Научная статья на тему 'Построение моделей риска возникновения заболеваний и неудовлетворительной успеваемости у студентов первого курса физкультурного вуза'

Построение моделей риска возникновения заболеваний и неудовлетворительной успеваемости у студентов первого курса физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
144
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / УСПЕВАЕМОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ФАКТОРЫОБРАЗА ЖИЗНИ / SPORTSMEN / MORBIDITY / PROGRESS / ADAPTATION / FACTORS OF WAY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Флянку Ирина Петровна, Фоменко Анатолий Александрович, Приешкина Алёна Николаевна, Разгонов Ф. И. Фёдор Иванович

Представленымоделириска возникновения заболеваний инеудовлетворительной успеваемости у студентов 1-го курса, занимающихся спортом, в период адаптации к обучению в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Флянку Ирина Петровна, Фоменко Анатолий Александрович, Приешкина Алёна Николаевна, Разгонов Ф. И. Фёдор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The construction of models of sickness rising and poor progress of first year students of Siberian State University of Physical Education and Sport

The paper deals with the risk models of sickness rising and poor progress of first year students of Siberian State Universityof Physical Education and Sport during adaptation period to the educational process at higher educational institution

Текст научной работы на тему «Построение моделей риска возникновения заболеваний и неудовлетворительной успеваемости у студентов первого курса физкультурного вуза»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

2. Каргин, Н. Н. Исследование тенденций развития и формирования научных знаний в области физической культуры и спорта.) : дис. ... канд. пед. наук / Н. И. Каргин. — М., 1977. — 130 с.

3. Кузнецов, В. В. Основная направленность теоретических и экспериментальных исследований современной системы подготовки спортсменов / В. В. Кузнецов, А. А. Новиков // Теория и практика физической культуры. — 1971. — № 1. — С. 66 — 68.

4. Дьячков, В. М. Совершенство технического мастерства спортсменов / В. М. Дьячков // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 7. - С. 17-18.

5. Пилоян, Р. А Историография науки о спорте / Р. А. Пилоян // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 7. - С. 17-18.

6. Государственный архив Российской Федерации, фонд 1950, опись 1, д. 1957, л. 6 «Объяснительная записка и показатели разви-

тия науки на период с 1960 по 1980 гг. по Центральному совету Союза спортивных обществ и организаций СССР» (ГАРФ. Ф. 9570. Оп. 1. Д. 1957. Л. 6)

ВОРОЖКО Юрий Викторович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и истории.

ЛЮБИНА Екатерина Сергеевна, студентка факультета туризма, рекреации и реабилитации.

Адрес для переписки: e-mail: naukasibgufk@yand ex. ru

Статья поступила в редакцию 31.05.10 г.

© Ю. В. Ворожко, Е. С. Любина

УДК [378.172+371.26] : 001.891.5 И. П. ФЛЯНКУ

А. А. ФОМЕНКО А. Н. ПРИЕШКИНА Ф. И. РАЗГОНОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛЕЙ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ И НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА__________________________________

Представлены модели риска возникновения заболеваний и неудовлетворительной успеваемости у студентов 1 -го курса, занимающихся спортом, в период адаптации к обучению в вузе.

Ключевые слова: спортсмены, заболеваемость, успеваемость, адаптация, факторы образа жизни.

В современном обществе здоровье молодежи в совокупности с ее социальной зрелостью являются необходимыми условиями получения высшего профессионального образования, поскольку овладение науками требует от студентов вузов больших умственных, физических и психоэмоциональных затрат.

Студенчество относится к группе высокого риска, так как на данном этапе своего развития молодые люди находятся под влиянием двух неоднозначных про-цессов-активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности [1].

Многочисленные исследования показывают, что за период обучения в вузе число лиц с хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями возрастает. За последние 20 лет доля здоровых студентов сократилась более чем в 2,5 раза на начальном этапе обучения и более чем в 4 раза к окончанию вуза [2, 3].

Здоровье человека формируется под влиянием сложного комплекса социально-гигиенических фак-

торов (совокупность факторов образа жизни, отражающих специфику социальных условий, качества окружающей среды, организации и интенсивности деятельности, поведенческих особенностей определенного слоя населения).

Наиболее сложным периодом в жизни студентов является первый год обучения. На фоне интенсификации обучения адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс. Данное явление сопровождается значительным напряжением компенсаторноприспособительных систем организма, что непосредственно сказывается на состоянии не только психического, но и соматического здоровья студентов [4].

Особенно остро стоит проблема здоровья у студентов физкультурного вуза в период адаптации к учебному процессу. Это связано с тем, что обучение характеризуется не только умственными, но и значительными физическими нагрузками, вызванными

Рис. 1. Взаимосвязь показателя заболеваемости с социально-гигиеническими факторами

Рис. 2. Взаимосвязь показателя успеваемости с социально-гигиеническими факторами

регулярными тренировочными занятиями, сборами и соревнованиями [5].

