента [Электронный ресурс]. // СИНЬХУА Новости. — 15 января 2019. — URL: http://russian.news.cn/2019-01/15/c_137745872.htm (дата обращения: 28.04.2019)
3. Второй Форум высокого уровня по международному сотрудничеству «Один пояс, один путь»: новые вызовы и возможности [Электронный ресурс]. // Жэньминь жибао. — 26 апреля 2019. — URL:
http://russian.people.com.cn/n3/2019/042б/c95181-9572824.html (дата обращения : 28.04.2019)
4. Джереми, П., Саид, Ш. Как Китай подтолкнул Пакистан к кризису [Электронный ресурс]. // Ведомости. — 30 июля 2018. — URL:
https ://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/07/31/77б943-kitai-podtolknul-pakistan (дата обращения: 28.04.2019)
5. Индия вновь бойкотирует форум «Один пояс — один путь» в КНР [Электронный ресурс]. // REGNUM. — 21 марта 2019. — URL: https://regnum.ru/news/259б034.html (дата обращения: 28.04.2019)
6. Коростиков, М. Китай проводит перепись попутчиков [Электронный ресурс]. // Коммерсант. — 2б апреля 2019. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3955425 (дата обращения: 28.04.2019)
7. Матвеев, П. Развитие Северного морского пути, цифровая экономика, энергетика — выступление Владимира Путина на форуме «Один пояс, один путь» [Электронный ресурс]. // Первый канал. — 27 апреля 2019. — URL: https://www.1tv.ru/news/2019-04-27/3б4278-
razvitie_severnogo_morskogo_puti_tsifrovaya_ekonomika_energetika_vystuplenie_vladi mira_putina_na_forume_odin_poyas_odin_put
8. Мирзиёев предложил ввести сквозной тариф по железной дороге из Китая в Европу [Электронный ресурс]. // Sputnik News. — 27 апреля 2019. — URL:
https ://uz.sputniknews.ru/politics/20190427/113б8751/Mirziev-predlozhil-vvesti-skvoznoy-tarif-po-zheleznoy-doroge-iz-Kitaya-v-Evropu.html (дата обращения : 28.04.2019)
9. Наркевский, Д. Китай — Индия: незамеченная встреча глобального масштаба [Электронный ресурс]. // РСМД: Российский совет по международным делам. — 4 мая 2018. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kitay-indiya-nezamechennaya-vstrecha-globalnogo-masshtaba/ (дата обращения: 28.04.2019)
10. Программа по созданию экономического коридора Китай — Монголия — Россия [Электронный ресурс]. // Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия. — 201б. — URL: http://minpromtorg.govrb.ru/rus-ch-mn.pdf (дата обращения: 28.04.2019)
11. Си Цзиньпин призвал ускорить создание экономического коридора Китай — Монголия — Россия [Электронный ресурс]. // ТАСС. — 25 апреля 2019. — URL: https://tass.ru/ekonomika/б37б830 (дата обращения: 28.04.2019)
12. AIIB to co-finance 1st project with ADB in Pakistan // CCTV [official website]. — May 5, 201б. — URL:
http://english.cctv.com/201б/05/05/VIDEIhiTxWIGn8ibSnUiRGMA1б0505.shtml (дата обращения: 28.04.2019)
13. Aneja, A. Bangladesh-China-India-Myanmar (BCIM) Economic Corridor no longer listed under BRI umbrella // The Hindu [official website]. — April 28, 2019. — URL:
https ://www.thehindu.com/news/international/bangladesh-china-india-myanmar-bcim-economic-corridor-no-longer-listed-under-bri-umbrella/article2б971б13.ece (дата обращения: 28.04.2019)
14. Articles of Agreement // Asian Infrastructure Investment Bank [official website]. — June 29, 2015. — URL: https://www.aiib.org/en/about-aiib/basic-documents/_download/articles-of-agreement/basic_document_english-bank_articles_of_agreement.pdf (дата обращения: 28.04.2019)
15- Belt and Road Forum to bring about fresh ideas // The State Council of the People's Republic of China [official website]. — May 12, 2017. — URL:
http://english.gov.cn/news/video/2017/05/12/content_281475653319187.htm (дата
обращения: 28.04.2019)
16. Belt and Road Summit [official website]. — URL:
http://www.beltandroadsummit.hk/en/index.html (дата обращения: 28.04.2019)
17. Bhattacharjee, R. Bangladesh, China, India and Myanmar-Economic Corridor: Ushering a New Era of Interconnectedness // Indian defence review [official website]. — September 18, 2016. — URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?
