Научная статья на тему 'Сотрудничество дефектологического факультета и международных партнеров: анализ актуального состояния и перспективы развития'

Сотрудничество дефектологического факультета и международных партнеров: анализ актуального состояния и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянов В. В.

В статье рассматриваются вопросы актуального состояния и перспектив развития сотрудничества дефектологического факультета с международными партнёрами с целью повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество дефектологического факультета и международных партнеров: анализ актуального состояния и перспективы развития»

УДК 378.14

СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПАРТНЕРОВ: АНАЛИЗ АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© 2019 В. В. Лукьянов

докт. мед. наук, профессор кафедры специальной психологии и коррекционной

педагогики e-mail: vvdoc @ yandex. ru

Россия, Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

В статье рассматриваются вопросы актуального состояния и перспектив развития сотрудничества дефектологического факультета с международными партнёрами с целью повышения качества образования.

Ключевые слова: международное взаимодействие, перспективы сотрудничества, повышение качества образования.

Российская высшая школа вовлечена в процесс формирования единого международного образовательного и научного пространства.

Международное сотрудничество университета направлено на повышение качества образования и научных исследований через ознакомление участников образовательного процесса с международным опытом в сфере образования и в отдельно взятой изучаемой профессиональной сфере [Панкратова 2011].

Межкультурное взаимодействие является неотъемлемой составляющей инновационных процессов в различных сферах жизнедеятельности современного общества, и, соответственно, международное сотрудничество, направленное на обмен знаниями, опытом, идеями, обеспечивает их когнитивную составляющую.

В контексте межкультурного взаимодействия в области образования и науки нужно учитывать имиджевую составляющую международного сотрудничества. Благодаря кооперации с зарубежными партнерами формируется образ вуза, региона, страны как у зарубежных, так и у российских участников этого процесса. Привлекательность вуза для зарубежных участников означает готовность к дальнейшему сотрудничеству.

В рамках международной деятельности Курского государственного университета дефектологический факультет развивает различные аспекты сотрудничества с вузами-партнёрами из стран дальнего и ближнего зарубежья [Бурцева 2012].

Ниже обозначены вузы-партнёры, с которыми дефектологический факультет КГУ имеет актуальное взаимодействие и перспективы дальнейшего развития сотрудничества.

1. Евангелический институт города Бохума RWL, Германия (актуальный договор о взаимном сотрудничестве, осуществляется академический обмен преподавателями и студентами; взаимные стажировки магистрантов, совместная организация научных конференций, конкурсов, публикаций).

2. Евангелический институт города Нюрнберга, Германия (подписан договор о сотрудничестве, в рамках академического обмена профессора дефектологического факультета читали лекции в Нюрнберге; совместно с немецкими коллегами подана заявка на исследовательский грант DAAD).

Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3. Университет города Вроцлава, Польша (профессора дефектологического факультета участвовали в научной конференции в университете Вроцлава, есть публикации в университетских изданиях).

4. Университет Яна Кохановского в Кельце, Польша (в рамках академического обмена профессор дефектологического факультета Е.А. Репринцева неоднократно читала лекции студентам университета, участвовала в научных конференциях, проводимых польскими коллегами, она также входит в редколлегию научного журнала «Plays and Toys», издаваемого UJK, где не раз публиковалась).

5. Университет города Тузлы, Босния и Герцеговина (подписан официальный договор о намерениях, профессор кафедры педагогики и психологии Аднан Туфекчич принимал участие в научных мероприятиях, проводимых дефектологическим факультетом, выступал в качестве лектора, имеет публикации в КГУ).

6. С нашими белорусскими коллегами (Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, Минск; Национальный институт образования, Минск; Академия последипломного образования, Минск; Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, Витебск) осуществляется полномасштабное сотрудничество по многим направлениям: академический обмен преподавателями и студентами; взаимные стажировки магистрантов, совместная организация научных конференций, конкурсов, публикаций.

7. Университет Венда, Южно-Африканская республика (профессор Хонани Нетшандама посетила с ознакомительным визитом дефектологический факультет КГУ, в ходе которого она выразила готовность развивать сотрудничество между нашими университетами).

8. Фабьен Асиани, практикующий клинический психолог, Франция, выпускница Университета Сорбонна, принимала участие в научных мероприятиях на дефектологическом факультете с сообщениями на тему своей профессиональной деятельности, связанной с психологической помощью детям с девиантным поведением и их семьям. Госпожа Асиани продолжает продуктивно сотрудничать с дефектологическим факультетом в различных аспектах деятельности.

Дефектологический факультет КГУ активно ищет новых партнёров в рамках международного сотрудничества, и в настоящее время идёт работа по установлению более тесных связей с кафедрой дефектологии и психологической коррекции института педагогики и психологии Луганского национального университета имени Тараса Шевченко (Луганск, Луганская народная республика), а также с кафедрой логопедии и реабилитационной терапии факультета специального и инклюзивного образования Армянского государственного педагогического университета имени Хачатура Абовяна (Ереван, Армения).

Следует отметить, что в целях упрочения и дальнейшего развития международных связей намечены следующие перспективные направления:

• подписание договоров о сотрудничестве с актуально взаимодействующими зарубежными вузами;

• поиск новых вузов-партнёров;

• академический обмен студентами и преподавателями (в том числе стажировки);

• проведение учебных занятий преподавателями в партнерских вузах (академическая мобильность);

• кооперация в организации научных мероприятий, олимпиад, конкурсов;

• реализация совместных публикаций;

Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)

Лукьянов В. В. Сотрудничество дефектологического факультета и международных партнеров: анализ актуального состояния и перспективы развития

• подача совместных заявок на грантовые программы как российские, так и зарубежные (например, DAAD);

• участие в международной учебной программе на английском языке в Евангелическом институте Бохума (Германия);

• участие в реализации программы Erasmus+ с вузами-партнёрами;

• дистанционные лекции преподавателей для студентов вузов-партнёров;

• проведение совместных вебинаров по актуальным темам специального и инклюзивного образования;

• взаимная поддержка в организации учебного процесса по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование;

• реализация конкурсов студенческих научно-исследовательских проектов в области социальной и образовательной инклюзии в партнерских вузах;

• содействие взаимному обмену информацией в сфере социальной и образовательной инклюзии в Российской Федерации и в странах вузов-партнёров посредством ознакомительных поездок, выступлений с докладами, внедрения результатов научно-исследовательской работы и проведения совместных мероприятий.

Библиографический список

Панкратова М.Е. Интернационализация российского высшего образования как процесс интеграции международного образовательного пространства // Научные итоги года: Достижения, проекты, гипотезы. Новосибирск, 2011. № 1-2. С. 295-309.

Бурцева К.Ю. Тенденции интеграции и сотрудничества университетов в условиях глобализации экономики // Вектор науки ТГУ. 2014. № 2 (28). С. 63-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.