4. Grillo, Е. Pitching made simple / E. Grillo // GolfDigest. - 2016. - July 21. - Режим доступа : https://www.golfdigest.com/story/pitching-made-simple (дата обращения: 10.02.2019).
5. McLean, J. X factor 2: closing the gap / J. McLean // Golf Magazine. - 1993. - No. 8. - P. 29-33.
6. Robinson, R.L. A study of the correlation between swing characteristics and club head velocity / R.L Robinson // Science and golf II. Proceedings of the 1994 World Scientific Congress of Golf. 1994 July 4-8. - St Andrews. London : E and FN Spon, 1994. - P. 84-90.
REFERENCES
1. Korolkov, A.N. and Verchenov, V.V. (2014), Content of long-term training of young golfers: monograph, publishing house "Scientific book", Voronezh, ISBN 978-5-4446-0430-4.
2. Loktev, D.S. and Korolkov, A.N. (2015), "Classification of the golf swing on the leading link of the body which is mainly involved at its performance", Science and sports: modern trends, No. 1 (6), pp. 76-85.
3. Yuryev, A.A. (1976), Bullet sports shooting, Physical culture and sport, Moscow.
4. Grillo, Е. (2016), "Pitching made simple", GolfDigest, July 21, available at: https://www.golfdigest.com/story/pitching-made-simple.
5. McLean, J. (1993), "X factor 2: closing the gap", Golf Magazine, No. 8: pp. 29-33.
6. Robinson, R.L. (1994) "A study of the correlation between swing characteristics and club head velocity", Science and golf II. Proceedings of the 1994 World Scientific Congress of Golf, E and FN Spon, London, pp. 84-90
Контактная информация: juniorgolf2012@mail.ru
Статья поступила в редакцию 21.03.2019
УДК 378
СОСТЯЗАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ И КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Александр Михайлович Андросов, кандидат педагогических наук, майор, старший
преподаватель, Алексей Витальевич Горохов, старший преподаватель, Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Военная академии связи, г. Санкт-Петербург; Алексей Олегович Цыганок, заместитель начальника кафедры, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения, г. Санкт-Петербург; Владимир Владимирович
Сердюковский, преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается дефиниции понятий состязание и соревнование. Анализируется их логическая взаимосвязь, указываются принципиальные различия. В рамках обучения курсантов в высших военных учебных заведениях соревновательный метод рассматривается как наиболее эффективный метод обучения и воспитания. Указывается, что состязания и соревновательный метод дают возможность в обыденных условиях учебного процесса создавать необходимые психологические напряжения, позволяющие в большей мере формировать смелость, решительность, упорство, выдержку, вырабатывать командные и лидерские качества, а главное - сплачивать воинские коллективы. Делается вывод, что в условиях сокращения бюджета времени, выделяемого на учебную дисциплину «физическая» подготовка, соревновательный метод и состязание позволяют повысить качество подготовки будущих специалистов и интенсифицировать учебные занятия.
Ключевые слова: соревнование; состязание; соревновательный метод; физическая подготовка; курсанты; высшие военные учебные заведения.
COMPETITION AS A MEANS OF INCREASING INTENSIFICATION AND QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS
Aleksander Mikhaylovich Androsov, the candidate of pedagogical sciences, major, senior teacher, Aleksey Vitalyevich Gorokhov, the senior teacher, Yury Vladimirovich Yakovlev, the
candidate ofpedagogical sciences, senior teacher, Military Academy of Communications, St. Petersburg; Aleksey Olegovich Tsyganok, the deputy head of department, Military Institute
(Engineering) of the Military Academy of Material and Technical Support, St. Petersburg; Vladimir Vladimirovich Serdyukovskiy, the teacher, Military Academy of Communications, St. Petersburg
Annotation
The article discusses the definitions of the concepts of contest and competition. Their logical interrelation is analyzed; the fundamental differences are indicated. As part of the training of cadets at higher military educational institutions, the competitive method is considered as the most effective method of training and education. It is indicated that contests and the competitive method make it possible in the ordinary conditions of the educational process to create the necessary psychological tensions, allowing to form more courage, decisiveness, perseverance, endurance, develop team and leadership qualities, and most importantly - unite military teams. It is concluded that in the context of reducing the budget of time allocated for the academic discipline "physical" training, the competitive method and contest can improve the quality of training of the future specialists and intensify training sessions.
