Социальная педиатрия и организация
здравоохранения
© л. м. СУХАРЕВА, Д. с. НАДЕЖДИН, 2012 УДК 612.821-053.4:373.3
Л. М. Сухарева, Д. С. Надеждин
особенности нервно-психического развития детей при поступлении в школу
Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 1
Представлены особенности собственных исследований нервно-психического развития детей при поступлении в школу. Описаны методы и результаты исследований психофизиологической составляющей готовности детей к школьному обучению.
Ключевые слова: психофизиологическая и психосоциальная адаптация детей, первоклассники, готовность детей к школьному обучению
L. M. Sukhareva, D. S. Nadezhdin
FEATURES OF THE NEURO-PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AT ADMISSION TO SCHOOL
Federal State budgetary Institution "Scientific Centre of Child Healthcare" of the Russian Academy of Medical Sciences, 2/62, Lomonosov avenue, Moscow, 119991
The features of the own studies of neuro-psychological development of children at admission to school are reported. Methods and results of studies ofpsycho-physiological component of children's readiness for school are described.
Key words: psychophysiological and psychosocial adaptation of children, first-form school children, children's readiness for school
В
опрос о возрасте начала обучения в школе привлекает большое внимание многих специалистов в области охраны здоровья детей -педиатров, гигиенистов, учителей, школьных психологов. Одним из основополагающих гигиенических принципов является соответствие суммарной образовательной нагрузки нервно-психическим и функциональным возможностям современных учащихся. Этот принцип был сформулирован П. К. Анохиным, С. М. Громбахом [4, 5] и не утратил своего значения в настоящее время [1, 8, 16]. Согласно закону «Об образовании», начало обучения ребенка возможно при достижении возраста шести с половиной лет. Хотя в некоторых случаях на обучение принимаются дети и более раннего возраста - 6 лет. Не утратил остроты и вопрос о более позднем начале обучения - с 7 лет [3]. Изучение особенностей нервно-психической сферы ребенка на первом году обучения позволяет оценить целесообразность приема ребенка в школу ранее 7-летнего возраста.
комплексный анализ нервно-психической сферы включает оценку психомоторики, утомления нервной системы, длительности и произвольности пластич-
Для корреспонденции: Сухарева Людмила Михайловна, доктор мед. наук, проф., зам. директора по научной работе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, 103064, Москва, Малый Казённый переулок, 5; e-mail:[email protected]
ности и адаптационных возможностей нервной системы [2, 17, 18]. Вместе с тем в предыдущих исследованиях [13] было показано, что качество и степень психической зрелости учащихся младших классов в большей степени определяются «стажем учебной деятельности» и слабо зависят от возраста начала обучения. Поэтому задачей исследования является сравнительный анализ поступивших в разном возрасте в школу первоклассников по характеристикам психомоторики, утомления нервной системы, длительности и произвольности пластичности и адаптационных возможностей нервной системы.
Для исследования использована современная технология психофизиологического обследования [1, 9, 11, 12], обеспечивающая многостороннюю оценку нервно-психической сферы. Она была реализована на основе «Комплекса для психофизиологических исследований компьютерного» КПФК-99 «Психомат» [9-11]. Комплекс реализует ряд инструментальных методов (рис. 1, а) и методов оценки зрительно-моторной координации. При выборе методов психофизиологического обследования была учтена возможность повышенной утомляемости первоклассников. Поэтому применены 3 блока методик, не вызывающих утомления, без снижения их информативности.
1. Для анализа различных форм психомоторики учтена ее многоуровневая структура, требующая применения различных методов исследования.
45
40
35
30
р< 0,05
Девочки Мальчики
"Г
360 -,
340
320 -
300 -
280
260 -
240
р<0,01
б
р<0,05
р<0,001
Все
До 7 лет
Девочки Мальчики
После 7 лет
Все
Рис. 1. Функциональная лабильность зрительного анализатора первоклассников в зависимости от возраста поступления в школу:
а - критическая частота слияния мельканий (в Гц); б - латентный компонент простой сенсомотор-ной реакции не свет (в мс).
Значками + помечены случаи позитивного отличия группы после 7 лет от группы до 7 лет. Достоверность межгрупповых различий приведена над столбцами.
