Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
первоклассники / особенности психического развития / first-form pupils / mental development

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Д.С. Надеждин, И.К. Рапопорт

Задача исследования состояла в сравнительном анализе особенностей нервно-психической сферы первоклассников в конце 1-го года обучения в зависимости от результатов медицинского обследования и выводов о правильности поступления каждого ребенка в школу. Исследовали когнитивные функции, психомоторику функциональную лабильность зрительного анализатора, отражающую степень утомления нервной системы школьника, показатели психосоциальной адаптации. Полученные данные показали, что у первоклассников с ослабленным здоровьем нет различий с одноклассниками в проявлении когнитивных функций и в успеваемости. Однако у них проявились сниженная функциональная лабильность зрительного анализатора (большее утомление нервной системы), затруднения в принятии и выполнении скоростных решений, сниженная психосоциальная адаптированность. Особенности психического развития первоклассников с ослабленным здоровьем ставит их в особые условия образовательного процесса, не способствующие улучшению здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Д.С. Надеждин, И.К. Рапопорт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST-FORM CHILDREN'S HEALTH STATUS AND MENTAL DEVELOPMENT

The task of the study war to comparatively analyze neuropsychic features in first-form children at the end of the first school year depending on the results of a medical examination and the opinions as to the appropriateness of each child’s entering a school. The cognitive functions, psychomotor system, functional visual analyzer lability, that reflected nervous system fatigue in a schoolchild, and psychosocial adaptation measures were studied. The findings indicated that there were no differences between first-form children with debilitated health and their schoolmates in the performance of cognitive functions and schooling achievement. However, they showed decreased functional lability of the visual analyzer, difficulties in taking and carrying out rapid decisions, and lowered psychosocial adaptability. The specific features of mental development of first-form children with poor health set them under special conditions of an educational process, which are not conductive to better health.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

ОД. С. НАДЕЖДИН, И. К. РАПОПОРТ, 2009 УДК 613.955:159.922.7

Д. С. Надеждин', И. К. Рапопорт2

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва

'Зав. лабораторией возрастной психофизиологии, охраны психического здоровья и психогигиены НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, к.ы.н. (т. 8-499-764-95-97, 570-66-65), !ведуш. н.с. лаборатории изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. 917-49-56)

Задача исследования состояла в сравнительном анализе особенностей нервно-психической сферы первоклассников в конце 1-го года обучения в зависимости от результатов медицинского обследования и выводов о правильности поступления каждого ребенка в школу.

Исследовали когнитивные функции, психомоторику функциональную лабильность зрительного анализатора, отражающую степень утомления нервной системы школьника, показатели психосоциальной адаптации. Полученные данные показали, что у первоклассников с ослабленным здоровьем нет различий с одноклассниками в проявлении когнитивных функций и в успеваемости. Однако у них проявились сниженная функциональная лабильность зрительного анализатора (большее утомление нервной системы), затруднения в принятии и выполнении скоростных решений, сниженная психосоциальная адаптированность. Особенности психического развития первоклассников с ослабленным здоровьем ставит их в особые условия образовательного процесса, не способствующие улучшению здоровья. Ключевые слова: первоклассники, особенности психического развития

Nadezhdin D. S., Rapoport I. К.

FIRST-FORM CHILDREN'S HEALTH STATUS AND MENTAL DEVELOPMENT

The task of the study was to comparatively analyze neuropsychic features in first-form children at the end of the first school year depending on the results of a medical examination and the opinions as to the appropriateness of each child's entering a school.

The cognitive functions, psychomotor system, functional visual analyzer lability, that reflected nervous system fatigue in a schoolchild, and psychosocial adaptation measures were studied.

The findings indicated that there were no differences between first-form children with debilitated health and their schoolmates in the performance of cognitive functions and schooling achievement. However, they showed decreased functional lability of the visual analyzer, difficulties in taking and carrying out rapid decisions, and lowered psychosocial adaptability.

The specific features of mental development of first-form children with poor health set them under special conditions of an educational process, which are not conductive to better health.

