o¿
OjS 0.4 0.7
SO
ЮО
I50
Рис. 2. Влияние органоминеральных удобрений на содержание свинца в зерне ячменя в техногенном ореоле рассеяния.
По оси абсцисс — расстояние от трассы, м: по оси ординат — содержание свинца, мг/кг: / — без удобрений; 2 — после внесения органомииеральных удобрений.
отделена от автомагистрали плотным растительным барьером, состоящим из 2—3 рядов елей высотой 3,0—3,5 м, местами в барьере имеются пропуски длиной 8—15 м.
Образцы почв и растений отбирали на делянках контрольных вариантов опыта, а также на вариантах с удобрениями на разных расстояниях от автомагистрали.
Результаты исследования показали наличие техногенного ореола рассеяния свинца и кадмия вдоль автомагистрали. Ореол расстояния свинца в почве имеет ширину 180 м, причем наибольшее содержание свинца отмечено в интервале 120—180 м от автомагистрали. Максимальный коэффициент аномальности свинца в почве 5,6 (рис. 1).
Расплывчатость ореола можно объяснить наличием растительного барьера. Известно, что подобные барьеры задерживают значительную часть содержащих металлы крупных частиц аэрозолен газов автотранспорта. Более мелкие частицы оседают медленнее и выпадают на поверхность почвы и растений в пределах более широкой полосы (Quinche и соавт.).
В тех местах, где растительный барьер прерывается, свинца в почве больше: за растительным барьером на расстоянии 40 м от автотрассы — 4 мг/кг, вне барьера на том же расстоянии — 12,7 мг/кг.
Дальнейшие наши исследования показали наличие корреляции между содержанием свинца в почве и растениях (зерне ячменя), произрастающих на той же почве (см. рис. 1). Из графика видно, что коэффициенты аномальности свинца в растениях значительно ниже, чем в почве, но характер их распределения в ореоле рассеяния аналогичен наблюдаемому в почве.
В последние годы установлено, что отработанные газы автотранспорта наряду со свинцом содержат н другие металлы. Нами обнаружено, что на изучаемой территории растения (зерно ячменя) загрязняются кадмием. Однако его коэффициенты аномальности ниже, чем свинца. Количество цинка в растениях изучаемого ореола на расстоянии 40—184 м от трассы было практически постоянным (от 39±5 до 32±6 мг/кг).
Представляет интерес вопрос о влиянии удобрении на количество металлов в растениях в условиях повышенного содержания их в почве. Результаты исследования свидетельствуют о том, что внесение органоминеральных удобрений снижает содержание свинца в зерне ячменя по сравнению с контрольным вариантом, расположенным на том же расстоянии от трассы. При концентрации свинца в растениях контрольных (неудобренных) делянок до 0,87 мг/кг на фоне применения органоминеральных удобрений уровень свинца в зерне ячменя не превышал 0,34 мг/кг (рис. 2).
Выводы. 1. Вблизи автомагистрали почва и растительность загрязнены свинцом и кадмием, максимальное накопление которых отмечено на расстоянии 120— 180 м от дороги.
2. Лесозащитные полосы вдоль дорог ограничивают распространение металлов-загрязнителей, препятствуя перемещению аэрозолей в сторону от дороги.
3. Внесение органоминеральных удобрений снижает накопление свинца в зерне ячменя.
Литература. Бериня Д. Ж. — В кн.: Опыт и методы экологического мониторинга. Пущино, 1978, с. 53—58.
Неменко Б. А., Молдакцлова M. M., Гончаров H. P. —
Гиг. и сан., 1981, № I, с. 74—75. Никифорова Е. M. — Вестн. Моск. ун-та. Серия геогр.,
1975, № 3, с. 59—61. Савельева Л. Е. — В кн.: Тяжелые металлы в окружающей среде. М., 1980, с. 63—69. David D. J.. Williams С. P.— Aust. J. exp. Agricult, 1975,
v. 15, p. 414—418. Impens R. — Ann. de Gembloux, 1974, v. 80, p. 173—183. De Körting H. IT. — Water, Air, Soil Pollut, 1974, v 3. p. 63—70.
Minami K., Araki К. — Soil Sei. Plant Nutr., 1975, v. 21, p. 185—188.
Quinche J. P.. Zuber R., Bovay E. — Phytopath. Z., 1969,
Bd 66, S. 65.
