УДК 796.352.08
ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ К УДАРУ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ СЛОЖНЫХ ЛУНОК В МИНИ-ГОЛЬФЕ
Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета, г. Москва; Ольга Ивановна
Кузьмина, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск; Евгений Александрович Лысов, тренер-преподаватель, Самарская федерация развития гольфа, г. Самара; Вера Сергеевна Бабина, преподаватель, Российский университет транспорта, г. Москва
Аннотация
Рассматриваются различные аспекты времени подготовки к удару в мини-гольфе. В результате измерений времени подготовки к удару в соревновательных условиях установлено, что для каждого спортсмена существует свое индивидуальное характерное и наиболее вероятное время подготовки к удару. Проведена статистическая обработка результатов 1124 измерений. Показано, что функцию результатов можно представить в виде функции свертки аффекторной функции, характеризующей мысленный желаемый образ игрового действия, и эффекторной функции, характеризующей эффективность выполнения моторной программы. Установлено, что конфигурация (сложность) лунок определяет от 22 до 44% изменений времени подготовки к удару. Предположено, что к другим причинам, определяющим вариации времени подготовки, относятся внешние помехи: в виде порывов ветра, световых бликов на игровой поверхности, и эндогенные причины в виде влияния утомления и врабатывания (обучения).
Ключевые слова: гольф, мини-гольф, свертка функций, аффекторные и эффекторные системы, мысленные спортивные образы.
PREPARATION TIME FOR HIT AND STRIKE IMPORTANCE WHEN PASSING DIFFICULT HOLES IN MINIGOLF
Alexey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker of physical culture of the Russian Federation, Teacher Training College of Physical Culture and Sport of the Moscow City University, Moscow; Olga Ivanovna Kuzmina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk; Evgeny Alexandrovich Lysov, the trainer-teacher, Samara Golf Development Federation, Samara;
Vera Sergeevna Babina, the teacher, Russian University of Transport, Moscow
Annotation
Various aspects of the time for preparing for a mini-golf strike are considered. As a result of measurements of the time of preparation for a strike in competitive conditions it is established that for each athlete there is an individual characteristic and most probable time of preparation for a strike. Statistical processing of the results of 1124 measurements is carried out. It is shown that the results function can be represented as a convolution function of the affector function characterizing the mental desire image of the game action and the effector function characterizing the performance of the motor program. It is established that the configuration (complexity) of the holes determines from 22 to 44% of the changes in the preparation time for the shock. It is assumed that for other reasons, the variations in the preparation time include external disturbances: in the form of gusts of wind, light flares on the playing surface, and endogenous causes in the form of the influence of fatigue and learning (teaching).
Keywords: golf, minigolf, convolution of functions, affector and effector systems, mental sports
images.
ВВЕДЕНИЕ
Как было ранее установлено [3, 5, 6] при игре в мини-гольф в сознании спортсменов интериоризируется множество различных образов, среди которых можно выделить
специальные когнитивные [1], связанные с подготовкой и реализацией конкретного игрового действия на отдельной лунке. Такие образы являются отражением и суперпозицией различных мотивационных и сенсорных стимулов: проприорецептивных, тактильных, визуальных, вестибулярных, акустических и вибрационных, которые возникают как перед, так и во время осуществления игрового действия [1]. В этой связи можно предположить, что время подготовки к удару определяется сложностью лунки: расстоянием, наличием и типом препятствий, количеством рикошетов и т.п. [1, 2]. То есть, чем больше различных задач и образов надо воссоздавать в сознании и контролировать, тем больше времени тратится на подготовку к удару.
Задачи исследования. Исследовать статистические характеристики времени подготовки к удару и игровых результатов по ансамблю реализаций. Определить степень влияния конфигурации (сложности) лунок на продолжительность времени подготовки к удару. Рассмотреть причины, определяющие вариации времени подготовки к совершению игровых действий.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В исследовании приняли участие 6 юных спортсменов в возрасте от 12-ти до 17-ти лет спортивной квалификации 1 взрослый разряд - МС, каждый из которых совершил от 72 до 144 ударов на 18-ти лунках для мини-гольфа в ходе официальных соревнований на сертифицированных полях формата миниатюр-гольф (г. Москва и г. Самара, апрель-май 2018 г.). С помощью электронного секундомера TIMEX WR 50 M с точностью до 0.01 с фиксировалось время подготовки к удару от момента установки мяча на игровой поверхности и до момента начала движения мяча после удара.
