Научная статья на тему 'Формирование физической культуры личности студенток специальной медицинской группы в процессе занятий физическим воспитанием'

Формирование физической культуры личности студенток специальной медицинской группы в процессе занятий физическим воспитанием Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
382
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / САМООЦЕНКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SPECIAL MEDICAL GROUP / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL CULTURE OF PERSONALITY / SELF-ESTEEM / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хвалебо Г.В., Туревский И.М., Сыроваткина И.А.

Статья посвящена проблеме формирования физической культуры личности студенток специальной медицинской группы. Рассматривались критерии физической культуры личности с целью выявить особенности ее формирования у студенток. Отмечено, что создание педагогических условий и индивидуально-дифференцированный подход способствовали формированию адекватной самооценки, как важнейшего аспекта физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хвалебо Г.В., Туревский И.М., Сыроваткина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF PERSONALITY OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP IN THE PROCESS OF LESSONS BY PHYSICAL EDUCATION

The article is devoted to the problem of the formation of the physical culture of the personality of students of a special medical group. The criteria ofphysical culture of the individual were examined with the aim of revealing the features of its formation among female students. It is noted that the creation of pedagogical conditions and an individually differentiated approach contributed to the formation of an adequate self-assessment as an important aspect ofphysical culture.

Текст научной работы на тему «Формирование физической культуры личности студенток специальной медицинской группы в процессе занятий физическим воспитанием»

УДК 378.016:796.011.1-057.875 ХВАЛЕБО Г.В.

старший преподаватель, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: gkhvalebo@yandex.ru ТУРЕВСКИЙ И.М.

профессор, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» E-mail: turima@gmail.com СЫРОВАТКИНА И.А.

старший преподаватель, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

UDC 378.016:796.011.1-057.875 KHVALEBO G.V.

Senior lecturer, Taganrog Institute. A. P. Chekhov (branch) of Rostov state University of economics (RINH) E-mail: gkhvalebo@yandex.ru TUREVSKI I.M.

Professor, FGBOU VO «Tula state pedagogical university

they. L. N. Tolstoy» E-mail: turima@gmail.com SYROVATKINA I.A. Senior lecturer, Taganrog Institute. A. p. Chekhov (branch) Rostov state economic University (RINH)

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ

FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF PERSONALITY OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP IN THE PROCESS OF LESSONS BY PHYSICAL EDUCATION

Статья посвящена проблеме формирования физической культуры личности студенток специальной медицинской группы. Рассматривались критерии физической культуры личности с целью выявить особенности ее формирования у студенток. Отмечено, что создание педагогических условий и индивидуально-дифференцированный подход способствовали формированию адекватной самооценки, как важнейшего аспекта физической культуры.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, физическая культура, физическая культура личности, самооценка, педагогические условия.

The article is devoted to the problem of the formation of the physical culture of the personality of students of a special medical group. The criteria ofphysical culture of the individual were examined with the aim of revealing the features of its formation among female students. It is noted that the creation of pedagogical conditions and an individually differentiated approach contributed to the formation of an adequate self-assessment as an important aspect ofphysical culture.

Keywords: special medical group, physical culture, physical culture of personality, self-esteem, pedagogical conditions.

Введение. Студенчество это особый период в становлении человека, период самоутверждения, формирования собственной социальной позиции. При этом физическая культура выступает не только, как эффективное средство физического развития человека, включая укрепление и сбережение его здоровья, способ социализации и активизации людей, но и оказывает влияние на формирование структуры нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. В процессе занятий физическими упражнениями происходит утверждение и выражение собственного «я».

Одним из основных критериев развития личности в процессе физического воспитания выступает физическая культура личности человека. Физическая культура личности, как вид общей культуры человека выступает важной качественно-динамичной характеристикой личностного развития, характеризующаяся уровнем общего физкультурного образования, физическим совершенством, результатом личностного осмысления [5].

Особого отношения в данном контексте требуют студентки специальной медицинской группы (СМГ), в связи с тем, что в силу патологических изменений в здоровье

они были освобождены или имели значительные ограничения в двигательной деятельности на уроках физической культуры. Это привело к снижению уровня двигательной активности, к крайне слабой двигательной базе, что отрицательно повлияло на общую работоспособность и адаптацию к новым условиям высшей школы. Но это только биологическая составляющая депривации.

Низкая двигательная активность и отсутствие опыта практического выполнения физических упражнений приводит к непониманию ценности физической культуры, а отсутствие необходимых знаний в данной области - к незнанию значения и способов использования физических упражнений для сохранения и укрепления собственного здоровья и самосовершенствования, и ведет к низкому уровню общей физической культуры личности. Данный факт осложняет формирование уровня физической культуры личности, соответствующего требованиям системы высшего образования.

В работе со студентками СМГ преподавателям необходимо одновременно формировать и базовую и общепрофессиональную физическую культуру личности. Это требует особого подхода к организации образовательного

© Хвалебо Г.В., Туревский И.М., Сыроваткина И. А. © Khvalebo G.V., Turevski I.M., Syrovatkina I. A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (80), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 80. 2018

процесса по физической культуре и создания определенных педагогических условий для его реализации.

