Научная статья на тему 'Различия в точности выполнения подводящих ударов в гольфе юными игроками в зависимости от способа их выполнения'

Различия в точности выполнения подводящих ударов в гольфе юными игроками в зависимости от способа их выполнения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА / ТАКТИКА / СВИНГ / Х-ФАКТОР / МЕТКОСТЬ / КУЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анисимов Вячеслав Борисович, Корольков Алексей Николаевич, Веневцева Анна Сергеевна, Пашкеева Анастасия Сергеевна

Рассматриваются особенности выполнения подводящих ударов в гольфе (approach shots) на расстояние в 50 метров. Приводится описание и результаты эксперимента по определению точности ударов с отведением и без отведения кистей. Установлены педагогически важные и статистически значимые различия в точности. Выявлены индивидуальные эффективные способы совершения игровых действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Анисимов Вячеслав Борисович, Корольков Алексей Николаевич, Веневцева Анна Сергеевна, Пашкеева Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differences in the accuracy of approach shots in golf by young players depending on the way of their performance

Features of performance of approach shots on distance in 50 meters are considered. The description and results of the experiment on determination of accuracy of kicks with assignment and without assignment of brushes is provided. Pedagogically important and statistically significant differences in accuracy are established. Individual effective ways of commission of game actions are revealed.

Текст научной работы на тему «Различия в точности выполнения подводящих ударов в гольфе юными игроками в зависимости от способа их выполнения»

журнал. - 2017. - № 4 (28). - С. 121-128.

2. Зиновьев, Н.А. Социальная адаптация студентов технического вуза / Н.А. Зиновьев, П.Б. Святченко // Современные образовательные технологии в преподавании естественно-научных и гуманитарных дисциплин : сборник научных трудов III Международной научно-методической конференции. - СПб., 2016. - С. 594-599.

3. Кузьмин, М.А. Развитие студенческого спорта в университетах России / М.А. Кузьмин, Н.А. Зиновьев, П.Б. Святченко // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 10. - С. 60-61.

REFERENCES

1. Devishvili, V.M., Mdivani, M.O. and Elgina, D.S. (2017), "Group cohesion in sports teams of different professional level", National Psychological Journal, Vol. 28, No. 4, pp. 121-128.

2. Zinoviev, N.A. and Svyatchenko, P.B. (2016), "Social adaptation of technical University students", Modern educational technologies in the teaching of natural Sciences and Humanities collection of scientific works of the III International scientific-methodical conference, St. Petersburg, pp. 594-599.

3. Kuzmin, M.A., Zinovyev, N.A. and Svyatchenko, P.B. (2016), "University sports development in Russia", Theory and Practice of Physical Culture, No. 10, pp. 60-61.

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.03.2019

УДК 796.352

РАЗЛИЧИЯ В ТОЧНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДВОДЯЩИХ УДАРОВ В ГОЛЬФЕ ЮНЫМИ ИГРОКАМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Вячеслав Борисович Анисимов, старший преподаватель, главный тренер сборной Красноярского Края по гольфу, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск; Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Институт естествознания и спортивных технологий, Московский городской педагогический университет, г. Москва; Анна Сергеевна Веневцева, студент, тренер сборной Красноярского края по гольфу, Академия Летних видов спорта Красноярского края, Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск; Анастасия Сергеевна Пашкеева, студент, психолог МА У СШОР «Красный Яр», Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация

Рассматриваются особенности выполнения подводящих ударов в гольфе (approach shots) на расстояние в 50 метров. Приводится описание и результаты эксперимента по определению точности ударов с отведением и без отведения кистей. Установлены педагогически важные и статистически значимые различия в точности. Выявлены индивидуальные эффективные способы совершения игровых действий.

Ключевые слова: техника, тактика, свинг, Х-фактор, меткость, кучность.

DIFFERENCES IN THE ACCURACY OF APPROACH SHOTS IN GOLF BY YOUNG PLAYERS DEPENDING ON THE WAY OF THEIR PERFORMANCE

Vyacheslav Borisovich Anisimov, the senior teacher, golf head coach of the national team of Krasnoyarsk Kray, Siberian Federal University, Krasnoyarsk; Alexey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Institute of natural sciences and sports technologies of the Moscow City Pedagogical University; Anna Sergeevna Venevtseva, the student, coach of the Krasnoyarsk regional golf team, Academy of Summer Sports of the Krasnoyarsk region, Siberian Federal University, Krasnoyarsk; Anastasia Sergeevna Pashkeeva, the student, psychologist of "Krasny Yar", Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Annotation

Features of performance of approach shots on distance in 50 meters are considered. The description and results of the experiment on determination of accuracy of kicks with assignment and without assignment of brushes is provided. Pedagogically important and statistically significant differences in accuracy are established. Individual effective ways of commission of game actions are revealed.

