Научная статья на тему 'Стратегия партнёрства дефектологического факультета Курского государственного университета'

Стратегия партнёрства дефектологического факультета Курского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ ВНУТРИИ МЕЖСИСТЕМНОГО ПАРТНЁРСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаранина Л. А.

В статье рассматривается значимые события 30-летней истории дефектологического факультета Курского государственного университета, «препарируется» срез его актуального состояния, рассматриваются краткосрочные и долгосрочные перспективы его развития с опорой на динамичную систему партнёрских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаранина Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия партнёрства дефектологического факультета Курского государственного университета»

УДК 376

СТРАТЕГИЯ ПАРТНЁРСТВА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

© 2019 Л. А. Гаранина

канд. пед. наук, доцент, декан дефектологического факультета e-mail: garlar4 @ yandex. ru

Россия, Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

В статье рассматривается значимые события 30-летней истории дефектологического факультета Курского государственного университета, «препарируется» срез его актуального состояния, рассматриваются краткосрочные и долгосрочные перспективы его развития с опорой на динамичную систему партнёрских отношений.

Ключевые слова: специальное и инклюзивное образование, подготовка дефектологов нового поколения, стратегия внутри- и межсистемного партнёрства.

Тема ставшей традиционной, уже XII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Р.Е. Левиной, «Стратегия партнёрства в системе специального и инклюзивного образования» позволяет подводить некоторые итоги и рассматривать стратегические направления развития дефектологического факультета КГУ на ближайшую и отсроченную перспективу.

Научные постулаты, сформулированные Р.Е. Левиной, ее учениками и сотрудниками научно-исследовательского института дефектологии, а ныне института коррекционной педагогики РАО, прочно вошли в наше профессиональное сознание и стали методологической основой тех научных исследований и подходов к преподаванию, которые за 30 лет существования сложились на дефектологическом факультете Курского государственного университета [Левина 2005].

Многими достижениями, значимыми событиями пройденного пути факультет вправе гордиться.

Это, прежде всего, зрелый, состоявшийся коллектив, обладающий мощным педагогическим, научно-исследовательским, творческим потенциалом, непосредственным результатом деятельности которого являются выпускники факультета - их более 4 тысяч - олигофренопедагогов, учителей-логопедов, педагогов-психологов. Они работают практически в каждой образовательной организации города и области, а также в других регионах страны, ближнем и дальнем зарубежье.

Значимые публикации научно-педагогических работников факультета вошли в научно-методический фонд отечественной дефектологической науки.

Многие годы преподаватели деффака представляют университет в качестве членов редакционных коллегий российских и зарубежных научных журналов, среди которых «Альманах игры и игрушки: антропологические исследования», «Логопедия» и др. Выступают в качестве научных редакторов сборников и дайджестов. Являются членами Общественных профессиональных организаций: «Российской ассоциации дислексии», Регионального учебно-методического объединения педагогов-дефектологов.

На факультете заложены традиции проведения ряда мероприятий, ориентированных на развитие научно-исследовательской деятельности студентов:

• Международная научно-практическая конференция молодых учёных и студентов «Февральские чтения... Встреча поколений»;

• Международная неделя науки дефектологического факультета, включающая:

•S студенческую научно-практическую олимпиаду по направлению «Специальное дефектологическое образование»;

•S конкурс студенческих научно-исследовательских проектов «Принимать, понимать, помогать».

Международное сотрудничество факультета осуществляется традиционно в рамках академического обмена обучающихся и преподавателей.

За последнее десятилетие стабильными партнёрами факультета стали:

• евангелические институты в Бохуме и Нюрнберге (Германия);

• университеты Вроцлава, Кельце и Люблина (Польша);

• университеты ЮАР, Греции, Боснии и Герцеговины, Белоруссии, Украины, Казахстана.

Профессорско-преподавательский состав дефектологического факультета и студенты принимают активное участие в реализации социально-значимых проектов. Одним из знаковых следует рассматривать Молодежный форум «Преодоление», площадкой которого уже дважды в 2015 и 2017 становился КГУ. Основные векторы, определившиеся в процессе работы с молодежным сообществом, мы учли при разработке стратегии развития факультета. В частности, это волонтерство и его роль в социализации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также в профессиональной идентификации обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образование.

Сегодня факультет структурно представлен двумя кафедрами, реализующими 7 образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование, которые в настоящее время осваивают 637 человек. Одной из традиций факультета является внимательное, бережное отношение к обучающимся.

