Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика показателей физического здоровья и заболеваемости юношей и девушек 1-го курса СибГУФК, занимающихся и не занимающихся спортом'

Сравнительная характеристика показателей физического здоровья и заболеваемости юношей и девушек 1-го курса СибГУФК, занимающихся и не занимающихся спортом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
416
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / STUDENTS / PHYSICAL HEALTH / MORBIDITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Флянку Ирина Петровна, Фоменко Анатолий Александрович, Приешкина Алена Николаевна, Разгонов Фёдор Иванович

Представлена оценка показателей и уровня физического здоровья, функционального состояния, адаптационных возможностей организма, а также структура и уровень заболеваемости юношей и девушек 1 -го курса СибГУФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Флянку Ирина Петровна, Фоменко Анатолий Александрович, Приешкина Алена Николаевна, Разгонов Фёдор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative description of indices of physical health and morbidity in first year of study students of SibGUFK

The article contains an evaluation of indices and the level of physical health, functional status, adaptive ability and also the structure and the level of morbidity of first year of study students of SibGUFK.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика показателей физического здоровья и заболеваемости юношей и девушек 1-го курса СибГУФК, занимающихся и не занимающихся спортом»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

8. Иванов, Д. А. О ключевых компетенциях и компетентност-ном подходе в образовании / Д. А. Иванов // Школьные технологии. - 2007. - № 5. - С. 51-62.

9. Чошанов, М. А. Технология модульного обучения / М. А. Чошанов, П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский // Энциклопедия образовательных технологий. - 2006. - С. 442-447.

10. Муравьева, А. А. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях : пособие для преподавателей / Ю. Н. Кузнецова, Т. Н. Червякова. - М. : Альфа, 2005. - 96 с.

11. Реморенко, И. М. Модель для инновационной экономики: Российское образование - 2020 / И. М. Реморенко // Совет ректоров. - 2008. - № 9. - 120 с.

12. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» / Е. В. Меттус. - Волгоград : Панорама, 2009. - 272 с.

13. Кутьмина, И. А. Карта наблюдений как средство формирования компетенций у школьников по предмету «Физическая

культура» / И. А. Кутьмина, Т. В. Головина // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых. - Омск: СибГУФК, 2006. - С. 155-158.

КУТЬМИНА Ирина Александровна, учитель физической культуры высшей категории Муниципального образовательного учреждения «Лицей № 66» города Омска, аспирантка кафедры психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: e-mail: irinakutmina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2009 г.

© И. А. Кутьмина

УДК 614:612+616-053.7+796/ 799:378.4

И. П. ФЛЯНКУ А. А. ФОМЕНКО А. Н. ПРИЕШКИНА Ф. И. РАЗГОНОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 1-го КУРСА СИБГУФК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Представлена оценка показателей и уровня физического здоровья, функционального состояния, адаптационных возможностей организма, а также структура и уровень заболеваемости юношей и девушек 1 -го курса СибГУФК.

Ключевые слова: студенты, физическое здоровье, заболеваемость.

На фоне ухудшающихся показателей здоровья населения актуальной проблемой является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения [1].

Состояние здоровья учащейся молодежи в процессе обучения во многом определяется их адаптационными резервами. Даже незначительные отклонения в адаптивном потенциале человека могут вызывать сдвиги в состоянии здоровья (Косолапов А.Б., 2003). Учащиеся физкультурных высших учебных заведений, помимо того, что находятся в периоде формирования социальной и физической зрелости, выполняют большие объемы тренировочной нагрузки, следовательно, подвержены высокому риску нарушений в состоянии здоровья.

За последние десятилетия произошли значительные сдвиги в состоянии здоровья подростков, характеризующиеся ростом функциональных рас-

стройств и хронических болезней, изменением структуры выявляемых нарушений здоровья, ухудшением показателей физического развития и физической подготовленности [2].

В связи с этим изучение состояния здоровья студентов в современных условиях является актуальным.

Цель исследования состоит в оценке состояния отдельных систем организма, уровня здоровья, заболеваемости у юношей и девушек 1 -го курса СибГУФК, занимающихся и не занимающихся спортом.

Задачи исследования заключались в изучении и оценке уровня физического здоровья, функционального состояния, риска заболеваний, уровня и структуры общей заболеваемости у юношей и девушек 1го курса СибГУФК.

Исследование проводилось на базе кафедры спортивной медицины и гигиены СибГУФК. В исследовании приняли участие студенты 1-го курса фа-

Рис. 1. Распределение показателей жизненного индекса у студентов 1 -го курса СибГУФК (%)

Рис. 2. Распределение показателей силового индекса у студентов 1-го курса СибГУФК (%)

культетов: гуманитарного; туризма, рекреации и реабилитации; циклических, сложнокоординационных видов спорта и единоборств; борьбы, игровых и силовых видов спорта в количестве 143 человек, средний возраст которых составил 18,2 года. Исследуемых разделили на четыре группы: первую и вторую группу составили юноши, систематически занимающиеся и не занимающиеся спортом — 80 человек; в третью и четвертую группу были определены девушки, систематически занимающиеся и не занимающиеся спортом — 63 человека.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: физиологические, клинико-статистические, математической статистики.

