DOI: 10.24411/9999-043A-2020-10023
О.Т. Бейсенбаев
СОТРУДНИЧЕСТВО КАЗАХСТАНА, РОССИИ И КИТАЯ В РАЗВИТИИ ЦИФРОВОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В данной статье автор обращает внимание на масштабы цифровизации в странах вдоль Шелкового пути и актуальность их цифрового сотрудничества. Особый акцент делается на различие в уровнях цифровизации в соседствующих странах.
Автор считает что всеобьемлющая цифровизация создает новые подходы к взаимодействию не только между людьми и предприятиями, но и между разными государствами. В статье в качестве основных сфер кооперации в рамках Цифрового Шелкового пути рассмотрены: подготовка кадров, создание финансовой инфраструктуры, обеспечение информационной безопасности, развитие электронной торговли.
По мнению автора, на фоне экономических санкций, торговой войны между крупными державами, сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь» становится все более актуальным. Автор считает, что развитие Цифрового Шелкового пути выведет экономику вышеназванных стран на новый уровень в результате мобильности и прозрачности торговых операций. Доказательством тому является обьем «серого» импорта КНР в Центральную Азию (ЦА) и расхождение в статистических показателях по товарообороту между Китаем и Казахстаном.
Подводя итоги, автор отмечает, что, несмотря на достижения в развитии цифровой экономики в РФ, РК и КНР и достигнутые ранее договоренности, отсутствуют общая повестка дня и конкретные механизмы цифровой взаимосвязи между странами современного Шелкового пути.
Ключевые слова: Цифровой шелковый путь, инициатива «Один пояс, один путь», цифровизация, трансформация, информационное общество, онлайн-торговля, кибербезопасность, человеческий капитал, диверсификация.
Автор: Бейсенбаев Олжас Тусупбекулы, PhD, докторант кафедры китаеведения КазНУ им. Аль-Фараби (Алматы, Республика Казахстан). E-mail: [email protected]
O.T. Beisenbayev
The cooperation between Kazakhstan, Russia and China in the development of the Digital Silk Road: new challenges and prospects
Abstract. In this article, the author draws attention to the scale of di-gitalization in the countries along the New Silk Road and the relevance of their digital cooperation. Particular attention is paid to the difference in the levels of digitalization in these neighboring countries.
The author believes that comprehensive digitalization creates new approaches to interaction not only between people and organizations, but also between different countries. In the article as the main areas of cooperation in the framework of the Digital Silk Road are considered: preparation of specialists, creation of financial infrastructure, information security and development of e-commerce.
According to the article, against the background of economic sanctions, trade war between major powers, cooperation within the framework of the "One belt, One road" Initiative is becoming more important. The author believes that the development of the Digital Silk Road will bring the economies of these countries to a new level due to mobility and transparency of trade operations. Proof of this is the volume of shadow import of China to Central Asia and particularly the difference of trade statistics between China and Kazakhstan.
Finally author notes that despite the achievements of the digital economy development in Russia, Kazakhstan and China and the agreements reached earlier, there is no common agenda and mechanisms of digital interaction between the countries of the New Silk Road.
Keywords: Digital Silk Road, "Onebelt, Oneroad" initiative, digita-lization, transformation, information society, online trade, cyber security, human capital, diversification.
Author: Olzhas Tusupbekuly BEISENBAYEV, PhD, doctoral student of the Department of Chinese studies of KazNU of Al-Farabi (Almaty, Kazakhstan) (e-mail: [email protected]).
В нынешнюю эпоху мы становимся свидетелями кардинальных изменений во всех отраслях жизнедеятельности; коренные преобразования происходят в сфере производства, торговли и потребления. По мнению автора книги «Четвертая промышленная революция» К. Шваба, новая промышленная революция началась на рубеже нового тысячелетия, и она будет цифровой в связи с мобильным интернетом, обучающимися машинами и развитием искусственного интеллекта [Шваб, c. 11].
К сожалению, не во все части мира доходят результаты промышленной революции. Развитые государства имеют технологическое превосходство и доминирование в сфере информационных технологий [Бейсенбаев]. Но, тем не менее, цифровизация создает новые подходы, изменяющие способы взаимодействия между людьми, организациями и странами. Поэтому важно рассмотреть темп цифровой трансформации казахстанского общества сквозь призму сотрудничества с соседствующиими странами, которые имеют опыт и определенные результаты продвижения цифровой экономики.
