Научная статья на тему 'Исследование самооценки здоровья и показателей иммунитета студенток медицинского вуза'

Исследование самооценки здоровья и показателей иммунитета студенток медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
312
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ / ИММУНИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бянкина Лариса Владимировна, Изотова Виктория Михайловна, Кириллова Наталья Петровна, Кириллов Святослав Васильевич

В настоящее время в вузах России, в том числе, и в медицинских обучается достаточно большое количество студентов, относящихся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Для будущих врачей, чья профессия связана с восстановлением здоровья пациентов, важность собственного здоровья должна быть неоспоримой. В статье проведен сравнительный анализ самооценки физического, психического и социального благополучия студенток медицинского вуза основной и специальной медицинских групп. Также были исследованы показатели гуморального иммунитета, как объективные показатели здоровья. Одной из задач проводимого исследования явилось обнаружение значимых связей между показателями гуморального иммунитета и восьми шкал самооценки здоровья. В процессе исследования получены выводы об особенностях самооценки здоровья студентками, а также о связи самооценки здоровья и показателями гуморального иммунитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бянкина Лариса Владимировна, Изотова Виктория Михайловна, Кириллова Наталья Петровна, Кириллов Святослав Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of health self-estimation and the immune system indicators of the medical school female students

Nowadays in higher education institutions of Russia, including the medical, rather big number of the students belonging by the state of health to the special medical group is trained. For future doctors, whose profession is connected with recovery of patients health, the importance of own health has to be indisputable. In article, the comparative analysis of self-assessment of physical, mental and social wellbeing of students of medical school of the main and special medical groups has been carried out. In addition, the indicators of humoral immunity, as objective indicators of health have been investigated. One of aims of the conducted research was detection of significant correlations between the indicators of humoral immunity and eight scales of health self-assessment. In the course of research, conclusions about features of students health self-assessment, and also correlation of health self-assessment and indicators of humoral immunity have been received.

Текст научной работы на тему «Исследование самооценки здоровья и показателей иммунитета студенток медицинского вуза»

морфофункциональные различия как между индивидуумами одного пола, так и между полами. Для юных танцоров характерно пониженное жироотложение, тонкокостность, вытянутость тела и его сегментов, высокие показатели равновесия и вестибулярной устойчивости. Применение индивидуально-типологического подхода, включающего определение и учет соматотипа, показателей равновесия и вестибулярной устойчивости целесообразно использовать при построении тренировочного процесса юных танцоров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцев, А. А. Биологическое обоснование концепции развития компонентов подготовленности под влиянием соматотипоспецифических изменений растущего организма спортсменок командно-игровых видов : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Зайцев А.А. - М., 2006. -46 с.

2. Лукьянова, Е.М. Медицинские и педагогические аспекты проблемы сохранения здоровья детей / Е. М. Лукьянова // Международный медицинский журнал. - 2003. - Т. 9. - № 3. -С. 6-9.

3. Лысов, П.К. Соматометрические критерии оценки спортивной перспективности фигуристов / П.К. Лысов, И.А. Лысова // Морфология. - 2006. - № 4. - С. 77.

4. Лысова, И.А. Повышение эффективности контроля физической подготовленности школьников / И.А. Лысова, Е.В. Мухина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 4. - С. 43-45.

5. Carter, J.E.L. The heath-carter anthropometric somatotype-instruction manual. San Diego, 2002 [Электронный ресурс] // URL : http://www.somatotype.org/Heath-CarterManual.pdf. - Дата обращения 22.12.2003.

REFERENCES

1. Zaytsev, A.A. (2006), Biological justification of the concept of development components of readiness under the influence of somatotipospetsifical changes of the growing organism of athletes in command-game types, dissertation, Moscow.

2. Lukyanova, E.M. (2003), “Medical and pedagogical aspects of the problem of preserving the health of children”, International Journal of Medicine, Vol. 9, No. 3, pp. 6-9.