Ward N. J., Brooks R. R. — Environm. Sei. Technol., 1977, v. 11, p. 917—920.
Поступила 30.03.82
¡/ДК 371.71:377
Л. Г. Ватченко
ВЛИЯНИЕ УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКИ НА СОСТОЯНИЕ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКУМА
Жовтневая санэпидстанция Днепропетровска
Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в настоящее время наряду с профессионально-техническими училищами в техникумах.
Режим обучения в техникумах вузовский: продолжительность 1 занятия 90 мин с перерывом 5 мин через 45 мин занятия. Возраст учащихся равен школьному (15—18 лет), однако в школе подростки данного возраста занимаются по режиму, при котором 1 занятие длится 45 мин.
В этот период в организме возникает и завершается ряд морфологических, физиологических, психологических процессов, для которых небезразличен режим обу-
чения. Поэтому организация ре:кима обучения имеет большое гигиеническое значение.
О нерешенных вопросах организации правильного режима обучения в техникуме на примере Днепропетровского техникума автоматики и телемеханики свидетельствует большая распространенность вегетососудистой дистопии — почти в 5 раз чаще, чем у учеников общеобразовательной школы. Большое число учащихся техникума ежегодно отчисляется из-за неуспеваемости и по состоянию здоровья. В то же время намеченный государственными планами курс на увеличение выпуска электронно-вычислительной техники требует увеличения в 1,6—1,8 ра-
за численности подготовленных специалистов по их обслуживанию.
Это побудило заняться изучением с 1977 г. в течение 3 лет состояния работоспособности и высшей нервной деятельности учащихся техникума, осваивающих специальность техника-электрика (0612-ЭВМ, приборы и устройства). Обучение проводится на базе 8 классов школы (в возрасте 15—16 лет) н на базе 10 классов (17 лет и старше). Диапазон применения квалификации техника-электрика широк, учащиеся могут работать во всех отраслях отечественной промышленности, где применяются ЭВМ.
В соответствии с решениями XXI съезда КПСС наметилась тенденция к созданию АСУ (автоматизированных систем управления), при работе которых предусматривается непосредственное участие людей в управлении производственными процессами через устройство вывода информации на электронно-лучевую трубку — дисплей. На экран может выводиться алфавитно-цифровая, графическая информация с частотой 50—60 раз в секунду по 20 строк текста 80 знаками в каждой. В данном случае большую нагрузку несет анализатор.
Для изучения были отобраны 2 группы учащихся техникума — одна на базе 8 классов школы, другая — на базе 10 классов. В каждой группе было в среднем по 30 учащихся. В качестве контроля выбран 9-й класс школы с углубленным изучением физики и электроники (27 человек).
Учащиеся всех групп были практически здоровы, со средним физическим развитием, прошедшие перед поступлением в техникум медицинское освидетельствование с учетом медицинских противопоказаний к приему абитуриентов по данной специальности.
Динамики адаптационных процессов при поступлении в техникум не изучались, так как этому вопросу буяет посвящено отдельное сообщение.
В литературе имеются материалы о влиянии обучения в техникумах на работоспособность, состояние здоровья, высшую нервную деятельность (В. С. Степанюк; В. Б. Ла-стовченко; В. Л. Суханова и соавт.). Однако таких работ мало, особенно в эргономическом аспекте, определяющем дифференцированный подход при обучении подростков разного возраста с изучением соотношения наследственных и средовых факторов психофизиологического развития (Т. Г. Хамаганова и Е. В. Уварова).
Одним из основных показателей производственной характеристики специальности являются скорость переработки информации зрительным анализатором, быстрота реакции в экстренных ситуациях, внимание. В литературе есть указание о связи этих параметров со свойствами <ервной системы — силой, подвижностью (В. А. Тро-инхин и соавт.). А вот каковы особенности высшей нерв-ой деятельности, работоспособности подростков в за-1ИСнмости от пола и возраста при обучении под влиянием учебной нагрузки, дифференцированной по типам занятий в динамике дня, недели, года, об этом нет сведений, что и послужило поводом для проведения данной работы.