Важным фактором здоровья, отмечают И.В. Журавлева, В.Н. Мясищев и др. авторы, является ценностное к нему отношение. При этом стоит отметить, что у современной молодежи наблюдается отсутствие ценностного отношения к здоровью, что влечет за собой низкую мотивацию к занятиям физическими упражнениями и отсутствие стремления к здоровому активному образу жизни[1; 4].

По мнению Л.И. Лубышевой физкультурное воспитание должно ориентировать педагогическую систему на формирование физической культуры личности, используя принцип единства мировозренического, интеллектуального и телесного компонентов [3].

Целью данного этапа работы является выявление особенностей формирования физической культуры личности студенток СМГ в процессе физического воспитания.

Организация и методы исследования. В данном исследовании использовались метод анализа и обобщения научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение.

Исследование выстраивалось с учетом того, что сфор-мированность физической культуры личности студенток СМГ можно определить, анализируя показатели уровня физической и функциональной подготовленности, уровня соматического здоровья, ценностного отношения к физической культуре, знаниевой базы физкультурного образования.

Рассматривая критерии формирования физической культуры личности (знания и интеллектуальные способности, психофизическое и физическое совершенство, мотивационно-ценностные ориентации, социально-духовные ценности, физкультурная деятельность), в контексте нашего исследования, важно было выявить проявление личностного отношения студенток СМГ собственно к физической культуре и ее ценностям, исходя из того, что сформированность осознанной потребности в физической культуре является важной необходимостью для повышения результативности образовательного процесса [2].

Интеграция дидактических целей физического воспитания (обеспечение теоретических знаний в области физического воспитания, формирование понятий ценности физической культуры, формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств, формирование адекватной самооценки), конкретизированных по семестрам, позволила, в процессе коррекции физического состояния студенток СМГ, обеспечить комплексное формирование физической культуры личности.

Социальные отношения, выстраивающиеся в процессе физического воспитания, способствовали организации внутреннего мира студенток, формированию адекватной самооценки здоровья. Что, в свою очередь, является необходимым условием процесса коррекции физического состояния студенток СМГ с использованием средств физического воспитания. Личностные ценности формируются через осознание субъектом своих потребностей в соответствии со своими возможностями. Поэтому, создавая определенные педагогические условия (создание нравственно здоровой среды; использование знаний и опыта студенток при организации совместной деятельности; планирование нагрузок с учетом общепринятых режимов работы; осуществление процесса коррекции физического состояния студенток на основе уме-

ния объективно оценивать свои возможности при выполнении конкретной деятельности; осуществление процесса коррекции состояния позвоночника во взаимосвязи с формированием адекватной самооценки), мы способствовали как совершенствованию основных двигательных умений и навыков, повышая двигательные возможности, так и формированию адекватной самооценки, развитию интеллектуального потенциала и позитивного отношения к занятиям физическими упражнениями [6].

Учитывая патологические изменения состояния здоровья студенток, их физические и функциональные особенности, учебный процесс выстраивался, используя индивидуально-дифференцированный подход.

К особенностям развития студенток автор относит еще и определенные личностные характеристики, такие как неуверенность, зажатость, нерешительность, восприятие поданного материала, с этой позиции, индивидуализация учебного процесса позволяет студенткам «найти себя», поверить в свои возможности и целенаправленно работать в этом направлении. Поэтому ориентация на индивидуальность и дифференциация нагрузки способствовали реализации положительного потенциала занимающихся и благоприятно воздействовали на их учебную деятельность.

С учетом, имеющегося у студенток двигательного опыта, их личностных качеств осуществлялся выбор средств, форм и методов физического воспитания. При этом на каждом учебном занятии преподаватель нацеливал студенток на самооценивание своих двигательных действий, самоанализ и самокоррекцию, указывая на основные критерии оценивания двигательного действия и его воздействие на физическое и функциональное состояние организма занимающихся, затем оценка студенток своих двигательных действий разбиралась преподавателем. Для удобства диагностики студентками изменений своих личностных качеств был разработан протокол обследования, включающий оценку физического развития, соматоскопию, в том числе, состояние позвоночного столба, функциональные возможности, физическую подготовленность, самооценку здоровья. Результаты исследования вносились в протокол в начале нечетных и в конце четных семестров и анализировались. Это позволило избирательно влиять на коррекцию физического состояния организма и способствовало формированию адекватной самооценки, и мотивационно-ценностных ориентаций.

Результаты исследования. Анализ медицинских карт показал, что из 40 студенток, участвующих в эксперименте (20 чел. - КГ, 20 чел. - ЭГ), 10 % были освобождены от занятий физической культурой или имели значительные ограничения в двигательной активности с 10-11 класса, 30 % - с 7-8 класса, 20 % - с 5-6 класса и 40 % - с 1-го класса. При этом занятия лечебной физической культурой (ЛФК) посещали регулярно только 7,5 %, 50 % занимались только в течение месяца, после уточнения диагноза, еще 20 % посещали занятия периодически. Этот факт объясняет низкий уровень физической подготовленности и отсутствие двигательного опыта у значительного числа студенток СМГ.

