Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Я.Я. Морозько

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A factorial correlation was found between the indices of the social health of the student collective of a physical education institute (total mortality) and those of academic progress on one hand and the factors characterizing the sportive training stress, living conditions, health status, and lifestyle of the students, on the other.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА»

детельствует о четком взаимодействии эрго- и тро-фотропной систем организма.

Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о наличии выраженного психоэмоционального напряжения у учеников, обучающихся в средних классах школ с дифференцированным обучением, отражающегося на деятельности сердечно-сосудистой системы как в период занятий, так и особенно в период экзаменов. Однако наиболее выраженные сдвиги прослеживались у учеников 7-го класса. Последнее обусловлено активацией гормональных процессов в организме в период созревания, усложнением учебных программ и повышением с возрастом ответственности учеников.

Наблюдаемые изменения диктуют необходимость дальнейшего изучения многомерных характеристик адаптации вегетативных функций учащихся школ с дифференцированной формой обучения к умственно-психоэмоциональному напряжению с учетом последнего при составлении учебных программ для соответствующих образовательных учреждений.

Л итература

1. Агаджанян Н. А., Руженкова И. В., Стари/иное Ю. П. и др. // Физиол. человека. — 1997. — Т. 23, N° 1. — С. 93-97.

2. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.

3. Антропова М. В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М. и др. // Физиол. человека. — 1995. — Т. 21, № 5. — С. 68-72.

4. Безруких М. Н., Полянская Н. В. // Сборник научных трудов. - М., 1981. - С. 24—47.

5. Безруких М. #., Фарбер Д. А. // Физиология развития ребенка. — М., 2000. — С. 312.

6. Быков Е. В., Исаев А. П. // Физиол. человека. — 2001. - Т. 27, № 5. - С. 76-81.

7. Вейн А. М., Соловьева А. Д., Колосова А. О. Вегетосо-судистая дистония. — М., 1981.

8. Гуменюк В. А.. Семенова Я. С., Судаков К. В. // Физиол. человека. - 2002. - Т. 28, № 1. - С. 57-66.

9. Еремеев В. Я., Горбунов Н. П., Калашников Л. Д. // Межвузовский сборник научных трудов. — Пермь, 1990. - С. 6-13.

10. Казин Э. М., Блинова И. Г., Душенина Т В., Галеев А. Р. // Физиол. человека. - 2003. — Т. 29 № 1. — С. 70-76.

11. Пляскина И. В. // Гиг. и сан. - 2000. - № 1. — С. 62-64.

12. Степанова М. Н., Куинджи Н. Н., Ильин А. Г. и др. // Гиг. и сан. - 2000. - № 1. - С. 40-44.

13. Судаков К В. // Физ. журн. - 1993. - Т. 79, № 1. - С. 22-33.

14. Тупицин И. О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. — М., 1985. — С. 43.

15. Харитонова В. И., Гор Пушкина Е. 10., Николаев В. И., Овчинников Ж. В. // Физиол. человека. — 2000. — Т. 26, № 3. - С. 121-125.

16. Юматов Е. А.. Кузьменко В. А., Бадиков В. И. и др. // Физиол. человека. - 2001. - Т. 27, № 2. - С. 140— 141.

Поступила 12.10.04

Summary. During examinations, cardiovascular and mental changes were studied in schoolchildren studying in middle (5-7) forms with a differentiated form of teaching. Cardiac hemodynamic values were calculated and a psychological testing for anxiety was performed in the examinees. During an examination session, the schoolchildren were ascertained to develop emotional stress characterized by a complex of psychophysiological and autonomic nervous changes.

© П. Н. МОРОЗЬКО, 2005 УДК 613.96-057.875-07

П. Н. Морозько

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова

Организация обучения студентов в физкультурном вузе в отличие от организации обучающихся в других вузах имеет свои особенности. Так, кроме умственного напряжения, необходимого для освоения учебных дисциплин, студенты в соответствии с учебным планом должны выполнять значительную физическую нагрузку на учебно-практических физкультурных занятиях, физкультурных тренировках, на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях. Поэтому качество подготовки специалистов данного профиля, их здоровье в значительной степени будет зависеть от правильной организации режима дня и режима их обучения.

