Научная статья на тему 'Новый комплекс объективных методов планирования и контроля процесса подготовки спортивного резерва в различных видах спорта'

Новый комплекс объективных методов планирования и контроля процесса подготовки спортивного резерва в различных видах спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / ТИП ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гибадуллин И.Г., Лазаренко В.Г.

Практическое использование принципа «приоритета биологической составляющей», т.е. чёткого физиологического обоснования тренировочного процесса для его дифференциации и индивидуализации на всех этапах многолетней подготовки спортсменов, становится возможным только на основе давно известной, но мало используемой на практике физиологической классификации физических упражнений. Она построена на понятных и контролируемых параметрах преобладающего пути энергообеспечения организма и мощности выполняемой работы, которые сегодня могут быть определены доступными способами практически в любых условиях. Имеющиеся в настоящее время системы подготовки спортивного резерва совершенно не учитывают важнейших психологических показателей: уровня стрессоустойчивости и характеристик внимания спортсменов, без которых невозможно полноценно судить о работоспособности и результативности в экстремальных ситуациях. Предлагается комплекс информативных методов, способствующих адекватному планированию и контролю тренировочного процесса. Комбинированное использование определения типа энергообеспечения с помощью аппаратно-компьютерного комплекса «D&K-TEST», уровня стрессоустойчивости и характеристик внимания почти у 1500 спортсменов показало его высокую эффективность. Разработаны алгоритмы управления работоспособностью спортсмена и направленность тренировок в микро-, мезои макроциклах подготовки. У тренеров в различных видах спорта появилась возможность акцентировать работу на «проблемных точках», появляющихся на разных этапах подготовки, прогнозировать ближайшие и отдалённые результаты спортсменов на соревнованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гибадуллин И.Г., Лазаренко В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый комплекс объективных методов планирования и контроля процесса подготовки спортивного резерва в различных видах спорта»

НОВЫЙ КОМПЛЕКС ОБЪЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СПОРТА

УДК/UDC 796.015.1

Поступила в редакцию 16.01.2015 г.

Доктор педагогических наук, профессор И.Г. Гибадуллин1 Кандидат медицинских наук, доцент, заслуженный тренер России В.Г. Лазаренко1

1 Ижевский государственный технический университет им. М.И. Калашникова, Ижевск

NEW SET OF OBJECTIVE METHODS OF PLANNING AND CONTROL OF TRAINING OF SPORTS RESERVE IN VARIOUS SPORTS

Professor, Dr.Hab. I.G. Gibadullin1

Associate professor, Ph.D., Honoured coach of Russia V.G. Lazarenko1 1 Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Izhevsk

Информация для связи с автором: ffkis@istu.ru

Аннотация

Практическое использование принципа «приоритета биологической составляющей», т.е. чёткого физиологического обоснования тренировочного процесса для его дифференциации и индивидуализации на всех этапах многолетней подготовки спортсменов, становится возможным только на основе давно известной, но мало используемой на практике физиологической классификации физических упражнений. Она построена на понятных и контролируемых параметрах - преобладающего пути энергообеспечения организма и мощности выполняемой работы, которые сегодня могут быть определены доступными способами практически в любых условиях. Имеющиеся в настоящее время системы подготовки спортивного резерва совершенно не учитывают важнейших психологических показателей: уровня стрессоустой-чивости и характеристик внимания спортсменов, без которых невозможно полноценно судить о работоспособности и результативности в экстремальных ситуациях. Предлагается комплекс информативных методов, способствующих адекватному планированию и контролю тренировочного процесса. Комбинированное использование определения типа энергообеспечения с помощью аппаратно-компьютерного комплекса «О&К-ТЕБТ», уровня стрессо-устойчивости и характеристик внимания почти у 1500 спортсменов показало его высокую эффективность. Разработаны алгоритмы управления работоспособностью спортсмена и направленность тренировок в микро-, мезо- и макроциклах подготовки. У тренеров в различных видах спорта появилась возможность акцентировать работу на «проблемных точках», появляющихся на разных этапах подготовки, прогнозировать ближайшие и отдалённые результаты спортсменов на соревнованиях.

