УДК 930.1 : 796
Ю. В. ВОРОЖКО Ц Е. С. ЛЮБИНА І--
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ НАУКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В 1960-1970-е ГОДЫ_______________________________________
В статье рассматриваются основные особенности развития российской науки в сфере физической культуры и спорта, характер научных исследований и развитие советской системы физического воспитания в период с 1960-х по 1970-е годы.
Ключевые слова: история, наука, физическая культура и спорт.
Начиная с 1960-х гг. планирование научных исследований осуществлялось на основе пятилетних сводных планов НИР. Финансирование научных учреждений осуществлялось из государственного бюджета (табл. 1). Показатели развития науки на период с 1960 по 1980 гг. по Центральному совету Союза спортивных обществ и организаций СССР свидетельствует о том, что с 1958 по 1980 годы затраты на науку в области физической культуры и спорта (далее — ФИС) значительно увеличиваются.
В связи с этим целью данной статьи является определение основных направления и особенностей развития спортивной науки, основы «золотого периода» истории физической культуры и спорта в России 1960 — 1970-х годов.
Если в 1950-е годы отмечалось отставание науки в области физической культуры и спорта от других отраслей, то в 1960 — 1970 годы намечается обратный процесс. Переход советской науки в середине 1970-х годов на путь интенсивного развития и застойные явления того периода привели к заметному снижению темпов развития кадрового потенциала, к консерватизму и нарастанию негативных тенденций в обществе, в то время как наука о физической культуре и спорте (далее ФИС) развивалась бурно и опережающими темпами.
Эффективность функционирования советской науки о физической культуре и спорте в 1960 — 1980е годы объясняется рядом объективных причин: использованием системы государственного финансирования, планированием научных исследований, их контролем и управлением, созданием научных школ, лабораторий, институтов, кадрового потенциала. Основу достижений науки составляли результаты крупных научных школ (А.Д. Новикова, В.С. Фар-феля, Н.Г. Озолина, В.М. Дьячкова и их учеников). Одной из существенных причин, по нашему мнению, можно считать, и единую идеологию, которая укрепляла дух спортсменов, вселяла надежду на лучшее будущее, поддерживала пафос самоотверженности и коллективизма. Люди жертвовали личным ради общественных интересов, а новые победы на международной арене внушали гражданам чувство гордости за свою страну. Так, человеческий фактор играл немаловажную роль в расцвете науки в области ФИС, которая в этот период достигла своего апогея. Тем не
менее опора только на одну общеуниверсальную методологию исключала разработку и использование альтернативных парадигм и, как следствие, снижала эффективность научных исследований.
Поскольку советское общество, социалистическое государство фор-мировалось на методологической платформе идей коммунизма, то и советская система физического воспитания так же формировалась на основе этих идей. Ее цели, задачи, идеологические и методологические основы отражали господствующую в то время коммунистическую идеологию.
Теория и практика физического воспитания в СССР развивались под постоянным контролем партийных и советских органов и организации и пользовались активной помощью партийных, комсомольских, профсоюзных органов и организаций. С их помощью и под их началом создавались органы руководства физкультурным движением в стране, обеспечивалось финансирование деятельности в этой сфере, создавались средние и высшие физкультурные учебные заведения, проводились парады, спартакиады, праздники, осуществлялась подготовка кадров специалистов, развивалась наука в сфере физической культуры [1].
1970-е годы характеризуются изменением характера научного поиска. Это было связано с повышением уровня рекордных результатов в спорте, а также с недостаточностью знаний для объяснения процессов, происходящих в организме спортсменов высокого класса. Кроме того, традиционная методика спортивной тренировки в большинстве видов олимпийского спорта в 60-е годы в основном исчерпала себя. Возникла необходимость системно-комплексного подхода для решения данных проблем.
