Научная статья на тему 'Особенности и ключевые тенденции в сотрудничестве РФ и КНР в области высшего образования'

Особенности и ключевые тенденции в сотрудничестве РФ и КНР в области высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / РОССИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВМЕСТНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРАНТОВ / CHINA / RUSSIA / COOPERATION / HIGHER EDUCATION / JOINT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сан Тяньцзы

Рассматриваются современное состояние и перспективы развития сотрудничества КНР и РФ в области образования. В условиях реализации проекта «Один пояс один путь» с Евразийским экономическим союзом для сотрудничества двух стран в области высшего образования открываются новые возможности и перспективы. В статье основной акцент сделан на особенностях, проблемах и новых возможностях подготовки специалистов в области науки и образования, обучения студентов и развития межкультурных коммуникаций. Рассмотрено сотрудничество между странами на нескольких уровнях подготовки: на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Проведен детальный анализ существующих соглашений и сделан вывод о перспективах развития с учетом потребностей двух стран. Предлагаемый анализ позволит не только составить представление относительно сегодняшнего состояния сотрудничества двух стран в области высшего образования, но и определить вектор дальнейшего развития для укрепления международных связей в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Features and Key Tendencies in Partnership between Russian Federation and China in Higher Education Field

This study discusses the current state and prospects of cooperation between China and Russia in the field of education. In the context of the project “The Belt and Road Initiative”, the Eurasian economic Union for cooperation between the two countries in the field of higher education opens up new opportunities and prospects. Cooperation between countries at several levels of training: at the level of undergraduate, graduate and postgraduate studies. This paper focuses on the features, problems and new opportunities of training in the field of science and education, training of students and he development of intercultural communication. The article provides a detailed analysis of the existing agreements and concludes with the development prospects, taking into account the needs of the two countries. The presented analysis will make it possible to form an idea about not only the current state of cooperation in higher education for the two countries, but also to determine the vector of further development to strengthen international relations in this area.

Текст научной работы на тему «Особенности и ключевые тенденции в сотрудничестве РФ и КНР в области высшего образования»

УДК 378.4; 399.92 JEL A20, F55

DOI 10.25205/2542-0429-2019-19-1-107-114

Особенности и ключевые тенденции в сотрудничестве РФ и КНР в области высшего образования

Сан Тяньцзы

Хэйлунцзянский университет Харбин, КНР

Аннотация

Рассматриваются современное состояние и перспективы развития сотрудничества КНР и РФ в области образования. В условиях реализации проекта «Один пояс - один путь» с Евразийским экономическим союзом для сотрудничества двух стран в области высшего образования открываются новые возможности и перспективы. В статье основной акцент сделан на особенностях, проблемах и новых возможностях подготовки специалистов в области науки и образования, обучения студентов и развития межкультурных коммуникаций. Рассмотрено сотрудничество между странами на нескольких уровнях подготовки: на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Проведен детальный анализ существующих соглашений и сделан вывод о перспективах развития с учетом потребностей двух стран. Предлагаемый анализ позволит не только составить представление относительно сегодняшнего состояния сотрудничества двух стран в области высшего образования, но и определить вектор дальнейшего развития для укрепления международных связей в данной сфере. Ключевые слова

Китай, Россия, сотрудничество, высшее образование, совместная подготовка бакалавров и магистрантов Источник финансирования

Статья выполнена в рамках гранта Правительства КНР «Проект реформы образования выпускников университета провинции Хэйлунцзян в рамках совместной аспирантуры» / —

, JGXM_YJS_2018029

Для цитирования

Сан Тяньцзы. Особенности и ключевые тенденции в сотрудничестве РФ и КНР в области высшего образования // Мир экономики и управления. 2019. Т. 19, № 1. С. 107-114. DOI 10.25205/2542-0429-2019-19-1-107-114

Main Features and Key Tendencies in Partnership between Russian Federation and China in Higher Education Field

Sang Tianzi

Heilongjiang University Harbin, China

Abstract

This study discusses the current state and prospects of cooperation between China and Russia in the field of education. In the context of the project "The Belt and Road Initiative", the Eurasian economic Union for cooperation between the two countries in the field of higher education opens up new opportunities and prospects. Cooperation between countries at several levels of training: at the level of undergraduate, graduate and postgraduate studies. This paper focuses on the features, problems and new opportunities of training in the field of science and education, training of students and he development of intercultural communication. The article provides a detailed analysis of the existing agreements and concludes with the development prospects, taking into account the needs of the two countries. The presented analysis will make it possible to form an idea about not only the current state of cooperation in higher education for the two countries, but also to determine the vector of further development to strengthen international relations in this area. Keywords