Исследования осуществлены в естественном эксперименте. Учебная нагрузка по типу занятий дифференцирована на основании характера учебного материала и дидактической цели с учетом вида предмета. Основными были приняты 3 типа занятий: изучение нового материала (лекционный), совершенствование знаний, умений, навыков (обычный урок) и контрольный (М. И. Махмутов). В качестве учебной нагрузки приняты были также экзамены после первого года обучения. Необходимость изучения состояния работоспособности на занятиях лекционного типа обоснована отсутствием четких рекомендаций по ведению их для учащихся на базе 8 классов. В сборнике руководящих материалов по среднему специальному образованию (1970) рекомендуется введение лекционного метода преподавания на базе неполной средней школы на старших курсах, на базе 10 классов с I курса с числом учащихся в одном лекционном потоке не менее 50—60 (2 учебные группы). Однако в техникуме это не выполняется, лекционные занятия проводятся только для 1-й группы с первого дня занятий в техникуме.
Дифференцирование учебной нагрузки было продиктовано необходимостью поисков принципов гигиенического нормирования трудности учебных занятий, так как попытка ранжировки дисциплин по степени трудности показала неодинаковую трудность занятий даже в пределах одной дисциплины (С. М. Громбах).
Изучаемые в техникуме дисциплины делятся на общеобразовательные, общетехническне и специальные. Поскольку в общеобразовательном цикле около 50% предметов технического профиля, то все предметы были подразделены на технические и гуманитарные.
В учебных планах количество часов в неделю на преподавание технических предметов в группе на базе 8 классов на I курсе составило 63% общей недельной нагрузки, в группе на базе 10 классов —75%, а в 9-м классе школы— 47%. На И курсе количество часов в неделю на изучение технических предметов в группе на базе 8 классов составило 75%, в группе на базе 10 классов —85% при сохраненном соотношении предметов в 10-м классе школы по сравнению с 9-м.
Динамику функционального состояния нервной системы определяли главным образом с помощью корректурных проб и модификации В. В. Протопопова и Е. М. Вайн-руб (1978), а также путем решения арифметических примеров на 4 действия, запоминания сочетаний из 3 букв и координационной пробы.
Все задания были дифференцированы по времени, общая продолжительность исследования по всем методикам составляла 4 мин 20 с, в том числе по корректурной пробе I мин 30 с. Уменьшение времени исследования с 1—2 мин на каждую часть задания по классической методике до 30 с обосновано положением И. П. Павлова о том, что при слабом тормозном процессе хроническое продление тормозного влияния до 5 мин уже ведет к срыву условнорефлекторной реакции, в то время как использование классической методики с дозированием времени на каждую часть задания по 1—2 мин в конечном счете обусловит увеличение суммарного времени исследований по всем методикам более чем до 5 мин, что может вызвать утомление уже под воздействием самих исследований.
Работа по корректурной методике трактуется как условный рефлекс, при котором условным раздражителем в данном случае являются буквы. Выработка этого условного рефлекса осуществляется путем предварительного инструктажа через 2-ю сигнальную систему.
С помощью корректурной пробы определяли силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов (А. О. Навакатикян и В. В. Крыжановская).
Силу возбудительного процесса оценивали по скорости образования и упрочения условного рефлекса, силу тормозного процесса — по скорости выработки прочной днфференцировки, подвижность тормозного процесса — по скорости переделки тормозного условного раздражителя в положительный.
Для работы была выбрана корректурная таблица, так как учебные занятия, вызывая утомление корковых клеток, ведут к постепенному развитию запредельного торможения, которое прежде всего охватывает 2-ю сигнальную систему. Это обусловливает ослабление возбудительного процесса, снижение способности к дифференцированию раздражителей (А. С. Дмитриев). В корректурной таблице общее количество знаков 1600, что соответствует одномоментной информации на дисплее.
Результаты корректурной пробы оценивали по методике Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР с оценкой каждой части задания по количеству и качеству работы.
Для оценки каждого показателя по всем методикам были составлены стандарты для юношей и девушек 15— 16 и 17—18 лет с учетом 0,67 частной сигмы. Ввиду возможности получения разнородных показателей были отобраны данные исследований учащихся со средней успеваемостью от 3,7 до 4,3 балла. При сравнении средних величин изученных показателей установлено отсутствие различий у учащихся 9-го класса школы и техникума
3 Гигиена и санитарии № 7
— 65 —
Психофизиологические показатели подростков 15—16 и 17—18 лет
Таблица 1
Возраст обследованных, годы
¡5
со
и
Корректурная таблица Аифиыова
1-е задание 2-е задание 3-е задание 1-е + 2-е задания <0 X В * о 2 х 5 Л я а О:!
