Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ БЛИЗОРУКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ БЛИЗОРУКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC MEASURES FOR PREVENTING THE DEVELOPMENT OF MYOPIA IN SCHOOLCHILDREN

Regular training of vision by examining the objects placed at different distances in the regimen of the 5th grade classes for a period of 1/2 to 1 min in the middle of every lesson and every 20 to 25 min in the course of homework provides improvement of the accommodation activity and visual acuity into the distance, especially in schoolchildren with a low visual acuity.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ БЛИЗОРУКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 617.753.2-053.5-С83-039.71

Канд. мед. наук А. А. Сычев

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ БЛИЗОРУКОСТИ У школьников

Харьковский научно-исследовательский институт охраны здоровья детей и подростков

им. Н. К. Крупской

В последнее время механизм начальных проявлений близорукости рассматривается в тесной связи с особенностями аккомодации (Э. С. Аветисов, и др.). Проведенные нами исследования (А. А. Сычев) показали, что изменения в деятельном состоянии аккомодации, характерные для начальных этапов развития близорукости (повышение активности положительной аккомодации при работе вблизи и снижение ее активности при переводе взгляда вдаль), обусловлены постоянно усложняющимися работами с участием зрения вблизи и все возрастающим объемом таких занятий. Подтверждением этому служит то, что суммарная длительность учебных занятий и других работ вблизи существенно влияет на частоту близорукости у школьников.

Поскольку выявленные изменения в состоянии аккомодации определяются интенсивностью (объемом) зрительных работ вблизи, можно предположить, что чередование их и особенно выполнение школьниками упражнений с рассматриванием разноудаленных объектов в ходе занятий могут оказывать положительное влияние на состояние зрения учащихся.

На основании изложенного мы предложили учащимся двух 5-х классов, в режиме дня которых было отмечено заметное увеличение длительности приготовления домашних заданий, выполнять указанные упражнений. Из 75 детей у 50 острота зрения каждого глаза была 0,8 и выше, рефракция глаз эмметропическая и гиперметропическая (соответственно у 32 и 18). У остальных 25 острота зрения была 0,7 и ниже, причем у 17 (5 мальчиков и 12 девочек) выявлена миопия слабых степеней (до 3,0 дптр) и у 8 — гиперметро-пия, гиперметропический и миопический астигматизм.

Основная цель упражнений в нашем эксперименте—профилактическая. Учитывая положительный эффект лечения спазмов аккомодации с помощью оптических стекол (А. И. Дашевский и Е. И. Кузина) или специальных упражнений (Э. С. Аветисов и К. А. Мац), мы считали, что выполнение подобных упражнений во время учебных и других занятий всеми школьниками, особенно в период увеличения объема занятий с использованием зрения вблизи, обеспечит улучшение деятельного состояния аккомодации, предупредит возникновение изменений, свойственных усилению рефракции глаз небольшой степени.

Упражнения в виде энергичных переводов взгляда с близкого объекта на удаленный, с удаленного на близкий и т. д. предлагалось выполнять в течение 1/2—1 мин в середине каждого урока в школе и через каждые 20— 25 мин при выполнении домашних заданий и других работ вблизи (чтение, занятия музыкой и др.). Условия выполнения упражнений (по Аветисову — Мацу, тренировки с меткой на оконном стекле), необходимость соблюдения принципов постепенности и систематичности, а также положительное влияние упражнений на состояние зрения разъясняли учащимся, учителям и родителям.

В середине и конце учебного года у всех учащихся 5-х классов исследовано время аккомодации для зрения вдаль. В качестве положительных изменений принимали повышение активности этой функции — уменьшение времени ее осуществления на 0,05 с и более. В конце учебного года выяснилось, что только 51 школьник из 75 выполняли упражнения систематически, в том числе и 18 учащихся с остротой зрения 0,7 и ниже, остальные этого не делали или выполняли упражнения нерегулярно (24 ученика, в том числе 7 с остротой зрения 0,7 и ниже). Сравнительно низкий процент выполнявших упражнения среди детей с полноценным зрением (64,7%) объясняется,

Таблица 1

Активность аккомодации для зрения вдаль у школьников 5-х классов, выполнявших

и невыполнявших упражнения (в с)

Школьники Середина учебного года Конец учебного года Р

« х±т о п х±т о

С остротой зрения 0,8

и выше 50 0,347+0,009 0,064 48* 0,327+0,009 0,063 >0,05

выполнявшие уп-

ражнения 35 0,343+0,011 0,064 33 0,320+0,009 0,050 >0,05

не выполнявшие

упражнения 15 0,349 +0,022 0,081 15 0,341+0,020 0,072 >0,05

С остротой зрения 0,7 >0,05

и ниже 25 0,406+0,014 0,068 25 0,370+0,017 0,084

выполнявшие уп-

ражнения 18 0,403+0,018 0,074 18 0,343+0,015 0,063 <0,05

не выполнявшие

упражнения 7 0,414+0,037 0,092 7 0,452+0,034 0,085 >0,05

Примечание. Звездочка — число учащихся, оставшееся к концу учебного года.