Key words: first-form pupils, mental development

В современных социально-экономических условиях отмечается выраженная интенсификация учебного процесса, следствием которой является большее утомление учащихся, значительная физиологическая стоимость школьных нагрузок, приводящая к ухудшению состояния их здоровья. Среди дошкольников, заканчивающих пребывание в дошкольных образовательных учреждениях, только 17,3% могут быть отнесены к I группе здоровья, т. е. к абсолютно здоровым. К концу обучения в 1-м классе численность детей с I группой здоровья уменьшается в 4 раза и составляет 4,3% [9, 12, 15]. В начальной школе учебные нагрузки являются значимым фактором риска формирования расстройств здоровья и развития детей на одном из самых важных этапов онтогенеза (6—18 лет) — в период физиологически обусловленной повышенной чувствительности детского организма к неблагоприятным внешнесредовым воздействиям. Получение общего образования в школах предъявляет высокие требования к состоянию ведущих функциональных систем ребенка. С этими требованиями он зачастую не может справиться без риска потери здоровья [3].

При наличии функциональных нарушений и хронической патологии, отклонений в физическом развитии снижаются учебные возможности и работоспособность учащихся. В результате этого усиливается напряжение ведущих функциональных сис-

тем организма, резко снижаются адаптационные возможности, что в свою очередь приводит к про-грессированию патологии и развитию осложнений [3, 12].

Принимая во внимание значительную численность детей с отклонениями в состоянии здоровья, поступающих в 1-й класс, необходимо разработать критерии формирования медицинских рекомендаций об отсрочке начала образовательного процесса [14]. Для этого важно иметь информацию об особенностях состояния и развития нервно-психиче-ской сферы тех первоклассников, которые, несмотря на рекомендации врачей, все же начали учебную деятельность. Необходимо уточнить, насколько могут быть обоснованы рекомендации не отдавать ребенка в школу и еще год подержать его в детском саду для укрепления здоровья, в частности, что может произойти в конце 1-го года обучения с состоянием нервно-психической сферы детей, которым по экспертной медицинской оценке не следовало в этом году поступать в 1-й класс.

Рабочая гипотеза заключается в том, что у детей, страдающих хроническими болезнями и выраженными функциональными отклонениями, имеются определенные особенности психического развития, затрудняющие физиологическую и социальную адаптацию к учебному процессу в школе. Недостаточное пребывание детей с ослабленным здоровьем в благоприятных условиях дошкольных уч-

реждений, отмена отсрочки их поступления в 1-й класс не позволяют им с меньшей физиологической стоимостью преодолеть период адаптации к школе, что может привести к прогрессированию нарушений здоровья.

Задача данного исследования состоит в сравнительном анализе психофизиологических и психосоциальных характеристик первоклассников в конце 1-го года обучения в зависимости от результатов медицинского обследования и выводов о правильности поступления каждого ребенка в школу.

Материалы и методы

Провели в конце 1-го года обучения сравнительный анализ психофизиологических и психосоциальных характеристик первоклассников, разделенных на 2 группы по результатам углубленного медицинского обследования, проведенного при поступлении в школу сотрудниками Научного центра здоровья детей. В группу здоровых детей (ГЗД) вошли первоклассники, признанные абсолютно здоровыми или имеющими незначительные функциональные отклонения, для которых не были выявлены противопоказания к началу обучения в школе. К контрольной группе (КГ) были отнесены учащиеся с хроническими соматическими заболеваниями и нервно-психическими нарушениями вне обострения. Это дети с заболеваниями или выраженными функциональными нарушениями органов пищеварения, как правило, сочетающимися с невротическими расстройствами, учащиеся с полисиндромалъными проявлениями расстройств невротического круга (цефалгия, нарушения сна, астенические и невротические реакции, гиперкинетические расстройства), а также дети с нарушениями зрения слабой степени. Родителям детей этой группы по состоянию их здоровья было рекомендовано отсрочить начало учебного процесса на 1 год. Выделенные группы были идентичными по численности и возрастно-половому составу. Всего обследовали 55 детей.

