Научная статья на тему 'Регионализация высшего образования и инновационное развитие экономики российских регионов'

Регионализация высшего образования и инновационное развитие экономики российских регионов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ / РЕГИОН / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕНДЕНЦИЯ / ECONOMIC DEVELOPMENT / REGION / HIGHER EDUCATION / TREND / INNOVATION SCENARIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасаев Габибулла Рабаданович, Болгова Елена Владимировна

Обосновывается значимость регионализации высшего образования в инновационном развитии экономики российских регионов. Анализируются предпосылки, оценивается мировой опыт, предлагаются инструменты формирования этого тренда в условиях кластеризации региональной экономики и сложившихся тенденций развития системы высшего образования Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасаев Габибулла Рабаданович, Болгова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regionalization of Higher Education and Innovative Development of Economy of Russian Regions

The paper proves the importance of regionalization of higher education in the innovative development of economy of the Russian regions. The article looks at its preconditions, analyzes world experience, and proposes tools for the formation of this trend in conditions of clusterization of the regional economy and current tendencies in the development of the higher education system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Регионализация высшего образования и инновационное развитие экономики российских регионов»

Самарский государственный экономический университет

443090, РФ, г. Самара, ул. Советской Армии, 141 Контактный телефон: (846) 933-87-78 e-mail: [email protected]

Доктор экономических наук, профессор, ректор

ХАСАЕВ Габибулла Рабаданович

БОЛГОВА Елена Владимировна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте

Самарский государственный университет путей сообщения

443066, РФ, г. Самара, Первый Безымянный пер., 18 Контактный телефон: (846) 255-68-41 e-mail: [email protected]

Регионализация высшего образования и инновационное развитие экономики российских регионов

Обосновывается значимость регионализации высшего образования в инновационном развитии экономики российских регионов. Анализируются предпосылки, оценивается мировой опыт, предлагаются инструменты формирования этого тренда в условиях кластеризации региональной экономики и сложившихся тенденций развития системы высшего образования Российской Федерации.

JEL classification: Р25

Ключевые слова: экономическое развитие; инновационный сценарий; регион; высшее образование; тенденция.

Современная парадигма экономического развития российских регионов предъявляет новые требования к компетенциям населения, сумма которых должна актуализировать инновационный сценарий, а содержание должно включать знания о динамичных внешних условиях, навыки работы с современными технологиями, умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения [7]. В этих условиях российской системе высшего образования (далее - системе ВО) недостаточно просто «подстраиваться» под изменчивый рынок труда, ей необходимо обрести новое качество - способность реализовывать функции источника прорывных идей, новых решений, инновационных технологий. Способность функционировать в таком качестве определяется скоростью замещения тенденций, традиционных для российской системы ВО, приводящих к ситуации кризиса высшей школы, к несоответствию того, чему учат, требованиям, предъявляемым производственным комплексом, к глубокому разрыву между задачами вузов и задачами инновационного развития экономики российских регионов [3], трендами, предопределившими ключевую роль высшего образования ® в инновационном сценарии развитых мировых экономик. °

Анализ тенденций, привнесенных в российскую высшую школу в ходе поэтапной ^ модернизации, указывает на неоднозначный опыт реформ и позволяет выделить трен- рТ ды, обусловленные территориальным фактором, отставание в которых не позволяет « системе ВО функционировать в роли источника инновационного развития региональных экономик (табл. 1).

Таблица 1

Этапы и тенденции развития российского высшего образования

Этап Общемировые тенденции Российские тенденции

содержательные структурные

I. 1990-е годы Массовость. Коммерциализация. Глобализация. Информатизация Уровневая структура высшего образования. Коммерциализация. Стандартизация направлений подготовки и образовательных программ бакалавриата, специ-алитета, магистратуры. Лицензирование, аккредитация, аттестация вузов Формирование в составе вузовской сети: университетов, академий, институтов; негосударственных образовательных учреждений; учреждений бизнес-образования; исследовательских подразделений вузов; многофункциональных образовательных комплексов; научно-образовательных и научно-производственных центров; малых внедренческих фирм, технопарков, бизнес-инкубаторов; ассоциаций и университетских округов