1.1. Одной из форм психомоторики, не связанной с необходимостью осуществлять скоростные двигательные акты, является координация положения доминирующей руки. Для ее тестирования применялась методика «Зрительно-моторная координация» (ЗМК), связанная с удержанием «контактного карандаша» в центре тестового отверстия (ЗМК в статике) и проведением его внутри тестового паза (ЗМК в движении), не прикасаясь к их краям. оценивалось время касаний к краям отверстия и паза.
1.2. Следующий уровень психомоторики связан с простыми скоростными движениями вне зависимости от событий внешней среды. Для этого использована методика Теппинг-тест в максимальном темпе, требующая максимально быстрого постукивания контактным карандашом по кнопке ответа в течение 5 с. Определяли время предельно быстрой моторики как средний интервал времени между постукиваниями в мс, и нестабильность мелкой моторики -среднеквадратичное отклонение интервалов времени между постукиваниями.
1.3. Более сложным уровнем психомоторики является скоростное реагирование на внешний стимул, но без выбора ответа. Анализ этого уровня обеспечивает методика «Простая сенсомоторная реакция» на световой раздражитель, состоящая из 5 заданий, в каждом из которых ребенок, поставив контактный карандаш на исходную кнопку, ожидал появления светового сигнала, а при его появлении должен был как можно быстрее нажать на кнопку ответа. Оценивался моторный компонент простой сенсомоторной реакции - время движения руки от исходной кнопки до касания к кнопке ответа.
1.4. Следующий уровень состоит в скоростном принятии решений с выбором двигательных реакций на различные стимулы с активизацией функций переключения внимания. Для этого использована методика «Экстренный выбор» из 20 однотипных тестовых проб. В каждой из них при включении одного из двух световых сигналов необходимо как можно
быстрее его погасить нажатием на соответствующую кнопку ответа, после чего тут же запускалось следующая проба. Отсутствие явной закономерности в последовательности предъявляемых стимулов, а также необходимость как можно быстрее их гасить, активизировало функцию переключения внимания. Оценивались время реакций и доля ошибок, отражающие скорость и точность двигательных реакций в условиях, требующих экстренного переключения внимания.
2. Для определения утомления нервной системы применялись показатели функциональной лабильности зрительного анализатора.
2.1. Основным показателем функциональной лабильности является критическая частота слияния мельканий (КЧСМ), снижение которой может быть связано с утомлением нервной системы ребенка [7, 14]. Методика состояла из заданий, в которых предъявлялись световые вспышки от безинерционного источника света с некоторой частотой следования. Испытуемый определял, свет мелькает или нет. в зависимости от ответа частота вспышек возрастала или снижалась. Оценивалась наименьшая (критическая) частота световых вспышек, при которой они воспринимались без ощущения мельканий.
2.2. В качестве дополнительного показателя использован латентный компонент сенсомоторной реакции, определяемый методом «простой сенсомо-торной реакции на световой раздражитель» (см. п. 1.3) как время от момента подачи сигнала до отрыва контактного карандаша от исходной кнопки.
позитивной особенностью этих методов обследования является доступность в понимании и выполнении соответствующих тестовых заданий детьми младшего школьного возраста.
исследования были проведены с первоклассниками (80 детей) в одной из московских школ в конце учебного года. Все эти дети поступили в школу в возрасте от 6,5 до 8 лет. Для сравнительного анализа они были поделены на две примерно равные по возрасту группы на 1 сентября, когда они впервые переступили порог школы: группы до 7 лет и группа после 7 лет (возрастное различие между этими группами школьников составило в среднем 7,5 мес).
показатели развития многоуровневой структуры психомоторики представлены в таблице. В столбце «Относительные возрастные различия» (ОВР) приведены разности между значениями в группе до 7 лет и в группе после 7 лет относительно значений в группе после 7 лет. Положительные ОВР означают позитивные, а отрицательные - негативные отличия группы после 7 лет от группы до 7 лет по развитию психомоторики. Из таблицы видно, что все показатели психомоторики проявили положительные значения ОВР по всей совокупности обследованных лиц (графы Все). Это отражает позитивную тенденцию в развитии
20 -,
15 -
10 -
5 -
р< 0,05 р<0,05 25 Р<0,05
20 -
15 -
10 -
5 -
Девочки Мальчики
Все
До 7 лет
Девочки Мальчики I После 7 лет
Все
Рис. 2. Результаты социометрического обследования первоклассников в зависимости от возраста поступления в школу:
а - индекс отрицательной эмоциональной экспансивности (доля одноклассников, к которым школьник относится негативно, %); б - индекс положительного социометрического статуса (доля лиц, давших положительную оценку данному субъекту, %).