Комплексное обследование нервно-психической сферы обеих групп первоклассников провели в конце учебного года на основе современной технологии психофизиологического обследования [1,6, 11], обеспечивающей получение данных о состоянии и развитии когнитивных функций, психомоторики, функционального состояния зрительного анализатора, психосоциальных особенностей. Психофизиологические обследования провели с помощью "Комплекса для психофизиологических исследований компьютерного" КПФК-99 "Психомат" [1, 4]. Комплекс состоит из подключенных к персональному компьютеру пультов испытуемого (ПИ), обеспечивающих реализацию инструментальных методов психофизиологического обследования. Стимульную информацию предъявляли на ПИ. Двигательные реакции фиксировали касанием специальным контактным карандашом кнопок ПИ. Ряд методов психофизиологического обследования, не требующих специальных аппаратурных средств, реализован с помощью персонального компьютера и разработанного в НИИ ГиОЗДиП программного обеспечения [6]. В этом случае стимульную информацию предъявляли на экране монитора, а двигательные реакции принимали с клавиатуры компьютера.

При обследовании использовали описанный ниже комплекс методик.

Метод оценки критической частоты слияния мельканий (КЧСМ) состоят в предъявлении на ПИ световых вспышек-мельканий от безинерционного источника света красного цвета с некоторой частотой следования. Испытуемый должен был определить, мелькает свет или нет. В зависимости от ответа частота вспышек возрастала или снижалась [5]. Оценивали наименьшую частоту (в

Гц), при которой световые вспышки воспринимались без ощущения мельканий. Чем больше КЧСМ, тем выше функциональная лабильность зрительного анализатора, отражающая состояние утомления зрительного анализатора [2, 8, 10].

Процесс оценки объема зрительного восприятия состоял из однотипных заданий, в каждом из которых на экране монитора в течение времени экспозиции 150 мс предъявляли некоторое число значимых элементов — квадратиков белого цвета, а после их гашения испытуемый должен был сказать, сколько элементов было на экране. В разных пробах это число задавали псевдослучайно от 3 до 10 элементов. Искомый показатель определяли как наибольшее точно названное число элементов.

Методика оценки объема кратковременной памяти включала совокупность заданий, состоящих из этапов экспозиции и воспроизведения. На этапе экспозиции (16 с) на экране монитора предъявляли таблицу из 8 строк. В каждой строке одна из 6 клеток помечена белым квадратиком, остальные чистые. Задача испытуемого — запомнить расположение белого квадратика в каждой строке, а на этапе воспроизведения поставить его на место. Определяли среднее число правильных ответов по нескольким тестовым заданиям, отражающее объем кратковременной зрительной памяти.

Для оценки точности логических операций использовали метод "простые аналогии" [16]. Текст задания предъявляли на экране монитора, кодовое обозначение устных ответов вводил психолог с клавиатуры в компьютер. Оценивали долю правильных ответов (в %).

При обследовании методом "теппинг-тест" [16] ребенка просили в течение 5 с постучать контактным карандашом по кнопке ответа на ПИ в максимальном темпе, после чего его спрашивали: "а еще быстрей ты можешь?", — и процедуру повторяли. Оценивали предельный темп мелкой моторики (в мс) как интервал времени между движениями кисти руки.

Методика "простая сенсомоторная реакция" (ПСМР) на световой раздражитель состояла из совокупности заданий, в каждом из которых испытуемый должен, поставив контактный карандаш на исходную кнопку на ПИ, ожидать появления светового сигнала, а при его появлении как можно быстрее нажать на кнопку ответа. По совокупности нескольких проб оценивали латентный компонент сенсомоторной реакции (в мс) как среднее время от момента подачи сигнала до отрыва контактного карандаша от исходной кнопки, а также моторный компонент сенсомоторной реакции (в мс) как среднее время от момента снятия контактного карандаша с исходной кнопки до касания кнопки ответа.

