Научная статья на тему 'Сравнение некоторых элементов системы образования в Китае и России'

Сравнение некоторых элементов системы образования в Китае и России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7099
1115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ / ПРОЕКТ "DOUBLE TOP UNIVERSITY" / "ДВОЙНОЙ ТОП" / THE EDUCATION SYSTEM OF CHINA / EDUCATION SYSTEM OF RUSSIA / PROJECT "DOUBLE TOP UNIVERSITY" / "DOUBLE TOP"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ло Ваньци, Болотова Елена Леонидовна

В статье приводится сравнительная характеристика базовых основ систем образования Китая и России. Авторы отмечают, что системы образования двух стран имеют свои отличительные особенности, достоинства и недостатки. В России взят курс на повышение доступности высшего образования. Китай начал реализацию проекта “Double top university” (Двойной топ), цель которого создание высших учебных заведений мирового уровня и подготовка высококлассных специалистов. Эта реформа будет способствовать улучшению качества высшего образования, в том числе и на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF EDUCATION SYSTEM IN CHINA AND RUSSIA

The article provides comparative characteristics of the basic foundations of education systems in China and Russia. The authors note that the education system of the two countries has its own distinctive features, advantages and disadvantages. Russia embarks on increasing the accessibility of higher education. China has begun implementing the “Double top university” (“Double top”), which aims at establishing institutions of higher education of world level and training of highly skilled professionals. This reform will contribute to improving the quality of higher education at the international level as well.

Текст научной работы на тему «Сравнение некоторых элементов системы образования в Китае и России»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ■ СТАНДАРТЫ И I ПЕДАГОГИЧЕСКАЯI ПРАКТИКА1

1УДК 378 ББК 74.04

СРАВНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ И РОССИИ

Ло Ваньци, Е. Л. Болотова

Аннотация. В статье приводится сравнительная характеристика базовых основ систем образования Китая и России. Авторы отмечают, что системы образования двух стран имеют свои отличительные особенности, достоинства и недостатки. В России взят курс на повышение доступности высшего образования. Китай начал реализацию проекта "Double top university" (Двойной топ), цель которого - создание высших учебных заведений мирового уровня и подготовка высококлассных специалистов. Эта реформа будет способствовать улучшению качества высшего образования, в том числе и на международном уровне.

Ключевые слова: система образования Китая, система образования России, проект "Double top university", «Двойной топ».

COMPARISON OF EDUCATION SYSTEM IN CHINA AND RUSSIA

Luo Wanqi, E. L. Bolotova

Abstract. The article provides comparative characteristics of the basic foundations of education systems in China and Russia. The authors note that the education system of the two countries has its own distinctive features, advantages and disadvantages. Russia embarks on increasing the accessibility of higher education. China has begun implementing the "Double top university" ("Double top"), which aims at establishing institutions of higher education of world level and training of highly skilled professionals. This reform will contribute to improving the quality of higher education at the international level as well.

Keywords: the education system of China, education system of Russia, project "Double top university", "Double top".

В настоящее время глобализация, развитые экономические отношения, образование играют важную роль в политике, экономике и культуре каждой страны. Специалисты отмечают: конкуренция в экономике -это конкуренция талантов, а конкуренция талантов фактически есть конкуренция систем образования.

Сегодня Китай ставит образование на первое место. Правительство Китая определило об-

разование в качестве приоритетного направления по развитию страны и предложило стратегический проект «Техника развивает страну». Лицом к модернизации, лицом к миру, лицом к будущему стала проводимая в Китае реформа образования. Для улучшения системы высшего образования в 2017 г. Китай предложил проект "Double top university" («Двойной топ») (создание университетов мирового уровня), который позволит осуществлять подготовку высококва-

лифицированных специалистов, пользующихся большим спросом на рынке труда; проводить исследования на самых передовых рубежах науки, публиковать результаты исследований в лучших научных изданиях, вносить вклад в технологические инновации страны [1].