Динамика контингента обучающихся по программам высшего образования отражает ряд общих тенденций, в частности, отмечается прирост обучающихся за счет средств физических и (или) юридических лиц, что обусловлено началом реализации образовательных программ магистратуры на заочной форме обучения. Первый выпуск магистров-заочников планируется в 2021 г.

В настоящее время кафедры факультета обладают опытом реализации дополнительных профессиональных программ - программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации (на данный момент в единичных случаях).

Ещё одно из важных направлений, реализуемых на факультете - это участие сотрудников подразделений в грантах, конкурсах, федеральных и ведомственных программах и т.д. В 2018/19 уч. г. было представлено 6 заявок, одна из которых поддержана РФФИ, с общим объёмом финансирования на 2 года 1 млн 440 тыс. руб.

Дальнейшее поступательное развитие факультета, его собственная динамика, его будущее как структурного подразделения университета определены рядом ключевых ориентиров:

• «Национальными целями и стратегическими задачами развития Российской Федерации период до 2024 года», сформулированными в майских Указах президента РФ. И здесь нашим мотиватором должен быть прежде всего национальный проект в сфере образования;

• Проектом стратегии развития образования детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, разработку которого по заказу Министерства просвещения РФ осуществляет ИПК РАО под руководством вице-президента РАО, доктора педагогических наук, академика Н.Н. Малофеева;

• Программой развития ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» на 2017--2020 годы;

• наконец, социальным запросом, потребностями реального рынка труда с учётом его региональной специфики.

Образовательная ситуация в стране стремительно меняется. Происходящие инновационные события имеют особое значение и для специального образования, они регламентированы целым рядом законодательных актов. В настоящее время в Курской области уникально переплелись все возможные варианты обучения детей с ОВЗ и инвалидностью: от исторически исходного - традиционного обучения детей с нарушениями развития в отдельных организациях для детей с ОВЗ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; позднее возникшего -интегрированного обучения в классах (группах) до инклюзивного.

Независимо от реализуемого подхода все образовательные организации региона оказались в ситуации необходимости кардинального решения целого ряда организационно-методических, кадровых, технических, технологических, и наконец, психологических задач. Традиционный вариант обучения реализуется прежде всего в бывших СКОУ. В период введения нового законодательства все эти образовательные организации были сохранены, т.е. их число осталось прежним по области, всего 14. Во многом это стало возможным благодаря приобретению статуса ресурсных центров. Их социальную значимость определяет простая статистика - в настоящее время 1 712 обучающихся с ОВЗ получают образование в ОО, осуществляющих обучение только по АООП и этой сферой образования сегодня охвачены категории детей, которые раньше в них не обучались - ЗПР, РАС, нарушения зрения, тяжёлые и множественные нарушения развития. Такой подход потребовал в первую очередь подготовленных кадров, квалификация которых позволяет выполнять функции сопровождения и обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.

Что касается интегрированного варианта обучения в отдельных «специальных» классах, то в области их порядка 140. В данном случае обращает на себя внимание тот факт, что основную часть составляют дети с ЗПР и интеллектуальными нарушениями (569 из 772 человек), что требует принципиально иного рассмотрения роли учителя-дефектолога как ключевого специалиста сопровождения в штатном расписании ОО с интегрированными классами. Наконец, в 228 общеобразовательных организациях Курской области инклюзивно обучаются 978 детей с ОВЗ и инвалидностью.

Социальный запрос очевиден: современная система образования должна соответствовать индивидуальным образовательным потребностям каждого ребенка, прежде всего ребенка с ограниченным возможностями здоровья и инвалидностью. На потребности общества реагирует рынок труда, запрашивающий специалистов с уникальными квалификационными характеристиками, профессиональной мобильностью и метадисциплинарным кругозором, умеющих работать в команде, осуществляющей медицинское, психолого-педагогическое и социальное сопровождение образования детей, подростков и взрослых с ОВЗ и инвалидностью.

Поэтому в зоне ближайшего развития факультета - решение сложнейшей задачи: интеграция требований Федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта как компонента «национальной рамки квалификаций».

И такая работа уже начата: определена область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие программы, реализуемые дефектологическим факультетом, могут осуществлять профессиональную деятельность, - это 01 «Образование и наука».

Типы задач профессиональной деятельности выпускников: для бакалавриата -педагогический и сопровождения, а для магистратуры добавляется еще научно-исследовательский.

