Научная статья на тему 'Развитие чувства скорости мяча в мини-гольфе с использованием ограничителя движения клюшки'

Развитие чувства скорости мяча в мини-гольфе с использованием ограничителя движения клюшки Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
234
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛЬФ / МИНИ-ГОЛЬФ / ТОЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ДВИЖЕНИЙ / ТОЧНОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Фризен Оксана Ивановна, Фризен Алексей Иванович, Корольков Алексей Николаевич

Рассматриваются особенности формирования чувства скорости мяча при совершении игровых действий в мини-гольфе. Описывается методика развития кинестетических ощущений игроков с использованием механического ограничителя движения клюшки и оптико-электронного измерителя скорости мяча. Проведен педагогический эксперимент, оценена эффективность примененной методики. Установлено, что разработанная методика позволяет улучшить точность и стабильность восприятия и реализации игровых действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Фризен Оксана Ивановна, Фризен Алексей Иванович, Корольков Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of sense of ball speed in minigolf with using limiter of club movement

The peculiarities of formation of the sense of the speed of the ball in the performance of game actions in mini-golf are considered. The technique of development of kinesthetic sensations of players with use of the mechanical limiter of movement a stick and the optic-electronic meter of speed of the ball is described. The pedagogical experiment was conducted; the effectiveness of the applied technique was evaluated. It is established that the developed technique allows improving accuracy and stability of perception and realization of game actions.

Текст научной работы на тему «Развитие чувства скорости мяча в мини-гольфе с использованием ограничителя движения клюшки»

УДК 796.352.081

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА СКОРОСТИ МЯЧА В МИНИ-ГОЛЬФЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОГРАНИЧИТЕЛЯ ДВИЖЕНИЯ КЛЮШКИ

Оксана Ивановна Фризен, тренер-преподаватель, Алексей Иванович Фризен, эксперт по контрольно-измерительным приборам и автоматизации, Самарская областная федерация развития гольфа, Самара; Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКС МГПУ)

Аннотация

Рассматриваются особенности формирования чувства скорости мяча при совершении игровых действий в мини-гольфе. Описывается методика развития кинестетических ощущений игроков с использованием механического ограничителя движения клюшки и оптико-электронного измерителя скорости мяча. Проведен педагогический эксперимент, оценена эффективность примененной методики. Установлено, что разработанная методика позволяет улучшить точность и стабильность восприятия и реализации игровых действий.

Ключевые слова: гольф, мини-гольф, точность восприятия движений, точность и стабильность игровых действий.

DEVELOPMENT OF SENSE OF BALL SPEED IN MINIGOLF WITH USING LIMITER OF CLUB MOVEMENT

Oksana Ivanovna Friesen, the trainer-teacher, Alexey Ivanovich Friesen, the expert in instrumentation and automation, Samara Regional Golf Development Federation, Samara; Ale-ksey Nikolaevich Korol'kov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Moscow City Pedagogical University, Pedagogical Institute of Physical Culture and Sports, Moscow

Annotation

The peculiarities of formation of the sense of the speed of the ball in the performance of game actions in mini-golf are considered. The technique of development of kinesthetic sensations of players with use of the mechanical limiter of movement - a stick and the optic-electronic meter of speed of the ball is described. The pedagogical experiment was conducted; the effectiveness of the applied technique was evaluated. It is established that the developed technique allows improving accuracy and stability of perception and realization of game actions.

Keywords: golf, minigolf, accuracy of perception of movements, accuracy and stability of game

actions.

ВВЕДЕНИЕ

Исход игры на каждой отдельной лунке, в игровом раунде и в соревновании в гольфе и мини-гольфе определяется, в конечном счете, умением игрока придавать мячу нужную начальную скорость. При этом начальная скорость мяча (линейная и угловая) рассматривается как векторная величина, имеющая абсолютное значение и направление [4, 6]. Умение сообщать мячу нужную начальную скорость формируется у игроков в результате многократных повторений игровых действий на тренировках и соревнованиях и становится тем совершенней, чем больше игровой опыт игрока [5, 7, 8]. Это умение регулировать кинематические параметры целенаправленного действия в разных видах спорта называется «чувством мяча, ракетки и т.п.».

Как правило, такие ощущения спортивных движений не имеют четкого словесного или количественного описания в сознании спортсменов, и по этой причине, контроль степени их сформированности вызывает определенные трудности, как у спортсмена, так и у тренера [10, 11]. Вместе с тем, как установлено в многочисленных исследованиях в разных видах спортивной деятельности [1, 2, 3, 11], чем яснее образ совершаемого действия, особенно, если этот образ выражается в словесном, графическом, символьном или

количественном виде, тем точнее и стабильнее это действие совершается.

