Цветкова Н. Н. *
ПРОЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ЦИФРОВОЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
Tsvetkova N.N.**
PROJECTS OF REGIONAL INTEGRATION AND NEW TECHNOLOGIES: DIGITAL SILK WAY
Аннотация: Интересным вариантом сопряжения новых технологий, цифровой трансформации и региональной экономической интеграции стал китайский проект Цифровой Шелковый путь. Проект «Один пояс - один путь» предполагает строительство транспортной, энергетической инфраструктуры с участием КНР на протяжении всех маршрутов Шелкового пути. Однако Китай аккумулировал большой опыт и в развитии цифровых технологий, в производстве телекоммуникационного оборудования, в том числе и для сетей. В связи с этим и был предложен проект Цифровой Шелковый путь, по развитию с помощью Китая, китайских компаний ИТ-инфраструктуры, телекоммуникационных сетей в странах Центральной Азии и других странах, через которые пролегает Шелковый путь.
Ключевые слова: Цифровой Шелковый путь, Один пояс - один путь, Китай, страны Центральной Азии, цифровые технологии, компания «Хуавей», ИТ-инфраструктура.
Abstract: A Chinese Project Digital Silk Way represents an interesting variant of conjunction of regional economic integration and new digital technologies. One Belt - One Road integration project comprises construction of transport, energy infrastructure with the participation of China, Chinese companies along all the Silk Way routes. But China has also accumulated vast experience in development of digital technologies, in manufacturing of telecommunications equipment, including networks equipment. So China proposed the project of Digital Silk Way for development of IT infrastructure, of telecommunications networks enabled by China's assistance and by Chinese companies (such as Huawei) in the countries of Central Asia and other countries along One Belt - One Road. Keywords: Digital Silk Way, One Belt - One Road, China, countries of Central Asia, digital technologies, Huawei company, IT infrastructure.
Региональная экономическая интеграция приобретает в условиях глобализации все большее значение. В экономической литературе некоторые авторы противопоставляют региональную интеграцию глобализации, другие (например, Н.Н. Ливенцев) утверждают, что регионализация -важный компонент глобализации, а не ее сегментация [3], с чем можно согласиться. Пишут о том, что страны развивают торговое, экономическое
* Цветкова Нина Николаевна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Центр исследования общих проблем современного Востока, Институт востоковедения РАН; e-mail: [email protected].
** Tsvetkova Nina Nikolaevna - Candidate of Economic Sciences, Leading Research Fellow, Center of Studies of General Problems of Contemporary East, Institute of Oriental Studies, Institute of Oriental Studies, RAS; e-mail: [email protected].
сотрудничество не равномерно со всеми подряд, и нередко в своей внешнеэкономической деятельности тяготеют, прежде всего, к соседним странам. Это не всегда так: многие страны Азии и Африки ориентировались в своей внешней торговле не на соседние страны, а на развитые страны, бывшие метрополии, оттуда же они в основном получали помощь и прямые иностранные инвестиции. Транспортные пути вели из мест добычи сырья в порты для экспорта, а между соседними странами хорошего транспортного сообщения могло и не быть.
п Ч и
В отечественной экономической литературе выделяются условия и предпосылки развития международной экономической интеграции. Это: 1) «уровень экономического развития стран; 2) интеграция развивается более успешно тогда, когда экономика стран находится на подъеме; 3) географическая близость стран участниц; 4) политическая воля руководства интегрирующихся стран; 5) создание уже на первых порах структур, которым страны постепенно должны передавать, делегировать отдельные полномочия, инструменты для их осуществления; 6) создание инициирующего центра из одного-двух государств, которые должны сплачивать страны - партнеры; 7) демонстрационный эффект; 8) эффект домино» [2].
Для региональной интеграции важен фактор не простого соседства (отношения между соседними странами могут быть отнюдь не гладкими, за примерами далеко ходить не приходится), но наличие хороших транспортных связей, в том числе и развитие транспортных коридоров. Другой, еще более важный фактор - это политическая воля руководства интегрирующихся стран; если нет такого твердого стремления к развитию интеграции, то все усилия обречены на провал.