China, Russia, cooperation, higher education, joint training

© Сан Тяньцзы, 2019

Funding

The research was carried out with the grant Government of China For citation

Sang Tianzi. Main Features and Key Tendencies in Partnership between Russian Federation and China in Higher Education Field. World of Economics and Management, 2019, vol. 19, no. 1, p. 107-114. (in Russ.) DOI 10.25205/25420429-2019-19-1-107-114

Образование является краеугольным камнем социального развития и неисчерпаемой движущей силой человеческого прогресса. Фактор образования закладывается как фактор роста в большинство моделей стабильного развития экономики, выступая значимым фактором развития человеческого капитала (модели Р. Лукаса и модель Узавы - Лукаса [1; 2]). В условиях развития глобализации и интернационализации на мировых рынках наиболее быстро развивающимся сегментом является направление магистратуры - студенты, получая степень бакалавра в своей стране, стремятся повысить свою конкурентоспособность за счет международного опыта.

Важно отметить, что Китай на протяжении всей своей истории выстраивает дружеские и стабильные отношения с соседними государствами. Российская Федерация занимает особое почетное место в ряду других стран-партнеров. В настоящее время сотрудничество между Китаем и Россией в области высшего образования в основном осуществляется в рамках Китайско-российского комитета по гуманитарному сотрудничеству в соответствии с программой Китайско-российского комитета по гуманитарному сотрудничеству и Китайско-российского департамента по сотрудничеству в области образования. Договорно-правовая база основывается на «Соглашении между Минобрнауки России и Минобразования Китая о сотрудничестве в области образования» от 9 ноября 2006 г. [3. С. 858]. Благодаря активному личному участию лидеров двух стран в последнее время сотрудничество в области образования быстро развивается.

В условиях активного сотрудничества между двумя странами постоянно возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах широкого профиля для обеспечения устойчивого развития экономик двух стран в будущем. С активным развитием приграничных территорий и необходимостью создания условий реализации совместных инвестиционных проектов сотрудничество в области высшего образования между КНР и РФ приобретает все большую значимость.

Российская Федерация, являясь преемницей СССР и ее системы высшего образования, смогла аккумулировать достаточный опыт успешной подготовки высококвалифицированных кадров. В то же время новый амбициозный федеральный проект в области поддержки системы высшего образования - проект «5-100» - призван усилить позиции российских вузов на международном рынке образовательных услуг.

Китай всегда проявлял большой интерес к советской научной школе. Это обусловлено актуальностью и высоким уровнем достижений советской науки. После распада Союза данный интерес не только сохранился, но и усилился - КНР увидела для себя новые возможности сотрудничества в условиях меняющихся и быстро растущих рынков. C сентября 2017 г. в Китае появился новый проект, поддерживающий развитие высшего образования «Double First-Class University Plan». В рамках данного проекта китайские университеты, как и российские, были призваны войти в международные рейтинги мировых вузов по подготовке специалистов различного профиля. На сегодняшний день, согласно рейтингам QS, китайские вузы демонстрируют большие достижения в сфере ИТ, гражданской инженерии, механической инженерии. Многие российские вузы имеют прорывные программы подготовки и инновационные научные достижения в этой области, что значительно повышает перспективы сотрудничества двух стран.

Стремясь к повышению международной конкурентоспособности высшего образования, две страны могут не только развивать сотрудничество в областях, где они имеют значитель-

ные достижения, но и развивать новые направления подготовки на основе имеющегося опыта и требований современного рынка труда. При этом Россия и Китай получают неоспоримые преимущества от данной совместной работы, среди которых обеспечение китайских и российских вузов высококлассным уровнем преподавания, постоянное совершенствование научно-теоретической и прикладной базы, рост уровня квалификации преподавательского состава.

В своей работе Sporn [4] отмечает, что в странах ЕС на сегодняшний день ощущается большая нехватка студентов по естественнонаучным, технологическим, инженерным и математическим специальностям. Harman [5] отметил значимость объединения усилий университетов различных стран для повышения конкурентоспособности. В связи с этим углубленное и плодотворное долгосрочное сотрудничество наших стран в этих областях поможет в скорой перспективе превзойти многие развитые страны, что является неоспоримым преимуществом для России и Китая.

Согласно статистике последних лет, КНР и РФ активно наращивают сотрудничество в сфере науки и образования: в 2016 г. общий обмен студентами составил порядка 70 тысяч человек, планируется, что к 2020 г. их численность возрастет как минимум еще на 10 000 человек [6. C. 56]. Страны активно развивают языковые школы, в КНР на сегодняшний день работают 22 центра русского языка, в РФ действуют 22 класса Конфуция [7]. В рамках развития сотрудничества с ШОС и странами БРИКС руководство КНР и РФ неоднократно заявляли о том, что планируют активно наращивать сотрудничество в области высшего образования.

