Научная статья на тему 'Развитие российской науки в сфере физической культуры и спорта в 1960-1970-е годы'

Развитие российской науки в сфере физической культуры и спорта в 1960-1970-е годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2912
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / НАУКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / HISTORY / SCIENCE / PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворожко Юрий Викторович, Любина Екатерина Сергеевна

В статье рассматриваются основные особенности развития российской науки в сфере физической культуры и спорта, характер научных исследований и развитие советской системы физического воспитания в период с 1960-х по 1970-е годы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворожко Юрий Викторович, Любина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of Russian science in the area of physical culture and sport in 1960-1970s

This article deals with the basic features of the development of Russian science in the area of physical culture and sport, the directions of scientific research and development of Soviet system of physical training during 1960s1970s.

Текст научной работы на тему «Развитие российской науки в сфере физической культуры и спорта в 1960-1970-е годы»

УДК 930.1 : 796

Ю. В. ВОРОЖКО Ц Е. С. ЛЮБИНА І--

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ НАУКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В 1960-1970-е ГОДЫ_______________________________________

В статье рассматриваются основные особенности развития российской науки в сфере физической культуры и спорта, характер научных исследований и развитие советской системы физического воспитания в период с 1960-х по 1970-е годы.

Ключевые слова: история, наука, физическая культура и спорт.

Начиная с 1960-х гг. планирование научных исследований осуществлялось на основе пятилетних сводных планов НИР. Финансирование научных учреждений осуществлялось из государственного бюджета (табл. 1). Показатели развития науки на период с 1960 по 1980 гг. по Центральному совету Союза спортивных обществ и организаций СССР свидетельствует о том, что с 1958 по 1980 годы затраты на науку в области физической культуры и спорта (далее — ФИС) значительно увеличиваются.

В связи с этим целью данной статьи является определение основных направления и особенностей развития спортивной науки, основы «золотого периода» истории физической культуры и спорта в России 1960 — 1970-х годов.

Если в 1950-е годы отмечалось отставание науки в области физической культуры и спорта от других отраслей, то в 1960 — 1970 годы намечается обратный процесс. Переход советской науки в середине 1970-х годов на путь интенсивного развития и застойные явления того периода привели к заметному снижению темпов развития кадрового потенциала, к консерватизму и нарастанию негативных тенденций в обществе, в то время как наука о физической культуре и спорте (далее ФИС) развивалась бурно и опережающими темпами.

Эффективность функционирования советской науки о физической культуре и спорте в 1960 — 1980е годы объясняется рядом объективных причин: использованием системы государственного финансирования, планированием научных исследований, их контролем и управлением, созданием научных школ, лабораторий, институтов, кадрового потенциала. Основу достижений науки составляли результаты крупных научных школ (А.Д. Новикова, В.С. Фар-феля, Н.Г. Озолина, В.М. Дьячкова и их учеников). Одной из существенных причин, по нашему мнению, можно считать, и единую идеологию, которая укрепляла дух спортсменов, вселяла надежду на лучшее будущее, поддерживала пафос самоотверженности и коллективизма. Люди жертвовали личным ради общественных интересов, а новые победы на международной арене внушали гражданам чувство гордости за свою страну. Так, человеческий фактор играл немаловажную роль в расцвете науки в области ФИС, которая в этот период достигла своего апогея. Тем не

менее опора только на одну общеуниверсальную методологию исключала разработку и использование альтернативных парадигм и, как следствие, снижала эффективность научных исследований.

Поскольку советское общество, социалистическое государство фор-мировалось на методологической платформе идей коммунизма, то и советская система физического воспитания так же формировалась на основе этих идей. Ее цели, задачи, идеологические и методологические основы отражали господствующую в то время коммунистическую идеологию.

Теория и практика физического воспитания в СССР развивались под постоянным контролем партийных и советских органов и организации и пользовались активной помощью партийных, комсомольских, профсоюзных органов и организаций. С их помощью и под их началом создавались органы руководства физкультурным движением в стране, обеспечивалось финансирование деятельности в этой сфере, создавались средние и высшие физкультурные учебные заведения, проводились парады, спартакиады, праздники, осуществлялась подготовка кадров специалистов, развивалась наука в сфере физической культуры [1].

