Научная статья на тему 'Взаимосвязь социально-гигиенических факторов и заболеваемости у студентов 1-го курса СибГУФК в период адаптации к обучению в вузе'

Взаимосвязь социально-гигиенических факторов и заболеваемости у студентов 1-го курса СибГУФК в период адаптации к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ФАКТОРЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ / SPORTSMEN / MORBIDITY / ADAPTATION / FACTORS OF WAY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Флянку Ирина Петровна, Фоменко Анатолий Александрович, Приешкина Алёна Николаевна, Разгонов Фёдор Иванович

Представлена оценка влияния социально-гигиенических факторов на заболеваемость студентов 1-го курса, занимающихся спортом, в период адаптации к обучению в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Флянку Ирина Петровна, Фоменко Анатолий Александрович, Приешкина Алёна Николаевна, Разгонов Фёдор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The correlation of social-hygienic factors and morbidity in first year students of Siberian State University of Physical Education and Sport in adaptation period to the education process at higher educational establishment

Assessment of influence of social-hygienic factors in a morbidity of first year students in the period of education in a higher educational establishment is presented.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь социально-гигиенических факторов и заболеваемости у студентов 1-го курса СибГУФК в период адаптации к обучению в вузе»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

| ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА І И СПОРТ

УДК 378.180.6:616-053.7-003.96:613.96

И. П. ФЛЯНКУ А. А. ФОМЕНКО А. Н. ПРИЕШКИНА Ф. И. РАЗГОНОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ВЗАИМОСВЯЗЬ

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОВ 1-го КУРСА СИБГУФК В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Представлена оценка влияния социально-гигиенических факторов на заболеваемость студентов 1-го курса, занимающихся спортом, в период адаптации к обучению в вузе. Ключевые слова: спортсмены, заболеваемость, адаптация, факторы образа жизни.

Известно, что популяционное здоровье формируется под влиянием многих факторов, в частности, поведенческих, биологических, геофизических, социальных, качества окружающей среды, организации медицинского обслуживания, из которых первостепенное значение имеют социальные факторы [ 1 ].

Образ жизни студенческой молодежи в настоящее время приобретает особое значение. От успешности формирования и закрепления в сознании студентов навыков здорового образа жизни зависят состояние их здоровья, успешность приобретения высшего образования, раскрытие потенциала личности. Данная

группа молодежи наиболее восприимчива к различным формирующим и обучающим воздействиям и имеет основу для проявления сознательной индивидуальной активности в обеспечении здорового образа жизни [2, с. 35].

Здоровый образ жизни студентов предусматривает оптимальную организацию учебного процесса, отдыха, достаточную продолжительность сна, пребывание на свежем воздухе, целесообразный двигательный режим, преодоление вредных привычек, соблюдение режима и качественного состава питания, межличностное общение и поведение в коллективе [3].

Большинство студентов, занимающихся спортом, не ставит здоровье на первое место в ряду своих жизненных ценностей, основной направленностью жизнедеятельности для них становится достижение высокого спортивного результата [4].

В связи с этим изучение влияния социально-гигиенических факторов на здоровье студентов, занимающихся спортом, является актуальным.

Целью исследования явилось установление взаимосвязи социально-гигиенических факторов и здоровья студентов, занимающихся спортом, в период адаптации к новым условиям обучения в вузе.

Задачи исследования заключались в оценке влияния факторов, характеризующих напряженность спортивно-тренировочной деятельности, условия проживания, напряженность учебного процесса, здоровье и образ жизни на заболеваемость студентов, занимающихся спортом.

Исследование проводилось на базе кафедры спортивной медицины и гигиены СибГУФК. В исследовании приняли участие юноши 1-го курса циклических и ациклических видов спорта в количестве 110 человек, из которых мастеров спорта было 11%, кандидатов в мастера спорта — 22,7 %, юношей, имевших первый разряд — 43,6 %, второй разряд — 22,7 %. Средний возраст испытуемых составил 18,2 года.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: клинико-статистические, анкетирования, математической статистики.

Для выявления и анализа социально-гигиенических факторов, влияющих на здоровье студентов, занимающихся спортом, использовался метод анкетного опроса. Факторы условно были разделены на 4 группы: характеризующие напряженность спор-тивно-тренировочной деятельности, условия проживания, напряженность учебного процесса, здоровье и образ жизни. Данные заносились в специально разработанную «анкету опроса студента», содержавшую 38 реквизитов.