*
. X о з ах с X о о X а , к о 2 С.Х = = , 0 «о X 1 число просмотренных знаков а а X О 3 о о X а о 01 = О 3 X О Я 1*" х и о х ■ а) и/ а ю. о а X ь х
число смотре знаков о ч и X 9 число смотре знако! о 5 X 7 » о «> о в У число смотре знако! о ч о X V о п г=> хо
Арифметический тест
число решенных примеров из 5
"15 £Э =
V а/ Ш О.Х
Координа-цнонный тест
Тест запоминания
число правильно воспроизведенных слов
Юноши
М 169,06 0,51 138,43 1,25 162,81 1 310,62 0,46 0,18 22 0 1,75 1,24 78,23 7,73 5.25 2,28
б 34,11 0,71 29,85 1,11 38,37 1 55,43 0,42 0,13 21,93 0,66 0,88 42,19 9,19 1,75 1,32
т 1,62 0,08 1.47 0,13 1.59 0,12 2,20 0,08 0,05 2,62 0,18 0.15 5,4 1,17 0,30 0,20
п 64 64 64 64 64 64 64 62 57 70 53 53 61 61 55 52
М 187,54 0,98 159,03 1,62 186.55 1,24 337,90 0,75 1,49 18,38 1,82 1,06 70,87 12,96 6,04 2,90
6 39,7 0,89 51,5 1.27 38,7 1.11 47,82 0,58 0,53 13,23 0,98 0,49 26,29 13,49 2,51 1,55
т 1,75 1,12 1,6 0,16 1,74 0,14 2,43 0,1 0,14 1,69 0,24 0,20 3,34 1,71 0,37 0,22
п 61 62 62 61 61 61 57 55 61 62 29 29 62 62 43 50
Девушки
М 192,28 0,91 146,98 0,67 0,67 188,52 0,92 430,85 0,72 0,45 21,71 2,06 1,0 59,05 4.80 2,58
6 29.47 0.95 25,64 0,1 25,36 0,95 42,10 0,55 0,38 19,03 0,68 0,68 13,95 6,17 26,58 2,15
т 1,65 0,11 0,52 0,81 1,66 0,11 2,20 0,10 0,08 2,27 0,21 0,15 1,66 0,73 0.29 0,20
п 70 70 63 62 68 68 70 64 64 70 43 43 70 70 60 60
М 210,81 1,24 180,98 2,17 207.11 1.3 387,14 • 1,05 0,50 24,26 3,20 1,73 78,10 11,78 5,93 2,12
6 38,7 1,11 43,01 1,47 34,55 1,14 56,64 0,51 0,52 25,30 0,97 0,97 24,15 8,43 1,82 1,37
т 1,85 0,15 1,72 0,17 1,87 0,14 2,63 0,14 0,08 3,24 0,31 0,24 3,13 1,09 0,37 0,22
п 61 58 61 58 59 60 56 55 72 61 31 30 60 60 40 42
(15—16 лет), поэтому данные этих исследований объединены, но дифференцированы в зависимости от пола подростков (табл. 1).
Из табл. 1 видно, что средние показатели у девушек значительно выше, чем у юношей, и увеличиваются от 15—16 лет к 17—18 годам. У девушек 15—16 лет и юношей 17—18 лет отсутствуют достоверные различия по силе возбуждения и подвижности тормозного процесса. Прирост силы возбуждения от 15—16 лет к 17—18 годам выше у юношей, а силы торможения — у девушек.