II. 2000-е годы Непрерывность. Мобильность. Гибкость. Индивидуализация Диверсификация образовательных программ. Компетентностный подход к результатам образования. Модульная организация образовательных программ. Расширение научно-исследовательской работы Выделение в составе вузовской сети категорий ведущих вузов: ведущих национальных университетов (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет); национальных исследовательских университетов (НИУ); федеральных университетов (ФУ)

III. 2010-е годы Интернационализация. Инновацион-ность. Партнериза-ция. Регионализация Модернизация содержания образовательных программ в соответствии с международными стандартами качества. Модернизация образовательных технологий. Корпоративное и бизнес-образование. Сотрудничество государственного и негосударственного секторов высшего образования. Подотчетность вузов Создание результативной вузовской сети в составе: ведущих университетов, глобально конкурентоспособных на уровне ведущих мировых университетов с государственно поддерживаемыми программами развития с целью обеспечить к 2020 г. вхождение пяти вузов-лидеров в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов; НИУ с государственно поддерживаемыми программами развития; ФУ с обновленными программами развития; вузов, реализующих программы стратегического развития, в том числе опорных региональных вузов, реализующих региональные программы развития

Первый этап модернизации российского высшего образования отличало отсутствие ясности в представлении желаемого состояния и целей функционирования системы ВО. В образовательных реформах 90-х годов ХХ века ее черты формировались по аналогии с западными моделями образования, результатом чего стали хотя и революционные, но внесистемные изменения содержательных и структурных характеристик высшего образования, отраженные в нормативных документах того периода1.

Второй этап, отнесенный к первому десятилетию 2000-х годов, характеризуется процессами, упрочившими тренды 1990-х годов, углубившими отраслевые реформы высшего образования и сделавшими их необратимыми посредством закрепления в государственных программных документах развития этой сферы2.

Активное освоение российской системой ВО общемировых тенденций основательно и в целом позитивно изменило привычные для страны стандарты высшего образования. Об этом свидетельствуют показатели, отражающие состояние системы ВО к началу третьего этапа модернизации, связанного с переосмыслением целевого критерия функционирования высшей школы (табл. 2).

Таблица 2

Показатели развития системы высшего образования в России в разрезе общемировых тенденций

Общемировые тенденции развития высшего образования Показатели Конец 1990-х -начало 2000-х годов Конец 2000-х -начало 2010-х годов

Массовость - переход к всеобщему высшему образованию1 Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в расчете на 10 000 чел. населения 190 424

Коммерциализация - увеличение доли частных расходов в финансировании образования2 Численность студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования в расчете на 10 000 чел. населения 179 359

Численность студентов негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в расчете на 10 000 чел. населения 9 65

Глобализация -стандартизация содержания образовательной деятельности и дипломов в соответствии с международными стандартами качества Приведение российских стандартов содержания образовательной деятельности и дипломов в соответствие с международными стандартами образования Общероссийский классификатор направлений и специальностей ВО (1993 г.) ГОСВПО 1-2-го поколения (2001-2008 гг.)

ГОС ВПО (1994-1999 гг.) ФГОС ВПО (2009 г. - настоящее время)

1 См., например: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

2 См.: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»; Приоритетный национальный проект «Образование» // Выступление Президента России В. В. Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета от 5 сентября 2005 г. Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/pro/pnpo.

Окончание табл. 2

Общемировые тенденции развития Показатели Конец 1990-х -начало 2000-х годов Конец 2000-х -начало 2010-х годов

высшего образования

Информатиза- Количество ПК, используемых 16,9 18,9

ция - изменение в учебных целях в учреждениях

форм передачи ВПО на 100 чел. студентов

и распространения ПК с доступом в Интернет в уч- 10,7 14,7

знаний на основе реждениях ВПО на 100 чел. сту-

компьютеризации и информационных дентов

технологий3

Непрерывность - Удельный вес вузов, реализующих

включение человека программы, %:

в непрерывный начального профессионального 5 6

образовательный цикл4 образования

среднего профессионального образования 23 34

специалитета 94 89

бакалавриата 67 94

магистратуры 46 62

второго высшего образования 71 74

послевузовского образования 58 61

в аспирантуре/докторантуре

дополнительного образования 20 12

детей

дополнительного образования 69 69

взрослых

дистанционного обучения 48 31

подготовки к обучению 83 65

Мобильность - воз- Удельный вес вузов, реализующих

можность выбора программы двух дипломов на

учебных курсов раз- уровне, %:

личного профиля5 специалитета - 11

бакалавриата - 24

магистратуры - 24

Гибкость и индиви- Удельный вес студентов, осваи-

дуализация - адрес- вавших часть образовательной

ная модификация программы в другом вузе, %:

траекторий образо- специалитета - 6

вания, поощрение магистратуры - 5

перехода студентов на другой факультет и в другой вуз6 в российском вузе - 4

в зарубежном вузе - 1

1 Данные приведены по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013 г. : стат. сб. / Росстат. М., 2013 (соответственно за 1990/91 и 2012/13 уч. год).

2 Данные приведены по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013 г. (соответственно за 1995/96 и 2012/13 уч. год).

3 Данные соответственно за 2007 и 2011 г. [1. С. 11-12]. Для сравнения: в 2007 г. в странах ЕС обеспеченность в среднем составляла 16 ПК и 14 ПК с доступом к Интернету в расчете на 100 студентов 3-4-й ступени обучения согласно классификации МСКО.

4 Данные соответственно за 2003 и 2011 г. [5. С. 50].

5 Данные за 2010 г. [2. С. 89].

6 Данные за 2010 г. [2. С. 90].

Если на ранних этапах модернизации цели функционирования определялись исходя из «отраслевого» представления системы ВО и формулировались как «рост качества образовательных услуг», то начиная с 2013 г. в государственной политике в сфере образования и в стратегических документах развития высшего образования стало превалировать «глобальное» представление об этой системе. Высшее образование рассматривается как национальная подсистема мирового образовательного пространства, ориентированная на рост профессионально-квалификационного уровня человека в наднациональной системе знаний, на развитие способности успешно действовать в глобальной профессиональной среде. Ее экономическое предназначение сводится к обеспечению дополнительных источников формирования доходов страны посредством создания экспортно ориентированной модели системы высшего образования, а целевым критерием признается конкурентоспособность, измеряемая позициями национальных университетов в мировом университетском рейтинге1.

Смена критерия функционирования на этом этапе во многом обусловлена низкой конкурентоспособностью российских университетов, что стабильно не позволяет ведущим вузам страны занимать удовлетворительные позиции в мировых университетских рейтингах. Так, в 2005-2013 гг. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова занимал невысокие 66-80-е места, а Санкт-Петербургский государственный университет - места в 5-й сотне в Шанхайском рейтинге универси-тетов2.

Низкие значения рейтингов определяют скромное присутствие России на мировом рынке образовательных услуг, что приводит к упущенным экономическим выгодам (по оценкам экспертов, ежегодный доход США от приема иностранных студентов составляет 18 млрд дол., а России - не более 400 млн дол.) и ограничению возможностей развития национальной системы ВО.

Причиной такого положения является отставание страны в тенденциях, присущих глобальному высшему образованию второго десятилетия XXI века. В то время как на формирование в национальной системе ВО тенденций интернационализации, иннова-ционности и партнеризации3 ориентированы и мероприятия стратегических документов РФ, и собственные усилия вузов, на периферии государственной политики в сфере образования и вне поля интересов региональных органов управления и самих университетов остается тенденция регионализации.

Как глобальная тенденция регионализация высшего образования сформировалась в странах, претерпевающих серьезные рыночные преобразования и демонстрирующих бурный рост экономики. К числу таких стран относится Китай, вузы которого занимают в мировых университетских рейтингах устойчиво высокие позиции. Так, в рейтинге QS World University Rankings 2013 г. присутствует несколько десятков университетов континентального Китая (без учета вузов Гонконга). Три университета входят в первую сотню, 19 - в первые пять сотен лучших вузов мира. При этом рост числа китайских

1 См.: Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2 Academic Ranking of World Universities / Wikipedia: free encyclopaedia. URL: http://en.wikipedia. org/wiki/Academic_Ranking_of_World_Universities.