Сложность заключается в противоречии возможности эффективного переключения режима работы организма студента-спортсмена с процесса высоких энергетических затрат спортивной физической деятельности на интеллектуальные учебные нагрузки [6].

Педагогическая и социальная проблема для системы образования физкультурных вузов заключается в подборе рациональных сочетаний режимов физической и интеллектуальной нагрузок без ущерба для физического и психического здоровья студентов [7].

Исходя из сложившейся ситуации, изучение влияния социально-гигиенических факторов на здоровье и успеваемость студентов-первокурсников, занимающихся спортом, является актуальным вопросом современной науки.

Проблема исследования заключается в необходимости разработки моделей риска возникновения заболеваний и риска неудовлетворительной успеваемости, которые позволят вовремя предотвратить нарушения в состоянии здоровья и снижение успеваемости студентов, занимающихся спортом.

Исследование проводилось на базе кафедры спортивной медицины и гигиены. В исследовании приняли участие юноши 1-го курса, занимающиеся циклическими и ациклическими видами спорта в количестве 110 человек, из которых мастеров спорта было 11%, кандидатов в мастера спорта-22,7%, юношей,

имевших первый разряд, - 43,6%, второй разряд -22,7%. Средний возраст студентов составил 17,9 лет.

На начальном этапе исследования было проведено анкетирование и изучение показателей общей заболеваемости и успеваемости студентов. Источниками информации явились медицинские карты студентов (форма 22). Успеваемость характеризовалась количеством вовремя сданных студентом экзаменов и зачетов в период экзаменационной сессии. Проводилась выкопировка сведений о результатах сдачи экзаменационной сессии в течение учебного года из деканатов факультетов: гуманитарного; циклических, сложнокоординационных видов спорта и единоборств; борьбы, игровых и силовых видов спорта; туризма, рекреации и реабилитации.

Выявлены наиболее значимые группы факторов, оказывающие воздействие на здоровье студентов, занимающихся спортом:

1. Факторы, характеризующие напряжение спортивно-тренировочной деятельности: количество и продолжительность учебно-тренировочных занятий; количество учебно-тренировочных сборов и соревнований; время восстановления после физической нагрузки; показатели монотонности тренировочного процесса; мотивационные характеристики занятий спортом.

2. Факторы, характеризующие условия проживания: место проживания до поступления в вуз; длительность проживания в данном регионе; совместное

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

Рис. 3. Модель риска возникновения заболеваний

Рис. 4. Модель риска неудовлетворительной успеваемости

проживание с родителями; качество условий проживания; материальная обеспеченность; взаимоотношения в бытовой среде.

3. Факторы, характеризующие напряженность учебного процесса: ощущение усталости после занятий в вузе; время, уделяемое на подготовку к занятиям; сложность усвоения учебного материала; объем получаемой учебной информации; нервно-эмоциональное напряжение во время сессии; напряженность режима обучения; мотивы и интерес к обучению; взаимоотношения с преподавателями и студентами.

4. Факторы, характеризующие образ жизни: продолжительность сна; сбалансированность питания; самооценка состояния здоровья; пребывание на свежем воздухе; рациональность планирования дня; употребление табака и алкоголя.

Показатели общей заболеваемости по обращаемости были использованы в качестве результирующей

переменной, характеризующей здоровье студентов, занимающихся спортом.

Взаимосвязь данных факторов с показателем заболеваемости представлена на рис. 1.

Социально-гигиенические факторы, имеющие наибольшую взаимосвязь с показателем успеваемости студентов, представлены на рис. 2.

Для обработки результатов эксперимента использованы технологии Data Mining (метод деревьев решений), позволяющие описать поведение сложных систем в различных условиях [8].

На основании результатов корреляционного анализа построена модель риска возникновения заболеваний у студентов, занимающихся спортом (рис. 3).

У студентов, занимающихся спортом, существует риск возникновения заболеваний, если количество соревнований составляет 6 и более раз в течение учебного года и питание не является сбалансированным.

При такой же интенсивности соревновательной деятельности, но при сбалансированном питании, в действие вступают факторы «сон» и «усталость». Если продолжительность сна не превышает 8 часов в сутки и студент ощущает усталость после занятий в вузе, то у него появляется риск возникновения заболеваний. Дальнейшие рассуждения строятся по аналогии.

Представленная модель также показывает, при каких значениях факторов у студента риск возникновения заболеваний минимален. Это будет в том случае, если количество соревнований не превышает 6 в течение учебного года и количество тренировочных занятий не превышает 5 в неделю. При интенсивности соревновательной деятельности больше 6 в течение учебного года, у студента отсутствует риск возникновения заболевания, если питание сбалансировано, и продолжительность сна составляет не менее 8 часов в сутки.