Все испытуемые каждого из 3 изучаемых контингентов подразделялись на 3 группы работоспособности по методике С. М. Громбаха на основании результатов выполнения корректурных проб. Подростки 1-й группы имели высокую работоспособность при хороших и отличных показателях силы возбуждения и торможения, подвижности процесса торможения. У обследованных 2-й группы была средняя работоспособность при хорошей подвижности тормозного процесса. Учащиеся 3-й группы отличались низкой работоспособностью по всем показателям. Коррек-
Таблица 2
Характеристика свойств нервной системы учащихся по полу по качеству выполнения корректурных проб в I четверти на первых
занятиях по понедельникам
В том чис-
ч V е; ле
Группа в. в X
Число ванны 3 о X 2 3 >. л
Учащиеся техни- 33 17 16
кума автомати-
ки и телемеха-
ники (15—16 лет)
Ученики 9 -го 27 17 10
класса школы
(15—16 лет)
Учащиеся техни- 31 16 15
кума автомати-
ки и телемеха-
ники (17—18 лет)
Свойство нервной системы
Сила возбуждения Сила торможения Подвижность тормозного процесса Сила возбуждения
Сила торможения Подвижность тормозного процесса Сила возбуждения Сила торможения Подвижность тормозного процесса
Комплексная оценка
1 (хорошая) М» 2 (средн яя) № 3 (плохая)
юноши девушки ЮНОШИ девушки ЮНОШИ девушки
и % о о % и % и и о % и о %
св <с ее се со
2 11,7 5 31,2 6 35,3 4 25 9 52,9 7 43,7
2 11,7 3 18,7 10 58,8 8 50 5 29,4 5 31,2
5 29,4 4 25 10 58,8 6 37,5 2 11,7 6 37,5
2 11,7 5 50 8 47 3 30 7 41,2 2 20
3 17,6 2 20 11 64,7 5 50 3 17,6 3 30
5 29,4 5 50 9 52,4 4 40 3 17,6 1 10
1 6,2 4 26,6 11 68,7 7 46,6 4 25 3 20
4 25 1 6,6 9 56,2 8 53,3 3 18,7 6 40
3 18,7 2 12,5 10 62,5 10 66,6 3 18,7 3 20
Таблица 3
Характеристика свойств нервной системы учащихся по группам работоспособности на основании качества выполнения корректурных проб в 1 четверти на первых занятиях по понедельникам
Групп» Свойство нервной системы Группа работоспособности
1 -я 2-я 3-я
Число обследованных Комплексная оценка Число обследованных Комплексная оценка Число обследованных Комплексная оценка
№ 1 № 2 •V. 3 /Л 1 Л 2 № 3 № 1 2 Л» з
и О (а % о о ев % и 0 01 % О О со 3 я % и О а % О О вэ и О я % и о <о %
Учащиеся Сила воз- 2 40 2 40 1 20 4 21 7 36,8 8 42,1 1 11,1 1 11.1 7 77,7
техникума буждения
автоматики Сила тор- 5 — — 5 100 — — 19 5 26,3 9 47,3 5 26,3 9 — _ 4 44,4 5 55,5
и телемеха- можения
ники (15— Подвиж- 1 20 4 80 — — 7 36,8 8 42,1 4 21 I 11,1 3 33,3 5 55,5
16 лет) ность тор-
мозного
процесса
Ученики Сила воз- 5 62,5 3 37,5 — — 2 13,3 7 46,6 6 40 _ _ 1 25 3 75
9-го класса буждения
школы (15— Сила тор- 8 2 25 6 75 — — 15 3 20 9 60 3 20 4 -_ 2 50 2 50
16 лет) можения
Подвиж- 7 87,5 1 12,5 — — 3 20 10 66,6 2 13,3 - _ 2 50 2 50
ность тор-
мозного
процесса
Учащиеся Сила воз- 2 28,6- 5 71.4 — — 3 18,7 9 56,2 4 25 _ _ 4 50 4 50
техникума буждения
автоматики Сила тор- 7 2 28,6 5 71,4 - — 16 2 12,5 11 68,7 3 18,7 8 1 12,5 I 12,5 6 75
и телемеха- можения
ники (17— Подвиж- 3 42,8 4 57,1 — — 2 12,5 11 68,7 3 18,7 _ _ 5 62,5 3 37,5
18 лет) ность тор
мозного
процесса
тировка групповой принадлежности проводилась с учетом успеваемости. Приведенная группировка подтверждает идею И. П. Павлова о необходимости раскрытия тех свойств нервной системы, по которым может проводиться классификация, а не установление типов нервной системы (А. С. Дмитриев).
Анализируя результаты проведенной группировки (табл. 2) по возрасту, полу, необходимо отметить, что снижение силы возбуждения у юношей 15—16 лет выражено больше, чем у 17—18-летних и девушек обоих возрастных групп. Те же данные при группировке по работоспособности (табл. 3) свидетельствуют об ухудшении показателей силы возбуждения, торможения и подвижности тормозного процесса от 1-й к 3-й группе обследованных всех контингентов, что четко разграничивает их функциональные возможности.