Чтобы участие спортсменов в соревнованиях разного уровня, а особенно в Олимпийских играх, было более успешным, создавались комплексные научные группы (КНГ). Благодаря глубоким исследованиям медиков, педагогов, психологов, биохимиков, физиологов были выявлены закономерности физического развития и работоспособности спортсменов, определены индивидуальные методы проведения тренировки и соревнований, разработаны меры по профилактике и предупреждению патологий у спортсменов в результате высоких нагрузок. Для этого учеными впервые стал использоваться системно-комплексный подход, который
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
Структура затрат на текущее содержание учреждений Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций в генеральной перспективе на периоде 1958 по 1980 гг.
Научные учреждения по видам Затраты всего в млн рублей Зарплата (штатная) Расходы на научноисследовательскую работу в млн руб.
фонд Численность среднегодовая (чел.) Зарплата на 1 работника среднегодовая (руб.)
1958 г. всего 9,2 7,7 390 19743 0,3
в том числе научноисследовательские институты 3,1 2,2 141 15300 0,2
1959 г. всего 9,0 7,3 377 19363 0.3
в том числе научноисследовательские ' институты 3,3 2,3 148 15300 0,2
1960 г. всего 8,4 6,7 354 18926 0,5
в том числе научно-и с следов ателье ки е институты 3,5 2,4 155 15600 0,3
1965 г. всего 22,1 15,1 818 18459 1,2
в том числе научноисследовательские институты 9,4 6,0 370 16400 0,8
1970 г. всего 24,3 18,7 969 19288 1,5
в том числе научно-и с еле довательс кие институты 10,9 7.1 412 17200 1.0
1975 г. всего 26,7 20,2 1003 20139 1,8
в том числе научноисследовательские институты 12,1 7,7 425 18100 1.2
1980 г. всего 29,9 22,5 1086 20718 2,0
в том числе научноисследовательские институты 13,7 со со 464 19000 1,3
способствовал получению не отдельных фрагмен-тов исследований, а целостного интегрального знания.
Изменилась и система планирова ния научных исследований, все последующие мероприятия были направлены на подготовку спортсменов высокого класса [2, с. 49].
Активизировалась деятельность учебных и научно-исследова-тельских институтов физической культуры, значительный вклад в развитие спортивной науки внесли Институг возрастной физиологии детей и подростков, Академии педагогических наук, врачебнофизкультурные диспансеры, факультеты физического воспитания педагогических вузов, кафедры физического воспитания и спорта высших учебных заведений. К разработке отдельных проблем физического воспитания и спорта привлекаются ученые Академии наук СССР, Академии медицинских наук СССР, Академии педагогических наук СССР, республиканских академий наук, научные работники министерства здравоохранения и просвещения СССР и других министерств и ведомств.
Высокого уровня достигла отечественная спортивная медицина. Благодаря усилиям выдающихся российских исследователей (H.A. Бернштейна, Н. Д. Граев-ской, С. П. Летунова, Р. М. Мотылянской, С. Н. Попов, 3. А. Мироновой и др.) и созданных ими научных школ, изучены и разработаны фундаментальные проблемы спортивной физиологии, биомеханики, функциональной диагностики, спортивной биохимии, спортивной травматологии, специализированного спортивного питания и ряда других направлений.
Стремительное развитие спорта высших достижений привело к относительному обособлению теории спорта: спорту стало тесно в рамках науки о физиче-
ской культуре и спорте. Переломным моментом можно считать конец 70-х гг., когда ВНИИФК стал заниматься проблемой научно-методического обеспечения сборных команд страны по большинству видов спорта. Работы В. В.Кузнецова, А. А. Новикова «Основная направленность теоретических и экспериментальных исследований современной системы подготовки спортсменов» (1971) и В. М. Дьячкова «Совершенствование технического мастерства спортсменов» (1972) стали первой попыткой выйти за рамки теории спортивной тренировки [3, 4]. Авторы впервые поставили вопрос о том, что подготовку спортсменов высокой квалификации следует рассматривать как системный процесс, управлять которым необходимо, опираясь на способность человека к прогнозированию будущего. Феномен «опережающего отражения действительности » был открыт отечественными физиологами и психологами (Н. А. Бернштейном, П. К. Анохиным, Д. Н. Узнадзе и др.) и позволил перейти от комплексного подхода к спорту к его системному рассмотрению [5]. Именно в этот период возникает необходимость изучения спорта как самостоятельной деятельности, для которой необходимы собственные методы исследования, свое осмысление и описание, что приводит к появлению первых попыток оформления теории спорта.