Разные культуры, страны, города во время торговли вдоль Шелкового пути также обменивались идеями, обучались друг у друга, стимулируя развитие философии, наук, языкознания и религии [Франкопан, c. 15]. В сегодняшний период технологической трансформации, формирования стратегий цифрового развития, создания «умных городов» и развития трансграничной торговли, Шелковый путь снова возрождается и поэтапно цифровизируется. Элементарно, ни контейнерные, ни авиаперевозки невозможно обеспечить без обмена соответствующей информацией. Нам известно, что амбициозная инициатива Китая «Один пояс, один путь» (далее — Инициатива) состоит из двух направлений: «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Сейчас в ки-
тайских и международных СМИ часто говорится о развитии «Шелкового пути на воздухе», создании «Космического Шелкового пути», а также сотрудничества в рамках Цифрового Шелкового пути. Данные направления официально не утверждены в концепции Инициативы или документах Госсовета КНР. Но, по крайней мере, Инициатива закреплена в Уставе КПК КНР, и Цифровой Шелковый путь не раз был упомянут в выступлениях руководства КНР и стран-участников Инициативы. К примеру, Си Цзиньпин на открытии первого международного форума «Один пояс, один путь» в 2017 г. отметил: «Мы должны помогать развитию «больших данных», «облачной» среды и «умных» городов, чтобы превратить их в цифровой Шелковый путь XXI века. Мы должны ускорить интеграцию науки и технологий, внедряя их в промышленность и финансы, совершенствуя условия для инноваций и объединяя ресурсы» [Си Цзиньпин...].
Когда речь идет о развитии Цифрового Шелкового пути (далее — ЦШП), мы в первую очередь обращаем внимание на уровень цифровизации внутри государств, находящихся вдоль нового Шелкового пути. В данном контексте актульно рассмотреть динамику цифровой трансформации казахстанского общества и результаты национальной программы. В 2018 г. оказание государственных услуг в электронном формате составило 60 %; в 2019 г. этот показатель повысился до 80 % [Казахстан показывает динамичную трансформацию...]. Можно с уверенностью сказать что выполнены индикаторы ранее принятых программ по форсированному индустриально-инновационному развитию и формированию «электронного правительства». Есть положительные сдвиги в сфере диджитализации, доказательством тому являются данные в разрезе регионов и возрастных категорий по повышению цифровой грамотности населения и переходу к информационному обществу. По материалам Комитета Статистики МНЭ РК доля пользователей сети интернет в Казахстане от 6 до 74 лет за последние 7 лет увеличилось почти на 40 %. Наблюдается рост уровня грамотности населения в возрасте 6—74 лет в части использования цифровых устройств и и получения услуг через Интернет. По доле пользователей интернета в разрезе регионов Казахстана лидируют мегаполисы, такие как г. Нур-Султан (90,1 %)
и г. Алматы (87,7 %). Из областей лидируют Алматинская (88,2 %), Костанайская (88,0 %), в списке аутсайдеров Акмолинская, Карагандинская и Западно-Казахстанские области.
По некоторым результатам реализации программы «Информационный Казахстан-2020» за последние годы были проведены 70 % мероприятий, целевые индикаторы перевыполнены на 40 %. Но беспрецедентное развитие информационных технологий на международном уровне выносит на повестку дня новые вызовы и перспективы, требует оперативных решений на национальном уровне. На сегодняшний день в Казахстане принят и поэтапно реализуется государственная программа «Цифровой Казахстан». Она ориентирована на 2018—2022 годы и на ее реализацию выделено 141 048 387 тыс. тенге из госбюджета.
Страны Евразийского пространства развивают цифровую экономику в рамках своих национальных программ, в ряде стран созданы министерства цифрового развития. Так, в Кыргызстане действует программа «Таза коом» (Чистое общество), в Республике Беларусь — «Цифровая экономика и развитие информационного общества», в Турции — «Стратегия-2023», в России — «Цифровая экономика», в КНР — «Сделано в Китае-2025». В качестве основных сфер сотрудничества в строительстве ЦШП рассматриваются электронная коммерция, финансовая инфраструктура, образование и обеспечение информационной безопасности.