Настоящее исследование было проведено в целях выявления факторно-корреляционной зависимости между показателями социального здоровья студенческого коллектива (общей заболеваемости) и показателями академической успеваемости, с одной стороны, и факторами, характеризующими напряжение спортивно-тренировочной деятельности, условиями проживания, состоянием здоровья и образом жизни студентов — с другой. За показа-

тель академической успеваемости мы учитывали количество неудовлетворительных отметок, полученных студентами во время обучения за год (текущие неудовлетворительные отметки, вовремя не-сданные зачеты, контрольные работы, курсовые работы и другие виды учебных заданий). Объектом изучения явился студенческий коллектив III курса дневной формы обучения Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.

Изучение влияния факторов, характеризующих определенные стороны образа жизни студентов, на уровень заболеваемости и эффективность их обучения выражалось в виде корреляционной зависимости, при этом рассчитывались величины коэффициентов парной корреляции, множественной корреляции и детерминации [1, 2, 4].

Изучив влияние спортивно-тренировочных факторов (уровень спортивного мастерства — квалификация кандидата в мастера спорта (KMC) и выше, участие в спортивных соревнованиях не более 2 раз в году, участие в спортивных соревнованиях 3 раза в году и более, участие в спортивных

Таблица 1

Корреляционные зависимости между напряженностью спортивно-тренировочной нагрузки, общей заболеваемостью и эффективностью учебной деятельности (процент неудовлетворительных оценок)

Корреляционные зависимости, г

Фактор общая заболеваемость неудовлетворительные оценки, %

Уровень спортивного мастерства

(KMC и выше) +0,07 +0,08

Участие в соревнованиях не более

2 раз в году +0,03 +0,04

Участие в соревнованиях 3 раза и

более в году +0,72 +0,68

Участие в сборах продолжительностью более 30 сут в течение года +0,58 +0,40 Участие в сборах продолжительностью до 30 сут в течение года +0,22 +0,06

сборах продолжительностью до 30 сут в течение года) на уровень общей заболеваемости и эффективность учебной деятельности, мы получили результаты, представленные в табл. 1.

Корреляционные отношения между напряженностью спортивно-тренировочного процесса, уровнем здоровья студенческих коллективов и эффективностью их учебной деятельности позволяют высказать мнение, что для студенческих коллективов физкультурного вуза рациональным напряжением спортивно-тренировочного процесса является такое напряжение, когда студенты участвуют в соревнованиях не чаще 2 раз за учебный год и отзываются на учебно-тренировочные сборы от учебного процесса в течение учебного года на срок не более 30 сут. При этих условиях спортивно-тренировоч-ный процесс не оказывал влияния на рост общей заболеваемости и число неудовлетворительных оценок (величины корреляционных отношений были в пределах от +0,03 до +0,08). Очевидно, с учетом этих обстоятельств и должна строиться спортивно-педагогическая методика подготовки спортсменов высшей квалификации в физкультурном учебном заведении.

Влияние условий проживания студентов и затраты времени на дорогу от места проживания до места обучения на уровень общей заболеваемости и эффективность их обучения представлены в табл. 2.

Анализируя изучаемые факторные корреляционные зависимости, нельзя не отметить, что наиболее заметное влияние на общую заболеваемость и эффективность учебной деятельности оказывает

Таблица 2

Корреляционные зависимости между условиями проживания студентов, уровнем заболеваемости и эффективностью их учебной деятельности