В развитии сегодняшних интеграционных процессов важную роль играют современные, новейшие технологии. И в этом плане интересной представляется инициатива КНР по развитию Цифрового Шелкового пути. Осуществляя различные проекты по развитию транспортных коридоров в рамках проекта «Один пояс один путь», Китай провозгласил, что развитие инфраструктуры будет включать в себя не только строительство железных и автомобильных дорог, мостов и т. д., но и развитие ИТ-инфраструктуры.
На форуме «Один пояс - один путь» в мае 2018 г. в Пекине Председатель КНР Си Цзиньпин заявил: «Нам надо содействовать инновационному развитию и активизировать сотрудничество в передовых областях, таких как цифровая экономика, искусственный интеллект, нанотехнологии и квантовая вычислительная техника. Мы должны помогать развитию «больших данных», «облачной» среды и «умных» городов, чтобы превратить их в Цифровой Шелковый путь XXI века. Мы должны ускорить интеграцию науки и технологий, внедряя их в промышленность и финансы, совершенствуя условия для инноваций и объединяя ресурсы. Мы должны создавать площадки и инкубаторы для молодежи разных стран, чтобы содействовать развитию предпринимательства в нашу эпоху интернета» [4].
Что касается Китая, то он достиг высокого уровня развития цифровой экономики. Большое развитие получили электронная торговля и электронные платежи. Китай стал ведущим мировым производителем и экспортером товаров ИКТ. В 2015 г. доля Китая в мировом экспорте телекоммуникационного и компьютерного оборудования составляла соответственно 41% и 39% [9]. Две пятых компьютеров, мобильных телефонов, прочего компьютерного и телекоммуникационного оборудования поступает на мировой рынок из КНР.
В Китае сформировались свои ТНК по производству товаров ИКТ - Hua-wei, Lenovo, ZTI, Xiaomi, тройка цифровых ТНК - их называют BAT - Baidu, Alibaba, Tencent.
Китайская компания «Хуавей» известна обычным потребителям прежде всего как производитель мобильных телефонов. Но главная продукция «Хуавей» - это сетевое оборудование, например, беспроводные сети Huawei Wireless Network. При этом компания поставляет не только оборудование (hardware), но и программное обеспечение (software), решения по ПО. Одно из таких решений - «Software Defined Network (SDN)», удобное для мобильных операторов, с низкой общей стоимостью, TCO (total cost of operation). Интегральные решения обеспечивают работу сетей мобильной связи. Другое направление деятельности «Хуавей» - сети широкополосной связи, обеспечивающие работу высокоскоростного Интернета. С развитием облачных технологий, Интернета вещей и цепочек 4К видео-индустрии сети высокоскоростного Интернета стали центральной точкой для инвестиций в индустрию ИТ [10,12]. «Хуавей» предлагает продукты и решения и для облачных технологий - серверы, роутеры, терминалы, ПО для управления сетями, Huawei Fusion Storage - платформу для хранения данных в облаке1.
Как ведущий мировой экспортер цифрового оборудования, цифровых устройств Китай обеспечивает цифровую трансформацию в других странах мира, которые сами такого оборудования не производят. Сегодня говорят
0 сопряжении Цифрового Шелкового пути и стратегий цифровой трансформации центральноазиатских стран, России.
Готовность интегрироваться в проект Цифрового шелкового пути высказали лидеры стран, по которым проходят такие маршруты, в том числе Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, а также Турции, Сербии. Тем более что сегодня большинство стран ставит цели осуществления цифровой трансформации, реализует стратегии развития цифровой экономики. В частности, предусматривается сооружение оптоволоконных сетей, которые обеспечивают высокоскоростной интернет. «Цифровой Шелковый Путь позволит создать сообщество общей судьбы в киберпространстве».
В рамках реализации Послания Президента Республики Казахстан (РК) Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» посол Казахстана в Китае
1 URL: http://carrier.huawei.eom/~/media/CNBG/Downloads/Product/IT/en/Huawei%20F usionStorage%20 Data%20Sheet.pdf (дата обращения: 01.12.2018).
