Научная статья на тему 'К вопросу применения психолого-педагогического сопровождения при подготовке военных спортсменов'

К вопросу применения психолого-педагогического сопровождения при подготовке военных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ СПОРТСМЕНЫ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михаил Иван Иванович, Курицына Александра Евгеньевна, Калмыков Андрей Александрович, Глинчикова Анастасия Евгеньевна

В представленной статье приводится теоретический анализ применения психологической подготовки в ходе учебно-тренировочной деятельности высококвалифицированных спортсменов и обосновывается потребность в ее индивидуализации для повышения спортивных результатов. Данное направление дополняется также рассмотрением актуальности использования вышеназванного подхода в высших военных учебных заведениях. На основании проведения первичных исследований выявлена и обоснована необходимость в изучении и дальнейшем использовании методов и средств психологической подготовки тренерами и военнослужащими спортсменами в учебно-тренировочном процессе в высших военных учебных заведениях, с целью формирования и развития соответствующих психических качеств, способствующих оптимизации психологического состояния спортсменов в процессе подготовки к ответственным соревнованиям. Авторы приходят к выводу, что данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михаил Иван Иванович, Курицына Александра Евгеньевна, Калмыков Андрей Александрович, Глинчикова Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of application of psychological-pedagogical support in preparation of military athletes

The presented article provides the theoretical analysis of the use of psychological training in the course of the educational and training activities of the highly skilled athletes, and justifies the need for its individualization to improve the athletic performance. This direction is also complemented with the consideration of the relevance of the use of the above-mentioned approach at the higher military educational institutions. On the basis of the primary research, the need to study and to further use of the methods and means of psychological training by coaches and military service athletes in the education and training process at the higher military educational institutions has been identified and substantiated in order to form and develop the appropriate mental qualities, that contribute to optimizing the psychological state of athletes, preparing for responsible competitions. The authors conclude that this problem is poorly understood and requires further research.

Текст научной работы на тему «К вопросу применения психолого-педагогического сопровождения при подготовке военных спортсменов»

6. Milashechkina, E.A. and Timofeeva O.V. (2018), " Psychophysiological features of the organism of foreign students with deviations in health, engaged in dance aerobics ", Reviews on clinical pharmacology and drug therapy, V. 16, special No 1, P. 99.

7. Rogov, E.I. (2008), Handbook of a practical psychologist, Vlados, Moscow.

Контактная информация: ea.milash@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.03.2019

УДК 159.9

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ СПОРТСМЕНОВ

Иван Иванович Михаил, кандидат педагогических наук, профессор, начальник кафедры,

Александра Евгеньевна Курицына, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Андрей Александрович Калмыков, старший преподаватель, Анастасия Евгеньевна Глинчикова, преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В представленной статье приводится теоретический анализ применения психологической подготовки в ходе учебно-тренировочной деятельности высококвалифицированных спортсменов и обосновывается потребность в ее индивидуализации для повышения спортивных результатов. Данное направление дополняется также рассмотрением актуальности использования вышеназванного подхода в высших военных учебных заведениях. На основании проведения первичных исследований выявлена и обоснована необходимость в изучении и дальнейшем использовании методов и средств психологической подготовки тренерами и военнослужащими спортсменами в учебно-тренировочном процессе в высших военных учебных заведениях, с целью формирования и развития соответствующих психических качеств, способствующих оптимизации психологического состояния спортсменов в процессе подготовки к ответственным соревнованиям. Авторы приходят к выводу, что данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.

Ключевые слова: психологическая подготовка, индивидуализация, военнослужащие спортсмены, высококвалифицированные спортсмены, учебно-тренировочный процесс.

TO THE QUESTION OF APPLICATION OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT IN PREPARATION OF MILITARY ATHLETES

Ivan Ivanovich Mikhail, the candidate ofpedagogical sciences, professor, head of the department, Aleksandra Evgenievna Kuritsyna, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Aleksandr Andreevich Kalmykov, the senior teacher, Anastasiya Evgenievna Glinchikova, the teacher, Military Academy of Communication, St. Petersburg

Annotation

The presented article provides the theoretical analysis of the use of psychological training in the course of the educational and training activities of the highly skilled athletes, and justifies the need for its individualization to improve the athletic performance. This direction is also complemented with the consideration of the relevance of the use of the above-mentioned approach at the higher military educational institutions. On the basis of the primary research, the need to study and to further use of the methods and means of psychological training by coaches and military service athletes in the education and training process at the higher military educational institutions has been identified and substantiated in order to form and develop the appropriate mental qualities, that contribute to optimizing the psychological state of athletes, preparing for responsible competitions. The authors conclude that this problem is poorly understood and requires further research.