Keywords: competition, competition, competitive method, physical training, cadets, higher military educational institutions.
ВВЕДЕНИЕ
В рамках перехода с федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на федеральный государственный образовательный стандарт поколения 3+ произошло значительное сокращение времени, выделяемого на учебную дисциплину «физическая подготовка» при сохранении квалификационных требований к выпускнику: с 684 часов до 396 часов (согласно тематического планирования для учебной дисциплины «физическая подготовка»). Основные изменения в планировании представлены в таблице 1.
Таблица 1. Различия в тематическом планировании на основе разных поколений ФГОС (часов)_
Учебные занятия Выделенное время, ч
ФГОС ВПО ФГОС 3+ Различия
теоретические 20 12 8
методические 164 66 98
учебно-тренировочные 410 260 150
зачет/экзамен 50 50 -
самостоятельная подготовка 40 8 32
Итого 684 396 288
В уже опубликованных федеральных государственных образовательных стандарт поколения 3++ (по смежным специальностям, по которым осуществляется подготовка в высших военных учебных заведениях) увеличение бюджета времени на физическую подготовку не предвидится. В результате возникает необходимость поиска методов, позволяющих интенсифицировать процесс обучения. По нашему мнению, одним из таких инструментов, повышающих качество и интенсивность обучения, может выступать состязание и соревновательный метод.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Отличительным признаком соревнования является соперничество, происходящее в форме особым образом упорядоченного действия. Соперничество стимулирует проявление максимального уровня человеческих возможностей и поэтому способствует их совершенствованию. В связи с этим в соответствующих разделах теории и методики физического воспитания проблемы, связанные с соревнованием, издавна рассматриваются как фактор физического воспитания.
Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту, трактует соревнование в системе физического воспитания как неотъемлемую и важную составную часть педагогического процесса, направленного на воспитание всесторонне и физически развитых
волевых и закаленных людей [1].
В Толковом словаре В.И. Даля говорится, что слово «соревнование» происходит от слова «соревновать». Соревновать: состязаться с кем-то, идти в перегонку, стараться не отстать, противоборствовать, тягаться, стараться осилить, вступать в прения, в борьбу, в спор [2].
В исследуемой нами научной литературе авторами систематически используется вместо слова «соревнование» слово «состязание» («состязаться»). Согласно словарю С.И. Ожегова «состязание» - это «спортивное соревнование за первенство, соревнование в чем-нибудь» [3].
По данным словаря синонимов русского языка, слова соревноваться и состязаться и, соответственно, состязание и соревнования являются синонимами. При этом слово «состязаться» («состязание») применяется преимущественно к конкретным физическим действиям, а «соревнование» применимо к другим действиям [4].
В то же время в теории и методике физического воспитания, спортивной тренировки, адаптивной и оздоровительной физической культуры «спортивное соревнование» имеет следующее определение: «способ демонстрации, сравнения и оценки спортивных достижений, регулирование своеобразной конкуренции в сфере спорта».
Согласно Федерального закона о физической культуре и спорте в Российской Федерации спортивным соревнованием является состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта в целях выявления лучшего участника состязания. Проводится спортивное соревнование по утвержденному его организатором положение.
Таким образом, с позиции обучения необходимо рассматривать и использовать не только соревнования и состязание, как способ демонстрации и сравнения результатов освоения курсантами программы обучения, но и соревновательный метод - как наиболее эффективный метод обучения.
Энциклопедический словарь по физической подготовке и спорту указывает, что соревновательный метод - это выполнение физических упражнений в условиях состязания, борьбы за первенство или высокое достижение. Состязание предъявляет максимальные требования к занимающимся, является серьезным и подчас суровым испытанием физических и духовных сил. В процессе состязания ярко проявляются волевые качества и эмоции [1].
