Научная статья на тему 'Тренировка кинестетических усилий в паттинге и мини-гольфе'

Тренировка кинестетических усилий в паттинге и мини-гольфе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛЬФ / МИНИ-ГОЛЬФ / КИНЕСТЕЗИЯ / ЧУВСТВО УСИЛИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корольков Алексей Николаевич

В статье рассмотрены особенности кинестетического ощущения чувства усилия в паттинге и мини-гольфе, описана методика тренировки чувства усилия с помощью измерений промежутков времени качения мяча от момента удара до момента попадания в лунку. В результате проведенных исследований установлено, что использование данной методики позволяет игрокам в мини-гольф интериоризировать в своем сознании чувство усилия при совершении игровых действий в количественной форме: в виде временных промежутков с точностью до 0,05 с. Также экспериментально подтверждена возможность целенаправленного регулирования игровых действий в гольфе по амплитуде и усилиям путем задания временных реперных промежутков, связанных с кинематическими параметрами движения мяча.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корольков Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of the kinesthetic exertions in putting and minigolf

The article looks at the features of kinesthetic sensations felt during exertion in putting and minigolf, and the method of exertion training using time measurement instruments to measure the rolling of the ball from the struck time to the time it reaches the hole. The studies found that the use of this technique allows minigolf players to internalize in their minds a sense of exertion in a quantitative sense when playing, in the form of time intervals of up to 50 ms. The studies also experimentally confirmed the possibility of targeted regulation of the actions in golf by the amplitude and efforts exerted by setting time periods of reference associated with the kinematic parameters of the ball.

Текст научной работы на тему «Тренировка кинестетических усилий в паттинге и мини-гольфе»

3. Бабкин, Ю.А. Подготовка соединений, воинских частей внутренних войск МВД России по служебно-боевым задачам / Ю.А. Бабкин // Перспективы развития внутренних войск МВД России на 2011-2020 годы : материалы научно-практической конференции. - М. : [б. и.], 2010. - С. 4-12.

4. Деркач, А.А. Формирование образовательной акмеологической среды для достижения профессионального успеха / А.А. Деркач. - М. : Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2007. - 80 с.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.

6. Шимко, С.Ю. Развитие инноваций в обучении военнослужащих частей внутренних войск МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Шимко Сергей Юрьевич. - СПб., 2011. - 22 с.

7. Юматов, В.А. Профессиональная подготовка курсантов вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Юматов Виталий Александрович. - СПб., 2012. - 23 с.

REFERENCES

1. Ananiev, B.G. (2002), Human being as a subject of cognition, publishing house “Peter”, St.-Petersburg, Russian Federation.

2. Asmolov, A.G. (2010), Personality Psychology: cultural and historical comprehension of human being development, publishing house “Academy”, Moscow, Russian Federation.

3. Babkin, Y.A. (2010), “Preparation of connections, military units of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia on office and fighting tasks”, Prospects of development of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2011-2020: materials of scientific and practical conference, Moscow, Russian Federation, рр. 4-12.

4. Derkach, A.A. (2007), Formation of educational and acmeological environment for professional success achievement, publishing house “RAGC”, Moscow, Russian Federation.

5. Rubenstein, S.L. (2002), Bases of the general of psychology, publishing house “Peter”, St.-Petersburg, Russian Federation.

6. Shimko, S.Y. (2011), Innovations’ development in the learning of servicemen of the Russian Interior Ministry Forces: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

7. Yumatov, V.A. (2012), Professional training of the cadets of military institutes of the Russian Interior Ministry Forces for service combat activity in special purpose units: dissertation, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: kozorog@list.ru.

Статья поступила в редакцию 02.04.2013.