3 Интернационализация заключается в расширении сферы деятельности системы высшего образования за пределы государства, проявляется в притоке иностранных студентов и преподавателей в национальные вузы; инновационность предполагает внедрение в образовательные технологии активных методов обучения, основанных на практической деятельности и личном опыте; партнеризация - развитие различных форм сотрудничества организаций образования и бизнеса, государственного и негосударственного секторов высшего образования [6. С. 190, 207].

университетов в этом рейтинге имеет выраженную положительную динамику: в 2008 г. в ТОП-100 названного рейтинга присутствовало лишь 2, а в ТОП-500 только 13 китайских вузов1.

Скачок университетов Китая в мировых университетских рейтингах - результат реформ национального высшего образования, акцент в которых был сделан на регионализации. В качестве устойчивого тренда регионализация высшего образования проявляется в том, что, во-первых, государство в лице органов государственной власти и местного самоуправления напрямую увязывает экономическое развитие регионов с функционированием системы ВО; во-вторых, цели и содержание деятельности системы ВО определяются двумя уровнями управленческих решений - на государственном уровне разрабатываются стратегические вопросы развития системы ВО (принципы функционирования, долгосрочные планы, бюджеты), а региональные органы власти осуществляют прямое управление вузами с целью обеспечить соответствие компетенций выпускников приоритетам регионального развития.

Приоритеты регионального развития, заложенные в принцип функционирования системы ВО: а) сформировали в вузовской сети Китая несколько уровней - вузы, подчиненные Министерству образования; «ведомственные» вузы, подчиненные другим министерствам; региональные вузы; частные вузы; б) стимулировали разработку вузами прикладных образовательных программ и проведение научных исследований с учетом специфики социально-экономических систем региона, совместно с органами власти и бизнеса, исходя из потребностей последних и в обмен на дополнительное финансирование [4. С. 128-129]. Ставка Китая на регионализацию высшей школы оправдала себя, позволила эффективно реформировать систему ВО и модернизировать экономику страны и ее регионов.

Глобальная тенденция регионализации нашла отражение в программных документах развития высшего образования в России. В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. региональные приоритеты становятся фактором, определяющим такие направления структурной модернизации системы ВО, как формирование дифференцированной сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности регионов, включающей глобально конкурентоспособные университеты; присвоение на конкурсной основе статуса опорных региональных вузов образовательным организациям, участвующим в реализации региональных программ развития. Ожидаемым результатом видится сбалансированная сеть образовательных организаций высшего образования, ориентированная на развитие научно-технологического потенциала российских регионов.

Для региональных социально-экономических систем и самих университетов акцент на региональных приоритетах предопределяет разработку новых инструментов взаимодействия, реализация которых обеспечит соответствие компетенций выпускников вузов, расположенных в регионе, стратегии социально-экономического развития этого региона.

Прогнозирование востребованных профессиональных компетенций - инструмент организации взаимодействия регионального уровня, основанный на опыте «Копенгагенского процесса», как принято называть аналитический проект «Профессиональное образование и подготовка» (Vocational Education and Training, VET), реализуемый с 2007 г. Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). В России опыт VET-прогнозирования может быть реализован в рамках методов:

a) агрегирования стратегии социально-экономического развития региона (сфера применения - определение региональных ориентиров развития системы ВО);

1 QS World University Rankings 2013. URL: http://www.topuniversities.com/university-rankings/ world-university-rankings/2013.

б) картирования профессиональных компетенций (сфера применения - определение направлений развития системы ВО в соответствии с приоритетами регионального развития).

В результате использования метода агрегирования многоаспектная стратегия социально-экономического развития региона предстает в структурированном виде1. В таком формате приоритеты (социально-экономические, пространственные) и стратегические цели (развитие человеческого потенциала, устойчивый экономический рост, кластеризация экономического пространства), возможные сценарии (инновационный, инерционный) и варианты (индустриальный, постиндустриальный), приоритетные виды деятельности экономики региона (авиационное и космическое машиностроение, автомобилестроение, производство химической продукции и новых материалов, энергетика, агроиндустриальное производство, транспортная логистика и коммуникации, рекреационно-туристический сервис и пр.) и базовые мероприятия их развития в комплексе определяют ориентиры для формирования региональной вузовской сетью востребованных профессиональных компетенций.

Инновационный сценарий стратегии социально-экономического развития Самарской области ориентирует систему ВО региона на формирование профессиональных компетенций, востребованных группами отраслевых кластеров региональной экономики [6; 8].

