Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юймэй Лю, Лифэн Ян

Глобализация мировой экономики привела к тому, что сотрудничество между странами в сфере образования, в том числе и по программам международного студенческого обмена, становится все более тесным. Но в то же время, благодаря глобализационным процессам в образовании, стала расти конкуренция между странами, между некоторыми из них даже развернулась ожесточенная борьба. Это связано с тем, что все мировые державы рассматривают образование как ключевую основу национального экономического развития и как стратегию «мягкой силы», дающую ряд преимуществ на фоне международной конкуренции. В настоящее время в рамках инициативы «Один пояс - один путь» сотрудничество между Китаем и Россией постоянно углубляется. И не только в области экономики, культуры, науки и технологий, но и в области образования. И Китай, и Россия имеют одинаково богатые образовательные ресурсы. Содружество китайских и российских университетов, а также создание совместных образовательных учреждений поможет не только укрепить дружбу между народами и будет способствовать интернационализации высшего образования, но и выявит талантливую молодежь, которая в будущем реализует свой потенциал и внесет свой вклад в развитие китайского и российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATUS AND THE DEVELOPMENT PROSPECTS IN CHINESE-RUSSIAN HIGHER SCHOOL PARTNERSHIP

Globalization of the world economy caused the educational partnership between the countries, including international student exchange programs, is becoming closer and closer. But at the same time, due to the globalization processes in education, competition between countries accompanied by the desperate fight began growing. It occurred that all the contries consider education to be a key basis for national economic development and a “soft power” strategy that gives a number of advantages. At present the project “The same belt is the same way” contributes the partnership between Russia and China to drive in deeper. And not only in economy, culture, science and technology, but also in education. Both China and Russia have rich educational resources. The commonwealth of Chinese and Russian universities, including the common universities will do the friendship between our countries more strong and will promote the internationalization of higher schools. It will also identify talented young people who will realize their professional; opportunities in future and will contribute to the development of Chinese and Russian society.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Состояние и перспективы развития китайско-российского сотрудничества в сфере высшего образования

Лю Юймэй,

аспирант, Ляонинский педагогический университет E-mail: 18845767009@163.com

Ян Лифэн,

преподаватель, факультет русского языка, Институт языков Центрально-восточной Европы, Цзилиньский университет иностранных языков E-mail: yanglifeng666@mail.ru

Глобализация мировой экономики привела к тому, что сотрудничество между странами в сфере образования, в том числе и по программам международного студенческого обмена, становится все более тесным. Но в то же время, благодаря глобализационным процессам в образовании, стала расти конкуренция между странами, между некоторыми из них даже развернулась ожесточенная борьба. Это связано с тем, что все мировые державы рассматривают образование как ключевую основу национального экономического развития и как стратегию «мягкой силы», дающую ряд преимуществ на фоне международной конкуренции. В настоящее время в рамках инициативы «Один пояс - один путь» сотрудничество между Китаем и Россией постоянно углубляется. И не только в области экономики, культуры, науки и технологий, но и в области образования. И Китай, и Россия имеют одинаково богатые образовательные ресурсы. Содружество китайских и российских университетов, а также создание совместных образовательных учреждений поможет не только укрепить дружбу между народами и будет способствовать интернационализации высшего образования, но и выявит талантливую молодежь, которая в будущем реализует свой потенциал и внесет свой вклад в развитие китайского и российского общества.

Ключевые слова: глобализация, высшее образование, университет, российско-китайское сотрудничество.

Исследование выполнено при финансовой поддержке провинции Цзилинь (научный проект № JGJX2020C45 «Теория и практика применения модели смешанного обучения (онлайн + офлайн) в преподавании русского языка в китайских вузах в соответствии с реализацией программы Министерства образования «Лучшее качество предметов») и российского фонда фундаментальных исследований (научный проект № 19-01300895 «Учимся понимать Россию: когнитивные стратегии формирования методического материала по русскому языку как иностранному»).

Китайско-российское сотрудничество в сфере высшего образования началось в 1995 году и имеет более чем двадцатилетнюю историю. По данным Китайского Министерства образования, начитывается, в общей сложности, 2365 китайско-зарубежных совместных учебных заведений и проектов, из которых 88 являются учебными заведениями высшего звена. В 28 провинциях, автономных районах и муниципалитетах Китая действуют 1024 китайско-иностранных совместных образовательных проекта на базе учебных заведений. Из них 85 проектов (8,3% от общего числа) - китайско-российские и затрагивают они, как правило, высшую школу. В 1995 году началось сотрудничество китайского Северо-Восточный сельскохозяйственного университета и российского Тихоокеанского государственного университета, которое было одобрено Департаментом образования провинции Хэйлунцзян и Министерством образования России. В рамках этого сотрудничества была принята и успешно реализована программа бакалавриата «Экономика и торговля». Это был первый совместный проект двух стран, который и открыл путь китайско-российскому сотрудничеству в сфере о высшего образования.