Ш. Нурышев провел встречу с председателем совета директоров компании «Obor Cloud Network Technology Co. Ltd» Чжан Яном. Они обсудили проект Цифровой Шелковый путь, в том числе путем развития трансграничной электронной торговли на территории РК с использованием потенциала Международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос». На территории МЦПС будет внедрена система сетевого контроля, позволяющего вести полный учет движения грузов и граждан, а также повысить качество оказываемых логистических услуг на основе принципа «одного окна». Это позволит увеличить транзитный потенциал Казахстана и будет способствовать экспорту казахстанской продукции малого и среднего бизнеса в Китай через платформу трансграничной электронной коммерции и доставлять товары конечным покупателям в формате «B2B» (business - to -business) и «B2C» (business - to - consumer). Интегрированная платформа комплексных услуг для таможенных, карантинных органов и АО НК «КТЖ» на базе СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» позволит определять количество свободных мест в каждом контейнере, отправляемом из Китая в Европу и обратно, что будет способствовать эффективному заполнению свободных мест, что позволит делать дозагрузку контейнера, прослеживать весь путь следования груза. Компания «OBOR Cloud Network Technology Co., Ltd» разрабатывает программные продукты для Главного таможенного управления КНР («Е-порт»), Главной налоговой службы КНР, Главного управления надзора за качеством, инспекции и карантину КНР, Китайских железных дорог. Кроме того, компания является разработчиком первого в КНР склада для трансграничной электронной коммерции [6].
Развивается проект Цифровой Шелковый путь и в Кыргызстане. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев предложил реализовать в рамках стратегии «Один пояс - один путь» ряд проектов с участием Кыргызстана (КР). В частности, он призвал проложить через территорию КР техническую сеть, предназначенную для строительства Цифрового Шелкового пути. По его словам, цель этой концепции созвучна с ранее презентованной в Кыргызстане программой «Таза коом». «Сейчас в Кыргызстане мы готовим долгосрочную стратегию развития, до 2040 г., и ключевым компонентом данной стратегии станет национальная программа цифровой трансформации «Таза коом». В этой связи КР выражает готовность к сопряжению концепции «Один пояс - один путь» с национальной программой «Таза коом». И в качестве первых шагов мы предлагаем совместно приступить к реализации двух следующих задач. Это расширение сети волоконно-оптических линий передачи, проходящих из Китая в Европу, через территорию КР. Потому что если ВОЛС будут проходить через Кыргызстан, то скорость передачи данных увеличится в десятки раз».
В качестве второго шага А. Атамбаев назвал совместное с Китаем построение высокотехнологичных логистических центров и развитие совместной электронной торговли. Он добавил, что поддерживает строительство железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан, так как эта дорога будет
способствовать развитию транспортной инфраструктуры стран Центральной Азии и предоставлению прямого, удобного выхода к портам Персидского залива и Тихого океана [8].
Кембриджский университет инициировал общую платформу под названием «Цифровой диалог для Центральной Азии». Первая встреча этой платформы «Внедрение в цифровую трансформацию» с участием экспертов из пяти стран состоялась в Астане в апреле 2018 г. Выступая на форуме, руководитель Кыргызского интернет-сообщества Т. Султанов высказал мысль о построении в Центральной Азии Цифрового Шелкового пути под лозунгом «Свободное движение идей, людей, творчества, технологий и инноваций». «Центральная Азия с ее выгодным географическим положением в Евразии может стать глобальным цифровым центром, виртуальным окном для всего евразийского региона, соединяющим разные континенты». Достичь этого можно через расширение сети оптоволоконных линий связи, соединяющих восток и запад Центральной Азии. Одновременно Всемирный банк содействует подключению юга и севера через проект Digital CASA -это программа по созданию региональной трансграничной широкополосной телекоммуникационной сети для улучшения подключения к интернету стран Центральной Азии и части стран Южной Азии [7].