В настоящее время, благодаря росту электронной коммерции, даже с ограниченным капиталом легко создать бизнес. К 2040 г. 95 % покупок будут совершаться в Интернете. Электронная коммерция предоставляет новые возможности для молодых. В 2017 г. на долю электронной торговли пришлось 2,3 трлн долл, по прогнозам к 2021 г. этот показатель увеличится до 4,5 трлн долл. По итогам 2018 г. объем рынка онлайн-торговли в Казахстане вырос в 1,5 раза и составил 269 млрд тенге. Структура рынка электронной коммерции в Казахстане состоит на 68 % из торговли товарами, и на 32 % — услугами [Какие возможности дает Казахстану...]. В РК объем розничной торговли через Интернет в 2013—2017 гг. вырос в 3,8 раза, достигнув около 107 млн тенге. Цифры оптовой торговли через Интернет составляют 0,4 % от общего объема.
В РК на законодательном уровне предусмотрены налоговые льготы субъектам электронной торговли. Ими уже воспользовался 331 новый субъект е-коммерции. В Казахстане развивается сервис бесконтактных платежей с применением мобильного телефона [Цифровизация экономики...]. Данные и предыдущие цифры показывают, что электронная торговля динамично развивается в свете распространения мобильного интернета.
По словам министра цифрового развития А. Жумагалиева, в 2018 г. плановый показатель доли электронной торговли составил 2,9 %, а в 2025 г. электронная торговля составит 24 % розничных продаж. Количество онлайн-покупателей в 2018 г. достигло 2,32 млн человек, к 2025 г. оно может составить 15 млн человек [К 2025 г. количество онлайн-покупателей...]. Эти цифры можно увеличить, используя транзитный потенциал Казахстана между Китаем и Европой. Благодаря транспортному коридору «Западная Европа—Западный Китай», данный объем транзита можно увеличить до 864 млн посылок к 2025 г. Рынок Китая особенно выгоден для реализации продукции отечественного сельхозпроизводства [Какие возможности дает Казахстану...]. Дорожная карта по развитию электронной коммерции до 2025 г. придаст дополнительный импульс систематизации работы в этом направлении.
Тотальная цифровизация современной экономики и общественной жизни требует подготовки специалистов нового образца, в том числе и в сфере информационной безопасности. Сегодня растет потенциал университетов России, Китая и Казахстана. Согласно рейтингу британской компании «Times Higher Education», только 6 вузов КНР входят в число топовых университетов мира. По некоторым данным, в КНР около 15 тыс., в РФ — 65 тыс. казахстанцев обучаются разным специальностям. Мы считаем, что соседствующие страны должны акцентировать внимание на подготовку кадров по IT, робототехнике и спутниковым технологиям. Академия ШОС и Альянс университетов Шелкового пути могут стать эффективной площадкой для подготовки и повышения квалификации спецалистов.
Казахстан в рамках ЦШП присоединился к китайским и российским рынкам не только через физическую, но также финансовую и цифровую инфраструктуру. Это внесет вклад в диверсификацию
экономики. Для этого создан Международный финансовый центр «Астана», где ключевыми акционерами выступают Шанхайская Фондовая биржа и «Фонд Шелкового пути». Также на казахстанском рынке присутствуют китайские банки, такие как China Construction Bank, ICBC, Bank of China. Китайская компания Huawei уже занимается внедрением сетей 5G, а также цифровых проектов «Безопасный город», Smart Home, Astana Hub.