Keywords: technique, tactics, swing, X-factor, accuracy, grouping.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивные достижения в гольфе во многом определяются уровнем технической подготовленности игроков, навыками в совершении различных ударов, позволяющих решать различные тактические задачи [1]. В результате анализа частоты совершения различных технических действий в соревновательных раундах установлено, что их процентное соотношение приблизительно одинаковое и мало зависит от уровня спортивного мастерства игрока [1, с. 101]. То есть и мастера, и начинающие игроки во время соревнований совершают удары с максимальной амплитудой и удары с ограничением амплитуды движения звеньев тела с одинаковой частотой, но количество ударов у мастеров естественно меньше, чем у менее опытных спортсменов. При этом 20-23% ударов в гольфе во время соревновательных раундов совершаются с дозированием усилий и ограничением амплитуды движений. К этим ударам относятся удары из песчаных ловушек, удары из нестандартных положений, удары на расстояния от 10-15 и до 80 метров, так называемые чипы и питчи (approach shots). Последние из перечисленных ударов совершаются обычно при выбивании мяча к лунке и предшествуют выполнению заключительных паттов на грине, приводящих к попаданию мячом в лунку.

Такие подводящие удары (approach shots) в зависимости от расстояния до лунки и рельефа поля могут выполняться разными способами: за счет преимущественной ротации туловища без осуществления движений в лучезапястных суставах и за счет ротации туловища и отведения кистей в фазе замаха (backswing) [2]. На практике, конечно, реализуются оба этих способа и их различные комбинации, отличающиеся как величинами углов ротации туловища (Х-фактор), так и углами отведения кистей при замахе [5, 6]. Предпочтения в выборе типа подводящего удара определяются, в конечном счете, игровым опытом игрока, его манерой игры и степенью сформированности двигательного навыка. В статье [4] рассматриваются различные варианты совершения подводящих ударов и, в частности, утверждается, что совершение ударов без отведения кистей на расстояние 60-70 метров, более точное, чем совершение контролируемых питчей с отведением кистей. Такое же мнение часто высказывается и российскими инструкторами гольфа, которые считают, что питч на короткие дистанции, выполняемый с прямыми руками более точный, чем питч с отведением кистей.

Тем не менее, как показывает игровая практика, все юные игроки при выполнении подводящих ударов к лунке с расстояния в 40-60 метров, часто испытывают затруднения в выборе того или иного способа его совершения, что приводит к совершению собственных ошибок и ухудшению результатов. Причиной этого очевидно является содержание технической подготовки юных спортсменов, которые во время тренировок осваивают или недалекие подводящие удары на расстояния до 30 метров, или удары с максимальной амплитудой дальностью свыше 80 метров.

Задачи исследования. В связи с изложенным выше, представляется актуальным определить: какой из двух способов совершения подводящих ударов является наиболее эффективным.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Для решения задачи исследования был осуществлен эксперимент на кафедре физической культуры и спорта Сибирского федерального университета в январе-феврале 2019 года. Двенадцать игроков - спортсменов МАУ «СШОР» «Красный Яр» Красноярского Края по гольфу в возрасте 13-15 лет на гольф симуляторе «Golfzon» попеременно совершили по 15 ударов на расстояние 50 метров с отведением кистей (контролируемый питч) и без отведения кистей (питч с прямыми руками). Удары совершались клюшкой сенд веджем (56°). После каждого удара фиксировалось расстояние от мяча до лунки.

Полученные массивы измеренных величин обрабатывались методами математической статистики с использованием программы Stadia8.0/prof. Проверка справедливости статистических гипотез осуществлялась при уровне статистической значимости р=0.05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ

С помощью критерия Омега-квадрат была проверена справедливость гипотезы «Распределение измеренных расстояний не отличается от нормального». Установлено, что во всех случаях эта гипотеза справедлива: отклонения мяча от лунки подчиняется закону нормального распределения. При этом, как и в пулевой стрельбе, среднее арифметическое характеризует меткость совершенных ударов, а дисперсия - кучность - стабильность исполнения игровых действий [3]. Характерный пример распределения отклонения мяча от лунки приведен на рисунок 1.