Образование и для России, и для Китая является одной из приоритетных сфер развития. Растет понимание того, что это одно из условий экономического процветания и повышения уровня жизни населения [2]. Россия является страной, которая быстро развивает образование и науку. Система высшего образования в России является одной из сильнейших в мире. 16 ученых, выходцев из СССР и современной России, получили Нобелевские премии по физике, химике, литературе, экономике или медицине. Наибольшее количество лауреатов приходится на физику. Уровень образования России является передовым в мире. Кроме того, Россия наряду с другими странами в течение нескольких лет осуществляет модернизацию образования. Оба государства год за годом выделяют большие средства на развитие образования, что ускоряет процессы изменения мировой образовательной системы.

1. Особенности системы образования Китая.

1.1. Дошкольное образование. Дети от 3 до 5 лет получают образование в детском саду. Обычно китайские детские сады открываются частными предприятиями. В большом городе -промышленном центре - практически все дети могут получить дошкольное образование. В сельской местности, в деревнях, особенно в отдаленных и труднодоступных местах, в настоящее время получило распространение только одногодичное дошкольное образование.

1.2. Начальное образование. Дети от 6 до 11 лет получают образование в начальной школе. Как правило, китайские школы открываются местными правительствами. Широкое распространение в свое время получили школы, учредителями которых выступали предприятия и частные лица. В настоящее время такие школы почти все переданы под управление местным правительствам.

1.3. Среднее образование. В Китае такое образование получают граждане в возрасте от 12

до 17 лет. На этом уровне образования подростки могут пройти обучение в средней школе, старшей школе или в училище. Общеобразовательная школа подразделяется на среднюю и старшую школы. Каждый этап среднего образования длится три года, часть школьников после средней школы продолжает образование, а другая часть выбирает продолжение обучения в училище. Общеобразовательные школы обычно открываются правительствами каждой провинции Китая.

1.4. Высшее образование Китая представлено трехуровневой подготовкой специалистов. Подготовка бакалавров занимает до четырех лет, магистров - два-три года, подготовка докторов наук в аспирантуре длится два-три, реже четыре года. Вузы осуществляют образовательную, научную и общественную деятельность. Высшее образование в Китае реформируется в течение последних 40 лет [3]. С 2017 г. в стране началась реализация национального проекта «Двойной топ», задачей которого является создание университетов мирового уровня [4]. Это не только получение права на обучение иностранных студентов, но и проведение научных исследований и подготовка кадров в соответствии с международными стандартами.

1.5. Среднее специальное образование. Систему профессионального обучения создают начальные, средние и высшие профессиональные школы, центры профессиональной подготовки, технические школы. Такое образование направлено на подготовку специалистов к будущей работе, изучению теоретических основ и развитию практических навыков, относящихся к выбранной профессии. В начальные профессиональные школы принимают выпускников начальной общеобразовательной школы, достигших 12 лет. Обучение профессии длится три-четыре года. В профессиональные школы среднего уровня принимаются выпускники общеобразовательной школы первого уровня, закончившие 9 классов. Они готовятся к профессиональной деятельности в течение трех-четырех лет.

В высшие профессиональные школы поступают выпускники школы второй ступени (старшей школы). Обучение в таких школах длится два года. После завершения обучения выпускники могут начать самостоятельную професси-

ональную деятельность либо продолжить обучение в вузе по программе бакалавриата.

2. Система образования Российской Федерации

2.1. Дошкольное образование. Дошкольные образовательные организации (детский сад, детские ясли-сад, прогимназия, центры детского развития и др.) создаются государством и частными лицами в помощь семье для воспитания детей до 7 лет, охраны и укрепления их физического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития.

2.2. Общее образование. Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) имеют три уровня подготовки.

Начальное общее образование (I уровень) на основе комплексного развития формирует у школьника познавательную мотивацию и навыки учебной деятельности. Учебные предметы на этом уровне образования имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке.