Для КНР суть совместных образовательных программ заключается в привлечении высококачественных международных образовательных ресурсов в сферу образовательных услуг Китая, развитии подхода «мягкой силы» в обучении и управлении учебными учреждениями и в конечном счете в повышении международной конкурентоспособности образования КНР. Такие меры призваны привести к удовлетворению растущих потребностей населения страны в качественном образовании и в будущем стать драйвером социально-экономического роста страны в целом [8. С. 135].

На сегодняшний день все существующие программы сотрудничества между странами в области высшего образования условно можно разделить на 4 группы: создание единого «совместного заведения» 1, реализация совместной образовательной программы уровня бакалавриата и магистратуры 2, совместная аспирантура 3, совместные курсы переподготовки или повышения квалификации (совместная подготовка между вузами) (рис. 1).

Современное состояние сотрудничества КНР и РФ в области высшего образования (создание единого «совместного заведения», программы подготовки)

По актуальным данным министерства образования КНР, в настоящее время существует 83 совместных программы и 7 совместных учебных заведений по подготовке кадров (на уровне бакалавриата и магистратуры) в 19 провинциях и городах КНР.

Из рис. 2 видно, что учебные заведения, расположенные в северных провинциях Китая, наиболее активно вовлечены в процесс взаимодействия с российскими университетами-партнерами. Так, в провинции Хэйлунцзян действует 43 совместных учебных программы и 1 совместное учебное заведение. В качестве причины следует выделить географическую близость к РФ, наличие на сегодняшний день проверенных связей и партнерских отношений,

1 Создание учебной программы, предусматривающей получение двойного диплома при обучении в базовом китайском вузе.

2 Сотрудничество в области высшего образования РФ и КНР может подразумевать сразу несколько направлений подготовки.

3 В системе образования КНР отдельно существует институт, называемый «аспирантурой», который занимается подготовкой магистрантов и аспирантов.

Государственная поддержка (политика и проект)

i

Концепция

образовательных

методов

Преподавательские ресурсы

Научные исследования

взаимодополнение

I

t

различия

Китайские вузы

Российские вузы

Совместное заведение

Совместная программа

Совместная аспирантура

Совместная подготовка между вузами

Высококва-лифициро-ванные специалисты со знанием языка

и специальности

t

Потребности развития собственно университета

Рис. 1. Схема совместной подготовки китайских и российских университетов Fig. 1. Scheme of partnership of Chinese and Russian universities

совместных программ и проектов. Однако в последний год наблюдался рост сотрудничества с вузами РФ не только северных территорий, активно стало развиваться сотрудничество в южных провинциях КНР (например, в провинции Цзянсу, Чжэцзян и Гуандун в последнее время открыли совместное научное заведение). На сегодняшний день южные провинции Китая ассоциируются с созданием условий для активного экономического роста всего КНР. Именно на юге сосредоточена огромная доля производственных предприятий и экономически важных активов страны. Поэтому открытие университетских центров на юге Китая создает наиболее привлекательные условия для студентов, следовательно, способствует популяризации российско-китайского образования и повышения имиджа данного образования в целом.

На рис. 3 представлены существующие направления сотрудничества в вопросе высшего образования между КНР и РФ.

Основными направлениями подготовки в области высшего образования между Китаем и Россией являются инженерно-технические (34,4 % от общего числа программ) и гуманитарные (32 4 %) науки. Данные специальности востребованы на рынке труда. Кроме того, КНР выделяет данные специальности как значимые для стабильного развития экономики. Если обратить внимание на состав гуманитарных наук, можно заметить, что среди них на сотрудничество в области искусства приходится максимальная доля - 34 % от всего числа программ, на лингвистику - лишь 12 % (4 программы по направлению «Лингвистика»). Таким образом, сотрудничество между двумя странами может сводиться не только к совместным языковым программам подготовки, но и к сотрудничеству в других областях, причем как на русском, китайском, так и английском языке.

Рис. 2. Статистика по количеству существующих программ подготовки и научных заведений в КНР,

совместных с РФ, ед.