Значительным событием в развитии науки о спорте как самостоятельном явлении стала защита В. А. Деминым диссертации по методологии. Ученый создал научную предпосылку к разделению спорта на спорт для всех и спорт высших результатов, предложил собственные правила изучения спорта высших результатов, создал универсальную классификацию различных видов спорта.
Соотношение количества актуальных проблем, изучаемых наукой о физической культуре и спорте
Проблемы НИР в области физической культуры и спорта Количество исследований, произведенных по проблемам ФК и (в % от общего числа исследований)
1. Исследования, связанные с проблемами организации и методики тренировочных занятий 53,25%
2, Исследования, посвященные физиологии спорта 16,63%
3. Исследования, посвященные спортивной медицине 13,42%
4. Исследования, посвященные социальным проблемам физической культуры и спорта 10,10%
5. Исследования, посвященные психологии спорта 6,09%
6. Исследования, посвященные спортивной гигиене 0,34%
7. Исследоёания, посвященные биомеханике спорта 0,27%
8. Исследования, посвященные спортивному строительству 0,20%
9. Исследования, посвященные экономике спорта 0,13%
Таблица 3
Соотношение теоретических, прикладных и эмпирических исследований
в области физической культуры и спорта
Направление по сводному плану НИР В % от общего количества исследований по плану НИР
теоретические прикладные эмпирические
Совершенствование советской системы физического воспитания 5,7% а« со со 6,6%
Совершенствование системы подг отовки спортсменов 2.7% 23,3% 28,3%
прочие 3,5% 14,2% 0,64%
Всего 12,9% 51,4% 36,6%
Богатый опыт предшественников и согласованный труд ведущих ученых, тренеров, врачей, педагогов и спортсменов привели к заве ршающему этапу — созданию научно обоснованной системы теории и методики спортивной подготовки, которая получила освещение в монографиях Н. Г. Озолина «Современная система спортивной тренировки» (1970 г.), Л. П. Матвеева «Основы спортивной тренировки» (1977 г.), в серии научных работ по проблемам юношеского спорта, написанных под руководством В. П. филина, и трудах других ученых.
Анализ таблиц 2,3 показывает, что преобладающее количество актуальных проблем, изучаемых наукой о физической культуре и спорте в 70-е годы XX века, связано со спортом высших достижений.
Таким образом, в 1960 —1970 годы отмечается возрастание количества естественнонаучных исследований. На наш взгляд, это объясняется следующими причинами:
— во-первых, потребностями общества, возникшими в новых исторических условиях: ориентацией науки в области ФИС на решение важных задач оздоровления народа, физического и духовного воспитания, укрепления обороноспособности государства, государственной политики, в связи с тем что спортивные рекорды стали показателем силы и мощи социалистического государства;
— во-вторых, развитием научной мысли: наука рассматривается не просто как процесс расширения
и накопления новых знаний, а как процесс проникновения в глубину отдельных сторон, уровней и аспектов данного знания.
Становление науки в области ФИС шло путем накопления научных знаний, создания категориального аппарата, формирования основных принципов, теорий и концепций, без которых она не могла не только эффективно развиваться, но и выделиться в самостоятельную научную область. Этим и объясняется внутренняя логика развития данной науки: на начальном этапе ее развития преобладали исследования социально-исторического, философского и педагогического характера, а на последующем этапе — естественнонаучного характера [2, с. 39].