1970-е годы характеризуются изменением характера научного поиска. Это было связано с повышением уровня рекордных результатов в спорте, а также с недостаточностью знаний для объяснения процессов, происходящих в организме спортсменов высокого класса. Кроме того, традиционная методика спортивной тренировки в большинстве видов олимпийского спорта в 60-е годы в основном исчерпала себя. Возникла необходимость системно-комплексного подхода для решения данных проблем.

Чтобы участие спортсменов в соревнованиях разного уровня, а особенно в Олимпийских играх, было более успешным, создавались комплексные научные группы (КНГ). Благодаря глубоким исследованиям медиков, педагогов, психологов, биохимиков, физиологов были выявлены закономерности физического развития и работоспособности спортсменов, определены индивидуальные методы проведения тренировки и соревнований, разработаны меры по профилактике и предупреждению патологий у спортсменов в результате высоких нагрузок. Для этого учеными впервые стал использоваться системно-комплексный подход, который

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Структура затрат на текущее содержание учреждений Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций в генеральной перспективе на периоде 1958 по 1980 гг.

Научные учреждения по видам Затраты всего в млн рублей Зарплата (штатная) Расходы на научноисследовательскую работу в млн руб.

фонд Численность среднегодовая (чел.) Зарплата на 1 работника среднегодовая (руб.)

1958 г. всего 9,2 7,7 390 19743 0,3

в том числе научноисследовательские институты 3,1 2,2 141 15300 0,2

1959 г. всего 9,0 7,3 377 19363 0.3

в том числе научноисследовательские ' институты 3,3 2,3 148 15300 0,2

1960 г. всего 8,4 6,7 354 18926 0,5

в том числе научно-и с следов ателье ки е институты 3,5 2,4 155 15600 0,3

1965 г. всего 22,1 15,1 818 18459 1,2

в том числе научноисследовательские институты 9,4 6,0 370 16400 0,8

1970 г. всего 24,3 18,7 969 19288 1,5

в том числе научно-и с еле довательс кие институты 10,9 7.1 412 17200 1.0

1975 г. всего 26,7 20,2 1003 20139 1,8

в том числе научноисследовательские институты 12,1 7,7 425 18100 1.2

1980 г. всего 29,9 22,5 1086 20718 2,0

в том числе научноисследовательские институты 13,7 со со 464 19000 1,3

способствовал получению не отдельных фрагмен-тов исследований, а целостного интегрального знания.

Изменилась и система планирова ния научных исследований, все последующие мероприятия были направлены на подготовку спортсменов высокого класса [2, с. 49].

Активизировалась деятельность учебных и научно-исследова-тельских институтов физической культуры, значительный вклад в развитие спортивной науки внесли Институг возрастной физиологии детей и подростков, Академии педагогических наук, врачебнофизкультурные диспансеры, факультеты физического воспитания педагогических вузов, кафедры физического воспитания и спорта высших учебных заведений. К разработке отдельных проблем физического воспитания и спорта привлекаются ученые Академии наук СССР, Академии медицинских наук СССР, Академии педагогических наук СССР, республиканских академий наук, научные работники министерства здравоохранения и просвещения СССР и других министерств и ведомств.

Высокого уровня достигла отечественная спортивная медицина. Благодаря усилиям выдающихся российских исследователей (H.A. Бернштейна, Н. Д. Граев-ской, С. П. Летунова, Р. М. Мотылянской, С. Н. Попов, 3. А. Мироновой и др.) и созданных ими научных школ, изучены и разработаны фундаментальные проблемы спортивной физиологии, биомеханики, функциональной диагностики, спортивной биохимии, спортивной травматологии, специализированного спортивного питания и ряда других направлений.