На данном этапе работы для нас наиболее интересным является самооценка здоровья, поскольку именно этот параметр позволит оценить уровень ценностного отношения к здоровью, как одну из важнейших составляющих физической культуры личности.

Анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, показал положительную динамику формирования самооценки здоровья студенток СМГ ЭГ, которая выражалась в самооценке физического состояния и в самооценке здоровья, влияющего на благополучие в семье, учебе, в общении с друзьями (рис. 1 и рис. 2).

Стоит отметить, что результаты тестирования студенток ЭГ показали существенный рост адекватной самооценки физического состояния, при этом заниженная самооценка значительно снизилась, это объясняется тем, что студентки, выполняя на занятиях физические упражнения, оптимально подобранные в соответствии с их физическим и функциональным возможностям и оценивая их выполнение, поверили в свои возможности. Незначительное увеличение завышенной самооценки мы склонны отнести к личностным особенностям характера студенток.

мере проблем здоровья и физической подготовленности студенток СМГ.

овинь самооценкн_ф11шч1;скога состояния

■ ДО >к<: п

■ после эксп

Рис. 1. Динамика показателей уровня самооценки здоровья (физическое состояние) студенток СМГ Динамика показателей тестирования самооценки здоровья, влияющего на благополучие в семье, учебе, в общении с друзьями у студенток так же показала положительный результат, но при этом необходимо отметить, что все же часть студенток не считает, что здоровье может повлиять на их профессиональный рост или семейные отношения. Этот факт можно объяснить тем, что у более 50 % студенток диагноз поставлен был еще в 1-5 классах.

Динамика показателей уровня самооценки студенток в КГ, показывающих, как положительную динамику, так и отрицательную, говорит о вероятностном характере изменений и подтверждает, что традиционный подход к организации образовательного процесса не решает в полной

Уровень самооценки здоровье - благополучие

%

70 60 50 10 30 20 10 о

ЭГ К1 ЭГ КГ кг

заниженный н кнл [ нып завышенный

Рис. 2. Динамика показателей уровня самооценки здоровья (здоровье-благополучие) студенток СМГ.

Выводы. Анализ научных и научно-методических источников показал низкую сформированность базовой физической культуры личности у студенток СМГ, что создает определенные проблемы в работе преподавателей высшей школы.

Формирование физической культуры личности у студенток СМГ имеет ряд особенностей, которые педагог должен учитывать. К ним можно отнести длительность периода заболевания и его тяжесть, низкую двигательную активность, низкий уровень физической подготовленности, слабые знания о ценности занятий физическими упражнениями и их влияния на здоровье, в силу того, что обучаясь в школе, они не посещали уроки физической культуры или имели значительные ограничения.

Одним из наиболее важных аспектов формирования личности является самооценка. Создавая определенные педагогические условия, учитывающие особенности физического состояния студенток СМГ, выстраивая образовательный процесс с учетом индивидуально-дифференцированного подхода, были достигнуты положительные результаты, позволившие, данной категории студенток, через формирование адекватной самооценки повысить их мотивационно-ценностное отношение к состоянию здоровья и к занятиям физическими упражнениями.

Библиографический список

1. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества / И. В. Журавлева. М.: Наука, 2006. 238 с.

2. Кудинов А.А., КудиноваВ.А. Формирование физической культуры личности студента вуза. // Физическое воспитание и спортивная тренировка № 4 (14) 2015. С.63.

3. Лубышева Л.И. Использование клубных форм работы в деятельности автономных учреждений спортивной направленности как условие развития массовой физической культуры / Л.И. Лубышева, М.А. Родионов // Теория и практика физической культуры. 2014. № 5. С. 92.

4. Нефедова А.С., Сахарова Н.А. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2014. №13. С.274-276.

5. Соловьев Г.М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий . Ставрополь: Издательство СГУ 1999. 168 с.

6. Хвалебо Г.В. Сыроваткина И.А., Туревский И.М. Формирование самооценки личности студенток специальных медицинских групп на занятиях по физической культуре // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2017. № 3. С. 70-73.

References

1. ZhuravlevaI.V. Attitude to the health of the individual and society / I. V. Zhuravleva. M.: Science, 2006. 238 p.

2. KudinovA.A., Kudinova V.A. Formation of physical culture of the student of the University. // Physical education and sports training № 4 (14) 2015. P. 63.

3. Lubysheva L.I. the Use of club forms of working activities in Autonomous institutions of sports orientation as a condition of development of mass physical culture / L. I. Lubysheva, M. A. Rodionov // Theory and practice of physical culture. 2014. № 5. P. 92.

4. Nefedova A.S., Sakharov N.A. Formation of value attitude to health as a psychological and pedagogical problem // the Young scientist. 2014. №13. P. 274-276.

5. Formation of physical culture of the student in the perspective of modern educational technologies. -Stavropol: Publishing house of SSU, 1999. 168 p.

6. Hvalba G.V Sirotkina I.A., Turevski I.M. Formation of self-identity of students of special medical groups in the classroom for physical education // Physical culture: upbringing, education, training, 2017. № 3. P. 70-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.