1. Базовые кластеры, в силу уже сложившихся моделей развития, формируют спрос на компетенции в области «диффузии» инноваций:

а) в авиационно-космическом кластере задачи создания новых форм сотрудничества и участия предприятий в национальных и глобальных программах и проектах, разработки востребованных инновационных продуктов предопределяют потребность в компетенциях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• исследовательских - в области формирования научно-технического «задела» развития отрасли, включая критические технологии;

• инновационных - в области разработки нового поколения конструкций ракетных комплексов, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, принципиально новых космических систем, специальных материалов для космо- и авиастроения, энергосберегающих систем повышенной надежности, разработки программ утилизации авиационной техники;

• предпринимательских - в области управления и организации участия предприятий кластера в федеральных целевых программах, в долгосрочном системном взаимодействии с крупными национальными компаниями, в привлечении частных инвесторов;

б) в автомобильном кластере задачи повышения эффективности производства, создания новых форм сотрудничества предприятий и альтернативных вариантов развития кластера требуют от выпускников вузов компетенций:

• исследовательской работы для диверсификации отрасли, выхода на новые рынки, разработки собственных программ развития;

• инновационной работы - инженерных компетенций, необходимых для технического перевооружения производства, модернизации продуктовых линеек, диверсификации автомобильной промышленности за счет сельскохозяйственного машиностроения,

1 Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года : приложение к постановлению Правительства Самарской области от 9 октября 2006 г. № 129; Проект Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года // Официальный сайт Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Режим доступа: http://www.economy.samregion.ru/programmy/strategy_programm/ proekt_strateg/strateg.

выпуска электромобилей, послепродажного обслуживания, услуг общероссийского центра тестирования и сертификации автомобильных комплектующих, разработки программы утилизации автомобилей;

• предпринимательских - в области внедрения на предприятиях кластера инновационных проектов (производства электромобилей, двухтопливных автомобилей, развития инфраструктуры их производства), новейших стандартов качества продукции и эффективности производства, привлечения инвесторов и развития партнерских программ;

в) в кластере нефтедобычи и нефтепереработки мероприятия по расширению возможностей нефтедобычи, внедрению инновационных методов разработки нефтяных месторождений делают актуальными:

• исследовательские компетенции по поиску и разведке месторождений углеводородного сырья на больших глубинах, по увеличению объема добычи нефти уже разрабатываемых месторождений, по формированию интеллектуальной инфраструктуры добычи нефти и газа;

• инновационные компетенции по разработке «прорывных» технологий для переработки попутного нефтяного и природного газа, по разработке методов использовании в энергетических целях попутных газов и мобильных технологий производства синтез-бензина из попутных газов;

• предпринимательские компетенции по распространению инноваций при разработке новых залежей, пластов и месторождений, в области трансфера интеллектуальных технологий;

г) в химическом кластере переориентация на выпуск высокотехнологичной продукции и баланс экспортного потенциала и внутреннего рынка продукции требуют компетенций:

• исследовательских - в области экономически эффективных и экологически безопасных видов производств;

• инновационных - для разработки решений в области технического перевооружения и модернизации действующих химических производств и производств химического машиностроения;

• предпринимательских, обеспечивающих серийный выпуск новых видов продукции, защиту отечественных производителей на внешних рынках, защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, стимулирование инвестиционной деятельности в химическом производстве, привлечение государственного финансирования в рамках государственно-частного партнерства для крупных проектов.

2. Перспективные кластеры экономики Самарской области формируются преимущественно в высокотехнологичных отраслях, что предопределяет повышенный спрос на весь спектр компетенций в области новейших и новых видов деятельности, технологий, продуктов:

• потребность в исследовательских компетенциях формируется в областях новых и «прорывных» технологий, новых организационно-управленческих форматов, новых рыночных ниш и угроз;

• спрос на инновационные компетенции формируется в области «инженерии» новых и «прорывных» технологий, продуктовых линеек нового поколения и систем управления, внедрения мировых стандартов качества;

• потребность в предпринимательских компетенциях создается в сфере продвижения на рынок товаров и услуг в областях новейших инструментов маркетинговой стратегии, создания и продвижения собственных/региональных брендов.