Keywords: psychological training, individualization, military athletes, highly skilled athletes, the training process.

ВВЕДЕНИЕ

В соревновательный период, когда спортсмен испытывает наибольший стресс, его успех в участии на состязаниях различного уровня зависит от степени мобилизации психической готовности, которая в свою очередь зависит от процесса психологической

подготовки в ходе тренировочных занятий. Атлеты, имеющие равные по силе возможности, часто уступают пьедестал тому, кто лучше умеет управлять своим психическим состоянием, кто психологически более устойчив к воздействию различных факторов.

В научно-методической литературе немало представлено теоретических и практических положений о процессе включения психологической подготовки в учебно-тренировочные занятия спортсменов высокой квалификации. Но, информации о том, как применять данный подход в условиях учебно-тренировочной деятельности военнослужащих спортсменов для формирования и совершенствования необходимых психических качеств, мобилизации психологической готовности и подготовки к ответственным соревнованиям крайне мало. В связи с тем, что практических рекомендаций о применении методик, средств и методов, с целью развития и индивидуализации психологической подготовки военнослужащих спортсменов в высших военных учебных заведениях недостаточно, этот вопрос является актуальным в настоящее время.

Задачей данного исследования является теоретическое изучение психологической подготовки и процесса ее индивидуализации в спорте высших достижений и, в первую очередь, в высших военных учебных заведениях.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Под психологической подготовкой следует понимать систему психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них [8].

Вопрос психологической подготовки спортсменов разной квалификации и специализации исследовался А.Ц. Пуни, А.А. Лалаяном, Б.А. Вяткиным, С.В. Калмыковым и др. В своих работах они рассматривали такие элементы, как: мотивация деятельности, регуляция стресса, адекватная психодиагностика, регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях, специфика подготовки в различных видах спорта и т.д. [8].

В литературе рассматривается два направления психологической подготовки - общая (формирование и совершенствование необходимых для избранного вида спорта психических состояний и функций) и специальная (формирование психической готовности к определенным соревнованиям). В то же время, Шайхтдинов Р.З. к вышеназванным двум видам, причисляет и волевую подготовку - компонент, включающий систему воздействий, направленных на формирование таких качеств, как целеустремленность, упорство, решительность, стойкость, настойчивость и т.д. [7].

Существуют и другие составляющие психологической подготовки, использование которых необходимо для мобилизации психологической готовности спортсмена - это моральная подготовка, тактико-психологическая подготовка, совершенствование интеллектуальных качеств, повышение помехоустойчивости, обучение приемам саморегуляции психических состояний и др.

Анализ литературы показал, что включение психологической подготовки на подготовительных этапах тренировочного процесса необходимо для формирования, совершенствования психологических качеств и т.д. Однако в соревновательный период психологическая помощь требуется далеко не каждому спортсмену, а то или иное средство, метод не всем может подходить [3]. Каждый человек индивидуален, имеет свои особенности, потребности - это не позволяет использовать одни и те же методики на каждом спортсмене. Требуется индивидуализация. Под индивидуализацией понимается такое построение процесса физического воспитания, которое учитывает физиологические, морфологические и психические особенности спортсменов для наибольшего развития надлежащих качеств и приобретения знаний, умений и навыков [5].

Изначально в решении вопроса о систематизировании процесса индивидуализации в подготовке высококвалифицированных спортсменов являлись представления о

типологических особенностях человека (свойства нервной системы и темперамента), в том числе связанные с мышечной деятельностью. По мнению авторов, «признание потенциальной разнокачественности людей от рождения по физическим свойствам и психическим возможностям является базовой предпосылкой индивидуального подхода в построение какой-либо деятельности» [5].

В работе, посвященной рассмотрению проявлений индивидуально-типологических особенностей личности в спортивной деятельности, и в частности процессу индивидуализации тренировочного процесса, Воронцов В.В. собрал значительное количество тезисов и данных проведенных исследований различными авторами, подтверждающий тот факт, что индивидуализация является недооцененным и неиспользованным резервом повышения эффективности работы и возможностей спортсмена [2]. Были рассмотрены быстрота формирования навыков, выбор мотива и поддержание мотивации, определение объема и интенсивности нагрузки, подбор методов и средств, стиль ведения борьбы в состязаниях, т.е. те факторы, при формировании которых необходимо опираться на индивидуальные типологические особенности занимающихся для более оптимального решения вопросов обучения и воспитания.