Фсктор Корреляционные зависимости, г

общая заболеваемость неудовлетворительные оценки, %

Затраты времени на дорогу в вуз до 30 мин +0,15 +0,06

Затраты времени на дорогу в вуз до 1 ч +0,19 +0,16

Проживание у родителей -0,32 +0,42

Проживание в общежитии +0,22 -0,08

проживание у родителей, которое выявило отрицательную корреляционную зависимость с общей заболеваемостью и положительную — с неуспеваемостью. Обратные корреляционные отношения учебной деятельности наблюдались у студентов, проживающих в общежитиях. Иными словами, студенты, проживающие у родителей, меньше болели, но хуже учились, а студенты, проживающие в общежитии, напротив, чаще болели, но вместе с тем намного лучше учились. Коэффициенты корреляции в отношении общей заболеваемости были соответственно —0,32 (проживание у родителей) и +0,22 (проживание в общежитии), а в отношении неуспеваемости корреляционная связь равнялась соответственно +0,42 (проживающие у родителей) и —0,08 (проживающие в общежитии). Эти результаты позволяют считать, что, улучшая условия проживания студентов в общежитии, представляется возможным способствовать улучшению их здоровья и дальнейшему повышению эффективности обучения. С другой стороны, студенты, проживающие у родителей, нуждаются со стороны деканатов и выпускающих кафедр в повышении внимания к учебе.

Корреляционные отношения между затратой времени на дорогу до места обучения и общей заболеваемостью имели слабую положительную зависимость (от г = 0,06 до г = 0,19).

Следующим этапом было исследование корреляционных отношений между показателями, характеризующими косвенное состояние здоровья (пребывание на больничном листе в течение года до 7 дней, пребывание на больничном листе в течение года более 7 дней, самооценка студентами своего здоровья не выше удовлетворительного, ощущение усталости после занятий в вузе, частая заболеваемость ОРВИ), и уровнем общей заболеваемости и эффективностью учебной деятельности студентов (табл. 3).

Полученные результаты позволяют отметить две заметные зависимости (средняя положительная корреляционная связь), а именно "ощущение усталости после занятий" у студентов отчетливо коррелировало с величиной их общей заболеваемости (г = +0,42), и "самооценка своего здоровья только не выше удовлетворительного" — с неуспеваемостью (г = +0,71).

В дальнейшем мы изучали и анализировали корреляционные зависимости между показате-

Таблица 3

Корреляционные зависимости между косвенными показателями состояния здоровья, уровнем заболеваемости и эффективностью учебной деятельности студентов

Корреляционные отношения, г

Фактор общая заболеваемость неудовлетворительные оценки, %

Пребывание на больничном листе в течение года до 7 дней +0,05 +0,07 Пребывание на больничном листе в течение года более 7 дней +0,31 +0,13 Самооценка студентами состояния своего

здоровья не выше удовлетворительного -0,12 +0,71

Ощущение усталости после занятий в вузе +0,42 -0,02

Часто болеющие ОРВИ +0,12 +0,22

Таблица 4

Корреляционные зависимости между показателями образа жизни, уровнем заболеваемости и эффективностью учебной деятельности

Корреляционные отноше-

Фактор ния, г

общая забо- неудовлетво-

леваемость рительные оценки, %

Курение -0,15 + 0,45

Употребление алкоголя -0,00 +0,61

Не считающие иметь непрерывный

сон в течение 8 ч условием успешной

умственной работы -0,09 +0,46

Не считающие прогулки на воздухе ус-

ловием повышения умственной ра-

ботоспособности -0,11 +0,38

Не считающие упражнения динамиче-

ского характера во время работы ус-

ловием повышения умственной ра-

ботоспособности +0,01 +0,33

Считающие упражнения статического

характера во время работы условием

повышения умственной работоспо-

собности +0,06 +0,32

Не считающие соблюдение режима

питания условием повышения умст-

венной работоспособности +0,06 +0,51

лями, характеризующими образ жизни студентов (курение, употребление алкоголя, не считающие иметь непрерывный сон в течение 8 ч условием успешной умственной работы, не считающие прогулки на воздухе условием повышения умственной работоспособности, не считающие упражнения динамического характера во время работы условием повышения умственной работоспособности, считающие упражнения статического характера во время работы условием повышения умственной работоспособности, не считающие соблюдение режима питания условием повышения умственной работоспособности), и уровнем заболеваемости и эффективностью учебной деятельности (табл. 4).

Как видно из приведенных показателей корреляционных связей, заметные величины этих зависимостей были отмечены в отношении влияния всех учтенных факторов на эффективность учебного процесса. Процент неудовлетворительных оценок положительно коррелировал (их количество возрастало) с ростом числа студентов курящих (г = +0,45) и употребляющих алкоголь (г = +0,61), не считающих соблюдение режима питания (/• = +0,51), сна (/• = +0,46), рационального двигательного режима обязательным условием высокой эффективности умственного труда (г= +0,33).

