Научная статья на тему 'Состояние здоровья студенческой молодежи по данным комплексного медицинского осмотра'

Состояние здоровья студенческой молодежи по данным комплексного медицинского осмотра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
319
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / КОМПЛЕКСНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / HEALTH OF STUDENTS / COMPLEX MEDICAL EXAMINATION / SPECIAL MEDICAL GROUP / SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тихонова О.А., Сорокина Е.А., Путренков К.А.

Проведен анализ состояния здоровья студентов I-II курсов СГМУ по данным комплексного медицинского осмотра. Оценивали функциональные возможности занимающихся по курсу физического воспитания. Проведен анализ динамики состояния здоровья и выполнено распределение студентов в медицинские группы. Выявлено ежегодное увеличение количества студентов, относящихся к специальной медицинской группе. Наиболее частыми причинами перевода в данную группу являются заболевания органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы. В связи с этим предлагается внедрять технологии формирования культуры здорового образа жизни для всех студентов, в том числе и для специальной медицинской группы с учётом их индивидуальных особенностей и потребностей, включающие реализацию диагностического, консультативного, лечебного, реабилитационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тихонова О.А., Сорокина Е.А., Путренков К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH STATUS OF STUDENTS ACCORDING TO COMPEX MEDICAL EXAMINATION

The analysis of the health status of I-II year students of our university was carried out according to the complex medical examination. We studied dynamics of the health status and put all students in 3 medical groups for physical education classes. An increased number of students in special medical group because of different diseases of eyes, cardio-vascular system and musculoskeletal system was observed. So we recommend to promote healthy lifestyle for all students considerin their individual characteristics.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья студенческой молодежи по данным комплексного медицинского осмотра»

широкого внедрения в клинической практике.

Литература

1. Лабинская А.С., Костюкова Н.Н., Иванова С.М. Руководство по медицинской микробиологии. Частная медицинская микробиология и этиологическая диагностика инфекций. Книга 2. - М.: БИНОМ, 2010. - 1152 с.

2. Лазебник Л.Б. и др. Helicobacter pylori: распространенность, диагностика, лечение // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. -2010. - № 2. - С. 3-7.

УДК 615.825:378.180.6+614.2:378.17+613.72

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ДАННЫМ КОМПЛЕКСНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА Тихонова О.А., Сорокина Е.А., Путренков К.А. Научный руководитель - к.м.н., доцент Охапкина Л.П.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

olya.tikhonova.sm@gmail.com - Тихонова Ольга Андреевна

Резюме. Проведен анализ состояния здоровья студентов I-II курсов СГМУ по данным комплексного медицинского осмотра. Оценивали функциональные возможности занимающихся по курсу физического воспитания. Проведен анализ динамики состояния здоровья и выполнено распределение студентов в медицинские группы. Выявлено ежегодное увеличение количества студентов, относящихся к специальной медицинской группе. Наиболее частыми причинами перевода в данную группу являются заболевания органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы. В связи с этим предлагается внедрять технологии формирования культуры здорового образа жизни для всех студентов, в том числе и для специальной медицинской группы с учётом их индивидуальных особенностей и потребностей, включающие реализацию диагностического, консультативного, лечебного, реабилитационного потенциала.

Ключевые слова: здоровье студенческой молодежи, комплексный медицинский осмотр, специальная медицинская группа, физкультурно-оздоровительная работа.

HEALTH STATUS OF STUDENTS ACCORDING TO COMPEX MEDICAL EXAMINATION

Tikhonova O.A., Sorokina E.A., Putrenkov K.A.

Scientific advisor — Associate Professor Okhapkina L.P., Candidate of Medicine

Smolensk State Medical University, 28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia Abstract: The analysis of the health status of I-II year students of our university was carried out according to the complex medical examination. We studied dynamics of the health status and put all students in 3 medical groups for physical education classes. An increased number of students in special medical group because of different diseases of eyes, cardio-vascular system and musculoskeletal system was observed. So we recommend to promote healthy lifestyle for all students considerin their individual characteristics.

Key words: health of students, complex medical examination, special medical group, sports and recreation activities.

Введение. На протяжении последних десятилетий отмечена тревожная тенденция ухудшения физической подготовленности учащейся молодежи. Основной причиной

создавшегося положения является

ухудшение экологии, неправильный образ жизни, низкий уровень санитарно-гигиенической культуры, а также дефицит двигательной активности студентов на протяжении всего периода обучения в образовательных учреждениях. Он также

обусловлен несовершенством

действующих программ по физическому воспитанию и недостаточным уровнем культуры здорового образа жизни [2].