В этой связи, представляется актуальным разработка и определение эффективности методик количественной оценки кинематических параметров совершаемых спортивных действий, особенно в видах спорта, связанных с преимущественным проявлением точности, в которых эти параметры непосредственно определяют исход спортивной борьбы.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В связи с изложенными выше аспектами были определены две задачи исследования: разработать методику развития чувства начальной скорости мяча на основе количественной оценки ее величины при игре в мини-гольф с использованием доступных технических устройств; апробировать и оценить эффективность разработанной методики.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Для решения указанных выше задач в январе-марте 2017 года были проведены специальные экспериментальные исследования. Исследования включали инструментальные измерения величины начальной скорости мяча с использованием разработанного оптико-электронного устройства [12], которое состоит из двух фотоэлектрических датчиков, излучающих и принимающих отраженное излучение от движущегося объекта с максимумом чувствительности к длинам волн 0.625 мкм; электронного промышленного секундомера «СЧЕТ-1М» и блока питания «СКАТ-1200А». Фотоэлектрические датчики крепятся на линейке длиной 0.5 м, располагаемой на игровой поверхности. Все составляющие соединяются длинными гибкими кабелями, позволяющими производить измерения времени качения мяча, вдалеке от спортсмена, не мешая ему совершать игровые действия.

При совершении некоторых серий игровых действий использовался ограничитель движения клюшки при ее отведении. Ограничитель представлял собой гибкий пластиковый стержень, устанавливаемый перпендикулярно игровой поверхности (рисунок 1). Расстояние от мяча до ограничителя соответствовала углу отведения физического маятника, составленного верхними конечностями игрока и клюшкой, который определял скорость прихода клюшки к мячу под действием силы тяжести [8, с.101, 119]. На верхушке ограничителя был установлен колокольчик, звеневший при касании стержня ограничителя клюшкой.

Рисунок 1 - Ограничитель движения клюшки при ее отведении на заданный угол

В исследованиях приняло участие 12 юных спортсменов 12-16-ти лет массовых разрядов (II взрослый - КМС), членов и кандидатов сборной страны по мини-гольфу. Измерения проводились в камеральных условиях в спортивных залах во время тренировочных сборов (январь, март, Адлер) и тренировочных занятий по месту жительства

спортсменов (Москва, Тобольск, Самара). Каждый спортсмен, имитируя игру на поле стандарта миниатюр-гольф в г. Самаре, совершил по 172 удара на каждой из 18-ти лунок (64 удара совершались без ограничителя движения и 108 ударов с ограничителем движения). При этом фиксировались начальные скорости качения мяча.

Полученные массивы результатов 37512 измерений подвергались статистической обработке с использованием пакетов Stadia 8.0 и Microsoft Excel 2007. Проверка гипотез различий выборочных средних и дисперсий осуществлялась при уровне статистической значимости р=0.05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Методика была разработана с учетом ранее проведенных экспериментальных исследований по оценке чувства усилия при совершении игровых действий [5] и по развитию чувства времени качения мяча от момента удара и до момента попадания мяча в лунку с использованием ручного хронометрирования [10].

Методика состояла в последовательной реализации двух этапов. На первом этапе каждый игрок имитировал игру на каждой лунке с оценкой скорости перемещения мяча. После удара игрок произносил вслух время качения мяча между двумя оптико-электронными датчиками, расположенными на расстоянии 0.4 м друг от друга. Это время сравнивалось с реальным временем качения мяча, измеренным с помощью электронного секундомера. Такие занятия проводились два-три раза в неделю по 2 часа. За это время каждый игрок успевал сымитировать игру в 6 раундах по 18 лунок. Всего с 11 января по 15 февраля было проведено 15 таких занятий.

На втором этапе с 15 февраля по 1 апреля имитация игры происходила с использованием ограничителя движения клюшки при ее отведении. Величина угла ф отведения

1 V2

клюшки от вертикали рассчитывалась по формуле: cos ( = 1--,

2 gl

где V - средняя начальная скорость качения мяча, определенная в результате измерений, проведенных на первом этапе;

g - ускорение свободного падения;

l - приведенная длина физического маятника, составленного верхними конечностями игрока и клюшкой.

Ограничитель движения клюшки устанавливался на таком расстоянии от мяча, которое соответствовало углу ф (рисунок 1), требуемому для придания мячу начальной скорости, определенной для играемой лунки. В первую очередь тренировались лунки, на которых чаще всего допускались ошибки на Первенстве России 2016 года. Учитывалась общая сложность игры, сложность реализации действия по скорости и направлению, установленные в результате субъективных методик самооценки игроками по пятибалльной интервальной шкале (таблица 1) [4].