Ключевые слова: спортивный резерв, тип энергообеспечения, стрессоустой-чивость, учебно-тренировочный процесс.

Annotation

Many promising young athletes in most sports cannot adapt to the requirements of elite sport and perform successfully when joining the category of senior athletes. This is due to the lack of physiological and psychological justification of the long-term planning and control of the training process of athletes of sports reserve. The practical use of the principle of "priority of the biological component", i.e. a distict physiological study of the training process for its differentiation and individualization at all phases of the long-term training of athletes is possible only on the basis of long-known but seldom used in practice physiological classification of exercises. It is based on the clear and controllable parameters - the predominant way to supply power to the body and ensuring power of work performed, which today can be defined using available means practically in any environment. The available today training systems for athletes of the sports reserve do not take into account the crucial psychological factors such as the level of stress tolerance and attention characteristics of athletes, without which one cannot fully judge physical working capacity and effectiveness in extreme situations. A set of informative methods that promote adequate planning and control of the training process was offered. The combined use of determination of the type of power supply with the help of the hardware and software complex "D&K-TEST", stress level and attention characteristics of almost 1500 athletes was proved to be highly efficient. The algorithms of control of athlete's physical working capacity and orientation of training sessions in micro, meso and macrocycles of training were developed. Now coaches in various sports have can focus in work on the problematic issues that occur at different phases of training and predict next and long-term results of athletes in competitions.

Keywords: sports reserve, type of power supply, stress tolerance, training process.

Введение. Значительное число перспективных юных спортсменов в большинстве видов спорта не адаптируются к требованиям спорта высших достижений и не могут успешно выступать, перейдя во взрослую категорию. Причина этого видится в недостаточной физиологической и психологической обоснованности многолетнего планирования и контроля учебно-тренировочного процесса подготовки спортивного резерва. Многие десятилетия теоретической основой подготовки спортсменов в нашей стране является периодизационная теория спортивной тренировки Л. П. Матвеева [9], которая регулярно подвергается критике. Так, Ю. В. Верхошанский на протяжении нескольких десятилетий достаточно убедитель-

но опровергал бытующие в среде спортивных педагогов представления о дееспособности теории периодизации, настаивая на том, что только «биологическая составляющая является методологической и естественно-научной основой теории спортивной тренировки» [1]. Поддерживая эту бесспорную установку, С. Е. Павлов [11] совершенно правильно отмечает: «Реально работающие законы физиологии - единственное, что может лежать в основе спортивно-педагогического процесса. И речь здесь должна идти не о частных закономерностях течения тех или иных процессов в организме человека, изучению которых посвящено абсолютное большинство работ современных исследователей, а об общих физиологических принципах, лежа-