Основное общее образование (II уровень) закладывает основы общеобразовательной подготовки, необходимой для включения в общественную жизнь и продолжения образования. Главная задача этого уровня образования - формирование основ научного мировоззрения. После завершения обучения на этом уровне образования выпускники могут продолжить свое обучение по программам среднего общего образования в школах или в организациях среднего профессионального образования.

Среднее общее образование (III уровень) завершает общеобразовательную подготовку учащихся, формирует и стимулирует способность заниматься самообразованием. Для более глубокой дифференциации обучения школа может ввести профильное обучение (гуманитарное, физико-математическое, экономическое и др.).

Специальные образовательные организации создаются для детей, имеющих отклонения в развитии. В такие организации дети и подростки направляются только с согласия родителей (законных представителей) по заключению медико-психолого-педагогической комиссии. В этих учреждениях обеспечивается лече-

ние, коррекция, обучение и социальная адаптация таких детей.

2.3. Среднее профессиональное образование. Профессиональные образовательные организации создаются для реализации программ среднего профессионального образования. Техникумы, колледжи, училища готовят рабочих и служащих, а также специалистов среднего звена на базе основного и среднего общего образования.

2.4. Высшее образование. Высшее образование осуществляется в институтах, университетах, академиях, то есть в высших учебных заведениях. Высшее образование реализуется по уровням - бакалавриат, магистратура, аспирантура. Цель такого образования - подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности в углублении и расширении образования. Поступить в высшие учебные заведения на уровень бакалавриата можно лишь на основе среднего общего или среднего профессионального образования. Окончание бакалавриата позволяет продолжить обучение в магистратуре. Окончание магистратуры открывает путь к освоению образовательных программ аспирантуры, где имеется возможность повышения уровня научной квалификации и приобретения навыков исследовательской деятельности. С 2015 г. в России реализуется «Проект 5:100», направленный на повышение конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных и исследовательских программ. Для таких вузов существенными являются следующие показатели: количество иностранных студентов и преподавателей в вузе; наличие образовательных программ на иностранных языках; реализация проектов он-лайн-образования; наличие современного оборудования, позволяющего проводить качественные научные исследования и подготовку научно-педагогических кадров; сетевое взаимодействие с академиями наук; высокие индексы цитирования научных достижений преподавателей университетов; создание большого спектра программ дополнительного образования; наличие профильных общеобразовательных программ для будущих студентов вузов.

2.5. Дополнительное образование. Учреждения дополнительного образования (художе-

ственные и музыкальные школы, дома детского творчества, центры профессиональной ориентации, институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов и др.) предоставляют услуги в сфере всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан.

3. Сравнение систем общего образования в Китае и России.

В России период получения начального общего образования короче на два-три года продолжительности начального образования в Китае, а среднее общее образование - наоборот, на два-три года длиннее. Кроме того, профильное обучение в российской средней школе реализуется в рамках гуманитарного, социально-экономического, технологического и естественнонаучного профилей. Также глубина изучения и широта содержания образования в некоторых российских школах (лицеях) выше, чем в среднестатистических общеобразовательных учреждениях Китая. Китай вполне может позаимствовать опыт России в обучении талантливых школьников, которые обладают особыми способностями в той или иной дисциплине. Это позволит заложить хорошую основу для будущего страны.

В настоящее время в китайской школе деление на гуманитарные и естественнонаучные профили обучения происходит только в 11-м классе. В России уже в 8-м классе присутствует частичное разделение на профили обучения (предпрофильная подготовка). Кроме того, для инвалидов в России открываются специализированные школы, а в Китае особые учащиеся учатся в классах при общеобразовательных школах или в обычных школах. Полагаем, что Китаю был бы полезен опыт организации общего образования в России. А именно следует разделить систему среднего образования Китая на уровни, а также сократить систему начального образования в Китае, потому что в настоящее время в китайской начальной школе программа обучения не столь насыщенна, особенно в 5-х и 6-х классах, как это можно наблюдать в средней школе. Там у обучающихся нередко возникают трудности с освоением образовательной программы. Отчасти это связано с большой загруженностью учащихся старших классов учебными поручениями и нехваткой времени для выполнения всех заданий.