При изучении изменения работоспособности в динамике дня, недели и года выявлены ее значительные различия в зависимости от типа занятий, возраста учащихся, дня, недели и года обучения.
На I курсе у 15—16-летних учащихся и в I семестре у 17 — 18-летних в понедельник на первом занятии были наиболее низкие показатели работоспособности с улучшением их к середине дня с сохранением на таком уровне к ф,его концу. В среду кривая динамики соответствовала ровному темпу, в субботу показатели работоспособности сохраняли исходный уровень в начале и середине дня с ухудшением к концу занятий. Динамика работоспособности у второкурсников на базе 8 классов и со II семестра на базе 10 классов стабилизировалась и поэтому может быть отнесена к такому же типу при условии отсутствия контрольных занятий. На занятиях контрольного типа показатели работоспособности снижались и степень их сниже-
ния зависела от того, каким по порядку было контрольное занятие. Степень снижения возрастала от первого к последнему занятию. Аналогичные изменения отмечены на лекционных занятиях у 15—16-летних учащихся и в первом полугодии у 17—18-летних. Среди дисциплин необходимо отметить черчение и факультатив по марксистско-ленинской этике, на которых проявляется утомление учащихся, что можно трактовать как незаконченность развития абстрактного мышления в подростковом возрасте (И. С. Якиманская). Но те же занятия длительностью не 90, а 45 мин не утомительны и не сопровождаются снижением работоспособности.
Экзамены вызывают большее снижение показателей работоспособности, чем контрольный урок. Во время экзаменов на первый план выступали нарушения подвижности процесса торможения, а затем уже силы торможения. Во всех случаях уменьшения работоспособности у 15—16-летннх подростков координация движений, внимание по тесту запоминания ослаблялись за счет снижения качественных, а у 17—18-летних — за счет количественных показателей. Ухудшение показателей при решении арифметических примеров происходило параллельно изменению координации движений.
Выводы. 1. Снижение показателей работоспособности учащихся тесно связано с типом занятий, возрастом, длительностью учебной нагрузки.
2. Учебная нагрузка в первую очередь вызывает снижение подвижности тормозного процесса и изменение силы торможения.
3. Функциональные возможности подростков различны в зависимости от пола и возраста; у юношей 15—16 лет снижены показатели силы возбудительного процесса.
3*
- 67 - ,
4. Необходимо пересмотреть сроки начала лекционные занятий в техникуме для 15—16-летних учащихся (со II курса) и сократить вдвое длительность контрольных занятий. Лекционные занятия для 17—18-летних учащихся техникума следует вводить со 2 семестра.
Литература. Громбах С. М. — В кн.: Гигиена
детей и подростков. М., 1978, вып. 6, с. 9. Дмитриев А. С. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1974, с. 360. Ластовченко В. Б. — Гиг. и сан., 1979, № 5, с. 36. Махмутов М. И. Современный урок и пути его организации. М., 1975, с. 22. Навакатикян А. О., Крыжановская В. В. Возрастная ра-
УДК 614.72:669.112.
В вычислительной технике и новых видах радиоэлектронной аппаратуры на основе полупроводниковых материалов широкое применение находит бариевый феррит, технологический процесс получения которого сопряжен с пылеобразованием и поступлением аэрозоля в воздушный бассейн населенных мест. ПДК бариевого феррита в воздухе рабочей зоны установлена на уровне 4 мг/м3. Отсутствие такого норматива для атмосферы населенных мест диктует необходимость токсикологической оценки бариевого ферритового порошка (ВаО-6 Ре2Оэ) применительно к условиям его длительного круглосуточного ингаляционного поступления в организм.