УДК 796.352.081: 37.037.2

ТРЕНИРОВКА КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ УСИЛИЙ В ПАТТИНГЕ И МИНИГОЛЬФЕ

Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, магистр физической

культуры,

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В статье рассмотрены особенности кинестетического ощущения чувства усилия в паттинге и мини-гольфе, описана методика тренировки чувства усилия с помощью измерений промежутков времени качения мяча от момента удара до момента попадания в лунку. В результате проведенных

исследований установлено, что использование данной методики позволяет игрокам в мини-гольф интериоризировать в своем сознании чувство усилия при совершении игровых действий в количественной форме: в виде временных промежутков с точностью до 0,05 с. Также экспериментально подтверждена возможность целенаправленного регулирования игровых действий в гольфе по амплитуде и усилиям путем задания временных реперных промежутков, связанных с кинематическими параметрами движения мяча.

Ключевые слова: гольф, мини-гольф, кинестезия, чувство усилия.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p58-62

TRAINING OF THE KINESTHETIC EXERTIONS IN PUTTING AND MINIGOLF

Aleksey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, master ofphysical culture, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism

Annotation

The article looks at the features of kinesthetic sensations felt during exertion in putting and minigolf, and the method of exertion training using time measurement instruments to measure the rolling of the ball from the struck time to the time it reaches the hole. The studies found that the use of this technique allows minigolf players to internalize in their minds a sense of exertion in a quantitative sense when playing, in the form of time intervals of up to 50 ms. The studies also experimentally confirmed the possibility of targeted regulation of the actions in golf by the amplitude and efforts exerted by setting time periods of reference associated with the kinematic parameters of the ball.

Keywords: golf, minigolf, kinesthesia, sense of exertion.

Гольф - вид спорта, результаты в котором достигаются в основном не за счет явного проявления физических качеств, а за счет опосредованного проявления координационных способностей. Регулирование движений по направлению и усилию является определяющим фактором для перемещения мяча по требуемой траектории и достижения цели игры - попадания им в лунку с наименьшего количества ударов. При многократном совершении действий в тренировке и соревнованиях у игроков в гольф возникает кинестетическое ощущение сопротивления, усилия и движения. Подобные ощущения возникают у многих спортсменов и в других видах спорта: так называемые «чувство мяча, руля, ракетки и т.п.».

С другой стороны, очевидно и экспериментально установлено [5], что факту попадания мяча в лунку соответствует определенный диапазон начальных скоростей и направлений, придаваемых мячу в момент удара. Эти диапазоны начальных скоростей и направлений для каждой лунки существенно различны и воспроизводятся игроками на основе их прориорецептивных антиципативных представлений [3]. Такие представления весьма субъективны, их интериоризация в сознании игрока не соотносится с количественной мерой и, в лучшем случае, выражается словесными формулами, например: «сильнее; слабей, чем хочется; агрессивней; в два раза тише и т.п.».

Вместе с тем, многие исследователи отмечают, что в результате целенаправленных тренировочных воздействий методом многократных повторений, в различных условиях [1, 4], формируется вариативный двигательный навык, характеризующийся максимальным использованием внешних, не зависящих от спортсмена, гравитационных и инерционных сил, сил упругих деформаций опорной поверхности и спортивных снарядов, и т.п., при наименьшем использовании собственных мышечных усилий. Т.е. результатом тренировки является адаптация организма, проявляющаяся в совершении движений за счет минимизации метаболической энергии мышечных сокращений. Также очевидно, что все целенаправленные движения звеньев человеческого тела являются вращательными и, с некоторой степенью точности, иногда представляются моделями колебательных и волновых процессов. При этом звенья тела и их составляющие часто описываются моделями физических, пружинных и крутильных маятников.

Гольф в этом смысле не является исключением, и даже вид ориентировочной основы игрового действия в гольфе называется свингом (англ. колебание). При малых углах отклонения клюшки от вертикали, т.е. при игровых действиях в мини-гольфе или паттинге, эти движения также могут быть описаны выражениями для движений физического и крутильного маятника. При этом собственная частота колебаний такой системы не будет зависеть от величины мышечных усилий при совершении игрового действия, а скорость прихода клюшки к мячу в момент удара будет однозначно определяться углом отклонения ее от вертикали.