-10 1 «Е1

Рисунок 1 - Характерный вид распределения отклонения мяча от лунки после совершения 15-ти ударов

Поскольку средние арифметические отклонений мяча от лунки всех участников эксперимента было меньше трех метров, то в последующем в качестве критерия точности совершения ударов рассматривались средние квадратические отклонения (СКО) мячей.

В таблице приведены СКО мячей участников эксперимента, статистически значимые и педагогически важные различия, а также уровни статистической значимости, определенные с использованием критерия Фишера.

Таблица1 - Средние квадратические отклонения и различия в отклонении мяча от лунки при разных способах совершения ударов ________

Игрок Способ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

С отведением кистей, м 7,2 13,2 6,4 7,2 5,8 12,3 19,8 8,1 14,1 14,5 12,8 20,4

Без отведения кистей, м 12,3 20,8 10,9 5,8 6,7 15,3 16,4 7,2 15,7 14,7 14,9 20,6

Разность, м -5,1 -7,6 -4,5 1,4 -0,9 -3,0 3,5 0,9 -1,6 -0,3 -2,1 -0,2

Различия Статистические ДА ДА НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ

Педагогические ДА ДА ДА НЕТ НЕТ ДА ДА НЕТ НЕТ НЕТ ДА НЕТ

Уровень статистической значимости 0,03 0,05 0,15 0,21 0,31 0,21 0,24 0,33 0,35 0,47 0,29 0,48

Сравнение величин отклонений мяча, после ударов, выполненных двумя способами, показывает, что девять из двенадцати спортсменов показывают лучшую точность при выполнении удара с отведением кистей. При этом среднее выборочное отклонение мяча от лунки при выполнении удара с отведением кистей составляет 11,8 метра, а при выполнении питча с прямыми руками 13,4 метра. Уровень статистической значимости выборочных средних отклонений равен 0,09. Это означает, что при выполнении подобного эксперимента в 91% случаев будут достигнуты такие же результаты. Таким образом, в среднем для

юных спортсменов, специализирующихся в гольфе, выполнение ударов на расстояние в 50 метров с отведением кистей является предпочтительным, чем выполнение питчей с прямыми руками.

Вместе с тем, приведенный выше вывод является в определенном смысле гипотетическим, поскольку состав выборки спортсменов не является однородным по своему мастерству. Так, трое спортсменов (25% от объема выборки) совершают удары с приемлемой точностью: их относительное СКО мяча после ударов обеими способами меньше 20% [1]. Т.е. после ударов с расстояния 50 м их мячи попадают на грин. Это игроки с номерами 4, 5 и 8. У игрока с номером 12 игровой навык не сформирован: его СКО около 40%, т.е. отклонение мяча составляет почти половину расстояние от места совершения удара до лунки. А остальные игроки по своему мастерству занимают промежуточное положение между перечисленными.

Тем не менее, проведенный эксперимент позволяет выявить индивидуальные особенности в совершении ударов для каждого игрока и выработать педагогические рекомендации по совершенствованию их технических умений. Несмотря на то, что у большинства игроков различия в СКО мячей не являются статистически значимыми (5-я строка в таблице), педагогически важные различия в СКО мячей выявлены у половины выбранных спортсменов. При этом уровень статистической значимости различий в СКО меньше 0.3 (последняя строка в таблице), а разности в СКО больше 2 метров (строка 4). Это означает, что у этих игроков существует предпочтительный способ в совершении удара, позволяющий улучшить точность ударов на расстояние в 50 м с частотой не меньше 70%. Так для игрока № 7 таким способом является удар без отведения кистей, а для игроков №№ 1, 2, 3, 6 и 9 предпочтительным ударом является классический питч. Но и для других игроков в зависимости от уровня статистической значимости различий можно выбрать эффективный способ выполнения ударов. Так для игрока № 8 предпочтительным способом выполнения подводящего удара будет способ удара с прямыми руками: в 67% случаев мяч после таких ударов мяч будет располагаться ближе к лунке, чем после ударов с отведением кистей. Для игроков №№ 10 и 12 предпочтений в выборе того или иного удара не существует поскольку, уровни статистической значимости различий приблизительно равны 50%.

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования установлено, что предпочтительным способом совершения подводящих ударов на расстояние в 50 метров юными спортсменами является удар с отведением кистей. Однако этот вывод является предварительным, поскольку исследуемая выборка была неоднородной по мастерству игроков. Анализ величин педагогически важных различий и уровней статистической значимости различий в отклонениях мяча позволил определить предпочтительные способы выполнения подводящих ударов для каждого игрока, определить индивидуальные направления в совершенствовании их технической подготовки.