3. Lysov, P.K and Lysova, I.A. (2006), “Somatometric criteria for evaluating the preparedness of sport skaters”, Morphology, Moscow, No 4, p. 77.

4. Lysova, I.A. and Mukhina E.V. (2005), “Efficiency increase of monitoring of the physical preparedness of students“, Physical culture: education, formation and training, Moscow, No 4, pp. 43-45.

5. Carter, J.E.L. (2002), The heath-carter anthropometric somatotype-instruction manual, San Diego, available at: http://www.somatotype.org/Heath-CarterManual.pdf (accessed 22 December 2013)

Контактная информация: leshkaaa88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.12.2013.

УДК 378/ 612.017.1/ 314: 330.12

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИММУНИТЕТА СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК); Виктория Михайловна Изотова, старший преподаватель, Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ); Наталья Петровна Кириллова, кандидат медицинских наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК); Святослав Васильевич Кириллов, кандидат медицинских наук, доцент, Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ), Хабаровск

Аннотация

В настоящее время в вузах России, в том числе, и в медицинских обучается достаточно большое количество студентов, относящихся по состоянию здоровья к специальной медицинской

группе. Для будущих врачей, чья профессия связана с восстановлением здоровья пациентов, важность собственного здоровья должна быть неоспоримой. В статье проведен сравнительный анализ самооценки физического, психического и социального благополучия студенток медицинского вуза основной и специальной медицинских групп. Также были исследованы показатели гуморального иммунитета, как объективные показатели здоровья. Одной из задач проводимого исследования явилось обнаружение значимых связей между показателями гуморального иммунитета и восьми шкал самооценки здоровья. В процессе исследования получены выводы об особенностях самооценки здоровья студентками, а также о связи самооценки здоровья и показателями гуморального иммунитета.

Ключевые слова: студентки медицинского вуза, самооценка здоровья, иммунитет.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p47-52

RESEARCH OF HEALTH SELF-ESTIMATION AND THE IMMUNE SYSTEM INDICATORS OF THE MEDICAL SCHOOL FEMALE STUDENTS

Larisa Vladimirovna Byankina, the candidate of pedagogical sciences, professor, Far East State Academy of Physical Culture, Khabarovsk; Victoria Mikhaelovna Izotova, the senior teacher; Far East State Medical University, Khabarovsk; Natalya Petrovna Kirillova, the candidate of medical sciences, senior lecturer; Far East State Academy of Physical Culture, Khabarovsk; Svyatoslav Vasilyevich Kirillov, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Far East State Medical University, Khabarovsk

Annotation

Nowadays in higher education institutions of Russia, including the medical, rather big number of the students belonging by the state of health to the special medical group is trained. For future doctors, whose profession is connected with recovery of patients health, the importance of own health has to be indisputable. In article, the comparative analysis of self-assessment of physical, mental and social wellbeing of students of medical school of the main and special medical groups has been carried out. In addition, the indicators of humoral immunity, as objective indicators of health have been investigated. One of aims of the conducted research was detection of significant correlations between the indicators of humoral immunity and eight scales of health self-assessment. In the course of research, conclusions about features of students health self-assessment, and also correlation of health self-assessment and indicators of humoral immunity have been received.

Keywords: medical school students, health self-assessment, immunity.

ВВЕДЕНИЕ

Преподавание физического воспитания в медицинских вузах значительно отличается от преподавания в других профессиональных учебных заведениях, поскольку студент осваивает этот предмет не только для своего оздоровления, но и для того, чтобы затем использовать их для первичной и вторичной профилактики, а также для реабилитации больных. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения для медицинских и фармацевтических вузов наряду с традиционными разделами дисциплины предполагают освоение студентами современных оздоровительных дыхательных и двигательных систем, а также нетрадиционных методов физического воспитания, таких как аутогенная тренировка, функциональная музыка, релаксационная гимнастика и др. Знания, полученные в вузе, помогут студентам с помощью средств физической культуры поддерживать здоровье и восстанавливать организм, в котором уже появились функциональные отклонения немедикаментозными средствами. Мнение человека в белом халате является решающим и поэтому очень важно, чтобы каждый врач активно использовал в своей практике средства физической культуры для профилактики заболеваний и активно пропагандировал их своим пациентам.