Источник: официальный сайт Министерства образования КНР, http://www.crs.jsj.edu.cn/index/sort/1006

Fig. 2. Statistics on the number of existing programs and scientific institutions in the PRC, joint with the Russian Federation, pcs

Естественные науки - 7; 8 %

Рис. 3. Структура специальностей в совместных программах подготовки между КНР и РФ Источник: официальный сайт Министерства образования КНР

Fig. 3. Structure of specialties in joint training programs between the PRC and the Russian Federation

Улучшение качества и эффективности образования является важнейшим условием для развития образования в обеих странах. Главной целью совместных образовательных программ является подготовка высококвалифицированных кадров. Поэтому контроль за качеством играет особую роль в процессе совместной подготовки. Министерство образования КНР строго контролирует качество преподавания в совместных учреждениях и программах. В итоге, в результате мониторинга качества, из-за несоответствия требованиям были закрыты 42 совместные китайско-российские программы. Проанализировав действующие программы и заведения, следует заметить, что передовые вузы КНР принимают активное участие в развитии сотрудничества в области образования: Цзилинский университет, Пекинский политехнический университет, Северно-восточный лесной университет, Харбинский инженерный университет.

Программы совместной магистратуры

В системе высшего образования магистратура является ключевым звеном и важным мостом для основных функций высшего образования, таких как подготовка кадров, научные исследования, социальные услуги и культурное наследие [9. С. 2]. В Китае на сегодняшний день действуют 4 совместных с РФ программы подготовки магистрантов. Особо среди них следует отметить магистратуру Хэйлунцзянского университета и Новосибирского государственного университета, которая была создана и выделена скорее как отдельный институт (совместный вступительный экзамен, учебная программа, механизм управления и т. д.), в котором обучаются китайские магистранты. Совместная аспирантура между Шаньдунским университетом и Российским университетом дружбы народов, совместная аспирантура между Харбинским политехническим университетом и Московским государственным техническим университетом имени Баумана работают как платформа двухстороннего обмена, в них обучаются как китайские, так и российские магистранты.

В таблице представлена информация о действующих на сегодняшний день программах подготовки магистрантов в КНР и РФ.

Ключевые показатели совместных программ подготовки магистрантов КНР и РФ Key indicators ofjoint training programs for undergraduates of China and the Russia

Вузы Специальности

с Китайской стороны с Российской стороны

Хэйлунцзянский университет Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ) Математика, Химия, Биология, Экология, Оптика, Юриспруденция, Финансы

Шаньдунский университет Российский университет дружбы народов Политология, Международные отношения, Социология, Философия, История, экология, Регионоведение

Харбинский политехнический университет Московский государственный технический университет имени Баумана Проектирование и инженерия летательных аппаратов

Пекинский университет Московский государственный университет имени Ломоносова Все специальности

Источник: составлено автором.

В рамках совместной магистратуры обучающиеся студенты (русские и китайские) имеют двух научных руководителей, имеют возможность обучаться на государственное финансиро-

вание от одной из стран - участниц сотрудничества и в итоге получить два диплома - и российский, и китайский.

Совместная подготовка между вузами КНР и РФ

Кроме совместного заведения и реализации совместных программ, одобренных Министерством образования как в КНР, так и в РФ, на уровне университетов в Китае существует много проектов и программ совместной подготовки. Ключевым их отличием от создания совместных заведений является то, что студенты совместных заведений учатся на территории Китая и получают дипломы из Китая и России, а формы сотрудничества между вузами более разнообразны, при этом профессорско-преподавательский состав представлен специалистами обеих стран. В статусе «китайско-российского института» работают 3 института на территории КНР. Среди них активно работает китайско-российский институт, основанный Хэй-лунцзянским университетом и Новосибирским государственным университетом. Институт был создан в 2011 г. и функционирует по 6 направлениям (Математика и прикладная математика, Химическая технология и инженерия, Биохимия, Прикладная физика, Юриспруденция, Финансы). На сегодняшний день китайско-российский институт насчитывает более 2 500 выпускников различного профиля, на его базе активно развивается сотрудничество двух стран не только в области образования, но и в области проведения совместных исследований, получения грантов.

Проблемы и перспективы

Сотрудничество в области образования - довольно трудоемкий процесс, которому сопутствует целый ряд сложных задач. Прежде всего необходимо отметить, что взаимодействие России и Китая в области образования нужно рассматривать через призму системного подхода, а значит, учитывать все особенности, проблемные точки и перспективы развития. Важно также рассматривать данное сотрудничество с точки зрения развития межкультурной коммуникации, учета всех факторов долгосрочного социально-экономического развития обеих стран.

