Научная статья на тему 'Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы старшеклассников под воздействием учебных нагрузок'

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы старшеклассников под воздействием учебных нагрузок Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1606
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / УЧЕБНЫЕ НАГРУЗКИ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЮНОШИ И ДЕВУШКИ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ARTERIAL PRESSURE / ACADEMIC LOADS / FUNCTIONAL STATE / YOUNG MEN AND GIRLS / CARDIOVASCULAR SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каташинская Людмила Ивановна

Состояние здоровья молодого поколения и заметное снижение его уровня в последние годы определяет необходимость мониторинга функционального состояния растущего организма. Сердечно-сосудистая система является ведущей системой, обуславливающей функциональное состояние организма в целом. Интенсификация учебной нагрузки, особенно у старшеклассников может обуславливать напряжение в функционировании сердца и сосудов и снижать адаптационные резервы организма. Поэтому для эффективной профилактики нарушений в состоянии здоровья выпускников школ необходимо осуществлять мониторинг реакций сердечно-сосудистой системы на учебные нагрузки. Проведено исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы старшеклассников под воздействием учебных нагрузок. В результате исследования было установлено, что показатели систолического, диастолического и среднего артериального давления у юношей выше, чем у девушек и независимо от пола превышают средневозрастную норму. У юношей г. Ишима Тюменской области показатели систолического и минутного объемов крови, ниже, чем у их сверстников, проживающих на Севере области. В динамике учебной недели колебания систолического давления у старшеклассников выражены в большей степени, чем диастолического. Уровень систолического артериального давления у девушек к концу недели закономерно повышался, у юношей уровень систолического артериального давления в динамике учебной недели практически не изменялся. В динамике учебного дня у юношей и девушек выражены в большей степени колебания диастолического артериального давления. Прирост диастолического артериального давления после уроков у старшеклассников тем выше, чем больше количество и трудность уроков. Полученные в исследовании результаты указывают на напряжение функционального состояния сердечно-сосудистой системы у старшеклассников под воздействием учебных нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каташинская Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONAL STATE OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM OF HIGH SCHOOL STUDENTS UNDER THE INFLUENCE OF TRAINING LOADS

The problem of preserving the health of the young generation and a significant decrease in its level in recent years, determines the need for monitoring the functional state of a growing organism. The cardiovascular system is the leading system, it causes the functional state of the organism as a whole. The intensification of a training load, especially for high school students may condition the tension in the functioning of a heart and blood vessels and reduce the adaptation reserves of an organism. Therefore, for effective prevention of violations in the state of health of school-leavers it is necessary to monitor the reactions of a cardiovascular system to a training load. A study of the functional state of a cardiovascular system of high school students under the influence of training loads was carried out. The study showed that systolic, diastolic, and average arterial pressure in young men is higher than that of girls, and regardless of gender it exceeds the average norm for children of this age. For young men of the town of Ishim, Tyumen region, systolic and minute blood volumes are lower for than their peers living in the North region. In the dynamics of a school week fluctuations in systolic blood pressure in seniors are expressed to a greater extent than diastolic. The level of systolic blood pressure in girls by the end of a week regularly increased, in young men the level of systolic pressure in a school week dynamics practically did not change. In the dynamics of a school day in boys and girls fluctuations in diastolic blood pressure were more significant. Increase in diastolic blood pressure after classes at senior pupils was the higher, the greater the number and difficulty of lessons were. These study results indicate the voltage of a functional state of a cardiovascular system at high school students under the influence of training loads.

Текст научной работы на тему «Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы старшеклассников под воздействием учебных нагрузок»

УДК 612.087.1:611.1-057.87

Каташинская Л.И.

Ишимский педагогический институт им.П.П.Ершова (филиал) Тюменского государственного университета E-mail: katashinskaya@yandex.ru

функциональное состояние сердечно-сосудистой системы

старшеклассников под воздействием учебных нагрузок

Состояние здоровья молодого поколения и заметное снижение его уровня в последние годы определяет необходимость мониторинга функционального состояния растущего организма. Сердечно-сосудистая система является ведущей системой, обуславливающей функциональное состояние организма в целом. Интенсификация учебной нагрузки, особенно у старшеклассников может обуславливать напряжение в функционировании сердца и сосудов и снижать адаптационные резервы организма. Поэтому для эффективной профилактики нарушений в состоянии здоровья выпускников школ необходимо осуществлять мониторинг реакций сердечно-сосудистой системы на учебные нагрузки.