Вместе с тем в медицинских вузах значительная доля студентов относится к специальной медицинской группе. Так анализ данных комплексных медицинских осмотров

показал, что в 2009 учебном году доля таких студентов составляла 13,8% (304 человека) от всех обучающихся, а в 2012 - 25% (396 человек) от общего количества студентов с 1 по 4 курс. Нередки случаи, когда студенты, отнесенные по результатам первого медицинского осмотра к основной медицинской группе, впоследствии переходят в специальную группу, при этом случаи «обратной миграции», по нашим наблюдениям, единичны.

По данным Костаковой Т.А. (2011) в период с 2005 по 2010 гг. в ГОУ ВПО ДВГМУ к I группе здоровья было отнесено 18,35% от общего количества первокурсников, прошедших медицинский осмотр, ко II группе - 49,16%, к III группе - 32,49%.

Среди первокурсников было отмечено значительное количество обучающихся с наличием хронических заболеваний (33,5%), причем, удельный вес здоровых юношей (22,17%) был достоверно выше, чем у девушек (14,53%). Показатель заболеваемости среди девушек на первом курсе (109,8%) выше, чем среди юношей (37,5%) [3].

Анализ документальных данных, показал, что с 2005 по 2010 гг. в ГОУ ВПО ДВГМУ были зачислены студенты с различной патологией, при наличии которой обучение в предыдущие годы было бы невозможным, исходя из Приказа Минздрава СССР и Минобразования СССР № 542/464 от 26.05.76г., в настоящее время не действующего.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что будущие врачи не совсем здоровы сами, что существенным образом сказывается на качестве жизни в целом и профессиональной и учебной деятельности, в частности. Однако, остается неизвестным насколько сами студенты-медики осознают степень своего здоровья (нездоровья) и в каких конкретно параметрах это проявляется.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для решения данной задачи нами были проведены исследования самооценки здоровья студентками основных и специальных медицинских групп ГБОУ ВПО ДВГМУ, а также подтверждение субъективных данных объективными методом - исследованием показателей гуморального иммунитета: титра лизоцима, реакции иммуноприлипания и концентрация иммуноглобулина типа А. Данные методики были использованы как одни из самых доступных в массовом обследовании. Для самооценки здоровья нами использовалась методика "SF-36 Health Status Survey", относящаяся к неспецифическим опросникам для оценки качества жизни. Вопросы анкеты сгруппированы в восемь шкал, показатели которых варьируют от 0 до 100 баллов: физическое функционирование (PF), ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (RP), интенсивность боли (BP), общее состояние здоровья (GH), жизненная активность (VT), социальное функционирование (SF), ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (RE), психическое здоровье (МН).

Материалом для данной работы явилось обследование 186 человек, среди которых были студентки с 1 по 3 курс стоматологического, лечебного и фармацевтического факультетов. При этом 123 студентки занимались в основной группе и у 63 человек проходили учебные занятий в специальной медицинской группе. Параллельно с данными исследованиями было проведено определение гуморального иммунитета. Показатели гуморального иммунитета были получены у 56 человек, участвовавших в анкетировании SF-36. Из них 38 человек - занимались в основной медицинская группа (ОМГ) и 18 - в специальной медицинской группе (СМГ). На момент проведения обследования отмечены заболевания ОРЗ у 9 лиц в специальной группе и у 4 человек в основной группе.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Целью нашего исследования явилось изучение самооценки состояния своего здоровья (нездоровья) у студенток медицинского вуза, относящихся к основной и специальной медицинским группам, как субъективного показателя и сравнение полученных данных с показателями гуморального иммунитета. Первоначально предполагалось, что дан-

ные шкал опросника и показатели иммунитета, получаемые в лабораторных условиях, должны показать значимые корреляционные связи, поскольку субъективные ощущения человека в целом отражают состояние его здоровья.

