Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ-УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКУМОВ В СВЯЗИ С УЧЕБНОЙ НАГРУЗКОЙ'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ-УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКУМОВ В СВЯЗИ С УЧЕБНОЙ НАГРУЗКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.Г. Ватченко, Л.Я. Надтокина, Л.М. Стратиенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ-УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКУМОВ В СВЯЗИ С УЧЕБНОЙ НАГРУЗКОЙ»

2. Способность подопытных животных реаги- • ровать на дополнительную .нагрузку не изменяется, что может свидетельствовать о сохранении резервных возможностей иммунной системы в условиях многократного воздействия линдана в дозах 720 и 7юо Ь05о-

Литература

1. Буркацкая Е. Н. // Гиг. и сан. — 1963. — № 8. — С. 29— 32.

2. Б у Шмелева Л. /У., Артемьева 3. И., Климов В. В., Котовкина Т. В.//Лаб. дело. — 1977. — № 1. — С. 47— 49.

3. Иванова Л. А., Васильева Е. В., Соколов В. В. //Там же. — 1979. —№ 10. —С. 593—596.

• 7 _

4. Информационное письмо по проблеме злокачественных новообразований (Республиканский центр научно-медицинской информации МЗ УССР).—Киев, 1985.— Вып. И.

5. Методы определения токсичности и опасности химических веществ / Под ред. И. В. Саноцкого. — М., 1970. —С. 23.

6. Прикладная, иммунология / Под ред. А. А. Сохина, Е. Ф. Чернушенко. — Киев, 1984.

7. Прокопенко Л. Г., Курцева Т. В., Коноплева А. И., Кедров И. И. Рукопись деп. в ВИНИТИ № 5232—В 87.

8. Росивал Л., Барлогова С., Грунт Ю. // Гиг. труда. — 1974. — № 6. — С. 53—55.

9. Справочник по клиническим и лабораторным методам исследования / Под ред. Е. А. Кост. — М., 1975.— С. 17—20.

10. Чернушенко Е. Ф., Когосова Л. С. Иммунология и иммунопатология заболеваний легких. — Киев, 1981.— С. 208.

11. Bick P. // Environm. Hlth Persp. — 1982. — Vol. 43.— P. 3—7.

12. Dewan A. //J. Environm. Sci. Hlth. — 1980. —Vol. 15-R, N4, —P. 395—402.

13 .Miller K.//Clin. exp. Immunol. — 1985. — Vol. 61, N 2. —P. 219—223.

14. Roux F., Pouisseux DTreich /., Fournier Е.Ц Toxicology. — 1978. — Vol. 11, N 3. —P. 259—269.

15. Roux F., Treich /., Brun C. // Biochem. Pharmacol. — 1979. — Vol. 28, N 15.—P. 2419—2426.

Поступила 28.06.88

Гигиена детей и подростков

* / ■ *. ^ © КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 371.7-057.876

Л. Р. Ватченко, Л. И. Надтокина, Л. М. Стратиенко

состояние здоровья подростков-учащихся

техникумов в связи с учебной нагрузкой

Республиканская санэпидстанция Минздрава Украинской ССР, Киев

Анализ данных литературы подтверждает сходную динамику состояния здоровья учащихся техникумов и школ с углубленным изучением математики, физики, химии.

Результаты изучения состояния здоровья подростков, осваивающих профессию оператора ЭВМ в условиях ПТУ, свидетельствуют о нарушениях в деятельности сердечно-сосудистой системы, что проявляется в 20 % случаев развитием вегетососудистой дистонии пубертатного периода [1].

Учитывая сходство показателей состояния здоровья подростков отдельных контингентов, мы сочли целесообразным изучить динамику состояния здоровья во взаимосвязи с учебной нагрузкой.

Необходимость таких исследований была продиктована результатами углубленного медосмотра 15—16-летних учащихся техникума, у которых на первом году обучения регистрируется увеличение частоты нарушений физиологических функций психогенной этиологии (вегето-сосудистая, нейроциркуляторная дистония).

Одним из настораживающих факторов является высокий процент (10,8) отчисления учащихся, начавших обучение с 15—16 лет в техникуме, по состоянию здоровья на I курсе, а отчисление подростков на ii курсе по этой же причине не зарегистрировано. Удельный вес подростков, отчисленных по состоянию здоровья на I курсе на базе 8 классов и в целом за время обучения, в 3 раза выше, чем учащихся на базе 10 классов за эти же периоды обучения.