В качестве критериев, характеризующих здоровье студентов, были использованы показатели общей заболеваемости по обращаемости (медицинские карты ф. 22) Анализ состояния здоровья студентов проводился путём расчета показателей общей заболеваемости с применением Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра [5, 6].

Результаты обследования обрабатывались с помощью статистических функций компьютерной программы «Microsoft Excel 2000».

Данные настоящего исследования свидетельствуют, что для достижения высокого спортивного результата занимаются спортом 72,7 % первокурсников, для сохранения здоровья — 27,3 % опрошенных.

Установлено, что у 50,9 % спортсменов организм не успевает восстановиться до следующей тренировки, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Эмоционально-психологическое утомле-

ние отмечают 49,1 % опрошенных студентов, что связано с монотонным характером тренировочных занятий.

Участвуют в соревнованиях б и более раз в течение учебного года 68,2 % юношей. Количество учебнотренировочных сборов у 46,4 % студентов составляет

2 и более раз в течение учебного года. 40,0 % юношей имеют 5 и более тренировочных занятий в неделю,

3 — 4 раза в неделю тренируются 60 % юношей. Продолжительность тренировочного занятия составляет 2 и более часов у 88,2 % опрошенных.

В ходе исследования установлено, что питание является сбалансированным лишь у 50 % юношей, что является неблагоприятным фактом, если учитывать большой объем физической нагрузки, который выполняют студенты. При этом принимают пищу 4 — 5 раз в течение суток 25,5 % спортсменов, 2 — 3 раза—74,5 %, завтракают перед уходом на занятия — 67,3 % студентов, соблюдают режим питания — 29,1 % юношей. В рационе питания преобладают следующие продукты: картофель — 81,8%, хлебобулочные изделия — 75,5%, овощи — 72,2 %, мясные продукты — 70 %, молочные продукты — 64,5 %.

Важное место в структуре внеучебного времени студентов для восстановления умственной и физической трудоспособности занимает продолжительность сна [7]. На основании анкетного опроса выявлено, что у 63,6 % спортсменов продолжительность сна составляет 7 и менее часов в сутки, у 36,4 % — 8 и более часов в сутки.

Одним из наиболее значимых показателей отношения индивидуума к здоровью является субъективная оценка своего физического и психического состояния, который является важным дополнительным источником информации для полной и адекватной оценки состояния здоровья, как отдельного человека, так и различных групп населения [8]. Большинство опрошенных студентов дают хорошую оценку состояния здоровья (56,4 %), 27,3 % оценивают здоровье на отлично, 16,3%—удовлетворительно.

Неумение рационально использовать свободное время негативно сказывается на рациональном использовании режима дня, следствием чего являются нарушения в состоянии здоровья студентов [8]. В ходе анкетирования лишь 43,6 % опрошенных отметили, что умеют сочетать учебную и тренировочную деятельности. Следствием этого является напряженный характер режима дня и эмоциональные стрессы у большинства студентов, занимающихся спортом. На пребывание на свежем воздухе более 1 часа в сутки указали лишь 58,2 % юношей, причем 21,8% студентов пребывают на свежем воздухе, только по выходным дням.

Исследованиями установлено отрицательное влияние табакокурения и употребления алкоголя на здоровье. Их распространенность в молодежной среде не только не уменьшается, но имеет устойчивую тенденцию к росту [9]. Табак употребляют 19,1 % опрошенных, причем 11,8% указывают на сформировавшуюся привычку. Алкоголь употребляют 43,6 % юношей, из них: по особым случаям — 66,7 %, для снятия стресса и усталости — 25,0 %, нравятся вкусовые качества и чувство веселости — 20,8 % и 16,7 % студентов соответственно.

Ю. П. Никитиным с соавт. (1993), Н. К. Барсуковой с соавт. (1996) установлено влияние на здоровье жилищных условий и взаимоотношений в среде проживания. Выявлено, что совместно с родителями проживает

46,4 % студентов, отдельно проживают 53,6 % юношей. На отлично и хорошо оценили психологический климат

Таблица 1

Взаимосвязь социально-гигиенических факторов и заболеваемости у студентов 1-го курса СибГУФК, занимающихся спортом

Фактор Коэффициент корреляции Р

Количество соревнований 0,662 <0,05

Количество учебно-тренировочных сборов 0,458 <0,05

Количество учебно-тренировочных занятий 0,426 <0,05

Сбалансированность питания 0,519 <0,05

Продолжительность сна 0,501 <0,05

Усталость 0,439 <0,05

Место проживания 0,282 < 0,05

в бытовой среде 46,4 % и 42,7 % студентов, на конфликтные взаимоотношения указали 10,9 % опрошенных респондентов.