Очевидно, что все усилия, направленные на совершенствование и повышение организационно-методического уровня педагогического процесса, не дадут заметного положительного результата, если в студенческих коллективах не будут сформированы устойчивые установки на здоровый образ жизни. А состояние здоровья, как известно, на 50% зависит от образа жизни человека [3]. То обстоятельство, что распространение в студенческих коллективах курения и употребления алкоголя не выявило связи с ростом заболеваемости, по нашему мнению, может быть объяснено тем, что их молодой организм обладает высокими компенсаторны-

Таблица 5

Величины коэффициентов множественной корреляции и детерми< нации учтенных факторов с анализируемыми переменными*

Коэффициент

Анализируемые переменные множественной детерми-

корреляции | нации

Общая заболеваемость 0,90 0,54 (54%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неудовлетворительные оценки (эффективность учебного процесса), % 0,96 0,60 (60%)

Примечание Звездочка — анализируемые переменные перечислены в табл. 1, 2, 3 и 4 в графе "фактор".

ми способностями, защищающими его от вредного общеизвестного воздействия этих вредных привычек.

Характеристика выявленных корреляционных связей между факторами, приведенных в табл. 1, 2, 3 и 4, не будет полной, если не будут получены два ряда показателей комплексных корреляционных зависимостей, а именно рассчитаны коэффициенты множественной корреляции и детерминации. Как известно, коэффициент множественной корреляции позволяет показать корреляционную зависимость анализируемых переменных (в нашем случае общую заболеваемость и процент неудовлетворительных оценок) от всех учтенных факторов, а коэффициент детерминации — процент вклада учтенных факторов в полученные корреляционные зависимости.

В табл. 5 приводятся результаты расчетов коэффициентов множественной корреляции и детерминации по данным табл. 1, 2, 3 и 4, которые были получены с использованием методических приемов расчета этих коэффициентов, предложенных

H. Н. Алфимовым [1].

Как видно из приведенных данных в табл. 5, учтенные факторы, характеризующие напряженность спортивно-тренировочной деятельности, условия проживания студентов, косвенные показатели состояния здоровья и образа жизни, имели весьма значимые коэффициенты множественной корреляции с анализируемыми переменными (общая заболеваемость, процент неудовлетворительных оценок), которые равнялись 0,90—0,96. Эти учтенные факторы на 54—60% определяли их вклад в формирование анализируемых переменных (коэффициенты детерминации соответственно равны 0,54 и 0,60).

Таким образом, есть все основания полагать, что имеются резервы для повышения эффективности учебного процесса и улучшения состояния здоровья студентов; и резервы эти прежде всего организационно-методического и медико-педагогического характера: рационализация спортивно-тренировочной нагрузки студентов, воспитательная работа со студенческим коллективом, направленная на формирование в нем установки на здоровый образ жизни, обеспечение благоприятных условий для учебы и быта.

Литература

I. Алфимов Н. Н. О расчете коэффициентов множественной корреляции и детерминации при проведении мониторинга состояния здоровья военнослужащих (проблемы оценки и прогнозирования здоровья

военнослужащих в условиях современной военной реформы). — СПб., 1995. - С. 4.

2. Алфимов Н. Н., Морозько П. Н. Эколого-гигиениче-ские основы прогнозирования состояния здоровья студентов-спортсменов: Метод, рекомендации. — СПб., 2002.

3. Лисовский В. А., Голощапов О. Д., Мухин И. М., Гру-хин Ю. А. Человек, экология, питание и здоровье. — СПб., 2002.

4. Мерков А. М., Поляков Л. Е. Санитарная статистика: Пособие дпя врачей. — М., 1974.