К перспективам дальнейших исследований по этой теме является проведение подобного эксперимента на выборках юных спортсменов большего объема и большей однородности, установлении возрастных и половых различий в точности выполнения ударов на разные дистанции с использованием описанного метода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корольков, А.Н. Содержание многолетней подготовки юных игроков в гольф : монография / А.Н. Корольков, В.В. Верченов. - Воронеж : Научная книга, 2014. - 403 с.

2. Локтев, Д.С. Классификация свинга в гольфе по ведущему звену тела, преимущественно задействованному при его выполнении / Д.С. Локтев, А.Н. Корольков // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - № 1 (6). - С. 76-85.

3. Юрьев, А.А. Пулевая спортивная стрельба / А.А. Юрьев. - М. : Физкультура и спорт, 1973. - 431 с.

4. Grillo, Е. Pitching made simple / E. Grillo // GolfDigest. - 2016. - July 21. - Режим доступа : https://www.golfdigest.com/story/pitching-made-simple (дата обращения: 10.02.2019).

5. McLean, J. X factor 2: closing the gap / J. McLean // Golf Magazine. - 1993. - No. 8. - P. 29-33.

6. Robinson, R.L. A study of the correlation between swing characteristics and club head velocity / R.L Robinson // Science and golf II. Proceedings of the 1994 World Scientific Congress of Golf. 1994 July 4-8. - St Andrews. London : E and FN Spon, 1994. - P. 84-90.

REFERENCES

1. Korolkov, A.N. and Verchenov, V.V. (2014), Content of long-term training of young golfers: monograph, publishing house "Scientific book", Voronezh, ISBN 978-5-4446-0430-4.

2. Loktev, D.S. and Korolkov, A.N. (2015), "Classification of the golf swing on the leading link of the body which is mainly involved at its performance", Science and sports: modern trends, No. 1 (6), pp. 76-85.

3. Yuryev, A.A. (1976), Bullet sports shooting, Physical culture and sport, Moscow.

4. Grillo, Е. (2016), "Pitching made simple", GolfDigest, July 21, available at: https://www.golfdigest.com/story/pitching-made-simple.

5. McLean, J. (1993), "X factor 2: closing the gap", Golf Magazine, No. 8: pp. 29-33.

6. Robinson, R.L. (1994) "A study of the correlation between swing characteristics and club head velocity", Science and golf II. Proceedings of the 1994 World Scientific Congress of Golf, E and FN Spon, London, pp. 84-90

Контактная информация: juniorgolf2012@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2019

УДК 378

СОСТЯЗАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ И КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Александр Михайлович Андросов, кандидат педагогических наук, майор, старший

преподаватель, Алексей Витальевич Горохов, старший преподаватель, Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Военная академии связи, г. Санкт-Петербург; Алексей Олегович Цыганок, заместитель начальника кафедры, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения, г. Санкт-Петербург; Владимир Владимирович

Сердюковский, преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается дефиниции понятий состязание и соревнование. Анализируется их логическая взаимосвязь, указываются принципиальные различия. В рамках обучения курсантов в высших военных учебных заведениях соревновательный метод рассматривается как наиболее эффективный метод обучения и воспитания. Указывается, что состязания и соревновательный метод дают возможность в обыденных условиях учебного процесса создавать необходимые психологические напряжения, позволяющие в большей мере формировать смелость, решительность, упорство, выдержку, вырабатывать командные и лидерские качества, а главное - сплачивать воинские коллективы. Делается вывод, что в условиях сокращения бюджета времени, выделяемого на учебную дисциплину «физическая» подготовка, соревновательный метод и состязание позволяют повысить качество подготовки будущих специалистов и интенсифицировать учебные занятия.

Ключевые слова: соревнование; состязание; соревновательный метод; физическая подготовка; курсанты; высшие военные учебные заведения.

COMPETITION AS A MEANS OF INCREASING INTENSIFICATION AND QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Aleksander Mikhaylovich Androsov, the candidate of pedagogical sciences, major, senior teacher, Aleksey Vitalyevich Gorokhov, the senior teacher, Yury Vladimirovich Yakovlev, the

candidate ofpedagogical sciences, senior teacher, Military Academy of Communications, St. Petersburg; Aleksey Olegovich Tsyganok, the deputy head of department, Military Institute

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.