Метод картирования («mapping») профессиональных компетенций ориентирован на разработку прогнозной карты, которая содержит подробный перечень профессиональных компетенций, сгруппированных по видам деятельности выпускника,

с указанием образовательных программ, в рамках которых можно приобрести этот набор компетенций.

Метод картирования, использованный в прогнозировании профессиональных компетенций перспективного транспортно-логистического кластера Самарской области (ТЛК СО), позволяет разработать карту прогнозных профессиональных компетенций. Макет карты в разрезе одного из приоритетных направлений развития этого кластера «организация перевозки грузов и предоставление комплексных логистических услуг» и одного из мероприятий по его реализации представлен в табл. 3.

Таблица 3

Макет карты прогнозных профессиональных компетенций транспортно-логистического кластера Самарской области (фрагмент)

Направления развития ТЛК СО на период до 2030 г.

Организация перевозки грузов и предоставление комплексных логистических услуг

Мероприятия развития ТЛК СО на период до 2030 г.

• освоение крупными транспортными компаниями производства комплексной логистической услуги;

Перечень прогнозируемых профессиональных компетенций ТЛК СО в разрезе мероприятия «освоение крупными транспортными компаниями производства комплексной логистической услуги»

Виды профессиональной деятельности: научно-исследовательская, ..., аналитическая Конкретное содержание профессиональной деятельности: выбор оптимальной схемы доставки груза, ., информирование грузоотправителя

Название профессии: менеджер по цепочке поставок (Supply Chain Manager)

Группы профессиональных компетенций / образовательные программы ВО, формирующие эти компетенции

Исследовательские / бакалавриат академических программ; магистратура теоретических программ; программы подготовки кадров высшей квалификации Инновационные / бакалавриат академических программ; магистратура практических, технических программ Предпринимательские / бакалавриат прикладных программ; магистратура профессиональных программ, программ МВА

научно-исследовательская педагогическая проектно-экономическая организаци-онно-управ-ленческая предпринимательская аналитическая

Может Может Может Владеет Обеспечивает Может

Деятельность в сфере комплексной логистической услуги относится к востребованной в перспективе области «интегрированного менеджмента», для нее необходимы

1 (57) 2015 ■НВЩЭУЕ

69

исследовательские, инновационные и предпринимательские компетенции и, соответственно, образовательные программы всех уровней, включая бакалавриат, магистратуру, аспирантуру. Содержание прогнозируемых профессиональных компетенций демонстрирует потребность формирования в ТЛК СО новой профессии - «менеджер по цепочке поставок» (Supply Chain Manager).

Сферой применения предлагаемых методов являются программно-целевое планирование инновационного развития региональных кластеров в части организации взаимодействия с системой ВО и региональные программы развития образования, которые в таком виде способны стать эффективными инструментами регионализации высшего образования.

Источники

1. Абдрахманова Г. И., Ковалева Г. Г. Использование информационных и коммуникационных технологий в системе профессионального образования (по данным государственной статистики и материалам мониторинга экономики образования) // Мониторинг экономики образования : инф. бюл. НИУ ВШЭ. 2012. № 1 (55).

2. Артамонова Ю. Л., Демчук А. Л. Развитие академической мобильности в вузах России и ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 12.

3. Волков А. Е., Ливанов Д. В., Фурсенко А. А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Российское образование: тенденции и вызовы : сб. ст. и аналит. докл. М. : Дело АНХ, 2009.

4. Гусев А. Н., Кашфуллина К. Р., Насонов К. А. Реформы высшего образования в Китае и Республике Корея: использование зарубежного опыта в модернизации системы // Вестн. междунар. организаций. 2014. Т. 9. № 1.

5. Кузьминов Я. И., Шувалова О. Р. Стратегии учреждений профессионального образования // Мониторинг экономики образования : инф. бюл. НИУ ВШЭ. 2012. № 5(59).

6. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / Л. М. Григорьев и др.; под ред. Л. М. Григорьева, Н. В. Зубаревич, Г. Р. Хасаева. М. : ТЕИС, 2011.

7. Российское образование: тенденции и вызовы : сб. ст. и аналит. докл. М. : Дело АНХ, 2009.

8. Управление инновационным развитием региона / под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород : НИМБ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.