Николаев А.Н. провел исследование, направленное на изучение целесообразности использования индивидуального подхода в психологической подготовке спортсменов высокой квалификации. В его работе приведены достоверные данные, определяющие состав спортивно важных качеств, оказывающих влияние на общую и специальную готовность спортсменов к выступлению на соревнованиях и, как следствие, была обоснована необходимость индивидуализации психологической подготовки спортсменов [6].

Анализ научных работ подтвердил тот факт, что включение психологической подготовки в основной тренировочный процесс и ее индивидуализация является недооцененным резервом, но в то же время оптимальным решением в вопросах формирования, совершенствования необходимых психических качеств и функций, мобилизации психологической готовности спортсменов к выступлениям на соревнованиях различного уровня.

Однако информации о применении данного подхода в рамках учебно-тренировочного процесса в высших военных учебных заведениях с военными спортсменами недостаточно для того, чтобы иметь понимание в решении вопроса о систематизировании процесса психологической подготовки и ее индивидуализации в ходе тренировочных занятий.

Военнослужащие, обучающиеся в высших военных учебных заведениях и занимающиеся спортивной деятельностью, характеризующейся экстремальностью, высокими физическими, психологическими нагрузками на уровне предельных возможностей организма, с ориентацией на достижение высокого результата и необходимостью постоянного совершенствования спортивных достижений, больше всего подвержены «психологическому выгоранию», что приводит к неспособности показывать желаемый результат [4].

Первичные результаты исследований свидетельствуют, что спортсмены высших военных учебных заведений не владеют достаточным объемом знаний, навыков и умений, направленных на мобилизацию психологической готовности, регуляцию психических состояний, повышение помехоустойчивости и т.д.

Психологическая подготовка военных спортсменов тренерами сборных команд не проводится вовсе, либо не в полном объеме в силу отсутствия теоретических знаний и практических навыков. В большинстве случаев тренерский штаб ограничивается несколькими стандартными методами словесного психологического воздействия, одинаковыми для всего состава сборной команды. Такое положение дел свидетельствует о слабой подготовленности тренеров в области психологической подготовки для работы с военными спортсменами. Важно отметить, что научных работ, раскрывающих проблематику данного вопроса и дающих информацию по содержанию средств и методов, направленных на психологическую подготовку спортсменов тренерами в высших военных учебных заведениях недостаточно.

Возникает потребность в получении знаний спортсменами и их тренерами о том, что такое психологическая подготовка, какие существуют методы и средства, приемы саморегулирования психического состояния и т.д., чтобы в дальнейшем была возможность использовать полученные сведения на практике совместно с физической, технической, тактической подготовкой.

ВЫВОДЫ

Таким образом, анализ научно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, что включение психологической подготовки в тренировочный процесс и ее индивидуализация в спорте высших достижений - это перспективный путь в решении проблемы повышения эффективности подготовки высококвалифицированных спортсменов и роста их спортивных результатов.

В то же время, информации о применении вышеуказанного подхода в высших военных учебных заведениях в работе с военными спортсменами недостаточно для того, чтобы иметь понимание в решении вопроса о систематизировании данного процесса в ходе тренировочных занятий. По нашему мнению, включение психологической подготовки поспособствует повышению уровня психической, физической подготовленности военных спортсменов, что приведет к желаемым результатам в выступлениях на соревнованиях и к улучшению показателей при сдаче контрольных нормативов.

Для того, чтобы данная практика смогла зарекомендовать себя как часть образовательного процесса в высших военных учебных заведениях необходима ее адаптация, поиск или проектирование педагогических технологий ее реализации, в основе которых должны лежать теоретико-методологические основы проектирования педагогических и образовательных технологий по физической подготовке [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Андросов, А.М. К вопросу актуальности поиска и внедрения в образовательный процесс современных педагогических и образовательных технологий по физической подготовке / А.М. Андросов, В.П. Сорокин // Актуальные проблемы реализации образовательного процесса в вузах и общеобразовательных организациях МО РФ : материалы конференции. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 172-175.

2. Воронцов, В.В. Проявление индивидуально-типологических особенностей личности в спортивной деятельности / В.В. Воронцов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 5. - С. 373-381.

3. Врублевский, Е.П. Индивидуализация подготовки женщин в скоростно - силовых видах легкой атлетики : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Врублевский Е.П. - Волгоград, 2008. - 56 с.