Далее подход в проектировании программ был основан на том, что с 2016 г. введены в действие Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).

Данными документами определены организация и содержание образования и возможности психолого-медико-психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ, что существенно расширяет и повышает требования к компетентности специалистов в различных институциональных условиях.

Не менее остро в настоящее время стоит вопрос обучения и сопровождения подростков и взрослых, имеющих различные формы нарушений психофизического развития, в организациях системы здравоохранения и социальной защиты, что определяет широкий спектр компетенций, которыми должен овладеть обучающийся в процессе освоения образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.

Все вышеизложенное определило подходы к формулировке направленности (профиля) образовательных программ, ориентированных на подготовку выпускника, способного к профессиональной деятельности: учителя-логопеда, олигофренопедагога или специального психолога в различных институциональных условиях, а в рамках реализации профстандарта «Педагога» - к проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях, в соответствии с обобщенными трудовыми функциями (позиция А) и трудовыми функциями в разделе «развивающая деятельность». В настоящее время завершено формирование учебных планов по всем реализуемым направленностям.

В связи с иными требованиями «ФГОС 3 ++» к объему практик в образовательной программе бакалавриата, а именно их увеличению почти в два раза, нами была выстроена и сейчас обсуждается иная концепция организации и содержания практик.

Так, учебные практики (ознакомительная и НИР) организуются, выстраиваются на профильных кафедрах как обучающий элемент программы, а четыре блока практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, также включая НИР, организуются в профильных организациях дифференцировано, по специфике деятельности будущих выпускников.

Мы сохраняем преддипломную практику, которая сейчас не является обязательной, однако ее программа была апробирована в течение нескольких лет и показала свою эффективность в плане завершения работы над выпускной квалификационной работой. Все виды практики мы планируем дополнить аудиторной работой, а такие возможности сейчас имеются, что обеспечит персонифицированную подготовку обучающегося к практике, а следовательно, и ее эффективность.

Очевидно, что подготовка дефектологов нового поколения требует расширения горизонтов и масштаба сотрудничества факультета во внутри- и межсистемном поле. Поэтому одним из стратегических направлений развития деффака мы считаем расширение партнёрских отношений, поиск и апробацию их новых механизмов.

Пришло время принципиально иначе рассматривать ресурсы внутриуниверситетского взаимодействия. И здесь одним из важных тактических

решений нам видится создание образовательного кластера «Дефектологический факультет - факультет педагогики и психологии».

Что выступает в качестве объединяющей платформы? Сама образовательная ситуация - образование детей. Факультет педагогики и психологии готовит специалистов для обучения и воспитания детей в образовательных организациях на уровне дошкольного и начального общего образования. Дефектологический факультет - специалистов сопровождения образования той части этих детей, которые имеют особые образовательные потребности. Совершенно очевидно, что включение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью, в междисциплинарное пространство требует не только «профессиональных компетенций, но и ориентации в смежных областях научного знания, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной мобильности» [Чиркина 2012: 3]. Речь идёт о формировании компетенции метаинтегративного плана, надстраивающейся над

узкопрофессиональными навыками специалистов разного профиля.

Продуктивных и перспективных «точек соприкосновения» достаточно много. Например, совместная разработка и проведение параллельных курсов повышения квалификации для обучающихся:

• «Тьюторство в системе дошкольного и начального общего образования» (для бакалавров дефектологического факультета);

• «Тьюторство в системе специального и инклюзивного образования» (для бакалавров факультета педагогики и психологии).

Совместное проведение научно-практических мероприятий. Например, Летней школы для обучающихся наших факультетов с целью овладения механизмами взаимодействия, формирования навыков командной работы воспитателей ДОО и специалистов сопровождения (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов).

Взаимодействие в едином научно-методическом поле, например метаязыковом, с филологическим факультетом, факультетом иностранных языков. Нас объединяет единая методологическая платформа - обучение языку, родному, иностранному, как преодоление языковой неспособности в случае патологии речи, недоразвития интеллекта, обучения детей с различными образовательными потребностями. Нас объединяет теория языка и речевой деятельности. С научной точки зрения внимание направлено не на языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты) сами по себе, а на их «психологическую реальность» для говорящего человека, на их использование в актах порождения и аудирования высказываний, а также в усвоении языка. Язык рассматривается как средство доступа к мыслительным процессам, как механизм познания. Отсюда и новый исследовательский инструментарий - метод дискурс-анализа, позволяющий увидеть характеристики социальной коммуникации индивида. С методической точки удивителен факт, в теории обучения иностранному языку давно и прочно доминирует коммуникативный метод, к которому революционно пришла в логопедии ученица Р.Е. Левиной - профессор, доктор педагогических наук Г.В. Чиркина.