Проведено исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы старшеклассников под воздействием учебных нагрузок. В результате исследования было установлено, что показатели систолического, диастолического и среднего артериального давления у юношей выше, чем у девушек и независимо от пола превышают средневозрастную норму. У юношей г. Ишима Тюменской области показатели систолического и минутного объемов крови, ниже, чем у их сверстников, проживающих на Севере области. В динамике учебной недели колебания систолического давления у старшеклассников выражены в большей степени, чем диастолического. Уровень систолического артериального давления у девушек к концу недели закономерно повышался, у юношей уровень систолического артериального давления в динамике учебной недели практически не изменялся. В динамике учебного дня у юношей и девушек выражены в большей степени колебания диастолического артериального давления. Прирост диастолического артериального давления после уроков у старшеклассников тем выше, чем больше количество и трудность уроков.

Полученные в исследовании результаты указывают на напряжение функционального состояния сердечно-сосудистой системы у старшеклассников под воздействием учебных нагрузок.

Ключевые слова: артериальное давление, учебные нагрузки, функциональное состояние, юноши и девушки, сердечно-сосудистая система.

Основным вектором развития современного образовательного процесса является интенсификация учебных нагрузок, усложнение изучаемого материала. В условиях постоянной модернизации общего образования в РФ до 80% обучающихся испытывают стресс при обучении в школе. Особое место занимают отклонения в функционировании сердечно-сосудистой и нервной систем [18]. В ряде проведенных исследований указывается на снижение адаптационного потенциала и уровня нервно-психической выносливости молодого поколения [8], [9].

Функциональное состояние организма в целом обусловлено в первую очередь адаптационными изменениями сердечно-сосудистой системы при воздействии факторов внешней среды. Деятельность сердечно-сосудистой системы лимитируется формированием приспособительных реакций к условиям внешней среды [1]-[3]. Адаптация организма старшеклассников к учебной деятельности зачастую связана с напряжением функционирования сердца и сосудов [4], [11].

Юношеский возраст - один из ответственных этапов развития в жизни. Завершается морфофункциональное созревание организма, происходят существенные изменения личности, психологическое и социальное взросление [19]. Юношеский возраст приходится на старшие классы, когда возникают значительные трудности, связанные с интенсивностью учебной нагрузки и эмоциональным напряжениям, неизбежным в период выбора профессии и подготовки к вступлению во взрослую жизнь [5], [12]. С целью профилактики нарушений в состоянии здоровья выпускников школ необходимо осуществлять мониторинг реакций сердечнососудистой системы на учебные нагрузки.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ .№12 г. Ишима Тюменской области. В эксперименте участвовали старшеклассники 16 лет (31 юноша и 34 девушки). Обследуемый контингент школьников был отнесен к I и II группам

здоровья. При организации исследования учтены требования Хельсинской декларации.

С помощью электронного тонометра у школьников исследовались: частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое (САД) и диа-столическое (ДАД) артериальное давление. Рассчитывалось пульсовое давление (ПД), среднее артериальное давление (АДср).

Исследование вышеуказанных показателей проводилось в течение учебной недели, в середине 2 четверти. Показатели САД, ДАД и ПД определяли у учащихся 10 класса в начале и в конце учебного дня.

Индивидуальную норму артериального давления рассчитывали по формулам, рекомендованным Е.Н. Заниной с соавт. [10]. Систолический объем крови рассчитывался по формуле Старра. Минутный объем крови рассчитывался как произведение частоты сердечных сокращений на систолический объем.

Результаты исследования были обработаны с помощью пакета компьютерных программ «Stat». Определялись: средний показатель (М), среднее квадратичное отклонение (о), ошибка средней (m). Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента.

Результаты исследования

и их обсуждение

Состояние гемодинамических показателей учащихся старших классов позволяет судить об уровне адаптации организма к условиям среды, в том числе и учебному процессу [13]. Параметры функционирования сердечно-сосудистой системы являются одними из индикаторов

адаптационных возможностей организма, позволяют на ранних стадиях выявить напряжение функциональных систем и риск развития заболеваний [6], [16].