Данные, полученные в результате проведения опросника 8Г-36, представлены на рисунке 1. Давая общую характеристику показателей шкал опросника можно сказать, что они имеют общие тенденции у студенток обеих выделенных нами групп, как в шкалах, отражающих состояние физического здоровья, так и психического (социального) (в данном опроснике оно выражается как душевное благополучие). Максимальные показатели физического функционирования студенток основной медицинской группы (ОМГ) на 12% больше, чем у студенток специальной медицинской группы (СМГ), хотя показатели менее чем 50 баллов не встречены ни у одной из респонденток.

РБ

ЯР

ВР

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

100%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0% -

СМГ

170 и < 171-81

ОМГ □ 81-90 □ 91-100

СМГ

125 150

ОМГ □ 75 П100

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

СМГ

125 И 50

ОМГ □ 75 П100

ОН

смг ОМГ

125 И< ■ 30-35 ■ 40-45 П 50-55 Пб0и>

УТ

ЯЕ

100%

1 ппо/.

Л ппо/.

МН

Л ппо/.

смг

112,5-25 ■ 37,5-50

ОМГ смг ОМГ

□ 62,5-75 □ 87,5-100 120и< 125-35 1 40-55 □ 60-75 □

ОМГ 7 П100

СМГ ОМГ

120 И < 124-36 И 40-56 □ 60-76 П80и>

Рис. 1 Сравнительные показатели самооценки здоровья студенток основной и специальной медицинских групп по показателям шкал опросника ББ-Зб.

Вполне ожидаемым оказался показатель, отражающий интенсивность боли: у 50% респонденток ОМГ боль не оказывает влияния на повседневную деятельность, в то время как у студенток СМГ данный показатель — 40 %. В то же время 7,5% студенток ОМГ весьма низко оценивают (25 и менее баллов) общее состояние здоровья.

Показатели же душевного благополучия (психического здоровья) не имеют столь однозначной зависимости от принадлежности студенток к основной и специальной ме-

дицинских групп. Мы объясняем данный факт тем, что, либо студентки СМГ вполне психологически адаптированы к своему заболеванию, и оно не мешает их социальному функционированию, либо состояние студенток ОМГ отражает их большую загруженность, что сказывается на их эмоциональном состоянии. Особую тревогу вызывает то, что по показателям жизненной активности, отражающих ощущение себя полным сил и энергии, ни одна из опрошенных студенток не набрала более 75 баллов из ста. Таким образом, проведенное исследование наглядно демонстрирует достаточно низкий уровень здоровья студенток по показателям самооценки.

Второй частью нашего исследование было изучение показателей иммунитета у студенток ДВГМУ на фоне их учебных занятий общей физической культурой. Иммунная система наиболее тонко отражает воздействие различных внешних факторов на организм человека. В связи с этим, проблемам нарушения иммунологического статуса организма посвящено значительное количество научных исследований [1, 4]. Современные исследования свидетельствуют, что наиболее интересным и малоизученным аспектом современной иммунологии является изучение взаимосвязи иммунологических расстройств и общего соматического и психического здоровья организма человека [2].

200

180

160

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

140

120

100

80

60

40

20

0

179,5

137,9

77 2

2:>,21 19 5

□ ОМГ

□ СМГ

лизоцим

РиП

^ А титр

Рис. 2. Показатели гуморального иммунитета студенток

Исследования показателей гуморального иммунитета были проведены на базе лабораторного комплекса Окружного Дальневосточного военного госпиталя. Изуче-

ние иммунологического статуса по показателям гуморального иммунитета позволило распределить обследуемых на 3 группы.

1. Физические лица с высокой иммунобиологической напряженностью. У данной категории обследуемых все показатели гуморального иммунитета соответствовали нормативным. Это в основном были студентки основной группы по занятиям физической культурой - 32 человека (57%), за исключением 4 лиц, больных ОРЗ.