Изучение состояния здоровья проводили у подростков 15—18 лет, обучающихся в техникуме по специальности «техник-электрик по ремонту и эксплуатации ЭВМ». В качестве контрольных групп были выбраны учащиеся 9— 10-х классов общеобразовательной школы с углубленным изучением физики и электроники, а также учащиеся техникума, осваивающие специальность техника-строителя. Состояние здоровья оценивали по комплексной методике с изучением динамики физического развития, заболеваемости, состояния сердечно-сосудистой системы.

Степень трудности изучаемых предметов выражали в баллах: физическое воспитание, начальная военная подготовка — 1 балл; гуманитарные общеобразовательные предметы — 2 балла; точные общеобразовательные предметы — 3 балла, общественные дисциплины — 4 балла и предметы специального и общетехнического циклов — 5 баллов. Так, удельный вес точных общеобразовательных предметов от семестра к семестру уменьшается у всех контин-гентов обследованных с увеличением удельного веса предметов специального и общетехнического циклов. Эта закономерность особенно четко проявляется у учащихся обоих техникумов на базе 8 классов и полностью отсутствует у школьников.

Режим обучения в техникумах принят вузовский, длительность одного занятия 90 мин, перерыв 5 мин через каждые 45 мин. В школе

длительность занятия составляет 45 мин, одна-

%

ко количество сдвоенных занятий в первом полугодии в 9-м классе составило 25 % от недельной нагрузки, во втором полугодии — 12,19%; в первом полугодии в 10-м классе — 10,25%, во втором полугодии — 10,25 %. Продолжительность перерывов между занятиями в техникуме 10 мин, после третьего занятия — 30 мин; в школе: после первого урока — 5 мин, после второго, третьего и четвертого — 15 мин, остальные по 10 мин.

Начало занятий в техникуме и школе — 8 ч 30 мин, шестой урок в школе заканчивается в 14 ч, третья лента (одно сдвоенное занятие) в техникуме — в 13 ч 35 мин. Занятия были организованы в техникуме по 3—4 ленты в день, в школе по 7—8 уроков. По 4 ленты в техникуме проводились занятия в группе техников-электриков на базе 8 классов в первом семестре в понедельник и четверг, во втором семестре в понедельник, в третьем — в четверг, в четвертом — во вторник и четверг. В групппе техников-электриков на базе 10 классов по 4 ленты было в расписании на вторник и четверг в первом семестре, на четверг во втором и третьем семестрах, на вторник и четверг в четвертом.

Недельная нагрузка согласно расписанию в группе техников-электриков на базе 8 классов составляла 37 ч, а фактически была равна 40 ч в первом семестре, 38 ч во втором, 42 ч в третьем и 35 ч в четвертом за счет введения как обязательных факультативов по марксистско-ленинской этике, увеличения количества часов на русскую литературу, математику, электронику, электрорадиоизмерение. Т. е. наибольшая недельная нагрузка у учащихся этого контингента имела место в первом и третьем семестрах.

В группе техников-электриков на базе 10 классов недельная нагрузка по расписанию составляла 38 ч, а в четвертом семестре 42 ч;

фактически учебная нагрузка в первом и втором семестрах соответствовала расписанию, а в третьем составила 40 ч против 38 ч по расписанию. Повышение недельной нагрузки происходило за счет увеличения числа часов, отводимых на изучение высшей математики, периферийных устройств ЭВМ, планирования производства.

В школе при учебной нагрузке по расписанию 40 ч в неделю в 9-м классе и 41 ч в 10-м фактическое число часов в неделю в 9-м классе составило в первом полугодии 41 ч, во втором— 45 ч, в 10-м классе — в первом и втором полугодиях 42 ч. Учебная нагрузка увеличивалась за счет занятий по электронике, математике, физике, истории,

В группе техников-строителей на базе 8 классов учебная нагрузка не превышала 36 ч в неделю по расписанию, фактически только в первом семестре она составила 39 ч. В группе техников-строителей на базе 10 классов учебная нагрузка по расписанию составила 40 ч, в третьем семестре — 41ч при фактической нагрузке 39 ч за счет уменьшения числа часов, отведенных на занятия'по таким разделам, как стройматериалы, электротехника и советское законодательство.