Стремительное развитие спорта высших достижений привело к относительному обособлению теории спорта: спорту стало тесно в рамках науки о физиче-

ской культуре и спорте. Переломным моментом можно считать конец 70-х гг., когда ВНИИФК стал заниматься проблемой научно-методического обеспечения сборных команд страны по большинству видов спорта. Работы В. В.Кузнецова, А. А. Новикова «Основная направленность теоретических и экспериментальных исследований современной системы подготовки спортсменов» (1971) и В. М. Дьячкова «Совершенствование технического мастерства спортсменов» (1972) стали первой попыткой выйти за рамки теории спортивной тренировки [3, 4]. Авторы впервые поставили вопрос о том, что подготовку спортсменов высокой квалификации следует рассматривать как системный процесс, управлять которым необходимо, опираясь на способность человека к прогнозированию будущего. Феномен «опережающего отражения действительности » был открыт отечественными физиологами и психологами (Н. А. Бернштейном, П. К. Анохиным, Д. Н. Узнадзе и др.) и позволил перейти от комплексного подхода к спорту к его системному рассмотрению [5]. Именно в этот период возникает необходимость изучения спорта как самостоятельной деятельности, для которой необходимы собственные методы исследования, свое осмысление и описание, что приводит к появлению первых попыток оформления теории спорта.

Значительным событием в развитии науки о спорте как самостоятельном явлении стала защита В. А. Деминым диссертации по методологии. Ученый создал научную предпосылку к разделению спорта на спорт для всех и спорт высших результатов, предложил собственные правила изучения спорта высших результатов, создал универсальную классификацию различных видов спорта.

Соотношение количества актуальных проблем, изучаемых наукой о физической культуре и спорте

Проблемы НИР в области физической культуры и спорта Количество исследований, произведенных по проблемам ФК и (в % от общего числа исследований)

1. Исследования, связанные с проблемами организации и методики тренировочных занятий 53,25%

2, Исследования, посвященные физиологии спорта 16,63%

3. Исследования, посвященные спортивной медицине 13,42%

4. Исследования, посвященные социальным проблемам физической культуры и спорта 10,10%

5. Исследования, посвященные психологии спорта 6,09%

6. Исследования, посвященные спортивной гигиене 0,34%

7. Исследоёания, посвященные биомеханике спорта 0,27%

8. Исследования, посвященные спортивному строительству 0,20%

9. Исследования, посвященные экономике спорта 0,13%

Таблица 3

Соотношение теоретических, прикладных и эмпирических исследований

в области физической культуры и спорта

Направление по сводному плану НИР В % от общего количества исследований по плану НИР

теоретические прикладные эмпирические

Совершенствование советской системы физического воспитания 5,7% а« со со 6,6%

Совершенствование системы подг отовки спортсменов 2.7% 23,3% 28,3%

прочие 3,5% 14,2% 0,64%

Всего 12,9% 51,4% 36,6%

Богатый опыт предшественников и согласованный труд ведущих ученых, тренеров, врачей, педагогов и спортсменов привели к заве ршающему этапу — созданию научно обоснованной системы теории и методики спортивной подготовки, которая получила освещение в монографиях Н. Г. Озолина «Современная система спортивной тренировки» (1970 г.), Л. П. Матвеева «Основы спортивной тренировки» (1977 г.), в серии научных работ по проблемам юношеского спорта, написанных под руководством В. П. филина, и трудах других ученых.

Анализ таблиц 2,3 показывает, что преобладающее количество актуальных проблем, изучаемых наукой о физической культуре и спорте в 70-е годы XX века, связано со спортом высших достижений.

Таким образом, в 1960 —1970 годы отмечается возрастание количества естественнонаучных исследований. На наш взгляд, это объясняется следующими причинами:

— во-первых, потребностями общества, возникшими в новых исторических условиях: ориентацией науки в области ФИС на решение важных задач оздоровления народа, физического и духовного воспитания, укрепления обороноспособности государства, государственной политики, в связи с тем что спортивные рекорды стали показателем силы и мощи социалистического государства;

— во-вторых, развитием научной мысли: наука рассматривается не просто как процесс расширения

и накопления новых знаний, а как процесс проникновения в глубину отдельных сторон, уровней и аспектов данного знания.

Становление науки в области ФИС шло путем накопления научных знаний, создания категориального аппарата, формирования основных принципов, теорий и концепций, без которых она не могла не только эффективно развиваться, но и выделиться в самостоятельную научную область. Этим и объясняется внутренняя логика развития данной науки: на начальном этапе ее развития преобладали исследования социально-исторического, философского и педагогического характера, а на последующем этапе — естественнонаучного характера [2, с. 39].