очевидно, тем, что они, обладая высокой остротой зрения, не испытывали в этом прямой необходимости. Кроме того, отдельные школьники жаловались, что после выполнения упражнений они чувствовали боль в висках или переносице, что и вынудило их отказаться от упражнений (не соблюдались постепенность и систематичность).

Результаты исследования активности аккомодативной функции для зрения вдаль под влиянием упражнений с рассматриванием разноудаленных объектов (табл. 1) свидетельствуют о том, что у большинства школьников, кроме плохо видящих не выполнявших упражнений, за истекшие З1/2— 4 мес второй половины учебного года функция аккомодации несколько улучшилась, однако вероятность установленных различий невысока.

Разное число выполнявших упражнения в группах детей с высокой и пониженной остротой зрения, отсутствие достоверных различий в установленных показателях побудило нас использовать метод оценки альтернативы, определения критерия соответствия (х2)- Этот метод при равном числе степеней свободы (четырехпольные таблицы, У=1) элиминирует различия в числе наблюдаемых и позволяет объективно судить о взаимообусловленности изучаемых явлений.

Обобщая данные табл. 2, мы отметили, что у большинства детей — и плохо видящих и с полноценным зрением — за период их наблюдения функция аккомодации для зрения вдаль улучшилась (соответственно у 64,0 и 60,4%), причем среди выполнявших упражнения сравнительно чаще (77,8 и 69,7%), чем среди не выполнявших упражнений (28,6 и 40,0%).

Таблица 2

Влияние упражнений с рассматриванием разноудаленных объектов на активность аккомодации вдаль у школьников (определение х2)

Острота зрения 0,8 и выше Острота зрения 0,7 и ниже

Школьники число улучшение функции без изменений число улучшение функции без изые-нениП

Выполнявшие упражнения 33 23 10 18 14 4

Не выполнявшие упражнения 15 6 9 7 2 < 5

Всего. . . 48 29 25 16 9

Разумеется, что вычисление процентных отношений для приведенных данных ье совсем оправдано, однако уже при таком анализе материала мы убеждаемся в том, что упражнения обеспечивают улучшение функции аккомодации и в большей мере при пониженной остроте зрения. Последующий анализ величин критерия соответствия убедительно подтверждает этот вывод (критическое значение х2 при вероятности случайного менее 0,05 равно 3,84).

(23-9 — 10-6)2-48 (14-5 4-2)*-25 *2 = 33-15-29-19- =3,80;Х*=-,8.7.,6.9 =5,30

Убедительным доказательством положительного влияния упражнений на состояние аккомодации при слабой миопии (возможной аккомодативной псевдомиопии) является и то, что у 14 из 18 учащихся с пониженной остротой зрения, выполнявших упражнения, время аккомодации вдаль к концу года достоверно сократилось (Р<с0,05), причем у 4 из них на 0,1 с и более; у школьников с остротой зрения 0,8 и выше (у 23 из 33 выполнявших упражнения) этот показатель уменьшился сравнительно мало — на 0,05—0,1 с.

Соответствующий анализ данных об остроте зрения и рефракции глаз у находившихся под нашим наблюдением школьников в середине и конце учебного года свидетельствует о том, что наряду с улучшением функционального состояния аккомодации упражнения с рассматриванием разноудаленных объектов способствуют ослаблению рефракции (особенно при миопии до 2,0 дптр) и повышению остроты зрения. Так, из 17 школьников с выявленной миопией у 9 рефракция стала эмметропической и гиперметропиче-ской. Соответственно улучшились и показатели остроты зрения.

Приведенные материалы убедительно свидетельствуют о том, что начальные проявления близорукости у школьников имеют функциональный характер и, следовательно, обратимы. Высокая терапевтическая эффективность подобных упражнений с целью увеличения резервов аккомодации при псевдомиопии и миопии слабых и средних степеней подтверждена и в других наблюдениях (Я- Б. Имас; Э. С. Аветисов и Н. И. Лохтина; В. В. Волков, и др.).

Таким образом, полученные данные позволяют нам совершенно по-новому подойти к вопросам обоснования гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение начальных процессов усиления рефракции глаз. Установленное нами совершенствование зрительных функций у школьников, выполнявших упражнения с рассматриванием разноудаленных объектов, позволяет считать, что подобные упражнения в режиме занятий всех учащихся наряду с ограничением длительности однообразных работ вблизи, чередованием их с другими (при соблюдении требований к условиям учебных занятий) являются эффективными гигиеническими мероприятиями по предупреждению развития близорукости слабых степеней.