4. Кузнецов, А.В. Проблемы подготовки военнослужащих к соревнованиям в процессе слу-жебно-боевой деятельности / А.В. Кузнецов // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 1. -С. 88-93.

5. Нестеров, А.А. Педагогический принцип индивидуализации в системе спорта высших достижений / А.А. Нестеров, Л.И. Егорова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2007. - № 4 (26). - С. 52-55.

6. Николаев, А.Н. Эффективность индивидуализации психологической подготовки спортсменов / А.Н. Николаев // Акмеология образования. Психология развития. - 2017. - № 1 (21). - С. 6973.

7. Шайхтдинов, Р.З. Личность и волевая готовность в спорте / Р.З. Шайхтдинов. - М. : Физкультура и спорт, 2011. - 112 с.

8. Шамаева, А.А. Общая психологическая подготовка лыжников / А.А. Шамаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 1 (47). - С. 185-188.

REFERENCES

1. Androsov, A.M. (2018), "To the question of the relevance of the search and implementation in the educational process of modern pedagogical and educational technologies for physical training", Actual problems of the implementation of the educational process in universities and educational organizations of

the Ministry of Defense of the Russian Federation, materials of the Conference, St. Petersburg, pp. 172-175.

2. Vorontsov, V.V. (2010), "Manifestation of individually-typological personality traits in sports activities", Siberian Pedagogical Journal, No. 5, pp. 373-381.

3. Vrublevsky, E.P. (2008), Individualization of women's training in speed-power types of athletics, dissertation, Volgograd.

4. Kuznetsov, A.V. (2015), "Problems of preparing servicemen for competitions in the process of service and combat activities", Siberian Pedagogical Journal, No. 4, pp. 88-93.

5. Nesterov, A.A. (2007), "Pedagogical principle of individualization in the system of high-performance sports", Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 26, No. 4, pp. 52-55.

6. Nikolaev, A.N. (2017), "The effectiveness of the individualization of the psychological training of athletes", Akmeology of education. Developmental psychology, Vol. 21, No. 1, pp. 69-73.

7. Shaykhtdinov, R.Z. (2011), Personality and volitional readiness in sports, Physical Education and Sport, Moscow.

8. Shamaeva, A.A. (2009), "General psychological training of skiers", Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 47, No. 1, pp. 185-188.

Контактная информация: glincikovan@gmail.com

Статья поступила в редакцию 24.03.2019

УДК 159.937

АНТИЦИПАЦИЯ В ПАРАДИГМЕ «ПРЯМОЙ СВЯЗИ»

Галина Владимировна Пантелеева, кандидат психологических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В настоящее время остается нерешенным вопрос о механизмах антиципации. При этом существуют, по меньшей мере, четыре теории, которые освещены в настоящей статье: теория временных рядов, теория распознавания по признакам и теория сигнала, а так же теория «прямой связи», предложенная Робертом Розеном (Robert Rosen) еще 1985 году в его книге «Anticipatory Systems: Philosophical, Mathematical and Methodological Foundations». До сих пор его идея рассмотреть механизмы антиципации с позиции системного подхода и на основе «прямой связи» вызывает научные споры и неоднозначное толкование. В русскоязычной научной психологической литературе этот подход практически не освящен. Настоящая статья посвящена, в числе прочего, анализу этой идеи.

Ключевые слова: антиципация, антиципационные системы.

ANTICIPATION IN THE "FEEDFORWARD" CONCEPT

Galina Vladimirovna Panteleeva, the candidate of psychological sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Annotation

At present time, the question of the mechanisms of anticipation remains unresolved. At the same time, there are at least four theories that are covered in this article: the theory of time series, the theory of recognition by characteristics and the theory of signal, as well as the concept of feedforward proposed by Robert Rosen (Robert Rosen) in «Anticipatory Systems: Philosophical, Mathematical and Methodological Foundations» (1985). Until now, his idea to consider the mechanisms of anticipation from the position of a systematic approach and on the basis of a "direct connection" evokes scientific disputes and ambiguous interpretation. In the Russian-language scientific psychological literature, this approach is almost not consecrated. This article is devoted, among other things, to the analysis of this idea.

Keywords: anticipation, anticipatory systems.

В настоящее время существуют различные взгляды на механизмы антиципации. В основном, большинство подходов к решению этой проблемы можно обозначить, как нейро-биологические. Одним из наиболее универсальных механизмов антиципации является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.