Полученные результаты измерений промежутков времени подготовки к удару сопоставлялись с результатами игры на каждой лунке. Всего было обработано 1124 результата измерений. Для обработки результатов использовались методы описательной статистики и однофакторного дисперсионного анализа. Проверка справедливости статистических гипотез осуществлялась при уровне статистической значимости р=0.05. Вычисления производились с помощью пакета статистических программ Stadia 8.0.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
С использованием критериев Колмогорова и Омега-квадрат определялся вид распределения промежутков времени подготовки к каждому удару. Установлено, что для результатов четырех из шести спортсменов, справедлива гипотеза: «распределение не отличается от нормального». Однако, для всех спортсменов характерно смещение максимума распределения влево: в сторону коротких промежутков времени. Характерный вид распределения промежутков времени подготовки к удару приведен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Вид распределения промежутков времени подготовки к удару (144 реализации)
Также установлено, что для каждого спортсмена существует свое индивидуальное характерное и наиболее вероятное время подготовки к удару, равное от 10.4 до 22.3 с. Следует предположить, что в среднем, эти характерные промежутки времени соответствуют скорости формирования моторной программы совершаемого игрового действия в ассоциативной теменной коре головного мозга [4].
В течение этого характерного времени каждый спортсмен ведет себя по-разному. Большинство спортсменов на этом временном промежутке совершают имитации предстоящего удара, осуществляя физические колебания клюшки над мячом вдоль линии прицеливания [7]. При этом, количество имитаций у каждого спортсмена также различно: от 1-й и до 10-ти. У некоторых игроков имитации также различаются по амплитуде: несколько первых имитаций могут быть с небольшой амплитудой, совершая их, игрок проверяет правильность направления клюшки через выбранные точки прицеливания. А следующие имитации совершаются с большей или меньшей амплитудой отведения клюшки, соответствующей желаемой начальной скорости качения мяча. Как правило, игроки, в первую очередь, имитируют правильность прохождения клюшки через выбранные точки прицеливания.
Некоторые игроки перед ударом не совершают имитаций, оставаясь неподвижными в игровой стойке. В течение этого промежутка, по словам спортсменов, они представляют в своем сознании будущее совершаемое игровое действие, сосредотачиваясь на мышечных ощущениях, которые должны возникнуть при совершении результативного удара. При этом интериоризации словесных или символьных описаний этих ощущений может и не возникать [5].
На рисунке 2 приведено распределение средних игровых результатов, соответствующее распределению времени подготовки к удару, представленному на рисунке 1.
Рисунок 2 - Распределение среднего количества ударов, затраченных для поражения одной лунки
(144 реализации)
Можно показать, что распределение игровых результатов, представленное на рисунке 2, с высокой степенью точности аппроксимируется степенной функцией вида:
f(x)=k • xmk /xk1 или распределением Парето, а в случае «perfect game» (все лунки поражаются с одного удара) это распределение вырождается в единичную функцию. Тогда, если представить, что время подготовки к удару является стимулом S(t) (рисунок 1), а игровой результат подготовки (рисунок 2) реакцией игрока на стимул R(S), то последний можно представить в виде функции свертки двух функций: аффекторной S(t), характеризующей мысленный желаемый образ игрового действия, и эффекторной M(t), характеризующей эффективность выполнения моторной программы:
R(S(t)) = (S*M) (t) = J S( т) M(t-r) dr.
Установление вида эффекторной функции M(t), преобразующей нормальное распределение в распределение Парето или единичную функцию, является отдельной интересной задачей.
Поскольку вид распределений промежутков времени для большинства обследуемых спортсменов не отличался от нормального, то к этим результатам была применена процедура канонического однофакторного дисперсионного анализа. В качестве уровней фактора рассматривались номера лунок от 1 до 18-ти, а в качестве отклика - время подготовки к удару. Для результатов всех спортсменов была установлена справедливость гипотезы: «Есть влияние фактора на отклик» (Б-критерий), т.е. вид лунок действительно влияет на продолжительность времени подготовки к удару. Были рассчитаны отношения факторной суммы квадратов отклонений промежутков времени подготовки от средней величины к общей сумме квадратов отклонений. Результаты расчетов, выраженные в процентах, представлены в таблице.
Таблица - Отношение факторной суммы квадратов к общей сумме квадратов (%)
Спортсмен Л.Ф. В.Х. И.М. Т.Р. Л.Ч. Р.Л.
Отношение факторной суммы квадратов к общей 22,7 24,4 28,6 34,2 42,7 44,2
Как следует из результатов таблицы, конфигурации лунок определяют от 22 до 44% изменений времени подготовки к удару. При этом следует предположить, что к другим причинам, определяющим вариации времени подготовки, относятся внешние помехи: в виде порывов ветра, световых бликов на игровой поверхности, и эндогенные причины в виде влияния утомления и врабатывания (обучения). Также можно предположить существование некоторого минимального времени подготовки к удару, необходимого для совершения результативного удара. Косвенным подтверждением этого является небольшая положительная асимметрия распределения промежутков времени подготовки к удару (рисунок 1).