Во-первых, следует обратить внимание на сложность изучения русского и китайского языков. Языковой барьер создает дополнительные препятствия для совместной работы, и, чтобы данный барьер был преодолен, нужно развивать и постоянно совершенствовать эффективные методики и технологии обучения студентов русскому и китайскому языкам соответственно. Для того чтобы участник образовательной программы смог полноценно участвовать в образовательном процессе и обучаться специальности, необходимо обладать должным уровнем владения иностранным языком, на котором происходит обучение. Это требует наличия необходимого количества академических часов, эффективных методик и построения программ обучения таким образом, чтобы в процессе обучения студенты могли не только осваивать базовые дисциплины, но и совершенствовать иностранный язык.

Следующей немаловажной задачей является создание условий для популяризации бренда совместных университетов. За годы совместной работы высших образовательных учреждений двух стран не было уделено достаточного внимания развитию и инвестированию в бренды совместных программ, повышения их узнаваемости в информационном пространстве.

Надо отметить, что недавнее создание в городе Шэньчжэнь совместного российско-китайского университета на базе МГУ имени М. В. Ломоносова и Пекинского политехнического университета (университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне) позволило реализовать новую форму сотрудничества образовательных организаций высшего образования двух стран, привлекая большое внимание от обоих лидеров. Совместное развитие инициативы «Один пояс - один путь» и усилия Евразийского экономического союза обеспечивают платформу и возможность для совместной подготовки кадров. Китайские и российские вузы должны воспользоваться возможностью, углубить плодотворное сотрудничество, чтобы усилить влияние образования обеих стран в мире.

Список литературы / References

1. Lucas R. On the mechanics of economic development. Journal of Monetary Economics, 1988, vol. 22, p. 3-42.

2. Uzawa H. Optimal technical change in an aggregate model of economic growth. International Economic Review, 1965, vol. 6 (1), p. 18-31.

3. Ефремова Л. И. О российско-китайском сотрудничестве в области образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17, № 4. С. 857-865. DOI 10.22363/2313-0660-2017-17-4-857-865

Efremova L. 1 Russian-Sino Cooperation in Education. Vestnik RUDN. International Relations, 2017, vol. 17 (4), p. 857-865. (in Russ.) DOI 10.22363/2313-0660-2017-17-4-857-865

4. Sporn B. Management in Higher Education: Current Trends and Future Perspectives in European Colleges and Universities. In: Berg R. (ed.). Dialogue between Higher Education Research and Practice. Kluwer Academic Publishers, 2003, p. 97-107.

5. Harman K. Institutional Mergers in Higher Education: Lessons from International Experience.

Tertiary Education and Management, 2003, vol. 9, no. 1, p. 29-44.

6. Го Цян, Чжао Фэнбо. Китайско-российское трансграничное высшее образование в рамках инициативы «одного пояса - одного пути» // Исследования в области высшего образования в Китае. Пекин, 2017. Вып. 7. C. 56-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Guo Qiang, Zhao Fenbo. Sino-Russian Transboundary Higher Education in the framework of the "one-way belt" initiative. In: Research in the field of higher education in China. Beijing, 2017, iss. 7, p. 56-61. (in Russ.)

7. Яценко Е. Б. Анализ состояния и перспектив развития сотрудничества России и Китая в области образования в рамках государственных усилий и университетских инициатив. URL: http://human.snauka.ru/2017/12/24720

Yatsenko E. B. Analysis of the state and prospects of development of cooperation between Russia and China in the field of education in the framework of state efforts and university initiatives. URL: http://human.snauka.ru/ 2017/12/24720 (in Russ.)

8. Ван Ли, Баранова И. И. Совместные образовательные программы китайских университетов и российских вузов: состояние, тенденции и перспективы // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, № 1. С. 134-141. DOI 10.18721/JHSS.8116

Wang Li, Baranova I I. State, tendencies and prospects of joint educational programs of Chinese and Russian universities. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 2017, vol. 8 (1), p. 134-141. (in Russ.) DOI 10.18721/ JHSS.8116

9. Чжан Шулин, Ли Цзиньлун, Пэй Сюй. Исследования по реформе механизма совместной подготовки аспирантов в рамках совместной инновационной среды. М.: Изд-во высшего образования, 2016. 311 c.

Zhang Shulin, Li Jinlong, Pei Xu. Research on the reform of the mechanism of joint training of graduate students in the framework of a joint innovation environment. Moscow, Publishing House of Higher Education, 2016, 311 p. (in Russ.)

Материал поступил в редколлегию Received 18.01.2019

Сведения об авторе / Information about the Author

Сан Тяньцзы, научный сотрудник, Хэйлунцзянский университет (ул. Сюефулу, 74, Харбин, 150028, Китай)

Sang Tianzi, researcher, Heilogjiang University (Cuefulu, 74, Haerbin, 150028, China)

501252414@qq.com ORCID 0000-0002-5040-1262

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.