Результаты исследования показателей сердечно-сосудистой системы старшеклассников представлены в таблицах 1 и 2. Наряду с фактически измеренными показателями САД, ДАД и АД (ср) рассчитаны их должные величины (табл. 1). Отличия между фактическими и расчетными показателями САД у юношей и девушек 16 лет не были статистически достоверными. У юношей фактически измеренная величина САД составила 126,23±1,23 мм. рт. ст., расчетная - 119,72±2,70 мм. рт. ст. У девушек соответственно - 116,05±1,23 мм. рт. ст. и 115,71± 1,61 мм. рт. ст.

Фактически измеренный показатель диасто-лического артериального давления в группе девушек 16 лет достоверно выше, чем расчетный. У юношей уровень фактически измеренного дистолического давления был выше расчетного, но данные отличия не носили статистически достоверного характера.

Расчетная величина ДАД у юношей составила 76,87±3,88 мм. рт. ст., фактическая -81,07±2,58 мм. рт. ст., у девушек соответственно - 67,07±0,53 мм. рт. ст. и 78±0,93 мм. рт. ст.

Увеличение фактических показателей ДАД у девушек по сравнению с расчетными свидетельствует о напряжении в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. У юношей средние показатели дистолического артериального давления превышают средневозрастную норму.

Таблица 1 - Показатели артериального давления юношей и девушек 16 лет г. Ишима (М±т)

Показатель САД, мм.рт.ст. ДАД, мм.рт.ст АД(ср), мм.рт.ст.

Группа фактическое расчетное фактическое расчетное фактическое расчетное

Девушки 116,05 ±1,23 115,71 ±1,61 78,02 ±0,93 67,07 ±0,53 97,03 ±0,54 83,07 ±0,76

Юноши 126,23 ±1,23 + (ю, д) 119,72 ±2,70 81,07 ±2,58 76,87 ±3,88 103,65 ±0,63 •+ (ю, д) 83,18 ±0,63

Примечание: достоверность различий между фактическими и расчетными показателями: • - р < 0,05; достоверность различий в зависимости от пола: ± р < 0,05

Установлены статистически достоверные различия между показателями систолического артериального давления у юношей и девушек. Усредненные данные, приведенные в таблице 1, указывают на более высокие цифры систолического давления у юношей, чем у их сверстниц.

Наряду с измерениями САД и ДАД, было рассчитано среднее артериальное давление (АД(ср)). Среднее артериальное давление дает возможность составить представление о координации исполнительных и регуляторных механизмов в системе кровообращения [7]. АД (ср) отражает степень заполнения кровеносных сосудов кровью в данный момент. Уровень фактического среднего артериального давления у юношей и девушек был достоверно выше расчетного. У юношей фактическая величина АД (ср) составила 103,65±0,63 мм. рт. ст., расчетная - 83,18±0,63 мм. рт. ст., у девушек -97,03±0,54 мм. рт. ст. и 83,07±0,16 мм. рт. ст. Выявлены статистически значимые различия АД (ср) в зависимости от пола (р<0,05). Обнаружены более высокие цифры среднего артериального давления у юношей, чем у девушек.

В таблице 2 представлены показатели систолического и минутного объема крови обследованного контингента старшеклассников.

Систолический объем крови характеризует развитие сократительной функции миокарда [14]. Величина СО девушек 16 лет составляла 63,16±1,69 мл, у юношей 64,45±2,47. Половых различий по показателю систолического объема у обследованного контингента старшеклассников не выявлено. Минутный объем крови обусловлен величиной систолического объема и частотой сердечных сокращений. ЧСС у девушек и юношей соответствовала возрастной норме (77 и 76 уд/мин). Минутный объем крови девушек составил 4870,89±215,16 мл, у юношей МОК был несколько выше, но эти различия не носили статистически достоверного характера.

Сравнивая полученные показатели СО и МОК старшеклассников г. Ишима с результатами исследования гемодинамических показателей уроженцев Среднего Приобъя, можно констатировать, что у юношей г. Ишима наблюдаются более низкие показатели и систолического и минутного объема крови [15].

При высоких учебных нагрузках сердечнососудистая система испытывает напряжение, выражающееся в изменении параметров ее функционирования [15], [17].