Процедура обследования методом "директивный выбор" [7] состояла из последовательности проб с принятием экстренных решений о выборе правильной кнопки ответа в соответствии с одним из двух световых сигналов на экране. После каждого ответа начиналась следующая проба. Ребенок должен был как можно более быстрым нажатием на правильную кнопку реагировать на подаваемые сигналы. Интегральный показатель экстренных решений на изменяемые стимулы внешней среды (в %/ с) оценивали как отношение доли точных ответов к времени принятия скоростных решений.

Для определения показателя самооценки успешности ребенка просили ответить на два вопроса: сколько у него, по его мнению, было успехов и сколько неудач за последние несколько месяцев. Показатель вычисляли как долю успехов в процентах от названного числа успехов и неудач.

Для оценки индексов социометрического статуса использовали модифицированную методику "социометрия" [13]. Процедура включала индивидуальный опрос учеников каждого класса. Ребенку показывали список одноклассников и задавали два вопроса: "представь себе,

что ты летишь в космос. Кого из одноклассников ты обязательно взял бы с собой?", "представь себе, что ты летишь в космос. Кого из одноклассников ты ни за что не взял бы с собой?". По результатам опроса всего класса для каждого ребенка оценивали индексы положительного и отрицательного социометрического статуса как долю лиц (в %), давших ему соответственно положительную и отрицательную оценку. Эти показатели отражают положение школьника в коллективе одноклассников, связанное с его психосоциальной адаптацией.

Для оценки успешности учебной деятельности использовали годовые оценки детей во 2-м классе (в средних баллах), так как в 1-м классе оценки не выставлялись.

Результаты и обсуждение

Результаты статистического анализа полученных данных, направленного на выявление межгрупповых различий средних значений показателей, представлены в таблице.

Как видно из таблицы, по ряду показателей достоверные межгрупповые различия не выявлены. Это относится к основным показателям когнитивных функций (объем кратковременной памяти, точность логических операций) и мелкой моторики (предельный темп мелкой моторики).

Однако ряд других показателей психофизиологического обследования выявил достоверные межгрупповые различия.

К этим показателям относится КЧСМ, достоверные различия которой выявили у девочек (р < 0,01): в КГ этот показатель значительно ниже, чем в ГЗД (на 13,4 Гц). Это свидетельствует о существенном снижении функциональной лабильности зрительного анализатора у девочек, которых отдали в школу, несмотря на рекомендации об отсрочке. Аналогичный результат получили для объема зрительного восприятия, который у девочек из КГ достоверно ниже, чем в ГЗД (р < 0,01). У мальчиков межгрупповые различия по этим показателям отсутствуют.

Латентный и моторный компоненты ПСМР оказались достоверно более высокими в КГ, что означает недостаточно быстрое реагирование на стимулы внешней среды у первоклассников с ослабленным здоровьем. Особенно сильно это различие проявилось у мальчиков (р < 0,01).

Сходный результат получили для интегрального показателя скоростного принятия решений. В КГ он достоверно ниже, чем в ГЗД (р < 0,01). Особенно сильно это различие проявилось у мальчиков (р < 0,001).

Показатель самооценки успешности во всех группах в среднем превысил 50%, т. е. дети в целом позитивно оценивали свою личную жизнь, фиксируя большее число успехов, чем неудач, однако в КГ эта самооценка существенно снижена (почти на 13%) по сравнению с ГЗД (р < 0,05).

Оцениваемый методом "социометрия" индекс положительного социометрического статуса варьирует на уровне 19% без проявления межгрупповых различий. Индекс отрицательного социометрического статуса у мальчиков в обеих группах также практически одинаков. Существенно иная картина у девочек: в обеих группах данный показатель достоверно ниже, чем у мальчиков (р < 0,001 в ГЗД и р < 0,01 в КГ)- И если в ГЗД этот индекс у девочек незначителен, то в КГ он почти в 4 раза выше {р < 0,05).

Как видно из таблицы, значимых различий по успешности учебной деятельности в разных группах не выявили.

