Научная статья на тему 'Проблемы международной интеграции в высшем образовании на примере сотрудничества вузов Китая и России'

Проблемы международной интеграции в высшем образовании на примере сотрудничества вузов Китая и России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1104
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / REFORMS OF UNIVERSITY EDUCATION / MULTITIER SYSTEM OF EDUCATION / INTERNATIONAL COOPERATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эньцин Чэн

В статье дана характеристика реформ в области высшего образования Китая и России. Обозначены основные направления и перспективы развития международного сотрудничества и интеграции высшего образования этих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AND CHINESE UNIVERSITIES IN THE CONTEXT OF GLOBAL HIGHER SCHOOL EDUCATION

Sense and worth of current university education reforms in Russia and China have been discussed in the article. The directions and guidelines hereto have also been pinpointed, as well as opportunities for the integration.

Текст научной работы на тему «Проблемы международной интеграции в высшем образовании на примере сотрудничества вузов Китая и России»

УДК 81.00 ББК 81.00

Чэн Эньцин

проблемы международной интеграции в высшем образовании НА примере СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗОВ КИТАЯ И РОССИИ

В статье дана характеристика реформ в области высшего образования Китая и России. Обозначены основные направления и перспективы развития международного сотрудничества и интеграции высшего образования этих стран.

Ключевые слова: образовательные реформы; многоуровневая система образования; международное сотрудничество; интеграция высшего образования

Jen Entsin

Russian and Chinese universities in the context OF GLOBAL HIGHER SCHOOL EDuCATION

Sense and worth of current university education reforms in Russia and China have been discussed in the article. The directions and guidelines hereto have also been pinpointed, as well as opportunities for the integration.

Key words: reforms of university education; multitier system of education; international cooperation; integration

Независимо от времени и пространства народы Китая и России объединяет многолетнее содружество. В прочной основе китайско-российских отношений лежат исторически сложившиеся традиции двух народов. Связи наших стран уходят своими корнями в далекое прошлое. Исторически модель российского образования оказывала влияние на китайское образование, особенно высшее.

В настоящее время и в Китае, и в России проводятся экономические и образовательные реформы, выстраиваются модели высшего образования, соответствующие тенденциям развития экономики и образования, обеспечивающие вхождение в мировое образовательное пространство. Это дает новый импульс для тесного сотрудничества вузов обеих стран.

В конце XX в. высшее образование России и Китая переживает качественно новый этап сотрудничества интеграции с мировым сообществом. Этот этап открывает возможности не только позаимствовать новое, прогрессивное, проверенное многолетним мировым опытом, но и поделиться лучшим из того, что имеется в практике работы высших учебных наших стран.

Экономические реформы и в Китае, и в

России, утверждение рыночных отношений требуют новых подходов к подготовке компетентных специалистов, обладающих фундаментальными теоретическими знаниями и профессиональными компетенциями. Наряду с изучением новой техники и новых технологий современное поколение специалистов должно получить в вузах знания и опыт деятельности в областях бизнеса, управления производственными и общественными процессами, экономики и коммерции, менеджмента и маркетинга. Выполнение этой задачи требует укрепления дружественного сотрудничества и научного обмена между вузами Китая и Россия, создания условий для международной интеграции вузов на основе использования опыта различных стран мира, в том числе вузов Китая и России.

Реформы высшего образования Китая и Россия как фактор, расширяющий возможности международно-

го сотрудничества обеих стран. С 1980-х гг. в Китае началась реформа по обеспечению открытости в области высшего образования. Ее основные задачи - оптимизация системы и структуры образования; обновление содержания и методов обучения; отказ от

Вестник ИГЛУ, 2012

© Чэн Эньцин, 2012

устаревшего содержания и методов обучения, не отвечающих требованиям современного образования; дальнейшее расширение внешних связей; усиление международного обмена и сотрудничества в области образования на основе заимствования положительного опыта, накопленного другими странами в области развития и укрепления образования.

Осуществляя реформу структуры высшего образования, китайское правительство подчеркивает:

1. Необходимо создать такую систему, в которой правительство осуществляет макроуправление, а вузы, учитывая требования и запросы общества, действуют самостоятельно.

2. Ввести в вузах двухступенчатую систему управления. Это означает, что управление вузами осуществляется центральным правительством и провинциальными правительствами, в том числе правительствами автономных районов и городов центрального подчинения, а главным образом последними.

3. Осуществить программу «Инженерия 21-1» (программа «сто ведущих вузов двадцать первого века»).

Начиная с 1992 г., высшая школа России прошла очередной этап реформирования в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации программой развития Российского высшего образования. Являясь в определенной степени преемницей общих идей демократизации и гуманизма, программа имеет системный характер, содержит ряд проработанных стратегических и тактических решений, в том числе по международному сотрудничеству.

Принятые государством законы Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» утвердили правовую основу деятельности высшей школы, дальнейшее развитие идеи демократизации и гуманизации получили в проекте закона «Об образовании в РФ».