По данным Минздрава России, лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40 % - хронические заболевания. Отмечается рост числа студентов, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ) и временно освобожденных от практических занятий по физическому воспитанию [1]. Как правило, занятия в этих группах должны способствовать укреплению здоровья, вовлечению ослабленных в физическом отношении учащихся в активные занятия физической культурой, пропаганде здорового образа жизни.

Цель исследования: провести анализ уровня здоровья студентов 1-11 курсов СГМУ; определить динамику распределения студентов в основную, подготовительную и СМГ; определить изменения функциональных возможностей занимающихся по курсу физического воспитания.

Впервые нами был проведен анализ динамики распределения студентов в специальную медицинскую группу за последние 15 лет.

Методика. Проведен комплексный медицинский осмотр 1156 студентов 1-2 курса СГМУ. Дана оценка их физического развития с помощью антропометрического обследования в полном объеме по общепринятой методике (определение показателей роста, веса, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), становой силы, динамометрии правой и левой кисти). Врачебная комиссия в составе терапевтов, дерматовенеролога, окулиста,

оториноларинголога, нарколога,

гинеколога, хирурга-ортопеда оценивала состояния здоровья учащихся. Для уточнения диагноза были проведены ЭКГ, рентгенография органов грудной клетки и другие исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Медицинскую комиссию в 2015-2016 учебном году прошли 98%

студентов I курса всех факультетов, и 87% студентов II курса.

Среди студентов I курса в основную группу были распределены 33,8% студентов, в подготовительную - 45,1%, а в СМГ - 18,1% студентов. Необходимо отметить отрицательную динамику по сравнению с показателями прошлых лет: так в 2000 г. в СМГ были направлены 16,1% студентов, 2006 г. - 15,5%.

Наибольший процент попавших в СМГ на I курсе оказался среди студентов фармацевтического факультета (37,5%) и факультета клинической психологии (28,6%), наименьший - среди будущих социальных работников (10%). Процент студентов в СМГ от остальных факультетов был примерно одинаковым: 16% студентов лечебного факультета, 17,3% студентов педиатрического и 17,4% студентов стоматологического

факультетов.

Сравнение количества студентов, занимающихся в СМГ, на 1 -м и 2-м курсах выявило отрицательную динамику для следующих факультетов: общее количество студентов в СМГ на 2-м курсе увеличилось до 19,2%; среди студентов лечебного факультета данный показатель возрос до 21%, для педиатрического - до 20,1%, факультета клинической психологии - до 50%. В то время как положительная динамика в виде снижения количества студентов в СМГ была отмечена для студентов

стоматологического (14%),

фармацевтического (18,2%) и факультета социальной работы (8,3%).

Рассматривая структуру

заболеваемости студентов I курса, стоит отметить, что на всех факультетах превалируют заболевания органов зрения (53,4%). Поражение опорно-двигательного аппарата (ОДА) и сколиоз лидируют на стоматологическом и фармацевтическом факультетах (41,2, 11,8 и 35,7, 50% соответственно).

На лечебном факультете часто встречается вегето-сосудистая дистония (ВСД) (31,6%) и заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) (26,3%). На педиатрическом и стоматологическом

соответственно - ВСД (34,6% и 29,4%) и заболевания сердечно-сосудистой системы (23% и 29,4%). На фармацевтическом -заболевания сердечно-сосудистой системы (ССС) и ЖКТ составили по 35,7%. На факультете социальных работников у 100% была выявлена патология ЖКТ и ВСД.

Интересным фактом явилось то, что почти у 3% студентов из СМГ была выявлена артериальная гипертензия «белых халатов».

Структура заболеваемости на 2-м курсе оказалась следующей. Также на всех факультетах лидировали заболевания органов зрения (54,6%). Причем на педиатрическом факультете данная патология составила 87%, а на факультете клинической психологии - 80%.

На лечебном факультете чаще встречались патология ССС (25,5%) и ОДА (27,7%). На педиатрическом лидировала ВСД (26,1%), у 13% студентов были выявлены гематологические заболевания. На фармацевтическом факультете ВСД и патология ОДА составили по 33,3%. Среди студентов стоматологического факультета чаще выявлены заболевания мочевыводящей системы (38,9%) и поражения ОДА и ЖКТ (по 27,8%). На факультете социальной работы у 100% студентов была зарегистрирована патология

мочевыделительной системы. У студенток II курса факультета клинической психологии отмечено резкое увеличение количества заболеваний

гинекологического профиля (40%).