Как указывалось ранее, частота выявленной близорукости обусловлена преимущественно длительностью (интенсивностью) зрительных работ вблизи, поэтому недостаточное освещение рабочих мест в классах и дома, малое расстояние от объекта зрения до глаз, мелкий шрифт учебников следует рассматривать как условия, которые усугубляют данный фактор.

ЛИТЕРАТУРА. Аветисов Э. С. — «Вести, офгальмол.», 1966, № 6» с. 3—11. — Аветисов Э. С., Мац К. А. — В кн.: Материалы Научной конференции по вопросам профилактики, патогенеза и лечения заболеваний органа зрения у детей М., 1971, с. 60—63. — А в е т и с о в Э. С., Лохтина Н. И. — Тезисы докладов 1-й Всесоюзной конференции по вопросам детской офтальмологии. Ч. 1. М., 1976, с. 84— 90. — В о л к о в В. В. — Там же, с. 102—104. —ДашевскийА. И., Кузина Е. И. — В кн.: Материалы 3-го Всесоюзного съезда офтальмологов. Т. 2. М., 1966, с. 74—76. — И м а с Я. Б. — «Офгальмол. ж.», 1974, №4, с. 265—266. — С ы " ч е в А. А. — «Вестн. офгальмол.», 1971, № 4, с. 54—58.

Поступила 9/ХП 1976 г.

HYGIENIC MEASURES FOR PREVENTING THE DEVELOPMENT OF MYOPIA

IN SCHOOLCHILDREN

A. A. Sychev

Regular training of vision by examining the objects placed at different distances in the regimen of the 5th grade classes for a period of 1/2 to 1 min in the middle of every lesson and every 20 to 25 min in the course of homework provides improvement of the accomodation activity and visual acuity into the distance, especially in schoolchildren with a low visual acuity.

УДК 616-008.927.9-02:[бН.876:611.77

М. А. Ходырева, Р. Я■ Ситько, А. В. Симаков, Н. А. Андреева

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ а-ИЗЛУЧАТЕЛЕЙ В КОЖЕ И ОРГАНИЗМЕ ПРИ РАЗНЫХ ВИДАХ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Целью настоящей работы являлось изучение величины проникновения и характера распределения г10Ро и 2 трансурановых элементов (241Ат и 237Ыр) для разных видов загрязнения: при нанесении на кожу сухих солей радионуклидов и их азотнокислых растворов (капельное загрязнение).

В доступной литературе мы не нашли сведений о закономерностях поведения в организме таких наиболее радиотоксичных а-излучателей, как 210Ро, 241Ат и 23 7Ыр после загрязнения кожи их сухими солями.

Опыты выполнены на поросятах 4—6-недельного возраста, кожа которых по морфологическому строению и функциональным особенностям близка к коже человека (Д. П. Осанов; Т^еаг, и др.). Щетину с кожи животных удаляли за сутки до начала опытов ножницами и электробритвой. Участки аппликационного поля отмечали специальным штемпелем. В опытах с сухими азотнокислыми солями радионуклидов сухое загрязнение имитировали путем переноса активности с 10 подложек (площадью 10 см2 каждая) на кожу. Предварительно на каждую подложку наносили азотнокислые растворы радионуклидов активностью от 10 до 100 мкКи при 210Ро и ^Ат и 2 мкКи при 23 7Ыр, оставляли до высыхания, после чего переносили на кожу легкими вращениями в течение 30 с. Уровень переноса активности с подложек на кожу для 210Ро и 241Ат составлял 30—50 %, для 237Ыр— 10% от исходного уровня на подложке. Время контакта (/„) нуклидов с кожей равнялось 6 ч, как время, характерное для профессиональных условий работы. В опытах с капельным загрязнением водные азотнокислые растворы 210Ро, 241Ат и 237Ыр в объеме 0,9 мл (на каждое животное) при рН 1 наносили на 100 см2 кожи из расчета 1—3 мкКи/см2 для 210Ро и М1Аш и 0,2 мкКи/см2 для 237Ыр. В разных сериях опытов на каждую экспериментальную точку брали не менее 3 животных. На время экспозиции их фиксировали в специальных станках. После умерщвления животных кожу опытных участков иссекали, нарезали на замораживающем микротоме в виде горизонтальных срезов толщиной 20±3 мкм и подвергали радиометрическому исследованию.

Таблица 1

Параметры М и С (tK — 6 ч)

Радионуклид Вид загрязнения М,, мкм 1 С„ % М„ мкм 1 С,. %

241 Am Раствор 0,02+0,004 99,4 0,001+0,001 0,6

Сухое контактное 0,025+0,003 99,8 0,0011+0,0005 0,2

23'Np Раствор 0,02+0,008 99,6 0,0019+0.001 0,4

Сухое контактное 0,023+0,0025 98,6 0,003+0.001 1,4

2ioPo Раствор 0,02+0,0035 99,8 0,0018+0,002 0.2

Сухое контактное 0,022+0,004 99,6 0,0017+0,0008 0,4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.