Проведенное обследование показало, что межгрупповые различия проявились не по всем исследуемым показателям, но в случае их наличия они направлены именно в сторону более слабого проявления психических функций детей из КГ.

Так с чем же связаны эти различия? Поскольку средний возраст детей в рассматриваемых группах одинаковый, полученные межгрупповые различия не могут быть объяснены возрастными особенностями, имеющими большое значение для первоклассников [13]. По-видимому, полученные особенности детей из КГ связаны именно с их ослабленным здоровьем.

По особенностям показателей в КГ и ГЗД их можно сгруппировать в 4 комплекса характеристик, отражающих: 1) состояние когнитивных функций; 2) утомление нервной системы; 3) развитие психомоторики; 4) психосоциальную адапти-рованность первоклассников. Рассмотрим эти комплексы характеристик подробнее.

1. Прежде всего необходимо учесть, что межгрупповые различия не проявились по состоянию

Статистический анализ межгрупповых различий первоклассников с учетом медицинских заключений о правильности их поступления • школу

Показатель Все дети Девочки Мальчики

ГЗД КГ Р< ГЗД КГ Р< ГЗД КГ Р<

КЧСМ, Гц 39,8 37,2 _ 45,2 31,8 0,01 35,4 40,9 _

Объем зрительного восприятия 5,7 5,4 — 5,5 4,4 0,01 5,9 5,9 —

Объем кратковременной памяти 2,3 1,0 — 2,0 0,7 — 2,7 1,1 —

Точность логических операций, % 47,0 40,3 — 44,8 43,7 — 48,9 38,2 —

Предельный темп мелкой моторики (интервал между

движениями кисти руки), мс 217 217 — 202 214 — 230 220

Латентный компонент ПСМР, мс 289 318 0,05 306 325 — 272 314 0,01

Моторный компонент ПСМР, мс 226 272 0,01 239 270 — 213 274 0,01

Интегральный показатель экстренных решений, %/с 128 110 0,01 115 101 0,05 142 116 0,001

Самооценка успешности, % 74,5 61,8 0,01 74,7 63,8 0,05 74,2 60,7 0,05

Индекс положительного социометрического статуса, % 19,3 19,4 — 20,2 23,7 — 18,5 17,3 —

Индекс отрицательного социометрического статуса, % 12,0 16,3 — 1,5 5,7 0,05 19,9 21,6 —

Успешность учебной деятельности, средний балл 4,5 4,4 — 4,7 4,5 — 4,4 4,3 —

когнитивных функций (объем кратковременной памяти, точность логических операций, успешность учебной деятельности). Это означает, что различия детей, если они есть, в явной форме не сводятся к когнитивным функциям. У детей из КГ наблюдается сохранность когнитивных функций и способность учиться на том же уровне, что и одноклассники, но эта сохранность, возможно, дается им тяжелее.

2. Это предположение подтверждается при анализе характеристик, отражающих утомление нервной системы (КЧСМ и объем зрительного восприятия), которые оказались достоверно сниженными у девочек из КГ. Эти 2 показателя, полученные разными методами, с разных сторон отражают состояние зрительного анализатора, на который ложится огромная нагрузка в образовательном процессе и который особо чувствителен к процессам утомления. У девочек с ослабленным здоровьем, несмотря на сохранение когнитивных функций, функциональное состояние зрительного анализатора существенно снижено. Девочки из КГ, несмотря на недостаточное здоровье, добивались тех же успехов в образовательном процессе, что и одноклассницы из ГЗД, но, видимо, это было связано с перенапряжением, перегрузкой, в результате чего у них развивалось существенно более сильное утомление, чем в ГЗД.

3. Третий комплекс характеристик отражает развитие психомоторики (предельный темп мелкой моторики, латентный и моторный компоненты ПСМР, интегральный показатель экстренных решений). По одному из этих показателей — предельному темпу мелкой моторики не выявили межгрупповых различий. Его особенностью является то, что он характеризует форму психомоторной деятельности, не связанную с внешними сигналами. Межгрупповые различия проявились в других показателях психомоторики, общим для которых является необходимость быстрого реагирования на внешние сигналы, что требует скоростного принятия решений и выполнения целенаправленных поведенческих актов.