С одной стороны, анализ определений исследуемых нами терминов «спортивное соревнования», «состязание» и «соревновательный метод» говорит о том, что они являются синонимами. С другой стороны, по нашему мнению, имеется и ряд принципиальных и весомых различий.
Соревнование проводится, как отмечалось ранее, по заранее утвержденному положению. Порядок его проведения, сроки и место указываются в положении. Виды спорта, спортивные дисциплины или упражнения, по которым проводится соревнования, заранее определены и описаны. Участники - спортсмены имеют возможность подготовится к конкретной спортивной ситуации, выполнению заранее обусловленного двигательного действия, которое ими совершенствуется до соревнований. Соревнования проводятся на подготовленной и спортивной площадке, стадионе, спортивном зале, к которым предъявляются строгие технические требования. Не менее важным является и организация судейства. Неотъемлемой частью соревнований, по нашему мнению, отличающий его от состязательности является: заранее определённое упражнение, дисциплина, двигательное действие; спланированное и указанное место, время (сроки) и характер соревнований; целенаправленный процесс подготовки спортсмена к выполнению конкретных двигательных действий; организация судейства, в том числе с помощью технических средств; медицинское, техническое, психологическое и другое обеспечение соревнований и процесса подготовки к ним и многое другое.
Состязательность лишена всего этого, т.е. позволяет создавать не типичные и заранее не обусловленные ситуации и действия на фоне повышенной эмоциональной
составляющей, что максимально приближает условия выполнения различных упражнений к реальным боевым действиям и позволяет всесторонне развивать военнослужащих с использованием разнохарактерных физических нагрузок и психических напряжений.
Именно состязания дают возможность в обыденных условиях учебного процесса создавать необходимые психологические напряжения, позволяющие в большей мере формировать смелость, решительность, упорство, выдержку, вырабатывать командные и лидерские качества, а главное - сплачивать воинские коллективы
Повышение качества обучения военнослужащих зависит от многих факторов и, в первую очередь, от комплексного и взаимосвязанного влияния всех используемых методов совершенствования применительно к каждому этапу обучения, их целям и задачам. С этой точки зрения достаточно эффективным будет использование соревновательного метода (состязаний) на заключительном этапе обучения как при проведении различных форм физической подготовки, так и по предметам боевой подготовки [5, 6, 7].
Использование состязания или соревновательного метода при обучении курсантов высших военных учебных заведений носит комплексный характер. С одной стороны, это позволяет максимально совершенствовать приемы и действия, освоенные в ходе обучения, с другой стороны - повышает сплоченность воинских коллективов, что непосредственно сказывается на качестве выполнения задач и нормативов, выполняемых в составе коллектива (экипажа, расчета, отделения, взвода, группы) [5, 6, 7]. При подготовке будущих специалистов, профессиональная деятельность которых предусматривает выполнение обязанностей в составе коллектива (экипажа, расчета), развитие командных качеств и сплоченности является первоочередной задачей процесса обучения в целом. По мнению многих ученных, именно состязания способствуют этому максимально.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение состязательности и соревновательного метода не только при проведении форм физической подготовки, но и в ходе занятий по другим предметам боевой подготовки позволяет наиболее эффективно решать задачи по совершенствованию профессионально важных качеств военнослужащих и сплочению воинских коллективов. А в условиях сокращения бюджета времени, выделяемого на учебную дисциплину «физическая» подготовка, соревновательный метод и состязания позволяют повысить качество и интенсифицировать учебные занятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту : в 3 т. Т. 3 : Сабля : Яхт-клуб / глав. ред. Г.И. Кукушкин. - Москва : Физкультура и спорт, 1963. - 423 с.
2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4. : Р - Я / В.И. Даль. -М. : РИПОЛ классик, 2006. - 667 с.
3. Ожегов, С.И. Толковый словарь / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М. : Мир и обозрение, 2013. - 736 с.
4. Словарь синонимов русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. - М. : Астрель, 2005. -
656 с.