Динамика состояния здоровья при комплексной оценке определялась в основном перераспределением учащихся между I и II группами здоровья за счет изменения показателей массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких (см. таблицу). Среди 15-летних подростков доля лиц, относящихся к I группе здоровья, выше в группе техников-электриков, чем в группе школьников. Среди 16-летних подростков удельный вес лиц I группы здоровья в группе техников-электриков от первого к третьему семестру' увеличивается, а у подростков-школьников он находится примерно на одном уровне. Необходимо отметить, что удельный вес лиц I группы здоровья среди подростков и юношей 17 лет, обучающихся профессии техника-электрика, и школьников независимо от периода обучения по семестрам находится на уровне 65—70 %. У девушек 15— 17 лет всех контингентов в начале обучения удельный вес I группы здоровья приблизительно одинаков и составляет 46—58 %. Удельный вес I группы 'здоровья у девушек старше 18 лет этот показатель выше, чем у остальных контингентов. У девушек 16 лет, входящих в группы школьников и техников-электриков, удельный вес лиц I группы здоровья уменьшается от первого к третьему семестру, а в группе техников-электриков 18 лет практически не изменяется. Во втором семестре худшие показатели по I группе здоровья имеют 16-летние юноши из группы техников-электриков.

Исследования показали, что у юношей наибольшее увеличение массы тела отмечалось к началу второго года обучения, а наименьшее —

Распределение учащихся (в %) во группам здоровья в динамике обучения

Группа наблюдаемых Семестр Возраст, годы Юноши | Девушки

группа здоровья

I II III I II III

Техники-элект- 1-Й 15 69,2 30,8 0 58,1 41,8 0

рики на ба- 16 45,9 54,0 0 61,1 38,9 0

зе 8 классов

2-й 16 55,7 44,3 0 44,4 55,5 0

3-й 16 77,3 22,7 0 31,6 68,4 0

17 65,8 34,2 0 39,5 60,4 0

4-й 17 71,7 28,3 0 54,8 66,2 0

Тех ни к и-электрик и на базе 10 классов

1-й 17 70,4 29,6 0 50,0 50,0 0

18 64,7 35,2 0 68,9 31,1 0

Старше 18 66,7 16,6 16,7 90,0 10,0 0

2-й 18 59,4 40,5 0 61,4 38,6 0

Старше 18 63,6 18,2 18,2 90,0 10,0 0

3-й 18 63,6 36,4 0 62,5 37,5 0

Старше 18 58,3 33,3 8,4 51 ,1 48,9 0

4-й Старше 18 63,6 • 30,3 6,1 53,1 46,9 0

1-й 15 50,9 49,1 0 46,3 53,7 0

16 61,1 38,8 0 76,9 • 23,0 0

2-й 16 58,6 41,4 0 53,5 44,2 2,3

3-й - 16 57,1 42,9 0 42,8 52,4 4,8

•в - * 17 70,7 29,3 0 58,3 41,7 0

4-й 17 68,2 31,8 0 47,7 52,3 • 0

Учащиеся 10-х классов

к концу первого и второго года обучения, кроме школьников. Девушки имеют ту же динамику, за исключением увеличения массы тела к началу второго года обучения.

По окружности грудной клетки у юношей и девушек прибавки больше к началу второго года обучения. Наименьший прирост показателя зафиксирован у юношей техников-электриков, обучающихся на базе 8 и 10 классов, к концу первого года обучения. У юношей-школьников снижение прироста отмечается от начала 9-го класса к концу 10-го. У девушек-школьниц прослеживается та же закономерность, что и у юношей, а у девушек техников-электриков установлены лучшие показатели прибавок окруж-

ности грудной клетки к концу каждого года обучения, чем у юношей, но с теми же закономерностями.

Изучение артериального давления (АД) показало, что в конце II курса у девушек имело место повышение систолического и диастоличе-ского давления в группах школьниц и техников-электриков, обучающихся на базе 8 классов. У девушек, окончивших 10 классов, в группе техников-электриков обнаружено только повышение диастолического давления. В первом семестре у юношей 15—17 лет из групп техников-электриков и техников-строителей четко прослеживается тенденция к снижению систолического АД, а у девушек из группы техников-строите-

лей более выражено снижение диастолического АД; у школьников повышение систолического АД сопровождается снижением диастолического АД. У девушек 17 лет, обучающихся в группе техников-строителей, увеличивается систолическое и диастолическое АД, у 18-летних — снижается систолическое. У девушек 15—16 лет техников-строителей динамика такая же, как фи у юношей.