Для оценки уровня физического здоровья использовалась методика Г. Л. Апанасенко (1988), которая включала показатели физического развития (индексы Кетле, жизненный, силовой), сердечно-сосудистой системы (частота сердечных сокращений, артериальное давление, двойное произведение) и время восста-

новгЕниячсСготы пугьсапосгв20 приседаний за30 секунд Оценка уроВня функционального состояния проводилась по методике Е А. Пироговой (1986), ацэптсциснныв возможности организма определялись методом Р. М. Беевскао(1997) [3, 4].

В качествекритериев, характеризующих здоровье студентов, бЫги использованы показатели общей зеоогевеемоспи по абрEщаEмаспи (медицинские карь ты1 студентов; ф 22) [5]. Анализ состояния здоровья студентов проводился путём расчета показателей общей заболеваемости сприменениемlМеждунEрсд-ной 00^0^^^ кгессиФкеции богезнем и про& тем, связанных ^здоровьем 10 пересмотра [6 7].

FfeзугьтEГЫlабсгеgовEнияабрE¿EгывEгисьспсмс-щью сгEГИlCтиlческих фукций компьютерной программы! «МіогокЛ Ехоа2000».

При оценке физического развития студентов 1-го курса средний показатель индекса Кетле по группам составил 90,4 %, 89,3 %, 96,4 %, 97,1%. Превышение массы тела отмечено у 9,6 % и 10,7 % студентов первой, второй групп и у 3,6 %, 2,9 % студентов третьей и четвертой групп соответственно.

Показатели жизненного индекса ниже средних и низкие составили у студентов первой и второй групп 26,9 % и 35,8 %, по сравнению со студентами третьей и четвертой групп (21,5 %, 11,5 % соответственно). Средняя оценка жизненного индекса отмечена у 28,8 % и 17,9 % студентов первой, второй групп и у 21,4 %, 25,7 % студентов третьей и четвертой групп. Оценки выше средних и высокие преобладали в третьей и четвертой группах (57,1 % и 62,8 %) по сравнению с первой и второй группами (44,3 % и 46,3 %) (рис. 1).

Показатель силового индекса ниже среднего и низкий отмечен во второй группе - 57,1 %, в третьей группе - 68,8 %, в первой и четвертой группах соответственно 42,3 % и 48,6 %. Оценки высокие и выше средних получили первокурсники юноши и девушки в меньшем проценте случаев. Средние показатели по группам составили 21,2 %, 17,9 %, 10,7 %, 22,8 % соответственно (рис. 2).

У большинства обследованных студентов показатели сердечно-сосудистой системы в пределах нормы. Показатель двойного произведения высокий и выше среднего зарегистрирован в первой и второй группах (46,2 %, 42,9 % соответственно), а также у 42,8 % и 48,6 % студентов третьей и четвертой групп. Показатель ниже среднего и низкий зафиксирован у 35,7 % и 20 % студентов второй, четвертой групп. Средний показатель отмечен у 36,5 %, 21,4 %, 42,9 %, 31,4 % студентов исследуемых групп (рис. 3).

Время восстановления частоты пульса после 20 приседаний за 30 секунд у преобладающего количества обследуемых студентов первой и третье групп отме-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

%

Иаит еее ЕЗ ай0 а пбаа1 аа Щпбаа1 ее 111 е$а пбаа1 аа

Е|1 е^еее

1 або!1 а

2 або! 1 а

Рис. 3. Распределение показателей двойного произведения у студентов 1-го курса СибГУФК (%)

1 або!1 а

2 або! 1 а

Шайт еее 0ай0 а пбаа1 аа ЕЦпбаа ее Н1е$а пбаа1 аа Н1е ?ее е

50

45

40

35

30

25-

20

15

10

5-

0

Шш Ш,!!!!!!

яя Я1 'йЖшшая'’ шина жт ттт ттт жт

3 або!1 а

4 або! 1 а

Шайт еее 1±]аи0 а пбаа1 аа £|Пбаа ее Н1е$а пбаа1 аа Н1е 9ее е

Рис. 4. Распределение показателей уровня физического здоровья у студентов 1-го курса СибГУФК (%)

чено в высоких оценках (86,5 % и 71,4 %) по сравнению со студентами второй и четвертой групп (57,1 % и 57,1 %). Показатель выше среднего получен в большем проценте случаев во второй и четвертой группах (42,9 % и 34,3 %). Средний показатель зафиксирован лишь у 8,6 % девушек четвертой группы.

Количественная оценка в баллах по методике Г. Л. Апанасенко выявила, что в исследуемых группах студентов преобладала средняя оценка уровня физического здоровья. Оценки физического здоровья высокие и выше средних составили в сумме 50,0 %, 35,7 %, 53,6 % и 42,8 % у студентов изучаемых групп соответственно. Оценки ниже средних преобладали у большинства юношей второй группы (рис. 4).