Подключается к определенным сегментам проекта Цифровой Шелковый путь и Россия. Новый Цифровой Шелковый путь географически пройдет через Россию и будет включать удобные сервисы для грузоотправителей и грузоперевозчиков - единую электронную пломбу и полностью электронное декларирование с применением технологии блокчейн. Сервис уже протестирован на основе IT-платформ госсистемы «Платон» (!) и РЖД. Электронная пломба - это маленькое устройство и одновременно целый бортовой компьютер с огромным количеством функций, и в сочетании с электронным документооборотом она обеспечит России лидерство в вопросе формирования безбарьерного и самого быстрого «зеленого коридора», главной транзитной зоны между Европой и Азией. Цель сервиса электронной пломбы - создание единого доверенного пространства на первом этапе со странами ЕАЭС, а в перспективе с такими партнерами, как Китай и Индия. «Пломба устанавливается в месте погрузки, при прохождении границ данные о грузе, сохранности пломбы доступны в онлайн-режиме всем государственным контролирующим органам и самим владельцам грузов. В итоге - автоматизируются все процессы, снижаются издержки бизнеса и государства. Скорость доставки, быстрота прохождения административных процедур, достоверность информации о нахождении и сохранности груза, дополнительно подключаемые сервисы, такие как информация о температурном режиме в отсеке - это ключевые конкурентные преимущества. Время проверок снижается, груз доставляется за 10 дней, а не за месяц, грузоотправитель видит маршрут, спокоен за сохранность груза». «Основная задача единой цифровой платформы транспортного комплекса -предоставление пользователям всех видов транспорта удобных сервисов
в режиме единого окна, обеспечение мульти модальности перевозок всех типов. Безусловно, это невозможно без использования уже существующих решений, объектов инфраструктуры и государственных систем в сфере транспорта, таких как «Платон» и ЭРА - ГЛОНАСС. Цифровая платформа транспортного комплекса обеспечит создание зеленого коридора для транзитных грузов [5].
В проекте непосредственно будут участвовать китайские компании. Так, «Хуавей» поставляет сетевое оборудование в страны Центральной Азии. Она проводит в них мероприятия, призванные способствовать цифровой трансформации. Первый Инновационный день Huawei в Центральной Азии под названием «Исследуя дорогу к цифровому Шелковому пути» состоялся 14 ноября 2017 г. в Астане, столице Казахстана. На мероприятии Huawei выступила с инициативой по созданию лучшего цифрового Шелкового пути через инновации, открытость и взаимную выгоду. «Потребности одной страны в цифровом преобразовании могут быть разделены на четыре уровня. Первый уровень, это развитие инфраструктуры ИКТ и построение фундамента для цифровой экономики. Второй уровень, это безопасность как в физическом мире, так и на киберпространстве, которая является гарантией развития. Третий уровень, это оказание поддержки разным отраслям в цифровой трансформации. На самом высоком уровне, это реализация интегрированного управления на уровнях города и страны с искусственным интеллектом», - заявила в своем выступлении на церемонии открытия старший вице-президент «Хуавэй» Эми Лин. Ежегодно Huawei инвестирует в исследования и разработки более 10% своей выручки, что позволило компании совершить прорыв в области технологий. Huawei стремится использовать передовые технологические возможности для цифровой трансформации стран Центральной Азии. На мероприятии были представлены достижения проекта «Цифровый Казахстан», обсуждены вызовы и возможности цифровизации отраслей промышленности в Центральной Азии. «Хуавей» также объявила, что в 2018 г. в Казахстане будет запущена глобальная программа обучения талантов в области ИКТ «Семена на будущее» [11].
Второй ежегодный Центрально азиатский День инноваций Huawei под названием «Инновации для цифровой Центральной Азии» состоялся в сентябре 2018 г. в Ташкенте. В Узбекистане разработаны «Стратегия инновационного развития страны на 2019-2021 годы» и «дорожная карта» по ее реализации, утвержденная указом Президента страны Шавката Мирзиёева. Главной целью Стратегии определено «развитие человеческого капитала, как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности страны на мировой арене и ее инновационного прогресса». Стратегия также нацелена на вхождение Узбекистана к 2030 г. в состав 50 передовых стран по рейтингу Глобального инновационного индекса. Виктор Чжан, старший Вице-президент компании Huawei, выступил с докладом, содержащим рекомендации по цифровой трансформации в Центральной Азии: странам
необходимо усовершенствовать свою телекоммуникационную инфраструктуру, в том числе фиксированную и мобильную широкополосную связь, продолжать оказывать повсеместную поддержку разработкам программного обеспечения, предотвращающим сбои в различных отраслях. Странам следует уделять первоочередное внимание отраслям со сравнительными преимуществами, таким как туризм и транспорт. Наконец, он призвал страны добиться скорейшей цифровизации внутренних процессов государственных органов, которые являются основой для создания «умного» правительства, а затем постепенно перейти к внедрению электронного управления городов [1].