Новая система высшего образования в России дает каждому гражданину возможность интеллектуального, культурного и нравственного развития, получения высшего образования в соответствии с его способностями и знаниями, обеспечивает качество образования, в том числе профессиональную мобильность и

социальную защищенность личности.

Результативность реформы проявляется в том, что высшее образование в России получило большую академическую самостоятельность, особо отмечаем многообразие типов высшего образования по срокам и уровням подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам, академическим и ученым степеням.

Введение многоуровневой системы высшего образования на основе использования лучшего мирового опыта, существенно расширяет возможности интеграции в области высшего образования и сотрудничества между вузами Китая и России, как по содержанию, так и по срокам обучения соответствующего уровня образования, которые приняты в большинстве стран мира, в том числе в Китае и России.

Главные цели и задачи международной интеграции в сфере высшего образования Китая и России. Международная интеграция и сотрудничество в области высшего образования определяется взаимным доверием и обменом опытом вузов обеих стран. Для осуществления интеграции необходимо:

1. Участие вузов в международном рынке научно-технического и экономико-управленческого труда, а также в рынке образовательных услуг.

2. Развитие механизмов, которые позволят каждому учебному заведению выступать в качестве самостоятельного субьекта международного сотрудничества.

3. Обеспечение непрерывности научных исследований и внедрения их результатов в учебный процесс вузов.

4. Консолидация усилий учебных заведений России и Китая в решении важнейших проблем образования и науки, формирование и выполнение совместных научно-образовательных программ и проектов.

5. Разработка предложений и активное участие в реализации новых подходов в развитии высшего образования, подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации; содействие развитию новых форм и методов обучения талантливой молодежи на основе передовых научных исследований, разработок и технологий.

6. Развитие в высшей школе передовых об-

разовательных технологий, распространение передовых научных знаний и достижений.

7. Глубокое изучение языков и культур России и Китая.

Направления международного сотрудничества. Обозначенные цели и задачи международной интеграции требуют активизации поиска путей развития международного сотрудничества в высшем образовании и определения направлений сотрудничества.

Среди направлений международного сотрудничества в высшем образовании обеих стран можно выделить:

1. Обмен между высшими учебными заведениями России и Китая, программами, студентами, аспирантами, профессорами и научными работниками.

2. Разработка и внедрение совместно разработанных образовательно-профессиональных программ бакалавриата и магистратуры.

3. Реализация профессиональных программ для студентов со степенью бакалавра.

4. Организация совместных образовательных и исследовательских центров в городах России и Китая.

5. Участие в международных проектах в области образования, науки и культуры.

6. Организация выставок достижений в области образования и науки и участие в них.

7. Участие высших учебных заведений в создании телекоммуникационных систем для обмена информационными ресурсами.

Предложения по дальнейшему развитию международного сотрудничества в высшем образовании. Анализируя основные тенденции развития международной интеграции в области высшего образования, следует отметить необходимость улучшения организационной стороны сотрудничества. В связи с этим предлагаем создать региональную ассоциацию вузов обеих стран. Эта ассоциация могла бы заниматься решением следующих задач:

1. Организация прямых международных контактов и связей между вузами региона.

2. Подготовка прогнозов, аналитических докладов и рекомендаций по развитию и интеграции науки и образовательных процессов в вузах.

3. Предоставление независимой эксперти-

зы международных и национальных результатов образования в вузах.

4. Участие в создании и развитии научных и технологических парков, научных и образовательных комплексов в регионе.

5. Участие в аттестации работников вузов региона.

6. Организация международных научных конференций и семинаров.

Кроме того, ассоциация могла бы подготовить проект создания международного регионального университета. Этот университет мог бы стать центром для развития и обмена образовательными технологиями, объединения потенциала лучших вузов региона в подготовке и переподготовке специалистов.

В рамках ассоциации возможна работа по подготовке проекта организации системы дистанционного обучения в новой информационной среде, которая даст возможность студентам проходить курс обучения в течение всего периода времени без выезда за границу. Существует необходимость создания условий в регионе для реального функционирования глобальной системы дистанционного обучения.

Другим возможным предметом деятельности ассоциации может стать развитие международного сотрудничества в области послевузовского образования.

Думаем, что развитие и внедрение предложенного проекта будет большим вкладом в международное сотрудничество и интеграцию высшего образования наших народов, а также в развитие мировой системы образования в целом.

Библиографический список

1. Закон КНР ‘об образовании’ (1995-3-181).

2. Закон КНР‘об высшем образовании’ (1998-08-29).

3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (№68 от 10.07.2012).

4. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации‘об образовании’и Федеральный закон‘о высшем и послевузовском профессиональном образования’ (12002-06-25).

5. Об утверждения федеральной программы развития образования (2000-04-10).

6. Программа реформы и развитие народного образования в КНР (1993-02-13).

7. Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании (1996-08-22).

вестник иглу, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.