Определение показателей артериального давления осуществлялось в течение учебной недели: в начале и в конце уроков. На рисунках 1 и 2 приведены результаты наблюдений за изменением показателей систолического и диастолического артериального давления девушек и юношей под влиянием учебной нагрузки. Рассматривая динамику систолического и диа-столического артериального давления у старшеклассников в течение учебной недели, можно констатировать, что колебания систолического давления были выражены в большей степени в динамике учебной недели, а диастолического -в динамике учебного дня.

Повышение величины систолического артериального давления у девушек носят достоверный характер в среду, четверг и пятницу, по сравнению с понедельником. Увеличение САД у девушек достигало к концу недели 9,41 мм. рт. ст. У юношей повышение уровня систолического давления к концу учебной недели было незначительным.

Таким образом, уровень систолического артериального давления у девушек к концу недели закономерно повышался. Закономерное повышение уровня систолического артериального давления к концу учебной недели может служить отражением напряжения функционирования сердечно-сосудистой системы. У юношей уровень САД в динамике учебной недели практически не изменялся.

Таблица 2 - Показатели систолического и минутного объемов крови юношей и девушек 16 лет

г. Ишима (М±т)

Показатель СО, мл МОК, мл Достоверность, р

Девушки 63,16±1,69 4870,89±215,16 р>0,05

Юноши 64,45±2,47 4904,48±258,24 р>0,05

Каташинская Л.И.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы...

Анализируя динамику САД до и после уроков, можно сделать вывод о том, что показатель систолического давления несколько повышался к концу учебного дня, но эти изменения не носили статистически достоверного характера, как у девушек, так и у юношей.

В динамике учебной недели увеличение показателя диастолического давления носило достоверный характер и у юношей и девушек

16 лет. Начиная со среды, уровень ДАД повышался. Наибольшее возрастание показателя диастолического давления в динамике учебной недели наблюдалось в четверг. У девушек прирост составил 4,82 мм. рт. ст., а у юношей -6,61мм. рт. ст.

Прирост диастолического артериального давления после уроков в динамике учебной недели был тем выше, чем большим было ко-

Рисунок 1 - Динамика показателей систолического и диастолического артериального давления девушек 16 лет

до и после уроков в течение учебной недели (М±т)

Рисунок 2 - Динамика показателей систолического и диастолического артериального давления юношей 16 лет

до и после уроков в течение учебной недели (М±т)

Примечание: достоверность различий между АД в начале учебного дня и в конце: *- Р<0,05; достоверность различий между АД в разные дни недели: пн-чт- Р<0,05

личество уроков в день, либо чем сложнее они были.

В среду и четверг у старшеклассников 7 уроков. В учебный график включены уроки повышенной сложности - информатика, геометрия, иностранный язык, физика.

В остальные учебные дни изменения величины ДАД в течение учебного дня менее выражены, но носят статистически достоверный характер.

В динамике учебной недели увеличение показателя ДАД носило статистически достоверный характер в понедельник и пятницу, понедельник и четверг.

Таким образом, на протяжении недели большим влиянием учебной нагрузки у старшеклассников подвергается сосудистый компонент артериального давления, обеспечиваемый гуморальной регуляцией. Эти механизмы, более чувствительны и менее устойчивы. Можно сделать вывод о том, что основная нагрузка учащихся носит психологический характер, т. е. мотивационно-эмоциональный.

Выводы:

1. Уровень систолического, диастолическо-го и среднего артериального давления у юношей выше, чем у девушек и превышает средневоз-

растную норму. У девушек показатели диасто-лического и среднего артериального давления превышают возрастную норму.

2. Гендерных различий в показателях систолического и минутного объемов крови не выявлено. У юношей г. Ишима Тюменской области показатели систолического и минутного объемов крови ниже, чем у их сверстников, проживающих на Севере области.

3. В динамике учебной недели колебания систолического давления у старшеклассников выражены в большей степени, чем диасто-лического. Уровень систолического артериального давления у девушек к концу недели закономерно повышался, у юношей уровень САД в динамике учебной недели практически не изменялся.

4. В динамике учебного дня у юношей и девушек выражены в большей степени колебания диастолического артериального давления. Прирост ДАД после уроков у старшеклассников тем выше, чем больше количество и трудность уроков.