Для примера приведем рекомендации для студента 1-го курса, мастера спорта по греко-римской борьбе. У спортсмена выявлены следующие значения факторов:

— количество соревнований —18 в течение года;

— питание — не сбалансированное;

— продолжительность сна—7 часов в сутки;

— количество учебно-тренировочных сборов-4 в течение года;

— ощущение усталости после занятий в вузе — отсутствует;

— количество тренировочных занятий — 6 в неделю.

Для сохранения здоровья спортсмену необходимо улучшить свое питание: увеличить кратность приемов пищи до 4-х в сутки и добавить в свой рацион продукты, богатые углеводами, уменьшить количество продуктов, богатых жирами. Для лучшего восстановления организма после нагрузок необходимо увеличить продолжительность сна.

Модель риска неудовлетворительной успеваемости студентов представлена на рис. 4. Показатель успеваемости будет низким, если количество тренировочных занятий составляет 4 и более раз в неделю и объем получаемой учебной информации является чрезмерным для студента. Если при таком же сочетании факторов спортсмен уделяет более 2-х часов в день на подготовку к учебным занятиям и участвует в учебно-тренировочных сборах менее двух раз в течение года, то у него также существует риск неудовлетворительной успеваемости при нерациональном планировании режима дня.

Если спортсмен оценивает объем получаемой учебной информации как умеренный и уделяет на подготовку к занятиям не менее двух часов в день, то, несмотря на большое количество тренировочных занятий в неделю, у него существует возможность успешной сдачи экзаменационной сессии. Дальнейшие рассуждения строятся по аналогии.

Таким образом, проведенное исследование показало, что на здоровье студентов-первокурсников, занимающихся спортом, наибольшее влияние оказывают факторы, которые связаны с напряженностью

спортивно-тренировочной деятельности и образом жизни. На успеваемость спортсменов оказывает влияние количество учебно-тренировочных занятий и сборов, а также факторы, характеризующие умение рационально планировать свой режим дня.

Разработанные модели позволяют оценить, при каких значениях факторов возможно сохранение здоровья и успешности обучения в вузе, что станет эффективным инструментом оптимизации сочетания тренировочных и учебных нагрузок у студентов, занимающихся спортом. С помощью данной модели возможно индивидуальное консультирование высококвалифицированных спортсменов.

Библиографический список

1. Ваганова, Л. Л. Медико-социальное характеристика сту-дентов-подростков, новые подходы к совершенствованию организации медицинской помощи : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Л. Л. Ваганова. — Челябинск, 2003. — 25 с.

2. Гринина, О. В. Пути совершенствования вузовской системы лечебно-оздоровительной работы / О. В. Гринина, Д. И. Кича // Образ жизни и здоровье студентов : материалы I Всерос. науч. конф. - М., 1995. - С. 9- 12.

3. Пальцев, М. А. Образование и здоровье студентов / М. А. Пальцев // Высшее образование в России. — 2002. — № 12. — С. 36-39.

4. Севрюкова, Г. А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения / Г. А. Севрюкова // Гигиена и санитария. - 2006. - № 6. - С. 72-74.

5. Лобачев, В. В. Адаптация студентов факультета физической культуры к условиям обучения в высшей школе / В. В. Лобачев, Л. Н. Акулова, А. И. Бугаков // Санкт-Петербургский ун-т физ. культ. им. П. Ф. Лесгафта. Ученые записки университета. - СПб, 2008. - № 5 (39). - С. 7-11.

6. Тимошкин, В. Н. Вопросы рациональности сочетания тренировочных и учебных нагрузок в физкультурных вузах / В. Н. Тимошкин // Российская акад. физ. культ : сборник трудов ученых РГАФК. - М., 2000. - С. 136-143.

7. Спицин, А. П. Оценка адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности / А. П. Спицин // Г игиена и санитария. -2007. - № 2. - С. 54-56.

8. Паклин, Н. Б. Бизнес -аналитика: от данных к знаниям : мо-ногр. / Н. Б. Паклин, В. И. Орешников. - СПб. : Питер, 2009. - 624 с.

ФЛЯНКУ Ирина Петровна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены.

ФОМЕНКО Анатолий Александрович, магистрант кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены.

ПРИЕШКИНА Алёна Николаевна, кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности.

РАЗГОНОВ Фёдор Иванович, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики безопасности жизнедеятельности.

Адрес для переписки: е-таіі: scorpion-dixi@mai1.ru.

Статья поступила в редакцию 09.11.2010 г.

© И. П. Флянку, А. А. Фоменко, А. Н. Приешкина, Ф. И. Разгонов

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.