q = cache:7o3H06qG5zsJ:www.indiandefencereview.com/spotlights/bangladesh-china-india-and-myanmar-economic-corridor-ushering-a-new-era-of-
interconnectedness/+&cd = 3&hl = ru&ct=clnk&gl = ru (дата обращения: 28.04.2019)
18. BRI Institutions // Belt and Road Initiative [official website]. — 2019. — URL: https ://www.beltroad-initiative.com/institutions-and-mechanisms/ (дата обращения: 28.04.2019)
19. BRI Projects // Belt and Road Initiative [official website]. — 2019. — URL: https://www.beltroad-initiative.com/projects/ (дата обращения: 28.04.2019)
20. China's Economic Corridors // New Dehli Times [official website]. — January 29, 2016. — URL: http://www.newdelhitimes.com/chinas-economic-corridors123 (дата обращения: 28.04.2019)
21. China vows to battle Belt and Road debt risks // The Jago Times [official website]. — April 28, 2018. — URL: http://jagotimes.com/china-vows-to-battle-belt-and-road-debt-risks (дата обращения: 28.04.2019)
22. Connectivity in Central Asia. Reconnecting the Silk Road // European Parliament [official website]. — April 2019. — URL:
http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2019/637891/EPRS_BRI(2019)63 7891_EN.pdf (дата обращения: 28.04.2019)
23. Expert insights: Infrastructure investment trends on the Belt and Road // HKTDC Research [official website]. — September 20, 2018. — URL:
http://beltandroad.hktdc.com/en/insights/expert-insights-infrastructure-investment-trends-belt-and-road (дата обращения: 28.04.2019)
24. Gerstel, Dylan. It's a (Debt) Trap! Managing China-IMF Cooperation Across the Belt and Road // CSIS: Center for Strategic & International Studies [official website]. — October 17, 2018. — URL: https://www.csis.org/npfp/its-debt-trap-managing-china-imf-cooperation-across-belt-and-road (дата обращения: 28.04.2019)
25. Greater Mekong Subregion (GMS) in the Spotlight // Asian Development Bank [official website]. — 2019. — URL: https://www.adb.org/countries/gms/main (дата обращения: 28.04.2019)
26. Hart, M. Central Asia's Oil and Gas Now Flows to the East // The Diplomat: [official website]. — August 18, 2016. — URL: http://thediplomat.com/2016/08/central-asias-oil-and-gas-now-flows-to-the-east (дата обращения: 28.04.2019)
27. Hillman, Jonathan E. China's Belt and Road Initiative: Five Years Later // CSIS: Center for Strategic & International Studies [official website]. — January 25, 2018. — URL: https ://www.csis.org/analysis/chinas-belt-and-road-initiative-five-years-later-0 (дата обращения: 28.04.2019)
28. Janssen, Peter. Land-locked Laos on track for controversial China rail link // Nikkei Asian Review [official website]. — June 24, 2017. — URL:
https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Land-locked-Laos-on-track-for-controversial-China-rail-link (дата обращения: 28.04.2019)
29. Jia, C. Leveraging private funds prioritized in BRI projects // China Daily [official website]. - April 26, 2019. - URL:
http://global.chinadaily.com.en/a/201904/26/WS5cc20b24a3104842260b868c.html (дата обращения: 28.04.2019)
30. Joint Communique of the Leaders' Roundtable of the 2nd Belt and Road Forum for International Cooperation // The Second Belt and Road Forum for International Cooperation [official website]. — April 27, 2019. — URL:
http://www.beltandroadforum.org/english/n100/2019/0427/c36-1311.html (дата обращения: 28.04.2019)
31. Khan, S. PM Imran reaches Beijing for second official visit of China // Dawn [official website]. — April 25, 2019. — URL: https://www.dawn.com/news/1478336/pm-imran-reaches-beijing-for-second-official-visit-of-china (дата обращения: 28.04.2019)
32. Kuo, Lily. Belt and Road forum: China's 'project of the century' hits tough times // The Guardian: [official website]. — April 25, 2019. — URL:
https ://www.theguardian.com/world/2019/apr/25/belt-and-road-forum-chinas-project-of-the-century-hits-tough-times (дата обращения: 28.04.2019)
33. Malaysia's Mahathir Mohamad warns against 'new colonialism' during China visit // ABC News [official website]. — August 20, 2018. — URL:
https ://www.abc.net.au/news/2018-08-21/mahathir-says-china-will-sympathise-with-malaysia-problems/10145750 (дата обращения: 28.04.2019)
34. Mongolia: key economic indicators // The Observatory of Economic Complexity [official website]. — MIT. — 2019. — URL: http://atlas.media.mit.edu/en/profile/country/mng (дата обращения: 28.04.2019)
35. Pomphret, Richard. The Eurasian Landbridge and China's Belt and Road Initiative // VOX: CEPR policy portal [official website]. — May 2, 2018. — URL:
https ://voxeu.org/article/eurasian-landbridge-and-chinas-belt-and-road-initiative (дата обращения: 28.04.2019)
36. Ramachandran, S. Iran, China and the Silk Road Train // The Diplomat: [official website]. — March 30, 2016. — URL: http://thediplomat.com/2016/03/iran-china-and-the-silk-road-train (дата обращения: 28.04.2019)
37. Shepard, W. How China's Belt And Road Economic Corridors Are Enhanced By The UN's TIR Convention // Forbes [official website]. — August 22, 2016. — URL: http://www.forbes.com/sites/wadeshepard/2016/08/22/how-the-emerging-china-mongolia-russia-economic-corridor-is-enhanced-by-the-uns-tir-convention (дата обращения: 28.04.2019)
38. Tiezzi, Shannon. Who Is (and Who Isn't) Attending China's 2nd Belt and Road Forum? // The Diplomat: [official website]. — April 27, 2019. — URL:
https ://thediplomat.com/2019/04/who-is-and-who-isnt-attending-chinas-2nd-belt-and-road-forum (дата обращения: 28.04.2019)
39. The Belt and Road Initiative // HKTDC Research [official website]. — May 3, 2018. — URL: http://china-trade-research.hktdc.com/business-news/article/The-Belt-and-Road-Initiative/The-Belt-and-Road-Initiative/obor/en/1/1X3CGF6L/1X0A36B7.htm (дата обращения: 28.04.2019)
40. The Silk Belt and Road Initiative // Global Security [official website]. — 2016. — URL: http://www.globalsecurity.org/military/world/china/silk-road-initiative.htm (дата обращения: 28.04.2019)
41. Yesmin, S. Tapping the potential of BCIM-EC // The Financial Express [official website]. — February 17, 2019. — URL:
https ://thefinancialexpress.com.bd/views/views/tapping-the-potential-of-bcim-ec-1550415602 (дата обращения: 28.04.2019