Таблица 1 - Скорость мяча и субъективные оценки сложности игры для отдельных лунок

№ лунки Название Сложность Скорость, м/с

Направление Скорость

3 Труба 1 0 2,96

18 Плато 0 3 5,22

9 Сальто 3 2 8,70

13 Ворота 4 2 1,90

15 Палки 2 1 1,42

2 Лабиринт 4 1 5,18

5 Мост 2 2 4,78

При совершении каждого удара с ограничителем скорости с помощью оптико-электронного устройства фиксировалась начальная скорость качения мяча. И, если методика развития чувств качения мяча с использованием ручного хронометрирования [10]

позволила игрокам улучшить точность количественной оценки чувства усилия с 0.21 с до 0.05 с, то разработанная методика с ограничителем движения и оптико-электронной фиксацией промежутков времени привела к улучшению точности восприятия и реализации игровых действий с 0.06 с до 0.015 с.

Оценка эффективности методики развития чувства скорости мяча с использованием ограничителя движения клюшки осуществлялась путем сравнения статистических оценок начальной скорости мяча, воспроизводимой каждым игроком с ограничителем движения и без него. Для выбора метода сравнения с использованием критериев Колмогорова, ^-квадрат и х-квадрат был определен вид распределения реализуемой скорости мяча без и с ограничителем движения клюшки. Установлено, что во всех случаях распределения не отличаются от нормального (рисунок 2).

1

0,75 0,5 0,25 0

г

.—. 1—1 П-, п

3,49

□без ограничителя

2,42 2,10 1,85

скорость, м/с

□с ограничителем

Рисунок 2 - Распределение реализуемой скорости мяча с ограничителем движения клюшки и без него

Поэтому в дальнейшем для проведения сравнения выборочных средних и выборочных дисперсий использовались критерии Стьюдента и Фишера. Установлено, что во всех случаях выборочные дисперсии реализации скорости с использованием ограничителя движения по сравнению с дисперсиями скорости без использования ограничителя уменьшились и эти различия статистически значимы. Это свидетельствует о возрастании стабильности выполнения ударов по начальной скорости прихода клюшки к мячу. При этом, как правило, средние квадратические отклонения (СКО) скорости по сравнению с игрой без ограничителя движения уменьшилась в 2-3 раза, а относительная ошибка реализации скорости уменьшилась до 4%. Примеры сравнений приведены в таблице 2.

Таблица 2. Выборочные средние и средние квадратические отклонения (СКО) скорости мяча при имитациях ударов с ограничителем и без ограничителя движения клюшки_

№№ Лунка Без ограничителя С ограничителем Медиана, м/с

Скорость, м/с СКО, м/с Скорость, м/с СКО, м/с

1 пирамиды 4,76 0,66 4,23 0,23 4,37

2 труба 2,73 0,46 2,94 0,26 3,03

3 почки 2,63 0,50 2,71 0,20 2,75

4 пассаж 2,26 0,39 2,55 0,10 2,54

5 ворота 2,16 0,59 1,88 0,12 1,88

6 прямая 1,97 0,43 1,75 0,12 1,76

7 палки 1,44 0,38 1,42 0,12 1,42

Выявлена тенденция уменьшения СКО вместе с уменьшением начальной скорости. Так для диапазона скоростей от 1.0 м/с до 2.6 м/с СКО скорости равно 10^12 см/с, а при больших скоростях СКО колеблется в пределах от 20 до 26 см/с. Для всех величин скоростей относительная ошибка реализации скорости составила 4^5%.

Для ряда лунок также выявлены статистически значимые различия в выборочных средних, что свидетельствует о недостаточно отчетливом образе скорости движения клюшки на первом этапе эксперимента: без использования ограничителя движения.

На рисунке 3 приведены примеры двух временных рядов: результатов измерений начальной скорости мяча с ограничителем движения и без него.

Рисунок 3 - Временные ряды результатов измерений начальной скорости мяча с ограничителем движения и без

него

Как следует из рисунка 3 стабильность реализации начальной скорости с использованием ограничителя движения ощутимо возросла. При этом точность отведения клюшки за счет отведения верхних конечностей и ротации туловища составила от 1° до 3°, что вполне согласуется с результатами определения порогов восприятия движений верхних конечностей и туловища, полученными нами ранее [9].

ВЫВОДЫ

1. Разработанная методика развития чувства начальной скорости мяча на основе количественной оценки ее величины при игре в мини-гольф с использованием ограничителя движения и оптико-электронной фиксацией промежутков времени привела к улучшению точности восприятия и реализации игровых действий с 0.06 с до 0.015 с.

2. Средние квадратические отклонения скорости, характеризующие стабильность совершения игровых действий, по сравнению с игрой без ограничителя движения уменьшилась в 2-3 раза, а относительная ошибка реализации скорости уменьшилась до 4%.