5. Сорокин, В.П. Соревновательный метод при организации физической подготовки в учебных центрах сухопутных войск / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, А.Н. Чиргин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 35-36.
6. Сорокин, В.П. Физическая подготовка младших военных специалистов учебных центров сухопутных войск с применением соревновательного метода на этапе обучения по специальности /
B.П. Сорокин, А.М. Андросов, М.В. Скачков // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 2. - С. 95-98.
7. Сорокин, В.П. Особенности использования соревновательного метода в системе боевой подготовки военнослужащих на современном этапе / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, Д.Е. Иващенко // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 3. -
C. 86-88.
REFERENCES
1. Ed. Kukushkin, G.I. (1963), Encyclopedic dictionary on physical culture and sport, Vol. 3, Physical culture and sport, Moscow.
2. Dal, V.I. (2004), The Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language, RIPOL classic, Moscow.
3. Ozhegov, S.I. and Shvedova N.Yu. (2013), Explanatory Dictionary, Peace and review, Moscow.
4. Ed. Evgenieva, A.P. (2004), Dictionary of synonyms of the Russian language, Astrel Publishing House, Moscow.
5. Sorokin, VP., Androsov, A.M. and Chirgin, A.N. (2016), "Competitive method in organizing physical training in ground forces training centers, Theory and practice ofphysical culture, Vol. 2. pp. 35-36.
6. Sorokin, V.P., Androsov, A.M. and Skachkov, M.V. (2016), "Physical training ofjunior military specialists of ground forces training centers using the competitive method at the training stage in the specialty", Actual problems ofphysical and special training ofpower structures, No. 2. pp. 95-98.
7. Sorokin, V.P., Androsov, A.M. and Ivashchenko, D.E. (2016), "Features of using the competitive method in the system of combat training of servicemen at the present stage", Actual problems ofphysical and special training of power structures, No. 3. pp. 86-88.
Контактная информация: a.m.androsov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.03.2019
УДК 796.893
ПРИКЛАДНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ УНИВЕРСАЛЬНОГО БОЯ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Николай Викторович Анкудинов, кандидат педагогических наук, доцент, начальник факультета, Александра Анатольевна Жарких, кандидат психологических наук, доцент, Николай Михайлович Дазмаров, доцент, Сергей Николаевич Смирнов,
доцент, Юрий Макарович Арканов, доцент, Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России), г. Рязань
Аннотация
Прикладное значение физической культуры выражается в подготовке к трудовой и оборонной деятельности, что в полной мере является актуальным для сотрудников правоохранительных органов, в том числе уголовно-исполнительной системы. Выбор физических упражнений и их комплексов, обеспечивающих наибольшее прикладное значение для сотрудников уголовно-исполнительной системы, требует выявления вида спорта, обладающего наибольшей прикладностью, что и определило цель нашей работы. Моделью для определения прикладности выбраны сотрудники отделов специальных подразделений УИС, поскольку в их профессиональной деятельности предъявляются наибольшие требования к физической подготовленности, двигательным умениям и навыкам в сравнении с другими категориями сотрудников. В результате проведенного исследования была установлена наибольшая схожесть между профессиональной деятельность сотрудников специальных подразделений УИС и универсальным боем, что определяет его профессионально-прикладное значение для сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: прикладность, спортивные единоборства, универсальный бой, положительный перенос, профессиональная деятельность, сотрудники специальных подразделений УИС.
APPLIED IMPORTANCE OF UNIVERSAL FIGHT FOR PENAL SYSTEM STAFF
Nikolay Viktorovich Ankudinov, the candidate ofpedagogical sciences, head of the department, Aleksandra Anatolyevna Zharkih, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Nikolay Mikhailovich Dazmarov, the senior lecturer, Sergey Nikolaevich Smirnov, the
senior lecturer, Yuri Makarovich Arkanov, the senior lecturer, The Academy of the Law and Management of Federal Penitentiary Service ofRussia, Ryazan
Annotation
The applied value of physical culture reveals itself in preparation for labor and defensive activity that is fully relevant for law enforcement officers, including penal system staff. The choice of the physical