щих в основе любых проявлений жизнедеятельности сложно организованного организма. Спортивная физиология, являясь частью общей физиологии, призвана в том числе обеспечить теоретическую базу для построения теории и методики спортивной тренировки, поскольку основанием для построения любых научных теорий и концепций, в которых рассматриваются принципы реализации того или иного вида деятельности человека, может являться исключительно теория его развития с теорией адаптации в качестве ее неотъемлемой составляющей». Далее автор делает заключение о том, что теория и методика спортивной тренировки в редакции Л. П. Матвеева, В. Н. Платонова и их соратников никоим образом не учитывает реально работающие законы физиологии и уже потому несостоятельна. Сложившаяся сегодня в спортивной педагогике ситуация, как считает С. Е. Павлов, уникальна: искусственно созданные теории безапелляционно принимаются практиками и тиражируются вне зависимости от приносимых ими результатов. Весомой альтернативой этому С. Е. Павлов видит блоковую систему тренировки спортсменов высокого класса, которая должна была стать значительным вкладом в создание современной теории и методики спортивной тренировки, констатируя, однако: «Но консерваторы от спортивной педагогики дружно приняли в штыки теоретические разработки профессора Ю. В. Верхошанского, проигнорировав и факты успешного применения этих разработок в практике подготовки элитных спортсменов. Отечественные «апологеты» от теории и методики спорта не приняли «блоковой системы тренировки», которая, тем не менее, сегодня с успехом используется зарубежными тренерами и спортсменами». В итоге С. Е. Павлов утверждает: «Необходимо появление в спортивно-педагогической среде хоть кого-то, кто оказался бы способен к научному осмыслению и анализу огромного накопленного многочисленными исследователями и практиками материала. К сожалению, среди тех, кто сегодня публикует свои работы, посвященные теории и методике спортивной тренировки, нет ни одного автора, на которого можно было бы возлагать надежды в связи с созданием реально работающей «специальной теории спорта» (выделено нами. - И.Г.). С тех пор дискуссии теоретиков продолжаются, а тренеры-практики лишены конкретных рекомендаций по подготовке спортивного резерва. Следует отметить, что предложения этих противников периодизацион-ной теории также имеют существенные недостатки. Основные положения новаций Ю. В. Верхошанского следующие: «Вместо традиционной "педагогической" ориентации был сформулирован и обоснован принцип "приоритета ее биологической составляющей", который качественно изменил роль теории в спортивной деятельности и сделал возможным поднять ее на уровень научной дисциплины, функцией которой является выработка и обобщение объективных знаний в этой области <...> это монолитное образование, система тренирующих воздействий, дифференцирующаяся на микроциклы, содержание и организация которых определяются целевыми задачами и объективными предпосылками, исходящими из закономерностей адаптации организма к конкретному двигательному режиму <...> необходимы высокоинтенсивные специфические воздействия на каждую из этих составляющих, что требует больших затрат энергии <...> Этот порядок предусматривает, прежде всего, повышение мощности механизмов энергообеспечения специфической работоспособности в соответствующем двигательном режиме, как главное причинное условие прогресса спортивного мастерства на его высшем уровне» [2]. Однако практические рекомендации Ю. В. Верхошанского основаны на весьма общих рассуждениях о срочной и долговременной адаптации и метаболических последствиях стрессового синдрома. Но главное, как он сам констатирует, «блоковая система - это нетрадиционная форма организации

тренировочного процесса в годичном цикле, предназначенная исключительно для спортсменов высокого класса, как в любительском, так и в профессиональном спорте», а способы её реализации предназначены только для спортсменов с уже достаточно высокоразвитыми физическими качествами (выделено нами. - И. Г.). Отсюда следует, что при подготовке спортивного резерва данный подход должен применяться весьма осмотрительно. Тем самым общие рекомендации Ю. В. Верхошанского и С. Е. Павлова [13] достаточно далеки от реальных возможностей подавляющего большинства тренеров-преподавателей, несмотря на то что практика нередко показывает продуктивность блоковых принципов тренировки. Но эти авторы не дают конкретных рекомендаций по индивидуальному планированию и контролю учебно-тренировочного процесса при подготовке спортивного резерва. Кроме того, совершенно не учитываются психологические показатели: уровень стрессоустойчивости и характеристики внимания спортсменов, без которых невозможно полноценно судить о работоспособности и результативности в экстремальных ситуациях. И это при том, что проблема дифференциации и индивидуализации тренировочного процесса на всех этапах многолетней подготовки спортсменов сегодня наиболее актуальна.

Цель исследования - научно обосновать комплексную систему формирования индивидуальных рекомендаций по отбору перспективных спортсменов, планированию и контролю эффективности учебно-тренировочного процесса.

На наш взгляд, практическое использование принципа «приоритета биологической составляющей» тренировочного процесса для его дифференциации и индивидуализации на всех этапах многолетней подготовки спортсменов становится возможным только на основе давно известной, но мало используемой на практике физиологической классификации физических упражнений [12]. Она построена на понятных и контролируемых параметрах - преобладающего пути энергообеспечения организма и мощности выполняемой работы, которые могут быть определены сегодня доступными способами практически в любых условиях. Основу реального использования подобного подхода заложил С. А. Душанин [4, 5]. Он предложил выделять пять биоэнергетических групп в зависимости от преобладающего пути энергообеспечения спортсмена: аэробную, анаэробно-гликолитическую, аэробно-анаэробную, анаэробно-аэробную, анаэробную. Пионером внедрения такого подхода в практику стал В. П. Карленко [11], успешно работавший с женской сборной командой СССР по биатлону в середине 1980-х гг. Парадоксально, но его новации встретили яростную критику, несмотря на явные успехи -ряд спортсменок, готовившихся на таких принципах определения и контроля функционального состояния и резервных возможностей, стали тогда чемпионками мира.

