УДК 37(091)(4/9)
С. С. Семенова
РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Рассматриваются вопросы международного сотрудничества России и Китая в области высшего образования на современном этапе. Проанализированы факторы, влияющие на создание нового международного поли-культурного образовательного региона. Особое внимание обращается на международную образовательную деятельность Томского государственного педагогического университета, сотрудничество с вузами Китая.
Ключевые слова: педагогическое образование, система образования, образование в Китае, педагогические вузы, сравнительные характеристики отечественного и зарубежного опыта.
Китай и Россия - две мировые державы, сотрудничество и обмен в области образования между этими двумя странами тесно связаны с развитием их дипломатических взаимоотношений. Взаимовыгодное сотрудничество между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией с каждым годом расширяется и углубляется.
С успехом и большой пользой для развития всесторонних связей прошли Год России в Китае и Год Китая в России. Новым импульсом для развития двустороннего сотрудничества явилось проведение Года русского языка в Китае и Года китайского языка в России.
Проводимые в рамках этих акций мероприятия способствовали укреплению и расширению культурных и образовательных связей и создали основу для разработки Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и северо-востока Китайской Народной Республики (2009-2018 гг.), утвержденной президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым и председателем Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао в Нью-Йорке 23 сентября 2009 г.
Эта программа рассчитана на долговременную перспективу и призвана создать фундаментальную основу для масштабного развития добрососедских отношений между нашими странами.
Одним из условий расширения сотрудничества и решения проблем соразвития двух стран является взаимодействие в области науки и образования.
Форум ректоров высших учебных заведений Дальнего Востока и Сибири РФ и северо-восточных провинций КНР, а также другие значимые международные научно-практические мероприятия, совместные научно-образовательные проекты двух стран в названных регионах являются важным фактором и показателем формирования нового международного поликультурного образовательного региона, включающего в себя Сибирь и Дальний Восток РФ и северо-восточные провинции КНР [1].
Предпосылками формирования названного образовательного региона являются:
- специфика современной системы образования Китая и ее философские основания, создающие основу для межцивилизационного и межкультур-ного взаимодействия;
- некоторые схожие черты систем высшего образования России и Китая, такие как двухступенчатая (двухуровневая) система высшего образования, использование системы зачетных единиц, балльнорейтинговая система оценивания знаний и обеспечения качества учебного процесса, система оценки качества образования, схожесть некоторых элементов системы управления образованием;
- заинтересованность Китая в изучении и использовании опыта России в организации высшего профессионального образования;
- желание и готовность российских и китайских коллег выявлять и решать проблемы, возникающие в процессе международного образовательного сотрудничества.
- стратегические интересы России и Китая в экономическом подъеме и развитии Сибири и Дальнего Востока России и северо-восточных провинций Китая.
Правительства двух стран осознают стратегическую важность развития поликультурного образовательного региона. Для России Сибирь и Дальний Восток являются базой интеграции страны в АТР. В связи с этим правительством страны принимаются и ставятся задачи реализации федеральных целевых программ экономического и социального развития. Первая программа была рассчитана на 19962005 гг., следующая разработана на период до 2013 г. В Китае также существует программа подъема северо-востока и запада КНР. Не останавливаясь на результатах экономических успехов реализации программ, следует подчеркнуть, что их осуществление во многом зависит от фактора международного сотрудничества. Поэтому правительствами наших стран предпринимаются серьезные шаги к согласованию путей реализации двух программ, что, безусловно, создает предпосылки экономической взаимной интеграции названных регионов и является экономической основой для
формирования международного поликультурного образовательного региона Сибири и Дальнего Востока России и северо-восточных провинций Китая.
В связи с этим можно сделать вывод о формировании в настоящее время нового международного поликультурного образовательного региона Сибири и Дальнего Востока России и северо-восточных провинций Китая, основными характеристиками которого являются:
- сопредельность территорий и взаимная культурно-образовательная и экономическая интеграция приграничных регионов двух стран;
- наличие общей цели укрепления дружбы и взаимопонимания между народами России и Китая, обогащения образовательных систем двух стран;
- наличие заинтересованности в образовательном сотрудничестве по большому ряду направлений: подготовка специалистов по прямым договорам между вузами двух стран; совместная разработка и обмен учебно-методическими материалами и комплексами; реализация краткосрочных образовательных программ, в том числе по языковой подготовке китайских и российских граждан, а также программ по повышению квалификации и переподготовке специалистов с высшим образованием; взаимообмен на грантовой основе ведущими учеными для чтения курсов по наиболее актуальным направлениям науки, техники и технологий; обмен студентами и преподавателями, научными работниками с целью изучения языков, обучения по различным программам, включая переподготовку специалистов, проведение совместных научных исследований; расширение дистанционного образования, активизация деятельности в области информационного обмена; развитие прямых научнотехнических связей между вузами; реализация совместных образовательных программ; проведение совместных научных конференций, в том числе с участим студентов; обмен коллективами студенческой художественной самодеятельности и студенческими спортивными командами;
- наличие очевидных успехов, достигнутых в международной образовательной деятельности региона: повышение конкурентоспособности вузов двух стран, повышение научно-инновационного потенциала вузов и уровня научных исследований; повышение качества подготовки специалистов в вузах двух стран; установление дружеских, партнерских отношений между вузами на благо их со-развития в противовес жесткой конкуренции; интеграция вузов региона в мировое образовательное пространство.