Чрезвычайно полезным и значимым нам представляется сотрудничество с факультетом физики, математики и информатики, так как создание цифровой образовательной среды в контексте разработки дидактического инструментария нового поколения для формирования профессиональных компетенций дефектолога, на что нас ориентирует ИКП РАО (тематические библиотеки демонстрационных детских случаев, интерактивные модели практической работы, профессиональные навигаторы и т.д.), возможно только на междисциплинарной основе.

В свою очередь, специалисты физмата разрабатывают линейку электронных инструментов разного назначения (от решения бытовых задач до образовательных) для лиц с инвалидностью. В данном случае дефектологический факультет готов оказывать консультативную, методическую поддержку, проводить квалифицированную экспертную оценку продукции факультета физики, математики и информатики.

Факультет артпедагогики и искусства готов обсуждать и рассматривать с нами перспективные совместные проекты коррекционно-развивающей направленности. На факультете действует лаборатория сенсорного сопровождения образовательной деятельности, которая может быть использована и как лаборатория практико-ориентированной подготовки дефектологов.

Возможно, что именно междисциплинарный подход - единственный путь для дефектологической науки к развитию, эволюционному прорыву. В своё время Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, отталкиваясь от «капсульных», узких знаний и представлений об объекте своих научных интересов, выходили в «широкий научный простор», максимально опираясь на самые прогрессивные на тот момент знания из разных научных областей. Так возникли культурно-историческая теория, концепция ОНР, нейропсихология, теория речевой деятельности и др.

Другими словами, сегодня становится очевидной необходимость синтеза фундаментальных теоретических основ дефектологической науки как гуманитарной науки интегративного типа.

Ещё один крайне важный аспект внутриуниверситетской колоборации: дефектологическое просвещение обучающихся недефектологических специальностей, формирование у них толерантного отношения к лицам с ОВЗ и/или инвалидностью, пропаганда дефектологических знаний, например в формате Университетской ассамблеи «Горизонты возможного», проведение которой планируется на ноябрь 2019 г. Возможны любые формы работы: проведение дефектологического диктанта, интеллектуальной игры «Горизонты возможного», мит-ап для студентов КГУ «От иллюзии - к инклюзии», конкурса волонтерских педагогических отрядов «Вектор-люди с ОВЗ», мастер-класса «Урок толерантности» и т.д.).

Если мы рассматриваем региональный вектор партнёрства дефектологического факультета, то наши ориентиры направлены прежде всего на образовательную вертикаль области. Координатором и инициатором многих продуктивных начинаний в сфере инклюзивного образования в регионе является «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения» (далее Центр). Масштаб деятельности Центра, многоплановость его мероприятий впечатляют: от глубокой аналитики, позволяющей оценить актуальное состояние образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в регионе, до эффективной системы педагогической поддержки специалистов инклюзивного и специального образования, одним из элементов которой стал профессиональный конкурс «Специальный педагог» - уникальная форма ретрансляции передового педагогического опыта. И мы рады, что наши преподаватели и студенты принимают в нем участие, находятся в эпицентре профессиональных событий и достижений.

На базе Центра создана и эффективно действует уникальная система комплексного психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью и их семей. Механизмы междисциплинарного взаимодействия специалистов разного профиля «работают» как в горизонтальной плоскости на консультативно-диагностическом (бригадный приём, ПМПК) и коррекционно-педагогическом этапах сопровождения (совместное с неврологом, психиатром, ортопедом, оториноларингологом ведение сложных случаев),

так и на вертикальном, позволяя «вести» ребёнка «от колыбели до школы», «от школы до получения профессионального образования».

Именно в Центре практикуются междисциплинарные разборы клинических и психолого-педагогических случаев: использование данного дидактического приёма с целью наращивания профессиональных возможностей специалистов сопровождения позволяет сохранять традиции, заложенные Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной и другими корифеями отечественной дефектологии.

Сотрудничество с центром бесценно для факультета как на уровне стратегических проектов, так и при принятии тактических решений, например организации производственной практики, проведения мастер-классов, анализа детских случаев и т.д.