На состояние здоровье оказывает влияние уровень материального обеспечения, который характеризуется удовлетворенностью собственного достатка (Гурьянов М. С., 2002; Демина И. А., 2002). Большинство анкетированных спортсменов дали среднюю оценку своей материальной обеспеченности (54,5 %), высокую — 28,2 %, низкую — 17,3 % студентов.

По данным анкетирования, 66,4 % юношей ощущают усталость после занятий в вузе. При этом на умственную усталость указывают 31,8 % студентов, на физическую — 22,1%.

Два и более часа на подготовку к занятиям уделяют 45,5 % спортсменов. Из причин, влияющих на выполнение учебных заданий, были выделены следующие: занятия спортом — 56,4 %, окружающие —

45,5 %, большой объем получаемой учебной информации— 22,7 %.

Психологический климат в среде обучения большинство студентов оценили на отлично и хорошо — 47,3 % и 39,1 % соответственно, на конфликтные взаимоотношения указали 13,6 % юношей.

Таким образом, по итогам анкетного опроса у студентов была установлена высокая напряженность спортивной деятельности, которая характеризуется большим количеством соревнований и учебно-тренировочных сборов в течение учебного года, а также, учебно-тренировочных занятий в течение недели. Большинство студентов занимаются спортом для достижения высокого результата и указывают на монотонный характер учебно-тренировочных занятий, что на фоне недостаточного восстановления после больших по продолжительности и частоте повторения физических и эмоциональных нагрузок, негативно сказывается на состоянии здоровья.

У студентов были выявлены нарушения сбалансированности питания, снижение продолжительности сна, нерациональное планирование режима дня и недостаточное пребывание на свежем воздухе, при хорошей оценке состояния своего здоровья. Значительная доля студентов употребляет табак и алкоголь.

Наибольшее число студентов отметили хорошие взаимоотношения в бытовой среде и условия проживания, средний уровень материальной обеспеченности, ощущение усталости после занятий в вузе.

Для установления взаимосвязи между факторами и состоянием здоровья юношей, занимающихся спортом, в качестве результирующего признака исполь-зовался показатель заболеваемости по обращаемости I в течение года.

Уровень общей заболеваемости за календарный год у студентов, занимающихся спортом, составил 1508 случаев заболеваний на 1000 лиц данного возраста, у студентов, не занимающихся спортом — 1287 случаев заболеваний на 1000, что согласуется с данными литературы [2, с. 18—19].

Наибольшее влияние на здоровье студентов оказывают следующие факторы напряженности спортивной деятельности: количество соревнований, количество учебно-тренировочных занятий и учебно-трени-ровочных сборов. В группе факторов, характеризующих здоровье и образ жизни, значительное влияние на состояние здоровья студентов оказывают нарушение сбалансированности питания и продолжительности сна. Среди факторов, характеризующих условия проживания, наибольшее влияние на здоровье студентов оказывает отдельное проживание от родителей. В группе факторов, характеризующих напряженность учебного процесса, влияние на состояние здоровья юношей, занимающихся спортом, оказывает ощущение усталости после занятий в вузе (табл. 1).

Результаты данного исследования позволяют оценить влияние социально-гигиенических факторов на состояние здоровья студентов 1-го курса, занимающихся спортом, и разработать индивидуальные практические рекомендации с целью своевременного предупреждения нарушений здоровья студентов.

Библиографический список

1. Тюков, Ю. А. Официальная медицинская статистика как основа управления здоровьем населения: возможности и ограничения / Ю. А. Тюков, Е. В. Ползик // Экономика здравоохранения. — 2000. - №7. - С. 33-39.

2. Нефедовская, Л. В. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи /Л. В. Нефедовская; под ред. В. Ю. Альбицкого. — М.: Литтерра, 2007. — 189 с.

3. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения : монография/ И. А. Камаев [и др.]. - Н. Новгород: [б. и.], 2005. - 312 с.

4. Науменко, О. А. Опыт внедрения программы «Образование и здоровье» в Оренбургском государственном университете / О. А. Науменко, С. В. Нотова//Вестник Оренбург, ун-та. — 2005. — № 11. - С. 16-19.

5. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: десятый пересмотр : пер. с англ. В 3 т. Т. I (Ч. 1.) — Женева : Медицина. — 2003. — 698 с. — (МКБ— 10).

6. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: десятый пересмотр : пер. с англ. В 3 т. Т. I (Ч. 2). —Женева : Медицина. — 2003. — 633 с. — (МКБ-10).

7. Вайнер, Э. Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни / Э. Н. Вайнер // Валеология. — 1998. — № 3. — С. 17-23.

8. Максимова, Т. М. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодежи / Т. М. Максимова // Здравоохранение Российской Федерации. — 2002.— №2 — С. 40 —43.

9. Харисова, И. М. Комплексное медико-социальное исследование распространенности вредных привычек и их влияние на здоровье студентов : автореф. дис.... канд. мед. наук / И. М. Харисова. — М., 1991. — 23 с.

ФЛЯНКУ Ирина Петровна, кандидат медицинских наук, и.о. доцента кафедры спортивной медицины и гигиены.

ФОМЕНКО Анатолий Александрович, магистрант кафедры спортивной медицины и гигиены. ПРИЕШКИНА Алёна Николаевна, кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности.

РАЗГОНОВ Фёдор Иванович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности.

Адрес для переписки: e-mail: scorpion-dixi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.07.2010 г.

© И. П. Флянку, А А. Фоменко, А. Н. Приешкина, Ф. И. Разгонов

УДК 794-05.07.071.2:797.2+ М. А. КИРЬЯНОВА

4(2.13:6(2.744.1 ц ^ КАЛИНИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ ПЛОВЦОВ С УЧЕТОМ ХАРАКТЕРА МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены особенности функционирования системы кровообращения спортсменов-пловцов с различным характером мышечной деятельности в покое и при постуральной нагрузке.

Ключевые слова: центральная гемодинамика, реовазография, спортсмены циклических видов спорта (пловцы), стайеры, спринтеры, смешанный тип.

Введение. Функциональные возможности мышечной системы не могут не интересовать и представителей большого спорта, и тех, кто занимается спортом на досуге; и это понятно, так как в итоге любая спортивная деятельность совершается при помощи мышц. Значение мускулатуры заключается уже в том, что на ее долю приходится значительная часть сухой массы тела. Так, у женщин мышцы составляют 30 — 35 % от общей массы тела, у мужчин — 42 — 47 %. Необходимость определения композиции мышечных волокон при выборе вида спорта и направленности физической тренировки ни у кого не вызывает сомнения [1].

В большой группе водных видов спорта, которая продолжает увеличиваться в результате появления новых видов: аквааэробики, синхронного плавания, женского водного поло, водных лыж и др., ведущее место занимает спортивное плавание. Чрезвычайная популярность плавания связана с фантастическим ростом рекордов в этом виде спорта. Это стало возможным в итоге проведения широкого комплекса исследований в плавании по биоэнергетике, биомеханике, гидродинамике, антропомоторике и др. [2,3].

В результате многолетних научных исследований в спортивном плавании сложились представления о специфических требованиях, предъявляемых данным видом спорта к организму и двигательным способностям спортсменов, и были разработаны обобщенные модельные характеристики пловцов высокого

класса. В работах [2,4] и др. показано, что спортивные достижения в плавании во многом зависят от типа телосложения, пропорций конституционного типа, композиции мышечных волокон и т.д.

Достижение высоких спортивных результатов в плавании определяется высоким уровнем развития процессов энергообеспечения организма, а также способностью реализовывать свои аэробные и анаэробные потенции в условиях преодоления соревновательных дистанций [5, 6, 7]. Основой определения спортивной пригодности, разработки программ подготовки и педагогического контроля за реализацией потенциальных резервов организма служат модельные и нормативные характеристики, которые позволяют вести более строгий количественный и качественный учет показателей спортивной подготовленности [4, 8]. Одной из важнейших систем, определяющих функциональное состояние организма спортсмена, является сердечно-сосудистая. На этом основании нами было предпринято исследование основных показателей центральной и периферической гемодинамики в покое и при выполнении активной ортостатической пробы (АОП).

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в НИИ «Деятельности в экстремальных условиях» СибГУФК в период с ноября 2009 по март 2010 года. В исследовании приняли участие 52 квалифицированных спортсмена-пловца мужского пола (1-й разряд, кандидат в мастера спорта, мастер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.