Во втором семестре у всех контингентов установлено только снижение АД: в группах техников-электриков и школьников 16 лет у юношей снижается систолическое, у девушек — диастолическое АД, у юношей и девушек из группы техников-электриков 18 лет и старше — систолическое и диастолическое АД.

В третьем семестре у юношей повышается диастолическое АД (кроме техников-строителей обоих контингентов) со снижением систолического давления у 17-летних из групп техников-электриков и школьников. У юношей 18 лет техников-строителей снижается систолическое и диастолическое АД. У девушек техников-элек-ф триков и школьниц 16 лет, техников-электриков 18 лет, техников-строителей 16 лет повышается диастолическое АД. Возрастание систолического давления отмечается у девушек 17 лет, 18 лет и старше среди техников-электриков, школьников и техников-строителей 18 лет.

Динамика вегетативного индекса Кердо (ВИК) наиболее четко демонстрирует степень влияния на сердечно-сосудистую систему парасимпатической иннервации в первом семестре у всех контингентов и выражается в регистрации отрицательных значений ВИК в зависимости от возраста и нагрузки. Как правило, ко второму семестру у 16-летних и 18-летних подростков удельный вес отрицательных значений ВИК снижается. Увеличение числа отрицательных Означений ВИК отмечается у техников-строителей 17—18 лет в первом семестре, у юношей в третьем семестре, у девушек в четвертом.

Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности по числу дней и случаев на 100 учащихся свидетельствует о более высоких показателях у техников-электриков с их снижением на втором году обучения в 1,3 раза в случаях и днях у техников-электриков, обучающихся на базе 8 классов, в 2 раза у школьников; у технико-электриков из группы на базе 10 классов значительных изменений не выявлено. Самый высокий уровень заболеваемости в случаях и днях зафиксирован у техников-

электриков, на базе 8 классов, чуть ниже — у техников-электриков, на базе 10 классов, и еще ниже — у школьников (в 4,5 раза в случаях и в 2 раза в днях) на I курсе. В структуре заболеваемости первое место занимают болезни ^органов дыхания (90%), второе место — заболевания нервной системы и органов чувств со

снижением этих показателей у техников-электриков ко II курсу за счет уменьшения числа дней заболевания.

Результаты углубленных медосмотров во время обучения и данных, зафиксированных в форме 086 — У, свидетельствуют о значительном удельном весе в структуре заболеваемости нарушений физиологических функций психогенной этиологии у техников-электриков (30— 40%) и школьников (до 18 %), а болезни нервной системы и органов чувств чаще встречаются у учащихся техникума из группы техников-электриков (30—40 %) и у школьников (50— 60%).

У подростков всех контингентов от I ко II курсу удельный вес болезней нервной системы, органов чувств и нарушений физиологических функций психогенной этиологии снижается в 1,3—1,5 раза. Прослеживается закономерность в структуре заболеваемости по полу: у девушек чаще выявляются вегетососудистая дистония, у юношей — нарушения рефракции и аккомодации глаз. У школьников больший удельный вес имеют нарушения рефракции и аккомодации глаз, что, как видно, объясняется отсутствием медицинского освидетельствования перед поступлением на обучение в спецкласс.

Изучение частоты заболевания по справкам у подростков всех контингентов свидетельствует о положительных сдвигах ко второму году обучения. В группе техников-электриков 15— 16 лет на втором году обучения уменьшается удельный вес подростков, болеющих 1 раз, с 56 до 41 %, в группе техников-электриков 17— 18 лет доля неболеющих увеличивается с 16,6 до 44,9 % с уменьшением количества болеющих 1 раз с 63 до 40%- У школьников удельный вес неболеющих увеличивается с 16,9 до 57,8%, а доля болеющих 1 раз снижается с 62,3 до 34,1 %, 2 раза — с 18,8 до 9,1 %'.

На основании проведенных исследований мы рекомендуем: 1) в перечень противопоказаний при поступлении в техникум по специальности «техник-электрик ЭВМ» включить заболевания вегетососудистой дистонией; 2) при комплектовании спецклассов школ с углубленным изучением физики проводить медицинское освидетельствование с запрещением обучения в этих класах для учащихся с миопией высокой и средней степени; 3) при осуществлении профотбора не принимать на обучение по специальности «техник-электрик ЭВМ» учащихся с меланхолическим типом высшей нервной деятельности; 4) ввести дополнительные занятия по физическому воспитанию для увеличения объема двигательной нагрузки до 6—8 ч в неделю; 5) при составлении учебного плана соблюдать равномерность учебной недельной нагрузки по семестрам.