Поступила 17.09.04

Summary. A factorial correlation was found between the indices of the social health of the student collective of a physical education institute (total mortality) and those of academic progress on one hand and the factors characterizing the sportive training stress, living conditions, health status, and lifestyle of the students, on the other.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2005

УДК 613.955:616-092:612.821]-02:546.15]-008.64-084

В. 3. Колтун, Л. А. Проскурякова, Е. Н. Лобыкина, О. И. Хвостова

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ЙОДДЕФИЦИТНОМ РЕГИОНЕ

Кафедра медицинской экологии, эпидемиологии и здорового образа жизни Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей

В настоящее время учебные нагрузки в школе предъявляют высокие требования к умственной работоспособности детей, которая определяется различными факторами, в том числе и содержанием йода в организме [11, 15, 16]. Многими авторами отмечается снижение умственной работоспособности детей в связи с сокращением в последнее время профилактических мероприятий, направленных на преодоление йодного дефицита [2—4, 12]. Однако практически не исследовано изменение психоэмоциональных и познавательных функций, определяющих умственную работоспособность у школьников разного возраста, проживающих на территориях с различной степенью тяжести зобной эндемии.

Цель настоящего исследования — дать научное обоснование и разработать комплекс мероприятий по повышению умственной работоспособности школьников, проживающих на йоддефицитной территории.

В рандомизированном испытании участвовали 537 школьников Новокузнецка (репрезентативная выборка от генеральной совокупности), у которых изучалась умственная работоспособность. В исследовании принимали участие школьники 3 возрастных групп: 1-я группа — учащиеся 2-х классов, 7— 8 лет (183 человека); 2-я группа — 5-е классы, 10— 11 лет (231 человек); 3-я группа — 10-е классы, 15— 16 лет (123 человека). Возрастные периоды определялись в соответствии с особенностями онтогенеза и физиологическими этапами развития головного мозга детей [1, 5, 7].

Распределение учащихся по группам исследования осуществлялось в случайном порядке (А — группа воздействия, в которой реализована программа профилактики йодного дефицита, Б — контрольная). Школьники основной группы в среднем обладали теми же характеристиками, что и дети контрольной группы, что позволяет результату исследования быть свободным от систематической ошибки [13].

В начале исследования была дана гигиеническая оценка организации учебного процесса по критериям, изложенным в СанПиН 2.4.2.1178—02, и по анализу базисных учебных планов.

Распространенность изменения щитовидной железы изучена пальпаторным методом и по дан-

ным экскреции йода с мочой церий-арсенитным методом [16, 17].

Показатели умственной работоспособности школьников (познавательная и психоэмоциональная составляющие) изучены с использованием комплекса общепринятых традиционных психологических методов: устойчивость и продуктивость внимания — "Кольца Ландольта" [8]; объем внимания и кратковременная память — методика Д. Векслера "Повторение цифр", субтесты "Обратный счет" и "Прямой счет" [6]; логическая и механическая память — методика запоминания двух рядов слов Н. Б. Берхина [6]; мышление — методика "Матрицы Равена" [6]; процессы анализа и обобщения — методика "Нахождение лишнего понятия" [10]; процесс синтеза — методика "Круги" [10]; тревожность — шкала О. Кондаша, адаптированная А. М. Прихожан [9]; уровень бодрствования, настроение, мотивация, оценка успеха — методика "Шкала функционально-психического состояния — 1Л" В. И. Чиркова [14]. Возрастные нормы по показателям указаны в табл. 2.

Проведены разработка и внедрение программы коррекции выявленных изменений умственной работоспособности. В течение учебного года учащиеся группы воздействия принимали перорально препарат "Йодомарин" ("Берлин-Хеми") в дозировке 100 мкг/сут. Последний этап — оценка эффективности профилактики с использованием вышеуказанных методов исследования. Проводились срав-

Таблица 1

Распределение школьников по уровню развития познавательных процессов (в %)

Группа (возраст) Уровень развития

Показатель низкий средний высокий

абс. % абс. % абс. %

Внимание 7-8 118 64,5 65 35,5 _ _

10-11 131 56,7 100 43,3 — —

15-16 10 8,1 85 69,1 28 22,8

Память 7-8 56 30,6 89 48,6 38 20,8

10-11 116 50,2 73 31,6 42 18,2

15-16 41 33,3 82 66,7 — —

Мышление 7-8 44 24,0 49 26,8 90 49,2

10-11 67 29,0 66 28,6 98 42,4

15-16 11 9,0 88 71,5 24 19,5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.