Полученные в исследовании результаты указывают на напряжение функционального состояния сердечно-сосудистой системы у старшеклассников под воздействием учебной нагрузки.

02.03.2017

Список литературы:

1. Баранов, А.А. Особенности состояния здоровья современных школьников / А.А. Баранов // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - №5. - С. 3-5.

2. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А.А. Баранов // Российский педиатрический журнал. - 2005. - №2. - С. 4-8.

3. Безруких, М.М. Психофизиология ребенка / М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер. - М.: Издательство Московского психолог-социального института; Воронеж. НПО «МОДЭК». - 2005. - 496 с.

4. Бондарь, В.И. Динамика структуры заболеваемости детского населения России / В.И. Бондарь // Сб. материалов XII конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». - 2008. - С. 50-51.

5. Вешнева, Е.А. Состояние здоровья детей и подростков / Е.А. Вешнева // Вопросы современной педиатрии. - 2008. - №3. -С. 424-425.

6. Волкова, С.И. Влияние пробных экзаменов в форме ГИА на сердечно-сосудистую систему девятиклассников / С.И. Волкова, Э.Ю. Сироткина // Международный сборник научных трудов, посвященный году Германии в России «Естественные и гуманитарные науки - устойчивому развитию общества». - М.: ООО «ПКЦ Альтекс», 2012. - С. 53-56.

7. Гребенникова, В.В. Закономерности морфофункционального развития детей в условиях урбанизированной среды: автореф. дис. ... докт. мед. наук / В.В. Гребенникова. - Красноярск, 2003. - С. 2-8.

8. Гребняк, Н.П. Состояние здоровья детского населения мегаполиса / Н.П. Гребняк // Гигиена и Санитария. - 2004. - №2. -С. 50-54.

9. Функциональное состояние учащихся 11-12 лет в условиях интенсивных учебных нагрузок по данным анализа вариабельности сердечного ритма / Л.Я. Доцоев и др. // Физиология человека. - 2003. - Т. 29. - №4. - С. 62-65.

10. Каташинская, Л.И. Динамика показателей развития, функционального состояния и умственной работоспособности средних и старших школьников г.Ишима: дис. ... канд. биол. наук / Л.И. Каташинская. - Тюмень, 1999. - С. 65-69.

11. Каташинская, Л.И. Анализ факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья городских и сельских школьников [Электронный ресурс] / Л.И. Каташинская, Л.В. Губанова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4. -URL: http://www.science-education.ru/118-14181.

12. Каташинская, Л.И. Исследование морфофункциональных показателей старших школьников Ишимского района / Л.И. Каташинская, Л.В. Губанова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. - №6. - С. 110-117.

Каташинская Л.И.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы..

13. Каташинская, Л.И. Состояние здоровья городских и сельских школьников юга Тюменской области / Л.И. Каташинская, Л.В. Губанова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11. - № 1-5. - С. 869-871.

14. Каташинская, Л.И. Уровень тревожности и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников / Л.И. Каташинская, Л.В. Губанова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. - №5-2. -С.351-354.

15. Литовченко, О.Г. Некоторые показатели сердечно-сосудистой системы уроженцев Среднего Приобья 7-20 лет / О.Г. Литов-ченко, О.Л. Нифонтова // Вестник ОГУ - 2010. - №1 (107). - С. 115-119.

16. Макарова, Л.П. Особенности состояния здоровья современных школьников / Л.П. Макарова, Г.А. Корчагина // Вестник Герценовского университета. - 2007. - №6. - С. 47-48.

17. Сухарев, А.Г. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях / А.Г. Сухарев // Гигиена и санитария. - 2004. - №1. - С. 47-51.

18. Суховская, О.А. Качество жизни, связанное со здоровьем / О.А. Суховская // Тюменский медицинский журнал. - 2000. -№2. - С. 3-5.

19. Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М.М. Безруких и Д.А. Фарбер. - М.: РАО, 2000. - С. 148-150, 217-237.

Сведения об авторе:

Каташинская Людмила Ивановна, доцент кафедры биологии, географии и методики их преподавания Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова (филиала) Тюменского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент 627750, Тюменская область, г. Ишим, ул. Ленина, 1, e-mail: katashinskaya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.