Как показывает современная практика, в России идет поступательный процесс активного привлечения новых технологий, что неразрывно связано с
передовыми, отвечающими потребностям современной эпохи знаниями. Растет значимость образования вообще и высшего образования в частности. С другой стороны, в обществе активно обсуждаются вопросы подготовки высококвалифицированных, в том числе педагогических, кадров, способных учить и учиться, способных впитывать новые идеи и транслировать их в сознание учащихся, направляя созидательную энергию молодого поколения в творческий процесс. В этой связи активно обсуждаются вопросы повышения профессиональных компетенций будущего педагога как субъекта, призванного решать вышеуказанные проблемы. Такие компетенции включают в себя знания, помимо узкоспециальных, дидактики, психологии, методики, а также владение профессиональными умениями и навыками [2].
В сложившихся новых социально-экономических условиях перед Томским государственным педагогическим университом стоит задача подготовки конкурентоспособного на рынке труда, обладающего высокой квалификацией и компетентностью, признаваемого будущим работодателем как ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности выпускника.
За время обучения в вузе будущие педагоги постепенно, шаг за шагом, формируют у себя эти знания и приобретают необходимые навыки и умения. Однако есть факторы, которые оказывают, возможно, опосредованное, но не менее важное влияние на формирование и повышение профессиональной компетенции будущих педагогов. К числу таких факторов можно отнести международную деятельность вуза, направленную на приобретение и совершенствование знаний, связанных с иной научной средой, формирования в рамках общей профессиональной компетенции элементов коммуникативных, лингвистических, страноведческих, общеучебных и социокультурных компетенций и умений и т. д. Таким образом, международная деятельность высшего учебного заведения способствует достижению основных целей профессионального образования.
В эпоху глобализации и интернационализации образования все большая потребность возникает в специалистах, свободно владеющих не только иностранными языками, но и умеющих пользоваться информацией из зарубежных источников, прошедших зарубежные стажировки, имеющих опыт участия в международных научно-практических конференциях и т. д. [3].
Основанием для организации международной деятельности в университете является законодательство Российской Федерации, и в частности Закон Российской Федерации «Об образовании», который устанавливает права образовательных учреждений в осуществлении международного сотрудничества в области образования в Российской Федерации. Законом установлено право образовательных учреждений самостоятельно налаживать прямые связи и контакты с партнерскими зарубежными организациями, не ограничивая при этом круг участников только образовательными учреждениями, а также подготовку иностранных специалистов по прямым договорам между вузами, с юридическими или физическими лицами.
Ректорат университета в полной мере осознает, что участие в зарубежных стажировках, практиках, несомненно, способствует более полному и всестороннему освоению студентами учебного материала, повышает мотивацию к научной исследовательской деятельности и направлено на совершенствование профессиональных умений. При этом формируются и совершенствуются различные стороны будущей профессиональной деятельности. Университет не только организовывает подобного рода деятельность, помогая своим студентам и преподавателям в получении грантов различных китайских вузов, но и через систему договорных отношений с вузами-партнерами предоставляет гранты студентам на обучение и проживание.
Сегодня ТГПУ, пытаясь диверсифицировать процесс подготовки специалистов и расширить список возможностей, предоставляемых студентам, имеет несколько специальностей, где преподают китайский язык: это подготовка учителей иностранного языка, где китайский язык фигурирует в качестве второго иностранного языка, это подготовка магистров педагогического образования (китайский язык), подготовка переводчиков и т. д. Только за последние 3 года произошел трехкратный рост числа изучающих китайский язык в университете.
В настоящее время в университете действуют международные программы сотрудничества с вузами разных стран, реализуемые на постоянной основе. Налаживается сотрудничество и с китайскими партнерами, что объясняется не только активной позицией российских и китайских вузов, но и экономическими факторами. Стремительное развитие китайской экономики привело к росту интереса российского бизнеса к сотрудничеству с предпринимателями из КНР, а это, в свою очередь, приводит к росту потребности в переводчиках, эконо-мистах-международниках, специалистах в области региональной политики, экономической географии, международного туризма и т. д. Решению
этих задач способствует сотрудничество Томского государственного педагогического университета с такими китайскими вузами, как Ляонинский педагогический университет (г. Далянь), Шеньянский политехнический университет, Даляньский университет иностранных языков и другими.