3. Выявлена тенденция уменьшения среднего квадратического отклонения скорости вместе с ее уменьшением. Для диапазона скоростей от 1.0 до 2.6 м/с СКО скорости равно 10^12 см/с, а при больших скоростях СКО колеблется в пределах от 20 до 26 см/с.

К перспективам дальнейших исследований в части формирования количественных оценок кинематических параметров точностных движений в мини-гольфе можно отнести разработку специальных методик по оценке совершаемых действий по угловой скорости верчения мяча и направлению его перемещения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

2. Геллерштейн, С.Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции / С .Г. Геллерштейн. - М. : Медгиз, 1958. - 148 с.

3. Голомазов, С.В. Кинезиология точностных действий человека / С.В. Голомазов. - М. : СпортАкадемПресс, 2003. - 227 с.

4. Корольков, А.Н. Анализ специальных когнитивных образов при игре в мини-гольф / А.Н. Корольков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 250-257.

5. Корольков, А.Н. Анализ чувства усилия при игре в мини-гольф / А.Н. Корольков // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 1. - С. 54-56.

6. Корольков, А.Н. Влияние вида игровых площадок в мини-гольфе на спортивный результат / А.Н. Корольков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8. -С. 93-95.

7. Корольков, А.Н. Критерий каменистой осыпи как критерий образования двигательных умений / А.Н. Корольков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7

(125). - С. 100-104.

8. Корольков, А.Н. Мини-гольф: теоретические и методические основы спортивной подготовки : монография / А.Н. Корольков. - М. : Эдитус, 2015. - 264 с. - ISBN 978-5-00058-310-4.

9. Корольков, А.Н. Пороги восприятия движений различных звеньев тела / А.Н. Корольков, В.Г. Никитушкин // Прикладная спортивная наука. - 2016. - № 2 (4). - С. 27-32.

10. Корольков, А.Н. Тренировка кинестетических усилий в паттинге и мини-гольфе / А.Н. Корольков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 58-62.

11. Никитушкин, В.Г. Метаучение о воспитании двигательных способностей : монография / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, Р.И. Купчинов. - Воронеж : Элист, 2016. - 506 с. - ISBN: 978-587172-083-7.

12. Фризен, А.И. Возможности применения устройства для измерения скорости мячей в паттинге и мини-гольфе / А.И. Фризен, О.И. Фризен, А.Н. Корольков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 225-231.

REFERENCES

1. Bogen, M.M. (1985), Training to physical actions: monograph, FIS, Moscow.

2. Gellerstein, S.G. (1958), Time sense and speed of motor reaction, Medgiz, Moscow.

3. Golomazov, S.V. (2003), Kinesiology ofprecision of actions, SportAcademPress, Moscow.

4. Korol'kov, A.N. (2017), "Analysis of special cognitive images in playing minigolf', Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.143, No. 1, pp. 250-257.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Korol'kov, A.N. (2012), "Analysis of the effort sense when playing minigolf', Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 54-56.

6. Korol'kov, A.N. (2014), "Influence of the type of playgrounds on the sports result in minigolf', Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.114, No. 8, pp. 93-95.

7. Korol'kov, A.N. (2015), "Criterion of the stony talus as criterion of formation of the motor abilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.125, No. 7, pp. 100-104.

8. Korol'kov, A.N. (2015), Minigolf: theoretical and methodical bases of sports preparation. Monograph, Editus, Moscow, ISBN 978-5-00058-310-4.

9. Korol'kov, A.N. and Nikitushkin, V.G. (2016), "The movements perception thresholds of the various body parts", Prikladnaya sportivnaya nauka, Vol.4, No. 2, pp. 27-32.

10. Korol'kov, A.N. (2013), "Training the kinesthetic efforts in a patting and minigolf', Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.98, No. 4, pp. 58-62.

11. Nikitushkin, V.G., Germanov G.N. and Kupchinov, R.I. (2016), The metadoctrine about education of motive abilities. Monograph, Elist, Voronezh, ISBN: 978-5-87172-083-7.

12. Frizen, A.I., Frizen, O.I. and Korol'kov, A.N. (2016), "Usage possibilities for balls' speed measuring device in putting and minigolf", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.135, No. 5, pp. 225-231.

Контактная информация: alexxfree@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2017

УДК 796.011.3

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Галина Васильевна Хвалебо, старший преподаватель, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), Таганрог

Аннотация

В статье представлены основные принципы организации занятий по физической культуре со студентками специальной медицинской группы. Разработанная экспериментальная программа комплексного воздействия на физическое состояние студентов специальной медицинской группы в структуре учебных занятий, которые были разделены на блоки, в каждый из которых входили три вида режимов работы: втягивающие (режим малой нагрузки), развивающие (режим средней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.