В Китае после окончания средней школы учащиеся сдают Единый экзамен, а после окончания старшей школы - Единый государственный экзамен. Такой экзамен обязательно сдается по четырем предметам: китайский язык, литература, математика и иностранный язык. Дополнительно сдаются еще три предмета. В последние годы государство проводит реформу, согласно которой каждая провинция сама определяет, как и в каком формате будет проходить Единый государственный экзамен на ее территории.

В России освоение основного общего образования заканчивается сдачей Обязательного государственного экзамена. Обучение по программе среднего общего образования завершается сдачей Единого государственного экзамена по двум предметам: русский язык и математика. Далее выпускник сам выбирает, сколько сдавать дополнительных экзаменов. Порядок проведения выпускных экзаменов определяют только государственные органы. В большинстве вузов зачисление осуществляется по результатам Единого государственного экзамена, но в некоторых университетах и на некоторые профили подготовки проводятся дополнительные вступительные экзамены.

В Китае используют только 100-балльную систему оценок на выпускных экзаменах, а в России - баллы выпускных экзаменов переводят в пятибалльную систему. В России обычно проводят письменные и устные экзамены, а в Китае - только письменные. В отличие от российских, в программах китайских школ и вузов сделан акцент на идейно-нравственном и эстетическом воспитании [5]. Китай активно развивает международные образовательные проекты, быстро растет публикационная активность китайских специалистов.

В обеих странах актуальной задачей является совершенствование качества образования, что приводит к регулярному обновлению образовательных стандартов, модернизации системы мониторинга реализации образовательных программ всех уровней, организации регулярного повышения квалификации педагогов.

Несмотря на национальные особенности организации и регулирования систем образования в Китае и России, сотрудничество в сфе-

ре образования, культурный, образовательный и научный обмен опытом специалистов, реализация совместных образовательных программ, механизмов взаимного признания академических результатов позволяют находить пути и способы дальнейшего развития двух стран.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Салми Д. Создание университетов мирового класса. - М.: Весь Мир, 2009. - 132 с.

2. Медяник Е. И. Совместный университет как инструмент реализации национальных интересов России и Китая // Вестник международных организаций. - 2017. - Т. 12, № 1. - С. 7-23.

3. Zheng bao min. Comparative study of higher education between China and Russia // Innovation and application of science and technology. - 2013. - № 12. - С. 281.

4. Double top university plan // China Daily. 2017.09.25. - URL: www.chinadaily.com.cn/ opinion/2017-09/25/content_32446664.htm (дата обращения: 26.10.2017).

5. Боревская Н. Е. Тенденции развития образования в КНР до 2020 г. // Педагогика. - 2011. - № 7. - С. 108.

REFERENCES

1. Salmi D. Sozdanie universitetov mirovogo kl-assa. Moscow: Ves Mir, 2009. 132 p.

2. Medyanik E. I. Sovmestnyy universitet kak instrument realizatsii natsional'nykh interesov Rossii i Kitaya. Vestnik mezhdunarodnykh orga-nizatsiy. 2017, Vol. 12, No. 1, pp. 7-23.

3. Zheng bao min. Comparative study of higher education between China and Russia. Innovation and application of science and technology. 2013, No. 12, p. 281.

4. Double top university plan. China Daily. 2017.09.25. Available at: www.chinadaily.com. cn/opinion/2017-09/25/content_32446664.htm (accessed: 26.10.2017).

5. Borevskaya N. E. Tendentsii razvitiya obra-zovaniya v KNR do 2020 g. Pedagogika. 2011, No. 7, p. 108.

Ло Ваньци, магистрант кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета e-mail: 2415651759@qq.com

Luo Wanqi, graduate student, management of educational systems Department, Moscow Pedagogical State University

e-mail: 2415651759@qq.com

Болотова Елена Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета e-mail: el.bolotova@m.mpgu.edu

Bolotova Elena L., ScD in Education, professor, management of educational systems Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: el.bolotova@m.mpgu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.