Влияние обучаемости и утомление на время подготовки к удару можно приблизительно оценить по общему времени подготовки за раунд, которое по выборке в среднем уменьшается на 20-30% от первого к шестому раунду.
Выводы. В результате проведенного исследования установлено, что для каждого спортсмена существует свое индивидуальное характерное и наиболее вероятное время подготовки к удару, равное от 10.4 до 22.3 с.
Распределение игровых результатов с высокой степенью точности аппроксимируется степенной функцией в виде распределения Парето, а в случае «perfect game» (все лунки поражаются с одного удара) это распределение вырождается в единичную функцию.
Показано, что функция результатов R(S(t)) можно представить в виде функции свертки двух функций: аффекторной S(t), характеризующей мысленный желаемый образ игрового действия, и эффекторной M(t), характеризующей эффективность выполнения моторной программы.
Установлено, что конфигурация (сложность) лунок определяет от 22 до 44% изменений времени подготовки к удару. Предположено, что к другим причинам, определяющим вариации времени подготовки, относятся внешние помехи: в виде порывов ветра, световых бликов на игровой поверхности, и эндогенные причины в виде влияния утомления и врабатывания (обучения).
ЛИТЕРАТУРА
1. Корольков, А.Н. Анализ специальных когнитивных образов при игре в мини-гольф / А.Н. Корольков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 250257.
2. Корольков, А.Н. Влияние вида игровых площадок в мини-гольфе на спортивный результат / А. Н. Корольков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). -С. 93-95.
3. Корольков, А.Н. Восприятие звуковых образов игровых действий в гольфе / А.Н. Корольков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С.104-109.
4. Корольков, А. Н. Современные проблемы спортивной тренировки в гольфе / А.Н. Корольков, В. Г. Никитушкин // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 1. - С. 10-14.
5. Корольков, А.Н. Спортивные мысленные образы: индивидуальные, специальные и общие / А. Н. Корольков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 236-239.
6. Формирование акустических образов игровых действий в мини-гольфе / Г.Н. Германов, А.Н. Корольков, О.И. Фризен, И.В. Машошина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 119-123.
7. Фризен, О.И. Развитие чувства скорости мяча в мини-гольфе с использованием ограничителя движения клюшки / О.И. Фризен, А.Н. Корольков, А.И. Фризен // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 238-243.
REFERENCES
1. Korolkov, A.N. (2017), "Analysis of special cognitive images when playing mini golf', Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 250-257.
2. Korolkov, A.N. (2014), "Influence of the kind of playgrounds in mini-golf on the sporting result", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 93-95.
3. Korolkov, A.N. (2015), "Perception of sound images of game actions in golf", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 104-109.
4. Korolkov, A.N. and Nikitushkin, V.G. (2015), "Modern problems of sport training in golf", Vestnik sportivnoi nauki, No. 1, pp. 10-14.
5. Korolkov, A.N. (2016), "Sports mental images: individual, special and general", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 236-239.
6. Germanov, G.N., Korolkov, A.N., Frizen, O.I. and Mashoshina, I.V. (2016), "Formation of acoustic images of gaming action in mini-golf", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 119-123.
7. Frizen, O.I., Korolkov, A. N. and Frizen A.I. (2017), "Developing a sense of the speed of the ball in mini-golf using the stick stop limiter", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 238-243.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.05.2018
УДК 796.01
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ РОССИИ КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ПОЛНОГО ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Евгений Поликарпович Корольков, проректор по развитию филиалов, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрена проблема роли физической культуры и спорта России в формировании человеческого капитала и человеческого потенциала. Рассматривая сущность этих понятий, мы обращаем внимание на то, что человеческий потенциал формируется в рамках таких фундаментальных ценностей, как священное право частной собственности; свободное пространство; обмен и распространение товаров и услуг; получение экономического дохода или прибыли.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, жизненный цикл, человеческий капитал.
PHYSICAL CULTURE AND SPORT OF RUSSIA AS THE PERSPECTIVE SYSTEM OF FULL LIFE CYCLE ON STRENGTHENING OF THE HUMAN CAPITAL
Evgeny Polikarpovich Korolkov, the vice rector for development of branches, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
In article the problem of a role of physical culture and sport of Russia in formation of the human capital and human potential is considered. Considering essence of these concepts, we pay attention that