Значками + помечены случаи позитивного отличия группы после 7 лет от группы до 7 лет. Достоверность межгрупповых различий приведена над столбцами.
психомоторики у детей с увеличением их возраста. В целом по 7 показателям для двух половых групп (14 независимых пар чисел) только в одном случае имеет место отрицательное межгрупповое различие, что по 2-критерию знаков означает статистически достоверное позитивное отличие группы после 7 лет от группы до 7 лет (р < 0,01). Кроме того, все показатели психомоторики проявили статистически достоверные различия по критерию Стьюдента между группами до 7 лет и после 7 лет в одной из граф «Девочки», «Мальчики» и «Все» (р < 0,05 ир < 0,01).
Эти достоверные различия свидетельствуют о негативных отличиях психомоторики у детей, поступивших в школу до 7 лет, от лиц, поступивших позже этого возраста.
Показатели функциональной лабильности зрительного анализатора приведены в виде средних значений КЧСМ (рис. 2, а) и латентного компонента простой сенсомоторной реакции (рис. 2, б). Оба показателя проявили единую тенденцию позитивного отличия функциональной лабильности зрительного анализатора в группе после 7 лет от группы до 7 лет (знаки + у девочек, у мальчиков и в целом у «Всех»). при этом межгрупповые различия статистически достоверны (р < 0,05,р < 0,01 ир < 0,001), что означает достоверно более выраженное утомление у первоклассников, пришедших в школу ранее 7 лет.
приведенные в таблице показатели с разных сторон описывают характер развития многоуровневой структуры психомоторики у первоклассников разного возраста. Важной формой психомоторики является зрительно-моторная координация в статике и в движении. Группа после 7 лет проявила достоверное позитивное отличие от группы до 7 лет по «времени касаний к краям отверстия» (у девочек р < 0,05) и «времени касаний к краям паза» (у девочек и в целом у «Всех» р < 0,05). Следующие два показателя - «время» и «нестабильность мелкой моторики» - отражают развитие мелкой моторики - скорость и неравномер-
ность предельно быстрого движения р<0,05 кисти руки. Они проявили одинаковую тенденцию: группа после 7 лет позитивно отличается от группы до 7 лет более быстрыми (р < 0,05) и более стабильно выполняемыми движениями, особенно у мальчиков (р < 0,05).
Следующие показатели отражают взаимодействие двигательных функций с сигналами внешней среды. Наиболее простым из них является «моторный компонент простой сен-сомоторной реакции», отражающий скорость выполнения принятого решения. Тенденция к более позитивным значениям этого показателя в группе после 7 лет проявилась и у девочек, и у мальчиков, причем статистически достоверно по совокупности обследованных лиц (р < 0,05 в графе «Все»).
Более сложные показатели психомоторики отражают форму поведения, одновременно связанную со скоростью и точностью двигательных реакций на непрерывно предъявляемые внешние стимулы: «время реакций» и «доля ошибок» в задании «экстренный выбор». Группа после 7 лет проявила тенденцию к позитивным отличиям этих показателей (ОВР положительны). Достоверные межгрупповые различия проявились у девочек и в целом у «Всех» (р < 0,05). Первоклассники, поступившие в школу до 7 лет, отличаются достоверно меньшей скоростью и точностью двигательных реакций в условиях, требующих экстренного переключения внимания.
таким образом, многоуровневая структура психомоторики первоклассников существенно зависит от их возраста. Дети, пришедшие в школу ранее 7 лет, отличаются от более старших меньшим развитием зрительно-моторной координации, тонких движений рук, реакций на сигналы внешней среды.