Литература

(. Васильченко Я. О., Коробчанский В. А. //Охрана здо-

ровья детей и подростков.

С. 108.

Киев, 1987. — Вып. 18.—

• *. • * §

Поступила 06.09.88

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990

УДК 613.96:613.638.6221-07

Н. М. Харковенко, Е. В. Борисова, А. П. Подгайская, Б. Н. Задорожный

особенности адаптации организма юношей к различным условиям производственного обучения

в угольной шахте

Донецкий НИИ гигиены труда и профзаболеваний

I

•В современных угольных шахтах условия труда ' 'характеризуются специфическими неблагоприятными профессионально-производственными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

факторами, выраженность которых усугубляется ;с! увеличением глубины горных работ. Организм' горнорабочих в этих условиях испытывает хроническую функциональную перегрузку, приводящую к истощению компенсаторных возможностей, росту общей и профессиональной заболеваемости [3, 7]. В настоящее время в связи с постоянным углублением горных выработок учащиеся профтехучилищ угольной промышленности Донбасса в период практики работают на глубоких горизонтах. Поскольку молодой организм отличается повышенной чувствительностью к вредным факторам производственной среды, особенно на начальном этапе приспособления к ним, целью настоящей работы явилось изучение физиологических механизмов адаптации к новым условиям обучения, режиму трудовой деятельности, а также определение характера и степени напряжения профессионально важных систем организма юношей при работе в глубоких угольных шахтах.

Для оценки влияния условий и характера труда на организм учащихся было проведено

функционального состояния организма работавших на глубоких (более

- 1-я группа) и неглубоких (до

— 2-я группа) горизонтах угольных

изучение юношей, 1000 м

540

м

данным о трудоспо-составили осваиваю-

шахт, а также состояния здоровья по заболеваемости с временной утратой собности. Контингент обследуемых учащиеся горных СПТУ 18—19 лет, щие одну из массовых профессий — подземного электрослесаря. Профессиографический анализ трудовой деятельности показал, что в период практики юноши, выполняя различные работы по обслуживанию и ремонту машин и механизмов на добычном участке, работали на штатных рабочих местах по сменам, включая ночную, при отсутствии естественного освещения, зачастую в вынужденной позе. Работа характеризовалась значительными физическими нагрузками, нервно-эмоциональным напряжением, высокой степенью личной ответственности, потен-

циальной опасностью травмирования. Во время работы на организм юношей обеих групп воздействовали значительные уровни звука (85—112 дБ А), пыли (20—900 мг/м3), вредных газов, повышенная влажность воздуха (85—98 %). Кроме того, учащиеся, которые проходили практику на глубоких горизонтах, подвергались влиянию повышенной температуры воздуха (28,2—32,0°С) и барометрического давления;-на неглубоких горизонтах температур ра воздуха были 17,2—22,8 °С.

Функциональное состояние организма юношей в начале и конце практики в условиях нагревающего и нормального микроклимата угольных шахт изучали на поверхности шахты (до и после смены) и в шахте на рабочих местах в течение всей рабочей смены. У учащихся оценивали подвижность и уравновешенность нервных процессов, скорость сенсомоторных реакций — зрительно-моторной (ЗМРпр, ЗМРДИф) и аудиомоторной (АМРпр), свойства внимания, частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), минутный объем дыхания (МОД), температуру тела и кожи, физическую работоспособность, мышечную силт^ выносливость и влагопотери.

Сравнительная оценка функционального состояния организма юношей на начальном этапе производственной практики позволила установить, что у учащихся в процессе работы как на глубоких, так и на неглубоких горизонтах угольных шахт наблюдались неблагоприятные изменения, указывающие на напряжение защитно-приспособительных механизмов. Так, о снижении работоспособности после работы свидетельствовало достоверное уменьшение подвижности нервных процессов (р<0,01), мышечной выносливости (р<с0,01), увеличение времени ЗМРпр и АМРпр (р<0,01). При этом следует отметить, что степень изменения этих показателей на глубоких горизонтах была более существенной. Кроме того, влияние неблагоприятных условий труда в глубокой шахте приводило к увеличению у учащихс ЗМРдиф, числа ошибок на дифференцировочны раздражитель, коэффициента реакции на дви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.