В последние годы сотрудничество между КНР и Российской Федерацией в сфере высшего образования развивается довольно успешно. С введением инициативы «Один пояс - один путь» и установлением всеобъемлющего стратегического партнерства между Китаем и Россией расширился поток студентов, желающих обучаться в соседней стране, что вывело отношении между странами на новый уровень. Согласно статистике «Китайского образовательного ежегодника», если в 2006 году по программе обмена в России и Китае обучалось 5032 студента, то в 2017 году эта цифра возросла до 18 010, а среднегодовые темпы роста составили 12,02%. [1]. По данным Минобрнауки России, в 2016 году в российских вузах обучалось 22000 китайских студентов, что составляет 10% от общего числа иностранных студентов. В настоящее время Китай стал вторым по величине поставщиком в Россию студенческих кадров. Что касается обучения российских студентов в Китае, то, по данным Министерства образования КНР, в 2015-2016 учебном году в Китае обучалось более 17000 русских студентов. На начало 2018 года количество российских студентов, обучающихся в КНР, составляло около 18000 человек. Таким образом, можно сделать вывод, что количество российских студентов, приехавщих в КНР на учебу, за последние два года увеличи-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

лось примерно на 5%. Правительство России ежегодно предоставляет Китаю около 15 000 бюджетных мест в вузах страны. Еще в 2016 году Россия выделила Китаю 800 мест. В других странах СНГ их количество было намного ниже. По состоянию на октябрь 2018 года Россия занимает шестое место среди стран, принимающих на учебу граждан Китайской Народной Республики (в первую пятерку входят Южная Корея, Таиланд, Пакистан, США и Индия) [2]. Чтобы подняться в рейтинге образовательных услуг и войти в сотню лучших университетов мира, Россия вынуждена увеличивать число иностранных студентов в своих вузах. Как считает Министерство образования и науки Российской Федерации, чтобы достичь этой цели, доля иностранных студентов в колледжах и университетах страны должна быть не ниже 10% от общего числа обучающихся. В настоящее время в России обучаются иностранные студенты из более чем 170 стран. Китайских студентов среди них - 10%. Согласно статистике, 70-80% китайских студентов предпочитают изучать гуманитарные и социальные науки, такие как язык, литература, педагогика и т.д. Число студентов, выбирающих естественные науки и инженерные специальности, значительно ниже.

За 20 лет плодотворного российско-китайского сотрудничества в сфере высшего образования выявились положительные тенденции. По состоянию на октябрь 2018 г. китайские и российские университеты создали в общей сложности 85 китайско-российских совместных образовательных проектов в 17 провинциях (автономных районах) Китая. Одним из таких проектов является Российско-китайский транспортный институт. Российско-китайская транспортная школа не только позволяет крупнейшим железнодорожным компаниям Китая впервые реализовать концепцию «выхода», но и является первым зарубежным учебным заведением, которое экспортирует образование, технологии и культуру в страну с более сильным высшим образованием [3]. Важно отметить, что система образования КНР стремится к глобальному лидерству, для чего в практику обучения введены принципы кооперативного сотрудничества. И в китайских, и в российских вузах существует 8 программ бакалавриата, что составляет 97,6% от общего числа. По данным Министерства образования КНР, примерно 50 китайских университетов сотрудничают с российскими университетами не только на уровне бакалавриата, но и выше. В программе китайско-российского кооперативного сотрудничества участвуют 58 российских университетов (3 из них сотрудничают на послевузовском уровне). С китайской стороны в этой программе участвуют Северо-восточный лесной университет, Хар-° бинский инженерный университет, Университет " Чжэнчжоу и другие пять колледжей и универси-§ тетов, а с российской стороны активно участву-^ ют МГУ и Санкт-Петербургский государственный Ц университет, у которых большая научная база,

в связи с чем они считаются лидерами в сфере высшего образования.

Можно сказать, что китайско-российские образовательные программы составлены с учетом подготовки профессиональных кадров. Студенты изучают специальные дисциплины, необходимые для их будущей профессиональной деятельности. При этом важно отметить, что из 83-х китайско-российских совместных образовательных программ на уровне бакалавриата и выше 45 программ связаны с дисциплинами и специальностями естественнонаучной сферы, что составляет 54,2%; Количество проектов, участвующих в подготовке кадров гуманидарного и социального профиля,- 38, что составляет 45,8%. Эти данные позволяют сделать выводы, что естественнонаучные специальности пользуются большей популярностью у студенчества.

На дальнейшие перспективы развития российско-китайского сотрудничества в области высшего образования влияет множество факторов [4]. С одной стороны, плавное развитие двусторонних отношений Китая и Росссии в сфере образования, зависит не только от общности образовательных стратегий двух стран, их точек соприкосновения, но от образовательных тенденций на международной арене, поскольку только глобальные процессы в образовании могут открыть новые возможности и перспективы для тех или иных образовательных проектов и создать благоприятные условия для сотрудничества двух стран, в том доя программ студенческого обмена. Но с другой стороны, существует проблема языковой подготовки, связанной с их адаптацией к обучению в другой стране. Кроме того, нельзя не отметить, что в процесс китайско-российского сотрудничества в сфере образования вмешалась вспышка новой коронавирусной инфекции, которую никак не удается побороть, в связи с чем появилась некоторая неопределенность. Но, несмотря на все трудности, отношения между двумя странами развиваются и углубляются, укрепляются связи между Россией и Китаем, в том числе и в сфере образования. Межгосударственные отношения между Китаем и Россией, которые на достаточно высоком уровне, заложили прочную основу для сотрудничества между двумя странами в области образования. В обоих государствах установлен механизм обмена студенческими и педагогическими кадрами, налажено сотрудничество колледжей и университетов. Все это говорит о положительной динамике. Углубление отношений между двумя странами на государственном уровне документально закреплено. Китай и Россия подписали ряд важных юридических документов в области образования, которые станут законодательной основой для сотрудничества между двумя странами [5]. Теперь совместные образовательные проекты защищены с правовой точкеи зрения.