В новом интеграционном проекте Китай активно использует свои конкурентные преимущества, в частности, то, что сегодня он стал крупнейшим поставщиком на мировой рынок не только потребительских устройств, но и сетевого оборудования. Если в странах Запада деятельность компании «Хуавей» вызывает озабоченность относительно гипотетического вмешательства Китая во внутренние дела, и в Канаде даже арестовали финансового директора «Хуавей» Мэн Ванчжоу, дочь основателя компании, то страны Центральной Азии во главу угла ставят свою заинтересованность в инновационном развитии, в доступе к передовым сетевым технологиям.
Литература
1. Второй центральноазиатский День инноваций Huawei: Построить цифровую Центральную Азию и двигаться в сторону интеллектуального мира. 26 сентября 2018 г. [Huawei Second Central Asian Innovation Day: Build a digital Central Asia and move towards the intellectual world. September 26, 2018]. URL: http://infocom.uz/2018/09/26/vtoroj-centralnoaziatskij-den-innovacij-huawei-postroit-cifrovuyu-centralnuyu-aziyu-i-dvigatsya-v-storonu-intellektualnogo-mira/ http://infocom.uz/2018/09/26/vtoroj-centralnoaziatskij-den-innovacij-huawei-postroit-cifrovuyu-centralnuyu-aziyu-i-dvigatsya-v-storonu-intellektualnogo-mira/ (дата обращения: 10.12.2018).
2. Мантусов В.Б. Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях. М.: Юнити - Дана, 2011. С. 21. [Mantusov V.B. (2011). International economic integration in modern world economic relations. M.: Unity - Dana. P. 21.].
3. Международные экономические отношения. Под ред. Н.Н. Ливенцева, М.: Проспект, 2008. С. 382. [International economic relations. Ed. N.N. Liventsev, M.: Prospect, 2008. P. 382.].
4. Оценка могущества Китая. «Один пояс, один путь»: полный текст речи Си Цзиньпина в Пекине. 19.05.2017. [Assessment of the power of China. «One Belt, One Road»: the full text of Xi Jinping's speech in Beijing. 19.05.2017.]. URL: https://inosmi.ru/politic/20170519/239391693.html (дата обращения: 01.12.2018).
5. Путин ознакомился с IT-сервисами для нового «цифрового Шелкового пути» [Putin familiarized himself with IT services for the new «digital Silk Road»]. URL: https://vz.rU/news/2018/3/5/911181.html (дата обращения: 01.12.2018).
6. Сопряжение «Цифрового Казахстана» и «Цифрового Шелкового пути» обсудили в Пекине. 18 Января 2018. [The conjugation of «Digital Kazakhstan» and «Digital Silk Road» was discussed in Beijing. January 18, 2018.]. URL: https://www.inform. kz/ru/sopryazhenie-cifrovogo-kazahstana-i-cifrovogo-shelkovogo-puti-obsudili-v-pekine_a3125476 (дата обращения: 01.12.2018).
7. Цифровой Шелковый путь в Центральной Азии: проект и реалии. 01.06.2018 [Digital Silk Road in Central Asia: the project and reality.]. URL: http://orient.tm/ ru/2018/06/01/11551.html (дата обращения: 01.12.2018).
8. Цифровой Шелковый путь пройдет через Кыргызстан [Digital Silk Road will go through Kyrgyzstan]. URL: https://rus.azattyk.org /a/28490787.html (дата обращения: 1.12.2018).
9. Bilateral trade flows by ICT goods categories, annual, 2000-2015. http://unctad-stat.unctad.org/wds/ TableViewer/tableView.aspx (дата обращения: 10.01.2018).
10. Fixed Network http://carrier.huawei.com/en/products/fixed-network (дата обращения: 01.12.2018).
11. Huawei призывает создать цифровой Шелковый путь через инновации, открытость и взаимную выгоду https://www.huawei.com/ru/press-events/events/ huawei-central-asia-innovation-day-2017/day-of-innovation-in-centrala-asia-hw (дата обращения: 10.12.2018).
12. Wireless Network http://carrier.huawei.com/en/products/wireless-network (дата обращения: 01.12.2018).