Если в 1960 г. расходы на приобретение оборудования и инвентаря составляли 1400 рублей на одного работника, то в 1965 они увеличились до 4400 руб. на одного работника, в 1970 г. — 1700 руб.; в 1975 г. — 2000 руб.; в 1980 г. - 2300 руб.
В связи с ростом научной квалификации работников среднегодовая заработная плата на одного работника возросла в 1980 г. на 10% по отношению к 1960 г. (табл. 1) [6].
Библиографический список
1. Выдрин, В. М. История и методология науки о физической культуре: монография / М. В. Выдрин. — СПб,: ГАФКим. Лесга-фта, 2002. - С. 118.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011
2. Каргин, Н. Н. Исследование тенденций развития и формирования научных знаний в области физической культуры и спорта.) : дис. ... канд. пед. наук / Н. И. Каргин. — М., 1977. — 130 с.
3. Кузнецов, В. В. Основная направленность теоретических и экспериментальных исследований современной системы подготовки спортсменов / В. В. Кузнецов, А. А. Новиков // Теория и практика физической культуры. — 1971. — № 1. — С. 66 — 68.
4. Дьячков, В. М. Совершенство технического мастерства спортсменов / В. М. Дьячков // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 7. - С. 17-18.
5. Пилоян, Р. А Историография науки о спорте / Р. А. Пилоян // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 7. - С. 17-18.
6. Государственный архив Российской Федерации, фонд 1950, опись 1, д. 1957, л. 6 «Объяснительная записка и показатели разви-
тия науки на период с 1960 по 1980 гг. по Центральному совету Союза спортивных обществ и организаций СССР» (ГАРФ. Ф. 9570. Оп. 1. Д. 1957. Л. 6)
ВОРОЖКО Юрий Викторович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и истории.
ЛЮБИНА Екатерина Сергеевна, студентка факультета туризма, рекреации и реабилитации.
Адрес для переписки: e-mail: naukasibgufk@yand ex. ru
Статья поступила в редакцию 31.05.10 г.
© Ю. В. Ворожко, Е. С. Любина
УДК [378.172+371.26] : 001.891.5 И. П. ФЛЯНКУ
А. А. ФОМЕНКО А. Н. ПРИЕШКИНА Ф. И. РАЗГОНОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛЕЙ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ И НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА__________________________________
Представлены модели риска возникновения заболеваний и неудовлетворительной успеваемости у студентов 1 -го курса, занимающихся спортом, в период адаптации к обучению в вузе.
Ключевые слова: спортсмены, заболеваемость, успеваемость, адаптация, факторы образа жизни.
В современном обществе здоровье молодежи в совокупности с ее социальной зрелостью являются необходимыми условиями получения высшего профессионального образования, поскольку овладение науками требует от студентов вузов больших умственных, физических и психоэмоциональных затрат.
Студенчество относится к группе высокого риска, так как на данном этапе своего развития молодые люди находятся под влиянием двух неоднозначных про-цессов-активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности [1].
Многочисленные исследования показывают, что за период обучения в вузе число лиц с хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями возрастает. За последние 20 лет доля здоровых студентов сократилась более чем в 2,5 раза на начальном этапе обучения и более чем в 4 раза к окончанию вуза [2, 3].
Здоровье человека формируется под влиянием сложного комплекса социально-гигиенических фак-
торов (совокупность факторов образа жизни, отражающих специфику социальных условий, качества окружающей среды, организации и интенсивности деятельности, поведенческих особенностей определенного слоя населения).
Наиболее сложным периодом в жизни студентов является первый год обучения. На фоне интенсификации обучения адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс. Данное явление сопровождается значительным напряжением компенсаторноприспособительных систем организма, что непосредственно сказывается на состоянии не только психического, но и соматического здоровья студентов [4].
Особенно остро стоит проблема здоровья у студентов физкультурного вуза в период адаптации к учебному процессу. Это связано с тем, что обучение характеризуется не только умственными, но и значительными физическими нагрузками, вызванными