Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ КИРОВСКА (ЗАПОЛЯРЬЕ)'

СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ КИРОВСКА (ЗАПОЛЯРЬЕ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ КИРОВСКА (ЗАПОЛЯРЬЕ)»

УДК 613.955:617.753-084

Н. Б. Буишнская, А. Н. Николаев

СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ КИРОВСКА (ЗАПОЛЯРЬЕ)

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Условия светового режима в Заполярье специфические. Продолжительность дня в Кировске в ноябре и январе короче, чем в Ленинграде, на 3 ч, ас декабря наступает полярная ночь.

Принимая во внимание специфические условия светового режима, кафедра Ленинградского санитарно-гигиени-ческого медицинского института занимается изучением с 1957 г. состояния зрения детей Кировска. В 1978 г. по результатам углубленных медосмотров исследована острота зрения и рефракция у 3900 учащихся (1881 мальчиков и 2019 девочек) семи общеобразовательных школ. В отдельные возрастно-половые группы входили от 143 до 238 человек. Пять школ построены по типовым проектам 1940 г., две были типовой постройки 1960—1962 гг. Санитарно-гигиенические условия обучения не имели существенных отклонений от гигиенических норм. Естественное освещение было достаточным, искусственное в пяти школах — с помощью люминесцентных лама с ^освещенностью на рабочем месте от 300 до 400 лк, а в двух—с помощью ламп накаливания 150—200 лк на рабочем месте.

Остроту зрения учащихся определеляли ежегодно по общепринятой методике, характер рефракции — скиаскопически с дальнейшей атропинизацией у детей с пониженной остротой зрения в условиях детской поликлиники.

У 41,7% учащихся острота зрения оказалась сниженной, причем у 30,3% она составила 0,6 и менее, у 16,6% — 0,2 и менее.

Резкое увеличение числа детей с остротой зрения ниже 1 начиналось с 8 лет (т. е. со 2-го класса): 13,4% были в возрасте 7 лет, а 31,3% —8 лет. К 10 годам процент детей с остротой зрения ниже 1 возрос до 40,1 , причем у 12,5 острота зрения была 0,2 и ниже.

У девочек всех возрастных групп сниженная острота зрения встречалась чаще, чем у мальчиков, особенно в 10—13 и 15—16 лет (мальчиков 32,4—53,8%, девочек 47,6—65,5%). Наиболее частой причиной ухудшения зрения у школьников была близорукость (78,6%), у *4% — дальнозоркость и у 18% — астигматизм и другие причины.

Процент детей с миопией возрастал с 5,6 (в 8 лет) до 42,9 (в 17 лет).

Значительное увеличение числа школьников с миопией выявлено в возрасте 9—10 лет (т. е. от 3-го к 4-му классу): 8,1% 9-летних и 18,5% 10-летних. Среди девочек большинства возрастных групп распространенность близорукости выше, чем среди мальчиков, особенно в 11 и 13 лет, последнее отмечается большей частью авторов и объясняется большей затратой времени у девочек на приготовление домашних заданий и чтение художественной литературы (А. И. Дашевский; А. А. Сычев). С возрастом наблюдалось увеличение удельного веса близорукости среди причин снижения остроты зрения у детей Кировска с 76,1 до 92%.

При сравнении распространения близорукости у школьников в 1978 и 1957 гг. (А. Н. Николаев) установлено учащение ее за последние 20 лет, особенно в старших возрастных группах — 11, 14 и 17 лет — с 19,9, 21,8 и 34,5% до 24,6, 33,3 и 42,9 соответственно.

Несмотря на улучшение санитарно-гигиенических условий в школах Кировска за последние 20 лет распространенность близорукости растет, что связано с увеличением нагрузки на зрительный аппарат школьников в связи с переходом на новую учебную программу обучения.

Полученные результаты могут быть связаны со специфическими условиями светового режима Заполярья (недостаточностью естественного освещения, УФ-дефици-том, высоким альбедо, меньшим содержанием витаминов в пищевых продуктах).

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о большей распространенности, более раннем возникновении близорукости и резком нарастании ее от класса к классу у школьников Кировска. Это выдвигает необходимость улучшения освещенности, рационализации учебного режима и питания в школах этого города.

Литература. Дашевский А. И. Близорукость. Л., 1962.

Николаев А. Н. — В кн.: Вопросы гигиены детей и подростков. Л., 1963, с. 53—57. Сычев А. А. Гигиенические основы профилактики близорукости у школьников в связи с особенностями акко-модативной функции. Автореф. дис. докт. М., 1980.

Поступила 10.09.82

ч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.