2. Физические лица со средней степенью напряжения отдельных показателей гуморального иммунитета, где отмечались отклонения данных показателей от нормы - 10 человек (18%). Данную группу составили студентки, занимающиеся в специализированной учебной группе по общей физической культуре за исключением 9 человек больных ОРЗ.

3.-Физические лица со слабой степенью напряжения гуморальных иммунологических факторов, которые значительно были снижены по сравнению с нормативными показателями — 14 человек (25%). В эту группу входили студенты, болеющие ОРЗ: (9 человек из ОМГ и 4 человека - СМГ).

Результаты исследований показали, что в первой группе лиц с высокой иммунобиологической активностью все иммунологические параметры были близки к норме: титр лизоцима составил 79,4±2,1% (контрольный норматив — 79,5±3,0%), реакция иммуноприлипания — 23,5±1,7% (контрольный норматив 24,5±1,3%). Установлена тенден-

ция активизации сывороточных иммуноглобулинов, так концентрация иммуноглобулина типа А составила 189,2±11,9 ед./мг (в норме 190, 0±12,4 ед./мг).

Среди лиц со средней степенью напряжения иммунологических показателей и со слабой степенью активности гуморальных факторов иммунитета тенденция к нормализации иммунологических параметров была выражена значительно слабее по сравнению с первой группой, что подтверждалось статистической достоверностью (Р<0,05 и Р<0,01 -соответственно).

ВЫВОДЫ

1. Таким образом, результаты работы свидетельствуют, что физические лица без отклонений в состоянии здоровья имели высокие показатели иммунитета, соответственно лица со средней напряженностью иммунитета в основном отнесены к специальной медицинской группе, самые низкие показатели — у студенток больных ОРЗ.

2. Данные опросника SF-36 свидетельствуют о том, что показатели социального и психического здоровья у студенток основной и специальной медицинских групп практически не различаются, в то время как показатели физического здоровья существенным образом разнятся. Это говорит о том, что хронические заболевания осознаются студентками и не воспринимаются как психологическая проблема, в то же время студентки ОМГ имеют весьма низкие показатели по шкале жизненной активности.

3. Первоначально предполагаемая зависимость между шкалами самооценки здоровья и показателями гуморального иммунитета у студенток основной и специальной медицинских групп не подтвердилась в ходе математической обработки данных. Данной проблеме будут посвящены наши дальнейшие исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилова, Е.А. Стрессорный иммунитет у спортсменов : монография / Е.А. Гаврилова. - М. : Советский спорт, 2009. - 192 с.

2. Гаврилова, Е.А. Возможности психокоррекции функциональных иммунных расстройств у лиц молодого возраста / Е.А. Гаврилова, Л.Ф. Шабанова, О.И. Иванова // Медицинская иммунология. - 1999. - Т. 1. - № 3 (4). - С. 118.

3. Костакова, Т. А. Оптимизация системы управления кадрами в условиях модернизации здравоохранения (на примере Дальневосточного Федерального округа) : дис. ... канд. мед. наук / Костакова Т. А. - Хабаровск, 2011. - 191 с.

4. Порядин, Г.В. Молекулярные и клеточные механизмы иммунопатологии: состояния, проблемы и перспективы исследований / Г.В. Порядин // Лечебное дело. - 2008. - № 3. - С. 3-13.

REFERENCES

1. Gavrilova, E.A. (2009), Stressor immunity at athletes: monograph, Soviet sports, Moscow.

2. Gavrilova, E.A., Shabanova, L.F. and Ivanov O.I. (1999), “Possibilities of psychocorrection of functional immune frustration at persons of young age”, Medical immunology, Vol. 1, No. 3(4), pp. 118.

3. Kostakova T.A. (2011), Optimization of a control system by shots in the conditions of health care modernization (on the example of the Far East federal district), dissertation, Khabarovsk.

4. Poryadin, G.V. (2008), “Molecular and cellular mechanisms of an immunopathology: states, problems and prospects of researches”, Medical business, No. 3, pp. 3-13.

Контактная информация: larisa.byankina@gmail.com

Статья поступила в редакцию 09.12.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.