Ориентируясь на законы международного образования, высшие учебные заведения Китая и России должны установить общую концепцию, ориентируясь на смысл рынка, законы конкуренции и, таким образом, обеспечить подготовку инновационных специалистов, имеющих инновационные способности и практические навыки, соответствующие потребностям международного развития. В процессе подготовки специалистов Ляонинский педагогический университет создал характерную концепцию образования - сотрудничество - привлечение - использование - инновация, что всестороннее и точно согласуется с реформой российских университетов, применил современную учебную модель российской стороны.
Ляонинский университет активно ищет точки соприкосновения с российскими высшими учебными заведениями. Сотрудничество в области языковых специальностей постепенно переходит к наиболее предметным областям. Использование русского языка способствуют тому, что специальность «русский язык» в университете стала характерной специальностью на государственном уровне. Представители университета учитывают региональный спрос и возможности со стороны России, обсуждают разработку новых совместных специальностей, в том числе подготовку китайских студентов - будущих учителей, программы для магистрантов, программы международного обмена специалистами в области педагогического образования и другие. Ляонинский университет сотрудничает с российскими высшими учебными заведениями, изучает их характерные особенности в области обучения.
Следует отметить, что совершенствование образовательного процесса невозможно без участия иностранных преподавателей. Ежегодно Том -ский государственный педагогический университет приглашает ведущих преподавателей из Ляонинского педагогического университета и из других вузов КНР для ведения практических занятий по китайскому языку, обучению китайской истории, географии, культуре, политике и экономике. Результатом такого сотрудничества является совместная подготовка и издание учебных пособий и других учебно-методических материалов.
Другими направлениями образовательного сотрудничества выступают: обучение в ТГПУ иностранных студентов из КНР; организация и прохождение стажировок студентов ТГПУ в КНР. В кон-
тексте совершенствования образовательного процесса нельзя не упомянуть о программах подготовки китайских студентов по педагогическим специальностям. Сегодня университет предоставляет возможность для подготовки китайских студентов по программам бакалавриата, магистратуры, прохождения семестровых, годовых и двухгодичных стажировок, имеет систему подготовительных курсов.
Обучаясь в ТГПУ, студенты из КНР постоянно посещают общеобразовательные учреждения, проходят учебную практику, знакомятся с условиями организации педагогического процесса и одновременно отрабатывают собственные навыки проведения школьных занятий.
Рост интереса к России, российскому образованию, осознание высокого качества образовательных услуг приводит к тому, что в последние годы наблюдается тенденция роста численности иностранных граждан, обучающихся в университете.
Перспективами международной научно-образовательной деятельности в ТГПУ являются: установление новых контактов с зарубежными вузами; расширение географии международных практик для студентов университета, научно-образовательного обмена профессорско-преподавательского состава; расширение научно-технического сотрудничества; расширение спектра образовательных услуг для иностранных граждан, в том числе и в обучении русскому языку.
Все вышеизложенное далеко не исчерпывает имеющийся потенциал международного сотрудничества вузов России и Китая. Рост взаимного интереса подталкивает учебные заведения двух стран к поиску новых решений, форм и путей сотрудничества. Расширение рамок международного межвузовского взаимодействия будет способствовать дальнейшему углублению и улучшению партнерских связей двух стран и более тесному взаимодействию двух народов.
Список литературы
1. Донг-Шэн Чжу. Интернационализация высшего образования и модернизация университета // Второй Форум ректоров университетов. Чжуннаньский технологич. ун-т. 2009. № 2. С. 138-140.
2. Иркутская В. И. Международный опыт и специфика образования в России // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. № 4. С. 17-20.
3. Цао Хуйин, Ван Цзэнун. Построение системы модернизации образования учителя // Вестн. ун-та Цзян Цу. 2009. № 4. С. 22-25.
Семенова С. С., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail [email protected]
Материал поступил вредацию 05.03.2013.
S. S. Semenova
THE POTENTIAL OF INTERNATIONAL COOPERATION OF TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
The article considers the issues of international cooperation between Russia and China in the field of higher education at the present stage. The factors, which influence the creation of the international multicultural educational region, were analysed. Particular attention is paid to the international educational work of Tomsk state pedagogical university, the cooperation with Chinese universities.
Key words: teacher education, the system of education, education in China, pedagogical institute, comparative characteristics of national and foreign experience.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]