Прежде всего к этим показателям относятся латентный и моторный компоненты ПСМР. Латентный компонент не связан с моторикой, он определяет процессы афферентного синтеза (включая обработку сигнала зрительным анализатором) и принятия решения о выполнении двигательного акта. Моторный компонент связан со скоростной реализацией принимаемых решений, со скоростью выполнения целенаправленных поведенческих актов. Как видно из полученных данных, оба компонента в КГ выше (у мальчиков достоверно), чем в ГЗД.

К этой же группе характеристик следует отнести интегральный показатель экстренных решений, принимаемых в зависимости от изменяемых стимулов внешней среды. И у девочек, и у мальчиков из КГ этот показатель оказался достоверно меньшим по сравнению с ГЗД.

Полученные межгрупповые различия заключаются в снижении у первоклассников с ослабленным здоровьем скорости и точности процессов афферентного синтеза, принятия решений и выполнения целенаправленных поведенческих актов. Эта

особенность проявилась и у мальчиков, и у девочек с ослабленным здоровьем, но у мальчиков эти раз? личия наиболее отчетливы.

4. К характеристикам психосоциальной адаптации относятся показатели самооценки успешности, индексы положительного и отрицательного социометрического статуса. Самооценка успешности в КГ существенно снижена и у мальчиков, и у девочек. Это может быть следствием двух причин: объективного фактора жизненных неудач (возможно, эти дети в реальной жизни действительно реже испытывают успех и чаще неудачи) и субъективно негативного восприятия происходящих в личной жизни детей событий, что может быть следствием повышенной тревожности. Полученный результат свидетельствует о более сильном значении этих факторов у первоклассников с ослабленным здоровьем. Значение индекса положительного социометрического статуса не имело существенных межгрупповых различий. Анализ индекса отрицательного социометрического статуса показал, что коллектив класса проявляет к девочкам слабое негативное отношение, но если проявляет, то именно к девочкам с ослабленным здоровьем, которым было рекомендовано сделать отсрочку на год от поступления в школу. У мальчиков этот индекс существенно выше, чем у девочек (на уровне 20%), и практически одинаков в обеих группах. Возможно, это более сильное негативное отношение коллектива к мальчикам маскирует для них межгрупповые различия.

Проведенный анализ показал, что группа первоклассников с ослабленным здоровьем отличается от одноклассников снижением скорости и точности принятия и выполнения скоростных решений. Эти особенности не очень здоровых первоклассников в сочетании с необходимостью выдерживать учебную нагрузку, рассчитанную на одноклассников с нормальным здоровьем, с необходимостью проявлять когнитивные функции на высоком уровне и добиваться тех же успехов в образовательном процессе делают школьную нагрузку на их нервную систему неадекватной.

Этот комплекс объективных и субъективных факторов у первоклассников с ослабленным здоровьем способствует развитию утомления нервной системы, снижению психосоциальной адаптации, самооценки качества личной жизни, более негативному восприятию окружающего мира, формированию негативного отношения к ним коллектива, что ставит их в особые условия жизнедеятельности, не способствующие улучшению здоровья.

Выводы. 1. Проведенный сравнительный анализ особенностей психического развития первоклассников, страдающих хроническими болезнями и выраженными функциональными отклонениями, подтверждает рабочую гипотезу, что у них имеются особенности психического развития, затрудняющие адаптацию к школе.

2. Дети с ослабленным здоровьем не отличаются от одноклассников снижением когнитивных функций, однако у них наблюдаются затруднения в принятии и выполнении скоростных решений, большее утомление нервной системы, снижение психосоциальной адаптации.

• 3. Особенности психического развития первоклассников с ослабленным здоровьем ставят их в

особые условия образовательного процесса, не

способствующие улучшению здоровья.

Литература

1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. и др. // Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. - М., 2006. - С. 94-99.

2. Красноперова Н. А. //Дефектология. — 1998. — № 2.