Методика и организация исследования. Работу по физиологическому обоснованию дифференциации и индивидуализации на всех этапах многолетней подготовки спортсменов на физиологической основе мы начали более 20 лет назад, в развитие работ С. А. Душанина и В. П. Карленко. Сегодня при оценке и контроле функционального состояния и резервных возможностей представителей различных видов спорта с помощью аппаратно-компьютерного комплекса «Э&К-ТЕБТ» нами определяются в основном следующие показатели:

- анаэробная предрасположенность спортсмена;

- способность выполнять заданный объём нагрузки в 3-5-й зонах интенсивности (анаэробная метаболическая ёмкость);

- уровень взрывной силы, реактивности, силовой выносливости (алактатная составляющая скоростных возможностей);

- мощность гликолитического источника энергообеспечения мышечной деятельности (лактатная составляющая скоростных возможностей);

- способность выполнять заданный объём нагрузки в 1-2-й и частично в 3-й зонах интенсивности (аэробная метаболическая ёмкость);

- общая работоспособность и способность выполнять планируемый объём (общая метаболическая ёмкость);

- уровень максимального потребления кислорода;

- эффективность использования аэробного источника энергообеспечения (ПАНО).

Общеизвестно, что в современном спорте высших достижений, в эпоху равных методологических и технических возможностей, на первый план в достижении высоких результатов выходит психологическая готовность. Тем не менее при планировании подготовки и прогнозировании результатов эта составляющая сегодня практически системно не учитывается. Для преодоления этого несоответствия нами предложен комплексный подход - одновременное исследование физиологических и психологических параметров с их обязательной количественной оценкой. В плане оценки психологического статуса спортсмена главным является определение уровня стрессоустойчивости. Для этого определялись уровни устойчивости эмоций по Айзенку [18, с. 111-116] и личностной тревожности по Спилбергеру-Ханину [18, с. 116-121] - наиболее оптимальные методики для прогноза поведения спортсмена в экстремальных условиях физических и психических перегрузок и его результативности [7]. Это продиктовано тем, что блоковая система тренировок содержит установку на опережающее использование нагрузок специальной физической подготовки по отношению к другим направлениям тренировки, что предусматривает высокоинтенсивные специфические воздействия и требует больших затрат энергии. В результате возникает реальная опасность раннего наступления переутомления и перетренированности I типа, где главной составляющей является развитие глубокого невроза [8]. Напомним, что энергозатраты на функцию центральной нервной системы составляют до 20 % энергозатрат всего организма. Кроме перечисленных методик в исследовании представителей ряда видов спорта (биатлон, хоккей с шайбой, футбол и др.) мы использовали метод Найдиффера [10] для определения характеристик внимания - способности концентрировать внимание, быстрого переключения его, одновременного учёта и анализа несколько объектов. Это представляется важным не только в силу специфики определённых видов спорта, но и в связи с тем, что при различных нарушениях внимания вероятно снижение уровня стрессоустойчивости.

Результаты исследования и их обсуждение. На основе исследования физиологического и психологического статуса около 1500 спортсменов нами разработаны модельные характеристики спортивного отбора, планирования и контроля многолетней подготовки спортивного резерва, основанные на количественных параметрах. Особо важным это представляется в паралимпийских видах спорта, где проведение обычных функциональных исследований крайне затруднено. Разработаны алгоритмы управления работоспособностью спортсмена и направленность тренировок в микро-, мезо- и макроциклах подготовки. У тренеров появилась возможность акцентировать работу на «проблемных точках», появляющихся на разных этапах подготовки, прогнозировать ближайшие и отдалённые результаты спортсменов на соревнованиях.

Итоги наших исследований в биатлоне, футболе, гандболе представлены на всероссийских и международных конференциях, в монографиях, научных статьях и методических пособиях. Нами проведено обследование ряда спортсменов, входящих в состав паралимпийских сборных команд России (настольный теннис, слэдж-хоккей). По отзывам их тренеров, полученные результаты в немалой степени способствовали достижению высоких результатов на Паралимпийских играх в Лондоне и Сочи.