Массовое увеличение обменов кадрами между Китаем и Россией в сфере образования придало сотрудничеству двух стран долгосрочный харак-

тер. Форма и содержание китайско-российских образовательных проектов постоянно расширяются. Помимо краткосрочных визитов в страну образовательных групп, а также перевода и ознакомления с учебниками по теории образования, существуют также три формы сотрудничества: китайско-российские университетские альянсы, китайско-российский форум президентов университетов и китайско-российский фестиваль студенческого искусства. Следует также отметить сотрудничество Китая и России в области среднего образования. Так, в последнее время создаются китайско-российские летние и зимние лагеря для школьников начального и среднего звена, организуются разного рода выставки, в которых принимают участие не только студенты, но и школьники.

В последнее время формы образовательного сотрудничества между Китаем и Россией становятся все более разнообразными, а их содержание становится богаче год от года. Договора о сотрудничестве и обмене кадрами, принятые двумя странами в рамках двусторонних и многосторонних соглашений, большое количество совместных мероприятий и проектов, проведенных в рамках двухстороннего сотрудничества (особенно создание Российско-китайского комитета по гуманитарному сотрудничеству и подчиненного ему Комитета по образованию) внесли большой вклад в развитие российско-китайской дружбы и заложили прочную основу для дальнейшего укрепления российско-китайских отношений [6].

В условиях глобализации продвижение межнационального сотрудничества в сфере высшего образования является неизбежным. В настоящее время глобализация образования имеет все шансы стать ведущей, потому что она дает гражданам всех стран получить международное образование. После более чем двух десятилетий реформ и развития китайско-российских отношений начался новый этап сотрудничества между КНР и Российской Федерацией в сфере образования. и мы верим, что в рамках инициативы «Один пояс - один путь» Китай и Россия станут еще ближе друг к другу.

Литература

1. Ду Цзиньсонг, Питер Ресова И. • А. Комментарий о статус-кво реформы высшего образования в России Сравнительное исследование в области образования, 2014 г. (8)

2. «Ежегодник образования в Китае» (http://www. moe.edu.cn)

3. Арефьев А.Л.. Тенденции Экспорта Российского Образования в 2005-2015[J]. Вестник Российской Академии Наук, 2016(3)

4. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимул-лин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020 № 10.

5. Гревцева Г.Я. Сотрудничества Китая и России в сфере образования // Вестник ЮУрГУ. 2017. № 1.

6. Горобец Л.А. Гуманитарное сотрудничество России и Китая в Дальневосточном регионе // Дискуссия. 2014. № 1.

THE STATUS AND THE DEVELOPMENT PROSPECTS IN CHINESE-RUSSIAN HIGHER SCHOOL PARTNERSHIP

Liu Yumei, Yang Lifeng

Liaoning Normal University, Jilin International Studies University

Globalization of the world economy caused the educational partnership between the countries, including international student exchange programs, is becoming closer and closer. But at the same time, due to the globalization processes in education, competition between countries accompanied by the desperate fight began growing. It occurred that all the contries consider education to be a key basis for national economic development and a "soft power" strategy that gives a number of advantages. At present the project "The same belt is the same way" contributes the partnership between Russia and China to drive in deeper. And not only in economy, culture, science and technology, but also in education. Both China and Russia have rich educational resources. The commonwealth of Chinese and Russian universities, including the common universities will do the friendship between our countries more strong and will promote the internationalization of higher schools. It will also identify talented young people who will realize their professional; opportunities in future and will contribute to the development of Chinese and Russian society.

Keywords: globalization, higher school, university, Russian and Chinese partnership.

References

1. Du Jinsong, Peter Resova I.A. Commentary on the status quo of the reform of higher education in Russia [J]. Education Comparative Study 2014 (8)

2. "Yearbook of Education in China" (http://www.moe.edu.cn)

3. Arefiev A. L. Trends in the Export of Russian Education in 20052015 [J]. Bulletin of the Russian Academy of Sciences, 2016 (3)

4. Gafurov I.R., Ibragimov G.I., Kalimullin A.M., Alishev T.B. Transformation of education in higher education during a pandemic: pain points // Higher education in Russia. 2020 No. 10.

5. Grevtseva G. Ya. Cooperation between China and Russia in the field of education // Bulletin of SUSU. 2017. No.

6. Gorobets L.A. Humanitarian cooperation between Russia and China in the Far East region // Discussion. 2014. No. 1.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.