Эксперимент проведен на половозрелых крысах-самцах с исходной массой 160± 10 г, которые были распределены на 5 групп по 48 особей в каждой. Животные подвергались 4-месячному воздействию аэрозоля бариевого ок-сифера в концентрациях 0,76±0,013 мг/м3 (1-я группа), 0.41 ±0,006 мг/м3 (2-я группа), 0,095±0,004 мг/м3 (3-я группа), 0,038±0,0017 мг/м3 (4-я группа), и 1 (5-я группа служила контролем. Динамическую ингаляционную затравку проводили в камерах вместимостью 200 л. Содержание феррита в них определяли фотометрическим методом, основанным на улавливании аэрозольных частиц из определяемого объема воздуха, извлечении осадка способом «сухого» сжигания, растворении в соляной кислоте и определении розового комплексного соединения железа с о-фенантролином (3. Марченко).
Токсичность исследуемого вещества в условиях хронического опыта оценивали по комплексу показателей функционального состояния животных.
В процессе эксперимента выявлено значительное отставание прироста массы тела у крыс первых 3 групп через 12 нед затравки (Р^0.05). У этих же животных установлены достоверные изменения суммационно-порогового показателя (СПП). Воздействие аэрозоля в течение 1, 2 и 3 мес характеризовалось развитием процессов возбуждения в ЦНС (снижение СПП в 1,3, 1,26 и 1,36 раза), в то время как в конце эксперимента в ЦНС преобладали тормозные процессы (увеличение СПП в 1,28 раза).
ботоспособность лиц умственного труда. Киев, 1979, с. 84.
Павлов И. П. Полное собрание сочинений. М. —Л., 1951, т. 3, кн. 2, с. 267.
Степанюк В. С. — Гиг. и сан., 1980, № 9, с. 33.
Суханова В. А., Вирпша Л. В., Думкине Г. 3. — Там же, 1974, № 2, с. 33.
Трошихин В. А., Молдавская С. И., Кольченко Н. В. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор. Киев, 1978, с. 105.
Хамаганова Т. Г., Уварова Е. В. — Гиг. и сан., 1981, № 10. с. 25. 41
Якиманская И. С. — Средн. спец. образование, 1975, № 12, с. 45.
Поступила 01.12.82
После 2-недельной ингаляционной затравки белых крыс бариевым ферритом в концентрации 0,76 мг/м3 у животных возросло количество гемоглобина в крови, которое составило 156,3±0,87 г/л против 150.1 ±0,62 г/л в контроле. В последующие сроки (1, 2 и 3 мес) изучаемое ве- ^ щество не изменяло количество гемоглобина, и лишь в конце хронического опыта у животных первых 3 групп оно возросло по сравнению с контролем (150,1 = 0,87 г/л) соответственно до 159±1,6, 158,3±1,06 и 164,1 ±0,85 г/л. Изменения в содержании эритроцитов были аналогичны колебаниям показателей гемоглобина.
Вдыхание бариевого оксифера в концентрациях 0,76 и 0,41 мг/м3 на протяжении 3 и 4 мес сопровождалось достоверным увеличением количества люминесцирующих лейкоцитов с измененным свечением и достигало 10—16% (у животных контрольных групп этот показатель находился в пределах 2—4%). У крыс других групп полученные данные оказались статистически недостоверными (3—7% в опыте и 3—4% в контроле).
Респираторное поступление в организм белых крыс бариевого феррита на уровне 0,76, 0,41 и 0,095 мг/м3 в течение первого месяца вызывало дезорганизацию активности каталазы крови, что проявлялось в достоверном повышении ее у крыс первых 2 групп (2,1±0,05 и 2± ±0,03 отн. ед. против 1,8±0,04 отн. ед. в контроле).
В последующие сроки эксперимента различий в активности каталазы крови у животных опытных и контрольной групп не обнаружено.
При характеристике динамики активности холинэсте- | разы крови, определенной экспресс-методом (В. Г. КолбЛ и В. С. Камышников), следует отметить ее повышение в^ конце эксперимента у крыс всех опытных групп, за исключением 4-й (57,3± 3,05, 68,2±2.06 и 57,4± 1,12 мин при 78,2± 1,51 мин в контроле).
Вдыхание животными аэрозоля бариевого феррита в концентрациях 0,76 и 0,41 мг/м3 сопровождалось снижением содержания кальция в сыворотке крови на 19%, что, несомненно, указывало на взаимосвязь между кальциевым
Краткие сообщения
227.312):613.155.3
Т. П. Ермаченко, Н. В. Грань, В. Д. Николаенко, А. Б. Ермйченко
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ БАРИЕВОГО ФЕРРИТА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ
Донецкий медицинский институт им. М. Горького