1 - С. 18-21.

3. Куинджи Н. Н., Степанова М. И., Сазанюк 3. И. и др. // Вести. РАМН. - 2003. - № 8. - С. 20-21.

4. Матвеев Е. В., Надеждин Д. С. // Мед. техника. — 1999. - № 1. - С. 15-19.

5. Надеждин Д. С. // Материалы Международного конгресса "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке" 12—14 мая 2004 г. — М., 2004.

6. Надеждин Д. С. // Вопр. соврем, педиат. — 2006. — Т. 5, № 1. - С. 759.

7. Надеждин Д. С., Сахаров В. Г., Квасов Г. И. // Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. — М., 2006. - С. 115-141.

8. Нейштадт Я. Э., Данциг И. М. и др. О методах определения зрительного утомления. Труды I конф. по физиол. оптике. — М., 1936.

9. Рапопорт И. К, Кучма В. Р. // Здоровье дошкольника. - 2008. - № 3. - С. 2-8.

10. Роженцов В. В., Полевщиков М. М., Шрага А. М. // Физическая культура, спорт и здоровье: Сборник науч. статей. — Йошкар-Ола, 1999. — С. 36—37.

11. Сухарева Л. М., Павлович К. Э. // Материалы VIII конгресса педиатров России "Современные проблемы профилактической педиатрии". — М., 2003. — С. 242.

12. СухареваЛ. М., НамазоваЛ. С., Рапопорт И. К. и др. // Сборник материалов X конгресса педиатров "Актуальные проблемы педиатрии". Москва, 5—9 февраля 2006 г. - М., 2006. - С. 783.

13. Сухарева Л. М., Надеждин Д. С. и др. // Сборник материалов конф. "Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков". Москва, 24—25 октября 2007 г. — М., 2007.

14. Сухарева Л. М., Надеждин Д. С., Рапопорт И. К. // Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. - М„ 2008. - С. 168-169.

15. СухареваЛ. М., Намазова Л. С., Рапопорт И. К. и др. // XII конгресс педиатров "Актуальные проблемы педиатрии". — М., 2008. — С. 324.

16. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. — М., 1997.

Поступила 07.10.08

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С Ж. Ю. ГОРЕЛОВА, И. К. РАПОПОРТ, 2009 УДК 613.955:371.217

Ж. Ю. Горелова1, И. К. Рапопорт2

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва

'зав. лабораторией эпидемиологии питания НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. сот. 8-916-649-45- 66), 'ведущ. н.с. лаборатории изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. 917-49-56)

Статья посвящена гигиеническим основам экспериментальных проектов совершенствования организации школьного питания.

Цель проектов — осуществление систематического контроля за последовательной реализацией всех этапов региональных комплексных программ "Здоровое школьное питание".

Изложены существующие на сегодняшний день проблемы в школьном питании и пути их решения. Представлена концепция мониторинга состояния здоровья обучающихся в ходе реализации экспериментальных проектов. Описаны методы и группы показателей, на которых будет основан мониторинг состояния здоровья обучающихся.

Ключевые слова: организация школьного питания, мониторинг состояния здоровья учащихся Gorelova Zh. Yu., Rapoport /. К.

HYGIENIC ASSESSMENT OF PROJECTS ON BETTER ORGANIZATION OF PUPILS' NUTRITION

The paper deals with the hygienic bases of experimental projects for improving the organization of school nutrition. The purpose of the designs was to make a systematic monitoring of the successive implementation of all stages of regional integrated programs on healthy school nutrition.

Today's school nutrition problems and ways of their resolution are outlined. A concept of schoolchildren's health monitoring in the implementation of experimental projects is presented. Methods and groups of parameters on which schoolchildren 's health monitoring will be based are described.

Key words: organization of school nutrition, schoolchildren's health monitoring

Здоровье детей — важнейший вопрос будущего нации. Рациональное питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к факторам окружающей среды, оказывает

существенное влияние на состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни. Нарушение питания в период получения основного общего образования может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, в том числе к возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, орга-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.