Безопасный уровень соматического здоровья, гарантирующий отсутствие болезней, имеют лишь люди с высоким уровнем физического состояния. Понижение уровня сопровождается прогрессирующим ростом заболеваемости и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня, граничащего с патологией. Средний уровень физического состояния может расцениваться как критический. Дальнейшее снижение уровня функционального состояния уже ведет к клиническому проявлению болезни с соответствующими симптомами [8].

Уровень функционального состояния позволил оценить физические резервы организма. Данный уровень высокий и выше среднего преобладал у юношей и девушек во всех исследуемых группах. Вместе с тем треть студентов имела показатели уровня функционального состояния ниже средних (рис. 5), что указывает на необходимость глубокого клинико-функционального обследования с использованием нагрузочных тестов для выявления скрытой патологии сердечно-сосудистой системы [4].

Индекс функциональных изменений выявил удовлетворительную адаптацию у всех первокурсников, принявших участие в исследовании.

Уровень общей заболеваемости за календарный год у студентов, занимающихся спортом, составил 1508 случаев заболеваний на 1000 лиц данного возраста, у студентов, не занимающихся спортом, - 1287 случаев заболеваний на 1000, что согласуется с данными литературы [9].

В ходе исследования установлено, что в структуре общей заболеваемости у студентов СибГУФК основную часть патологии составила доля четырех классов болезней (органов дыхания; травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин; костно-мышечной системы и соединительной ткани; глаза и его придаточного аппарата).

В структуре заболеваемости у студентов высока доля лиц, имеющих заболевания органов дыхания. Удельный вес травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин преобладал у юношей и девушек, занимающихся спортом. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, а также болезни глаза и его придаточного аппарата чаще встречались у юношей и девушек, не занимающихся спортом (рис. 6).

Таким образом, большинство обследованных юношей и девушек имели критический уровень соматического здоровья, а также сниженные резервные возможности организма при удовлетворительном адаптационном потенциале системы кровообращения. В значительной степени это относится к юношам, не занимающимся спортом.

Здоровье первокурсников, занимающихся спортом, характеризуется более высоким уровнем заболеваемости и долей болезней органов дыхания и травм, отравлений и некоторых других последствий внешних причин, не занимающихся спортом, - преобладанием болезней глаза и его придаточного аппарата, костно-мышечной системы и соединительной ткани.

Результаты данного исследования могут быть использованы для выбора двигательного режима

Рис. 5. Распределение показателей уровня функционального состояния у студентов 1-го курса СибГУФК (%)

12,9

□ Болезни органов дыхания

Ш Травмы

И Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

□ Болезни глаза и его придаточного аппарата

і Прочие заболевания

занимающиеся спортом

14,9-

не занимающиеся спортом

Рис. 6. Структура общей заболеваемости студентов 1-го курса СибГУФК (в % к итогу)

с учетом уровня здоровья и функционального состояния организма студентов.

Библиографический список

1. Здоровье и образ жизни, школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения : монография / И. А. Камаев [и др.]. - Н.Новгород : [б. и.], 2005. - 312 с.

2. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет / Л. М. Сухарева [и др.] // Гигиена и санитария. -2009. - №2. - С. 21-26.

3. Баевский, Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева - М. : Медицина, 1997. - 236 с.

4. Пирогова, Е. А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко, Н. П. Стапко - Киев : Здоров'я, 1986. - 152 с.

5. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник для студентов мед. вузов / Ю. П. Лисицын. - М.

: ГЭОТАР - Медиа, 2007. - 512 с.

6. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: десятый пересмотр: пер. с англ. В 3 т. Т. 1 (ч. 1.) - Женева: Медицина. - 2003. - 698 с. -(МКБ-10)

7. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: десятый пересмотр: пер. с англ. В 3 т. Т. 1 (ч. 2) -Женева: Медицина. - 2003. - 633 с. -(МКБ-10)

8. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова - Ростов н/Д : Феникс; Киев: Здоровье, 2000. - 248 с.

9. Нефедовская Л. В. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи / Л. В. Нефедовская ; под ред. В. Ю. Альбицкого. -М. : Литтерра, 2007. - 189 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФЛЯНКУ Ирина Петровна, кандидат медицинских наук, и.о. доцента кафедры спортивной медицины и гигиены.

Адрес для переписки: e-mail: flyanku@rambler.ru ФОМЕНКО Анатолий Александрович, магистрант кафедры спортивной медицины и гигиены.

Адрес для переписки: e-mail: flyanku@rambler.ru ПРИЕШКИНА Алена Николаевна, кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности.

Адрес для переписки: e-mail: scorpion-dixi@mail.ru РАЗГОНОВ Фёдор Иванович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности.

Адрес для переписки: e-mail:scorpion-dixi@mail.ru Статья поступила в редакцию 05.11.2009 г.

© И. П. Флянку, А. А. Фоменко, А. Н. Приешкина, Ф. И. Разгонов

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.