При анализе динамики

распределения студентов в СМГ было отмечено, что за учебный 2015-16 год из основной группы здоровья в специальную врачами переведено 2% студентов. Причиной послужили: у 50% з- аболевания ССС, включая ВСД, заболевания мочевыделительной системы (25% случаев) и ОДА (25% случаев).

Из подготовительной группы и специальную медицинскую группу перешли 6,7% студентов вследствие

появления заболеваний ОДА (23,5%), заболеваний органов зрения (17,6%). С одинаковой частотой (11,8%)

фиксировались заболевания ЖКТ, ССС, ВСД, эндокринная и неврологическая патология.

Но была и положительная динамика: в подготовительную группу были перераспределены 4% студентов, прежде находившихся в СМГ с патологией ОДА (50% переведенных студентов), заболеваниями ЖКТ и ССС (по 25%).

Заключение. Количество

студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с каждым годом увеличивается. Увеличивается количество как впервые распределенных в СМГ студентов, так и перераспределенных в нее из других групп в течение учебного года. В связи с этим необходимо рекомендовать правильно организовать реабилитацию студентов, находящихся в СМГ. Для этого необходимо проводить физкультурно-оздоровительную работу, разработать специальную программу формирования культуры здорового образа жизни студентов, в содержание которой целесообразно ввести блоки, связанные с нозологическими особенностями

хронических заболеваний и отклонений в состоянии здоровья обучающихся; применять технологии формирования культуры здорового образа жизни студентов СМГ с учётом их индивидуальных особенностей и потребностей, включающие реализацию диагностического, консультативного,

лечебного, реабилитационного и оценочного этапов.

Все это может стать основой рациональной организации двигательного режима студентов, способствовать физическому развитию и улучшению двигательной подготовленности студентов всех факультетов, позволит повысить адаптивные возможности организма, физическую работоспособность, а значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья студентов, улучшению качества жизни.

Литература

1. Горячева А.А. Анализ состояния здоровья, физического развития и факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у лиц молодого возраста // Материалы научно-практич. конференции «Проблемы здоровья человека в современных условиях». - Смоленск, 2014. - С. 146-147.

2. Дидур М.Д., Поляев Б.А., Лапин А.Ю. Допуск к физкультурным и спортивным мероприятиям: медицинские и правовые аспекты регулирования // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2015. - №4. - С. 4-13.

УДК 616-006-053.2-085:614.211

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕЙ Токина В.А., Ускова К.С.

Научный руководитель - д.ф.н., профессор Чижова В.М.

Волгоградский государственный медицинский университет, Россия, , 400131, Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1

Tokina.valerya@yandex.ru - Токина Валерия Алексеевна

Резюме. Проведено исследование участниками, которого стали дети-добровольцы, находящиеся на лечении в онкогематологическом центре г. Волгограда, а также и их родители. В ходе исследования была апробирована сказкотерапия как разновидность технологий медико-социальной реабилитации. Сказкотерапия первоначально разрабатывалась и нашла свое применение в психологии, однако мы применили ее в рамках медико-социальной реабилитации. По результатам полученных в ходе исследования, можно утверждать, что эффективность применения сказкотерапии с детьми, страдающими онкогематологическими заболеваниями, заключается в вовлеченности детей в творческий процесс, в ходе которого наблюдалось снижение социально-психологическая напряженность в детско-родительских отношениях.

Ключевые слова: сказкотерапия, медико-социальная реабилитация, качество жизни, онкогематология.

FAIRY TALES AS A KIND OF TECHNIQUES OF MEDICAL SOCIAL REHABILITATION OF CANCER CHILDREN Tokina V.A. Uskova K.S.

Scientific advisor — Professor V.M. Chizhova, Doctor of Philosophy

Volgograd State Medical University, 1, Pavshikh Boitsov sq., Volgograd, 400131, Russia Abstract. The performed study included participants, who were both children treated in Oncology and Hematology center of Volgograd and their parents. Fairy tales as a variety of medical and social rehabilitation techniques were the method to be approved. Fairytale was originally developed and found its use in psychology, but we used it as a part of medico-social rehabilitation. Based on the results obtained during the study, it can be stated that the effectiveness of telling fairy tales to children suffering from hematological malignancies, was the involvement of children in the creative process, during which there was a decline of socio-psychological tension in the child-parent relationship.

Key words: fairytale, medical and social rehabilitation, quality of life, oncology.

Введение. В современном мире возрос интерес к проблеме помощи детям с онкологическими заболеваниями.

Проблемы потенциальных возможностей детей с онкологическими заболеваниями

приобретают социальную значимость, исследуются разнообразные стороны интеграции детей с онкологическими заболеваниями в общество,

разрабатываются различные методики и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.