По заданию Союза биатлонистов России в 2013 г мы обследовали юниорскую сборную команду страны, дали конкретные индивидуальные рекомендации по подготовке спортсменов, большинство из которых затем на первенстве мира добились высоких результатов. В 2013-2014 гг по согласованию с Союзом биатлонистов России в Институте физической культуры и спорта Ижевского государственного технического университета на базе разработанной нами комплексной методики трижды проводились курсы повышения квалификации с участием около 100 тренеров-преподавателей из многих регионов страны.

Вывод. Главными преимуществами предложенной методики контроля является не только получение объективных количественных показателей энергообеспечения и психологического статуса спортсмена, но и портативность применяемого при этом оборудования. Это позволяет использовать данную систему в полевых условиях, непосредственно в местах тренировок и соревнований.

Литература

1. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № У. - С. 41-54.

2. Верхошанский Ю.В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. - 2005. -№ 4. - С. 2-14.

3. Гибадуллин И.Г. Способ экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма в учебно-тренировочном процессе спортсменов / И.Г. Гибадуллин // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: материалы первого Междунар. науч. конгр. (Белгород, 21-24 октября 2009 г.): в 2 ч. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - Ч. 2. - С. 10-12.

4. Душанин С.А. Биоэнергетический мониторинг в спорте: новые принципы экспресс-контроля аэробного и анаэробного порога / С.А. Душанин // Основы управления тренировочным процессом спортсменов: сб. науч. трудов / отв. ред. В.Н. Платонов. - Киев: КГИФК, 1982. - С. 80-88.

б. Душанин С.А. Система многофакторной экспресс-диагностики функциональной подготовленности спортсменов при текущем и оперативном врачебно-педагогическом контроле / С.А. Душанин. - Киев, 1986. - 24 с. 6. Карленко В.П. Кардиомониторинг «^D&K-TEST» как метод диагностики для определения функционального состояния и резервных возможностей организма спортсменов / В.П. Карленко // Актуальные проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - № 1б. - С. 39-б0. У. Лазаренюэ В. Г. К задаче выбора методов психологической диагностики в спорте / В.Г. Лазаренко, С.В. Ефремова // Сб. матер. Республиканской науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта». - Ижевск: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2005. - С. 69-У1.

8. Макаров Г.А. Спортивная медицина / Г.А. Макарова. - М.: Советский спорт, 2004. - 480 с.

9. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования / Л.П. Матвеев. - М.: 4-й филиал Воениздата, 199У. - 304 с.

10. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена / пер. с нем. / Р.М. Найдиффер. - М.: Физкультура и спорт, 19У9. - 224 с.

11. Павлов С.Е. Теория и методика спорта - от консерватизма к деградации / С.Е. Павлов. - М.: РГУФКСМиТ, 2012.

12. Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 240 с.

13. Технология подготовки спортсменов. - Щелково: Издатель П.Ю. Мархотин., 2011. - 344 с.

References

1. Verkhoshanskiy, Yu.V. Gorizonty nauchnoy teorii i metodologii sportivnoy trenirovki (Horizons of scientific theory and methodology of sports training) / Yu.V. Verkhoshanskiy // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - 1998. - № У. - P. 41-54.

2. Verkhoshanskiy, Yu.V. Teoriya i metodologiya sportivnoy podgotovki: blokovaya sistema trenirovki sportsmenov vysokogo klassa (Theory and methodology of sports training: Block training system for highly skilled athletes) / Yu.V. Verkhoshanskiy // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - 2005. - № 4. - P. 2-14.

3. Gibadullin,I.G.Sposob ekspress-diagnostikifunktsional'nogosostoyaniya i rezervnykh vozmozhnostey organizma v uchebno-trenirovochnom protsesse sportsmenov (Technique of rapid diagnosis of functional state and reserve capabilities of the body in the training process of athletes) / I.G. Gibadullin // Problemy fizkul'turnogo obrazovaniya: soderzhanie, napravlennost', metodika, organizatsiya: materialy pervogo Mezhdunar.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.