История факультета - это история приобретения его связей с системой специального, а сейчас и инклюзивного образования в регионе. Эти связи мы не только бережно сохраняем, но в ряде случаев актуализируем и расширяем.

Традиционной формой взаимодействия является проведение совместных научно-практических мероприятий регионального уровня. Сегодня мы готовы выполнять выпускные квалификационные работы (руководить их выполнением) по заявкам от организаций, мы готовы к совместной работе по созданию методического оснащения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для образовательных организаций разного уровня образовательной вертикали.

Отдельная тема - система здравоохранения и социальной защиты, варианты взаимодействия в этом пространстве сегодня для нас крайне важны, и мы готовы их обсуждать и апробировать в ближайшее время.

На федеральном уровне стратегическим партнёром факультета выступает Институт коррекционной педагогики РАО, возглавляемый вице-президентом РАО, академиком, профессором, доктором педагогических наук Н.Н. Малофеевым. Мы уже отмечали, что традиции добрых, продуктивных отношений заложены достаточно давно - 30 лет назад, когда с блестящим лекционным курсом по олигофренопсихологии на факультет приехала И.М. Бгажнокова, позднее 5 преподавателей факультета успешно защитили кандидатские диссертации в Диссертационном совете ИКП РАО.

Н.Н. Малофеев в одном из последних выступлений в Курске отмечал, что современные представления отечественной научной школы о принципиально новых возможностях профилактики и коррекции нарушений развития, изменения траектории развития и социальной перспективы ребёнка с ОВЗ и инвалидностью и его семьи позволяют определить стратегию развития образования детей указанной категории.

Данный посыл требует не односторонних, а системных, синхронных действий, в том числе направленных на подготовку кадров для системы ранней помощи детям с ОВЗ и группы риска первых лет жизни. Только в сотрудничестве с Институтом коррекционной педагогики РАО и «Курским областным центром психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения» возможна разработка и внедрение практико-ориентированных программ магистратуры как «проектов полного жизненного цикла»:

• «Ранняя помощь детям с ОВЗ»;

• «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра»;

• «Логопедическое сопровождение кохлеарно имплантированных детей»;

• «Инклюзивное образование».

В рамках ещё одного из стратегических направлений развития факультета формируется система мероприятий, направленных на профессионализацию личности дефектолога. Это направление видится нам целостной системой, ориентированной первоначально на формирование профессионального сознания и профессиональной идентификации обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образование. Например, в формате Университетской ассамблеи «Горизонты возможного» планируется проведение студенческого конкурса «Лучший из лучших» с номинациями «Лучший логопед», «Лучший специальный психолог», «Лучший олигофренопедагог».

Второе направление - психологическая и педагогическая поддержка специалистов сопровождения. В научно-исследовательском плане, это изучение сформированности профессиональной компетентности педагогических работников специального и инклюзивного образования, а в научно-практическом - разработка и реализация гибких программ дополнительного профессионального образования, построенных на анализе регионального запроса, запроса профессионального дефектологического сообщества, супервизия в образовательных организациях и т.д.

И, конечно, особого внимания заслуживает профессиональное поступательное развитие научно-преподавательского состава факультета (разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов профессионального роста через систему узконаправленных курсов повышения квалификации, стажировочные площадки, участие в конкурсе «Лучший преподаватель», практику взаимопосещения лекционных и семинарских занятий). Необходимо выйти на уровень открытых лекций, вебинаров, записи авторских видеокурсов с последующим выходом на онлайн-обучение.

Пройдя тридцатилетний путь, мы трепетно сохраняем и чтим свои традиции, уверенно ориентируемся в современном образовательном пространстве и готовы реагировать на его запросы. Люди, которые анализируют прошлое и настоящее, могут думать о будущем. Только так можно нарисовать свою жизненную карту и двигаться по ней. Сегодня мы отчётливо представляем маршрут движения не просто бесконечно любимого, но социально значимого и востребованного факультета. Важно, что в этом движении мы не одиноки, нас поддерживают наши партнёры, поэтому возникает уверенность в реальности намеченных целей и продуктивности наших действий.

Библиографический список

Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избр. тр. / ред.-сост. Г.В.Чиркина, П.Б. Шошин. М.: АРКТИ, 2005.

Чиркина Г.В. Актуальные проблемы развития логопедической науки // Дефектология. 2012. №1. С. 3-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.