Угол отклонения клюшки при замахе ощущается игроком, в основном, благодаря действию прориорецепторов мышц, сухожилий и суставных сумок. Информация, поступающая в ЦНС от этих групп прориорецепторов, часто называется мышечным чувством.

В этой связи, нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого было установление количественной оценки мышечного чувства, интериоризуемого в сознании игрока, при совершении игровых действий в мини-гольфе и определение возможности его целенаправленного регулирования.

Для этой цели нами использовалась методика, разработанная в свое время Л. С. Геллерштейном [2]. Эксперимент состоял из трех этапов. Испытания проводились на модульных плоских площадках для миниатюр гольфа. В эксперименте участвовало четыре игрока члена юниорской сборной страны по мини-гольфу с уровнем спортивного мастерства 1 разряд - КМС. Расстояние от места расположения мяча до лунки составляло 5,25 м.

На первом этапе эксперимента игрокам сообщалось время, измеряемое электронным секундомером с точностью до 0,01 с, от момента касания клюшкой мяча при ударе до момента попадания мяча в лунку или момента прохождения мяча рядом с лункой. Таких измерений для каждого игрока проводилось не менее 30-ти. Интересно, что к концу эксперимента игроки сами пытались назвать время качения мяча, не дожидаясь сообщения хронометриста, часто даже до момента попадания мяча в лунку.

На втором этапе также проводилось хронометрирование, но в этом случае, время качения мяча до лунки оценивал сам игрок, основываясь на своих мышечных ощущениях, совершая действия с закрытыми глазами. Только после оценки игрока ему сообщалось реальное время качения, определенное по секундомеру. Таких попыток в каждой тренировке осуществлялось от 60-ти до 90. Всего было проведено три таких тренировки. Если предположить, что движение мяча в каждой попытке было равнозамедленным, то физиологическая оценка промежутков времени /, осуществляемая спортсменами соответствовала решению квадратного уравнения: а2 + Ъ( + с = 0. Точность в оценке времени качения мяча, а, следовательно, и начальной скорости его перемещения, и величины угла отведения клюшки, и возникающего при ударе мышечного напряжения неуклонно возрастала у всех испытуемых. Пример улучшения оценки промежутков времени приведен на рисунке. Коэффициенты корреляции между субъективной оценкой времени и реальным измеренным достоверно возросли от 0,448 на первой тренировке до 0,865 на третьей тренировке, а средняя квадратическая погрешность в оценке чувства времени с 0,21 с до

0,03-0,05 с.

На третьем этапе эксперимента игроки выполняли указания тренера, состоящие в воспроизведении усилий, соответствующих указанному тренером требуемого времени качения мяча. Также было проведено три тренировки, в каждой из которых игроки выполняли по 60-90 ударов, стараясь воспроизвести требуемое усилие. Промежутки времени задавались от наибольших значений в начале серии к наименьшим в середине серии, с последующим возвращением к исходным значениям, т.е. характер требуемого изменения усилий соответствовал кривой нормального распределения. При этом, среднее значение задаваемых промежутков времени соответствовало начальной скорости мяча, необходимой для поражения определенных лунок в предстоящем первенстве России. Здесь также

наблюдался прогресс, подтвержденный статистической обработкой результатов измерений. Разности средних значений задаваемых промежутков времени и реализуемых игроками уменьшились с 0,1-0,08 с до 0,04-0,01 с, а соответствующие коэффициенты корреляции возросли с 0,634 до 0,846. Кроме того, некоторые игроки с высокой точностью стали оценивать время качения мяча от момента удара до лунки, наблюдая за другими игроками.

Рис. Прогресс в оценке чувства времени в мини-гольфе

Все игроки, участвовавшие в нашем эксперименте, существенно улучшили свои спортивные результаты на соревнованиях по сравнению с предыдущим сезоном. Но оценить вклад примененной методики в улучшение спортивных результатов затруднительно, поскольку кроме этих упражнений игроки выполняли и обычную тренировочную программу для достижения пика спортивной формы.