Следует отметить, что эти данные не являются принципиально новыми. Они расширяют полученные другими исследователями результаты о том, что именно этот возраст является этапом активного развития механизмов движения рук. трудность этого процесса во многом определяется недостаточной сформированностью в возрасте 6-7 лет мелких мышц кисти и пальцев рук, несовершенством их нервно-мышечной регуляции [3], без чего не может быть полноценного формирования тонкой моторики и психомоторики. Хорошо известно также, что при подготовке ребенка к школе проводятся не только занятия по развитию когнитивных функций, но и тренировки мелкой моторики рук. Эта тренировка моторики может позитивно влиять и на развитие высших психических функций - на улучшение восприятия информации, формирование механизмов целенаправленного поведения, стремление добиваться успехов в выполнении заданий, усиление концентрации внимания. И очень важно, что тренировка моторики может позитивно влиять на развитие речи, так как центр го-
Показатели (в мс) развития психомоторики у первоклассников при разном возрасте поступления в школу
Пол В группе поступивших в школу Относительные возрастные различия, % Достоверность различий Р
до 7 лет после 7 лет
Время касаний к краям тестового отверстия в ЗМК в статике
Девочки 89 70 27,1 < 0,05
Мальчики 117 118 1,0 -
Все 105 99 6,1 -
Время касаний к краям тестового паза в задании ЗМК в движении
Девочки 113 91 25,1 < 0,05
Мальчики 110 103 7,1 -
Все 111 98 14,1 < 0,05
Время предельно быстрой моторики в задании теппинг-тест
Девочки 273 243 12,3 < 0,05
Мальчики 299 283 5,7 -
Все 288 267 7,9 < 0,05
Нестабильность мелкой моторики в этом задании
Девочки 62 60 3,3 -
Мальчики 86 60 43,3 < 0,05
Все 74 60 23,3 -
Моторный компонент простой сенсомоторной реакции
Девочки 252 232 8,4 -
Мальчики 258 234 10,5 -
Все 255 233 9,6 < 0,05
Время реакций в задании экстренный выбор
Девочки 888 807 10,2 < 0,05
Мальчики 894 816 9,5 -
Все 891 812 9,7 < 0,05
Доля (в %) ошибок в задании экстренный выбор
Девочки 5,3 1,3 307,7 < 0,01
Мальчики 5,9 3,6 63,9 -
Все 5,7 2,8 103,6 < 0,05
ловного мозга, отвечающий за движение пальцев рук, и двигательная речевая зона расположены рядом [6]. Это означает, что развитие психомоторики рук чрезвычайно важно для полноценного образовательного процесса младших школьников.
Однако, как показал сравнительный анализ факторов взросления и пройденных стадий обучения [13], продолжительность обучения младших школьников увеличивает объем сведений об окружающем и практически не влияет на развитие психомоторики, которое определяется в основном возрастом ребенка, т. е. возрастным формированием нервно-мышечной системы рук. Поэтому ребенок, отданный в школу в раннем возрасте, даже после интенсивной дошколь-
ной подготовки, научившись читать и считать, будет существенно отличаться от одноклассников отставанием в развитии психомоторики. Именно эта картина проявилась в представленных выше результатах анализа психомоторики.
Следует также учесть, что от развития психомоторики существенно зависит успешность обучения первоклассника [15]. Поэтому можно предположить, что ее недостаточное развитие может иметь негативное последствие и для успеваемости, и для чрезмерной нагрузки, приводящей к утомлению его нервной системы, что снижает усвоение и качество полученных знаний. Это предположение подтвердилось проведенным анализом функциональной лабильности зрительного анализатора. Действительно, у детей, пришедших в школу ранее 7 лет, проявились достоверно сниженная КЧСМ и достоверно увеличенный «латентный компонент простой сенсомоторной реакции» (см. рис. 2). Это свидетельствует о формировании у младших первоклассников более выраженного утомления нервной системы. обладая менее развитой психомоторикой, для достижения необходимых результатов учебной деятельности они должны прилагать гораздо больше усилий, чем их одноклассники, пришедшие в школу после 7 лет. Недоразвитость тонких движений приводит к необходимости в большем напряжении, в большем времени выполнения школьных зданий, в «переписывании начисто» плохо выполненных работ - все это приводит к негативным последствиям, связанным с повышенным утомлением нервной системы.