Обеспечение национальной безопасности требует наращивания цифровых возможностей стран, усовершенствования киберзащиты, развития электронной промышленности и информационно-коммуникационных технологий. Действительно, сегодня информация не имеет границ и технологии носят трансграничный характер. По мнению российского государственного деятеля Н. Патрушева в мире присутствуют тенденции формирования полицентричной системы международных отношений. В качестве одной из сфер сдерживания влияния России и Китая со стороны США автор выделяет информационно-коммуникационную область. Для преодоления рисков в данном направлении Россия и Китай наращивают свой цифровой потенциал [Патрушев]. Среди ключевых направлений сотрудничества необходимо укрепить взаимодействие в сфере безопасности, борьбы против деятельности экстремистских организаций в социальных сетях, мошенничества, торговли людьми и наркотиками, борьбы против деструктивных сообществ в интернете повлекших подростков на суицид. В середине 2017 г. был зафиксирован всплеск пропаганды суицида среди подростков в российских социальных сетях, который в дальнейшем распространился за пределы страны и в том числе в Казахстане. В России были осуждены несколько десятков кураторов группы смерти, Роскомнадзор РФ заблокировал сотни тысяч опасных материалов для детей. Это также касается своевременного пресечения деятельности интернет-сайтов и порталов, разжигающих межнациональную рознь, религиозную вражду, расовую дискриминацию и посягающих на территориальную целостность, историю и традиции отдельных стран, честь и достоинство их граждан. Поэтому, все более актуальным становится вопрос защиты национальных интересов и безопасности государств в информационно-коммуникационном пространстве. Безусловно
должны сохранятся все принципы и нормы международного права, потребности граждан в свободном обмене информацией и их конфиденциальность.
В условиях нынешних реалий страны должны понимать важность развития цифрового сотрудничества в рамках международных организаций как — ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, СВМДА и БРИКС. Основополагающим документом в обеспечении информационной безопасности является Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности(концепция)[Конвенция об обеспечении...]. В 2013 г. принято Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в области обеспечения информационной безопасности. Эти два документа имеют особую регулирующую роль для стран в пространстве СНГ. В январе 2015 г. также члены ШОС внесли в ООН «Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности (МИБ)».
В РФ принят стратегический документ «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 г.», также Доктрина информационной безопасности РФ [Указ Президента РФ...]. В Китае в 2005 г. Государственная стратегия развития информатизации на 2006—2020 гг., НОАК КНР рассматривает сетевые операции как важный элемент информационного противоборства, внедряется система социального кредита населения. Далеко не все считают китайскую систему безопасной и полезной, справедливо полагая, что система социального кредитного рейтинга уже сейчас мешает миллионам китайцев свободно перемещаться по стране или выезжать за ее пределы[Масимов, с.138].
В Послании от 10 января 2018 г. Н. Назарбаев отметил: «Сегодня понятие кибербезопасности включает в себя защиту не просто информации, но и доступа к управлению производственными и инфраструктурными объектами» [Послание Президента РК народу Казахстана...]. Казахстан выступает за создание киберполиции в рамках ШОС для обеспечения международной кибербезопасности. В 2017 г. по результатам «Глобального индекса кибербезопасности», Казахстан занимает 82 место из 193 стран мира [«Киберщит Казахстана»...]. Для достижения этой цели разработана и действует Кон-
цепция кибербезопасности «Киберщит Казахстана», согласно которой будут созданы оперативные центры и службы реагирования на кибер-инциденты [Государственная программа «Цифровой Казахстан»...].
На основе вышеназванных документов страны СНГ, ШОС, в том числе Китай, Россия и Казахстан могут оперативно предотвращать и урегулировать межгосударственные конфликты и гибридные войны в информационном пространстве. Существующие организации как СНГ и ШОС являются эффективной региональной площадкой координации деятельности стран в этой сфере. Развивая сотрудничество в рамках Цифрового Шелкового пути особо важно противодействовать применению информационно-коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления враждебных действий и подрыва суверенитета отдельно взятых государств.
На фоне экономических санкций США против России и торговой войны между США и КНР, сотрудничество в рамках Инициативы становится все более актуальным. Развитие ЦШП выведет экономику стран на новый уровень в результате мобильности и прозрачности торговых операций. Так, например, в 2017 г. руководством Казахстана было выявлено, что данные Китая и Казахстана по товарообороту с 2004 по 2018 годы расходятся на целых 64 млрд долл. На разных площадках СНГ, ЕАЭС обсуждается вопрос создания интегрированной цифровой инфраструктуры. Но пока общей цифровой повестки дня и дорожной карты её реализации для стран содружества нет. Отсутствие конкретных механизмов и процедур их применения, оперативных решений и дальнейших действий затрудняет формирование системы международной информационной безопасности, равноправного партнерства в целом.
Казахстану важно сотрудничество с соседними странами в рамках инициативы «Один пояс, один путь», организаций ЕАЭС, ОДКБ и ШОС для развития Цифрового Шелкового пути, взаимодействия в сфере кибербезопасности, развития торговли и подготовки кадров. Развитие Цифрового Шелкового пути подготовит платформу для более мобильного, прозрачного и эффективного сотрудничества между нашими странами.