Выводы. В результате проведенных исследований установлено, что использование данной методики позволяет игрокам в мини-гольф интериоризировать в своем сознании чувство усилия при совершении игровых действий в количественной форме: в виде временных промежутков с точностью до 0,05 с.

Также экспериментально подтверждена возможность целенаправленного регулирования игровых действий в гольфе по амплитуде и усилиям путем задания временных реперных промежутков, связанных с кинематическими параметрами движения мяча.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, В.М. Восстановительные процессы в спорте / В.М. Волков. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 144 с.

2. Геллерштейн, С.Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции / С.Г. Геллерштейн. - М. : Медгиз, 1958. - 148 с.

3. Корольков, А.Н. Анализ чувства усилия при игре в мини-гольф / А.Н. Корольков // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 1. - С. 54-56.

4. Корольков, А.Н. Закономерности формирования двигательного навыка у юных игроков в мини-гольф / А.Н. Корольков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 6. - С. 36-37.

5. Корольков, А. Н. Интерпретация результатов исследований сложности лунок при игре в мини-гольф / А.Н. Корольков, Б.А. Яковлев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 2. - С. 40-42.

REFERENCES

1. Volkov, V.M. (1977), Reduction processes in sports, publishing house “F&S”, Moscow, USSR.

2. Gellershteyn, S.G. (1958), Timing and speed of the motor response, publishing house “Medgiz”, Moscow, USSR.

3. Korolkov, A.N. (2012), “Analysis feelings efforts in the game of minigolf”, Theory

and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 54-56.

4. Korolkov, A.N. (2011), “Regularities of formation of motor skill in young players in the mini-golf’, Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 6, pp. 36-37.

5. Korolkov, A.N. and Yakovlev, B.A. (2013), “Interpretation of the results of studies of the wells in the game of mimgolf’, Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, treni-rovka, No. 2, pp. 40-42.

Контактная информация: korolkov07@list.ru

Статья поступила в редакцию 02.04.2013.

УДК 376

ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ И ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Ирина Валерьевна Кулькова, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе,

Московский городской педагогический университет,

Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКС МГПУ)

Аннотация

В статье на основе анализа показателей двигательной активности детей 5-6 лет и учащихся младших классов коррекционных школ г. Москвы изучены режимы двигательной активности у учащихся с нарушениями зрения и слуха. Установлено что школьники, имеющие отклонения в области зрения и слуха дееспособны переносить достаточно высокие параметры физической активности в недельном режиме жизнедеятельности, но не получают во взаимодействии с родителями и учителями физической культуры своих школ той нормы физкультурно-спортивных движений, которая наблюдается у здоровых школьников начальных классов. Данная проблематика требует повышения продуктивности процесса адаптивного физического воспитания, внедрения новых технологий и методик развивающего и коррекционного направления, поиска эффективных средств исправления функциональных нарушений, разработки программно-методического материала к проведению соответствующих занятий, определяющих комплексную и дифференцированную формы организации двигательной деятельности среди учащихся данных нозологических групп.

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, адаптивное физическое воспитание, двигательный режим, нормы физической активности, дети дошкольного и младшего школьного возраста, коррекционные учебные заведения IV и V видов, нозологические группы, слабовидящие дети, с нарушением зрения, слабослышащие и позднооглохшие дети, с нарушением речи, эффективные средства физического воспитания - бег, ходьба, плавание, аэробика, комплексный подход в построении занятий.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p62-70

CHARACTERISTIC OF THE MOTION MODES AND CHOICE OF EFFECTIVE IMPROVING REMEDIES OF ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING FOR THE HARD OF HEARING AND VISUALLY IMPAIRED JUNIOR SCHOOL STUDENTS

Irina Valerevna Kulkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow City Teacher Training University

Annotation

The article has studied based on the analysis of indicators of physical activity of children aged 5-6 years old and pupils of elementary grades of correctional schools of Moscow the modes of physical activity at pupils with visual and hearing violations. It has been established that the school students with deviations in vision and hearing are capable to transfer rather high parameters of physical activity within a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.