Таким образом, анализ многоуровневой структуры психомоторики расширил известные данные о ее зависимости от возраста. Дети, поступившие в школу ранее 7 лет, отличаются от более старших одноклассников меньшим развитием зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, двигательных реакций на сигналы внешней среды. недостаточное развитие психомоторики увеличивает физиологическую стоимость учебной деятельности и приводит к более выраженному утомлению нервной системы, чем у более старших одноклассников.
Полученные данные подтверждают идею ограничения слишком раннего поступления ребенка в начальную школу. Поступление ребенка в школу не ранее 7 лет важно не только для полноценного образовательного процесса, но и для охраны его от чрезмерной нагрузки, от утомления нервной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях / Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. и др. - М., 2006. - С. 99-104; С. 387-388.
2. Нормативы физического развития, показателей психомоторных и когнитивных функций, умственной работоспособности, деятельности сердечно-сосудистой системы, адаптационного потенциала детей 8, 9, 10 лет: Пособие для врачей / Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. и др. - М.: НЦЗД РАМН, 2006.
3. БезрукихМ. М., сонькин в. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4. Громбах с. М. Психогигиена учебных занятий в школе // Психогигиена детей и подростков. - М.: "Медицина", 1985. - С. 92-114.
5. Громбах с. М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся // Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 1988. - С. 7-32.
6. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973.
7. Красноперова н. а. Критическая частота световых мельканий как показатель развития утомления при учебной нагрузке у глухих и слабослышащих детей 6-9 лет // Дефектология. - 1998.
- № 2. - С. 18-21.
8. Куинджи н. н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность // Вестн. РАМН. - 2009. - № 5. -С. 33-37.
9. Маслова О. И., Матвеев Е. в., надеждин Д. с. Новый подход к оценке нарушений высших корковых функций при психоневрологических заболеваниях детей и подростков с помощью инструментальных компьютерных методов // Мед. техника. - 1997.
- № 5. - С. 35-39.
10. Матвеев Е. в., надеждин Д. с. Развитие инструментальных технологий оценки высших психических функций в норме и патологии // Мед. техника. - 1999. - № 1. - С. 15-19.
11. надеждин Д. с. Основные принципы лонгитудинального психофизиологического обследования детей и подростков // Вопр.
соврем. педиат. - 2006. - Т. 5, № 1.
12. надеждин Д. с., сухарева Л. М., Павлович К. Э. Современная технология оценки развития нервно-психической сферы детей и подростков // Материалы VIII конгресса педиатров России «Современные проблемы профилактической педиатрии». - М.: «Династия», 2003. - С. 242.
13. надеждин Д. с., сахаров в. Г., Квасов Г. И. Концептуальная модель двухфакторного возрастного развития высших психических функций младших школьников // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблемы и пути решения», 26-27 мая 2009 г. - М.: НЦЗД РАМН, 2009. - С. 310-312.
14. Роженцов в. в., Полевщиков М. М., Шрага А. М. Контроль степени утомления человека методом КЧСМ // Физическая культура, спорт и здоровье: Сборник науч. статей. - Йошкар-Ола, 1999. - С. 36-37.
15. Рыжкова в. в. Развитие психомоторики первоклассника в контексте успешности его учебной деятельности // Проблемы развития образования и социального партнёрства: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. - Краснодар, 2006.
16. степановаМ. И., сазанюк З. И. Что такое «школьная зрелость»? // Справочник педиатра. - 2006. - № 7. - С. 71-76.
17. сухарева Л. М., надеждин Д. с., Рапопорт И. К. Влияние состояния здоровья на психофизиологические и психосоциальные характеристики первоклассников // Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. - М., 2008. - С. 168-169.
18. сухарева Л. М., надеждин Д. с., Кузенкова Л. М. и др. Особенности психических функций у детей младшего школьного возраста с изменениями психоневрологического статуса // Рос. педиатр. журн. - 2009. - № 2. - С. 28-34.
Поступила 26.03.12
Сведения об авторах:
Надеждин Дмитрий Серафимович, канд. биол. наук, зав. лаб.
возрастной психофизиологии и психогигиены НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, 103064, Москва, Малый Казённый переулок, 5, e-mail:[email protected]