Библиографический список
Шваб .^.Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2018. 288 с.
Франкопан П. Шелковый путь / пер. с англ. В.Ю. Шаршуковой. М.: Эксмо, 2018. 688 с.
Си Цзиньпин цзай идай илу луньтань фабяо чжучжи яньцзян: [Си Цзиньпин выступил с речь на форуме Пояса и пути] / Правительство Китая. URL: http:// www.gov.cn/xinwen/2017-05/14/content_5193658.htm (дата обращения: 15.10.2019).
Рейтинг стран мира по уровню развития информационно-коммуникационных технологий. URL: https://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ict-develo pment-index-info (дата обращения: 15.10.2019).
Казахстан показывает динамичную трансформцию в области цифровиза-ции. URL: https://primeminister.kz/ru/news/all/kazahstan-pokazivaet- dinamichnuu-transformatsiu-v-oblasti-tsifrovizatsii-eksperti-17746 (дата обращения: 15.10.2019).
Какие возможности дает Казахстану электронная коммерция. URL: https:// strategy2050.kz/ru/news/akie_vozmozhnosti_daet_azahstanu_elektronnaya_kommerts iya__53127 (дата обращения: 15.10.2019).
Цифровизация экономики: эффекты и стимулы. URL: https://www.kazpr avda.kz/articles/view/tsifrovizatsiya-ekonomiki-effekti-i-stimuli (дата обращения: 15.10.2019).
К 2025 г. количество онлайн-покупателей достигнет 15 млн человек. URL: https://www.zakon.kz/4969490-k-2025-godu-kolichestvo-onlayn.html (дата обращения: 15.10.2019).
Послание Президента РК народу Казахстана от 10 января 2018 г. URL: http:// www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-k azahstan-n-nazarbaeva-narodu-kazahstana-10-yanvarya-2018-g (дата обращения: 15.10.2019).
«Киберщит Казахстана»: первые итоги реализации. URL: https://strategy20 50.kz/ru/news/52085/ (дата обращения: 15.10.2019).
Государственная программа «Цифровой Казахстан». URL: https://primemi nister.kz/ru/page/view/gosudarstvennaya_programma_digital_kazahstan (дата обращения: 15.10.2019).
References
Schwab K. the Fourth industrial revolution. Moscow: Eksmo, 2018. 288 p. (138) Frankopan P. The Silk Road / translate to eng. V. Y. Sharshakova. Moscow: Eksmo, 2018. 688 p.
Rating of the world countries by the level of development of information and communication technologies. URL: https://gtmarket.ru/ratings/ict-development-inde x/ict-development-index-info (accessed: 15 October, 2019).
Kazakhstan shows a dynamic transformation in the field of digitalization. URL: https://primeminister.kz/ru/news/all/kazahstan-pokazivaet-dinamichnuu-transformat siu-v-oblasti-tsifrovizatsii-eksperti-17746 (accessed: 15 October, 2019).
What opportunities does e-commerce give to Kazakhstan? URL: https://strate
gy2050.kz/ru/news/akie_vozmozhnosti_daet_azahstanu_elektronnaya_kommertsiya_
__53127 (accessed: 15 October, 2019).
Digitalization of the economy: effects and incentives. URL: https://www.kazpra vda.kz/articles/view/tsifrovizatsiya-ekonomiki-effekti-i-stimuli (accessed: 15 October, 2019).
By 2025, the number of online buyers will reach 15 million people. URL: https:// www.zakon.kz/4969490-k-2025-godu-kolichestvo-onlayn.html (accessed: 15 October, 2019).
Message of the President of Kazakhstan to the people of Kazakhstan on January 10, 2018. URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezi denta-respubliki-kazahstan-n-nazarbaeva-narodu-kazahstana-10-yanvarya-2018-g (accessed: 15 October, 2019).
"Cyber shield of Kazakhstan": first results of implementation. URL: https:// strategy2050.kz/ru/news/52085/ (accessed: 15 October, 2019).
State program "Digital Kazakhstan". URL: https://primeminister.kz/ru/page/ view/gosudarstvennaya_programma_digital_kazahstan (accessed: 15 October, 2019).