Если в 1960 г. расходы на приобретение оборудования и инвентаря составляли 1400 рублей на одного работника, то в 1965 они увеличились до 4400 руб. на одного работника, в 1970 г. — 1700 руб.; в 1975 г. — 2000 руб.; в 1980 г. - 2300 руб.

В связи с ростом научной квалификации работников среднегодовая заработная плата на одного работника возросла в 1980 г. на 10% по отношению к 1960 г. (табл. 1) [6].

Библиографический список

1. Выдрин, В. М. История и методология науки о физической культуре: монография / М. В. Выдрин. — СПб,: ГАФКим. Лесга-фта, 2002. - С. 118.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

2. Каргин, Н. Н. Исследование тенденций развития и формирования научных знаний в области физической культуры и спорта.) : дис. ... канд. пед. наук / Н. И. Каргин. — М., 1977. — 130 с.

3. Кузнецов, В. В. Основная направленность теоретических и экспериментальных исследований современной системы подготовки спортсменов / В. В. Кузнецов, А. А. Новиков // Теория и практика физической культуры. — 1971. — № 1. — С. 66 — 68.

4. Дьячков, В. М. Совершенство технического мастерства спортсменов / В. М. Дьячков // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 7. - С. 17-18.

5. Пилоян, Р. А Историография науки о спорте / Р. А. Пилоян // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 7. - С. 17-18.

6. Государственный архив Российской Федерации, фонд 1950, опись 1, д. 1957, л. 6 «Объяснительная записка и показатели разви-

тия науки на период с 1960 по 1980 гг. по Центральному совету Союза спортивных обществ и организаций СССР» (ГАРФ. Ф. 9570. Оп. 1. Д. 1957. Л. 6)

ВОРОЖКО Юрий Викторович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и истории.

ЛЮБИНА Екатерина Сергеевна, студентка факультета туризма, рекреации и реабилитации.

Адрес для переписки: e-mail: naukasibgufk@yand ex. ru

Статья поступила в редакцию 31.05.10 г.

© Ю. В. Ворожко, Е. С. Любина

УДК [378.172+371.26] : 001.891.5 И. П. ФЛЯНКУ

А. А. ФОМЕНКО А. Н. ПРИЕШКИНА Ф. И. РАЗГОНОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛЕЙ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ И НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА__________________________________

Представлены модели риска возникновения заболеваний и неудовлетворительной успеваемости у студентов 1 -го курса, занимающихся спортом, в период адаптации к обучению в вузе.

Ключевые слова: спортсмены, заболеваемость, успеваемость, адаптация, факторы образа жизни.

В современном обществе здоровье молодежи в совокупности с ее социальной зрелостью являются необходимыми условиями получения высшего профессионального образования, поскольку овладение науками требует от студентов вузов больших умственных, физических и психоэмоциональных затрат.

Студенчество относится к группе высокого риска, так как на данном этапе своего развития молодые люди находятся под влиянием двух неоднозначных про-цессов-активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности [1].

Многочисленные исследования показывают, что за период обучения в вузе число лиц с хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями возрастает. За последние 20 лет доля здоровых студентов сократилась более чем в 2,5 раза на начальном этапе обучения и более чем в 4 раза к окончанию вуза [2, 3].

Здоровье человека формируется под влиянием сложного комплекса социально-гигиенических фак-

торов (совокупность факторов образа жизни, отражающих специфику социальных условий, качества окружающей среды, организации и интенсивности деятельности, поведенческих особенностей определенного слоя населения).

Наиболее сложным периодом в жизни студентов является первый год обучения. На фоне интенсификации обучения адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс. Данное явление сопровождается значительным напряжением компенсаторноприспособительных систем организма, что непосредственно сказывается на состоянии не только психического, но и соматического здоровья студентов [4].

Особенно остро стоит проблема здоровья у студентов физкультурного вуза в период адаптации к учебному процессу. Это связано с тем, что обучение характеризуется не только умственными, но и значительными физическими нагрузками, вызванными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.